Кто такая мадонна в религии


Мадонна* - это... Что такое Мадонна*?

  • МАДОННА — (ит. mia donna моя госпожа). Скульптурное или живописное изображение Богородицы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАДОННА (с итал. «моя госпожа») у католиков название живописных и скульптурных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мадонна — (Madonna)  (итал. моя госпожа) может использоваться в следующих разделах: Религия и искусство Мадонна  в христианской традиции мать Иисуса Христа, Дева Мария. Мадонна  живописное или скульптурное изображение Девы Марии.… …   Википедия

  • Мадонна — Мадонна. Рафаэль. Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем ( Прекрасная садовница ). 1507. Лувр. МАДОННА (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАДОННА — (Madonna; наст. имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе Ciccоnе) (р. 1958), американская поп певица, киноактриса, продюсер. Одна из наиболее известных и скандальных фигур шоу бизнеса 1990 х гг., имидж которой связан с постоянно подчеркиваемой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАДОННА — МАДОННА, мадонны, жен. (итал. madonna, букв. моя госпожа). Название богоматери у католиков. || Изображение богоматери (преим. в произведениях зап. европейских скульпторов и художников). Сикстинская мадонна (произведение Рафаэля). Толковый словарь …   Толковый словарь Ушакова

  • МАДОННА — (Madonna) (р. 16. 08. 1958), американская певица, исполнительница поп и рок музыки, актриса кино, театра и телевидения. Настоящие имя и фамилия Мадонна Луиза Чикконе. Родилась в Бей Сити, штат Мичиган, в многодетной семье иммигрантов итальянского …   Энциклопедия кино

  • мадонна — монна, гений чистой красоты, женщина, богородица, госпожа, богоматерь, мария Словарь русских синонимов. мадонна сущ., кол во синонимов: 7 • богоматерь (16) • …   Словарь синонимов

  • МАДОННА — (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей частью с младенцем Иисусом Христом). Происходит от старинного обращения к женщине в Италии (mia donna моя… …   Современная энциклопедия

  • МАДОННА — (итал. Madonna) то же, что Богоматерь (см. Мария) …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАДОННА — МАДОННА, ы, жен. В католицизме: Богородица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мадонна — (Madonna) сокращение итальянских слов: mia donna, т. e. моя госпожа .С давнего времени употребляется в Италии преимущественнокак наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенныхобращениях к ее помощи, а также служит для обозначения… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    МАДОННА - это... Что такое МАДОННА?

  • Мадонна — (Madonna)  (итал. моя госпожа) может использоваться в следующих разделах: Религия и искусство Мадонна  в христианской традиции мать Иисуса Христа, Дева Мария. Мадонна  живописное или скульптурное изображение Девы Марии.… …   Википедия

  • Мадонна — Мадонна. Рафаэль. Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем ( Прекрасная садовница ). 1507. Лувр. МАДОННА (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАДОННА — (Madonna; наст. имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе Ciccоnе) (р. 1958), американская поп певица, киноактриса, продюсер. Одна из наиболее известных и скандальных фигур шоу бизнеса 1990 х гг., имидж которой связан с постоянно подчеркиваемой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАДОННА — МАДОННА, мадонны, жен. (итал. madonna, букв. моя госпожа). Название богоматери у католиков. || Изображение богоматери (преим. в произведениях зап. европейских скульпторов и художников). Сикстинская мадонна (произведение Рафаэля). Толковый словарь …   Толковый словарь Ушакова

  • МАДОННА — (Madonna) (р. 16. 08. 1958), американская певица, исполнительница поп и рок музыки, актриса кино, театра и телевидения. Настоящие имя и фамилия Мадонна Луиза Чикконе. Родилась в Бей Сити, штат Мичиган, в многодетной семье иммигрантов итальянского …   Энциклопедия кино

  • мадонна — монна, гений чистой красоты, женщина, богородица, госпожа, богоматерь, мария Словарь русских синонимов. мадонна сущ., кол во синонимов: 7 • богоматерь (16) • …   Словарь синонимов

  • МАДОННА — (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей частью с младенцем Иисусом Христом). Происходит от старинного обращения к женщине в Италии (mia donna моя… …   Современная энциклопедия

  • МАДОННА — (итал. Madonna) то же, что Богоматерь (см. Мария) …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАДОННА — МАДОННА, ы, жен. В католицизме: Богородица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мадонна — (Madonna) сокращение итальянских слов: mia donna, т. e. моя госпожа .С давнего времени употребляется в Италии преимущественнокак наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенныхобращениях к ее помощи, а также служит для обозначения… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Мадонна (искусство) — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мадонна.

    Мадонна (ит. Madonna, «Дева Мария») — традиционное для итальянского и вообще западноевропейского искусства изображение Девы Марии с младенцем Иисусом (реже — без него). Нередко этих двоих сопровождают Иоанн Креститель, святая Анна либо иные святые.

    Наиболее раннее изображение Марии с младенцем Христом найдено в римских катакомбах Присциллы. Подобная иконография была распространена и в дохристианское время (например, женщин с младенцем на руках любили изображать ваятели из Танагры).

    Художники средневековой Италии при создании мадонн долгое время следовали византийским образцам — иконам с изображением Богородицы. Концом X века датируется первое скульптурное изображение Мадонны, выполненное на севере Европы, — «Золотая мадонна из Эссена». С началом крестовых походов на юге Европы получили распространение черноликие мадонны. В эпоху Возрождения огромным спросом пользовались станковые изображения Мадонны с младенцем, перед которыми любили молиться состоятельные люди. Большие циклы «мадонн» создали Джованни Беллини, Мантенья, Перуджино и Рафаэль со своими многочисленными учениками и подмастерьями (см. мадонны Рафаэля).

    Изображения Марии, Иисуса и Иосифа называются «Святым семейством». Изображение оплакивания Христа девой Марией называется «пьета». Подробнее о типах «мадонн» см. католическая иконография Богородицы.

    ru.wikipedia.org

    Мадонна, Мел Гибсон и другие звезды, которые нашли себя в религии

    Эмир Кустурица

    Знаменитый югославский режиссер родился в семье сербов-мусульман, принявших ислам еще во времена турецкого владычества, но в 2005 году все-таки вернулся к истокам — прошел обряд православного крещения. По словам режиссера, всю свою жизнь он чувствовал неразрывную связь с предками, которые были православными христианами, в том числе развивал эту тему в своих фильмах и во всех интервью подчеркивал, что считает себя продолжателем исконно сербской культуры. Кустурица говорит, что мысль о смене религии пришла к нему в тот момент, когда умирала его мать, крещеная в православии. Именно тогда режиссер почувствовал, что может потерять с ней связь, и принял окончательное решение вернуться к христианству.

    Том Хэнкс

    Актер тоже принял православие. Он пришел к такому решению в конце 80-х, когда женился на актрисе Рите Уилсон — православной гречанке. По словам Хэнкса, этот шаг имел для него особое значение. Актеру было важно чувствовать единение со своей супругой, они даже венчались в той же церкви, где крестили его жену. «Я понимаю, насколько важно просто иметь возможность ходить в церковь и размышлять о вечных вещах — истории Христа, отношении между людьми, жертвенности, — рассказывает Хэнкс. — Мы посещаем церковь не так часто, но если уж идем, то обязательно обсуждаем свои эмоции, делимся друг с другом ощущением Бога».

    Иван Охлобыстин

    Российский актер пропал с экранов на самом пике своей карьеры. В 2001 году все узнали о нем как о священнике, благословленном архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром в Ташкентской епархии. Следующие 6 лет Охлобыстин не появлялся в кино — служил в нескольких храмах, в качестве режиссера поработал над серией телефильмов «Житие святых», а также делал репортажи из воюющей Сербии и писал сценарии. Сейчас Иван снова активно снимается в кино и сериалах, но по-прежнему остается глубоко верующим человеком. По словам Охлобыстина, актерская деятельность нужна ему только для того, чтобы содержать большую семью: у Ивана с женой два сына и четыре дочери.

    Мадонна

    Мадонна Луиза Чикконе была католичкой вплоть до 1996 года, но затем, будучи беременной дочерью Лурдес, начала серьезно увлекаться буддизмом. Певица не раз рассказывала, что в разное время изучала санскрит и практиковала йогу, но гармония в ее душе поселилось после того, как она узнала о каббале. Мадонна строго следовала всем законам этого течения, полученным от духовного наставника, ее отношение к каббале не поменял даже развод с мужем Гаем Ричи, который, по слухам, ушел от артистки именно из-за ее увлечения каббалистической практикой. В 2008 году Мадонна даже пожертвовала 5 миллионов долларов на покупку нового здания для центра каббалы в Лондоне.

    Мел Гибсон

    По словам актера, к Богу он пришел около 13 лет назад. Будучи в непростой жизненной ситуации, актер стал размышлять о жертве Сына Божьего, и это помогло ему выйти из кризиса. Во многих интервью Гибсон сравнивает свои душевные раны с ранами на теле Христа, и рассказывает о том, что нельзя быть верующим наполовину: либо ты во всем следуешь за Спасителем и морально готов принести себя в жертву, либо ты — вне веры и религии. Кстати, самый известный фильм Гибсона в качестве режиссера — «Страсти Христовы», который, по его признанию, стал своего рода его обращением к людям, которые забыли о том, что такое вера.

    Смотрите программу «Верю» с 4 января каждый день в 20:05 на канале TLC

    www.cosmo.ru

    Чёрная мадонна — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2017; проверки требует 1 правка.

    Чёрная мадонна — в католическом религиозном искусстве и почитании обозначение картины или статуи, изображающей Деву Марию (мадонну) с ликом крайне тёмного оттенка. Для такого исполнения может использоваться как чёрная краска, так и различные виды чёрного дерева или камня. Наиболее известный пример — Ченстоховская икона Божией Матери, которую в просторечии и называют «Чёрной мадонной» (польск. Czarna Madonna).

    Ранее высказывались предположение, что тёмный цвет лица и рук на некоторых средневековых изображениях Девы Марии вызван случайными причинами — например, возрастом статуй и картин либо длительным воздействием чада горящих свечей. Однако ныне у искусствоведов сложилось мнение, что такой цвет кожи Богородицы был выбран художниками умышленно; на это, в частности, указывает тот факт, что чёрный цвет покрывает лишь участки кожи, но не одежды либо предметы второго плана.

    Согласно иносказательному прочтению Песни песней, прообразом Богоматери можно считать возлюбленную царя Соломона, которая говорит о себе: «Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня;…» (Песн. 1:5). В Вульгате это место звучит как «Nigra sum sed formosa». Эта цитата иногда встречается на изображениях Чёрной мадонны; впрочем, не всегда ясно — не была ли она добавлена в более поздние времена. В греческой Септуагинте соответствующее место звучит как «μέλαινά εἰμι ἐγὼ καὶ καλή», что можно перевести «Я черна и прекрасна». Споры теологов вызвали разночтения в последней фразе, которую переводили также как «Я черна, но прекрасна».

    В XX веке некоторые исследователи пытались найти связь между Чёрными мадоннами христианства и чёрными статуями античных божеств, довольно распространённых среди религиозных культов древности. В частности, в таких образах зачастую выступали на протяжении тысячелетий богини земли, плодородия и материнства в ближневосточном треугольнике Египет — Малая Азия — Месопотамия (великие богини Кибела, Иштар и Исида). Отсюда эта религиозная традиция развивалась как в западном, греко-италийском направлении (древнегреческие Артемида, Деметра, древнеримская Церера), так и в восточном (чёрная индийская Кали). Аналогичные примеры, повлиявшие впоследствии на возникновение почитания христианской Чёрной мадонны, можно обнаружить и в германском и кельтском религиозных культах (богиня Фрейя и другие). Современные исследования почитания Богоматери указывают на весьма древние корни этого культа, уходящие в глубину традиции, имеющую на Востоке многотысячелетнюю историю.

    Наиболее ранние изображения Чёрной мадонны — это скульптуры из дерева (реже — из камня), созданные в романский культурный период. Появление их в совершенно определённое время в значительном количестве в самых отдалённых друг от друга уголках Европы пока не нашло научного объяснения. Одной из гипотез является следующая: Чёрные мадонны появились в Европе (в частности, во Франции) во время Крестовых походов и были завезены из стран Ближнего Востока. Большую роль в этом сыграли рыцари — тамплиеры. Все эти статуи были созданы до XIII столетия и обладают рядом общих внешних примет: высота около 70 см, прямо сидящие, прямой взгляд больших глаз, устремлённый вдаль. Руки или пальцы — чрезмерно длинны. На коленях они держат также глядящего вдаль младенца. Младенец рукой благословляет либо держит в ней шар, подразумевающий яблоко либо земной мир. Лицо у младенца не детское, а взрослого мужчины.

    В более поздний период (барокко) Чёрная мадонна изображается, как правило, стоя. Многие из древних изображений были уничтожены во время потрясавших Европу религиозных войн и последовавших за ними революций. В настоящее время культ Чёрной мадонны весьма распространён в центральной и южной Франции (здесь они наиболее изучены), на западе и юго-западе Германии, в Испании и Италии.

    • Thierry Wirth: Les Vierges noires. Symboles et Réalités. Éditions Oxus, Escalquens u. a. 2009, ISBN 978-2-84898-119-2 (Spiritualités).
    • Wojciech Kurpik: Częstochowska Hodegetria. Wydawnictwo Konserwatorów Dzieł Sztuki u. a., Łódź-Pelplin 2008, ISBN 978-83-7380-610-8
    • Małgorzata Oleszkiewicz-Peralba: The Black Madonna in Latin America and Europe. Tradition and Transformation. University of New Mexico Press, Albuquerque NM 2007, ISBN 978-0-8263-4102-0.
    • Brigitte Romankiewicz: Die schwarze Madonna. Hintergründe einer Symbolgestalt. Patmos, Düsseldorf 2004, ISBN 3-491-72483-X.
    • Sigrid Früh, Kurt Derungs (Hrsg.): Die Schwarze Frau. Kraft und Mythos der schwarzen Madonna. Unionsverlag, Zürich 2003, ISBN 3-293-20265-9 (Unionsverlag-Taschenbuch 265).
    • Margrit Rosa Schmid: Schwarz bin ich und schön. Das Geheimnis der schwarzen Madonna. Schweizerisches Jugendschriftenwerk, Zürich 2002, ISBN 3-7269-0512-X (Stiftung Schweizerisches Jugendschriftenwerk. SJW 2180).
    • Franz Siepe: Fragen der Marienverehrung. Anfänge, Frühmittelalter, Schwarze Madonnen. Mantis, Gräfelfing 2002, ISBN 3-928852-22-1.
    • Jean-Pierre Bayard: Déesses mères et vierges noires. Répertoire des Vierges noires par département. Éditions du Rocher, Monaco 2001, ISBN 2-268-04048-8.
    • Roland Bermann: Réalités et mystères des vierges noires. 2e éd. rev. et augmentée. Éditions Dervy, Paris 2000, ISBN 2-84454-066-X.
    • Jacques Bonvin: Vierges noires. La réponse vient de la terre. Dervy, Paris 2000, ISBN 2-84454-057-0.
    • Sophie Cassagnes-Brouquet: Vierges noires. Éditions du Rouergue, Rodez 2000, ISBN 2-84156-223-9.
    • Daniel Castille: Le mystère des vierges noires. Virgini pariturae. JMG, Agnières 2000, ISBN 2-912507-35-9 (Démons et merveilles).
    • Sigrid Früh, Kurt Derungs (Hrsg.): Schwarze Madonna im Märchen. Mythen und Märchen von der Schwarzen Frau. ed. amalia, Bern 1998, ISBN 3-905581-07-8 (Librino).
    • Ursula Kroell: Das Geheimnis der Schwarzen Madonnen. Entdeckungsreisen zu Orten der Kraft. Mit Fotos von Roland Kroell. Kreuz-Verlag, Stuttgart 1998, ISBN 3-7831-1660-0.
    • Carl Sargent, Marc Gascoigne: Schwarze Madonna. Heyne, München 1996, ISBN 3-453-11880-4 (Der Shadowrun-Zyklus 23), (Heyne-Bücher 6, Heyne-Science-fiction & Fantasy 5539 — Science-fiction).
    • Jacques Huynen: L'énigme des vierges noires. 2e éd. Éditions Garnier, Chartres 1994, ISBN 2-908974-01-0.
    • Raymond W. LeMieux: The black madonnas of France. Carlton Press, New York NY 1991, ISBN 0-8062-4037-7.
    • Ean Begg: Die unheilige Jungfrau. Das Rätsel der Schwarzen Madonna. Ed. Tramontane, Bad Münstereifel 1989, ISBN 3-925828-10-9.
    • Émile Saillens: Nos vierges noires. Leurs origines. Les éditions universelles, Paris 1945 (Connaissance de l’homme 1).
    • Hans Weber-Lutkow: Die schwarze Madonna. Geschichten aus Kleinrussland. Österreichische Verlagsanstalt, Linz u. a. 1901.
    • Margrit Rosa Schmid: Die Wallfahrt zur schwarzen Madonna. Dokumentarfilm, 30 Minuten. Film- und Videoproduktion Margrit R. Schmid, Zürich 2003.

    ru.wikipedia.org

    Мадонна Литта — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    «Мадо́нна Ли́тта» (1490—1491) — картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи. Название картины происходит от миланского семейства Литта, в собрании которого она находилась большую часть XIX века.

    Мнения искусствоведов относительно авторства картины расходятся. Часть их полагает, что картина принадлежит кисти ученика Леонардо Джованни Больтраффио или Марко д’Оджоно. Эрмитаж, однако, настаивает на собственноручном авторстве Леонардо да Винчи.

    На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины: стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

    Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

    Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к миланской аристократической семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.

    Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её последнего (по указанию каталога Эрмитажа) владельца — герцога Антонио Литта (1819—1866), владельца фамильной картинной галереи в Милане, (и через Джулио Ренато Литта — родственник Потемкина и Скавронских[1]).

    В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами («Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино; «Венера, кормящая Амура» Лавинии Фонтана) «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков[2].

    Рисунок в Лувре

    На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре. Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего — Больтраффио.

    Павел Коган и Сергей Соловьёв в 1966 году сняли скрытой камерой документальный фильм «Взгляните на лицо» — о посетителях Эрмитажа, рассматривающих «Мадонну Литта».

    • Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вып. 7. М., 2003. С. 336—348.

    ru.wikipedia.org

    Мадонна Смирение — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Мадонна Смирение (ит. Madonna dell’Umiltà) – иконографический тип изображения Богородицы, матери Иисуса Христа в западноевропейском искусстве.

    Липпо Мемми. Мадонна Смирение, 1340-45, Берлин, Гос. музеи. Бартоломео Пеллерано ди Камольи. Мадонна Смирение. 1346г., Региональная галерея Сицилии, Палермо.

    Смиренность – одна из добродетелей христианства. Христианские теологи с древних времён приводили примеры смиренности Богоматери, почёрпнутые из Священного писания, однако тип изображения Мадонны Смирение сложился в искусстве только в XIV веке.

    Религиозное почитание смиренности Богородицы существовало в Европе уже в XII веке: «Смиренная мадонна» была важным объектом проповедей Бернара Клервосского и иных видных теологов, и к XIV веку превратилась в один из идеалов христианского почитания, однако её иконографический тип не был известен до тех пор, пока его не создал выдающийся мастер сиенской школы живописи Симоне Мартини. Полагают, что именно он первым в 1340-43 годах представил экземпляр новой иконографии, изобразив Мадонну Смирение в тимпане собора Нотр Дам де Дом в Авиньоне по заказу кардинала Стефанески (сегодня сохранились только синопии этого изображения). До сих пор неизвестно, что послужило причиной появления первого образа именно в Авиньоне. В качестве возможного повода приводятся трактаты Агостино Трионфо, монаха служившего при папском дворе в период «авиньонского пленения», написанные в 1328 году; в них говорится о благодетельности смиренности Богородицы. Вероятно, какие-то политические и религиозные причины привели к необходимости насаждения среди верующих именно этой идеи: благодати смиренности.

    Приблизительно в тех же 1340-45 годах родственник Симоне Мартини, художник Липпо Мемми представил свой вариант иконографии (возможно, скопировав у Симоне), а в 1346 году Мадонну этого типа написал Бартоломео Пеллерано ди Камольи (создана для францисканской базилики в Палермо, имеет дату и хранится ныне в Региональной галерее Сицилии, Палермо). Все дальнейшие изображения «Мадонны Смирение», по сути, были вариациями этих ранних образцов.

    В отличие от популярного во второй половине XIII – нач. XIV века типа Мадонны «Маэста», где Богоматерь, величественная и торжественная, восседает на троне в царском облачении в сопровождении целой свиты ангелов и святых, «Мадонна Смирение» скромно сидит прямо на земле или на полу на подушке в элегантном облачении, держа на коленях младенца Христа (иногда нежно прижимает его к себе, иногда кормит грудью, иногда младенец держит правую руку поднятой в жесте благословления). На правом плече Мадонны (иногда на обоих плечах) обычно изображалась золотая звезда с множеством лучей - stella maris (лат. «морская звезда»). Это распространённый средневековый атрибут Мадонны, ведущий своё происхождение от христианского гимна IX века Ave Maris Stella (Славься, Звезда морская!), который распевали на религиозных праздниках в честь Богородицы. Назидательный посыл такого изображения заключался в том, что, несмотря на свой высочайший статус Небесной царицы, Мадонна проста, скромна и доступна для простых верующих.

    Во второй половине XIV века тип «Мадонны Смирение» широко распространился среди населения городов Италии. Большую роль в деле распространения играл орден доминиканцев, поскольку этот иконографический тип был особенно популярен в его храмах и монастырях; именно доминиканцы заказывали большинство молельных образов такого типа. Сравнительно меньшими были запросы на этот тип Мадонны со стороны бенедиктинцев, но он был популярен и в их среде: например, генерал-приор ордена Камальдульцев Амброджо Траверсари (1386-1439) считал смирение «царицей добродетелей». Превозносили добродетель смирения и францисканцы.

    Производством картин с изображением «Мадонны Смирение» занимались практически все ведущие живописцы того времени; на художественном рынке преобладали иконы небольшого размера, которые использовались в качестве молельных образов в частных домах. Для создания образа часто использовались картонные трафареты, с помощью которых воспроизводились основные детали; в остальные вносились некоторые изменения в соответствии с пожеланиями заказчика. Популярность образа продолжалась в Италии весь XV век и пошла на спад только в XVI веке.

    В православии существует тип изображения Богородицы «Призри на смирение», однако он не пересекается с западноевропейским типом, имеет свою особую историю происхождения и, соответственно, несколько иное тематическое наполнение, хотя и отталкивается от той же идеи смиренности поведения Богородицы, несмотря на её высочайший религиозный статус.

    • Витале да Болонья. Мадонна Смирение. 1353г, Музей Польди Пеццоли, Милан

    • Якопо ди Чоне. Мадонна Смирение. 1365-70гг, Галерея Академии, Флоренция.

    • Доменико ди Бартоло. Мадонна Смирение. ок.1400г Пинакотека, Сиена

    • Андреа ди Бартоло. Мадонна Смирение, небольшой домашний альтарь. ок. 1410г., Музей Бруклина

    • Лоренцо Монако. Мадонна Смирение, 1413г., Национальная галерея искусства, Вашингтон

    • Джованни ди Паоло. Мадонна Смирение. ок. 1435г, Сиена, Пинакотека.

    • J. Höfer, K. Rahner, eds. Lexikon für Theologie und Kirhe, vol. I, Freiburg, 1957, cols. 1141-42
    • G. Schiller, Iconography of Christian Art, Lund Humphries, London, 1971, p. 112
    • I. Earls, Renaissance art: a topical dictionary, Greenwood, 1987, p. 174
    • C.B. Strehlke. Italian paintings 1250—1450. John G. Johnson Collection and the Philadelphia Museum of Art. 2004, pp. 70, 227-8

    ru.wikipedia.org

    Мадонна Ансидеи — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    «Мадонна Ансидеи» — одна из флорентийских мадонн Рафаэля Санти, написанная в период 1505—1507 годов. В настоящее время находится в Лондонской национальной галерее.

    На картине изображена Дева Мария, восседающая на высоком деревянном троне без подлокотников и с нереалистично крутыми ступенями с младенцем Иисусом на коленях. Она полностью поглощена чтением со своим сыном, доверительно прильнувшим к ней. Надпись над престолом Мадонны гласит: «Славься, Матерь Христова» (SALVE MATER CHRISTI). Справа от трона стоит Иоанн Креститель, задумчиво устремивший взгляд в небеса, слева — читающий Николай Чудотворец в епископском облачении. Изолированные фигуры Марии, Иоанна и Николая не взаимодействуют друг с другом, что было свойственно стилю художников умбрийской школы, в особенности Перуджино[1]. На фоне изображён белый арочный свод и далёкий пейзаж за ним под голубым небом. У ног Святого Николая лежат три шара, которые могут символизировать Пресвятую Троицу или три мешка с золотом, которые он по преданию подбросил трём дочерям обнищавшего жителя Миры, чтобы спасти их от бесчестья[2].

    Мадонна Ансидеи, написанная под сильным влиянием умбрийской школы, заметно отличается от рафаэлевских Мадонн римского периода, с более естественными позами Марии, Христа и Иоанна Крестителя[3], однако уже в этой работе двадцатитрёхлетний мастер демонстрирует тонкое чувство стиля и композиции, достигая совершенного исполнения всех мельчайших деталей и смело используя насыщенный тон для достижения нужного эффекта[4].

    Джон Раскин считал картину одной из величайших в истории живописи и самим воплощением христианских идеалов. К главным её достоинствам он относил безупречное исполнение, выдержавшее испытание веками; реалистичную нежность золотых тонов; умиротворённость персонажей, акцентирование их духовной природы, а не внешности; радостное спокойствие, излучаемое картиной, лишённое негативных коннотаций[2].

    Проповедь Иоанна Крестителя на сохранившейся пределле к Мадонне Ансидеи. Лондонская национальная галерея

    Никколо Ансидеи заказал Рафаэлю алтарную картину «Мадонна и младенец со Святым Иоанном Крестителем и Святым Николаем Барийским»[5] с тремя пределлами для своей семейной капеллы Святого Николая церкви Сан-Фьоренцо в Перудже[6]. До наших дней сохранилась лишь одна пределла — «Проповедь Иоанна Крестителя», которая размещалась под фигурой Иоанна и в настоящее время находится вместе с Мадонной Ансидеи в Лондонской национальной галерее. Две утраченные пределлы изображали обручение Девы Марии и одно из чудес Святого Николая, располагаясь, соответственно, под каждым из персонажей[6].

    Датировка картины оставляет некоторые вопросы. Первоначально считалось, что она была начата в 1505 году, на основе стиля Рафаэля того времени, находившегося под сильным влиянием Перуджино. Более тщательное изучение перенесло дату на 1507 год, и ныне считается, что работа над картиной велась в течение всего периода 1505—1507 годов[7].

    Капелла семейства Ансидеи была разобрана во время реконструкции церкви Сан-Фьоренцо в 1763 году. Позднее капеллу восстановили, и в настоящее время в ней находится копия Мадонны Ансидеи XIX века[8]. Оригинал приобрёл лорд Роберт Спенсер в 1764 году за нераскрытую, но, очевидно, крупную сумму денег для своего брата Джорджа Спенсера, четвёртого герцога Мальборо[9]. Хранившуюся в Бленхеймском дворце, одном из самых роскошных зданий в Европе и резиденции герцога Мальборо, картину иногда называли «Бленхеймской Мадонной»[1][10].

    В 1875 году восьмой герцог Мальборо Джордж Чарльз Спенсер-Черчилль продал Мадонну Ансидеи Лондонской национальной галерее за 75000 фунтов стерлингов[11] (по другим сведениям — за 70000 фунтов стерлингов[2], то есть примерно 350000 долларов), что в три раза побило рекорд стоимости за картину того времени, в основном, из-за редкости картин Рафаэля в зарубежных галереях[2].

    1. 1 2 Grant, A. Evolution in Early Italian Art – The Madonna and the Saints (англ.) // The Pall Mall magazine : journal. — London: Hazell, Watson & Viney. — Vol. 7. — P. 65.
    2. 1 2 3 4 Ruskin, J. A Popular Handbook to the National Gallery (англ.). — London: MacMillan & Company, 1888. — Vol. 1. — P. 111—112.
    3. Ruskin, J. A Popular Handbook to the National Gallery (англ.). — London: MacMillan & Company, 1888. — Vol. 1. — P. 113.
    4. Pater, W. Miscellaneous Studies: A Series of Essays (англ.). — 2007. — P. 59—61.
    5. ↑ The Ansidei Madonna, Key Facts (неопр.) (недоступная ссылка). London: National Gallery. Дата обращения 11 марта 2011. Архивировано 18 мая 2011 года.
    6. 1 2 The Ansidei Madonna, Saint John (неопр.). London: National Gallery. Дата обращения 11 марта 2011.
    7. Müntz, E. Raphael; His Life, Works and Times (неопр.) / Armstrong, W.. — London: Chapman and Hall, 1888. — С. 170.
    8. ↑ San Fiorenzo (rebuilt in 1471–1519, remodeled in 1763–70) (неопр.). Key to Umbria: City Walks. Архивировано 7 июля 2011 года.
    9. Hogg, J; Marryat, F. London Society (неопр.). — London: Kelly & Company, 1885. — Т. 48. — С. 49.
    10. Killikelly, S. Curious Questions in History, Literature, Art, and Social Life (англ.). — Philadelphia: David McKay, 1886. — Vol. 1. — P. 74.
    11. Boase, F. Modern English Biography: Containing Many Thousand Concise Memoirs Who Have Died Since the Year 1850 (англ.). — Truro: Netherton & Worth (self-published), 1897. — Vol. 2. — P. 1646.
    Ранние работы
    Флорентийский
    период
    Римский период

    ru.wikipedia.org

    мадонна — Толковый словарь Ожегова

    МАДОННА, ы, ж. В католицизме: Богородица.

    Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. Мадонна — В христианской мифологии то же, что Мария, богородица. Большая советская энциклопедия
    2. Мадонна — (Madonna) — сокращение итальянских слов mia donna, т. e. "моя госпожа". С давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенных обращениях к ее помощи... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    3. мадонна — Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где madonna — сращение ma «моя» и donna «госпожа» < лат. mea domina, родственных мой и дом. Этимологический словарь Шанского
    4. мадонна — Мадо́нн/а. Морфемно-орфографический словарь
    5. Мадонна — Мадонна (Madonna) (сценическое имя; настоящие имя и фамилия Мадонна Луиза Вероника Чиччоне, Ciccione) (р. 1958), американская эстрадная певица и киноактриса. С 1978 выступала в танцевальной группе в Нью-Йорке; играла в бродвейских театрах. Большая биографическая энциклопедия
    6. Мадонна — Мадонна Орфографический словарь. Одно Н или два?
    7. мадонна — Итальянское – madonna (моя госпожа, Богоматерь). Латинское – ma domina (мой дом). Слово «мадонна», означающее «изображение богородицы в живописи», было заимствовано из итальянского языка в XVIII в. Этимологический словарь Семёнова
    8. мадонна — орф. мадонна, -ы (в старину в Италии: госпожа) и Мадонна, -ы (у католиков: Богоматерь) Орфографический словарь Лопатина
    9. мадонна — МАД’ОННА, мадонны, ·жен. (·итал. madonna, ·букв. моя госпожа). Название богоматери у католиков. | Изображение богоматери (преим. в произведениях ·зап.-европейских скульпторов и художников). Сикстинская мадонна (произведение Рафаэля). Толковый словарь Ушакова
    10. мадонна — мадо́нна "изображение богородицы в живописи". Из ит. madonna "богоматерь". Этимологический словарь Макса Фасмера
    11. Мадонна — (полн. имя и фам. Мадонна Луиза Чикконе, по др. данным Каччионе; р.1960) – амер. певица. Поет в стиле «софт-рок». Помимо концертной деятельности, М. снимается в кино. Наиболее значит. альбомы: «Madonna» (1983), «Like a prayer» (1989), «I`m breathless» (1990) и др. Энциклопедический словарь псевдонимов
    12. мадонна — МАДОННА -ы; ж. [исп. madonna — госпожа моя] 1. [с прописной буквы] У католиков: Богоматерь. Обет Мадонне. Святая М. Обратиться с молитвой к Мадонне. 2. Высок. О женщине, являющейся предметом поклонения кого-л., любви. * Творец мне ниспослал, тебя, моя Мадонна (Пушкин). Толковый словарь Кузнецова
    13. мадонна — сущ., кол-во синонимов: 7 богоматерь 16 богородица 22 гений чистой красоты 6 госпожа 27 женщина 107 мария 17 монна 2 Словарь синонимов русского языка
    14. мадонна — -ы, ж. У католиков: богоматерь, а также ее скульптурное или живописное изображение. Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом --- печально выглядывала из его [ясеня] ветвей. Тургенев, Ася. [итал. madonna] Малый академический словарь
    15. мадонна — 1. мадонна I ж. Женщина, являющаяся воплощением красоты, целомудрия и кротости. II ж. Употребляется как старинное обращение или форма вежливого упоминания по отношению к женщине в Италии. 2. Мадонна ж. Наименование Богоматери (у католиков). Толковый словарь Ефремовой
    16. мадонна — Мадонны, ж. [ит. madonna, букв. моя госпожа]. Название Богоматери у католиков. || Изображение Богоматери (преимущ. в произведениях западноевропейских скульпторов и художников). Большой словарь иностранных слов
    17. мадонна — Мадонна, мадонны, мадонны, мадонн, мадонне, мадоннам, мадонну, мадонн, мадонной, мадонною, мадоннами, мадонне, мадоннах Грамматический словарь Зализняка
    18. МАДОННА — МАДОННА (Madonna; наст. имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе, Ciccоnе) (р. 1958) — американская поп-певица, киноактриса, продюсер. Одна из наиболее известных и скандальных фигур шоу-бизнеса 1990-х гг. Большой энциклопедический словарь
    19. мадонна — (иноск.) — женщина божественной красоты с возражением кротости и целомудрия, напоминающая мадонн выдающихся живописцев Ср. Если бы ему предсказали, что он загорится когда-нибудь желанием целовать руки, глаза, прильнуть к губам этой "мадонны "... Фразеологический словарь Михельсона

    gufo.me

    Мадонна — каббала, Ричард Гир — буддизм: во что верят звезды

    Саентология

    Движение, основанное американским писателем-фантастом Роном Хаббардом на околонаучных и религиозных идеях, направленное на улучшение жизни и успех в карьере.

    Том Круз

    Актер присоединился к Церкви саентологов в 1990 году. Теперь самый знаменитый саентолог и самая саентологическая звезда Голливуда разрывается между своими убеждениями и личной жизнью. Уже не секрет, что именно саентология стала причиной развода Тома Круза и актрисы Кэти Холмс: супругу не устраивало слишком пристальное внимание к их личной жизни со стороны членов Церкви саентологии, вступать в которую Холмс отказалась. По этой причине после развода актера руководство церкви высказалось против его общения с бывшей женой и дочерью. В конце августа Круз все же встретился — впервые за два года — со своей девятилетней дочкой Сури.

    Известно, что Круз склонял чету Бекхэмов посетить несколько семинаров, когда Дэвид и Виктория жили в США из-за контракта футболиста, но те вежливо отказались.

    Уилл Смит

    Сам актер пока не спешит пополнить ряды саентологов, хотя открыто признается в том, что поддерживает взгляды своего коллеги Тома Круза. «Я изучил буддизм, индуизм и благодаря Тому Крузу саентологию и хочу сказать, что 98 процентов заповедей, исповедуемых саентологами, идентичны библейским», — сказал актер. Жена Уилла Смита Джада также увлечена саентологией.

    Джон Траволта

    «На протяжении сорока лет я являюсь частью Церкви, моя семья положительно относится к саентологии, так что у меня все прекрасно. Мне доводилось помогать людям при помощи учения, а саентология не раз спасала меня самого», ― с гордостью заявляет актер. По словам Траволты, негативное отношение к вероучению вызвано популярностью саентологии и недостатку знаний у критикующих.

    Каббала

    Эзотерическое течение в иудаизме, которое толкует Тору и изучает содержащееся в Ветхом Завете божественное откровение.

    Мадонна

    Певица увлеклась учением в 1997 году после рождения дочери Лурдес. В тот момент, как рассказывает Мадонна, она находилась в духовном поиске и пробовала найти ответы на вечные вопросы разными способами: изучая буддизм, йогу и веды. Но устроила звезду только каббала, и, как только певица познакомилась с основами древнего учения, в ее жизни, по собственному признанию, «все встало на свои места». Летом 2004 года Мадонна заявила, что приняла еврейское имя Эсфирь, подтверждая тем самым всю серьезность своего увлечения мистическим учением. Мадонна использует каббалистические мотивы в своих песнях (например, в треке Isaak с альбома Confessions On a Dancefloor), посещает духовные центры и уроки раввина и, конечно, финансово помогает центрам изучения Каббалы в Штатах. Несмотря на то что сценический образ Мадонны и божественное откровение мало дополняют друг друга, американские раввины вовсе не против участия Мадонны в своем течении. Также Каббала охотно открывает двери и для множества других знаменитостей. Это доказывает символ Каббалы — красная шерстяная нить, которую фотографы замечают периодически на запястье то одной, то другой звезды.

    Буддизм

    Религиозно-философское учение, одна из древнейших мировых религий.

    Ричард Гир

    Актер принял буддизм в 20 лет, и с тех пор доволен своим выбором. Религия помогла найти Гиру ответы на философские вопросы и более осмысленно проживать свою жизнь. Кроме съемок, актер занимается и общественной деятельностью. Гир выступает за независимость Тибета, куда сам совершил паломничество, и оказывает гуманитарную помощь тибетскому сообществу в Индии. А еще буддизм вдохновил актера проявить свой талант фотографии: 10 лет назад Гир представил выставку своих работ, посвященных, конечно, Тибету.

    Орландо Блум

    Актер Орландо Блум занимается не только йогой и медитацией, но, как и Ричард Гир, участвует в акциях благотворительных фондов, в частности организаций по защите природы. Известно, что Блум оборудовал свой дом в Лондоне солнечными батареями и системой переработкой мусора.

    Тина Тернер

    Певица обратилась к буддизму в надежде справиться с депрессией после развода с мужем-тираном Айком Тернером. По словам артистки, буддизм помог ей найти силы не только восстановиться после разрыва, но и записать первый сольный альбом.

    Стив Джобс

    Основатель компании Apple увлекся принципами дзен-буддизма, еще будучи студентом, и остался верен учению до конца жизни. Джобс каждый день медитировал и исповедовал отказ от излишеств, веганство и сыроедение.

    Иудаизм

    Официальная религия еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

    Натали Портман

    Натали, рожденная под фамилией Херцшлаг, не воспитывалась в ортодоксальной строгости, но все-таки сейчас звезда исповедует иудаизм и приобщает к религии четырехлетнего сына Алефа. Наравне с английским актриса считает вторым родным языком иврит и даже думает на нем, когда оказывается в Израиле. Впрочем, к своей религии Портман относится критично. «Все, что касается женщины, все эти законы смирения, законы развода — что сама женщина не может инициировать развод и что, если муж умирает, ты переходишь к его брату… И эта молитва „Благодарю, Всевышний, что не сделал меня женщиной“. Эти вещи отвратительны», — признается актриса.

    Саша Барон Коэн и Айла Фишер

    Звезда фильмов «Шопоголик» и «Иллюзия обмана» Айла Фишер перешла в иудаизм ради своего мужа Саши Барона Коэна. До знакомства с Коэном Айла была прихожанкой методистской церкви. Перейдя в иудаизм, актриса получила новое имя: теперь ее зовут Айяла, что переводится как «олень» или «газель». По словам Айлы, иудаизм обогатил ее эмоционально, только вот изучение иврита дается актрисе с трудом.

    Гвинет Пэлтроу

    Когда-то Гвинет Пэлтроу уверяла, что она не религиозна, но пять лет назад узнала, что ее семья происходит от фамилии влиятельных раввинов Восточной Европы. Отец актрисы Брюс Пэлтроу был кинопродюсером еврейского происхождения, и этот факт заставил актрису пересмотреть свой подход к воспитанию детей. Пэлтроу начала воспитывать дочь Эппл и сына Моисея в традициях и иудаизма, и христианства. А в прошлом году, после развода с Крисом Мартином, актриса озвучила свое решение официально перейти в иудаизм — правда, пока не известно, осуществила ли Гвинет свою идею.

    www.cosmo.ru

    Культурное влияние певицы Мадонны — Википедия

    Певица оказала влияние не только на музыку, но и на моду, феминизм и постмодернизм. Стала источником вдохновения многих последующих исполнительниц, среди которых Destiny's Child, Бритни Спирс, Пинк, Леди Гага, Кэти Перри, Майли Сайрус, Адель и Эсперанса Сполдинг[1][2][3][4].

    Творчество Мадонны 1990-х годов было встречено столь отрицательными отзывами прессы и порицанием общества, что привлекло внимание академической среды. По примеру Гарвардского университета, высшие учебные заведения включали мини-курсы «мадонноведения»[A 1][5][6][7]. Междисциплинарный курс об «интерпретации корпуса её работ» и их влиянии на субкультуры положил начало многолетнему дискурсу. Профессор английского языка Университета Огайо Роберт Миклич рассматривал само его возникновение как «симптом времени» в своей работе «От Гегеля до Мадонны: навстречу экономике товарного фетишизма»[8][9][10][7][11].

    По мнению биографа Тараборелли, наибольшее влияние на Мадонну оказала преждевременная смерть матери, после которой 5-летняя Мадонна два года страдала агорафобией: при выходе из дома у неё начиналась рвота[12]. Мать была тёзкой певицы и её имя на могильной плите рано вызвало у девочки «мысли о жизни и смерти»[13]. Страх смерти отца вызвал сильную зависимость от его мнения и заставил преодолевать неуверенность в себе[14]. Мадонна говорила, что подозрение в собственной посредственности является основным стимулом её поведения[15][16].

    Музыкальный критик Люси О’Брайен считала изнасилование в 19-летнем возрасте более важным стимулом её поведения, нежели ранняя потеря родителя, лишь усилившая её виктимность[17]. О’Брайен также полагала, что перенесённое насилие подвигло певицу на манифестацию равенства во всех проявлениях: в частности, желание отомстить повлияло на её книгу «Sex», где она рассказывала истории в фотографиях под маской различных персонажей в стиле работ Синди Шерман[18][19][20].

    Исполнители и группы, повлиявшие на творчество Мадонны[править | править код]

    [Мадонна] — блестящий поп-мелодист и лирик. Я был сражен качеством песен [во время сессий Ray of Light]. Лирика «The Power of Good-Bye» просто ошеломляет. Я люблю Мадонну как и как автора песен... Знаю, что она выросла на Джони Митчелл и Motown, и, по моему мнению, воплощает в себе лучшее из двух направлений. Её автобиографичные песни чудесны, и при этом она может сочинить роскошный поп-припев... Она заслуживает большего признания как автор.Рик Ноуэлс, cоавтор и сопродюсер альбома Ray of Light [28]

     

    Оригинальный текст (англ.): 

    [Madonna] is a brilliant pop melodist and lyricist. I was knocked out by the quality of the writing [during Ray of Light sessions]. The lyrics to "The Power of Good-Bye" are stunning. I love Madonna as an artist and a songwriter... I know she grew up on Joni Mitchell and Motown, and to my ears she embodies the best of both worlds. She is a wonderful confessional songwriter, as well as being a superb hit chorus pop writer... She doesn’t get the credit she deserves as a writer.

    В интервью 1985 года Чикконе назвала «These Boots Are Made for Walkin'» Нэнси Синатры первой песней, произведшей на неё сильное впечатление[26]. В детстве на неё оказали влияние Карен Карпентер, The Supremes, Led Zeppelin и The Who, позднее — Blondie[23][29].

    «Хамелеон рок-музыки» Дэвид Боуи повлиял на всю её карьеру[30]. По словам культуролога Питера Йорка, она стала первой женщиной, которая «пошла путём Боуи»[21]. Игра на ударных в фанк-поп-ска-панк группе Breakfast Club и создание Emmy способствовали её последующему статусу поп-рок-диско-звезды, легко меняющей аранжировки песен от гранжа к диско[NB 1][31]. В её песнях раннего периода сильно влияние Крисси Хайнд[NB 2][23].

    Другие важные влияния на творчество Мадонны[править | править код]

    Танец модерн[править | править код]

    Со времён занятий балетом Чикконе вдохновлялась классической музыкой, особенно выделяя барокко, Густава Малера, Вольфганга Амадея Моцарта и Фредерика Шопена[32]. Мадонна вспоминала о своих сложных отношениях с одноклассниками в пригороде Детройта: «Нападки толпы лишь подтверждали мое превосходство: что мне до этого быдла, которое даже Малера не знает!»[33]. Большинством биографов отмечено влияние на неё хореографов модерн и постмодерн, в особенности Марты Грэм и «родственной души» Дункан[34][35].

    Литература[править | править код]

    По мнению музыкального критика Люси О’Брайен, в 14 лет на Чикконе как будущего поп-поэта повлияла дружба с будущим признанным поэтом Уином Купером[en]. Он учился в той же школе на класс старше и показывал ей свои стихи. По воспоминанием Купера, девушка казалась застенчивой и немного отстранённой, она скромно одевалась и особо любила книги Олдоса Хаксли и роман «Любовник леди Чаттерлей»[36].

    В раннем возрасте Мадонна обратила внимание на поэзию Энн Секстон и Сильвии Плат, что повлияло на её обманчиво простую метатекстуальную лирику[A 2][37]. На певицу также повлияла лирика Джони Митчелл[38]. В 2000-х годах Мадонна также была известна как детская писательница. В 2014 году певица поделилась своим списком книг, «изменивших её жизнь»:

    Религия[править | править код]

    Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).

    — Кандидат исторических наук Ованес Акопян, 2015 год[40]

    Влияния католицизма и религиозного синкретизма характерны для всего творчества Мадонны[41][42][43]. До 12-ти лет певица хотела стать монахиней и музыка мессы повлияла на её сочинения и манеру: профессор Дуглас Келлнер[en] особо выделил органный григорианский контрапункт «Music» и подражание церковному пению во «Frozen»[44]. В имидже первых двух альбомов видна бижутерия из огромных крестов и рваная одежда «современной юродивой», как объединение двух её детских мечтаний — «быть монахиней и быть Нэнси Синатрой»[45].

    В клипе на песню «La Isla Bonita» она показана молящейся на чётках розария[46]. Альбом Like a Prayer (1989) посвящён влиянию католического воспитания певицы на её отношения с родителями и миром[47]. Стала изучать каббалу с 1996 году, но не переходила в иудаизм (гиюр)[48]. В 2006 году уточнила, что продолжает «верить в Иисуса» и воспринимает каббалу в качестве философской, а не религиозной системы[49]. Певица давала многомиллионные пожертвования школам каббалы и идеализировала учение вплоть до скандала 2011 года[43][50]. В 2015 году Мадонна уточнила в интервью, что не считает себя иудейкой, однако придерживается кашрута и большинства еврейских обычаев из-за веры в концепцию дерева жизни и связь этих обрядов с общими корнями всех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама[51].

    Национальность[править | править код]

    Хотя оба родителя Мадонны — американцы по гражданству, в её творчестве сильно влияние итальянской крови по отцу и франкоканадской по матери[58]. Поездка в Париж в 1979 году познакомила её с культурой французских шансонье и дала уверенности для старта карьеры певицы[59]. На исторической родине матери Мадонну считали «новой малышкой Пиаф», а президент Саркози называл её любимицей нации[60][61]. В 2001 году Мадонна стала британской гражданкой.

    Жизнь в собственном поместье Эшкомб[en], уилтширской деревни около Солсбери, повлияла на настроение последующих работ певицы, развила англофилию и скептическое отношение к родным Штатам[62][63]. «Притворный» британский акцент уроженки Мичигана Чикконе-Ричи стал предметом раздражения американцев и иронии англичан[64]. Это прижилось в разговорном языке идиоматическими выражениями «синдром Мадонны» и «комплекс Мэдж»[65]. Сюжет был использован в 15-м сезоне мультсериала «Симпсоны» — эпизод «The Regina Monologues».

    Музыкальный стиль и лирика[править | править код]

    С самого начала карьеры Мадонна принимала основное участие в написании собственных песен[66]. Этот факт сыграл ключевую роль в продолжительности музыкальной карьеры[67]. Мнение общественности и критиков о её творчестве сильно менялось с течением времени. Песни середины 80-х годов хорошо воспринимались слушателями, но некоторые критики упрекали их в шаблонности и однообразии. По мнению музыкального критика Люси О’Брайен, такое начало карьеры сказалось на том, что эта «прекрасная мелодистка» не сразу заслужила доверие как музыкант[68][69].

    Как автор текстов Мадонна автобиографична, но без особых подробностей. Она затрагивала различные темы: от неразделённой любви до нетрадиционных для того времени тем и табу[70][71][72]. Многие из текстов содержали намёки и двусмысленности, что приводило к многочисленным интерпретациям среди музыкальных критиков[73][74][75]. Лучшие треки неизменно работали на самом поверхностном уровне — как танцевальные или поп-хиты, — однако в то же время содержали в себе нечто большее: например, полемические высказывания — когда завуалированные, а когда и вполне прямолинейные — на темы возраста, гендера, искусства, власти и сексуальности[76].

    1980-е годы
    Есть люди, более совершенно владеющие голосом — слово „лучше“ здесь не уместно. Ну какой голос лучше того, что в „Like a Prayer“? Просто посмотрите на авторов-исполнителей прошлых лет — Нил Янг, Боб Дилан, Леонард Коэн — они не были „певцами“— Соавтор и сопродюсер альбомов True Blue (1986) и Like a Prayer (1989) Патрик Леонард о комментариях по поводу «лучших» певиц, чем Мадонна, 2017 год[77].

     

    Оригинальный текст (англ.): 

    There’s people with a more controlled voice — the word “better” is not fair, because how can you have a better voice than the voice that sang “Like a Prayer”? You just go through the list of singer-songwriters through the years — Neil Young, Bob Dylan, Leonard Cohen, none of these people were “singers”

    В одном из первых интервью 1983 года она охарактеризовала собственный стиль словосочетанием «soulful pop music»[A 3][78]. Ранние сочинения пришлись на время участия в ска-поп-рок-группе Breakfast Club («Little Boy», «Safe Neighborhood», «Shine A Light»), поп-рок группе Emmy («Bells Ringing», «Drowning», «(I Like) Love For Tender», «No Time For Love»), а также на сольный «» период («Get Up», «High Society», «I Want You», «Love On The Run», «Laugh To Keep From Crying»)[79]. Хотя песни 1979—1982 годов более депрессивные и «роковые» — с акцентированной гитарой и ударными — уже в них слышно характерное для многих её последующих работ сочетание жизнелюбия и отчаяния, жизнерадостности и катарсиса[80][81]. Мадонна вспоминала о раннем периоде: «»[82].

    Диджей Марк Каминс[en], помогший Мадонне с первым контрактом, полагал, что она «сильно недооценена как музыкант и лирик»[83]. Хотя Чикконе была единственным автором большинства песен дебютного альбома, но первый коммерческий успех (попадание в Топ-20 Billboard Hot 100) принёс третий сингл «Holiday» сторонних авторов. Это на годы определило скептическое отношение к Мадонне как к автору-исполнителю, в том числе её собственное: даже после второго альбома и масштабного «прорыва» в чарты 1985 года исполнительница не воспринимала себя всерьёз и не верила, что её музыкальная карьера через 20 лет будет успешнее актёрской[84]. На третьем и последующих дисках она выбирала коллабораторов из числа профессиональных музыкантов и, как следствие, у неё нет хитов, написанных полностью в одиночку — аранжировщик всегда выступал соавтором[85]. Профессиональный композитор и пианист Патрик Леонард называл её «», обладающим редким пониманием связи текста и мелодии — это качество позволило ей не только писать слова поверх музыки, но и серьёзно менять ноты, превращая написанные им инструментальные темы в успешные песни[86].

    Её первые синглы ставили только «чёрные» радиостанции, но после успеха на MTV видео на песню «Borderline» её музыка стала ассоциироваться с белым лицом и пришёл успех у массовой аудитории[84]. С тех пор Чикконе стала вызывать неприязнь из-за цвета кожи: «Белая Дэнис Уильямс нам не нужна»[87]. Работавшие с Мадонной в 80-е годы Регги Лукас, Стивен Брэй и Патрик Леонард публично удивлялись степени диффамации: соавторы и сопродюсеры стали для прессы «авторами и продюсерами»[88] хитов Мадонны, а её бойфренд Джон Бенитес, диджей с нулевым опытом работы в студии, с подачи прессы стал «продюсером первого альбома Мадонны»[89] — чтобы лучше сходилась версия, будто бы «безголосая» исполнительница сделала карьеру через постель[90][91][92][93]. Внимание общественности было сосредоточено не на творчестве, а на личной жизни исполнительницы.

    После третьего альбома Rolling Stone называл её «достойным подражания автором песен с даром хуков и запоминающихся текстов»[A 4][94]. По мнению профессора Ньюкаслского университета Джермен-Айвенс, талант Мадонны в создании «потрясающих» хуков позволял текстам обращать на себя внимание слушателей даже без помощи музыки, например в сингле 1985 года «Into the Groove»[95].

    1990-е годы
    В студии она всегда работает засучив рукава. Все думают, что она… избалованная поп-звезда, и не понимают, что она прекрасный продюсер, но именно им она и является[96].Уильям Орбит, соавтор и сопродюсер альбома Ray of Light (1998)

     

    Оригинальный текст (англ.): 

    In the studio she's completely sleeves-rolled up. You think of her as a... pop icon... You don't perceive Madonna as a great producer, but that's exactly what she is.

    В 1990 году экономист Роберт М. Грант[en] написал, что её успех «достигнут определённо не за счёт невероятного природного таланта». Автор считал, что «как вокалистка, музыкант, танцовщица, композитор или актриса, она одарена скромно», однако уже «утвердившись в роли королевы популярной музыки, она продолжила перепридумывать (переосмыслять) себя»[97]. Причиной успеха певицы Грант видел постоянные эксперименты с новыми музыкальными идеями, использование талантов других, а также постоянную смену имиджа[98][99]. Точка зрения специалиста по стратегическому менеджменту о недостатке у Чикконе творческого таланта и, в свою очередь, наличии невероятной бизнес-хватки[100][101], была демагогическим «переходом на личности»[102][103]. Однако версия понравилась массовому читателю и распространилась с подачи делового журнала Forbes[104][105][106][107]. На претензии критиков, что она, в основном, не единоличный творец, а «всего лишь соавтор и сопродюсер», певица реагировала:

    Я стараюсь тщательно контролировать свою карьеру, однако я не тиран. На моем альбоме не должно быть указано, что абсолютно всё написано, аранжировано, спродюсировано и исполнено Мадонной. Если установить полную монополию, то, по-моему, это угрожает потерей объективности. Я хотела бы продолжать совместную работу с талантливыми и умными людьми, которым бы я могла доверять, просить у них совета, использовать их идеи[108].

    Оригинальный текст (англ.)

    I like to have control over most of the things in my career but I'm not a tyrant. I don't have to have it on my album that it's written, arranged, produced, directed and stars Madonna. To me, to have total control means you can lose objectivity. What I like is to be surrounded by really, talented intelligent people that you can trust. And ask them for their advice and get their input[109].
    Мадонна
    Культурное влияние певицы Мадонны:
    «Ray of Light» (инф.)
    В 1999 году песня «Ray of Light» выиграла для тогда 40-летней Мадонны первую «Грэмми» за музыку как «Лучшая танцевальная запись»[110]

    Ogg Vorbis, 30 с, 76 Кб/с

    В 1991 году профессор Миннесотского университета музыковед Сьюзан Макклери[en][111] похвалила работы Мадонны за «»[112] и отметила «»[113]. Макклери, обычно равнодушная к неклассической музыке и выступающая за «новое музыковедение[en]», объясняла стойкую неприязнь влиятельных людей индустрии к Мадонне (ни одной премии «Грэмми» за все 80-е при рекордных продажах True Blue и блестящих отзывах альбома Like a Prayer, включившего в себя песни на очень разнообразные темы — религия, секс, любовь, замужество, смерть и семья) несоответствием танцевальных мелодий и ритмов стереотипу среднего класса об идеальном [87] (см. Рокизм и поптимизм[en]). Кроме того, музыковед отметила необоснованное желание критиков вычеркнуть женщину из числа авторов-исполнителей, обратив огромный коммерческий успех против неё — в качестве доказательства низкопробности её творчества: «»[114].

    Профессор вписала тогда ещё 32-летнюю Мадонну в историю музыки, поставив и назвав «материальной девушкой в замке Синей Бороды»[115]. В музыкальном плане Макклери обратила внимание на присущий Чикконе отказ от финального разрешения неопределённости между тоникой (в трактовке «нового музыковедения» в данном контексте тоника знаменует смирение с единственным концом для сексуальной женщины в патриархальной музыкальной традиции — смертью в стиле опер «Кармен», «Лулу» и «Саломея»[116]) и «мужской» пятой ступенью с использованием параллельной тональности и медианты[117]. Профессор назвала это «»[118][NB 3].

    2000-е годы
    Мадонна не кричала на каждом углу о своих музыкальных способностях... Она замечательный . Мадонна слушает много классических мюзиклов, причем не только широко известных, как, например, «Поющие под дождем», но и более редко исполняемых... Замечательные, запоминающиеся мелодии. И она сама пишет замечательные мелодии[96].— Мирвэ, соавтор и сопродюсер Music (2000) и American Life (2003) [128]

     

    Оригинальный текст (англ.): 

    She hasn't shouted about her musical abilities... She's the consummate songwriter. She listens to classical musicals a lot. Not just the obvious ones, like "Singin' in the Rain", but the lesser ones... Really solid melodic stuff like that. And she writes really solid, melodic stuff.

    После четырёх премий «Грэмми» за [110] и двух Ivor Novello в 2000 и 2006 году[NB 4] к Мадонне как автору-исполнителю постепенно стало приходить признание: американского композиторского истеблишмента[129][130], популярной британской газеты The Telegraph[131], а также влиятельных музыкальных изданий Rolling Stone и Pitchfork[132][133].

    Авторы книги «Гендерные представления в культурах»[A 5] (2004) отметили, что «»[134].

    2010-е годы

    В 2017 году в своём сборнике научных эссе 70-летняя Макклери[NB 5] полностью подтвердила тезис 26-летней давности о первичности музыкального аспекта в творчестве Чикконе. Профессор распространила высказывание о «раннем» периоде на последующие и констатировала существующую недооценку Чикконе критиками: «»[136].

    В 2018 году BBC провела исследование всего каталога Мадонны. Оно выявило непонимание её песен алгоритмами нейросети Spotify, не учитывающими лирику, а также особое внимание к редкой для поп-музыки «мрачной» тональности си-бемоль минор (см. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 и 2-ю часть Симфонии № 4 Чайковского)[137][138]. Самые частотные слова в названиях хитов Мадонны в Великобритании — me и girl[139].

    Продюсирование

    ru.wikipedia.org


    Смотрите также