Крест православный как сделать


Православный крест на могилу, какие размеры и пропорции, где ставится крест на могиле у православных, как сделать своими руками из металла, почему на могиле ставят крест

У всех народов имеются свои принципы захоронения, но, когда умирает человек, возникает масса вопросов, связанных с оформлением и установкой креста на могиле.

Православный крест на могилу должен быть обязательно установлен сразу же после захоронения.

Где ставится крест на могиле у православных?

Если на могиле имеется крест, то это говорит о том, что умерший был христианином. У православных христиан, как правило, на могиле устанавливается восьмиконечный православный крест. Хоронят головой на запад, для того чтобы он мог видеть восход солнца.

Крест в ногах позволяет умершему видеть крест и молиться на него.

Стоит отметить: иногда на крест прикручивают фотографию умершего, но священники этого делать не советуют. Лучше всего на табличке написать дату смерти и рождения, а также фамилия, имя, отчество умершего.

Почему на могиле ставят крест?

В православии устанавливает на могиле крест в связи с тем, что покойный верил во Христа и носил при жизни нательный крест, и теперь он находится под покровительством Распятия, расположенного лицом к умершим, чтобы при воскресении восстать из гроба и увидеть оружие победы над дьяволом.

Пропорции и размеры креста на могилу

Сами размеры креста на могилу могут быть разными, но они должны соответствовать «Золотому сечению». Поперечная планка креста должна приравниваться 1/3 высоты самого издеия, которое умножается на 2 и получается что верхний конец составляет 1/3 центра креста.

Боковые планки тоже должны приравниваться по 1/3, а нижняя часть будет составлять 2/3. На нижнюю часть креста прибивается наклонная планка, которая будет параллельна верхней части креста. Наклон самой планки должен приравнивается 45 градусов, а длина должна равняться длине таблички.

Косая перекладина, которая имеется на кресте, представляет собой весы правосудия. Согласно библии на Голгофе были распятые два разбойника, один был с левой стороны от Христа, а другой с правой. С правой стороны разбойник покаялся и получил прощение, и об этом говорит косой конец перекладины, который направлен вверх.

Как сделать своими руками крест из металла?

Временные кресты на могилу чаще всего делается из дерева, но также могут быть сделаны  и из металла. Раньше делали кресты из железа, иногда покрывали их титановым напылением, также могли использовать сталь, чугун.

Многие приобретают металлические кресты  в ритуальных магазинах, но иногда близкие делают такой крест своими руками. Опять же его размеры должен быть обязательным соблюдать пропорции «Божественного сечения».

Для того чтобы делать этот крест самостоятельно нужно выбрать профильную трубу, также табличку, на которой записать сведения о покойном. Перед монтажом необходимо покрасить изделия в нужный цвет. После желательно покрыть антикоррозийным лаком, чтобы железо не покрывалось ржавчиной.

Как сделать своими руками крест из дерева?

Изготовить деревянный крест на могилу достаточно легко, чтобы он получился красивым и правильным надо знать базовые столярные навыки.

После того как крест будет изготовлен по структуре «Золотого сечения», в конце работы обязательно крест пропитывается морилкой и покрывается лаком.

Можно ли менять крест на могиле?

Если крест на могиле со временем износился и прогнил, то его можно заменить на новый, но при этом старый крест должен быть сожжен.

Дело в том, что в русской православной церкви дерево было самым распространенным материалом из которого создавали кресты на кладбище. Наши предки кресты не красили, т.е. оставляли материал таким, какой он есть.

Но сегодня многие задумываются над тем, как сохранить память о близком, и чтобы крест не потерял внешнего вида и простоял намного дольше, прежде чем покрывать крест лаком и морилкой, необходимо зачистить все неровности и  сделать поверхность гладкой. После покрыть крест морилкой, уже после лаком. Лак высыхает не сразу по стечении определённого времени.

Некоторые покрывают крест воском, тогда он приобретает матовый оттенок и это защищает его от короедов и солнечных лучей. Существует несколько видов покраски крестов, но при выборе покрытие необходимо обратить внимание, чтобы само покрытие могло защитить дерево от воздействия окружающей среды.

Что делать с крестом после установки памятника?

Большинство священников утверждают о том, что после того как деревянный крест меняют на памятник, его необходимо сжечь, а оставшийся прах развеять на могиле в виде Креста. Если же сжечь его невозможно, то в этом случае крест разбирается и закапывается в надгробье.

Церковь разрешает распиливать деревянный крест и закопать его рядом с могилой или отдать малоимущим людям, у которых нет средств, чтобы установить такую похоронную атрибутику.

Если на территории кладбища имеется церковь или часовня, то как правило крест приносят священнослужителям, а они заботятся уже о том, чтобы он был сожжен по всем правилам.

Размеры крестов, пропорции, изготовление, установка на могилу

Крест 120х60 см из гранита Габбро

Перед тем, как сделать крест на могилу, нужно узнать его точные размеры. Нельзя подходить к этому легкомысленно и делать «на глаз». Религиозные атрибуты выполняют по строгим пропорциям, размерам, которые недопустимо нарушать.


На могиле верующего принято устанавливать крест, который указывает на то, кем человек был при жизни: христианином, католиком, старообрядцем. Принадлежность к той, или иной конфессии видна с одного взгляда на памятник, потому что он имеет свою религиозную символику.

КАКИЕ РАЗМЕРЫ КРЕСТА НА МОГИЛУ

Следует подробно коснуться правил создания крестов для различных вероисповеданий. Так как надгробные сооружения православных и католиков разные по форме и размерам.


ПРАВОСЛАВНЫЕ

Посещая старые, дореволюционные кладбища, с сохранившимися памятниками с крестами – можно увидеть образец правильных пропорций и размеров. В дореволюционной России мастера строго следовали традициям, исполняли Божественный закон. А при проектировании креста применялся принцип Божественного сечения (Золотого сечения).


Сейчас на кладбищах установлены кресты, разных размеров и пропорций, их уже мало кто соблюдает. Нет тех жёстких рамок, которые были больше века назад.

Однако, если вы хотите сделать правильный православный знак, то следует знать основные Божественные пропорции. Эти пропорции позволяют создать красивый, гармоничный символ спасения. Каждый христианин, увидев его молитвенно помянет тех, кто лежит под его сенью, в могиле.


Этот православный символ получается в рост человека, размеры можно уменьшить, но не нарушая указанных пропорций. Согласно церковным канонам, высота надмогильного знака допускается от 400 до 1200 мм. Стандартные габариты в миллиметрах: 700х400х50, 1200х600х80.


Наша компания «Постамент.ру» выполняет заказы по изготовлению религиозных крестов на могилу. Мастера строго соблюдают пропорции.

Материал для изготовления:

  • Деревянный, из ценных пород, обработанных защитными составами;

  • Железный, сварной из стальных профильных труб;

  • Кованый мастером вручную или изготовленный аппаратным методом;

  • Каменный, сделанный из гранита, мрамора или других, природных камней.

Религиозный символ можно нанести на каменный надгробный памятник в виде рисунка, резьбы, барельефа.


КАТОЛИЧЕСКИЕ

У католиков символ воскрешения отличается от православного знака количеством перекладин и гвоздей. Он четырёхконечный из двух частей: основной столб и одна перекладина на расстоянии 1/3 от верхнего конца. То есть, разделите столб на 3 части и на первой отметке от верха крепите перекладину. Каждая из поперечных перекладин равна третьей части от размера столба.

Ширина перекладин и столба выбирается произвольно. Для того, чтобы конструкция была целостной, выглядела красиво, то лучше всё сделать одинаковым по ширине.

КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ КРЕСТ НА МОГИЛУ

Самостоятельно можно сделать любой надгробный знак. Однако, даже зная точные размеры, сложно получить красивое изделие. Для этого нужен опыт, навыки, хороший материал и сложное оборудование.

Мы уже более 20 лет делаем памятники с классическими православными, католическими, старообрядческими и армянскими (Хачкар) крестами. В работе мы строго придерживаемся религиозных канонов и не отступаем от общепринятых стандартов.

Здесь мы собрали фото таких надгробных памятников – это отличная иллюстрация образцов религиозных постаментов на могилы верующих разных конфессий. Также, по заказу можно сделать гравировку или скульптурную резку любого ритуального символа. Изображение наносят несколькими способами: лазером, пескоструйным аппаратом, или гравируют вручную.

Памятники с религиозными знаками заказывают как для одного человека, так и для группы лиц. На этой странице вы можете посмотреть фото наших работ – одинарных, двойных, семейных на трёх и более человек. А на этой странице вы найдёте разные модели с символом спасения.

Каталог изделий

20 550 Р

Гранитный крест 17905

6 300 Р

Гранитный крест 17901

6 300 Р

Гранитный крест 17902

8 550 Р

Гранитный крест 17903

8 550 Р

Гранитный крест 17904

20 550 Р

Гранитный крест 17906

8 400 Р

Гранитный крест 17908

19 450 Р

Гранитный крест 17909

18 300 Р

Гранитный крест 17910

18 300 Р

Гранитный крест 17911

29 030 Р

Гранитный крест 17912

20 550 Р

Гранитный крест 17913

29 030 Р

Гранитный крест 17914

17 400 Р

Гранитный крест 17917

17 400 Р

Гранитный крест 17918


КАК И ГДЕ ЗАКАЗАТЬ КРЕСТ С ТОЧНЫМИ РАЗМЕРАМИ?

Купить надгробные памятники с крестом (фото смотрите в фотогалерее), можно здесь, на нашем сайте. Достаточно кликнуть на модель, отправив её в Корзину.


Оформить заказ, подписать договора можно в нашем офисе. Если вы заняты, то закажите услугу «Вызвать менеджера». Он приедет к вам домой или на работу в назначенное время (Москва и ближайшее Подмосковье).

Можно заказать эксклюзивный гранитный православный знак на могилу, его цена немного выше обычных моделей. Покажите свой рисунок (эскиз, фото) нашему дизайнеру. Он создаст 3Д картинку, и вы увидите точное изображение будущего изделия. После внесения правок и согласований всех деталей ваш заказ будет взят в работу и выполнен в оговорённые сроки.

Читайте ещё информационные статьи по этой теме:

Если остались вопросы – закажите обратный звонок. 


5 Октября 2019 Благоустройство могилы Самостоятельно можно сделать любой надгробный знак. Однако, даже зная точные размеры, сложно получить красивое изделие. Для этого нужен опыт, навыки, хороший материал и сложное оборудование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как делается нательный крест. Фоторепортаж

Святейший патриарх Алексий II часто вспоминал слова из книги Экклезиаста, говоря о том, что сегодня настало благоприятное время собирать некогда бездумно разбросанные камни. Действительно, на нашу долю выпала важная задача восстановить забытые и утерянные традиции, которые были привычны для наших прадедов, но искоренились десятилетиями атеистического режима.

По благословению Святейшего, в 2003 году при московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках была организована ювелирная мастерская, работники которой поставили своей целью восстановить древнюю культуру ношения нательного крестика.

Некогда крест был драгоценной святыней, которая часто передавалась из поколения в поколение, и каждый, кто получал его — бережно хранил его. Сегодня нательный крест для множества людей — это часто алюминиевая штамповка, которую легко выбросить, потерять и купить снова, а иной раз закинуть на дальнюю полку сразу после крещения.

Некогда обменяться нательным крестом с другом — означало назвать человека крестным братом и установить с ним такую связь, в сравнении с которой меркли связи родственные. Сегодня же в народе сколь безосновательно, столь прочно засело суеверие, что, подарив крест, человек дарит с ним и свои грехи…

Одна из задач Церкви, как организма земного и в то же время небесного, — раскрыть перед человеком духовный мир через понятные ему материальные примеры. Таким образом, показать духовное значение нательного крестика легче всего через его земную красоту. Для этого мастера прикладывают огромные усилия, и результатом их работы стали изделия, которые впервые с 1917 года пополнили коллекцию церковного искусства Исторического музея.

Художественные эскизы

Работа над любым изделием начинается с художников, которые находятся в постоянном изучении православных канонов. Они посещают древние храмы и монастыри, художественные музеи и археологические раскопки, собирая эскизы и зарисовки существующих до сего дня традиционных православных форм. После этого, весь полученный материал перерабатывается, и рождаются эскизы совершенно новых изделий — сначала на бумаге, а затем и в серебре.

Изготовление примы модельером

После того, как создан и утвержден первоначальный серебряный эскиз, за работу берется уникальный мастер — модельер. Под специальным микроскопом он вручную доводит модель до совершенства и изготавливает так называемую приму: прототип, с которого затем будет делаться форма. Вручную вырезаются мельчайшие детали ликов, надписи, узоры, орнаменты и прочие элементы будущего креста или образа. Любой православный мастер понимает, что даже мельчайший образок святого — это, прежде всего, икона. Повышенное внимание уделяется и надписям на образках, ведь любое изделие должно содержать верную подпись, иначе по канонам оно уже не сможет считаться иконой.

Запекание резиновых форм

Свое детище, модель образа или креста, художник-модельер передает в производство. Теперь задумка автора, вырезанная в серебре, называется примой, т.е. первой, единственной. Она служит основой для создания производственного изделия. Первым ее принимает мастер-вулканизаторщик. Его задача — создать восковую модель примы. Для этого ее помещают между пластинок из мягкой как пластилин резины. Форма закладывается в печь и при высоких температурах запекается. По окончании обработки мастер достает резиновую заготовку из печи и аккуратно скальпелем разрезает ее вдоль формы, чтобы извлечь из нее приму. Под воздействием высоких температур, на резине остается точный отпечаток, повторяющий каждый штрих примы. Теперь сюда можно впрыскивать воск и делать заготовки для массового производства.

Изготовление восковых макетов изделия

Составные части резиновых форм плотно пригоняются друг к другу и помещаются под пресс специальной (инжекционной) установки, где под высоким давлением в них вводится ювелирный воск. Затем формы с расплавленным воском помещают на несколько минут в холодильник. Последний этап – это извлечение застывшего воскового макета изделия из резиновой формы.

Собирание восковок в «ёлки»

Чтобы изделие из воскового стало серебряным, нужно провести еще один сложный этап превращений. Изготовленные восковки нужно соединить вместе для того, чтобы изготовить по ним гипсовую форму. Каждая восковая моделька имеет своеобразную веточку (литник), которой она крепится к стволу. Крепятся они так, чтобы весь макет составлял единое целое, но его детали не соприкасались друг с другом. В результате восковая модель приобретает весьма характерную форму, за что её и называют «ёлкой».




Изготовление литейных форм

Восковые «ёлки» помещаются в так называемые опоки — полые железные цилиндры — и заливаются формовочной смесью из гипса. Затем готовые формы помещают в специальную печь, где в течение суток из них в несколько этапов, без остатка, выплавляется, выжигается, а затем выпаривается весь ювелирный воск. В этой же печи гипс закаляется, чтобы впоследствии выдержать температуру расплавленного серебра.

Заливка серебра

Наконец наступает долгожданный момент, когда подготовка окончена и вот-вот появится отлитое основание будущего крестика. Каждую форму мастер последовательно помещает в печь, засыпает туда серебро и, когда оно плавится и достигает указанной температуры, под высоким давлением заливает серебро в форму, чтобы оно прошло по каждому её канальцу и заполнило даже самые мелкие детали. Когда раскаленное серебро немного остынет внутри формы, её опускают в воду, чтобы остудить окончательно.

Очистка и обрезка «ёлок»

Следующий этап — очистка серебряной заготовки от остатков гипсовой формы. Основная часть гипса отпадает в тот момент, когда раскаленная форма оказывается в воде. А окончательно серебро очищается при помощи сильной струи воды, специальной кислоты и ультразвука. В результате серебро становится белого цвета и приобретает матовую фактуру.

Сборка   и художественная обработка изделий (чернение, золочение, эмалировка, закрепка)

Даже самое простой крестик или образок состоит из нескольких частей, не говоря уже о складнях. Таким образом, изделия попадают к монтировщикам, которым как минимум, необходимо присоединить к крестику или образку ушко для цепочки, и сделать это нужно, не оставив шва сварки. После того, как сборка окончена, серебряное изделие тщательно взвешивается на сверхточных весах и отправляется в пробирную палату, где проверяется качество сплава и на изделие ставится проба.

По возвращении из пробирной палаты, изделие тщательно полируется и приобретает привычный для нашего глаза блеск. После того оно передаётся различным специалистам-ювелирам. Если изделие содержит эмаль, то его передают мастеру-эмальеру, закрепщик вставляет в изделие камни различной величины, отдельные специалисты занимаются золочением и чернением серебра. Это настолько тонкая работа, что руководитель мастерской с лёгкостью может узнать почерк каждого из своих мастеров. После того, как мастера закончат свою работу, начальник производства осматривает результат, чтобы не допустить в нем каких-либо изъянов, после чего все работники собираются на общую благодарственную молитву и расходятся по домам.

Освящение готовых изделий

Но, сколь бы ни был красив созданный крестик, он, прежде всего, является видимым символом смерти Христовой и знаком причастности человека к Его Церкви. А потому остается еще один, самый важный этап — каждое из изделий освящается в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, чтобы каждый, кто наденет такой крест, получал от Бога защиту, силу и крепость.

Сайт мастерской: www . sofija . ru

Сделать деревянный крест на могилу своими руками

Если есть желание самостоятельно сделать крест, то нужно учитывать следующее: вне зависимости от формы, все кресты (венчающие ли купола православных храмов или стоящие на могилах) изготавливаются в соответствии с пропорциями "золотого сечения", характерного для идеального тела человека.

Таким образом, если вы захотите сделать распятье высотой 1,618 м, то ваши расчеты должны быть следующими:

длина центральной перекладины будет равняться 1,618 м;

расстояние от нее до верхушки, а также длина верхней планки составят 0,382 м;

верхняя перекладина должна отстоять от средней на 0,236 м;

от вершины до первой перекладины расстояние должно быть 0,146 м;

между нижней косой и основанием нужно отмерить 0,5 м.

Производство и продажа деревянных крестов обычно бывают сосредоточены в столярных мастерских, где и можно выбрать или заказать изделие по своему образцу. Индивидуальные распятия ручной работы на заказ неповторимы и существуют в единственном экземпляре.

Обычно кресты из дерева устанавливаются на могилу сразу, в день похорон.

Через год после этого (или несколько лет – в зависимости от грунта на участке), как правило, монтируют постоянное надгробие. При этом из гранита при желании также можно изготовить памятник в виде креста.

правильный православный крест, размеры и надписи

После погребения христианина ставят православный крест на могилу. Это символ того, что человек исповедовал Христа и был крещен в Православной Церкви. Православные верят в то, что во время воскресения мертвых, первое, что увидит восстающий к вечной жизни, будет крест, как якорь спасения.

Где ставится крест на могиле у православных

Сразу же после того, как произошло захоронение усопшего, ставится могильный крест и именно в ногах, так как таким образом обозначается молитвенная настроенность погребенного христианина. Эта традиция имеет древнее происхождение и обозначает приверженность покойного к христианской вере.

Важно! Крест любой формы, четырехконечный, восьмиконечный и. т. д. почитается православными одинаково, как орудие страдания Иисуса Христа и залог нашего спасения. Но сложилась традиция, что именно восьмиконечный крест ставится на могиле православного после погребения.

Каким должен быть могильный крест

Над могилой православного человека должен быть восьмиконечный крест, символика его следующая:

  • собственно само распятие, на котором был казнен Иисус Христос;
  • табличка над главой Христа, где была надпись «вины» Господа «Иисус Христос, Царь Иудейский»;
  • в нижней части косая доска, указывающая путь Христа в первые три дня после смерти и воскресения, путешествие Его в ад, чтобы проповедовать грешникам и там.
Священники рекомендуют использовать крест в качестве памятника на могиле

Сама эта косая дощечка также служила возглавием для ног Спасителя во время казни. Выбор именно такой формы креста на могилу понятен, так как он подлинно соответствует реальности крестной смерти Сына Божия.

Отличия православного креста

Очень важно, чтобы сразу же после погребения над могилой был воздвигнут православный крест и первоначально он будет деревянный. Но это временный вариант и очень недолговечный. Поэтому со временем его лучше всего заменить на крест из других материалов, более надежных и стойких к превратностям времени и атмосферы.

  1. Из металлической трубы, которую можно периодически красить и она прослужит долго.
  2. Из гранита, его срок службы около 50 лет, потом такой крест начинает крошиться.
  3. Из мрамора, такой крест простоит вечность, ничуть не изменившись.

В настоящее время появляются и другие надежные материалы, например карбон, способный как мрамор выдерживать длительное воздействие внешних условий атмосферной среды.

Православные обряды по усопшим:

Главное отличие православного могильного креста именно в его восьмиконечности. Такой крест всегда ассоциируется с кладбищенским, поэтому, когда ставят подобные кресты в других местах, помимо кладбища, это иногда вызывает у населения некоторое отторжение.

Иногда верхнюю часть такого креста покрывают параллельной доской, которая делает как бы навершие-крышу. Это делается в практических целях — такая крыша защищает поверхность деревянную от осадков, тем самым продлевая ему жизнь. Эта традиция более характерна для приверженцев старообрядчества, которые кроме деревянных крестов других и не ставят.

Факт! Надо всегда помнить о том, что означает могильный крест — это орудие спасения, символ победы жизни над смертью. Поэтому любая форма креста приемлема над могилой христианина, но традиционно для православных кладбищенская форма креста восьмиконечная.

Пропорции и размеры креста на могилу

Чаще всего на могилу ставят деревянный крест. В настоящее время это оправдано, и производители такого деревянного изделия выбирают лучшие сорта осины, дуба, кипариса или сосны. Деревья специально подбираются и заготавливаются по всем правилам столярного искусства. Кроме того, эти заготовки подвергаются специальной обработке, чтобы увеличить долговечность конечного изделия.

На могилах чаще всего устанавливают восьмиконечный крест

В основе размеров могильного креста лежат знаменитые, вечные правила «золотого сечения», соблюдая, которые действительно можно создать вполне пропорциональный крест, без перекосов и излишних некрасивых пропорций. Чтобы крест на могилу был правильных размеров, надо придерживаться следующих правил:

  • поперечная планка это 1/3 высоты креста;
  • высота его 1,7 метров, т. е. это средний рост человека;
  • нижняя, наклонная планка не должна превышать 45 градусов.

В таких пропорциях символ нашего спасения выглядит гармонично и красиво. Если эти пропорции соблюдены, мы действительно видим красоту креста и молитвенно поминает тех, кто лежит под его сенью.

Какую надпись можно написать на могильном кресте

Всякая плоть человеческая, где бы она не находилась, по учению Православной Церкви, восстановится в день Страшного Суда. Поэтому так важна функция кладбищ, где погребены в одном месте тела людей, ожидающих, в том числе и телесного восстановления.

О поминовении усопших:

С точки зрения вечности и перспективы Суда, неважно как звали человека, так как все наши имена и деяния записаны на Небесах. Но вот живущим здесь и потерявшим близкого человека, а также и для потомков эта информация имеет актуальность. Поэтому табличка на могильном кресте будет очень уместна для потомков.

На ней должны быть следующие сведения:

  • полные расшифрованные инициалы умершего;
  • точные даты его жизни и смерти.
Если крест на могиле со временем износился, его можно заменить на новый

Этого достаточно, но возможно поместить и изображение фотографическое усопшего, а также мудрую эпитафию. Это заставит живых, задуматься о бренности мира и близости смерти.

Можно ли менять крест на могиле

Современные деревянные кресты защищают любыми способами от старения и разрушения: их покрывают специальными лаками и составами, которые предохраняют древесину от атмосферного воздействия и насекомых.

Но все же с течением времени кресты разрушаются. Тогда старый крест убирают и заменяют на новый, а прежний сжигают. Действует негласное правило, по которому никакая святыня не может быть просто выброшена, а тем более крест.

Что делать с крестом после установки памятника

Почти всегда устанавливается на новой могиле деревянный крест, и он простоит, даже без особых забот о нем не менее десяти лет. Но надо сразу продумать тот момент, что деревянный крест надо будет менять на металлический или установить памятник.

В любом случае крест сжигают, а если это невозможно, то распиливают и закапывают рядом с захоронением. Но и на вновь установленном памятнике обязательно должно быть изображение креста.

Православный крест

О Кресте, его видах и пропорциях: max_fedosov — LiveJournal

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции — оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека. 

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618. 

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре. 
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня. 

Греческий (корсунский крест)


Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста.  Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1), по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2); барочный крест (рисунок 3).

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы. 

Русский восьмиконечный крест


Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад. 

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382 : 2 = 0,191 (см. рис.2). 

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана). 

Барочный крест


Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом. 

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000 : 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3 ). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента. 

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда: http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=52

Формы и пропорции православных крестов

Крест — главный символ христианства и бесконечной веры. Почитая его образ, христиане поклоняются не орудию казни, а всепобеждающему духовному оружию и символу вечной жизни, которая была дарована людям вместе с искуплением от греха. Надглавные кресты, воздвигаемые над православными храмами, имеют множество форм, несущих определенное символическое значение, однако самыми распространенными являются шестиконечные и восьмиконечные.

Шестиконечные кресты

Широко распространенный ещё со времен Древней Руси, шестиконечный крест с косым подножием — мерило праведное — веками венчал собой купола храмов. Наклонное подножие имеет два значения. Первое — это перекладина весов «страшного» суда, чья верхняя сторона символизирует освобождение покаянием, а нижняя — нераскаянный грех. По второй версии верхний конец, как стрелка компаса, указывает человеку на начало духовного возрождения и направление пути из мрака в область света.

Восьмиконечные кресты

Воздвигаемый над храмом восьмиконечный крест, в основании которого часто можно увидеть полумесяц, наиболее точно воссоздает исторически достоверную форму креста, на котором был распят Иисус Христос. С давних времен считавшийся мощной защитой от невидимого и видимого зла, он, кроме нижней косой и горизонтальной перекладин, имеет ещё одну, символизирующую табличку с надписью INRI (аббревиатура латинской фразы, означающей «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и восходящей к Новому Завету).

Иные формы

К излюбленной форме древнерусский мастеров можно отнести Трилистник, который является символом Живоначальной Троицы, при этом завершения концов креста могут быть как круглые, так и треугольные (заостренные). Не менее распространенной была и Звезда утренняя, создавая которую кузнецы украшали звездами лучевое сияние, исходящее из центра креста. Кстати, именно при помощи этих волнистых или прямых линии мастера решили задачу изображения невещественного света жизни.

Помимо линий-сияния на православных крестах можно увидеть виноградную лозу с гроздьями ягод, голубя, изображающего Святого Духа, цветы и готовые распуститься побеги — апофеоз животворящей силы.

Пропорции и способы изготовления

Вне зависимости от формы, все кресты, венчающие купола православных храмов, изготавливаются в соответствии с каноническими (золоточисленными) пропорциями, которые отличаются исключительно высоким эстетизмом и определяют безупречное соответствие между целым и частями. Пропорции «золотого сечения», известные с глубокой древности, благотворно влияют на человека, присутствуя во всех гармоничных явлениях жизни и, следовательно, только согласно им может быть построен символ Бога и Веры. Пропорции тела также подчиняются закону «золотого сечения», и, осеняя себя крестным знамением, человек передает их и накладываемому кресту.

Все размеры православного восьмиконечного креста определяются членами ряда «золотого сечения». Общепринятым обозначением этой пропорции является Ф (в честь Фидия, древнегреческого скульптора, первым применившего Божественное сечение при создании своих произведений), равное 1,618. Исходя из этого, если взять высоту креста за 1,618, то:
  • Длина средней перекладины Ф=1;
  • Расстояние от верха креста до средней перекладины и длина верхней перекладины Ф-2=0,382;
  • Расстояние между средней и верхней перекладинами равны Ф-3=0,236;
  • Расстояние от верха креста до верхней перекладины Ф-4=0,146;
  • Расстояние от основания до нижней косой 1/2Ф=0,5.

Вертикальные элементы могли вытягиваться в зависимости от высоты строения и визуального восприятия креста с земли.

Строительно-реставрационная компания «Искон» предлагает три варианта изготовления крестов, отличающихся исполнением и стоимостью:
  • Из черного металла, облицованного листовой нержавеющей сталью, покрытой нитридом титана;
  • Из нержавеющей стали с последующим напылением нитрида титана;
  • Из нержавеющей стали с последующим напылением 24-каратного золота.

Самодельный крест православной семьи | Православие и мир

«Разводы – это там, «в миру», православные точно не разводятся», – думают многие. Увы, жизнь показывает обратное. Почему же распадаются семьи православных? Что такое темница православного брака и как из нее выйти, не преступив заповеди? Об этом «Правмиру» рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова.

Учебники по монашеству – травмоопасны для семьи

– Почему люди разводятся?

– В целом разрушена структура общества. Семья часто понимается не как нечто, данное раз и навсегда, а как особая договорная система. Это понимание меняется, когда оба супруга воцерковлены осознанно и по-настоящему.

– Но ведь разводятся и православные, даже многодетные…

– Да. Но чаще в тех случаях, где работает доминанта личного счастья: человеку должно быть в браке хорошо.

– А разве не должно быть человеку хорошо в браке?

– Конечно, в браке должно быть хорошо. Но только же не всегда получается. Семья и брак – это труд. И, собственно, когда становится предельно трудно, кажется, что вот он, простой способ кардинально изменить ситуацию.

Но понимание того, что брак – это труд, можно очень легко передернуть. Причем из православного брака сделать темницу легче, чем из светского. Для этого больше идеологической базы, неверно трактованной. Вот и начинается: «Зачем я тебе буду делать жизнь лучше, ведь семья – это крест и страдания, а значит, терпи и мой посуду».

Екатерина Бурмистрова. Фото Ивана Джабира

– А как быть с иерархией семьи, когда муж – глава и его нужно беспрекословно слушаться?

– Современная семья – это союз равных партнеров. В том виде, в котором она сложилась когда-то, семейная иерархия не применима. Тем более, практически никто не рос в семье с такой иерархией. Это вообще некоторая фантазия, вычитанная из учебников по монашеству, неадаптированных, девятнадцатого или даже восемнадцатого века. Все равно, что взять древнеегипетские тексты и радикально обрушить полученное из них, не посоветовавшись ни с кем, на свою семью. Это очень травмоопасно. Нужна очень серьезная адаптация и помощь реально живущих священников. Но при этом не «старцев», в кавычках.

– Мужчина не глава семьи?

– Мужчина может быть главой. Но это не подразумевает ни тирании, ни диктата. И он – глава избранный, по согласию. Если он начинает эту тему педалировать, причем ни он сам, ни жена не росли в традиционной модели, то ничего хорошего не получится. Они же оба выросли в системе, когда девочки, мальчики воспитывались одинаково, сидели вместе за партой, были приучены в школе к соревновательной конкуренции. Это нельзя переделать в браке, воспроизведя традиции без осмысления.

Семья, где начинает работать авторитарная модель, может стать не христианской. Там и жесткость отношений, и безлюбовность и невидение потребностей друг друга. Вот это как раз особенности православных браков, из-за которых они нередко рушатся.

Причем бывает, что мужчина, который декларативно требует иерархии – инфантильный. То есть сверху у него идеология, он весь правильный, а за этим инфантилизм, неумение брать ответственность…

«Для чего мне это надо?»

– Когда инициатором разводов выступает женщина?

– В таких ситуациях, когда в семье проявляется та самая жесткая структура. Но она также может не разваливать семью, а уходить в депрессию, в какое-то заболевание.

– А когда разводятся по инициативе мужчины?

– Мы имеем дело с тотальным количеством неофитов в Церкви. Неофитство – это 10–12 лет, – то время, когда люди входят в традицию, что-то начинают понимать. Люди на подъеме неофитства создают семью, рожают детей, одного за другим. Часто не по желанию, а потому, что так положено. Это гигантская длительная нагрузка.

Затем подъем неофитства проходит, нагрузка растет, а отношения выхолащиваются, потому что они не были крепкими и супруги в них не вкладывались.

Я уж не говорю про браки, когда люди плохо друг друга знали и женились по благословению священника. Таких тоже немало. Это, правда, меньше афишируется. У нас любят показывать красивую картинку православного брака.

А в православном браке, как и в неправославном, бывает всякое. Допустим, некрепкая семья, супруги были мало знакомы до свадьбы, у них почти ничего нет общего. И вот когда волна неофитства проходит, мужчина нередко задает себе вопрос: «Для чего мне это надо? Любви в браке нет, радости нет, много работы, есть жена, которую я не вижу ни в какой роли, потому что она постоянно с детьми».

 

Если к этому добавить желание романтики, тот факт, что мужчина редко теряет «товарный вид», в отличие от женщин, вот и появляется желание выйти из всего этого, начать что-то новое.

Случается, что человек выходит из периода неофитства и у него начинают возникать мысли, что он может не уходить совсем из Церкви, оставив семью. Поразительные бывают случаи, когда муж оставил семью с несколькими детьми и при этом он не перестал посещать храм, причащаться.

Самодельный крест

– Какие конфликты могут привести к разводу?

– Есть конфликты ходовые – люди поругались, через конфликт договорились и стали ближе друг к другу, выработали, возможно, какую-то общую позицию. А есть конфликты, которые приводят к дистанцированию, когда увеличивается межличностная дистанция, как говорят психологи, и люди в результате этого конфликта отдаляются. Такой конфликт – шаг к охлаждению, отдалению, ощущению еще большего непонимания. Это может копиться, а если речь о многодетной семье, там много чего происходит, и просто нет времени на «разгребание накоплений»: надо отвезти детей, один заболел, другой поступает в институт – всегда есть то, что отнимает время. И все накапливается до какого-то такого предела, когда уже оказывается небезопасным для семьи.

Обычно люди пропускают тот момент, когда еще можно исправить, когда можно сесть поговорить, пока накопилось не так много.

Недавно у нас с мужем Михаилом вышла книга про семью. Это такой своеобразный сборник ужастиков о том, что случается с семьей в период становления.

Вроде бы многодетная семья – это семья с опытом, но с какого-то момента начинается астения, утомление и люди, как ни странно, опять начинают попадать в ловушки, которые проходят в начале брака.

– Какие самые частые ошибки допускают мужчины и женщины?

– Обычно это смена супружеских ролей на другие. Женщина уходит в материнскую роль, а в многодетной семье – это часто тотальный уход, буквально погружение в материнство с головой и с забыванием всего остального. Мужчина уходит из роли супружеской в роль добытчика и отца. То, что было значимо для них как для пары, соединило – выхолащивается.

И типичная российская женская ошибка – уверенность, что понимать все нужно без слов, муж обязан догадаться обо всем, что от него требуется, причем во всех областях жизни.

У мужчин типичная ошибка – уверенность, что он все возможное сделал. Если хорошо зарабатывает, значит – долг свой выполнил и не надо к нему приставать с другими вопросами. Там, где муж денег зарабатывает недостаточно, часто сознательно, он может использовать своеобразную «духовность». «Аскеза нужна, смиряйся, для чего нам машина – это роскошь. Жизнь – это крест и страдания», – говорит такой муж. На самом деле такие кресты – самодельные.

Любовь и другие совпадения

– Случается, люди думают – раз мы повенчались, венчание защитит наш брак, будет некой гарантией…

– Да, это некое магическое восприятие таинства. И оно как раз может мешать построению нормальной семьи. Ведь им кажется – раз есть гарантия, то и работать над отношениями не надо.

– Правда ли, что браки крепче у людей, которые были не церковными и потом вместе уже пришли в Церковь?

– По-разному бывает. Мне кажется, что крепче браки, сделанные по собственному выбору в осознанном состоянии. Можно сказать, человек, который только недавно воцерковился, какое-то время не в себе. Считается же, что лучше не уходить в монастырь в первые годы воцерковления на неофитской волне, не делать столь серьезный выбор быстро. Семья – не менее серьезный выбор.

– То есть, все-таки, когда супруги приходят вместе к вере, то на семейной жизни это сказывается лучшим образом?

– Ничего подобного. Тем более, это очень редко бывает одновременно. Это счастливое исключение, когда люди уже женаты и вместе пришли к вере. Потому что обычно приходит кто-то один. Могут начинаться трудности как раз в этом смысле. Один воцерковился, начал жить церковной жизнью, а другой вообще еще к вере не пришел. Вера – это же дар, а не вопрос выбора. Такой отрыв, разная скорость, темп, качество воцерковления – еще одна из причин развала браков православных.

– Крепче браки, которые заключены в юности или в более зрелом возрасте?

– Неизвестно. Крепкие браки – у которых крепкая основа, где люди любят друг друга и у них много других совпадений. Дело не в возрасте. Можно сказать, что в брак вступить легче в более раннем возрасте.

– Есть какой-то кризисный возраст для семьи?

– Прежде всего, это кризис среднего возраста супругов. Супруги оказываются в нем по очереди или одновременно, если они ровесники.

Для многодетной семьи «кризисный» период, когда долгое время идут много маленьких детей подряд и все они требуют большой заботы, он долго не заканчивается. Потом, наверное, время, когда дети идут в школу. Это вообще для всех семей кризис: повышается уровень нагрузки.

Синдром опустевшего гнезда – стандартный кризис. В многодетной семье он отодвигается.

Но для большой семьи критично, когда суммируется очень много разных вопросов: заработки, большое количество бытовых проблем, проблемы со здоровьем, заботы о пожилых родителях, маленькие дети. И все это одновременно, никакого продыху. При этом у человека проходит тот самый прекрасный неофитский период, когда кажется, что все легко, и дальше нужно уже самим серьезно работать.

Успеть начать сначала

– Как можно сгладить, преодолеть все эти кризисы?

– Немножко сил оставлять на заботу не только о детях. Вкладываться, хотя бы насколько позволяет ситуация, в супружеские отношения. Забота о взрослых – это тоже ниша ответственности, и забота эта вам не дастся сама собой. Это то, что нужно строить. Так же, как заботиться о здоровье, об образовании детей.

– На что прежде всего стоит обращать внимание супругам, чтобы «половинка» захотел (а) сохранять семью?

– Здесь важно, а есть ли что сохранять, кроме большого совместного хозяйства, детей. Люди часто очень меняются в течение жизни. Если это семья, то изменения должны быть совместными, в похожем направлении. Но это не всегда удается.

Бывает, что люди просто встречаются только в выходные и только вскользь, настоящей совместности нет много лет. Повседневность отнимает столько сил, что надо будет выделять внутренние ресурсы, и людям не до совместности. Без совместности – невозможно. Если не выделять силы и время на нее, когда-нибудь это выйдет наружу.

Если супруги увидели, что долго не выделяли сил и времени друг для друга, для своего супружества, то нужно как бы сориентироваться, перегруппироваться и попытаться начинать все это спасать.

Потому что времени друг на друга не останется никогда, тем более если семья – многодетная, и если не поменять саму структуру, если не понять, что отношения родителей – самое важное, что есть в семье, на чем она держится.

Надо перестать думать, что эмоциональная составляющая брака – это женская ответственность, жене положено отвечать за брак, как за порядок в доме и готовку. Это сейчас не работает.

В браках, где нет глубинных разрушающих проблем в отношениях, люди настроены на партнерские отношения. Если этих партнерских отношений нет, семья будет очень неустойчива, пусть она сто раз многодетная и православная.

– Если нет этого партнерства, его можно «настроить»?

– Конечно, можно. Здесь нет универсальных советов. Для кого-то партнерство – это вместе пельмени поделать. Для кого-то партнерство – вместе на роликах покататься. А для кого-то – вместе телевизор посмотреть.

Сложно бывает в ситуации воцерковления и многодетности на этом фоне в случае, когда супруги отрезают себя от привычных впечатлений культуры, от всех развлечений, от всех общений, которые выходят за рамки их «церковности». Они лишаются дополнительных источников супружества. Это приводит к душевному обезвоживанию.

Фото: Patrick Harbron/The CW

Когда угар неофитства проходит, выявляется очень сложная ситуация: все удовольствия от себя люди отрезали, не по разуму, что называется, совместно перестали ходить в театр, например, или к друзьям. А взамен ничего другого не появилось, кроме труда.

– Можно ли предотвратить измену?

– В хороших отношениях обычно ее не бывает. Ну и потом, мне кажется, надо внимательно смотреть на круг общения, причем как мужской, так и женский. Потому что если у человека ненормированный рабочий день и он работает в коллективе, где принято всякое-разное, это не может не вызвать повышенного внимания.

Если у женщины очень остро протекает кризис среднего возраста и она остро ощущает уходящую молодость, то, что жизнь проходит, и это не эпизоды, а устойчиво, – это может стать «фактором риска», Впрочем, как и кризис среднего возраста у мужчины. Но это тема для отдельного большого разговора.

Размеры креста из дерева на могилу, схема пропорций

После похорон принято устанавливать на могиле деревянный крест

Символ Христова распятия одухотворяет место захоронения, а согласно наставлениям Церкви он является единственным возможным видом памятника, так как своей животворящей силой помогает душе спокойно проститься со своими мирскими делами и отправиться в небесную обитель.

Существует много разновидностей крестов, которые так или иначе имеют отношение к христианству.

Это и египетский, изображающийся в виде иероглифа “жизнь”, и равносторонний греческий, который считается первым появившимся на Руси символом христианства, и различные монограммные формы (солнцеобразный, константиновский, трезубец), и более привычный для нас четырехконечный. В православной традиции почитаются все формы культового символа, так как в каждой из них сокрыт глубокий духовных смысл. Но именно восьмиконечный крест олицетворяет собой великую жертву Христа во имя всего человечества и считается наиболее приближенным к достоверному, на котором был распят Иисус. И именно такую форму рекомендуется устанавливать на могиле.

Схема восьмиконечного креста

Православный восьмиконечный крест состоит из четырех перекладин, каждая из которых имеет сакральное значение и занимает свое место.

Их расположение соответствует пропорциям тела человека, иначе говоря, правилу “золотого сечения”. Согласно этому правилу коэффициент наиболее гармоничного соотношения двух сторон равен 1,618.

Если для удобства взять базовый размер креста за 1,618 метра, то схема расположения его перекладин и их размеры будет выглядеть следующим образом: самая длинная продольная перекладина имеет размер 1,618 метра. Верхняя перекладина является прототипом таблички с надписью: “Сей есть Иисус, царь Иудейский”, прибитой над головой Христа. Ее размер равен расстоянию от верха креста до центра средней перекладины, в нашем случае составляет 0,382 метра. Расстояние между двумя поперечными перекладинами равно 0,236 метра. Разница двух предыдущих размеров составляет расстояние от верхнего конца продольной перекладины до центра верхней поперечной - 0,146 метра.

Косая перекладина - это подножие. Она олицетворяет собой весы праведности. Согласно библейским сказаниям, на Голгофе по обе стороны от Иисуса были распяты два разбойника. Тот край подножия, который находится по левую руку от Спасителя, указывает на разбойника, хулившего и попиравшего Христа и его последователей. Разбойник, распятый по правую руку, покаялся и получил прощение, которое символизирует конец косой перекладины, направленный вверх. От земли до нижней перекладины-подножия расстояние составит 0,5 метра.

Крест может иметь любую высоту, однако соразмерно с высотой должны меняться и другие его размеры.

Кроме того, от размеров деревянного креста зависит и способ его установки на могилу. Таким образом, массивные, высокие изделия потребуют дополнительных мер по укреплению, чтобы крест простоял на месте захоронения минимум год и не был повален ураганом. По истечении года после похорон и установки деревянного распятия почва уже достаточно осаживается, чтобы установить памятник из натурального долговечного камня.

☦ - Православный крест (U+2626) Эмоджи

Описание символа

Православный крест — символ христианской православной церкви. Его главной особенностью и отличительной чертой от католического, является наличие дополнительных перекладин: наклонной снизу и горизонтальной сверху. По преданию, верхняя доска была табличкой, на которой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» на трёх языках: латинском, греческом, и арамейском. Нижняя, косая черта креста — это подставка для ног. Её наклон символизирует участь двух разбойников, распятых справа и слева от Иисуса. Один раскаялся, и попал в рай. Другой этого не сделал и отправился в ад.

Этот православный крест также называют русским или крестом святого Лазаря. Есть мнение, что его форма наиболее исторически достоверна. Однако, это не единственный символ креста, почитаемый в православии. Распространён также шестиконечный (без верхней перекладины) и семиконечный (верхняя черта поднята до конца вверх). В некоторых шрифтах, нижняя диагональная линия православного креста наклонена не в ту сторону.

Этот текст также доступен на следующих языках: English; Français;

Кодировка

Кодировка hex dec (bytes) dec binary
UTF-8 E2 98 A6 226 152 166 14850214 11100010 10011000 10100110
UTF-16BE 26 26 38 38 9766 00100110 00100110
UTF-16LE 26 26 38 38 9766 00100110 00100110
UTF-32BE 00 00 26 26 0 0 38 38 9766 00000000 00000000 00100110 00100110
UTF-32LE 26 26 00 00 38 38 0 0 640024576 00100110 00100110 00000000 00000000

Наборы с этим символом:


Смотрите также