Икона неопалимая купина 17 сентября


17 сентября праздник иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина»

Ежегодно, 17 сентября, верующие отмечают праздник, посвященный иконе Девы Марии, которую называют «Неопалимой Купиной». У этого удивительного образа необычная история и, конечно, своя, особая молитва.

Истоки и история

Первоначально образ указывал на явление, которое увидел пророк Моисей в пустыне. Среди бесплодной пустоши ему явился куст, который горел ярким огнем, но никак не сгорал. Святой был потрясен увиденным, подошел к разгоревшемуся пожару, и до него донесся голос Господа нашего. Всевышний рассказал Моисею о его истинной миссии и велел вывести евреев с египетской земли.

Эта история произошла на Сирийском полуострове — на этом месте по сей день находится камень, где и явилось пророку чудесное явление. Тысячи верующих ежегодно совершают паломничество к святому месту. Рядом расположился храм Святой Екатерины. Он настолько красив и производит такое сильное впечатление, что не был разрушен ни на одной из войн, бушевавших на этой земле.

Икона «Неопалимая Купина»

Купиной в старину называли разросшийся куст — именно это слово сохранилось в названии образа. Куст является символом веры и указывает на непорочность Богородицы и на ее крепкую веру, благодаря которой Господь возложил на нее особую миссию спасения душ.

До сих пор не ясно, откуда появилась эта икона, кем она была написана впервые. Специалисты смогли определить, что истоки образа уходят корнями в первые века нашей эры. В восьмиугольную звезду, сложенную из двух четырехугольников, помещен лик Богородицы с божественным младенцам на руках. Четыре конца звезды имеют зеленый цвет, что символизирует куст — купину, а оставшиеся, красного цвета, отождествляются с огнем, посланным с Небес.

Православные устраивают день памяти образа 17 сентября. В этот день икона появилась в Москве. Только благодаря удивительному образу большая часть столицы смогла спастись от бушующего пламени. В то время почти каждое здание было деревянным и огонь распределялся с неимоверной скорости, но чудесным образом обошел ту часть города, перед которой была выставлена икона. В связи с этим лик Божьей Матери причислили к числу чудотворных икон.

С тех пор икона считается заступнической от огня и покровительствует всем, чья профессия связана с пожарами и спасением людей из власти стихии.

17 сентября обязательно нужно прочесть молитву святому образу, даже если подобающей иконы нет. В таком случае помолитесь Деве Марии перед другой иконой, обращенной к ней же. Лучше всего сходить для этого в храм.

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Молитвой вы воздадите должное священному празднику и чистой душе Богородицы. Благодаря этому вы обретете крепкую поддержку; кроме того, Небеса отведут от вас опасности, связанные с огнем, от болезненных ожогов до страшных пожаров.

Отметьте православный праздник, посвященный чудотворной иконе «Неопалимая Купина». Это важное событие по церковному календарю, и каждый верующий должен знать и истоки образа, и его значение для духовной жизни человека. Храните в своей душе веру в Бога и не забывайте нажимать на кнопки и

17 сентября: праздник в честь иконы Богородицы "Неопалимая Купина"

10:00 16.09.2019 (обновлено: 18:25 17.02.2020)

207

Религиозные праздники 17 сентября

Икона Божией Матери "Неопалимая Купина"

"Неопалимая Купина" — образ, известный с ранних веков христианства. Он символически отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход, когда недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошел посмотреть "отчего куст горит огнем, но не сгорает" (Исх.3:2), и Бог, воззвав к нему из пламени, призвал вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Для христиан этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии.

На Русь эта икона попала еще в 1390 году – ее привезли в Москву палестинские монахи – и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие их которых почитались чудотворными.

В секрете такой популярности в народе этого перенасыщенного сложнейшей символикой образа, возможно, лежит ключ к пониманию сути религиозного сознания наших предков, которое мы упорно пытаемся втиснуть в прокрустово ложе собственных, сильно уплощенных нашим секулярным миром представлений.

Святые Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского собора описали целый ряд главных функций иконы. И самым популярным из их определений стало объяснение иконы как рассказа о событиях Священной истории или житии святого в картинах (по выражению Василия Великого – "книга для неграмотных"). То есть практически – иллюстрация, благочестивый "комикс"? Но в том–то и дело, что святые создатели православного иконописного канона, похоже, имели в виду нечто иное.

Символически показывая духовные, неизобразимые феномены горнего мира, икона возводит ум и дух человека, созерцающего ее, в этот мир, объединяет с ним, приобщает к бесконечному наслаждению духовных существ, обступающих престол Божий. Она – предмет длительного и углубленного созерцания, стимулятор духовной концентрации, путь к духовному восхождению. В иконе изображается прошлое, настоящее и будущее православного мира. Она принципиально вневременна и внепространственна, в ней реально осуществляется единение земного и небесного. Верующий обретает в ней вечный духовный космос, приобщение к которому составляет цель жизни православного человека.

"Неопалимая Купина" перенасыщена символами и персонажами Священного Писания: архангелы, апокалиптический тетраморф (четыре крылатых апокалиптических существа, символизирующие еще и четырех евангелистов), ангелы — покровители стихий, видения ветхозаветных пророков окружают центральный образ Богоматери, держащей на руках младенца Христа: небесный и земной мир, объединяясь по замыслу Всевышнего в неразрывной повести прошлого, настоящего и будущего рождают Спасителя человечества Иисуса Христа от благодатной Приснодевы Марии.

Изображение Богородицы заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет купины и цвет объявшего ее пламени). Причем, сам символ восьмиконечной звезды также тесно связан с Богородицей, ее тайной. Восьмиконечная звезда в традиции означает вечность, полную устойчивость, выход за пределы дольнего мира. Это — знак рая, конечного преображения, Небесного Иерусалима. То есть икона изображает духовный, "богородичный" космос: Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил вселенную Бог, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада.

Следы народного почитания этого образа остались даже в городской топонимике: список "Неопалимой Купины" из Святых сеней Грановитой палаты Кремля вплоть до XX века хранился в московской церкви "Неопалимой Купины"; сам храм в 1930 году снесли, но осталось название — Неопалимовский переулок.

В 1904 году по благословению Иоанна Кронштадтского его духовная дочь игумения Таисия (Солопова) основала в честь "Неопалимой Купины" монастырь – Парфеневскую пустынь близ Череповца.

Почитаемые чудотворными списки иконы "Неопалимая Купина" есть в Пермском крае, в Ульяновске, в Новгороде, на Украине – в Троицкой церкви Славянска.

Общецерковное празднование этой иконе 4 сентября (17 сентября по новому стилю) было установлено в 1680 году.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Православный календарь на 17 сентября

17 сентября (4 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Вторник 14-й седмицы по Пятидесятнице (то есть четырнадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именуемого Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Воронежских святых, а также память более трёх десятков известных поимённо угодников Божиих и одной величайшей святыни – иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина». Далее коротко расскажем о них.

***

Огонь нетварный: христианский смысл образа Богородицы «Неопалимая Купина»

Икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина». Неопалимая купина – важнейший христианский символ, пришедший из Ветхого Завета, когда Бог явился Моисею, воззвав из горящего, но не сгорающего куста купины. Ещё в раннем христианстве этот образ связывали с Пресвятой Богородицей и Непорочным зачатием Христа. Позднее этот же образ стал одним из главных в православной исихастской традиции, где неопалимая купина знаменовала преображение человека нетварной божественной энергией. А наибольшую известность среди православных народов, и особенно на Руси, приобрёл богородичный образ «Неопалимая Купина».

Одна из наиболее древних икон Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году от Рождества Христова. По преданию, она была написана на камне той самой скалы, где Бог явился Моисею. Именно с этим образом связано возрождение исихастских традиций в послевоенной Румынии. Так, ещё в годы Второй мировой войны русскими монахами в румынские земли был доставлен этот святой образ. В его честь возникло подпольное движение православных интеллектуалов-традиционалистов «Неопалимая Купина», разгромленное богоборцами в 1960-х годах.

В России же ещё в XIX веке сложилась народная традиция особого почитания этого образа. Перед ним стало принято молиться Богородице, чтобы защитить свой дом от пожара. Так, в 1822 году в городе Славянске участились поджоги. Одной благочестивой прихожанке во сне открылось: если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Образ был написан, после чего поджигателя сразу же обнаружили.

С тех пор новые храмы, посвящённые образу Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», нередко стали возводить при пожарных частях. И сегодня при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны действует храм этой иконы Божией Матери, а при Управлении противопожарной службы Москвы – часовня. Но, молясь перед образом «Неопалимой Купины», нам, православным христианам, нельзя забывать и о его изначальном глубочайшем богословском смысле.

***

Святой пророк Боговидец Моисей. Один из величайших ветхозаветных святых, пророк и законодатель народа израильского, о котором свидетельствуют несколько библейских книг: Исход, Числа и Второзаконие. Родился пророк Моисей в Египте около 1570 года до Рождества Христова и был воспитан дочерью фараона. Бог открыл пророку Моисею многие тайны бытия, в том числе сотворение мира и человека. Именно этому святому Бог на Синайской горе даровал 10 заповедей. Пророк Моисей отошёл ко Господу в 120-летнем возрасте (в память об этом до сих пор иудеи традиционно желают друг другу дожить именно до 120 лет).

Святой пророк Боговидец Моисей. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Вавила, епископ Антиохийский, и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула. Эти Антиохийские святые приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь в период царствования римского императора-язычника Декия (249-251 годы от Рождества Христова). Однажды святитель Вавила совершал Божественную литургию, и в это время император Декий захотел пройти в христианский храм и осквернить святыню. Епископ Вавила силой преградил путь нечестивцу, и тот, оскорблённый, был вынужден удалиться, видя большое стечение христиан. Впоследствии император Декий отомстил святителю Вавиле и многим его духовным чадам, в том числе отрокам Урвану, Прилидиану, Епполонию и их матери Христодуле. После долгих истязаний, в ходе которых мученики показали стойкость в вере, все они были казнены в 251 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский. Святой XIX столетия, прославившийся многими добродетелями и особенно мученической кончиной. В сентябре 1867 года его зверски убили разбойники из числа крымских татар. Об игумене Парфении оставил воспоминания известный писатель и путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»:

Он первый с зари до зари работал... В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами. Лес крутом обратился в сад, в огород, в виноградники, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завёлся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию...

***

Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Один из самых почитаемых святых XVIII века, одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории Русской Церкви. Искусный проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем – гонитель русских старообрядцев, авторитетный архипастырь, к которому с почтением относилась императрица Елизавета, и в то же время – бессребреник, порой отдававший последние сбережения нуждающимся.

Святитель Иоасаф родился в 1705 году в семье казачьего полковника Андрея Горленко. Его дед и отец были близки к гетману Мазепе, после предательства которого бежали в Османскую империю, однако впоследствии вернулись на родину. В годы обучения в Киевской академии будущий святитель был рукоположен в священный сан. В 1744 году повелением императрицы Елизаветы был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а уже 4 года спустя – рукоположен во епископа Белгородского.

Годы святительского служения владыки Иоасафа были недолгими, но чрезвычайно активными. Он строил новые храмы, посещал приходы своей епархии, неустанно служил и проповедовал. Всё это забрало его силы, и святитель скончался на 50-м году земной жизни.

Спустя 2 года после погребения владыки было обнаружено, что тело святителя остаётся нетленным. А ещё через полтора столетия Святейшему Синоду был подан ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа в лике святых. Была образована комиссия, подготовившая Синодальный доклад императору с предложением канонизировать святителя, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

С тех пор почитание святителя Иоасафа широко распространилось в Русской Церкви. Однако на долгие десятилетия его мощи были утрачены. И только в 1991 году были обнаружены в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма. И с тех пор они почивают в Преображенском соборе, главном храме Белгородской земли, служению которой владыка отдал свои последние годы.

Святитель Иоасаф Белгородский. Фото: www.pravoslavie.ru

***

Второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского. Талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем, как и святитель Иоасаф Белгородский, гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь второй половины XVII века, почитаемый самим царём, и в то же время – бессребреник, в конце жизни практически полностью отрёкшийся от мира. До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.

Протоиерей Андрей Ткачев. Правила жизни святителя Митрофана Воронежского

В 70-х годах XVII столетия будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги. Но для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе. Организовывая сельские школы, где грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству. На Московском Соборе 1681-1682 годов для борьбы с расколом и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского.

Святитель Митрофан был близок к молодому царю Петру I, благословлял его преобразования, направленные на усиление государства, но порицал западнические влияния, а особенно – неоязыческие проявления. Так, святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нём языческих статуй. Когда разгневанный Пётр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая погибнуть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Это устыдило Петра, он убрал статуи, и мир с владыкой был восстановлен. На Воронежской кафедре святитель Митрофан пробыл 20 лет вплоть до самой своей кончины, последовавшей в 1703 году.

Святитель Митрофан Воронежский. Фото: www.pravoslavie.ru

***

Мученица Ермиония. Эта святая апостольского века – и начала II столетия от Рождества Христова – была дочерью апостола от 70-ти Филиппа. Мученица Ермиония владела врачебным искусством и помогала людям своим умением и молитвой, чем привела многих ко Христу. За это около 117 года от Рождества Христова она приняла мученический венец от язычников.

Мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион Кандавлские (Никомидийские). Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие страшные мучения и мученические венцы во времена антихристианских гонений императора-язычника Максимиана, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова.

Мученики Вавила Никомидийский и с ним 84 его воспитанника. Эти святые также пострадали за исповедание христианской веры в Никомидии (Никомедии), только несколько раньше, при римском императоре Диоклетиане, правившем в 284-305 годах от Рождества Христова. Известно, что, когда старец Вавила шёл со своими учениками на казнь, он славил Господа словами Священного Писания: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!»

Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский. Один из святителей Сербской Православной Церкви, принявших мученические венцы в годы Второй мировой войны. В 1941 году 75-летний владыка Пётр был арестован гестапо и пропал без вести. Существуют разные версии гибели святителя, но бесспорно то, что этот добрый архипастырь принял мученическую кончину, оставаясь верным Православию.

Священномученики Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, Павел Васильевский, Иоанн Василевский, Николай Лебедев, Николай Сретенский, Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Пётр Лебединский, Илия Измайлов, Михаил Богородский, пресвитеры, преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, мученики Василий Ежов, Пётр Лонсков, Стефан Митюшкин и Александр Блохин (1937), мученица Елена Чернова (1943). Православные священнослужители и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений (большинство – в кровавом 1937 году, известном как время так называемого Большого террора) и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем всех православных христиан с днём иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

17 сентября – день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Неопалимая купина является одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь: как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего ее огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Близ горы Синай (библейской горы Хорив) пророк Моисей, пасший овец в пустыне, получил от Бога скрижали Завета, и там же он увидел горящий и несгорающий куст купины и услышал глас Божий, предсказавший рождение Спасителя. Когда Моисей подошел к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнем, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвав к нему из горящего куста, повелел вывести народ Израиля из Египта.

В 324 году по приказу святой Елены, матери императора Константина, на месте, где рос библейский куст, была построена капелла, а в IV веке у подножия горы Синай основан монастырь святой Екатерины. Корни куста, из огня которого Моисею явился Господь, находятся прямо под алтарем собора, а за алтарем располагается часовня, названная «Неопалимая Купина». Знаменитую Купину пересадили недалеко от часовни, где растение находится по сей день. Это единственный случай пересадки куста на всем Синайском полуострове. Были попытки дать жизнь Купине в другом месте, но корни так и не дали отростков.

В часовне нет иконостаса, который скрывал бы алтарь от верующих, и поэтому паломники могут увидеть под престолом то место, где находился священный куст. Оно оформлено в виде отверстия в плите и закрыто серебряным щитом с чеканкой, на которой изображены горящий куст Купины, Преображение, Распятие, евангелисты, святая Екатерина и сам Синайский монастырь.

С ранних веков христианства была известна икона «Неопалимая Купина». Изначально на ней изображался куст, в котором был виден лик Богоматери, а перед растением находился пророк Моисей. Значительно позже, примерно в XVI веке, появился привычный нам образ: два ромба, в центре овальный медальон, а в нем находится Божия Матерь с Младенцем на руке. В руках Пречистой Девы помещается иногда еще и лествица, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».

По углам иконы показаны видения пророков, которые связаны с воплощением Христа: в левом верхнем — видение Моисею знамения в виде горящего куста, в правом верхнем углу — видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, — видение Иезекиилю затворенных врат, справа — Иакову — лествицы с ангелами.

Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в Благовещенском соборе Кремля. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.

В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стоит икона, находившаяся некогда в «Святых сенях» при Грановитой Палате дворца. Она прекрасного древнего письма, а размером 1 аршин 12 вершков длиной и 1 аршин 7 вершков шириной. Празднование этой иконе совершается два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю по Пасхе — неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.

Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря отцу Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу, прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В этом же храме стоит пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая небольших размеров икона Божией Матери «Неопалимая Купина». На ней перед Богоматерью изображен молящийся человек. В храме хранится особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».

Молитва иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина»

«Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

День иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 17 сентября 2018 года: традиции и молитвы

Ежегодное празднование в честь иконы «Неопалимая Купина» проходит 17 сентября. Верующие устремляются на торжественные службы, а также соблюдают традиции праздничного дня, чтобы получить милость у Девы Марии.

Образ иконы указывает на события, которые произошли при жизни пророка Моисея. В бесплодной и суровой пустыне он узрел куст, охваченный ярким пламенем, который оно никак не могло сжечь. Моисей, потрясенный увиденным чудом и ослепленный неземным светом огня, услышал глас. Господь повелел святому вывести из египетской земли всех евреев и поведал о своем истинном предназначении. По сей день на Сирийский полуостров идут паломники, чтобы узреть камень, где было ниспослано видение Моисею. Возле святыни молятся, получая исцеление, наставление на путь истинный, и утверждаются в вере.

Икона «Неопалимая Купина»

Неопалимой купиной назвали куст, который указывает на непорочность Богородицы, уверовавшей в Господа. Она была удостоена чести выносить и родить непорочно зачатого Богомладенца. О самой иконе известно мало сведений. Так, ученые до сих пор не знают, какой иконописец создал чудотворный образ. Им удалось выяснить лишь то, что икона берет начало в глубине веков. Лик Богородицы с Предвечным Младенцем на руках помещен в звезду, у которой восемь углов, и сложена она из двух четырехугольников. Четыре из восьми углов представлены в зеленом цвете, указывая на живой куст купины, а еще четыре — красные, отождествляющие огонь Господень, посланный с Небес.

Традиции праздничного дня

Празднование этой иконы совершается ежегодно 17 числа, ведь именно в этот день лик появился в Москве, и благодаря помощи Богородицы большая часть города была спасена от пожаров. Церковь причислила этот лик к чудотворным иконам, и по сей день верующие молятся перед ним в надежде на помощь Высших Сил.

В 2018 году по традиции верующие отправляются в храмы и церкви, чтобы поучаствовать в утренних торжественных службах и помолиться перед ликом Богоматери. В этот день оставляют домашние хлопоты, чтобы уделить время молитвам и духовному росту. Священнослужители призывают отказаться от увеселительных мероприятий и провести время в кругу семьи.

В народе верили, что в этот день огонь становится священным, и в день праздника в него нельзя плевать. Свечи тушили пальцами, а случившиеся пожары от ударов молнии заливали молоком от черной коровы, считая огонь Гласом Небесным. Зажигая печи, старались говорить шепотом и не допускали никакой брани.

Молитва перед чудотворным ликом

Молитвы перед святым ликом Девы Марии возносят те, кто по долгу службы сталкивается с огнем и катастрофами. Молятся верующие и для защиты от стихийных бедствий, просят исцеления от душевных и физических недугов. Молитвы помогают обрести веру, противостоять дурным мыслям и защитить себя от необдуманных поступков. Каждый может своими словами поведать иконе о своих печалях и получить утешение.

«Пред кустом купины, огнем Божественным отмеченной, узрел Моисей истинное значение и услышал Глас с небес. Повелевающий всяким живущим на земле грешной, защитник и покровитель рабов своих, не остави нас без поддержки. Благослови на деяния добре и отринь от нас муки болезни и мытарства. Мати Богородица, явившая Спасителя роду людскому, осени нас своим благословением, убереги от любой беды и сохрани животы наши. Да будем прославлять Тебя во веки веков. Аминь».

Молитвенные слова не обязательно заучивать из святых книг, ведь они должны идти от самого сердца, обнажая душу и впуская в нее любовь к Господу. Благодаря молитвам каждый верующий сможет укрепиться в вере и с новыми силами противостоять любому злу на пути к праведному счастью и благополучию. Желаем вам здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

17 сентября - празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» » Москва

Как ветхозаветная купина горела и не сгорала, так и Пресвятая Дева приняла в Своё чрево Небесный Огонь — Сына Божия и осталась невредимой. Потому и на иконах Божия Матерь с Младенцем-Христом на руках часто пишутся в середине горящего куста-купины, изображаемого в виде восьмиконечной звезды. Такие-то образа и называют «Неопалимой Купиной». В руках Богородицы лествица, т.е.лестница. Ещё один прообраз Её, явленный праотцу Иакову в таинственном видении. Ведь Царица Небесная, действительно, Лестница, ибо родила Спасителя, открывшего нам врата рая, откуда Адам и Ева были изгнаны.

Самая древняя икона «Неопалимая Купина» — в Благовещенском соборе Московского Кремля. По преданию, она написана на камне той скалы, где Моисей удостоился чудесного видения. Принесена в Москву палестинскими иконописцами в 1390 году.

Очень почитал икону конюх Царя Феодора Алексеевича — Димитрий Колошин. И всякий раз, когда приходил по делам службы в Кремль, молился перед нею. Однажды Царь прогневался на него, хоть и не был он виноват. Не оправдываясь перед ним — это безполезно — конюх обратился за помощью к Царице Небесной, пав на колени перед образом Её «Неопалимая Купина». И молитва его была услышана. Сама Богоматерь той ночью явилась Царю и сказала, что конюх его невиновен.

Наутро Царь приказал подробно расследовать дело и убедился, что Колошина оклеветали безвинно. Он обласкал его и вернул ему прежнее своё расположение. В благодарность царский конюх построил недалеко от Новодевичьего монастыря церковь в честь иконы «Неопалимая Купина» и поставил там чтимый им образ.

Празднование иконе совершается не только в сентябре, в день памяти пророка Моисея, увидевшего неопалимую купину, но и в шестую Неделю по Пасхе — о слепом. Ведь все мы слепы в духовном плане, движемся «на ощупь» по молитвам Божией Матери.

Православные и поныне верят, что образ «Неопалимая Купина» — лучший защитник дома от пожаров. До революции прихожане Неопалимовской церкви заметили, что когда в Москве бушевали пожары, что бывало довольно часто, их дома — все деревянные, огонь обходил стороной.

 

И во время нашествия войск Наполеона, когда пылала вся Москва, дома этого прихода чудесным образом уцелели. Только серебряную ризу с иконы украли. Но вскоре пришёл к священнику солдат Наполеона, поляк, и с раскаянием вернул ризу. Сказал, что с тех пор, как он украл её, его мучит невыносимая тоска.

В Неопалимовском храме составлена служба чудотворному образу. Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» есть во многих храмах. Раньше на Руси было принято молиться перед ними во время сильных гроз и пожаров. Вот и ныне у нас леса, дома, торфяники месяцами горят — но не видно в храмах молящихся у образов Божией Матери «Неопалимая Купина».
 
Мой знакомый предприниматель жаловался, что кто-то постоянно поджигает его маленькие магазинчики. Только восстановит — и снова пожар. Что делать, не знает. И охрана не помогает. Дала ему маленькие бумажные иконки Божией Матери «Неопалимая Купина», освящённые в храме на горе Хорив: «Поставь, — говорю, — в каждом магазинчике. Уж вреда-то точно не будет». Он усмехнулся, но иконки поставил. Год прошёл с тех пор. Пока что на пожары он не жалуется.

Надежда Александровна Васильева

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Православный календарь на 17 сентября

17 сентября (4 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Вторник 14-й седмицы по Пятидесятнице (то есть четырнадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именуемого Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Воронежских святых, а также память более трёх десятков известных поимённо угодников Божиих и одной величайшей святыни – иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина». Далее коротко расскажем о них.

***

Огонь нетварный: христианский смысл образа Богородицы «Неопалимая Купина»

Икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина». Неопалимая купина – важнейший христианский символ, пришедший из Ветхого Завета, когда Бог явился Моисею, воззвав из горящего, но не сгорающего куста купины. Ещё в раннем христианстве этот образ связывали с Пресвятой Богородицей и Непорочным зачатием Христа. Позднее этот же образ стал одним из главных в православной исихастской традиции, где неопалимая купина знаменовала преображение человека нетварной божественной энергией. А наибольшую известность среди православных народов, и особенно на Руси, приобрёл богородичный образ «Неопалимая Купина».

Одна из наиболее древних икон Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году от Рождества Христова. По преданию, она была написана на камне той самой скалы, где Бог явился Моисею. Именно с этим образом связано возрождение исихастских традиций в послевоенной Румынии. Так, ещё в годы Второй мировой войны русскими монахами в румынские земли был доставлен этот святой образ. В его честь возникло подпольное движение православных интеллектуалов-традиционалистов «Неопалимая Купина», разгромленное богоборцами в 1960-х годах.

В России же ещё в XIX веке сложилась народная традиция особого почитания этого образа. Перед ним стало принято молиться Богородице, чтобы защитить свой дом от пожара. Так, в 1822 году в городе Славянске участились поджоги. Одной благочестивой прихожанке во сне открылось: если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Образ был написан, после чего поджигателя сразу же обнаружили.

С тех пор новые храмы, посвящённые образу Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», нередко стали возводить при пожарных частях. И сегодня при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны действует храм этой иконы Божией Матери, а при Управлении противопожарной службы Москвы – часовня. Но, молясь перед образом «Неопалимой Купины», нам, православным христианам, нельзя забывать и о его изначальном глубочайшем богословском смысле.

***

Святой пророк Боговидец Моисей. Один из величайших ветхозаветных святых, пророк и законодатель народа израильского, о котором свидетельствуют несколько библейских книг: Исход, Числа и Второзаконие. Родился пророк Моисей в Египте около 1570 года до Рождества Христова и был воспитан дочерью фараона. Бог открыл пророку Моисею многие тайны бытия, в том числе сотворение мира и человека. Именно этому святому Бог на Синайской горе даровал 10 заповедей. Пророк Моисей отошёл ко Господу в 120-летнем возрасте (в память об этом до сих пор иудеи традиционно желают друг другу дожить именно до 120 лет).

Святой пророк Боговидец Моисей. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Вавила, епископ Антиохийский, и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула. Эти Антиохийские святые приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь в период царствования римского императора-язычника Декия (249-251 годы от Рождества Христова). Однажды святитель Вавила совершал Божественную литургию, и в это время император Декий захотел пройти в христианский храм и осквернить святыню. Епископ Вавила силой преградил путь нечестивцу, и тот, оскорблённый, был вынужден удалиться, видя большое стечение христиан. Впоследствии император Декий отомстил святителю Вавиле и многим его духовным чадам, в том числе отрокам Урвану, Прилидиану, Епполонию и их матери Христодуле. После долгих истязаний, в ходе которых мученики показали стойкость в вере, все они были казнены в 251 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский. Святой XIX столетия, прославившийся многими добродетелями и особенно мученической кончиной. В сентябре 1867 года его зверски убили разбойники из числа крымских татар. Об игумене Парфении оставил воспоминания известный писатель и путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»:

Он первый с зари до зари работал… В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами. Лес крутом обратился в сад, в огород, в виноградники, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завёлся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию…

***

Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Один из самых почитаемых святых XVIII века, одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории Русской Церкви. Искусный проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем – гонитель русских старообрядцев, авторитетный архипастырь, к которому с почтением относилась императрица Елизавета, и в то же время – бессребреник, порой отдававший последние сбережения нуждающимся.

Святитель Иоасаф родился в 1705 году в семье казачьего полковника Андрея Горленко. Его дед и отец были близки к гетману Мазепе, после предательства которого бежали в Османскую империю, однако впоследствии вернулись на родину. В годы обучения в Киевской академии будущий святитель был рукоположен в священный сан. В 1744 году повелением императрицы Елизаветы был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а уже 4 года спустя – рукоположен во епископа Белгородского.

Годы святительского служения владыки Иоасафа были недолгими, но чрезвычайно активными. Он строил новые храмы, посещал приходы своей епархии, неустанно служил и проповедовал. Всё это забрало его силы, и святитель скончался на 50-м году земной жизни.

Спустя 2 года после погребения владыки было обнаружено, что тело святителя остаётся нетленным. А ещё через полтора столетия Святейшему Синоду был подан ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа в лике святых. Была образована комиссия, подготовившая Синодальный доклад императору с предложением канонизировать святителя, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

С тех пор почитание святителя Иоасафа широко распространилось в Русской Церкви. Однако на долгие десятилетия его мощи были утрачены. И только в 1991 году были обнаружены в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма. И с тех пор они почивают в Преображенском соборе, главном храме Белгородской земли, служению которой владыка отдал свои последние годы.

Святитель Иоасаф Белгородский. Фото: www.pravoslavie.ru

***

Второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского. Талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем, как и святитель Иоасаф Белгородский, гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь второй половины XVII века, почитаемый самим царём, и в то же время – бессребреник, в конце жизни практически полностью отрёкшийся от мира. До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.

Протоиерей Андрей Ткачев. Правила жизни святителя Митрофана Воронежского

В 70-х годах XVII столетия будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги. Но для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе. Организовывая сельские школы, где грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству. На Московском Соборе 1681-1682 годов для борьбы с расколом и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского.

Святитель Митрофан был близок к молодому царю Петру I, благословлял его преобразования, направленные на усиление государства, но порицал западнические влияния, а особенно – неоязыческие проявления. Так, святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нём языческих статуй. Когда разгневанный Пётр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая погибнуть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Это устыдило Петра, он убрал статуи, и мир с владыкой был восстановлен. На Воронежской кафедре святитель Митрофан пробыл 20 лет вплоть до самой своей кончины, последовавшей в 1703 году.

Святитель Митрофан Воронежский. Фото: www.pravoslavie.ru

***

Мученица Ермиония. Эта святая апостольского века – и начала II столетия от Рождества Христова – была дочерью апостола от 70-ти Филиппа. Мученица Ермиония владела врачебным искусством и помогала людям своим умением и молитвой, чем привела многих ко Христу. За это около 117 года от Рождества Христова она приняла мученический венец от язычников.

Мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион Кандавлские (Никомидийские). Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие страшные мучения и мученические венцы во времена антихристианских гонений императора-язычника Максимиана, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова.

Мученики Вавила Никомидийский и с ним 84 его воспитанника. Эти святые также пострадали за исповедание христианской веры в Никомидии (Никомедии), только несколько раньше, при римском императоре Диоклетиане, правившем в 284-305 годах от Рождества Христова. Известно, что, когда старец Вавила шёл со своими учениками на казнь, он славил Господа словами Священного Писания: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!»

Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский. Один из святителей Сербской Православной Церкви, принявших мученические венцы в годы Второй мировой войны. В 1941 году 75-летний владыка Пётр был арестован гестапо и пропал без вести. Существуют разные версии гибели святителя, но бесспорно то, что этот добрый архипастырь принял мученическую кончину, оставаясь верным Православию.

Священномученики Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, Павел Васильевский, Иоанн Василевский, Николай Лебедев, Николай Сретенский, Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Пётр Лебединский, Илия Измайлов, Михаил Богородский, пресвитеры, преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, мученики Василий Ежов, Пётр Лонсков, Стефан Митюшкин и Александр Блохин (1937), мученица Елена Чернова (1943). Православные священнослужители и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений (большинство – в кровавом 1937 году, известном как время так называемого Большого террора) и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем всех православных христиан с днём иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Автор:
Тюренков Михаил

17 сентября День иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» - как это связано со спасателями

На 17 сентября выпадает  Праздник иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина».

В Библии говорится, что в виде горящего и при этом не сгорающего куста терновника Моисею явился сам Бог, призвав пророка вывести из Египта народ Израиля.

В христианстве Неопалимая Купина является прообразом Богоматери и символизирует непорочное зачатие Девы Марии.

Считается, что икона «Неопалимая Купина» защищает дом от пожара и молний. Вешают ее над входом в дом или квартиру.

Также перед ней молятся:

  • воины – прося защиты в бою;
  • пожарные и врачи – при риске получить ожоги или увечья от огня;
  • больные психическими расстройствами – об избавлении от хвори;
  • всякий человек может попросить Неопалимую Купину «сжечь» его грехи;
  • все, кто родился с 24 сентября по 23 октября – о заступничестве.

Неопалимая Купина: молитва

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого­родице, нескверная, неблазная, не­тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся­ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило­сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре­ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при­бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло­бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по­стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады­чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла­дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла­го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

17 сентября также свой профессиональный праздник отмечают спасатели Украины. Дата выбрана как раз из-за праздника «Неопалимой Купины», ведь работа спасателей зачастую связана с борьбой со стихией. Также День пожарника в Украине отмечается еще и 17 апреля.

17 сентября: именины

День ангела отмечают девочки Елены, а также мальчики Александры, Василии, Григории, Иваны, Митрофаны, Михаилы, Моисеи, Николаи, Павлы, Петры, Степаны, Федоры и Юлианы.

17 сентября: народный календарь

По народным приметам, это пора выкапывать лук. Этим занимались женщины. А мужчины тыкали сеновалы вилами, «изгоняя» из сена болезни, чтобы те не напали зимой на скотину.

Также в этот день следили за воронами: если птицы садятся головами в разные стороны – то будет день безветренным, а вот если в одну и как можно ближе к стволу дерева – то ждали ветра.

 

 

По материалам Главред

Праздник иконы Божьей Матери 17 сентября: традиции и приметы

Православные 17 сентября отмечают день памяти иконы Божией Матери, которую еще называют Неопалимая Купина. В народе ее считают охранительницей от пожара. О традициях и поверьях этого дня — в материале «360».

Икона Божией Матери

Православные 17 сентября почитают икону Божьей Матери. Она в церковных песнопениях нередко сравнивается с Неопалимою Купиною (несгорающим терновым кустом). Его видел Моисей на горе Хорив. Как купина оставалась нетронутой во время охватившего ее пламени, так и родившая Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария оставалась Девою до и после Рождества.

В центре иконы находится Мария с младенцем. Изображение заключено в восьмиконечную звезду. Она образована двумя четырехугольниками — красным (цвет объявшего пламени) и зеленым (естественный цвет Купины). Икона известна в русской иконописи с середины XVI века. Праздник в ее честь установили в XVII столетии.

Поверья и приметы

В этот праздник православные читают молитву, защищающую от молнии, пожара и поджога. Также икону считают защитницей людских душ от геенны огненной. Верующие просят Деву Марию помочь совладать со страстями и выжечь их грехи.

На Руси существовал обычай обходить горящий дом с иконой Богородицы Неопалимой Купины в руках. Предки очень боялись огня. До наших дней дошло множество поверий, связанных с пожарами.

Источник фото: РИА «Новости»

Люди верили, что огонь, возникший от удара молнии, можно потушить молоком от черной коровы, пивом или квасом. Также от грозового пожара могли спасти черная кошка или собака, живущие в доме. Говорили, что если в горящий дом бросить белого голубя, то пламя погаснет.

Также существовали приметы, предупреждающие о пожаре. Плохим знаком было увидеть бегущих по полу мышей, а также бегущего по деревне зайца или летящую кукушку. Интересно, что пожарную бочку нельзя было заранее готовить. Ведь таким образом человек будто бы искушал Бога.

Что делали в этот день

Праздник иконы Божией Матери в народе называли Луковым, потому что 17 сентября начинали выкапывать лук. Найти много шелухи на луке предвещало холодную зиму.

Источник фото: pixabay

Мужчины в праздник иконы Божией Матери, или Неопалимой Купины, проверяли сеновалы. Делали это при помощи вил, так хотели изгнать из сена «трясуху» и «гнетуху», а также духов болезни, которые могли напасть на скотину зимой. Вилами тыкали и в сухой мох при строительстве дома. Иногда 17 сентября на земле мог уже лежать снег. Поэтому работы в полях и огородах старались закончить до этого срока.

Именины

Именины 17 сентября отмечают Александр, Василий, Григорий, Иван, Митрофан, Михаил, Николай, Павел, Петр, Симон, Степан, Теодор, Тихон, Федор, Юлиан, Ян.

17 сентября - празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» » Москва

Как ветхозаветная купина горела и не сгорала, так и Пресвятая Дева приняла в Своё чрево Небесный Огонь — Сына Божия и осталась невредимой. Потому и на иконах Божия Матерь с Младенцем-Христом на руках часто пишутся в середине горящего куста-купины, изображаемого в виде восьмиконечной звезды. Такие-то образа и называют «Неопалимой Купиной». В руках Богородицы лествица, т.е.лестница. Ещё один прообраз Её, явленный праотцу Иакову в таинственном видении. Ведь Царица Небесная, действительно, Лестница, ибо родила Спасителя, открывшего нам врата рая, откуда Адам и Ева были изгнаны.

Самая древняя икона «Неопалимая Купина» — в Благовещенском соборе Московского Кремля. По преданию, она написана на камне той скалы, где Моисей удостоился чудесного видения. Принесена в Москву палестинскими иконописцами в 1390 году.

Очень почитал икону конюх Царя Феодора Алексеевича — Димитрий Колошин. И всякий раз, когда приходил по делам службы в Кремль, молился перед нею. Однажды Царь прогневался на него, хоть и не был он виноват. Не оправдываясь перед ним — это безполезно — конюх обратился за помощью к Царице Небесной, пав на колени перед образом Её «Неопалимая Купина». И молитва его была услышана. Сама Богоматерь той ночью явилась Царю и сказала, что конюх его невиновен.

Наутро Царь приказал подробно расследовать дело и убедился, что Колошина оклеветали безвинно. Он обласкал его и вернул ему прежнее своё расположение. В благодарность царский конюх построил недалеко от Новодевичьего монастыря церковь в честь иконы «Неопалимая Купина» и поставил там чтимый им образ.

Празднование иконе совершается не только в сентябре, в день памяти пророка Моисея, увидевшего неопалимую купину, но и в шестую Неделю по Пасхе — о слепом. Ведь все мы слепы в духовном плане, движемся «на ощупь» по молитвам Божией Матери.

Православные и поныне верят, что образ «Неопалимая Купина» — лучший защитник дома от пожаров. До революции прихожане Неопалимовской церкви заметили, что когда в Москве бушевали пожары, что бывало довольно часто, их дома — все деревянные, огонь обходил стороной.

 

И во время нашествия войск Наполеона, когда пылала вся Москва, дома этого прихода чудесным образом уцелели. Только серебряную ризу с иконы украли. Но вскоре пришёл к священнику солдат Наполеона, поляк, и с раскаянием вернул ризу. Сказал, что с тех пор, как он украл её, его мучит невыносимая тоска.

В Неопалимовском храме составлена служба чудотворному образу. Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» есть во многих храмах. Раньше на Руси было принято молиться перед ними во время сильных гроз и пожаров. Вот и ныне у нас леса, дома, торфяники месяцами горят — но не видно в храмах молящихся у образов Божией Матери «Неопалимая Купина».
 
Мой знакомый предприниматель жаловался, что кто-то постоянно поджигает его маленькие магазинчики. Только восстановит — и снова пожар. Что делать, не знает. И охрана не помогает. Дала ему маленькие бумажные иконки Божией Матери «Неопалимая Купина», освящённые в храме на горе Хорив: «Поставь, — говорю, — в каждом магазинчике. Уж вреда-то точно не будет». Он усмехнулся, но иконки поставил. Год прошёл с тех пор. Пока что на пожары он не жалуется.

Надежда Александровна Васильева

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Православный календарь на 17 сентября

Фото: www.pravoslavie.ru

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

17 сентября (4 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Понедельник 17-й седмицы по Пятидесятнице (семнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Воронежских святых, а также память более трех десятков известных поименно угодников Божиих и одной величайшей святыни – иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая купина». Далее коротко расскажем о них.

***

Огонь нетварный: христианский смысл образа Богородицы «Неопалимая Купина»

Икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина». Неопалимая Купина. Важнейший христианский символ, пришедший из Ветхого Завета, когда Бог явился Моисею, воззвав из горящего, но несгорающего куста купины. Еще в раннем христианстве этот образ связывали с Пресвятой Богородицей и Непорочным зачатием Христа. Позднее этот же образ стал одним из главных в православной исихастской традиции, где Неопалимая Купина знаменовала преображение человека нетварной божественной энергией. А наибольшую известность среди православных народов, и особенно на Руси, приобрела богородичный образ «Неопалимая Купина».

Одна из наиболее древних икон Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году от Рождества Христова. По преданию, она была написана на камне той самой скалы, где Бог явился Моисею. Именно с этим образом связано возрождение исихастских традиций в послевоенной Румынии. Так, еще в годы войны русскими монахами в румынские земли был доставлен этот святой образ. В его честь возникло подпольное движение православных интеллектуалов-традиционалистов «Неопалимая Купина», разгромленное богоборцами в 60-х годах.

В России же еще в XIX веке сложилась народная традиция особого почитания этого образа. Перед ним стало принято молиться Богородице, чтобы защитить свой дом от пожара. Так, в 1822 году в городе Славянске участились поджоги. Одной благочестивой прихожанке во сне открылось: если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Образ был написан, после чего поджигателя сразу же обнаружили.

С тех пор новые храмы, посвященные образу Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», нередко стали возводить при пожарных частях. И сегодня при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны действует храм этой иконы Божией Матери, а при Управлении противопожарной службы Москвы – часовня. Но, молясь перед образом «Неопалимой Купины», нам, православным христианам, нельзя забывать и о его изначальном глубочайшем богословском смысле.

***

Святой пророк Боговидец Моисей. Один из величайших ветхозаветных святых, пророк и законодатель народа израильского, о котором свидетельствуют несколько библейских книг: Исход, Числа и Второзаконие. Родился пророк Моисей в Египте около 1570 года до Рождества Христова и был воспитан дочерью фараона. Бог открыл пророку Моисею многие тайны бытия, в том числе – сотворение мира и человека. Именно этому святому Бог на Синайской горе даровал 10 заповедей. Пророк Моисей отошел ко Господу в 120-летнем возрасте (в память об этом до сих пор иудеи традиционно желают друг другу дожить именно до 120 лет).

Святой пророк Боговидец Моисей. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Вавила, епископ Антиохийский, и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула. Эти Антиохийские святые приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь в период царствования Римского императора-язычника Декия (249-251 годы от Рождества Христова). Однажды святитель Вавила совершал Божественную литургию, а император Декий захотел пройти в христианский храм и осквернить святыню. Епископ Вавила силой преградил путь нечестивцу, и тот, оскорбленный, был вынужден удалиться, видя большое стечение христиан. Впоследствии император Декий отомстил святителю Вавиле и многим его духовным чадам, в том числе – отрокам Урвану, Прилидиану, Епполонию и их матери Христодуле. После долгих истязаний, в ходе которых показали стойкость в вере, все они были казнены в 251 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский. Святой XIX столетия, прославившийся многими добродетелями, и особенно мученической кончиной. В сентябре 1867 года его зверски убили разбойники из числа крымских татар. Об игумене Парфении оставил воспоминания известный писатель и путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»:

Он первый с зари до зари работал… В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами. Лес крутом обратился в сад, в огород, в виноградники, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завёлся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию…

***

Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Один из самых почитаемых святых XVIII века, одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории Русской Церкви. Искусный проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем – гонитель русских старообрядцев, авторитетный архипастырь, к которому с почтением относилась императрица Елизавета, и в то же время – бессребреник, порой отдававший последние сбережения нуждающимся.

Святитель Иоасаф родился в 1705 году в семье казачьего полковника Андрея Горленко. Его дед и отец были близки к гетману Мазепе, после предательства которого бежали в Османскую империю, однако впоследствии вернулись на родину. В годы обучения в Киевской академии будущий святитель был рукоположен в священный сан. В 1744 году повелением императрицы Елизаветы был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а уже 4 года спустя – рукоположен во епископа Белгородского.

Годы святительского служения владыки Иоасафа были недолгими, но чрезвычайно активными. Он строил новые храмы, посещал приходы своей епархии, неустанно служил и проповедовал. Все это подкосило его силы, и святитель скончался на 50-м году земной жизни.

Спустя 2 года после погребения владыки было обнаружено, что тело святителя остается нетленным. А еще через полтора столетия Святейшему Синоду был подан ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа в лике святых. Была образована комиссия, подготовившая Синодальный доклад императору с предложением канонизировать святителя, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

С тех пор почитание святителя Иоасафа широко распространилось в Русской Церкви. Однако на протяжении долгих десятилетий его мощи были утрачены. И только в 1991 году были обнаружены в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма. И с тех пор они почивают в Преображенском соборе, главном храме Белгородской земли, служению которой владыка отдал свои последние годы.

Святитель Иоасаф Белгородский. Фото: www.pravoslavie.ru

***

Второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского. Талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем, как и святитель Иоасаф Белогородский, гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь второй половины XVII века, почитаемый самим царем, и в то же время – бессребреник, в конце жизни практически полностью отрекшийся от мира. До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.

Протоиерей Андрей Ткачев. Правила жизни святителя Митрофана Воронежского

В 70-х годах XVII столетия будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги. Но для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе. Организовывая сельские школы, в которых грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству. На Московском Соборе 1681-1682 годов для борьбы с расколом и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 годарукоположен во епископа Воронежского.

Святитель Митрофан был близок к молодому царю Петру I, благословлял его преобразования, направленные на усиление государства, но порицал западнические влияния, а особенно неоязыческие проявления. Так, святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Это устыдило Петра, он убрал статуи, и мир с владыкой был восстановлен. На Воронежской кафедре святитель Митрофан пробыл 20 лет вплоть до самой своей кончины, последовавшей в 1703 году.

Святитель Митрофан Воронежский. Фото: www.pravoslavie.ru

***

Мученица Ермиония. Эта святая апостольского века – I-го и начала II столетийот Рождества Христова – была дочерью апостола от 70-ти Филиппа. Мученица Ермиония владела врачебным искусством и помогала многим людям своим умением и молитвой, чем привела многих ко Христу. За это около 117 года от Рождества Христова она приняла мученический венец от язычников.

Мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион Кандавлские (Никомидийские). Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие страшные мучения и мученические венцы во времена антихристианских гонений императора-язычника Максимиана, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова.

Мученики Вавила Никомидийский и с ним 84 его воспитанника. Эти святые также пострадали за исповедание христианской веры в Никомидии (Никомедии), только несколько раньше, при Римском императоре Максимиане, правившем в 284-305 годах от Рождества Христова. Известно, что когда старец Вавила шел со своими учениками на казнь, он славил Господа словами Священного Писания: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!».

Священномученик Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский. Один из святителей Сербской Православной Церкви, принявших мученические венцы в годы Второй мировой войны. В 1941 году 75-летний владыка Петр был арестован Гестапо и пропал без вести. Существуют разные версии гибели святителя, но бесспорно то, что этот добрый архипастырь принял мученическую кончину, оставаясь верным Православию.

Священномученики Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, Павел Васильевский, Иоанн Василевский, Николай Лебедев, Николай Сретенский, Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Петр Лебединский, Илия Измайлов, Михаил Богородский, пресвитеры, преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, мученики Василий Ежов, Петр Лонсков, Стефан Митюшкин и Александр Блохин (1937), мученица Елена Чернова (1943). Православные священнослужители и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений (большинство в кровавом 1937 году, известном как время так называемого «Большого террора») и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем всех православных христиан с днем иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!


Смотрите также