Какой сегодня праздник божий


Какой сегодня праздник по церковному календарю 2020

Главная → Церковный православный календарь

Церковный календарь содержит расписание православных праздников на год, даты почитания христианских святых, периоды постов. Он подскажет, когда отмечается тот или иной праздник, дату начала и окончания постов, сплошных седмиц, дни поминовения усопших.

Какой сегодня церковный праздник

Сегодня, 4 марта, отмечается 3 православных церковных праздника.

Преподобного Феодора Санаксарского

Церковь чествует святого Феодора Санаксарского (имя при рождении - Иван Игнатьевич Ушаков). Годы жизни: 1718-1791. В 1748 году его постригли в монахи с именем Феодор. В 1764 году он стал начальником Санаксарского монастыря. К лику святых его причислили в 2004 году.

День Архипа и Филимона

Апостола от 70-ти Филимона и мученицы равноапостольной Апфии, апостола от 70-ти Архиппа

Церковь празднует память двух апостолов от 70-ти, святых мучеников Архиппа, Филимона и его супруги Апфии. Они были учениками святого апостола Павла. Пострадали за веру в Иисуса Христа при императоре Нероне.

Великий пост

3 день праздника

Главный многодневный пост. Установлен в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Длительность Великого Поста – 48 дней.

Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.

Православный календарь на 2020 год

  • 7

    православный праздник
  • дни особого поминовения усопших
  • Великие праздники

    19 апреля ‒ Пасха

    Двунадесятые

    7 января ‒ Рождество Христово

    19 января ‒ Крещение Господне (Святое Богоявление)

    15 февраля ‒ Сретение Господне

    7 апреля ‒ Благовещение Пресвятой Богородицы

    12 апреля ‒ Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)

    28 мая ‒ Вознесение Господне

    7 июня ‒ День Святой Троицы (Пятидесятница)

    19 августа ‒ Преображение Господне

    28 августа ‒ Успение Пресвятой Богородицы

    21 сентября ‒ Рождество Пресвятой Богородицы

    27 сентября ‒ Воздвижение Креста Господня

    4 декабря ‒ Введение во храм Пресвятой Богородицы

    Недвунадесятые

    14 января ‒ Обрезание Господне

    7 июля ‒ Рождество Иоанна Предтечи

    12 июля ‒ Св

Какой завтра православный праздник по церковному календарю 2020

Завтра, 5 марта, отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.

Церковные праздники – это дни воспоминания важнейших событий из жизни Иисуса Христа, Девы Марии, а также почитания памяти святых.

Наиболее важные православные праздники называют «великими». Самое знаменательное событие церковного календаря – Пасха. Остальные великие праздники подразделяют на двунадесятые (посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии) и недвунадесятые (посвящены Иоанну Предтече, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия). Великие праздники в списке выделены красным цветом.

Пост – период воздержания от принятия пищи животного происхождения. В году четыре многодневных и три однодневных поста. Также еженедельными постными днями являются среда и пятница. В сплошные седмицы пост по средам и пятницам отменяется.

Преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, игумена

День памяти святого Корнилия - игумена Псково-Печерского монастыря. Годы жизни: 1501-1570.

Лев Катанский

Преподобного Льва, епископа Катанского

Церковь чтит память святого Льва - епископа в г. Катане в Сицилии. Обладал даром исцеления от болезней и чудотворения.

Преподобного Агафона Печерского

Чествование памяти святого Агафона, который жил в Киево-Печерском монастыре в ХIII–ХIV вв. Он строго постился, исцелял больных. Обладал даром пророчества. Предсказал время своей смерти.

Великий пост

4 день праздника

Главный многодневный пост. Установлен в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Длительность Великого Поста – 48 дней.

Православные праздники в 2020. Какой сегодня церковный праздник (+завтра)

Многие христиане чтут и соблюдают все православные праздники. В такие дни человек совершает различные обряды и соблюдает обычаи. В православной церкви проходят богослужения и  литургии. 

Многие хотят знать - какой сегодня церковный праздник? или завтра в 2020 году?.

Для начала нужно знать:
Пасха - Воскресение Христово, один из самых важных праздников.

Далее следуют Двунадесятые праздники:

  • Господские  (главнее Богородичных) - проходят в честь Иисуса Христа.
  • Богородичные праздники - в честь Пресвятой Богородицы.

Двунадесятые

Двунадесятые праздники относятся к Великим (проходят с торжественным богослужением)
Церковный год начинается с 14 сентября по Григорианскому календарю (в данный момент многие живут именно по нему) и ( 1  сент - по Юлианскому, то есть минус 14 дней)
  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы ;
  • 27 сентября —  Воздвижение Креста Господня — ;
  • 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  • 7 января  — Рождество Христово;
  • 19 января — Крещение Господне;
  • 15 февраля — Сретение Господне;
  • 27 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы;
  •  — Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье перед Пасхой, 6-ое воскресенье Великого поста, в церковном календаре также называется Неделей ваий или цветоносной или Вербным воскресеньем.
  •  — Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, четверг 6-й седмицы после Пасхи. Переходящий;
  •  — День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, 8-ое воскресенье после Пасхи. Переходящий;
  •  19 августа — Преображение Господне;
  •  28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
Также двунадесятые праздники почти все с постоянные днями, а не переходящими и имеют некоторые особенности в праздновании:
  • предпразднство — дни подготовки верующих к празднику. Обычно это 1 день, но Рождество Христово имеет 5 дней.  Крещение Господне (Богоявление) - 4 дня, 
  • попразднство — продолжение праздника;
  • отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.
Праздник Входа Господня в Иерусалим - нет ни попразднства, ни предпразднства.
Вознесения Господня, Дня Святой Троицы  - нет предпразднства.

7 Двунадесятых Господских праздников

Непереходящие даты: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Крещение Господне, Преображение.
Переходящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

Великие

Великие церковные праздники - осуществляются с торжественным богослужением. Кроме Двунадесятых к ним относятся несколько Недвунадесятых:

14 октября (по Григорианскому календарю, который сейчас у многих; а для вычисления даты по Юлианскому - вычтите 14 дней) — Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) ;
14 января — Обрезание Господне и память свт. Василия Великого;
7 июля — Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) ;
12 июля — День святых первоверховных апостолов Петра и Павла;
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Есть также Средние праздники в Православной церкви, которые празднуются в честь святых и икон.
 

Православный календарь на 2020 год в картинках

Январь

Февраль

 

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

 

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Смотрите также:

#Православные #праздники #2020 #Какой #сегодня #церковный #праздник #(+завтра)

Сохрани с социальных сетях, чтобы не забыть) Или перешли другу по мессенджеру! Для того, чтобы оставить комментарий на сайте - зарегистрируйтесь / а для пользователей соц. сетей есть форма комментарив вышеы (без регистрации)

Церковные праздники, Православные праздники - календарь и смысл

Что такое церковный праздник? Каково значение праздника? Каким должно быть празднование?

Содержание статьи

Церковные праздники — это важные для христиан датой, к которым принято готовиться молитвенно, соблюдать пост, а потом приходить на торжественную литургию с причастием в храм. Некоторые православные праздники, такие как Успение, кажутся людям, далеким от церковной жизни, странными. Зачем христиане празднуют смерть? О сути церковных праздников мы постараемся рассказать вам в этой статье.

Календарь не переходящих церковных праздников известен:

Церковный праздник Дата церковного праздника Значение церковного праздника
Рождество Христово 7 января Двунадесятый церковный праздник
Крещение Господне 19 января Двунадесятый церковный праздник
Сретение Господне 15 февраля Двунадесятый церковный праздник
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля Двунадесятый церковный праздник
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля Великий церковный праздник
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля Великий церковный праздник
Преображение Господне 19 августа Двунадесятый церковный праздник
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Двунадесятый церковный праздник
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября Великий церковный праздник
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября Двунадесятый церковный праздник
Воздвижение Креста Господня 27 сентября Двунадесятый церковный праздник
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября Великий церковный праздник
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря Двунадесятый церковный праздник

Переходящие церковные праздники, в свою очередь, постоянно празднуются в разные дни. Мы составили таблицу по ближайшим датам:

Праздники 2020 2021 2022
Начало триоди 9 февраля 21 февраля 14 февраля
Прощеное воскресенье 1 марта 14 марта 6 марта
Вход в Иерусалим 12 апреля 25 апреля 17 апреля
Пасха 19 апреля 2 апреля 24 мая
Вознесение Господне 28 мая 10 мая 10 июня
Троица 7 июня 20 июня 2 июня
Петров пост 27 дней 14 дней 21 день

Что такое церковный праздник?

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил.4:4–7. )

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это — великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.

Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют «двунадесятыми» или иногда «дванадесятыми». Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.

  • Рождество Христово
  • Богоявление
  • Сретение
  • Благовещение
  • Вербное воскресенье
  • Вознесение
  • Троица
  • Преображение
  • Успение Пресвятой
  • Воздвижение Креста Господня
  • Рождество Богородицы
  • Введение во храм Богоматери

Далее, согласно иерархии церковных праздников, следуют Великие праздники. К ним относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого
  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Память свят. Николая
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

Читайте также — Православный календарь

Праздники в православном календаре

Двунадесятые Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Недалеко от Иерусалима располагается город Назарет. Именно в этом городе жили праведные и уже немолодые супруги Иоаким и Анна. Долгое время Господь не давал им детей. Во времена их жизни это считалось позором, ведь дети считались благословением Божьим. Однажды Первосвященник даже не принял жертву от Иоакима, обвиняя его в том, что он, очевидно, в чем-то провинился перед Богом, раз Господь не дает ему детей. Иоаким взмолился Господу, чтобы Он даровал им с супругой ребенка. Анна считала себя повинной в бездетности брака. Она тоже обратилась к Богу с просьбой подарить им с Иоакимом потомство и пообещала принести дитя в дар Богу, служить Ему. Тогда пред ней предстал Ангел Небесный и сказал: «Твоя молитва услышана. Ты родишь дочь благословенную. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение всему миру и наречется она Марией».

В те времена благословением от Бога считалось только рождение младенца мужского полы. Даже в Священном Писании люди исчисляются только мужскими единицами. Но девочкой, которую родит Анна станет Пресвятая Богородица, мать Христа.

Иоаким, тем временем, спешил к Золотым воротам Иерусалима после сорокадневного поста в горах. Он должен был увидеть свою жену Анну, потому что в горах ангел явился и ему. Обняв его у ворот, Анна сказала «знаю теперь, что Господь благословил меня».

Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый православный праздник в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Божья Матерь послужила делу Спасению, родив Сына Человеческого, от которого началась новая эпоха и новое летоисчисление. Со Спасителем Господь открыл нам, что главным законом в нашей жизни должен быть закон любви, способность к жертве во имя любви. Земной путь Богородицы был наполнен скорбями, она стояла у Креста Господня и вместе со Спасителем переживала крестные муки.

Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа.

Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники — праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии — это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители — Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это — знак высшего доверия Богу.

В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом.

Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним — не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников.

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый православный праздник.

Он по-разному назывался у первых христиан: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, но в VII веке на Востоке и Западе его стали звать одинаково — Благовещение Пресвятой Богородицы.

Этот день явил радость всему миру и стал началом нашего Спасения, благословением для всех людей. В этот день Бог соединился с человечеством и в лице Девы Марии исполнились все пророчестве Ветхого Завета о Сыне Человеческом. Во всем мире тогда не было святее и достойнее Девы Марии. Она проживала в храме уже двенадцать лет, когда первосвященник сказал, что, достигнув совершеннолетия, она должна оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом своего мужа. Дева Мария смиренно отвечала, что она дала обет посвятить свою жизнь Господу и не желает нарушить обет целомудрия. Первосвященник не могу заставить Деву нарушить обет, данный Богу, поэтому он собрал духовенство храма, чтобы молиться и просить Богу явить Его волю. Первосвященнику Зарахрию явился Ангел с указанием забрать неженатых мужей из дома Давидова и просить их принести жезлы свои, кому из них Господь покажет знамение, тот и станет мужем для Девы Марии.

Когда Первосвященник собрал жезлы, он стал молиться, чтобы Господь явил свою волю. На ночь жезлы оставили в храме, а на следующий день жезл Иосифа расцвел. Иосиф был родственником Девы Марии, вел праведную жизнь, ему было уже больше 80 лет, он жил во вдовстве и имел взрослых детей. Дева Мария переселилась из храма в Назарет, но осталась жить в уединении и безмолвии, сохраняя девство. Пречистая Дева продолжала жить для Бога, заниматься домашними делами. Пока Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.

Дева Мария знала пророчества о пришествии Мессии и о Пресвятой Деве, которая станет Его матерью. Она молилась о том, чтобы послужить этой женщине, но этой женщиной оказалась она сама.

«Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Благословенна Ты в женах», — эти слова Дева Мария услышала от архангела, явившегося к ней. Эти слова привели ее в смятение, и она безмолвствовала. Но архангел Гавриил утешил ее словами о том, что Господь даст Сыну престол Давида. Дева Мария не знала мужа, но сила Вышнего осенила ее, и она зачала, когда свет Духа Божьего осенил ее. Свершилось таинство воплощения Сына Божьего. Избранная из всех родов, Дева Мария вместила в себе сокровище благодати и дала человеку возможность надеяться на спасение.

Сретение Господне (2/15 февраля)

В основу церковного праздника Сретение Господне положено удивительное чудесное событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке н.э.. Согласно традиции, на сороковой день после рождения все иудеи должны были принести в храм своих первых сыновей для посвящения Богу. В благодарность принято было приносить Богу жертву — барана, вола, голубей. Важную роль играло то, что семья могла себе позволить.

Этот закон был установлен в память об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Тогда Господь спас от гибели израильских первенцев.

Родители принесли Иисуса Христа в иерусалимский храм, как того требовал закон, как только Ему исполнилось сорок дней, чтобы представить перед Богом. Иосиф и Мария не могли позволить себе принести дорогостоящую жертву, так как жили небогато. Они принесли в жертву лишь двух птенцов голубей. В это время в Иерусалиме жил благочестивый старец — Симеон Богоприимец. По внушению Духа Божия и пророчицы Анны, он пришел в храм, так как Святой Дух обещал Праведному Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию. Ему было уже 360 лет. По Преданию Церкви, он был одним из тех, кто переводил Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий.  Он хорошо знал Писание и с верой ожидал Христа Спасителя. Хотя, сначала он усомнился в возможности исполнения пророчества, о том, что Спаситель родится в мир от земной женщины. Он даже хотел изгладить эти пророчества в Писании, но к нему явился Ангел Господень и удержал его, подтвердив истинность этих слов — «Веруй тому, что написано!».

Увидев младенца Иисуса у дверей храма, он в великой радости воскликнул: «Это — Бог, Соприсносущный Отцу, это — Предвечный Свет и Спаситель Господь!». Как и было обещано Господом, ему явился Божественный Младенец с Пречистой Девой и праведным Иосифом. Сердце Симеона трепетало, он славил Господа в молитве. Старец узрел Того, Кто был обещан Господом людям, наступила полнота времен. Он мог уйти из этого мира, ибо исполнилось пророчество.

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)

Этот праздник кажется парадоксальным тем, кто не знаком с церковными православными праздниками. Почему мы празднуем смерть? Но мы знаем слова «Живем ли, для Господа живем; Умираем ли, для Господа умираем». Еще Апостол Павел говорил: «Для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение».

Последнее, что мы знает о земном пути Девы Марии из Евангелия, это — слова, которые Господь обращает к Матери со креста. Слова о Его любимом ученике, Иоанне Богослове: « Жено! се, сын Твой«. Эти слова, конечно же, касались всего человечества.

Любимый ученик Христа взял Деву Марию к себе. Священное Писание не доносит до нас сведений об Успении Богородицы, но Церковное Предание хранит для нас сведения о жизни Богородицы после Воскресения Христова.

Итак, Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Она часто уединялась для молитвы своему Божественному Сыну. В один из таких дней к ней вновь явился архангел Гавриил, чтобы возвестить — через три дня Пресвятая Дева отойдет ко Господу. Богородица приняла эти слова с великой радостью в ожидании встречи с Богом. Единственное, о чем она попросила — дать ей возможность проститься с апостолами, учениками Христа, которые понесли в мир весть о Спасении. Чудесным образом апостолы, которые были далеко от Иерусалима, были перенесены туда, чтобы проститься со своей Небесной Матерью. Богоматерь утешила апостолов в их скорби и попрощалась с каждым из них.

Но Успение Богородицы не было обычным расставанием души с телом. В час ее смерти Небеса разверзлись и присутствовавшие узрели Христа с Ангелами и почившими праведниками. Пресвятая Дева была словно погружена в сон, поэтому ее преставление называется Успением, то есть сном. И за этим сном ожидались слава и пробуждение в Царстве Небесном. Душа Девы Марии, сопровождаемая ангельским пением, вознеслась на Небеса.

Во время погребения тела Богородицы один иудейский священник преисполнился гнева к Матери Иисуса Христа и решил опрокинуть тело Девы Марии на землю. Но стоило ему только дотронуться до одра Пречистой Девы, как Ангел Господень явился с мечом и отсек ему руки. Священник взмолился апостолам о помощи. Апостол Петр ответил, что Господь по молитвам к Его Матери может даровать ему исцеление. Священник Афоний приложил свои руки к месту отсечения, вознося молитвы Богородице. Его молитва была услышана, и он последовал за одром Девы Марии, прославляя Господа и Богородицу.

Апостол Фома не успел увидеть погребение Божьей Матери и очень скорбел, желая проститься с ней. Когда на третий день апостолы открыли ему гробницу, тела Богородицы в ней не оказалось, но она явилась им сама в Небесной Славе в окружении множества ангелов со словами: «Радуйтесь, ибо я с вами во всем дни».

Читайте также — Смысл, содержание и богословие церковных праздников

Двунадесятые Господские праздники

Рождество Христово

Когда Дева Мария уже должна была родить своего Первенца, от кесаря Августа внезапно вышло повеление сделать перепись населения по всей земле. Праведный Иосиф, потомок Царя Давида, отправился из Назарета в Вифлеем, город Царя Давида, который располагался недалеко от Иерусалима. Святое семейство не нашло места ни в одной гостинице Вифлеема, никто не приютил странников. Никто из жителей Вифлеема не знал, что перед ними Пречистая Дева, ждущая Мессию. Да и Самого Мессию в те времена представляли себе по-другому. Но Господь не явился в мир в славе Небесной, ее не выдержал бы грешный человек. Он не явился и в славе земной, потому что Царство Небесное не имеет отношение к земному благоденствию.

Рождество Господа случилось в убогой пещере, где держали домашний скот. Дева Мария спеленала Богомладенца и положила его в ясли. А с дарами в пещеру уже спешили волхвы, звездочеты, увидевшие на небе Вифлеемскую звезду. В поле неподалеку отдыхали пастухи, стерегущие стада. Им явился Ангел Господень, и они сильно испугались. Но Ангел сказал: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость» и рассказал весть о спасении. И пастухи поклонились Богомладенцу. Поклонившись Христу, они поведали все, что им открыл Ангел Господень. Волхвы же, шли по звездам, чтобы увидеть царя и поклонились ему, незримо являя собой весь прежде языческий мир, многие представители которого также впоследствии уверовали во Христа.

 

С IV и вплоть до VI века н.э. многие Церкви праздновали Рождество Христово совместно с днем Богоявления. Это связано с тем, что по некоторым сведениям, Крещение Господне произошло в день Его рождения. Но современная Церковь разделяет эти православные праздники.

Богоявление (Крещение) Господне

Праздник Крещения Господня не даром называют еще Богоявлением. Именно в этот день впервые за весь период событий Писания человеку явились все Три Лица Троицы. Сын Божий вошел в воды Иордана, Дух святой спустился к нему, а остальные услышали голос Бога Отца. Святым Духом с тех пор крещаются все, уверовавшие во Христа.

 

Крещение Господа Иисуса Христа связано с делом спасения людей. Господь просит креститься от Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель же говорит, что это ему надо креститься от Иисуса. Этим он явно дает понять, что перед собравшимися — не обычный человек, но Посланник Господа, Мессия. Предтеча Иоанн уже давно готовил людей к пришествию Мессии. Он говорил им и покаянии и очищении от грехов. Христу не надо было очищаться от грехов, Он пришел, чтобы самому принять на себя грехи мира. Его омовение в водах Иордана было безгрешным и через него очистились и все верующие во Христа. Рожденные от воды и духа люди получили возможность омыться от грехов, получая новое рождение во Христе с тех пор, как крестился Сам Господь.

Преображение Господне (6/19 июня)

Церковный праздник Преображения Господня известен уже с IV века н.э.

Эта дата посвящена удивительному чудесному событию, которое случилось на горе Фавор и было описано в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф. 17:1-13; Лк. 9:28-36).

Господь Иисус знал, что близится время его мучения и распятия. Он обратился к ученикам с вопросом: «Вы за Кого почитаете Меня?» — апостол Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:15-16). Когда Господь стал готовить учеников к грядущим страданиям, апостол Петр, горячо любивший Его стал просить: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16:22).

Господь услышал это и взял своих учеников Петра, Иакова и Иоанна вместе молиться на гору Фавор. Иисус взял с собой именно этих учеников, чтобы в час его мук они не устрашились, но, укрепившись в вере, могли перенести их.

Господь молился и вдруг ученики увидели, как лик его просиял, а одежды сделались ослепительно белыми. К Нему явились пророки Моисей и Илия, чтобы побеседовать с ним. В великой радости от присутствия при таком чудесном событии апостол Петр воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». В ответ всех присутствовавших осветило Божественное облако и раздался глас Богу Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».
В день преображения Господня вспоминаются эти чудесные события.

Воздвижение Креста Господня (14-27 сентября)

Истоки этого праздника уходят к обретению Креста Господня. Его упоминают древние христианские историки. По словам Евсевия Кесарийского, Феодорита Киррского, Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика и Созомена Саламанского, император Константин Великий горел желанием изыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. На поиски Креста Господня отправила царица Елена, мать императора Константина.

Как правило, кресты закапывались на месте свершения казни. И действительно, Крест Господень оказался там. Но на месте казни было найдено три Креста. Предстояло узнать, какой именно был орудием казни Иисуса Христа. Чудо Господне явило людям правду. Тяжело болящая женщина исцелилась при прикосновении к Кресту Господнему.

Множество людей собралось, чтобы поклониться Честному Древу Креста Господня. Не все могли увидеть его из-за скопления верующих и тогда Патриарх Макарий стал воздвигать Крест, чтобы все могли его увидеть. Люди поклонялись Кресту со словами «Господи, помилуй».

Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.

В 614 г. Персидский шах Хозрой разграбил сокровища Иерусалима и увез с собой в том числе Древо Животворящего Креста Господня. Целых четырнадцать лет Крест Господень пробыл в Персии. Но после победы императора Ираклия над персами и заключения мира Крест Господень был возвращен в Иерусалим.  Император встретил Честной Крест в скромной одежде и босой в знак смирения перед Господом.

Значение праздника в православии

Церковные праздники важны для того, чтобы люди не забывали Евангельские события. Православные праздники свидетельствуют о нашей живой вере. О том, что Спасение касается не только людей во времена Нового Завета, но и всех нас, верующих во Христа. Соблюдая традиции православных праздников, мы свидетельствуем о своей вере даже, если церковные праздники кажутся необычными людям, которые не знакомы с традициями Церкви. В эти дни мы можем остановиться и задуматься о том, правильным ли путем мы идем ко Христу.

Читайте о церковных праздниках на «Правмире»:

Фильмы о православных церковных праздниках:

Церковные праздники

Рождество Богородицы. Праздники

Что нужно делать в Церковные праздники?

церковный календарь православных праздников, Сретение Господне :: Общество :: Дни.ру

Согласно церковному календарю 15 февраля православные христиане отмечают Великий праздник Сретения Господня. В чем символический смысл торжеств, а также какие традиции и запреты действуют в этот день, читайте в материале "Дни.ру".

История

В переводе со старославянского слово "сретение" следует перевести как "встреча". Праздник отмечается на 40 день от рождества Христова. В этот день, по преданию, дева Мария вместе с мужем Иосифом прибыла в Иерусалим для проведения обряда посвящения в храме. Там им встретился старец Симеон.

Считается, что Симеон родился за три столетия до прихода Спасителя. Он был в числе тех мудрецов, которых египетский царь Птолемей II нанял для перевода на греческий Ветхого Завета.

При работе над книгой пророка Исаии святой наткнулся на фразу, которую принял за ошибку. Там было написано: "Се Дева во чреве приимет родит Сына". Рассудив, что речь идет об описке, ведь Дева родить не может, он захотел при переводе исправить этот момент и написать вместо этого "Жена".

В этот момент ангел остановил руку Симеона и дал понять, что никакой ошибки в этом нет. После этого он пообещал, что старец не умрет до тех пор, пока лично не увидит исполнение этого пророчества. И, вопреки человеческой природе и законам жизни, он прожил 300 лет, в ожидании этой встречи.

Увидев младенца Иисуса, Симеон понял, что его ожиданию пришел конец. Этот момент принято считать аллегорией на встречу человечества с Иисусом, а также на смену Ветхого Завета, который символизирует святой Симеон, на Новый, который принес с собой Спаситель.

Изначально Сретение Господне воспринималось не как самостоятельное торжество, а как день, которым завершается 40-дневный цикл после Богоявления. Однако со временем торжества стали сравнимы с Пасхальными.

Православный календарь указывает, что этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть имеющих прямое отношение к событиям из жизни Иисуса Христа. И хотя он и относится к числу Господских праздников, по сопутствующему ему богослужению походит скорее на Богородичный. Даже на иконах праздника изображения Христа и Божьей Матери по своей значительности равны.

Громницы: народные приметы и обычаи

В народе сохранилось два ответа на вопрос, какой праздник 15 февраля. Кроме церковного Сретения многие помнили, что эта дата носит название Громницы. Свечи, освященные в этот день, использовали для защиты дома от грозы. Также их считали защитой для души умершего человека от злых сил.

Крестьяне считали, что сретенские морозы – последние за зиму, и в дальнейшем будет только теплеть. Впрочем, если в этот день будет метель, то, верили в народе, приход весны все же задержится.

Если на улице начиналась капель (Зима весну заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет), то стоило ждать хорошего урожая пшеницы. Безветренная и солнечная погода сулила много работы сборщикам льна. А ветер намекал, что в накладе не останутся владельцы фруктовых деревьев.

Что нельзя делать на Сретение 15 февраля

Русский народ с неодобрением относился к воровству в любое время, однако пойти на это преступление в Великий церковный праздник, согласно представлению крестьян, означало накликать на себя жуткую беду. Такой человек расстанется со всем, что успел накопить за свою жизнь.

Ссориться с другими людьми или просто сквернословить на Сретение тоже нельзя. Под запретом 15 февраля и гадания, а также прочие магические ритуалы, которые ушлые гадалки любят связывать с церковными праздниками. На самом деле все это – большой грех, особенно в светлый день.

Заниматься тяжелой, грязной работой, убираться в доме, трудиться также не рекомендовалось. Праздник необходимо посвятить отдыху и постараться провести время максимально радостно.

Еще один запрет на 15 февраля связан с поверьем, что после сретенских морозов пускаться в дальний путь на санях было небезопасно – погода могла перемениться в любой момент. В народной памяти это логичное поведение сменилось осторожным отношением к продолжительным путешествиям именно на Сретение.

Именины 15 февраля

какой сегодня праздник, церковный календарь православных праздников, 2020

Церковные праздники

Церковный календарь в любой день недели дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, какой сегодня праздник. Дни поминовения святых, особые торжественные события, однодневные и многодневные посты, Великие православные праздники – запомнить их все крайне сложно. Разобраться поможет специальный перечень православных праздников на 2020 год от «Дни.ру».

Народная память

В тесной связи с церковным находится народный календарь. У каждого дня есть свое особое название. Зачастую оно состоит из двух частей – первая является именем святого, почитаемого в этот день, а вторая отсылает к обычаям, традициям и приметам, которые хранит простой люд. Они могут быть как связаны с христианскими представлениями о дате, так и отсылать к народным верованиям или вовсе быть следствием своеобразного производственного календаря древних крестьян и иметь исключительно прикладной смысл.

Истоки

Все торжественные церковные даты связаны с событиями, происходившими на протяжении истории с Церковью. Отдельно выделяются Великие православные праздники, которые посвящены событиям жизни Иисуса Христа. Главным же днем для верующих является Пасха. Дата ее празднования не постоянная, поэтому так важно сверяться с православным календарем.

Праздник каждый день

Наши предки строили свою жизнь в строгом соответствии с церковным календарем и устоявшимися народными представлениями о каждой дате. Учитывая, что это позволяло простому люду на протяжении многих столетий выживать в крайне недружелюбных условиях, возможно, что современному человеку есть чему поучиться у русского крестьянина. Узнать смысловое наполнение каждого торжества можно в сюжете «Дни.ру», а проверить число поможет наш материал.

Рецепты

Некоторые торжества в народной памяти неразрывно связаны с теми или иными угощениями. Например, невозможно представить себе Масленицу без блинов. Но есть и менее очевидные варианты угощений и дат, к которым их принято готовить. Узнать рецепт традиционного блюда также можно на страницах нашего издания.

Именины

Когда-то имена для новорожденных детей выбирали, сверяясь со святцами. Из этого обычая до нас дошла культура празднования именин. Это особое торжество, связанное с именем святого - тезки человека. Отмечать его надо в день почитания святого, который совпадает или идет после дня рождения человека.

Какой церковный праздник сегодня, 15 февраля 2020 года, традиции, приметы, именины

На календаре 15 февраля 2020 года — суббота, 46 день 2020 года по григорианскому календарю (по юлианскому — 2 февраля).До конца года остается 319 дней.

В православной церкви идет первая приуготовительная седмица к Великому посту. Верующие отмечают Сретение Господне, великий двунадесятый праздник.

Памятные даты

15 февраля 2020 года в православной церкви: Седмица сплошная. День непостный.

Установлены следующие памятные даты:

  • Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
  • память священномученика Василия (Залесского), протоиерея;
  • память преподобного Шио (Симеона) Мгвимского

История праздника Сретения

Традиции дня

Сретение — великий двунадесятый праздник в православии, который ежегодно отмечают 15 февраля. В 2020 году он выпал на субботу. Его название переводится с церковно-славянского языка как «встреча».

В народе этот день называют по разному: «Сретение Господне», «Сретенье Господнее», «Сретенские морозы», «Громницы».

Сретение служит границей между зимой и весной, отчего и само название праздника в простонародье объясняют встречей зимы с весной. День богат на приметы и запреты.

Запреты дня

  • нельзя отправляться в дальнюю дорогу, велика вероятность не вернуться
  • запрещено сквернословить
  • табу на ссоры и скандалы
  • сегодня стоит отказаться от употребления крепкого алкоголя
  • уборка, стирка, шитье — лучше отложить на следующий день
  • магия и ворожба

ПРИМЕТЫ НА ПОГОДУ

  • Вода капает с крыш – будет затяжная весна, если тепло, а с крыш не капает – весна будет ранняя и сухая.
  • нет солнца – ожидай суровых морозов.
  • холодно – скоро начнется теплая весна.
  • тепло и солнечно – весна будет теплой.
  • идет снег – весна будет затяжной и дождливой.
  • под крышами сосульки — ЖДИ хороший урожай кукурузы.

Что обязательно стоит сделать сегодня

На Сретенье кормили (закармливали) племенных птиц: курам давали овес, чтобы лучше неслись, а яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.

Что обязательно нужно сделать

Священнослужители указывают на то, что в этот радостный день нужно обязательно посетить церковное богослужение. Во время праздничной литургии будут освящаться свечи, которые потом раздадут прихожанам.

Сретенскую свечу нужно обязательно хранить дома. Ее зажигают в самых сложных ситуациях:

  • природные катаклизмы (сильная гроза, ветер и т.д.)
  • во время тяжелых родом
  • если умер кто-то из домочадцев

Мужские и женские именины по церковному календарю

Пятнадцатый день февраля не щедр на именины. Поздравить с Днем ангела можно лишь мужчин и мальчиков, названных именем Василий, а представительницы прекрасного пола и вовсе не отмечают своих именин сегодня. Не исключено, что это связано с празднованием большого православного праздника Сретения.

У наших предков-славян именины были долгожданным событием, причем как для мальчиков так и для девочек. Даже если ты не был виновником торжества, тебя все равно угощали сладостями и дарили подарки.

Те  семьи, где достаток был весьма скромным, День ангела отмечали все равно, хоть и не с размахом. Праздничный ужин всегда был с кашей и пирогом. Под конец празднования именинники благодарили всех, кто пришел их поздравить и порадоваться за них.

В современной России именины практически не отмечают, но многие верующие в этот день произносят молитвы своему покровителю, выражая благодарность за доброту и участие в его судьбе и просят защиты у высших сил.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Православные праздники — Википедия

Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному[1]богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.

В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Согласно катехизису митрополита Филарета (Дроздова), православные христиане обязаны свято чтить свои важнейшие праздники: готовиться к ним постом, в дни праздников посещать храм, заниматься молитвой и чтением, вместо своих мирских дел помогать немощным и нуждающимся[2].

Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3, Исх. 20:8-11).

В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:

Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:
а день воскресный преимущественно праздновати,
аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:
да будут анафема от Христа.
  • По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).

Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:

Пояснительная таблица разрядов праздников
Тип праздников Разряд Знак Типикона Особенности Примеры
Пасха Пасхальное богослужение. Служба наиболее торжественная, почти всё поётся (чтений немного).
Великие Бденные Всенощное бдение: малая и великая вечерни, бденное начало вечерни, лития в конце вечерни.
Средние Бденные Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Нет повечерий и полу́нощниц.
Полиелейные Служба с полиелейной утреней, однако всенощного бдения нет[5]. Уставом предусматриваются повечерия и полунощницы, но в приходской практике они почти никогда не совершаются.
Малые Славословные На утрене вместо чтения вседневного славословия поётся Великое славословие с праздничным окончанием.
Шестеричные Поются 6 стихир святому на «Господи, воззвах» (если в Минее приведено только 3, то они повторяются дважды). Читаются оба канона октоиха и канон святому на 6 тропарей: обычно 3 тропаря повторяются дважды.
Вседневные без знака Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых.

Пасха — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий, или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.

Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относятся все двунадесятые праздники, а также некоторые другие (в Русской Православной Церкви — пять). В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .

Двунадесятые праздники[править | править код]

Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычными) и богородичными.

В порядке их следования в течение церковного года, который начинается 1 (14) сентября[4]:

непереходящие двунадесятые праздники:
переходящие двунадесятые праздники:

Современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

Недвунадесятые великие праздники[править | править код]

Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся[7]:

Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.

Богослужебные особенности великих праздников[править | править код]

Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.

Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.

Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.

  • Попра́зднство — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
  • Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.

У великих недвунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече[10][11], а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

См. также Таблица дней предпразднства и попразднства двунадесятых праздников.

Средние праздники установлены в честь нерукотворного образа Иисуса Христа, икон Божией Матери, Небесных Сил бесплотных (ангелов) и святых. Могут быть бденными (со всенощным бдением), более торжественными, и полиелейными (с полиелеем). Их количество точно не определено. Согласно Типикону (Уставу), средние праздники со всенощным бдением (в некоторых случаях бдение по желанию настоятеля) совершаются в честь[12]:

К средним праздникам со бдением также относятся праздники храмовые (престольные праздники) и в честь святых, чьи мощи находятся в храме. Согласно Уставу, также по желанию настоятеля всенощное бдение может совершаться в честь Димитрия Солунского, Собора Архангела Михаила, святителя Григория Богослова, пророка Илии[13][14].

В православной церкви фактически в каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуется больше или меньше прославленных Церковью святых, и каждый день недели отмечен малым праздником.

Праздники преимущественно Русской православной церкви[править | править код]

Большинство праздников Русской православной церкви общие с другими поместными православными церквами-сёстрами, но есть и особенные, например, Покров Пресвятой Богородицы, Всемилостивый Спас, Положение Ризы Господней, многочисленные праздники соборной памяти общерусских святых и местночтимых святых, в Земле Российской просиявших.

В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

  • Царские дни[15], которые подразделялись на:
  • Викториальные — в ознаменование побед или заключения мира, например, 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.

Кроме того, до 10 мая 1904 года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни[16], причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.

  1. ↑ Так как каждое воскресенье, с точки зрения богослужения, является праздничным днём.
  2. Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катехизис
  3. ↑ обычно не обозначается знаком
  4. 1 2 Дни праздников в данной статье указаны так, как принято в бытовом обиходе современной РПЦ, то есть указаны число или (при несоответствии месяцев) дата по юлианскому календарю (старому стилю) и затем дата, соответствующая этим числу или дате по григорианскому календарю (новому стилю) в период, когда разница между ними составляет 13 дней (с февраля ст.ст. (марта н.ст.) 1900 года по февраль ст.ст. (март н.ст.) 2100 года). В Типиконе и иных богослужебных книгах РПЦ обычно указана дата только по юлианскому календарю. При этом надо иметь в виду, что лишь часть поместных православных церквей (или юрисдикций — см. Старостильные церкви), в том числе Русская, продолжает придерживаться юлианского календаря; большинство же иных, включая Константинопольскую, перешли в XX веке на новоюлианский календарь. В таких Церквях та дата неподвижного праздника, какую в РПЦ он имеет по юлианскому календарю (старому стилю), считается его датой по григорианскому календарю (новому стилю) (напр. Рождество Христово в этих Церквях отмечается 25 декабря по новому стилю).
  5. ↑ Бдение может быть, «аще хощет настоятель» (Типикон: «если желает настоятель»).
  6. ↑ Если случится совпадение праздника двух обретений Предтечевой главы со Вселенской родительской (мясопустной) субботой, служба Иоанна Предтечи переносится, согласно Уставу, на 23 февраля (8 марта) в невисокосные годы, 23 февраля (7 марта) в високосные годы
  7. ↑ ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ//Православный календарь на сайте Православие.RU
  8. ↑ Служба памяти Василия Великого в Месяцеслове тесно связана со службой Обрезания, служится литургия Василия Великого, и обе они обозначены знаком креста в круге. 1 января служба Василию Великому не только совмещается со службой праздника Обрезания Господня, но и является главной для этого дня (святителю Василию посвящено бо́льшее количество песнопений, величание после полиелея, Евангелие на утрене). Поэтому память этого святого причисляется к великим праздникам. (см. Василий Великий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 131-191. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.)
  9. ↑ Словарь русского языка, 1992, с. 206.
  10. ↑ http://azbyka.ru/days/assets/upload/minei/06/minea_06_25.pdf
  11. ↑ http://azbyka.ru/days/assets/upload/minei/08/minea_08_30.pdf
  12. ↑ Типикон. Глава 48. Месяцеслов
  13. Митрополит Иларион (Алфеев). Праздники Православной Церкви. Формирование годового богослужебного круга
  14. И. В. Гаслов, А.С. Кашкин Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Часть II. Богослужение седмичных дней. — С. 69–79.
  15. ↑ «Царские дни» и их влияние на религиозную жизнь Петербурга первой четверти XIX века
  16. ↑ С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 810.

Какой церковный праздник сегодня, 22 февраля 2020 года, у православных христиан

На мирском календаре 22 февраля 2020 года. В этом году у православных христиан проходит первая Вселенская родительская суббота. Этот день поминовения усопших еще зовется Мясопустной субботой.

В религиозном календаре православия сегодня день памяти преподобного Панкратия Печерского, затворника, иеромонаха и мученика Никифора, из Антиохии Сирской. Кроме этого, на эту февральскую субботувыпало и еще одно важное событие — у русских православных сегодня день поминовения усопших.

Праздники и памятные даты православия в этот день

Ежегодно 22 февраля отмечается дата почтения памяти преподобного Панкратия Печерского, затворника, иеромонаха и мученика Никифора, из Антиохии Сирской. Про жизнь преподобного Панкратия известно мало. Он жил в 14 столетии, был иеромонахом в Киево-Печерской лавре. Обладал даром чудотворения и исцеления от множества болезней.

Памятные даты в православии 22 февраля:

  • День памяти мученика Никифора, из Антиохии Сирской;
  • Обретение мощей святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского;
  • Обретение мощей святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея Руси;
  • День памяти преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах;
  • День памяти преподобных Никифора и Геннадия, Важеозерских;
  • День памяти священномучеников Маркиана (Маркелла) Сиракузского, Филагрия Кипрского и Панкратия Тавроменийского, епископов;
  • День памяти священномученика Василия Измайлова, пресвитера;
  • День памяти священномученика Иоанна Фрязинова, пресвитера.

Вселенская родительская суббота 22 февраля, что можно и нельзя делать

В православном календаре существуют специальные дни, в которые верующие вспоминают усопших — родительские дни. Сегодня один из таких дней.

Вселенскую родительскую субботу начинают с похода в храм, чтобы помолиться за усопших, или как минимум читают по ним специальную молитву дома. Если человек не помнит молитву дословно – то стоит помолиться хотя бы своими словами: искренний призыв Господь всегда услышит.

Только после посещения храма можно ехать на кладбище, навещать могилы родных, но ни в коем случае не вместо похода в церковь. На могилу с собой не берут еду и тем более алкоголь – поминальный обед устраивают дома. Блюда в этот день стараются приготовить сытные и желательно те, что покойник любил при жизни.

Что запрещено делать:

  • Во Вселенскую родительскую субботу не рекомендуется работать, особенно если это отвлекает человека от молитвы и посещения храма. В этот день все свое внимание желательно уделить духовным вопросам.
  • В этот день нельзя отказывать в помощи нуждающимся. Нищих и обездоленных, которые принимают от вас деньги или продукты, нужно попросить помолиться за усопших.
  • На Мясопустную субботу запрещено злоупотреблять спиртным. Нет ничего хуже, чем прийти на кладбище в пьяном виде.
  • В этот день не следует сажать растения, поскольку они, как считается, будут плохо расти и не дадут плодов.
  • Кроме того, в Мясопустную субботу запрещено ругаться, сквернословить и рукоприкладствовать.

Что читать в Мясопустную субботу по усопшим православным

Пo пpaвocлaвным канонам в этот поминальный день paзpeшeнo мoлитьcя зa людeй, кoтopыe умepли cвoeй cмepтью, были убиты и дaжe пpoпaли бeз вecти и нe пpeдaны зeмлe. Cчитaeтcя, чтo живыe имeют шaнc cвoими мoлитвaми oкaзaть пoмoщь умepшим.

Молитва об умерших родителях

Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твое, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь

Священнослужители напоминают верянам о том, что двe ocнoвныx Bceлeнcкиx cуббoты, кoгдa пpинятo пoминaть вcex xpиcтиaн, кoтopыe были кpeщeными: Mяcoпуcтнaя и Tpoицкaя. Oни oбязaтeльнo coпpoвoждaютcя пpoвeдeниeм вaжныx бoгocлужeний – вceлeнcкиe или вceoбщиe пaниxиды. Ecть и дpугиe шecть poдитeльcкиx cуббoт: Paдoницa, Димитpиeвcкaя, Пoминoвeниe уcoпшиx вoинoв и 2-й, З-й и 4-й ceдмицы Beликoгo пocтa.

 

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен


Смотрите также