Когда празднуется день сергия радонежского в 2020 году


какого числа отмечают, дата и история праздника

20 октября 2020 года (7 октября по старому стилю) отмечается народный праздник Сергий Зимний. В церковном календаре – это дата почитания двух преподобных Сергиев (Печерского, Нуромского) и двух мучеников (Сергия и Вакха). Жили они в разные века, но зимняя погода определялась именно по дню их памяти.

Преподобный Сергий Печерский проживал в XIII веке. Он был прозван Послушным по причине отречения от собственной воли, исполняя во всем волю наставника.

Преподобный Сергий Нуромский жил в XV веке и был выходцем из греков. Став учеников С. Радонежского, он получил благословение и отправился к реке Нурма. Там стал жить в уединении и молитвах. Он подвергся множеству соблазнов, нападений разбойников, но везде его оберегала молитва. Узнав о месте обитания преподобного, к нему начали приходить паломники, и вскоре там была создана Нуромская обитель.

После его смерти, спустя несколько десятков лет, христианину Никифору пришло явление, в котором было указано на необходимость расчищения места, где был упокоен святой. Не поверив в сон, он не стал это исполнять, и его разбил паралич. Добравшись до гроба Сергия Нуромского, Никифор получил исцеление. Он расчистил и облагородил место. С тех пор многие исцеления происходили именно здесь.

Мученики Сергий и Вакх были военачальниками при императоре Максимиане (III-IV вв.). Они приняли мученическую смерть за веру в Христа.

Традиции и обряды

Именно в этот праздник скотина первой получает пищу. Только после того как будет накормлена вся живность, люди сами садятся завтракать.

Существует поверье, что в этот день печь должен растопить самый юный член семьи. Только тогда зимой в доме будет всегда тепло.

Женщины надевают новые платки, которые приобретают их мужья. Только тогда целый год не будет болеть голова. А вот женихи не должны покупать платки, так как девушки, еще не ходившие под венец, платки не носят.

Прочитав заговор на кислое молоко и умывшись им в этот день, будешь весь год здоровым ходить.

Приметы

Если снег ляжет на Сергия Зимнего, то зима вступит в свои права на Матренин ноябрьский день (22 ноября).

В этот день снег выпал, а деревья листья не сбросили, значит, снег растает.

Если луна мутная и бледная, то скоро выпадет снег и стукнет мороз.

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 2
Сколько всего было просмотров: 164

День преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца

Преподобный Сергий Радонежский — игумен земли Русской

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако, Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.

Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.


Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года, по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считается 8 октября. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию.

Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

8 октября 2020 - Православный Церковный календарь

О, Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воззри́ на нас ми́лостиво и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ Небе́сней. Ты горе́ на Небеси́; мы на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́ не то́лько ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на земли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющего. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели. А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на земли́, коли́к ны́не еси́ на Небеси́! Ты днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непресту́пнаго и в Нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ша ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися со А́нгелы о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть, неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. А́ще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ нам досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чудесы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих. Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слуга́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу везде́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вручи́ нам чуде́с Бог. Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дро­сти, подвиза́ющимся помози́, разсла́бленных возста́ви, споспеши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

700-летие преподобного Сергия Радонежского • Президент России

Глава государства и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратились к паломникам и гостям праздника с приветственными словами.

Вместе с предстоятелем Русской православной церкви Владимир Путин посетил Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, а также Троицкий собор, построенный на месте погребения Сергия Радонежского, осмотрел келью святого.

* * *

В.Путин: Ваше Святейшество! Дорогие друзья!

Сегодня наша страна отмечает 700-летие преподобного Сергия Радонежского – величайшего подвижника и духовного хранителя России, основателя Троице-Сергиевой лавры.

В истории нашего государства ему принадлежит поистине судьбоносная роль. «Воспитатель и устроитель России» – так просто и ёмко народ определил высокую миссию Сергия Радонежского. Его мудрое и твёрдое слово наставника было духовной опорой, поддержкой в тяжёлый период иноземного нашествия и внутренних раздоров. Именно тогда прозвучали его пророческие слова: «Любовью и единением спасёмся». И этот призыв, наполненный непоколебимой верой, послужил объединению русских земель, навсегда вошёл в душу нашего народа, в нашу историческую память.

Масштаб и влияние личности преподобного Сергия отразились не на одном поколении, не на одной эпохе. Он стал вдохновителем патриотического, национального, нравственного подъёма, содействовал укреплению православной церкви и строительству монастырей, которые были не только духовными центрами, но и настоящими крепостями, стражами России. Среди них особая роль принадлежит Троице-Сергиевой лавре. Она по праву считается православной твердыней, чистым истоком веры и сокровищницей общенациональной культуры.

Важно, что сегодня восстанавливаются и другие досточтимые места, связанные с именем Сергия Радонежского. Они обретают второе рождение благодаря пожертвованиям многих людей, благодаря их памяти о великом святом и его духовном подвиге.

Смотрите также

Уже семь веков жизнь преподобного Сергия восхищает и окрыляет, просветляет умы и сердца наши, открывает путь к вере, к утверждению любви и добра.

Заветы Сергия Радонежского – это ключ к пониманию России, к познанию первооснов, её исторических традиций единства и сплочённости.

Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях – сила России, её великое прошлое, настоящее и будущее.

С праздником!

Патриарх Кирилл: Уважаемый Владимир Владимирович!

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно приветствовать Вас, Ваше Превосходительство, здесь, на этой предлаврской и лаврской площади, в день, когда народ наш празднует 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и выразить слова благодарности за поддержку, которую Вы и в Вашем лице все власть имущие, кого это касалось, оказали исторической реставрации Лавры. За 700 лет не происходило ничего подобного. Была произведена тщательная научная реставрация этой национальной духовной и культурной святыни нашей страны. И сегодня Лавра надолго обеспечила себя в полной мере безопасным существованием с точки зрения сохранения бесценных сокровищ, принадлежащих нашему народу.

В своём слове Вы процитировали слова, которые донёс до нас Епифаний Премудрый, тот самый человек, который и написал житие преподобного Сергия: «Единением и любовью спасемся». Наверное, это сердцевина того послания, которое преподобный Сергий обращал к своему народу, в то время разделённому.

Многие междоусобные княжества враждовали друг с другом, не могли найти общего языка, не могли согласиться иногда о мелочах, а в результате теряли способность сопротивляться внешнему врагу и, как мы знаем, погубили, в каком‑то смысле, Россию, загнав её в 250-летнее владычество иноземных сил.

«Единением и любовью спасемся». А что такое единение? В другом месте, передавая слова преподобного Сергия, Епифаний говорит о единомыслии. Единомыслие – это значит согласие мыслей и, конечно, действий, подчинённых одной общей мысли, одной общей идее. А как же тогда с человеческой свободой выражать любые мысли и придерживаться любых убеждений? Как сочетать заповедь преподобного Сергия о том, что только единением, единомыслием и любовью спасемся, с тем, что предлагает современное общество, которое настаивает на необходимости присутствия разных точек зрения?

Заветы Сергия Радонежского – это ключ к пониманию России, к познанию первооснов, её исторических традиций единства и сплочённости. Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях – сила России, её великое прошлое, настоящее и будущее.

Ведь что удивительно, то, над чем сегодня бьётся современный человек, – как примирить единство и противоречие. Давно было решено и нашло своё мирное разрешение в истории Церкви, ещё в далёком III веке Викентий Леринский, великий отец Церкви, говорил: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». Именно такое единомыслие и предлагал преподобный Сергий своему народу. И мы знаем, что так оно и произошло. И когда во второстепенном мы свободно определяем свой выбор, но в главном подчиняем себя той идее, которая объединяет всех, это и обеспечивает гармонию человеческой жизни и жизнеспособность общества.

А что же сегодня для нас является главным? Народ наш, Отечество наше, историческая Русь – это самое главное, что мы должны сберечь и передать следующим поколениям. И вот во всём этом мы должны быть единомысленны и стоять на страже нашего единства: и духовного единства, и иного, человеческого, которое сегодня выражается многими способами и средствами. Ну а там, где заканчивается разномыслие, – там любовь, единение и любовь. Вот она, глубинная национальная идея, которая выражена в категории христианской мысли.

И мы верим, что Отечество наше сегодня находится на духовном подъёме, что всё то, чему учил преподобный Сергий, обретает реальность в современных категориях мыслей и действий.

Хотел бы выразить Вам благодарность, Владимир Владимирович, за то, что Вы в значительной мере отображаете в своих действиях, в своих мыслях тот самый консенсус, который сегодня присутствует в нашем обществе. Очень важно, чтобы руководитель страны умел формулировать те общие мысли и идеи, которые и объединяют людей.

Дай Бог, чтобы Россию сегодня поняли те, кто ещё её не понимает. Дай Бог, чтобы все поняли, что от России не исходит ни военной опасности, никаких других опасностей для людей. «Единением и любовью спасемся» – мы обращаем этот призыв преподобного Сергия ко всему русскому миру и не только, ко всему миру и ко всему роду человеческому. И дай Бог, чтобы Отечество наше оставалось способным осуществлять этот завет великого святого земли русской.

Я ещё раз сердечно поздравляю Вас, Владимир Владимирович, приношу Вам сердечную благодарность за участие в этом торжестве. Мы понимаем, что после полёта через половину земного шара не так просто делать то, что Вы делаете. В своё время я когда‑то имел такой опыт и знаю, как это трудно. Пусть Господь укрепляет Вас и физически, и духовно, а Отечество наше хранит в мире, любви и единомыслии. И когда я говорю «Отечество», имею в виду всю историческую Русь и верю, что милостью Божьей преодолеем все междоусобные брани и всякое нестроение на просторах исторической Руси.

С праздником поздравляю вас!

Сергий Радонежский, 3 мая 2020 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

3 мая 1319 года родился Сергий Радонежский, святой Русской православной церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры.

 

Личное дело

Сергий Радонежский (1319 – 1392) родился под Ростовом Великим в селе Варницы. При крещении получил имя Варфоломей. По преданию, отец его был боярином ростовских князей Константина Борисовича и Василия Константиновича. Варфоломей был средним из трех сыновей. Согласно житию, юный Варфоломей, несмотря на все старания и упреки учителей, долго не мог овладеть грамотой. Однажды он увидел «некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося». Мальчик попросил старца помолиться о том, чтобы он научился грамоте. Старец исполнил просьбу и дал мальчик съесть освященную просфору. После этого мальчик получил способность читать. Родителям же Варфоломея старец сказал: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы». Когда Варфоломею исполнилось 12 лет, он попросил у родителей благословения на монашеский постриг, те не возражали, но просили подождать до их смерти. Вскоре семья переселилась в город Радонеж в Московском княжестве, где прошли последние годы жизни родителей Варфоломея.

После смерти родителей (около 1337 года) Варфоломей направился в Покровский Хотьков монастырь, где уже был монахом его старший брат Стефан. Варфоломей уговорил брата стать пустынниками и поселиться в лесах. Они устроили пустынь на берегу реки Кончуры, недалеко от Радонежа. Позднее Стефан отправился в Москву, где стал игуменом Богоявленского монастыря, Варфоломей же продолжил отшельничество и в возрасте 23 лет постригся в монахи, приняв имя Сергий.

Слава о молодом отшельнике быстро распространилась, и к Сергию стали приходить паломники. Некоторые из них поселялись неподалеку от его лесной избушки. Так постепенно возникала монашеская обитель. Иноки не без труда уговорили Сергия стать их настоятелем. В 1354 году он был рукоположен в священники. Монастырь был посвящен Святой Троице. С 1360-х годов Сергий начинает вводить новый монастырский устав. Ранее монахи жили в своих кельях поодиночке, собираясь вместе лишь для богослужения. Такой обычай монастырской жизни называется особножительным. Новый уклад монастырского обихода носил название общинножительного, среди обитателей монастыря вводился общий распорядок жизни и строгая внутримонастырская дисциплина. Вводимые Сергием изменения были приняты не всеми монахами. Через некоторое время в монастырь возвратился из Москвы старший брат Стефан и стал претендовать на лидерство в общине, критикуя нововведения Сергия. Чтобы не соперничать с братом, Сергий решил удалиться из монастыря. Он отправился на реку Киржач, где благодаря ему возник Благовещенский монастырь (ныне – на территории города Киржач Владимирской области). Многие иноки из Свято-Троицкого монастыря переселились к своему настоятелю. Через четыре года по просьбе московского митрополита Алексия Сергий вернулся в свой прежний монастырь. Он возглавлял монастырскую общину до своей кончины 25 сентября 1392 года.

 

Чем знаменит

 

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский стал одним из самых почитаемых русских святых, а основанный им Троицкий монастырь – важнейшим центром православия. Поклонение Сергию началось еще до его общепринятой канонизации, произошедшей в середине XV века. Первое изображение Сергия на покрове, хранящемся сейчас в ризнице Троице-Сергиевой лавры, относится к 1420 годам. Большой авторитет Сергия при жизни часто помогал прекращению распрей среди русских князей. Во многом его деятельность послужила укреплению авторитета Московского княжества. Московский митрополит Алексий предлагал Сергию стать его преемником, но Сергий отказался, сказав: «Я от юности не носил золота, а в старости тем более подобает мне пребывать в нищете». Широко известно сообщение жития святого Сергия Радонежского о том, что незадолго до Куликовской битвы князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь и получил благословение Сергия. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий отправил на битву двух иноков Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

Память преподобного Сергия отмечается православными 25 сентября (8 октября) в день смерти святого, 5 (18) июля в день обретение мощей, а также 6 (19) июля, в день Собора Радонежских святых.

 

О чем надо знать

Не сохранилось никаких сочинений или документов, написанных Сергием Радонежским. Основным источником информации о нем служит житие, составленное учеником Сергия Епифанием Премудрым. Этот труд признан одним из выдающихся памятников древнерусской литературы и ценным историческим источником. В середине XV века это житие переработал Пахомий Логофет, сократив текст Епифания и пополнив его описаниями посмертных чудес Сергия. В XVII веке по поручению царя Алексея Михайловича новую версию жития составил церковный писатель и келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин.

 

Прямая речь

«Преподобный трудился на всех монастырских послушаниях: носил на плечах дрова и, наколов и разрубив на поленья, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Поистине удивителен был вид обители в то время: лес стоял от нее недалеко – не так, как теперь, но над строящимися и уже поставленными кельями, осеняя их, шумели деревья. Вокруг церкви повсюду были видны колоды и пни, здесь же сажали различные семена и выращивали огородные овощи. Но вернемся к прерванному повествованию о подвиге Преподобного Сергия, о том, как он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, как было сказано, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у кельи каждого брата», - из жития, написанного Епифанием Премудрым.

«Уважение к Сергию побуждало великого князя Димитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Димитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Димитрия московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Димитрием московским и Олегом рязанским», - Николай Костомаров.

«Преподобный Сергий Радонежский справедливо почитается отцом истинного монашества в северной, или Московской, Руси времен монгольских, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские были отцами такового же монашества в южной, или Киевской, Руси времени домонгольского. Настоящий монастырь должен находиться если не в совершенной пустыне, то вне мирских человеческих жилищ и в большем или меньшем от них отдалении; в настоящем монастыре жизнь монахов должна быть не особножитною, а строго общежитною. Этот тип, или образец, монастырей, как монастырей настоящих, и утвердил преподобный Сергий в Московской Руси на более или менее продолжительное время», - Евгений Голубинский.

 

13 фактов о Сергии Радонежском

  • Точная дата рождения святого неизвестна. Различные исследователи называют 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322 годы.
  • Родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария, также почитаются в числе святых Русской православной церкви.
  • Рассказ о чудесном научении грамоте отрока Варфоломея отражен в знаменитой картине художника Михаила Нестерова.
  • Имя Сергий будущий святой выбрал в честь того, что в день его монашеского пострига отмечалась память святых мучеников Сергия и Вакха, казненных за приверженность к христианству в III веке.
  • Покровский Хотьков монастырь, в котором приняли постриг и умерли родители Сергия, а также был монахом его брат Стефан, сейчас женский, но до первой половины XVI века был смешанным мужеско-женским монастырем.
  • В первые годы существования основанный Сергием монастырь был настолько беден, что священные сосуды в нем были деревянными, вместо свечей горели лучины, а писали монахи на бересте.
  • Существует гипотеза, что житийный рассказ о благословении Сергием князя Дмитрия относится на самом деле не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже, состоявшейся двумя годами ранее.
  • Помимо Троице-Сергиевой лавры и Благовещенского Киржачского монастыря Сергием были основаны Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь в Серпухове, Георгиевский монастырь на Клязьме.
  • Основатель московского Симонова монастыря – святой Феодор – был племянником Сергия Радонежского.
  • В 1389 году Сергий засвидетельствовал духовную грамоту князя Дмитрия Донского, устанавливающую новый порядок наследования княжеского престола от отца к старшему сыну.
  • 11 апреля 1919 года, в ходе кампании по атеистической пропаганде, мощи Сергия Радонежского были вскрыты. После этого они стали экспонатом разместившегося в помещениях Троице-Сергиевой лавры музея. В 1946 году, после открытия лавры, мощи были переданы православной церкви и хранятся поныне в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
  • По преданию, в 1919 году о предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому. Чтобы предотвратить возможное уничтожение мощей, Флоренский и группа православных тайно проникли в Троицкий собор накануне вскрытия и отделили голову преподобного Сергия, заменив ее головой погребенного в лавре князя Трубецкого. В 1946 году голова была передана патриарху Алескию I и воссоединена с телом святого.
  • В России Сергию Радонежскому посвящены более 700 храмов.

 

Материалы о Сергии Радонежском

Статья о Сергии Радонежском в русской Википедии

Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра

Костомаров Н. И. Преподобный Сергий

Статья «Сергий (преподобный Радонежский)» в «Русском биографическом словаре»

Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным

 

какого числа отмечают, дата и история праздника

Народный праздник Сергей Капустник отмечается 8 октября 2020 года. Православной церковью в этот день почитается кончина святого Сергия, игумена Радонежского.

Это произошло в трудные для Руси времена. По всей ее территории гуляли татары, а князья занимались междоусобными войнами. Преподобный Сергий, настоятель монастыря, своим смирением и дивной жизнью смог привлечь к себе людские сердца, стал наставником в духовной жизни народа.

Он посвятил всего себя поднятию и укреплению нравственных сил людей. Начав с себя, монах показал пример не только инокам, но и лицам, далеким от праведного образа жизни. К нему обращались не только простые люди, но и титулованные особы. Для каждого у преподобного находились слова утешения или поддержки и помощь.

За шесть месяцев до смерти ему было откровение. Призвав учеников и дав им последнее наставление, игумен тихо отошел в мир иной.

Традиции и обряды

Народный праздник посвящен Сергию Радонежскому, которого считают охранителем домашней птицы, особенно кур. Откуда это пошло, неизвестно. Возможно потому, что куриный бульон поднимает на ноги тяжелобольных, а старый и молодой организм хорошо усваивает куриное мясо.

В этот день начинается консервация и засолка капусты. Вся семья принимает участие в этом процессе. Считается, что раньше этого делать нельзя – капуста прокиснет.

Хозяйки пекут хлебные лепешки на листе капусты. Знающие женщины, перед тем как положить тесто на лист, молились о том, чтобы зима была не слишком суровой.

Приметы

Если выпал первый снег, зимы не будет еще больше месяца.

На Сергея Капустника ясно и тепло – погода будет хорошей еще три недели.

Если снег в этот день сухой, значит, лето будет хорошим.

Толстый пласт снега на сырой земле означает хороший урожай в грядущем году.

Читать ~2 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 237

В день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца

Бра­тия и сест­ры! Празд­не­ства в честь свя­тых упо­доб­ля­ют­ся бли­ста­нию звезд. Как звез­ды рас­по­ло­же­ны на небес­ном сво­де в из­вест­ном по­ряд­ке, на из­вест­ном рас­сто­я­нии друг от дру­га и осве­ща­ют зем­лю, так и свя­тые угод­ни­ки Бо­жии све­тят ми­ру сво­ей бо­го­дух­но­вен­ной по­движ­ни­че­ской жиз­нью, на­уча­ют нас ис­ти­нам Хри­сто­вой ве­ры и люб­ви. Хо­тя остан­ки мно­гих свя­тых на­хо­дят­ся под спу­дом, но си­ла бла­го­да­ти, яв­лен­ная в них, так же веч­на и дей­ствен­на, как и тех свя­тых, чьи мо­щи бы­ли об­ре­те­ны.

В 1422 го­ду Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го ве­ли­ко­го угод­ни­ка — пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го об­ре­те­ни­ем его нетлен­ных чу­до­твор­ных и мно­го­це­леб­ных мо­щей. С это­го вре­ме­ни мно­гие бо­го­сло­вы и цер­ков­ные про­по­вед­ни­ки ста­ра­лись в ме­ру сво­их сил и да­ро­ва­ний воз­но­сить хва­лу его жиз­ни и слав­ным хри­сти­ан­ским по­дви­гам. Од­на­ко они со­зна­ва­ли, что ни­кто из них не мо­жет до­стой­но вос­хва­лить его. Но “ес­ли мы умол­чим, — го­во­рил мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон, — то са­мое ме­сто сие, на­по­ен­ное пόтом тру­дов его и про­слав­лен­ное его ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми и бла­го­де­я­ни­я­ми, са­мое это ме­сто все­гда оста­нет­ся гром­ким то­го про­по­вед­ни­ком. Каж­дый хри­сти­а­нин, поль­зу­ясь при­ме­ром свя­то­го его жи­тия и по­лу­чая уте­ше­ние в хо­да­тай­стве его мо­литв, каж­дый хри­сти­а­нин при­вле­ка­ет­ся си­лою бла­го­да­ти, лю­бо­вью к нему и усер­ди­ем”. И ни­ко­гда в Церк­ви Бо­жи­ей не умолк­нут хва­лы пре­по­доб­но­му Сер­гию, ибо в па­мять веч­ную бу­дет пра­вед­ник (Пс.111:6).

Свя­тость есть ос­но­ва­ние ис­тин­но­го бо­го­муд­рия и бо­го­мыс­лия. В жиз­ни свя­тых об­ре­та­ют­ся кла­де­зи бо­го­ве­де­ния. И на­ше рус­ское пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие со­вер­ша­ет­ся во­ди­тель­ством свя­тых угод­ни­ков-бо­го­вид­цев, в чис­ле ко­то­рых бли­же все­го сто­ит к нам ве­ли­кий Игу­мен зем­ли Рус­ской пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский. Свое бо­го­сло­вие за­клю­чил он не в кни­гах, но явил всей сво­ей жиз­нью. Он учит нас бо­го­ве­де­нию не сло­ва­ми, но мол­ча­ли­во — де­ла­ми сво­и­ми.

Жизнь свя­то­го ав­вы Сер­гия долж­на слу­жить на­зи­да­ни­ем для каж­до­го по­сле­до­ва­те­ля Хри­ста Спа­си­те­ля. Спа­се­ние, как по­ка­зал нам пре­по­доб­ный, долж­но быть глав­ной це­лью зем­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, ко­то­рая слу­жит при­го­тов­ле­ни­ем к веч­но­сти. “Смот­ри­те на небо, — учит епи­скоп Фе­о­фан За­твор­ник, — и вся­кий шаг ва­шей жиз­ни так со­раз­ме­ряй­те, чтобы он был сту­па­ни­ем ту­да”. Для до­сти­же­ния сво­е­го спа­се­ния по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен по­сто­ян­но тру­дить­ся, чтобы ис­ко­ре­нить все гре­хов­ное и страст­ное в сво­ем че­ло­ве­че­ском есте­стве и усво­ить хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли. Но для со­вер­шен­ство­ва­ния в ду­хов­ной жиз­ни необ­хо­ди­мо со­дей­ствие бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, ко­то­рая ис­пра­ши­ва­ет­ся усерд­ной мо­лит­вой ко Гос­по­ду.

Од­на­жды свя­той Ан­то­ний Ве­ли­кий об­ра­тил­ся с моль­бой к Бо­гу: “Гос­по­ди, по­ка­жи мне путь спа­се­ния!” И ко­гда он вы­шел из сво­ей пе­ще­ры, то уви­дел ко­го-то по­хо­же­го на се­бя, ко­то­рый си­дел и ра­бо­тал, по­том встал и на­чал мо­лить­ся, по­сле опять сел и на­чал вить ве­рев­ку, по­ра­бо­тав, опять встал на мо­лит­ву. Это был ан­гел Гос­по­день, по­слан­ный для на­став­ле­ния и укреп­ле­ния свя­то­го Ан­то­ния. Ан­гел Бо­жий ска­зал ему вслух: “И ты де­лай так и спа­сешь­ся”. Это озна­ча­ло, что труд, под­креп­ля­е­мый мо­лит­вой к Бо­гу, и мо­лит­ва, со­про­вож­да­е­мая бла­гим тру­дом, при­ве­дут к спа­се­нию ду­ши.

Жизнь хри­сти­а­ни­на все­гда и во всех об­сто­я­тель­ствах долж­на быть по­свя­ще­на Бо­гу. Свое спа­се­ние че­ло­век мо­жет со­вер­шать во вся­ком по­ло­же­нии. Ни­ка­кое ме­сто, ни­ка­кое вре­мя не от­де­ля­ет нас от вез­де­су­ще­го Бо­га. Пре­по­доб­ный Сер­гий спа­сал­ся и в се­мье, ко­гда уха­жи­вал за ро­ди­те­ля­ми, спа­сал­ся и в пу­стын­ном оди­но­че­стве, ко­гда при­шел на Ма­ко­вец, спа­сал­ся и став во гла­ве мо­на­стыр­ской бра­тии, ко­гда при­нял над ней на­чаль­ство. “Ме­сто не спа­сет че­ло­ве­ка и не по­гу­бит, — го­во­рит пре­по­доб­ный Ни­фонт, — од­ни де­ла по­губ­ля­ют и спа­са­ют. Кто не со­блю­да­ет за­по­ве­дей Гос­под­них, то­му не по­мо­жет ни свя­той сан, ни свя­тое ме­сто”. Хри­сти­а­нин дол­жен спа­сать­ся в тех усло­ви­ях, в ко­то­рые он по­став­лен про­мыс­лом Бо­жи­им, чтобы все­це­ло на­пра­вить путь сво­ей жиз­ни к до­сти­же­нию Небес­но­го Оте­че­ства. “Москва од­на, — пи­шет епи­скоп Фе­о­фан За­твор­ник, — а до­рог к ней мно­го, и вся­кая в нее при­во­дит. Но ес­ли кто, на­прав­ля­ясь по од­ной до­ро­ге, бро­сит свою и пе­рей­дет на дру­гие, то он ни­ко­гда не дой­дет до Моск­вы. Так и в ду­хов­ной жиз­ни есть град пре­свет­лый, ку­да все стре­мят­ся, и до­ро­ги в него раз­ные, и всем в него дой­ти мож­но, но стань пе­ре­ме­нять до­ро­ги — очень недив­но, что ни­ко­гда не до­бе­решь­ся до то­го гра­да”. Ис­тин­ный по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен непо­ко­ле­би­мо ве­рить, что все слу­чаи жиз­ни устро­я­ют­ся про­мыс­лом Бо­жи­им, вся­кое де­ло нуж­но ста­рать­ся де­лать так, как ес­ли бы оно бы­ло по­ру­че­но ему от Бо­га. Вся­кий шаг, вся­кое сло­во, да­же дви­же­ние и взгляд на­до со­от­но­сить с во­лей Бо­жи­ей. Жи­тей­ские де­ла не мо­гут яв­лять­ся пре­пят­стви­ем в де­ле спа­се­ния в том слу­чае, ес­ли че­ло­век бу­дет по­сто­ян­но бо­роть­ся с гре­хов­ным об­ра­зом жиз­ни. Так, од­но­му из пу­стын­ных от­цов, до­стиг­ше­му ду­хов­ной вы­со­ты, Гос­подь ска­зал, что в го­ро­де Алек­сан­дрии есть хри­сти­а­нин, по спе­ци­аль­но­сти врач, ко­то­рый, имея по­сто­ян­ное об­ще­ние с людь­ми, то­же до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства и еже­днев­но с ан­ге­ла­ми воз­но­сит хва­лы Бо­гу.

И се­мей­ная жизнь, и об­ще­ствен­ная, ес­ли она бу­дет со­гла­со­ва­на с за­по­ве­дя­ми Хри­сто­вы­ми, яв­ля­ет­ся спа­си­тель­ной и бо­го­угод­ной. Ес­ли устро­ить жизнь так, чтобы в ней гос­под­ство­ва­ли за­по­ве­ди Бо­жии, а не грех, то это уже бу­дет не мир­ская, а свя­тая жизнь, Бо­гом бла­го­сло­вен­ная. “Кто жи­вет в се­мье, — учат свя­тые от­цы, — то­му и спа­се­ние от се­мей­ных доб­ро­де­те­лей. Толь­ко ис­пол­няй­те всё как во­лю Бо­жию, на вас воз­ло­жен­ную”. И мно­го бы­ло угод­ни­ков Бо­жи­их, ко­то­рые сре­ди жи­тей­ской су­е­ты до­сти­га­ли спа­се­ния.

Бра­тия и сест­ры! Бу­дем нести на­ше зем­ное слу­же­ние, на­ши зем­ные обя­зан­но­сти как воз­ло­жен­ные на нас Бо­гом, ис­пол­няя их доб­ро­со­вест­но, с усер­ди­ем, при­го­тов­ля­ясь дать от­чет об ис­пол­не­нии их Бо­гу. Де­ла зем­ные бу­дем со­вер­шать с це­лью бо­го­уго­жде­ния, и зем­ные де­ла сде­ла­ют­ся небес­ны­ми. То­гда мы бу­дем ис­тин­ны­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми Гос­по­да Иису­са Хри­ста, до­стой­ны­ми уче­ни­ка­ми ав­вы Сер­гия, ко­то­рый все­гда бу­дет нам пу­те­вод­ной звез­дой в оби­те­ли От­ца на­ше­го Небес­но­го. Аминь.


Игу­мен Ге­ор­гий (Тер­тыш­ни­ков)

 

Текст при­во­дит­ся по из­да­нию: Игу­мен Ге­ор­гий (Тер­тыш­ни­ков). В день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го и всея Рос­сии чу­до­твор­ца // В па­мять веч­ную бу­дет пра­вед­ник. Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Сер­гия. Про­по­ве­ди на дни его па­мя­ти. Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Лав­ра, 2002. С. 90-93

День Сергия Радонежского Сергиев Посад

Особенный день октября – Сергиев день

ТВР24 / ТВ «Радонежье»Окт 08, 2019

8 октября православная церковь отметила День преставления преподобного Сергия Радонежского. В народе этот день называют Осенний Сергий.

8 октября — День преподобного Сергия Радонежского

Газета «Вперёд»Окт 08, 2019

8 октября, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергиев Посад посетили высокие гости

ТК ТонусИюл 19, 2019

День обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде в этом году отпраздновали особенно масштабно.

Андрей Воробьев посетил Сергиев Посад

ТВР24 / ТВ «Радонежье»Июл 18, 2019

Губернатор Московской области Андрей Воробьев посетил Сергиев Посад 18 июля и оценил ход строительства Западного объезда. Через город ежедневно проходят десятки тысяч автомобилей.

Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Троице-Сергиевой лавре

Газета «Вперёд»Июл 18, 2019

17 июля 2019 года, в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой...

описание, когда празднуется, история праздника

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии.

С юных лет Сергий (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако, Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь.

И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве.

С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество. Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души.

Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни. Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить» . Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года, по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считается 8 октября. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской.

И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Когда праздник сергия радонежского в 2020 году


В день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца

Бра­тия и сест­ры! Празд­не­ства в честь свя­тых упо­доб­ля­ют­ся бли­ста­нию звезд. Как звез­ды рас­по­ло­же­ны на небес­ном сво­де в из­вест­ном по­ряд­ке, на из­вест­ном рас­сто­я­нии друг от дру­га и осве­ща­ют зем­лю, так и свя­тые угод­ни­ки Бо­жии све­тят ми­ру сво­ей бо­го­дух­но­вен­ной по­движ­ни­че­ской жиз­нью, на­уча­ют нас ис­ти­нам Хри­сто­вой ве­ры и люб­ви. Хо­тя остан­ки мно­гих свя­тых на­хо­дят­ся под спу­дом, но си­ла бла­го­да­ти, яв­лен­ная в них, так же веч­на и дей­ствен­на, как и тех свя­тых, чьи мо­щи бы­ли об­ре­те­ны.

В 1422 го­ду Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го ве­ли­ко­го угод­ни­ка — пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го об­ре­те­ни­ем его нетлен­ных чу­до­твор­ных и мно­го­це­леб­ных мо­щей. С это­го вре­ме­ни мно­гие бо­го­сло­вы и цер­ков­ные про­по­вед­ни­ки ста­ра­лись в ме­ру сво­их сил и да­ро­ва­ний воз­но­сить хва­лу его жиз­ни и слав­ным хри­сти­ан­ским по­дви­гам. Од­на­ко они со­зна­ва­ли, что ни­кто из них не мо­жет до­стой­но вос­хва­лить его. Но “ес­ли мы умол­чим, — го­во­рил мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон, — то са­мое ме­сто сие, на­по­ен­ное пόтом тру­дов его и про­слав­лен­ное его ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми и бла­го­де­я­ни­я­ми, са­мое это ме­сто все­гда оста­нет­ся гром­ким то­го про­по­вед­ни­ком. Каж­дый хри­сти­а­нин, поль­зу­ясь при­ме­ром свя­то­го его жи­тия и по­лу­чая уте­ше­ние в хо­да­тай­стве его мо­литв, каж­дый хри­сти­а­нин при­вле­ка­ет­ся си­лою бла­го­да­ти, лю­бо­вью к нему и усер­ди­ем”. И ни­ко­гда в Церк­ви Бо­жи­ей не умолк­нут хва­лы пре­по­доб­но­му Сер­гию, ибо в па­мять веч­ную бу­дет пра­вед­ник (Пс.111:6).

Свя­тость есть ос­но­ва­ние ис­тин­но­го бо­го­муд­рия и бо­го­мыс­лия. В жиз­ни свя­тых об­ре­та­ют­ся кла­де­зи бо­го­ве­де­ния. И на­ше рус­ское пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие со­вер­ша­ет­ся во­ди­тель­ством свя­тых угод­ни­ков-бо­го­вид­цев, в чис­ле ко­то­рых бли­же все­го сто­ит к нам ве­ли­кий Игу­мен зем­ли Рус­ской пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский. Свое бо­го­сло­вие за­клю­чил он не в кни­гах, но явил всей сво­ей жиз­нью. Он учит нас бо­го­ве­де­нию не сло­ва­ми, но мол­ча­ли­во — де­ла­ми сво­и­ми.

Жизнь свя­то­го ав­вы Сер­гия долж­на слу­жить на­зи­да­ни­ем для каж­до­го по­сле­до­ва­те­ля Хри­ста Спа­си­те­ля. Спа­се­ние, как по­ка­зал нам пре­по­доб­ный, долж­но быть глав­ной це­лью зем­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, ко­то­рая слу­жит при­го­тов­ле­ни­ем к веч­но­сти. “Смот­ри­те на небо, — учит епи­скоп Фе­о­фан За­твор­ник, — и вся­кий шаг ва­шей жиз­ни так со­раз­ме­ряй­те, чтобы он был сту­па­ни­ем ту­да”. Для до­сти­же­ния сво­е­го спа­се­ния по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен по­сто­ян­но тру­дить­ся, чтобы ис­ко­ре­нить все гре­хов­ное и страст­ное в сво­ем че­ло­ве­че­ском есте­стве и усво­ить хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли. Но для со­вер­шен­ство­ва­ния в ду­хов­ной жиз­ни необ­хо­ди­мо со­дей­ствие бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, ко­то­рая ис­пра­ши­ва­ет­ся усерд­ной мо­лит­вой ко Гос­по­ду.

Од­на­жды свя­той Ан­то­ний Ве­ли­кий об­ра­тил­ся с моль­бой к Бо­гу: “Гос­по­ди, по­ка­жи мне путь спа­се­ния!” И ко­гда он вы­шел из сво­ей пе­ще­ры, то уви­дел ко­го-то по­хо­же­го на се­бя, ко­то­рый си­дел и ра­бо­тал, по­том встал и на­чал мо­лить­ся, по­сле опять сел и на­чал вить ве­рев­ку, по­ра­бо­тав, опять встал на мо­лит­ву. Это был ан­гел Гос­по­день, по­слан­ный для на­став­ле­ния и укреп­ле­ния свя­то­го Ан­то­ния. Ан­гел Бо­жий ска­зал ему вслух: “И ты де­лай так и спа­сешь­ся”. Это озна­ча­ло, что труд, под­креп­ля­е­мый мо­лит­вой к Бо­гу, и мо­лит­ва, со­про­вож­да­е­мая бла­гим тру­дом, при­ве­дут к спа­се­нию ду­ши.

День памяти родителей преподобного Сергия Радонежского отмечают православные христиане 31 января 2020 года

Верующие православной церкви почитают память преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского, 31 января 2020 года. История их жизни пропитана неудержимой верой в Иисуса Христа. Свою веру они сумели передать и своему среднему сыну, которому суждено было совершить немало праведных дел.

История жизни преподобных родителей Сергия Радонежского

Непорочные Кирилл и Мария родом из древнего Ростовского княжества. Кирилл был боярином и служил у ростовских князей. Будущие родители Сергия Радонежского отличались милосердием и благочестивостью. Они строго придерживались правил и обычаев церкви, искренне любили храм Божий.

Религиозная чета уже имела одного сына — Стефана, когда у них родился еще один ребенок Варфоломей (в будущем преподобный Сергий Радонежский). Еще до рождения последнего Господь ниспослал семье знамение Своего благорасположения будущему монаху. В период одной из Божественных литургий, которые постоянно посещали непорочные Кирилл и Мария, ребенок 3 раза громко вскрикнул во чреве матери. Вследствие этого праведники дали обет – в случае рождения мальчика они посвятят его на служение Церкви и Богу.

После рождения Варфоломея преподобные Кирилл и Мария родили еще одного сына — Петра. Правоверные родители растили своих детей с верой и правдой к Богу. Когда пришло время, отец Кирилл отдал сыновей на обучение грамоте. Стефан и Петр легко усваивали знания, а вот Варфоломею учеба давалась нелегко. Из-за этого он часто плакал и молился. Он просил Господа, чтобы тот его вразумил и дал возможность обучаться. Произошло чудо — Варфоломей получил великий дар — познание книжного учения.

Повзрослев, старший и младший сыновья Кирилла и Марии женились и отошли от родителей. А Варфоломей решил постричься в монахи. Родители его всю жизнь усердно почитали монашество. Однако стали умолять сына, чтобы тот отложил свой постриг до их смерти. Варфоломей не смел противиться своим родным и повиновался.

День памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского, отмечают 31 января

День памяти преподобных Кирилла и Марии приходится на 31 января. Старинные письмена говорят, что перед смертью праведники решили так же, как и их сын, принять монашеский постриг. Они отправились с Радонежа в Покровский Хотьков монастырь, где позволительно находиться и старцам, и старицам. Там они и провели остаток своей земной жизни.

Вначале благочестивые родители приняли монашество, а после и схиму. Однако старость и болезни не дали им возможности долгое время прожить в новом звании. Примерно в 1337 году их души покинули бренную землю и отошли к Господу.

Согласно древним преданиям, преподобный Сергий завещал: прежде чем войти к нему в обитель, необходимо прочесть молитву об упокоении душ его родителей возле их гроба. Их мощи хранятся в Покровском соборе монастыря. Там постоянно совершались панихиды и читался Псалтырь. Многие люди поговаривают о чудотворениях и силе покровительства, что идут от их мощей по молитве к страждущим.


Смотрите также