Икона божией матери милостивая зачатьевский женский монастырь


«Милостивая». «Услышательница». «Божия Матерь с ушком». Снова в родной обители

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы

20 лет назад, 25 ноября 1999 года, в Москве был памятный крестный ход, прошедший в морозный ясный день небольшое расстояние, но запомнившийся многим особой торжественной атмосферой и большим числом участников. В перенесении чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая» из храма святого пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Зачатьевскую обитель участвовало четыре архиерея, более ста священников и диаконов, сестры монастыря и множество мирян-богомольцев. Встречали святой образ Царицы Небесной, возвращавшийся домой, Святейший Патриарх Алексий II и настоятельница монастыря монахиня Иулиания (Каледа).

Старинный игуменский жезл у чудотворной иконы, или объединенные детской памятью

У маленьких прихожан церкви Илии Обыденного, ставших ныне известными в церковном мире, сохранились яркие воспоминания и о молитвенных службах, и о дивных иконах, перед которыми люди с благоговением зажигали свечи. А возле одной иконы всегда стоял жезл, что, конечно, у ребятишек вызывало любопытство: почему он тут стоит? Что он означает? Этот вопрос волновал детей крупного ученого-геолога, доктора наук Глеба Александровича Каледы – впоследствии ревностного священнослужителя, церковного писателя. Волновало это и Мишу – сына талантливого математика Александра Юрьевича Геронимуса, дерзнувшего принять на себя крест священства во времена так называемого «застоя» и ставшего любящим пастырем, православным богословом. И Ане – правнучке протоиерея Константина Всехсвятского, служившего в Обыденском храме заштатным священником, тоже было интересно. Неудивительно, что услышанная ими история появления в храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Милостивая», и игуменского жезла, поразила детские сердца.

На память приходят слова священника Михаила Геронимуса, настоятеля двух храмов в Подмосковье, который долгое время работал хирургом, но после кончины отца избрал священнический путь. Беседовали мы с ним четыре года назад, как раз накануне 20-летия возрождения Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Мысленно возвращаясь в свое далекое детство, батюшка признался, что в детской голове не все укладывалось, не все было понятно, что-то вызывало недоумение.

– Но теперь, в зрелом возрасте, эту историю, связанную с чудотворным образом Богоматери «Милостивая», я переживаю по-новому, – продолжил он. – У каждого молящегося перед ним, наверное, свои связи. У меня они тоже есть, и словами это не передать. Скажу только, что от святыни исходит большая ласка, большая любовь. Ей можно пошептать на ушко, поплакаться, поведать о своих печалях и получить утешение. Может, и не сразу, как это бывает в духовной жизни, но утешение придет.

Чудотворную икону вместе с другими почитаемыми реликвиями принесли в Ильинский храм из разоренной Зачатьевской обители в 1923 году. Игумения Мария (Коробка) собрала сестер на последний молебен перед намоленной святыней и после совершения чина молебного пения настоятельница произнесла прощальное слово, поручая монахинь и всю обитель попечению и предстательству Пресвятой Богородицы. Она сказала, что отныне Милостивая Божия Матерь – Игумения, Наставница и Руководительница сестер. В подтверждение оставила у иконы свой жезл. В том же 1923 году, 18 ноября, 66-летняя матушка Мария, на чью долю выпали самые трагические события истории монастыря, отошла ко Господу. Какая-то часть насельниц – монахини, послушницы, трудницы – была арестована и сослана в Казахстан и Северный край сроком на три года, но дальнейшая судьба страдалиц неизвестна. Другая же часть – небольшая общинка уцелевших от репрессий Зачатьевских сестер – нашла пристанище в подвалах и многонаселенных квартирах окрестных домов и несла послушания при храме святого пророка Илии, где возникла самобытная и глубокая православная атмосфера.

О пастырях Ильинской церкви и негласном между ними «распределении» с большой теплотой рассказал митрополит Липецкий и Задонский Арсений. «Распределение» было следующим: кто-то окормлял монашествующих или склонных к монашеству, кто-то – простых мирян, кто-то – интеллигенцию, из чьей среды вышло немало священнослужителей, которые и сейчас совершают богослужения в нашей святой Церкви. А монахини, вынужденные жить в миру и «не выставлять себя», смогли среди верующих прихода создать атмосферу уважения к святыням и стремления их сохранить. Этот дух, по словам архиерея, передался последующим поколениям. Проникновенные, пронизанные мягким юмором воспоминания Его Высокопреосвященства, наряду с волнующими рассказами других людей, вошли в замечательный фильм, подготовленный монастырем к нынешней дате – 20-летию возвращения чудотворного образа в родную обитель.Остается добавить, что именно он, владыка Арсений, в то время архиепископ Истринский, возглавил памятный крестный ход 25 ноября 1999 года. Именно он, вначале викарий Московской епархии, затем первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по Москве, с самого начала возрождения Зачатьевского монастыря принимал непосредственное участие в этом процессе, отмеченном как всевозможными трудностями, так и явными чудесами по молитвам к Пресвятой Богородице. Поэтому всё здесь архипастырю близко, знакомо, дорого сердцу. Всё для него тут родное!

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, вспоминает, как выглядела эта обитель в центре Москвы, когда он с младшей сестрой Машей, будущей настоятельницей монастыря, игуменией Иулианией, пришел сюда в начале 90-х первый раз, чтобы посмотреть возможность возрождения монастыря.

– Я после этого несколько ночей вообще не спал, понимая, в каком разоренном состоянии монастырь находится. Еще школа посреди него! – произнес батюшка. – И какие труды надо было понести, чтобы здесь возродилась монашеская жизнь, и вообще что-то было возрождено!

А Маше, Марии, активной прихожанке, пришлось отстаивать возможность возрождения обители со всем бесстрашием юной души. Теперь это вызывает улыбку, но тогда… Услышав, что Православное братство во имя Всемилостивого Спаса, которое объединило духовные общины целого ряда московских протоиереев, обратилось к Святейшему Патриарху с ходатайством отдать им территорию монастыря для создания на ней православной гимназии, издательства и т.д., она потеряла покой. Сердцем не могла это принять: как можно древнейшую женскую обитель отдать под издательство или учебное учреждение – пусть и православное? Переживания вылились в необыкновенно горячий, эмоциональный разговор с ее духовным отцом протоиереем Александром Егоровым. Мария всё твердила, что это недопустимо – надо, чтобы там был монастырь! Позже она попросит у отца Александра прощения за то, что так с ним разговаривала, а батюшка в ответ улыбнется и скажет, что специально не соглашался с ее доводами, чтобы проверить: действительно ли столь велико ее желание возрождать обитель? И вот в 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Ильинском храме было образовано Сестринство в честь иконы Божией Матери «Милостивая», старшей сестрой которого назначили Марию Каледа. Оно поставило своей целью воссоздание разоренной обители, и, говоря о ее достижении, приведу слова священника Михаила Геронимуса, бывавшего здесь по приглашению матушки-настоятельницы со своей семьей, своими прихожанами, и видевшего, что обитель переживает чудесное обретение новой жизни:

– Монастырь в его современном виде – это образ Воскресения. Здесь сохраняется молитвенная связь, пронизывающая время, начиная с XIV века, когда обитель была основана преподобными Иулианией и Евпраксией по благословению их брата святителя Алексия, митрополита Московского. Молитва совершает чудо, и память о почивших сестрах, игумениях становится не просто памятью, а самой жизнью, соединяющей нас в едином предстоянии перед Господом.

А по утверждению отца Кирилла Каледы, обитель на Остоженке радует не только церковных людей, приходящих сюда за духовной поддержкой и помощью. Батюшка уверен, что возрожденный собор Рождества Пресвятой Богородицы является украшением нашего города – первопрестольного града Москвы.

«В какой-то степени мы ведь тоже пишем историю»

Маленькая Аня, знавшая от своих близких, что Обыденский храм был родным приходским храмом для нескольких поколений ее семьи, выросла и стала иконописцем, реставратором. С иконой Божией Матери «Милостивая» и игуменским жезлом, на котором Анечка когда-то по благословению священников меняла бантики к большим православным праздникам, у нее связаны не только детские воспоминания. Об одном событии, произошедшем в начале 90-х годов прошлого века, Анна Даниловна Марченкова и сегодня вспоминает с большим волнением, едва сдерживая слезы. Ее рассказ тоже маленькой жемчужинкой вошел в фильм, посвященный 20-летию перенесения святыни в родной монастырь. (Попутно замечу, что в самом фильме звучат отдельные фрагменты воспоминаний разных людей, а полностью эти записи можно послушать на сайте Зачатьевского монастыря. Господь судил написать Анне список чудотворного образа «Милостивая» для возрождающейся обители. (Видимо, переносить туда саму святыню из-за незащищенности монастыря – и внешних воздействий, и недобрых людей – было рановато). Правда, вначале, выслушав просьбу своего духовного наставника протоиерея Александра Егорова, молодой иконописец отказалась. Во-первых, она училась в совершенно других традициях написания икон. Во-вторых, «благочестивая девица», как указал в характеристике для поступления в иконописную школу настоятель Илии-Обыденского храма протоиерей Николай Тихомиров, и помыслить не могла о том, чтобы дерзнуть написать этого образа.

Дерзновение пришло после того, когда отец Александр, глубоко поклонившись ей, повторил высказанную им просьбу уже от имени храма. Далее был молебен. На двух аналоях лежали две иконы: точнее, на одном – подлинник, на другом – чистая доска. Окропляли святой водой подлинник, а водой, что с него стекала, окропляли чистую доску. Затем две недели великая святыня находилась у Анны Даниловны. Она смотрела на образ и писала, смотрела и писала… И все же отдав копию-список отцу Александру (а приехала иконописец в храм к концу службы), она подумала: «Сейчас батюшка посмотрит и скажет: "Я понимаю, Анечка, я все понимаю. Ты не волнуйся, мы кого-нибудь попросим, и он напишет новый образ. Ну, не получилось. Ну, так бывает"». Но отец Александр, подойдя к окошку и рассмотрев образ, повернулся к людям со словами: «Список иконы Божией Матери приехал к нам!». И большим-большим крестом, вспоминает Анна Даниловна, всех благословил. И все попадали на колени.

Вскоре после написания списка он был передан в обитель для утешения сестер, и произошло чудо – икона замироточила. По убеждению Анны Марченковой, свершилось оно по глубоким молитвам Зачатьевских сестер «нового призыва» и вызвало небывалый подъем духа, укрепив силы как насельниц, так и самой Анны Даниловны, у которой на тот момент была трудная домашняя ситуация. О мироточении списка ей рассказала по телефону матушка Иулиания. Но прежде, чем позвонить, она много раз проверила и, только лишь окончательно убедившись, решила сообщить такую удивительную новость. Спустя много лет Анна Марченкова по просьбе настоятеля храма в воинской части, собиравшего списки чудотворных икон, напишет еще один список. Затем – список для монастырского подворья в подмосковной Барвихе. На них «Милостивая» будет изображена с игуменским жезлом, поскольку этот символ законной власти над монашеской семьей стал частью истории, связующим звеном прошлого, настоящего и будущего.

– Для меня это очень важно, – заметила Анна Даниловна. – В какой-то степени мы ведь тоже пишем историю.

24 ноября 1999 года, накануне перенесения чудотворной иконы «Милостивая» в Зачатьевский монастырь, сестры обители с благоговением перенесли мироточивый список в Обыденскую церковь, где он и сейчас находится. Прихожане его особо почитают. А к главной святыне Зачатьевской обители, незримой ее хранительнице, люди идут отовсюду. Все больше и больше появляется свидетельств о благодатной помощи, полученной молящимися от Пресвятой Богородицы через Ее образ «Милостивая». Кому-то Небесная Заступница помогла в благополучном исходе житейских невзгод. Кто-то получил исцеление от тяжелой болезни. Записаны случаи, когда женщины, долгое время лечившиеся от бесплодия, после горячих молитв у иконы обрели счастье материнства. А одно явное чудо на радость сестрам, прихожанам и участникам того памятного крестного хода произошло буквально накануне перенесения святого образа в обитель. С 1937 года перед монастырем стояла бензоколонка, которая, по словам владыки Арсения, была «некрасиво расположена» – машины заправлялись прямо у входа в монастырь. Неожиданно накануне крестного хода бензоколонку убрали.

– Как матушка Иулиания добилась этого, я просто не знаю, – с улыбкой произнес митрополит Арсений. – Завтра утром переносят образ, а ночью бензоколонку демонтируют. Выкапывают ее баки, тут же всё бетонируют. Кому говорить спасибо? Префекту? Мэру? Не знаю. Знаю одно: волей Божией каждый из нас стал маленьким орудием в большом торжестве возвращения Царицы Небесной в свою обитель.

Необычный для Руси образ

В размышлениях о непрерывной череде чудес, явленных по молитвам перед чудотворным образом, главным чудом наших дней и сестры, и прихожане, и просто знающие о нем люди считают, казалось бы, немыслимое, неосуществимое в обозримом будущем воссоздание монастырского комплекса, рождение монашеской семьи и укрепление в ней подлинного монашеского духа. Как сказала искусствовед Ирина Языкова, святыня хранила обитель, даже когда там не было стен.

– Это икона Божией Матери в необычной для Руси иконографии, которая называется «Взыграние», – продолжила Ирина Константиновна. – Все виды иконографии Пресвятой Богородицы можно разделить на три типа. Как есть вера, надежда, любовь – три наших христианских добродетели, так и здесь. Когда изображается Боговоплощение – то, во что мы верим, Богородица изображается молящейся (тип икон «Оранта»), и у Нее на груди или в круге проступает Богомладенец. То, на что мы надеемся, воплощает или изображает икона «Одигитрия», где Матерь Божия держит на руке Спасителя, – Бога, на Которого мы надеемся. Богородица на Него указывает. Поэтому и «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Третий тип иконографии являет нам образ любви, когда Божия Матерь прижимает к Себе Младенца. Классический вариант – Владимирская икона Божией Матери, очень почитаемая на Руси. А другие варианты этого типа иконографии – «Умиление», «Милостивая» (Киккская).

По словам искусствоведа И.К. Языковой, «Милостивую» из Зачатьевского монастыря часто соединяют с образом Киккской Божией Матери («Елеусой-Киккской»). Написан он, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, и с XII века пребывает в древнем Царском Киккском монастыре на Кипре. Согласно предположению наших специалистов, московская икона могла быть привезена оттуда. Однако между той святыней, что на Кипре, и чудотворным образом в Зачатьевском монастыре есть некоторая разница. Но все равно последний восходит к образу «Взыграния», к образу Киккской Божией Матери. Находясь на руках Пречистой, Божественный Младенец мог играть, резвиться, потянуться к Ее лику. На этой иконе Богородица повернулась, удерживая Богомладенца, и обнажилось Ее ушко. Видимо, отсюда и второе название – «Услышательница», или, как в народе говорят, «Божия Матерь с ушком».

Первое историческое упоминание о пребывании в Зачатьевской обители чтимого образа «Милостивой» Богоматери относится к XVIII столетию. Также известно, что до закрытия монастыря в 1923 году каждую среду перед ним совершалось молебное пение с акафистом. Теперь по четвергам совершается Параклис, с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста перед этим дивным образом, который находится в белокаменном шатре в старинном киоте, и рядом всегда стоят живые цветы.

Нельзя не назвать еще одно важное событие, произошедшее 20 лет назад в тот довольно-таки холодный по погодным условиям и духоподъемный по ощущениям многих верующих день, когда из Ильинского храма «Милостивую» крестным ходом переносили в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Во время Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Алексий II возвел монахиню Иулианию (Каледа) в сан игумении и вручил ей старинный посох, оставленный последней игуменией обители подле образа Пречистой Богородицы. Трогательный момент! Ведь это был тот самый посох, который настоятельница с детства видела возле иконы… При этом Его Святейшество выразил надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами. Действительно, спустя время, матушка Иулиания отметит, что после возвращения главной монастырской святыни сам воздух здесь стал другой, и все процессы, связанные с освобождением монастырских строений, восстановительными работами пошли быстрее и успешнее.

Как уже упоминалось, в 2015 году обитель праздновала 20-летие своего возрождения. Накануне торжеств Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Всякий раз, когда я бываю в Зачатьевском монастыре, я вижу, как он благоустраивается, как много сил было положено матушкой игуменией и сестрами для того, чтобы в центре нашего града воссиял этот величественный собор, главный храм монастыря, и чтобы до неузнаваемости изменился весь внешний облик святой обители, некогда разрушенной и посрамленной, а ныне возродившейся к жизни».

Очень многие из наших современников, приходящих в монастырь на Остоженке и любящих его всей душой, говорят, что это настоящая жемчужина Москвы. Да, мы сегодня видим благолепный и благоустроенный монастырь, который находится в тесном пространственном, архитектурном, историческом и духовном единстве с Московским Кремлем, Храмом Христа Спасителя, храмом святого пророка Илии в Обыденном переулке. Но каким трудным было начало, какими неимоверно трудными были первые шаги на пути возрождения монастыря, когда в октябре 1992 года Сестринству в честь иконы Божией Матери «Милостивая» передали первую квартирку в северном сестринском корпусе обители! По воспоминаниям матушки Иулиании, дверь в помещение оказалась забита – сестрам разрешили влезть туда через окно. Они влезли и увидели огромное количество пустых бутылок и пустых ампул из-под наркотиков, плакаты с непотребными картинками. Но до чего же все были счастливы – даже целовали стены, потому что эти стены видели Зачатьевских монахинь! Отец Александр Егоров, которого сестры через несколько дней пригласили к себе, наведя в квартирке-келье какой-то порядок (и приставив к окну два ящика из-под овощей, чтобы батюшка смог по ним забраться), то и дело повторял: «Какой ужас! Это невозможно!» Однако невозможное человеку возможно Богу. Под Покровом Его Пречистой Матери настоятельница и сестры стали возделывать в разрушенных стенах древней обители духовный сад, чьи плоды теперь вкушают все, кто приходит в монастырь в поисках спасения души и дороги к Богу, утешения в скорбях и болезнях. А в последние годы к «Милостивой» притекают и архиереи, игумены и игумении, руководители обителей, приезжающие в Москву на Международные Рождественские образовательные чтения для участия в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности».

…Благодать Божия преподается от главной монастырской святыни каждому, кто с верой и упованием прибегает к чтимому образу Царицы Небесной – Матери и Заступницы всех православных христиан.

Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря

22 Ноября 2019

Социальные сети

Икона божией матери милостивая. Зачатьевский монастырь

Предания гласят, что икона Божией Матери «Милостивая» является творением евангелиста Луки. Нарекли её так потому, что на ней Богородица умоляет Иисуса о сохранении рода человеческого. Другое её название, «Киккская» или «Киккиотиса», родилось от наименования горы Киккос (остров Кипр).

После написания образ был передан апостолом Лукой в египетскую христианскую общину. Лик Богоматери оставался в Египте почти до окончания 10-го века. В 980 году там начались гонения на всех, кто веровал в Единого Бога и «Милостивую» Царицу Небесную переправили в Константинополь, и местом её пребывания до конца 12-говека стал царский дворец.

Описание

В облике Киккской святыни есть необычайная особенность. Неизвестно когда и как изменилось изображение, но его часть от верхнего левого, до правого нижнего угла словно бы покрылась пеленой, скрывающей лики Богомладенца и его Матери.

Образ относят к типу «Елеусы» («источник милосердия»). Лица Девы и Сына наклонены влево. Младенец десницей удерживает край красного мафория, в который облачена Его Мать, а левые руки Марии и Иисуса вместе держат греческий свиток.

Чудотворная сила иконы

У царьградского императора Алексия Комнена была дочь. Однажды её поразил неизлечимый недуг. Именно тогда к Алексию обратился правитель кипрского острова Мануил Вутомит, получивший свыше указание к тому, чтобы испросить чудесную икону Божией Матери «Милостивая», которую хранил император. Её требовалось доставить в монастырь, находившийся на горе Киккос. Как только Алексий дал согласие на передачу образа в кипрскую обитель, его дочь получила исцеление.

Но после этого император стал жалеть о своём поспешном решении и тянул с переправкой иконы в монастырь . Тогда хвороба обрушилась на самого правителя Царьграда, а во сне он узрел явление Богоматери, повелевшей ему незамедлительно исполнить обещанное. Тогда император приказал изготовить точный список с лика «Милостивой» и оставил его у себя, а сам чудотворный образ со многими почестями переправил на остров Кипр, где он находится и поныне.

Киккская гора стала местом обустройства храма и монастыря, названного Императорским, в честь правителя Мануила Вутомита предоставившего средства на его создание. В монастырских летописях существует огромное количество записей, свидетельствующих о чудотворной силе иконы. Её благодать распространяется не только на христиан, но и на представителей других конфессий, на всех, кто страдает от скорбей и болезней.

К настоящему времени икона приобрела ещё одно имя – «Услышательница», поскольку на изображении ушко Божьей Матери немного приоткрыто. Деве Марии слышны все мольбы и просьбы, и она отвечает на них, являя исполненным веры людям свою милость.

Так, например, она помогла рабе Божией Анне, посетившей многих врачей и побывавшей в бесчисленном количестве клиник, излечиться от бесплодия. Женщина заказала в храме молебен о здравии перед «Услышательницей», а сама возносила ей долгие и горячие мольбы. Спустя некоторое время она зачала, благополучно выносила и родила дочь.

А рабе Ангелине Богоматерь помогла, ответив на просьбы о её сыне, который всё-таки смог подыскать достойную работу и встретиться со своей будущей супругой.

И это лишь некоторые примеры великой чудодейственной силы образа «Милостивой» Богородицы.

Образ в Зачатьевском монастыре

В Москве особым почтением пользуется икона Божией Матери «Милостивая», находящаяся в Зачатьевском монастыре. Первые упоминания об этом списке можно обнаружить в описи обители (18-й век). Прежде чем монастырь был закрыт, лик «Милостивой» помещался в его соборном храме, посвящённом Рождеству Пресвятой Богородицы. Последняя настоятельница Мария (Коробочка), составляя опись 1909-го года, обозначила икону как одну из наибольших ценностей, имевшихся у сестёр. Каждую среду к чудотворному образу обращалось молебное пение с акафистом.

Несколькими годами позднее (1918) советская власть издала декрет, в соответствии с которым земли и имущество, принадлежащие церкви должны быть национализированы. Чтобы защитить святыни и сам монастырь, игумения решает основать братство в честь Пресвятой Богородицы и её образа «Милостивая». Святейший Патриарх Всероссийский Тихон покровительствовал ей в этом деле.

Прежде, чем покинуть место своей прежней жизни игумения с сёстрами отслужили последний молебен, а в напутственном слове Мария поручила монахинь заботам Пресвятой Богородицы. Она назвала Деву Марию Небесной Игуменией, которая будет наставлять сестёр в их служении, и, подтверждая сказанное, возложила перед ликом «Милостивой» свой игуменский жезл.

В послереволюционное время (1923 год), когда обитель была разорена, икону вместе с несколькими другими святынями удалось сохранить. На протяжении нескольких десятков лет она находилась в храме пророка Илии (Обыденский переулок). Тогда началось трудное время. Сёстры старались совершать в миру свой монашеский подвиг вместе с тем, перебиваясь случайными заработками. На молитву они приходили в Ильинский храм, где находился чудотворный лик, за которым они ухаживали со всем тщанием и любовью, прося сохранить их веру и укрепить дух. Ежегодно 25-го ноября, в день почитания иконы Божией Матери «Милостивая», практически все сёстры приходили на службу.

На протяжении всего этого времени риза, украшавшая лик Богоматери была снята, чтобы не навлечь поругания на святыню. Однако в 50-х годах 20-го века, благодаря усердию прихожан , было сделано новое чеканное обрамление из позолоченного серебра, украшенного драгоценными каменьями.

Когда Зачатьевский монастырь восстановили (ноябрь 1999 года), было проведено торжественное возвращение образа в лоно родной обители.

О чём молиться

Икону Божией Матери «Милостивая» просят о помощи во время засухи. Её можно молить, если требуется остановить кровотечение, излечить бесплодие и вернуть способность к чадородию. Образ поддерживает молящихся, находящихся в нужде и печалях, помогает нести иноческий крест и исцелять расслабленных, успокаивает головную боль, разрешает семейные неурядицы. День почитания: 25/12 ноября, 8 января/26 декабря (по новому/по старому стилю).

Икона Божией Матери «Милостивая»

Кондак 1

Избранная от всех родов Дево Мати Господа Бога Вышняго, в лучезарней славе небесней превыше Херувимов и Серафимов Царице Владычице, приклони милость Твою к нам грешным, утоли печаль сердец наших; простри над нами покров Твой честный, посети скорбную жизнь нашу, не имамы бо иныя помощи, не имамы бо иныя надежды разве Тебе, Мати рода нашего. В страхе и в трепете пред величием милосердия Твоего, коленопреклонше, ходатайства Твоего пред безсмертным Сыном Твоим просим, со умилением зовуще:

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Икос 1

Архангел благовестник с небесе послан бысть праведному Иоакиму радость рождества твоего возвестити, и возрадовавшася старец святый, величие Твое в мире Божием провидя, тем же и мы, Богородице, с ним радостно вопием Тебе:

Радуйся, всего мира Владычице;

Радуйся, Ангелов царице;

Радуйся, Пречистая;

Радуйся, всех цветов благоуханнейшая;

Радуйся, любвеобильная;

Радуйся, кротости и милосердию научающая;

Радуйся, покров Твой святый над всеми нами простирающая;

Радуйся, Дево светозарная;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 2

Видяще Тя на облацех, честный покров Твой простирающую, и тем нас соблюдающую, благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум наш обуреваемый плотскими помышлениями, оковы земные сокрушити тщашеся. Немощныя и ленивыя во грехах наших валяемся, но слезно к Твоему милосердию взываем: воздвигни из бездны греховныя, настави нас на путь спасения, да со ангелы Тебе, Мати Пречистая, прославляем:

Радуйся, покрове наше и спасение;

Радуйся, ко благочестию нас наставяеши;

Радуйся, грешников молитвеннице;

Радуйся, воздыханий наших не отвергающая;

Радуйся, наши слезы утирающая;

Радуйся, Мати милосердия;

Радуйся, Живоприемный Источнице;

Радуйся, многие немощи наши исцеляющая;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 3

Сила Вышняго храняше Тя, егда младенческими стопами творила еси восхождение лествицы храма Господня и мы, грешнии, уповая на Матернюю милость Твою, горестно молим: возведи нас по лествице спасения; да приблизимся ко престолу славы Божия, Благодарственно зовущи: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще сердце всех дев чистейшее и разум, устремленный в Горнее, Дево Марие, в храме Божием пребывающе, о земном не помышляя, все существо свое к восприятию Царя царей приготовила еси. Силы небесныя пред чистотою Твоею преклоняются, и весь род человеческий радостную песнь Тебе возсылает:

Радуйся, Пречистая Дево всех дев чистейшая;

Радуйся, разум плотским грехом не повредившая;

Радуйся, кроткая лампада всему миру сияющая;

Радуйся, сердце Твое всех сердец чистейшее;

Радуйся, Богоизбранная отроковице;

Радуйся, красото неизреченная и неописанная;

Радуйся, украшение всего неба и земли;

Радуйся, всем святым радость;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 4

Бури отчаянные в сердцах наших претерпевая, во грехах житие свое иждившии к Тебе, Богородице прибегаем и смиренно молим: подай нам силу духа, подай нам кротость и смирение, терпение и мудрость к перенесению всех скорбей наших, да воспоим Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Смиренномудренно Ты приняла благую весть архангелом Гавриилом принесенную и, уразумев час сей святый, рекла еси: «Се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему», - о, Пресвятая Дево, научи и нас хранити покорность воле Божией и безропотно перенести ниспосылаемыя нам Богом испытания, да очистятся души наша огнем страданий; да изметутся из сердец наших вся скверны грехов наших; восстанем бодры и чисты сердцем, воссылая Богу благодарственныя восхваления: благодарим Тя Боже, Царю небеси и земли, вся премудростию Твоею строяй и сокровенная человеков яве предведый, се достойное по делом нашим приемлем. Да будет над нами святая воля Твоя. Тебе же, Преблагословенная Дево, Бога всех рождшая, умиленно прославляем:

Радуйся, смиренная раба Господня;

Радуйся, нас примером Своим ободряющая;

Радуйся, Дево Пресвятая;

Радуйся, юность Свою Богу посвятившая;

Радуйся, кротость неизглаголанная;

Радуйся, столп веры непоколебимый;

Радуйся, упование всех концев земли;

Радуйся, любви море неизмеримое;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 5

Боготечная звезда волхвам на небеси явившася, и дивным вертеп озарившая , показа Царя славы в яслех лежаща; и с ним Матерь Его, Деву чистую и святую, в сердце Своем песни ангелом слагающую. О, Дево кротости и смирения, вознеси Господу и наше славословие: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще волхвы славу предвечнаго младенца Христа, нас ради плотию рождшагося, воздали Ему Божеское поклонение. Ангел же Господень старцу Иосифу явися, повелев безсмертное Отроча и Матерь Его во Египет от ярости Иродовой спасти. Со умилением помышляя, Богородице, о многотрудном пути Твоем, мы, грешнии, смиренно к Тебе прибегаем: облегчи наш земный путь, скорбями исполненный, подыми падающих духом, поддержи слабых и болящих, простри руку спасения унывающим, укрепи Православие в стране нашей, кровию истекающее. О, Пресвятая, Всепетая Дево Богородице, буди милостива ныне к нам грешным о грехах своих плачущим; умоли Сына Твоего излити милость Его на нас грешных и немощных: да радостно во умилении сердец наших вопием Тебе:

Радуйся, Богородице, материнския скорби утоляющая;

Радуйся, вдовиц и сирых покрывающая;

Радуйся, людей Твоих спасение;

Радуйся, молитвенников похвало;

Радуйся, старцев утешение;

Радуйся, юности ободрение;

Радуйся, убогих призрение;

Радуйся, всему миру веселие;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 6

Проповедь любви, кротости и всепрощения мирови возвещающая со Христом, Сыном Твоим, все горести земные претерпевшая. Апостола Иоанна и с ним весь род христианский Своему материнскому сердцу усыновившая. О, Приснодева Пренепорочная, буди нам Материю нашею небесною, утешения и материнскаго тепла нуждающихся, да со благодарением зовем Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши всей вселенней, яко дивный благоуханный храм Божий, исполненный Божественныя славы и благодати, о, Дево Мати Пречистая, Царица небесная, Царица человеков и ангелов, апостолов и мучеников; буди и нам путеводною звездою во мраке скорбных дней наших, возвесели сердца наша, тьмою страстей объятыя; восстави силы наши во страстях иссякшия; умножи веру нашу, укрепи надежду нашу и согрей огнем пламенныя любви ожесточенныя и озлобленныя души наша, да зовем Ти со умилением:

Радуйся, Мати рода христианского;

Радуйся, страны нашея защитнице;

Радуйся, призывающим Тя скорая помощнице;

Радуйся, грешников упование;

Радуйся, праведных веселие;

Радуйся, паче всех светил сияющая;

Радуйся, едина благословенная;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 7

Хотящи с Сыном твоим единородным до крестныя смерти неразлучно быти, Ты возпоследовала еси невинному Страдальцу до самыя Голгофы и у подножия Креста слышала вопли сонмища разъяренного, и в молчании страдала еси. И Тебе самой душу Твою наполни сия скорбь великая. Мы же, удивляяся Твоему неизреченному материнскому мужеству, зовем: Аллилуиа.

Икос 7

Новую весть архангел Господень возвести Тебе, Богородице, о Воскресении Сына Твоего; с ним же и вся воинства небесныя велегласно славят безсмертнаго Христа. Сподоби и нас, Христе Боже, срадоватися ныне Матери Твоей, умиленно восклицая:

Радуйся, Благодатная, яко Господь с Тобою;

Радуйся, Дево чистая;

Радуйся, слава бо Господня на Тебе возсия;

Радуйся, о возстании Рождества Твоего;

Радуйся, незаходимая заря Истины;

Радуйся, путеводная звезда;

Радуйся, к правде Божией ведущая нас;

Радуйся, души наши умиротворяющая;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондат 8

Великое и преславное таинство вознесением Твоим, Христе Боже, миру явивый и одесную Бога Отца седяй и нам, живущим на земли, о селениях райских скорбящим, низпосли Утешителя, Духа Истины и всели в ны, Жизнодавче, молитвами Матери Твоея, да зовем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь наш земный путь испытаний и скорбей преисполненный, но к Тебе вопием, Богородице Дево, умилосердися над нами, Божественная наша покровительнице, и приюти нас под Твоим честным покровом, укрепи старцев немощных, уврачуй болящих, насыти нас алчущих, напои нас жаждущих, воодушеви юношей к светлым подвигам стремящимся, вразуми родителей воспитанию детей своих, сохрани младенцев от всякия беды, осени благодатию Твоею наших пастырей духовных, вознеси наши молитвы ко престолу Всевышняго, да славословим Тя Матерь Божию зовуще:

Радуйся, Отрада наша и утешение;

Радуйся, скорбящих светлая радость;

Радуйся, Мати всем ищущим спасение;

Радуйся, ограждение девства;

Радуйся, правды небесныя поборице;

Радуйся, неистощимый источниче святыни;

Радуйся, благодатию нас питающая;

Радуйся, непрестанная ходатаице о душах наших;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 9

«Всяк, иже призовет имя Господне, спасется, и на всяку плоть излию от Духа Моего», - рече Господь. На Тебе же, Мати Божия, излияся благодать Святаго Духа превыше всякия меры. Зане Творца и Зиждителя нашего вместила еси. Излей же и на наши страждущия души милость Сына Твоего, да облегченным сердцем вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Святии апостолы, ничто земное не помышляя, с благоговением и трепетом славят преславное Твое Успение. Царь бо царствующих и Господь господствующих, сошед на землю, восприят святую Твою душу, и в великой славе вознесе Ея на Небо, идеже уготова одесную престола Своего обитель Тебе. Мы же к Твоему милосердию, Богородице, взываем: подаждь приют нам бездомным, собери воедино всех нас, пошли нам мир и благословение, да поем Тебе:

Радуйся, нас погибающих спасающая;

Радуйся, за нас молящаяся;

Радуйся, Божественный покров рабом Твоим;

Радуйся, людей твоих спасение;

Радуйся, молитвенников похвало;

Радуйся, светлый лик Твой от нас не отвращающая;

Радуйся, по Успении Своем мир не оставляющая;

Радуйся, яко Тобою род христианский хвалится;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Пастырь Добрый всех ко спасению зовущий и всяк к себе привлекающий; праведныя любяй и грешныя милуяй, спаси нас грешных молитвами Богородицы, да поем: Аллилуиа.

Икос 10

Покров и предстательство всех кающихся грешников, прими и наше покаяние о, Всеблагая Дево Марие, умягчи сердца наша, исцели болезненное блуждание умов наших, низвергни гордость нашу в пучину смирения, подыми горе очи наша, землею скованныя; разомкни уста наша, да воспоем славословие сие:

Радуйся, Живоносный Источниче;

Радуйся, нас росою живительной окропляеши;

Радуйся, гласом молящихся внемлющая;

Радуйся, погибающим руку спасения простирающая;

Радуйся, скорби человеческой страждущая;

Радуйся, яко утешение Твое нам подаеши;

Радуйся, прекрасный цвете райский;

Радуйся, дверь нашего спасения;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 11

Ангельское пение сопровождает праведных, отходящих после смерти. Како же и мы, грешнии, обрящем спасение, како предстанем пред Судиею праведным; но на Тя, Богородице, надеющиеся умиленно просим: спаси Твоим Материнским предстательством души наша поющия: Аллилуиа.

Икос 11

Поющи о милости Твоей, Благодатная между женами, едина благословенная, Спасителя мирови даровавшая, и тем вечную славу и поклонение стяжавшая, буди ходатаицею и заступницею о нас, грешных, и рцы Сыну Твоему: Господи, покрый их милостивым промыслом Твоим и исполни их сердца радости и утешения, мы же благодарнии Тебе, Владычице, восклицаем:

Радуйся, Свете небесный неугасимый;

Радуйся, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш;

Радуйся, непостижимая тайна Боговоплощения;

Радуйся, невместимаго Бога вместившая;

Радуйся, одесную Бога Сына Твоего седящая;

Радуйся, сил небесных превысшая;

Радуйся, простых умов утешение;

Радуйся, возводящая грешников на Небо;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 12

Благодать Сына Твоего мирови явила еси Приснодево Пренепорочная, спаси и нас грешных, зовущих о милости Твоей: Аллилуиа.

Икос 12

О, Всемилостивая Мати Божия, Ты изливаеши Материнскую любовь Твою на всех к Тебе притекающих, и наши сердца любовию Твоею наполняеши. Како мы, грешнии, возблагодарим Тебя за Твои неизреченныя милости к нам не

Икона Божией Матери «Милостивая» / Монастырский вестник

Царица Небесная — Матерь и Заступница всех православных христиан, а особенно — монашествующих. Во многих обителях есть чтимый образ Пресвятой Богородицы, к которому с верой и упованием прибегают насельники и паломники. Главная святыня Зачатьевского женского ставропигиального монастыря — икона Божией Матери «Милостивая». Этот образ, имеющий древнюю и богатую историю, благодаря обилию чудесных исцелений и случаев благодатной помощи прославился далеко за пределами обители, привлекая к себе молящихся.

Монастырское предание связывает сию чудотворную икону с образом Богоматери «Милостивая-Киккская» (по-гречески — «Елеуса», что означает «источник милосердия»), написанным, по преданию, святым евангелистом Лукой и находящимся на острове Кипр в Киккском монастыре, хотя иконография этих двух образов несколько отличается.

Первое историческое упоминание о пребывании в Зачатьевской обители чудотворного образа «Милостивой» Богоматери относится к XVIII столетию и обретается в монастырской описи. Известно, что в начале XX века, при игумении Марии (Коробка), «Милостивая» икона была одной из наиболее почитаемых в монастыре; по средам перед ней совершались молебные пения с акафистом.

В годы гонений на веру, когда Зачатьевский монастырь был закрыт, «Милостивая» икона Божией Матери приняла на себя особую миссию. Она стала зримым символом попечения Пречистой об изгнанных из обители насельницах, а также залогом того, что монастырь будет возрожден. В 1923 году икону перенесли из разоренной обители в находящийся неподалеку храм Илии Пророка «Обыденный», где отслужили перед образом молебен. Игумения Мария поставила перед образом свой жезл и произнесла напутственное слово, вручая сестер Царице Небесной. Долгие годы осиротевшие монахини и послушницы собирались вокруг своей Небесной Игумении, молясь на богослужениях, читая акафист «Милостивой» Божией Матери на келейном правиле.

Настало время возрождения. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Ильинском храме было создано сестринство в честь иконы Божией Матери «Милостивая», поставившее своей целью воссоздание Зачатьевского монастыря. Так, под покровительством Пречистой, началась новая жизнь обители. С первых же дней сестры стали сугубо молиться Пресвятой Богородице, читая акафист перед Ее иконой. В 1992 году первые насельницы вновь стали жить на монастырской территории. Начались работы по восстановлению Надвратного храма обители.

Сестры чаяли возвращения в монастырь образа его Небесной Игумении, но свершилось это лишь несколько лет спустя. За те десятилетия, что «Милостивая» икона пребывала в храме Илии Пророка, она стала одной из любимейших святынь прихожан. По благословению духовника последних сестер протоиерея Александра Егорова, окормлявшего и сестер восстанавливаемой обители, был создан список «Милостивой» иконы, с изображением на его полях игуменского жезла, дабы, когда святыня будет возвращена в монастырь, прихожане Ильинского храма видели, что Царица Небесная не отлучается от них. Но прежде чем чудотворный образ вернулся на свое историческое место, должны были пройти еще годы трудов по возвращению обители былого благолепия. Тогда же, в 1993 году, сестрам передали список. В этом был особенный Промысл Божий, по словам прот. Александра, «вновь написанная икона должна напитаться монастырским духом». 3 апреля 1993 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, список был освящен и перенесен в обитель.

Наконец, в 1999 году состоялось долгожданное событие. 25 ноября, в день празднования «Милостивой» иконы Божией Матери, из храма Илии Обыденного вышел торжественный крестный ход: архиереи, духовенство, сестры Зачатьевского монастыря. Чудотворная икона Царицы Небесной возвращалась в cвою обитель, где ее встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и настоятельница монастыря монахиня Иулиания (Каледа). Вместе с иконой был перенесен и жезл, который игумения Мария оставила перед образом в годы лихолетья. Во время Божественной Литургии Святейший Патриарх Алексий II возвел настоятельницу монастыря в сан игумении. Его Святейшество вручил матушке Иулиании старинный посох, выразив надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами.

Чудотворный образ Царицы Небесной, пребывающий в монастырском соборе, — духовное средоточие жизни в обители. По четвергам перед иконой Божией Матери «Милостивая» совершается особое умилительное богослужение — Параклис, с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста. На молитву вместе с сестрами обители собирается множество паломников и богомольцев. Насельницы монастыря ведут летопись чудес, происходящих по молитвам перед чудотворным образом. Среди них — случаи исцелений, благодатной помощи в духовных и житейских затруднениях. Недаром в народе икону «Милостивой» Божией Матери иногда называют «Услышательница» — возможно, это именование родилось оттого, что на иконе видно открытое ушко Пресвятой Богородицы, словно обращенное к молениям верующих.

Особое свидетельство попечения Царицы Небесной о Зачатьевском монастыре видно и в том, что в течение многих лет значимые события монастырской жизни совершаются в день празднования иконы Божией Матери «Милостивая»:

25 ноября 1993 г. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Великого освящения Надвратного храма монастыря в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

25 ноября 1999 г. — по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Милостивая» торжественным крестным ходом был возвращен в обитель из храма Св. Пророка Илии в Обыденском переулке.

2001 год — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2005 г. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил закладку камня в основание собора Рождества Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2008 г. — архиепископ Истринский Арсений совершил чино священия одиннадцати колоколов соборной звонницы.

25 ноября 2009 г. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение пяти больших и трех малых крестов, установленных в тот же день на купола строящегося собора.

25 ноября 2010 г. — в год празднования 650-летнего юбилея Зачатьевского монастыря состоялись великое освящение воссозданного монастырского собора и первая Божественная Литургия, которые возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении десяти архиереев, двое из которых представляли Кипрскую и Александрийскую Поместные Церкви.

27 ноября 2011 года — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Зачатьевском монастыре и чин освящения памятника свт. Алексию, Митрополиту Московскому, на площади перед Святыми вратами обители.


Тропарь, глас 1:

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благочестии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси.

Кондак, глас 6:

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.


Смотрите также