Когда отмечается успение пресвятой богородицы


Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Успение Пресвятой Богородицы — православный праздник, который отмечается Церковью 28 августа. Он установлен в память о кончине Божией Матери. Успение (устар.) означает «кончину». Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Согласно церковному преданию, Богородице за три дня было возвещено о предстоящем отшествии ко Господу. В день Её успения апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

К празднику христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. В Русской Православной Церкви этот праздник является особо почитаемым, наряду со днем почитания чудотворной иконы Успения Божией Матери, а также других особо почитаемых образов – Казанской, Владимирской, Киево-Печерской и иных.

Успение Божией Матери — это праздник общей надежды на помощь Богородицы и символ воскрешения после смерти для соединения с Богом.

Успение Пресвятой Богородицы: история

В Евангелии от Иоанна есть свидетельство о том, что перед крестной смертью Иисус поручил Свою Мать заботам апостола Иоанна (Ин. 19, 26–27). С той поры Пресвятая Богородица жила в доме Иоанна Богослова, который находился в Иерусалиме близ Елеонской горы. Ученики Христовы прилежно записывали слова Божией Матери о земной жизни Иисуса, а сама она всегда была с теми, кто утверждал и поддерживал христианскую Церковь. Мария часто молилась у Гроба Господня, и в одно из посещений святого места ей явился вестник с небес. Архангел Гавриил принес Богородице весть о ее скорой кончине.

К этому времени в Иерусалиме чудесным образом собрались апостолы, чтобы в последний раз послужить Божией Матери. В момент смерти у ее ложа явился сам Иисус в окружении архангелов и ангелов, отчего присутствующих охватил священный трепет. В последних словах Божия Матерь прославила Господа и, как бы засыпая, отошла в мир иной.

Святые апостолы взяли одр с телом Пресвятой Богородицы и понесли его через всю столицу в Гефсиманский сад. О траурной процессии стало известно священникам иудейской церкви, которые так и не уверовали во Христа. Процессию догнал первосвященник Афония, который схватился за одр с телом Божией Матери и попытался его опрокинуть. Но в тот момент, когда руки Афония коснулись одра, его кисти отсекла невидимая сила. Первосвященник тотчас раскаялся и уверовал во Христа, после чего получил исцеление. Тело Божией Матери было положено во гроб, а вход в пещеру, по обычаю, закрыт тяжелым камнем.

В числе присутствовавших при погребении не было апостола Фомы. Он пришел в Иерусалим только на третий день после похорон Божией Матери и долго плакал у ее гроба. Тогда другие ученики Христовы отвалили камень от входа в пещеру, чтобы Фома смог приложиться к Пречистому телу Приснодевы, но обнаружили на одре только ее погребальные пелены. По преданию, Божия Матерь была взята Сыном на небо в своем телесном естестве.

Впоследствии на месте погребения Богородицы возвели храм, где до IV в. хранились ее погребальные пелены. Затем святыню перенесли во Влахернский храм, а в 582 г. византийский император Маврикий установил всеобщее празднество в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Значение праздника Успения Пресвятой Богородицы

Как отмечает протоиерей Дмитрий Смирнов в одной из своих проповедей, праздник Успения Божией Матери особо любим русским народом, который давно осознал и на собственном духовном опыте убедился, что без молитв ко Пресвятой Богородице никак нельзя спастись.

«И действительно, Церковь ко всем святым обращается: молите Бога о нас, а к Богородице: спаси нас! Хотя спасает Господь, но молитва Богородицы столь сильна, что если Она чего-то просит у Сына Своего, то Он Ей никогда не отказывает, ибо не было на земле человека ближе Ему, чем Пресвятая Богородица», — говорит Дмитрий Смирнов.

Кто-то может подумать, что день кончины Девы Марии должен был стать днем скорби. Но Церковь отмечает праздник. По словам протоиерея, душа Богородицы в этот день отошла от земли, но из Матери Иисуса Она стала Царицей неба и земли. И отныне не только ученики Христовы, которые с Ней встречались в жизни, могли просить Ее молитв, утешения, вразумления, но и каждый человек может получить помощь Спасителя по молитвам Пресвятой Богородицы.

Когда отмечается Успение Пресвятой Богородицы?

Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим и имеет постоянную дату празднования. Он отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю). У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства.

Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Попразднство — такие же дни после праздника.

Тропарь Успения Богородицы

глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод: При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие разделы:
Рубрика: Библиотека, Новости Метки: 28 августа, Божия Матерь, Дева Мария, праздник, Пресвятая Богородица, успение. Закладка ссылка.

svyatmatrona.ru

Успение Пресвятой Богородицы - это... Что такое Успение Пресвятой Богородицы?

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы — праздник православной и католической церкви, в православии принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется православной и католической церковью 15 августа, однако Русской, Грузинской, Сербской и Иерусалимской православными церквами, Украинской греко-католической церковью и некоторыми другими юрисдикциями - по юлианскому календарю, что до конца XXI века соответствует 28 августа в григорианском календаре. Посвящён Успению — праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Её пречистого тела.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

Новозаветная история

Согласно Нового Завета, после Вознесения Иисуса Мария, согласно завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14). Когда проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14). Канонические тексты не сообщают ничего о смерти Богородицы.

Небиблейские свидетельства

Церковный историк Никифор Каллист (14-й век) подробно изложил предание, которое передаёт обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II веке.

Никифор Каллист писал о том, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией. Из дома Она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Её переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Она сообщила им, что скоро покинет их. Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошёл сам Христос, окружённый Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Погребение

Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию, где были гробницы родителей и мужа Девы Марии. Над процессией появилось облако света, и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло её от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой.[1] Афония ужаснулся и раскаялся, он получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

Чудо воскресения

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Апостол Фома был единственным из апостолов, кто не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришёл в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Согласно католической традиции, за этим последовало:

Богослужебное почитание

В православии праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднества. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1(14) по 14(27) августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы).

Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую, как царица, на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним; Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.

Храмы, построенные в память об Успении Богородицы

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru

Успение Пресвятой Богородицы (Первая Пречистая)– традиции праздника

В среду, 28 августа, православные христиане будут отмечать последний двунадесятый праздник летнего периода – Успение Пресвятой Богородицы. В народе он имеет еще одно название – Первая Пречистая. Этот день также знаменует завершение Успенского поста, который начался 14 августа.

OBOZREVATEL подготовил информацию об истории возникновения праздника, а также о традициях дня, которых пытались придерживаться в народе.

Успение завершает летний цикл двунадесятых праздников

Первая Пречистая: история праздника

В литургических книгах праздник 28 августа имеет такое название – Успения Пресвятой славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

После вознесения Иисуса Пресвятая Богородица, которая жила в Эфесе, молилась о том, чтобы поскорее встретиться со своим сыном. Однажды во время молитвы Богородице явился Архангел Гавриил и сказал, что уже через три дня она встретится с Господом.

Перед Успением все апостолы собрались у ее ложа. По душу пришел сам Господь. Апостолы похоронили тело Богородицы в пещере и три дня молились. Когда могилу решили открыть, чтобы утешить опоздавшего апостола Фому, – тела Богородицы не обнаружили. Тогда все убедились, что она вознеслась на небо. В тот же день Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: "Радуйтесь! Я с вами – во все дни".

На период Успения приходится посев озимых

Традиции праздника Успения Пресвятой Богородицы (Первая Пречистая)

Как и на каждый праздник, в этот день стоит посетить церковную службу и поставить в храме свечу за здоровье родных и близких, помолиться за детей. Перед иконой Успения следует просить о защите и благодарить за покровительство.

В древности верующие на Успение несли в церковь семена и колосья для освящения. Таким образом они выражали Господу благодарность за урожай и просили благословения на следующий год.

Начиная с 28 августа, христиане будут отмечать три Пречистые. В народе о них говорят так: "Первая Пречистая рожь засевает, вторая – дождем поливает, а третья – снегом покрывает". В период Успения происходит озимый посев. Также после праздника начиналась заготовка калины.

Как и в древности, сейчас считают, что на праздник Успения Пресвятой Богородицы дети должны уделить время своей матери, а в целом праздничный день лучше провести в кругу родителей и родных.

После Успения начинается Мясоед, вместе с которым приходит пора свадеб. Юноши пытаются успеть до 28 августа посвататься к девушкам, потому что это последняя возможность в этом году попросить их руки и сердца. А незамужним девушкам нужно начинать присматривать для себя суженого, иначе до следующей весны выйти замуж не получится.

Ранее OBOZREVATEL сообщал, какой будет погода в последнюю неделю лета.

Подписывайся на наш Telegram. Получай только самое важное!

www.obozrevatel.com

Успение Богородицы

В этой статье мы расскажем о Празднике Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Что значит слово «Успение»

«Успение» — это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение — последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения — не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26–27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа — она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы

глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Успение Божией Матери (28 августа 1981 года):

«Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых — Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь — те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос — то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце — это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.»

Успенский собор Московского Кремля

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV — XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158–1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185–1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки — праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» — в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день — 29 августа — отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» — так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Святитель Феофан Затворник:

«После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, — рассказывает предание, — явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами — посещать святые места.»

Источник

hram-aif.ru

Успение Богородицы - это... Что такое Успение Богородицы?

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Κοίμησις Θεοτόκου) — праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая церковь и некоторые другие празднуют 15 августа по юлианскому календарю (28 августа по новому стилю). Католическая церковь, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 15 августа по новому стилю.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

Новозаветная история

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин.19:25-27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян.2:1-14).

Небиблейские свидетельства

По словам Иерусалимского патриарха Ювеналия (V век): «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». К таким свидетельствам относятся сообщения священномученика Дионисия Ареопагита (I век), Мелитона Сардийского (II век), Епифания Кипрского (IV век)[1]. Различные сообщения об Успении Богородицы в XIV веке собрал и обобщил церковный историк Никифор Каллист.

К моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу, архангел возвестил Ей[2]:

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.

О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия»[2]. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.

— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

После этого Дева Мария мирно скончалась.

Возраст, в котором скончалась Богородица

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Существует несколько версий, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х., как об этом говорят церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». К этому же склоняются и другие исследователи[3].

Погребение

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены Её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином[2]. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Чудо восхищения Богоматери на Небо

Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба. Православная икона

В погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Девой Марией.

…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?

— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни».

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем Её коронование.

Богослужебное почитание

Православная церковь

В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1 (14) августа по 14 (27) августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого поста. Стихиры праздника были написаны в V веке Константинопольским патриархом Анатолием, а в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы). Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службы утрени Великой Субботы.[4] В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время Чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника. Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается её каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

Тропарь, кондак и задостойник Успения
На церковнославянском[5] (транслитерация) На русском На греческом[6]
Тропарь праздника В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Ἐν τῇ Γεννήσει, τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας, ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε. Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν, Mήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς, καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη, ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.
Кондак праздника В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос], Поселившийся в Её вечно девственной утробе. Τὴν ἐν πρεσβείαις ἀκοίμητον Θεοτόκον, καὶ προστασίαις ἀμετάθετον ἐλπίδα, τάφος καὶ νέκρωσις οὐκ ἐκράτησεν· ὡς γὰρ ζωῆς Μητέρα, πρὸς τὴν ζωὴν μετέστησεν, ὁ μήτραν οἰκήσας ἀειπάρθενον.
Задостойник Припев 1-й: Роди вси блажим Тя, единую Богородицу.

Припев 2-й: Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася: како Девая восходит от земли на небо.

Побеждаются естества уставы, в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть: по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

Поколения все прославляем Тебя, единую Богородицу.

Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, как Девственная восходит от земли на небо.

Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остаётся девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении пребывая Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё.

Припев 1-й: Αἱ γενεαὶ πᾶσαι, μακαρίζομέν σε, τὴν μόνην Θεοτόκον.

Припев 2-й: Ἄγγελοι τὴν Κοίμησιν τῆς Παρθένου, ὁρῶντες ἐξεπλήττοντο, πῶς ἡ Παρθένος ἀπαίρει, ἀπὸ τῆς γῆς εἰς τὰ ἄνω.

Ирмос 9-й песни канона: Νενίκηνται τῆς φύσεως οἱ ὅροι, ἐν σοὶ Παρθένε ἄχραντε· παρθενεύει γὰρ τόκος, καὶ ζωὴν προμνηστεύεται θάνατος. Ἡ μετὰ τὸκον Παρθένος, καὶ μετὰ θάνατον ζῶσα, σῴζοις ἀεί, Θεοτόκε, τὴν κληρονομίαν σου

Католическая церковь

Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую как царица на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним. Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию[7].

См. также

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

Успение Пресвятой Богородицы: история праздника

Ежегодно Успение Богородицы празднуется 28 августа. Историческое событие этого памятного дня окрашено одновременно печалью и радостью. Именно в этот день Пречистая Дева окончила свой жизненный путь и наконец воссоединилась с Сыном.

Успение Пресвятой Девы считается одним из главнейших православных праздников. Это празднество имеет отношение к истории, о которой не написано в Библии, тем не менее известно всем и каждому, благодаря рассказам церковных служителей.

Успение, или иными словами смерть, Богородицы — праздник счастья и радости. Но далеко не всем понятно, как столь печальный момент может служить достоянием для православных христиан. Для этого следует обратиться к истокам жития Богородицы и познать истину христианской веры.

Житие Богородицы

После распятия Христа о Деве Марии в Библии сказано мало слов. Известно лишь то, что после Вознесения Иисуса в Царствие Небесное она жила в столице Израиля, до тех пор, пока не началось гонение христианского народа. Иоанн Богослов, коему было поручено самим Христом охранять и заботиться о Матери Господа, помог ей перебраться в Эфес. Каждый день Приснодева навещала епископа Лазаря Четверодневного, а также посещала гору Афон, которую в дальнейшем она обозначила местом для молитв и обращения к Богу.

Перед своей смертью, Пресвятая Дева вернулась в Иерусалим. Там она каждодневно предавалась молитвам и ходила в те места, которые были связаны с жизнью Сына ее Иисуса Христа. В молитвенных просьбах Богоматерь умоляла о свидании с Сыном на небесах.

Однажды, на Елеонской горе, пред Девой Марией явился Архангел Гавриил. Он рассказал ей, что жить ей осталось ровно три дня, а после Божья Матерь уйдет на вечное упокоение. Что покинет она землю и отправиться в рай небесный к Сыну Своему. Мария обрадовалась этой новости, ведь все молитвы были услышаны, она прошла испытание жизнью, наблюдая за тем, как издеваются над чадом ее, как страдает и умирает единственный Сын. Богородица устремилась поделиться благой вестью с Иоанном, который был добр к ней и выполнил наставление Христа. Известие облетело всю столицу и окрестности Израиля, как некогда ранее, новость о рождении Спасителя. Апостолы, прославляющие слово Божье по всей земле, незамедлительно вернулись в Святой город, дабы успеть проститься с их общей матерью.

Сама же Богородица перед смертью оставила все сбережения своим служанкам — вдовам. И дала им указание, чтобы похоронили ее рядом с родителями у подножия горы Елеонской, в селе Гефсимания.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

В тот день, когда Дева Мария скончалась, все жители столицы пришли попрощаться с ней. Всех проповедников и верующих людей под одной крышей собрала весть о том, что для Божьей Матери пробил смертный час. За ее успением наблюдали все, каждый явился, чтобы проститься с Блаженной Девой. Весть о кончине Первой Матери разлетелась по всему миру, ведь чудо, которое произошло в тот день изумило даже самого строгого и безбожного человека.

Богородица уходила из мира живых со светом, ярким, ослепительным и чистым, ее окружали ангелы, среди которых появился пред нею сам Христос. Мария обратилась к Сыну своему с просьбой о спасение и благословение всех тех, кто находится рядом с ней в этот день, и кто молится о ней. Дева Мария также воззвала к Иисусу в молитве защитить ее силой Господа-Бога от демонов и сатаны, а затем, в счастье и в упоение, полностью отдалась в руки Господа. Иисус Христос лично вознес свою мать на руках в Царствие Небесное.

В течении трех дней и трех ночей, апостолы воспевали библейские псалмы возле гроба Пресвятой Девы. И только на третий день они получили истинное и полное успокоение от Образа Святого, представшим им в лице Божией Матери и речи ее. Она востребовала ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения, тело Матери покинуло этот мир, отправляясь к Господу на небеса.

Многие люди могут подумать, что это полный абсурд праздновать день Успения, то есть день, когда скончалась Матерь Божия. Ведь для большинства людей смерть ничто иное, как боль, страдание и печаль. Но истинно верующим людям известна истина: смерть — это лишь начало вечной жизни. Только после упокоения начинается настоящая, счастливая жизнь на небесах, рядом с Господом нашим. Христиане знают, что не кончина несет за собой страдание, а поступки, что сотворяют люди, живя на земле.

Праздник Успение Пресвятой Богородицы дает нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь — это лишь тяжелый, но вынужденный путь, для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы — это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаем истинное счастье. Мы желаем вам отличного настроения, крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Успение Пресвятой Богородицы - это... Что такое Успение Пресвятой Богородицы?

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы - это один из двенадцати великих церковных праздников в Православии, который празднуется 28 августа (15 августа по старому стилю).

В этот день Церковь воспоминает праведную кончину (Успение) Божией Матери - событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостью, потому что это день соединения ее с сыном. Православный праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 14 (1 по старому стилю) по 27 (14 по старому стилю) августа.

Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен в предании Церкви и выражается в иконе праздника и церковной службе.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского.

В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. Всеобщее празднование этого дня было установлено при византийском императоре Маврикии с 582 года. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

Из Священного предания известно, Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова.

Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила в доме его родителей.

Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Здесь она часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни ее Божественного сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там она усердно молилась. Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала свое скудное имущество прислуживавшим ей вдовицам и повелела похоронить себя в Гефсимании, рядом с могилами своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет несказанный, затмивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих ее память. Она также молила сына своего защитить ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

С зажженными светильниками, с пением псалмов, апостолы погребли Богородицу, как она велела, в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. На третий день до Иерусалима добрался опоздавший на погребение апостол Фома. Желая проститься с Пресвятой Девой, он вошел в пещеру и обнаружил ее пустой. Тела

Пресвятой Девы не было, остались только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни".

В честь этого события 27 августа за вечерним Богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери. Святая Плащаница находится посреди храма до чина погребения. С Крестным ходом проносят Плащаницу вокруг храма, а потом все верующие входят в храм, проходя под нею. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая служба погребению Богоматери (особенно торжественно - в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы).

Празднику Успения Богородицы посвящены многие соборы в Москве, Kиеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II в., а также фрески в катакомбах.

В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский написали каноны на день Успения, которые поет ныне Церковь в этот день. В песнях канона в день Успения называется он знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме этого, Успение Богоматери в Православной Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.

Успеньев день широко праздновался на Руси. К Богородице православные обращаются как к Госпоже, Владычице, отсюда и народные традиции величания этого дня: "Госпожинки", "Госпожи", "Госпожин день". К Успению старались завершить жатву и засеять озимые. Последний сноп - "дожинку" наряжали в сарафан, с песнями несли в деревню и ставили под иконы.

Ко дню Успения Богородицы приурочивался праздник собранного урожая.

С Успеньева дня лето окончательно поворачивало на осень. В этот день происходили проводы лета и встреча осени - первые осенины.

Считалось, что "с Успенья солнце засыпается", т.е. поздно всходит, поэтому в этот день закат солнца провожали в поле с песнями. Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые "вздували огонь", т.е. зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете. С Успеньева дня начиналась заготовка различных припасов на зиму.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Икона Успение

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Успение Пресвятой Богородицы: что празднуют православные

В народе праздник Успения Пресвятой Богородицы называют «Первая Причистая».

Фото: икона «Успение Пресвятой Богородицы», Афон, монастырь Хиландар, XVII век

Православные 28 августа отмечают один из двенадцати главных церковных праздников - Успение Пресвятой Богородицы. 

Как сообщает БФ «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон», об отшествии ко Господу и похоронах Божией Матери рассказывает церковное предание. 

В рукописях IV века есть свидетельство о том, что Богородица после смерти отправилась душой и телом на Небо. За три дня до успения в Иерусалиме Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что близится день Ее смерти. Он подарил Божией Матери сияющую неземным светом ветвь райского дерева - символ победы вечной жизни над смертью, дарованной Спасителем на кресте. Поэтому Успение - не траурное событие, а праздник.

Тогда все апостолы прибыли в Иерусалим, чтобы попрощаться с Девой Марией. Только апостол Фома не смог прийти. Крыша горницы, в которой они собрались, открылась, и неземной свет осиял всех присутствующих. В горницу сошел Спаситель в окружении ангелов. Богородица помолилась к Своему Сыну и отдала душу в Его руки. 

Апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсимании, где покоились Ее святые родители – Иоаким и Анна и обручник Иосиф. Во главе похоронной процессии шел Иоанн Богослов, который нес райскую ветку, а гроб с телом Божией Матери несли все апостолы, кроме Фомы. Множество христиан несли зажженные свечи и кадила. Люди и ангелы пели, прославляя Пресвятую Богородицу. 

В похоронной процессии был иудейский священник Аффония, который попытался перевернуть одр, на котором лежало тело Божией Матери. Ангел не допустил этого и отсек Аффонию руки в тот момент, когда он прикоснулся к гробу. Он раскаялся и получил исцеление, после чего принял христианство. 

Апостол Фома прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Он захотел увидеть гроб Божией Матери. Когда гроб открыли, то Ее тела в нем не было, осталась лиш плащаница. Дева Мария душой и телом вознеслась к Своему Сыну. 

Апостол Фома рассказал, что видел, как Богородица возносилась на Небо. В этот миг он попросил, чтобы Она благословила его. Тогда Божия Матерь сбросила ему Свой пояс.

Также Богородица явилась апостолам, говоря: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». 

На Святой Горе 28 августа панигир отмечает Иверский монастырь. Как известно, Афон называют земным уделом Божией Матери. В афонских обителях хранится много чудотворных икон Пресвятой Богородицы, а в монастыре Ватопед – Ее пояс.

В народе праздник Успения Пресвятой Богородицы называют «Первая Причистая». Сегодня закончился Успенский пост.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

www.unian.net

Успение Пресвятой Богородицы: традиции праздника

Успение Богородицы — один из самых значительных религиозных праздников в жизни верующего человека. Традиции празднования этого дня издавна передавались народом из поколения в поколение. Благодаря этому в сознании людей сохранились важность и значимость этого события.

Предание об Успении Богородицы

После вознесения своего сына, Иисуса Христа, Дева Мария возносила непрестанные молитвы Господу, чтобы скорее воссоединиться с сыном. И однажды с небес к ней спустился архангел Гавриил, чтобы сказать, что Бог скоро позволит ей вознестись, и это станет концом ее земной жизни.

Перед смертью Богоматерь простилась с двенадцатью апостолами. Сам Христос пришел за ее душой, чтобы помочь ей отправиться сразу на небеса. После кончины апостолы отнесли гроб с телом Девы Марии в Гефсиманию, захоронили в глубине пещеры и еще три дня не уходили, непрестанно молясь. К погребению не успел вовремя апостол Фома. Чтобы позволить и ему проститься с покойной, апостолы открыли гроб и обнаружили, что тела Богородицы там нет. Так они узнали о ее чудесном воскресении. Чистая душа и сохраненное девство уготовили ей нетленную кончину.

Праздничные традиции Успения

На Руси праздник Успения Богородицы отмечали 28 августа. В этот день завершали Успенский пост и заканчивали жать хлеба. Последний сноп по традиции ставили рядом с иконами. Его наряжали в красивый сарафан и украшали лентами — так сознании народа символический «последний сноп» закреплялся за образом Богородицы. Этим же днем было принято освящать семена, зерна и колоски разных хлебов, чтобы на столе всегда было изобилие.

Традиционным в этот день является праздник в складчину, когда каждый вносил посильный вклад в общее празднование. Совместно пеклись пироги и готовились праздничные напитки, а богатые угощали бедных. Поэтому и сейчас широкое застолье и от чистого сердца розданные милостыни будут уместными и сейчас.

Считается, что с этого дня начинается бабье лето, а с ним и пора заготовки овощей на зиму. Помочь в этом просили Богородицу: обращались к ней всегда с уважением, называя Госпожой или Владычицей.

По окончанию полевых работ водили хороводы, а девушки присматривались к парням: считалось, что жених, встреченный в это время, станет достойным человеком и хорошим мужем. Отправлялись в лес за грибами, орехами и ягодами. И в наши дни эти продукты обязательно нужно иметь на столе в такой значительный день.

Обязательно помолитесь Богородице, чтобы приблизиться к Богу и очистить душу от грешных помыслов. Молитва в этот день — не повинность или обязанность, а благое дело для каждого верующего человека. Чтобы помолиться, не нужно много времени, только обращенное к Богу сердце и чистота помыслов. Именно к этому готовились люди, соблюдая строгий Успенский пост.

Отмечайте Успение правильно, следуя традициям и канонам Церкви. В этот светлый день не таите ни на кого зла, помните о тех, кто нуждается, старайтесь посвятить себя светлым делам. Празднуйте всей семьей и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы — Российская газета

28 августа православные отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы. Накануне закончился строгий двухнедельный Успенский пост, готовящий верующих к этому дню.


Успение Пресвятой Богородицы, Свято-Троицкий храм г. Курска.

Почему православные отмечают кончину Богородицы как праздник, стоит объяснить особо. Дело в том, что Успение (от слова "усыпание") Божьей Матери - это переход Богородицы из земной жизни в мир небесный. Не смерть, а сон. Неслучайно на иконе праздника Успения над почившей во гробе Богородицей изображен Христос. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимает на Свои руки маленькую, хрупкую и чистую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. То есть праздником Успения мы отмечем не смерть, а рождение в жизнь вечную.

Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Из Книги Деяний видно, что после Вознесении Господа на Небо, Богородица жила в Гефсимании, в доме апостола евангелиста Иоанна. Там она и скончалась. И вскоре Ее пречистое тело было взято на Небо, дабы была у нас "теплая Заступница мира холодного" - так назвал Богородицу Лермонтов. Когда на третий день после Ее успения апостолы открыли гроб, то увидели в нем только погребальные пелены.

Телесно оставив мир, Богородица не умерла и ходатайствует за нас перед Своим Сыном. "Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а Успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу?" - спрашивает святой праведный Иоанн Кронштадтский. И отвечает: преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни, гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина. Этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти.

Образ Пресвятой Богородицы одновременно и близок нам, и непостижим в своей высоте. Она была связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет мы говорим: "Пресвятая Дева Мария".

Богородица, усыновившая при кресте Своего Сына все человечество, простирает Свой покров над каждым. У поэта Семена Липкина есть удивительный стих-прозрение, как раз об этом.

"Когда мне в городе родном
В Успенской церкви, за углом,
Явилась Ты в году двадцатом,
Почудилось, что Ты пришла
Из украинского села
С ребенком, в голоде зачатом.

Когда царицей золотой
Ты воссияла красотой
На стеклах Шартрского собора,
Глядел я на Твои черты
И думал: понимала ль Ты,
Что Сын Твой распят будет скоро?

Когда Казанскою была,
По озеру не уплыла,
Где сталкивался лед с волнами,
А над Невою фронтовой
Вы оба - Ты и Мальчик Твой -
Блокадный хлеб делили с нами.

Когда Сикстинскою была,
Казалось нам, что два крыла
Есть у Тебя, незримых людям,
И Ты навстречу нам летишь
И Свой полет не прекратишь,
Пока мы есть, пока мы будем".

Семен Липкин, 1987 год

Успение Пресвятой Богородицы - один из почитаемых праздников в России. Успению Богоматери посвящены многие храмы, в том числе и некогда главный приходской храм Руси - Успенский собор Московского Кремля.

rg.ru

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа – Православный праздник

Успение Пресвятой Богородицы последний Великий двунадесятый праздник православного церковного года, заканчивающегося 13 сентября по новому стилю. Успение Богородицы празднуется 28 августа (нов. ст.), имеет 1 день предпраздненства и 8 дней попраздненства, отдание совершается 23 августа (5 сентября).

Полное его название — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Дата Успения Богоматери доподлинно неизвестна, но исследователи предполагают, что к моменту Успения ей было 72 года.¹

Жизнь Девы Марии после Вознесения Господня

Господь Иисус Христос вознесся на небо. Святые Апостолы, исполненные даров Духа Святого, разошлись в разные страны проповедовать Евангелие. Но в Иерусалиме оставалась еще вместе с некоторыми учениками Господа Пресвятая Дева, Матерь его, к которой с благоговением обращались взоры Апостолов и многих тысяч христиан, обращенных ими к свету истины.

Уральская икона «Житие и успение пресвятой Богородицы»

Жилище ее было на Сионе, в доме св. Иоанна Богослова, которого усыновил ей сам Божественный Сын ее. Древнее предание повествует, что Богоматерь путешествовала из Иерусалима и в другие города и страны, жила некоторое время в Эфесе, благословила Афонскую гору, посетила Кипр, где св. Лазарь (воскресший из мертвых) был епископом. Христиане видели в ней как бы образ Иисуса Христа, наставницу и пример веры и всех добродетелей.

Пресвятая Богородица до конца жизни земной была Девою не только по плоти, но и по духу: смиренная сердцем, Богомудренная в словах, произносимых без поспешности, неутомимая в чтении, бодрая в трудах, целомудренная в беседах, никого не обидевшая, ни над кем не посмеявшаяся, не гнушавшаяся бедных и убогих, но всем желавшая добра, она имела вид внутреннего и наружного совершенстваАмвросий Медиоланский

Благовестие Архангела Гавриила

Дуччо ди Буонинсенья. Успение Девы Марии. Благовещение

Наконец настало время, когда и одушевленному Кивоту святыни Господней надлежало быть перенесенным туда, куда вознесся сам Господь. Архангел Гавриил, вручая ей знамение победы над телесной смертью — ветвь райского Финикового дерева, возвестил, что Божественный сын ее зовет ее к себе, в обители Отца небесного. С живейшею радостью приняла эту давно желанную весть Пресвятая Дева. Но, оставляя этот дольный мир, она пожелала еще раз увидеть в нем святых Апостолов и молила об этом Господа.

Прибытие апостолов

Дуччо ди Буонинсенья. Успение. Проводы Марии св. Иоанном

Невидимою силою Апостолы были перенесены из разных стран в Иерусалим к жилищу Приснодевы. Явился и святой Павел, вместе с учениками своими: Иерофеем — дивным, Тимофеем — епископом эфесским и Дионисием Ареопагитом. «Апостоли, от конец совокупившеся, в Гефсиманийстей веси погребите Тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, прими душу Мою» — говорила Пресвятая Дева.

Апостолы проливали слезы. Но пречистая Владычица утешала плачущих, говоря им, что она не оставит их сирыми по своем преставлении, и не только их, но и весь мир будет “посещати, назирати и вспомоществовати бедствующим”.

День Успения. Вознесение души. Погребение.

Фра Анджелико. Успение Богородицы

Наступило пятнадцатое августа. Горница Сионская была освещена множеством светильников, наполнена благоуханиями, оглашаема усердными молитвами Апостолов: пречистая Дева Мария ожидала минуты разлучения души ее от тела. Вдруг небесный свет облистал всю храмину, явился сам Иисус Христос, окруженный Ангелами, взял пресвятую душу Богоматери и вознесся на небо.

Погребение

Апостолы видели теперь пред собою только бездыханное тело Богородицы, сияющее чудным светом, благоухающее ароматами. Оно было перенесено руками Апостолов в Гефсиманию и погребено в той пещере, в которой были погребены праведные Иоаким и Анна, родители Богоматери, и обрученник ее Иосиф.

Воскресение

Карраччи, Аннибале. Успение Пресвятой Богородицы

На третий день после погребения Приснодевы, прибыл в Иерусалим и святой Фома, который, по устроению Божию, не был при ее преставлении. Чтобы утешить сетующего, Апостолы открыли пещеру, где было погребено тело Богородицы,— и не нашли там ничего, кроме ее ризы. Но в тот же день она сама явилась им в небесном сиянии, окруженная сонмом Ангелов.

По окончании вечерней трапезы своей, Апостолы, возвышая хлеб, который отлагали они в честь Иисуса Христа, хотели сказать по обыкновению: “Господи Иисусе Христе, помогай нам”. Но, увидев Матерь Божию, они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам».

Вот начало, совершаемого и доныне в некоторых монастырях, чина о Панагии (о Пресвятой). Смерть пречистой Девы была сном, после которого Она воскресла и вознеслась на небо. «Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо».

Почитание

Со времени успения и вознесения Божией Матери начинается всемирная слава ее, скрытая до того времени под покровом глубочайшего смирения. Везде, куда достигала проповедь Евангелия, где прославлялось имя Иисуса Христа, там прославлялось и имя Приснодевы Марии.

Святой Вселенский Собор (бывший в Эфесе в 431 году) навсегда утвердил принадлежащее ей наименование Богородицы, или Богоматери. Православная Церковь каждый день во всех своих службах умоляет, благодарит и прославляет Честнейшую Херувимов и Славнейшую Серафимов.

“Блажим Тя вси роди, Богородице Дево… Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще. День бо и нощь молишися за нас и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются”.

Пресвятая Мария произвела совершенную перемену в судьбе женского пола, возвратив ему значение и достоинство, утраченное грехопадением Евы. В тоже время Матерь Христа — Бога нашего представляет Собою совершеннейший образец христианки..

Она примером своим учит отроковиц благонравию, послушанию, трудолюбию, дев и жен — кротости, целомудрию и благочестию, матерей — истинно материнской любви и преданности, сирых и бедных — терпенью и самоотвержению, великих и славных — смирению.

Древние свидетельства

Хотя телесное вознесение на небо Матери Божией и не вошло в состав Символа веры, но вся Церковь согласно верит, что она по смерти своей воскрешена Господом и восхищена на небо, где и пребывает телом и душой. Обстоятельства Успения Матери известны с древних времен.

В IV веке явились два, древних уже в то время, сочинения о телесном переселении Девы Марии на небо, — одно под именем Иоанна Богослова, а другое – Мелитона, Епископа Сардийского, жившего в конце II века. В V веке Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, свидетельствовал пред Императрицей Пульхерией о достоверности этих событий, почерпнутых из древнейших и непреложных источников и преданий.²

Что такое успение

Кончина Божией Матери называется Успением, потому что она святым телом своим как бы уснула на короткое время, и потом, воспрянув от земного сна, вознеслась на небо.

История празднования

Праздник этот Православная Церковь торжествует с древних времен христианства. О нем упоминается в 431 правиле Номоканона, заимствованного у Гангрийского Собора, бывшего в 361 году, в сочинениях Блаженного Иеронима и Августина, писателей Церкви IV века. В прежние времена у некоторых народов, как то: Галлов, Коптов и Греков, праздник этот отправлялся, вместо 15 Августа — 15 Января.

Но в 582 году, по желанию Греческого Императора Маврикия, он перенесен на 15-е Августа, в уважение того, что в древних календарях он означен в этот день.² Об этом сообщает и Никифор Каллист Ксанфопул в своей «Церковной истории». По мнению других исследователей, Маврикий приурочил его ко дню своей победы над персами 15 августа 582 г.

Успенский пост

Православная Церковь, благоговея пред днем Успения Божией Матери, подготавливает себя и верующих к достойному памятованию и торжеству этого события четырнадцатидневным постом, который длится с 13(1) по 27(14) августа и уступает по святости (строгости) только Великому посту, превосходя Рождественский.

В течение Успенского поста запрещается вкушение яиц, мясных, молочных продуктов, рыбы и растительного масла (исключение для рыбы только в праздник Преображения Господня 19 августа). Можно есть орехи, мед, хлеб, крупы, фрукты-овощи.

28(15) августа пост заканчивается, если праздник приходится на любой день недели, кроме среды или пятницы. Если Успение выпадает на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а в этот – разрешается рыба.³

Народные традиции, спожинки

Называли праздник в разных местностях по своему: Большая Пречистая, Первая Пречистая, Успеньев день, Успенщина, дожинки, обжинки, вспожинки, оспожинки, спожинки, Госпожинки, Госпожин день (возможно, от «Госпожи», т. е. «Владычицы» (Богородицы). Третий Спас отмечается на следующий день, 16/29 августа (нов.) – в день перенесения образа Спаса Нерукотворенного.

Праздник урожая 1960

В старину с приходом оспоженок праздновали окончание жатвы.⁵ В представлении народа, как всегда, одно наложилось на другое – земледельческий и христианский праздники. Земледельческие праздники были связаны с календарными работами деревенских жителей. Их обряды выражали благодарность матушке-земле за урожай и направлены были на получение следующего.

«Дожили, дожили,
Госпожинки встретили,
Каравая почали,
Толокна проведали,
Гостей угостили,
Богу помолили!»

М. Стахович. Дожинки. 1821. Фото — wikipedia

  • Устраивали складчину (братчину), пекли пироги из муки нового урожая, варили пиво.
  • Плели венки из колосьев, водили хороводы.
  • В поле, после уборки урожая, вязали последний, именинный сноп, наряжали его, с песнями и плясками несли на господский двор, где помещик угощал своих крестьян и праздновал с ними окончание жатвы.
  • Последний сноп особенно почитался, ему отводилась и особая роль в ритуале. Сноп называли: дожиночный или обжинок, кумушка, соломатник, Солоха, Овсей, спорынья (от «спорыш» — двойное зерно, царь-колос — воплощение плодородия), борода, борода Бога или Ильи, Иванушка, Христова рубашка, барин. Его устанавливали на праздничном столе, и после пиршества хранили до нового урожая в Красном углу под образами.
  • С Успения начинается «молодое бабье лето», которое продлится до Ивана Постного, 29 авг. / 11 сент. (народное название дня Усекновения честныя главы св. Иоанна Крестителя)⁴
  • Девушки приглядывались к парням, выбирая женихов: «С Успения не присмотришь – зиму в девках сидеть будешь».

Пословицы, приметы

 

Пресвятая Богородице, помогай нам!

Литература:

¹ pravoslavie.ru
² Журнал «Мирской Вестник», 1865
³ Википедия
⁴ А.А. Коринфский. Народная Русь
⁵ Сахаров И.П. Сказания русского народа
Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
Даль В.И. Месяцеслов — Пословицы русского народа

tradiciay.ru


Смотрите также