Фото варвара святая


Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Ян ван Эйк "Святая Варвара" Св. Варвара (III век)…

Однажды, когда ее отец отсутствовал, Варвара, видя, что в ее башне только два окна, приказала сделать третье. Когда ее отец вернулся, она призналась ему в своей новой вере, сказав, что в ее душу изливается свет из трех окон, которые являют собой Отца, Сына и Святого Духа. Придя в ярость от обращения дочери в христианство, отец Варвары сдал ее властям, которые подвергли ее пыткам. В конце концов по просьбе ее же отца ей отсекли голову. Как только отец, по совершении этого злодеяния, вернулся домой, его убило молнией, ударившей с раскатами грома. Из-за этого грозового возмездия Св. Варвара стала известна как покровительница артиллерии, а также солдат, оружейников и пожарных. Ей молятся о защите от несчастных случаев и от внезапной смерти.

Неизменным атрибутом Св. Варвары является башня, в которой обычно три окна. В ее руках иногда могут быть потирная чаша и облатка. Она — единственная из женщин-святых, которая держит этот атрибут, и это связано с ее последним желанием. Умирая, эта святая попросила благодати причастия для всех тех, кто будет почитать ее как мученицу.

Павлинье перо, которое также является атрибутом Св. Варвары, указывает на Гелиополь, город, в котором она родилась, ибо считается, что именно в этом городе возрождается из пепла мифическая птица феникс. Поскольку на Западе никто не знал, как мог выглядеть феникс, то феникса, являющегося символом этого города, заменили павлином. (с)

По моим наблюдениям, святая Варвара также очень часто изображается с книгой; есть и картины, где она попирает ногой своего злодея-отца.

Francesco Guarino

Михаил Нестеров

Пармиджианино (на этой картине Варвара очень трогательно держит башню подмышкой, как студентка - тубус с чертежами):

Michele Tosini

Marie Stillman

Книжная миниатюра

Ганс Гольбейн Старший

Робер Кампен

Lucas Cranach the Elder

Джованни Антонио Больтраффио

Неизвестный немецкий художник 18 в.

Доменико Гирландайо

Мастер Франке, деталь алтаря: отец запирает святую Варвару в башне.

St Barbara Crushing her Infidel Father, with a Kneeling Donor by Ghirlandaio, 1473

Пьетро да Кортона "Видение святой Варвары"

Теодор ван Тульден "Мученичество святой Варвары"

Jerg Ratgeb

Альбрехт Альтдорфер "Святые Маргарита и Варвара"

Рафаэль, "Сикстинская мадонна"

Petrus Christus "Тhe Virgin and Child with St.Barbara and a Carthusian Monk"

Эдуард Берн-Джонс "Три святые (Варвара, Доротея и Агнесса)".

Gerard David "Virgin and Child with Saints and Donor"

Неизвестный художник "Мадонна и Дитя со святыми Варварой и Екатериной"

Амброзиус Бенсон "Святая Дева и Дитя со святыми Варварой и Екатериной"

elveauinelle.livejournal.com

Варвара – Невеста Христова прекрасная

17 декабря — память великомученицы Варвары

В центре Москвы неподалеку от Красной площади и собора Василия Блаженного сохранился старинный храм, построенный в XVI в. на месте более ранней деревянной церкви; это храм в честь Святой Великомученицы Варвары. Он дал и название улице, сбегающей к Кулишкам, теплое, старомосковское – Варварка…

Место удивительное. Один за другим вырастают главки храмов: вот, строгий, немного напоминающий псковские — «Максим Блаженный», за ним – поливные изумрудные с золотом купола Знаменского собора, — старый государев двор, «родовое гнездо» бояр Романовых, — а вот и нарядный, как пасхальное яичко, «Егорий, что на Псковской горке» — храм в честь небесного покровителя Москвы Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Разные по стилю и по времени постройки они отражают дух Москвы с ее пестротой и эклектикой, благолепием и художественной необязательностью.

Зарядье — уютный «островок» старины в туристическом центре столицы. Он словно выпадает из городского пространства, сюда хочется прийти под вечер, когда в окнах вспыхивают мотыльки свечей, или ранним утром, когда движения еще нет, и тонкий благовест летит по умытым улицам. Варвара – Невеста Христова прекрасная и Святой Георгий в сияющих латах — два мученика, два великих исповедника – в Церкви Небесной Торжествующей молятся за юность и за воинство, и здесь на земле, будто высоко поднимают крест свидетельства с разных концов московской улицы.

Храм святой великомученицы Варвары

«Священа бысть и Святая Варвара»

Первый Варваринский храм на месте современного, по преданию, строили купцы сурожане – уроженцы Сурожа (Судака) в Крыму. Летописные своды сохранили имена-прозвища жертвователей и благотворителей: Василий Бобр, Вепрь и Юшка-Урвихвост. Архитектором был Алевиз Фрязин. В записях о событиях 1514 г. осталось свидетельство об освящении этого храма: «Священа бысть и святая Варвара против панского двора Митрополитом Варлаамом».

Почему же крымские купцы выбрали своей покровительницей именно ее, Святую Великомученицу Варвару?

С древних времен в Церкви эта святая оказывает покровительство людям, находящимся в опасности. Много пострадавшая при жизни за исповедание христианской веры, достигшая высокой ступени святости, она имеет дерзновение ходатайствовать перед Богом об избавлении людей от внезапной смерти.

Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к этой святой, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Оттого и храм стал местом особого почитания путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена эта церковь, получила название Варварский крестец.

Сюда же, «к Варваре», приходили молиться и родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в расположенном по соседству Царском судебном приказе. Пережившая тяготы заточения святая милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи заключенных.

Церковь XVI в. представляла в плане квадрат с полукружьями, выступающими с четырех сторон. Столпообразная постройка завершалась куполом, характерным для итальянской архитектуры. Главной святыней храма была икона Святой девы-мученицы с вложенными частицами перстов.

В н. 30-х гг. XVIII в. первая алевизовская постройка подверглась серьезным повреждениям из-за сильного пожара, после чего храм был восстановлен и вновь освящен при попечении императрицы Анны Иоанновны. А уже в к. XVIII – нач. XIX в., по благословению Митрополита Платона, церковь была отстроена заново в стиле классицизма по проекту Родиона Козакова. На этот раз помощь при возведении храма оказали майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1-ой гильдии Н. Самгин. Их жены получили исцеление от мощей Святой Великомученицы. Освятили церковь в 1804 г. Правда, от первоначальной конструкции остался лишь фундамент в подклети нынешнего храма. Современные тенденции проявились и во внутренней отделке. Стены покрыла масляная живопись, а вот судьба старинных икон и прежнего иконостаса неизвестна…

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX в.

Путеводная звездочка веры

С давнего времени Великомученица Варвара была одной из самой любимых в народе святых.

…Она была совсем юной, эта девушка, жившая на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, воспитанная в неге и роскоши, Варвара была дочерью одного из влиятельных правителей — Диоскура, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела перешагнуть через все блага мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки.

На ее долю выпало тягчайшее испытание: за отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили по городу… Но, наверное, тяжелее физических и нравственных мук от оскорбленной чистоты была боль за отца. Главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек!

В наставлениях нашего современника – известного афонского старца Иосифа Ватопедского есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимым «порогом» стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование.

Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, боясь выронить путеводную звездочку веры, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.

Святая великомученица Варвара

Святая Великомученица Варвара традиционно была одной из самых любимых и почитаемых святых. Если в традиционном обществе христиан поражала в первую очередь крепость ее веры, то в новом мире с преобладанием материальных ценностей, засияла еще одна грань ее образа – бескорыстие и та решительность, с которой она перешагнула через земные блага. Неслучайно это выбрал в качестве главной темы для проповеди, посвященной этой великой святой, известный духовный наставник нашего времени – архимандрит Тихон (Агриков). Вот, что он пишет:

«Мы предельно высоко ценим то, что святые мученики, преподобные, праведные считали за бесценок. <…> Вот перед нами святая девица – великомученица Варвара. Она облачена в драгоценные одежды, на ее груди и руках – золотые ожерелья, славно и знатно имя ее. “Нет, — говорит она, — все это пустое, ничтожное, совершенно бесценное”. Она снимает с себя украшения и бросает их на землю. “Христос мой, — говорит она, — дороже, безмерно ценнее, лучше. А все это — прах”. И она умирает за Христа – Спасителя. <…> А сегодня, что делает наша девица? Она говорит: “Нет, то, что Варвара бросила, это действительно ценность. Это действительно богатство и сокровище. Ради этого всего я и живу”. “Вот дура”, — говорит она о святой девице, — зачем она променяла драгоценности на Христа?” И бросается, несчастная, и жадно хватает брошенное Варварой. Надевает все это на себя и считает себя истинно счастливой <…> А Христос остается осмеянным»[ii].

Архимандриту Тихону пришлось жить в тяжелое для нашей Церкви время – гонений за веру и последующего давления. Вот почему история Святой Великомученицы Варвары имела для него особое значение и как пример адамантного свидетельства перед лицом явных испытаний, и как образец духовной собранности тогда, когда явной опасности нет, однако человек стоит перед выбором: пойти ли вслед за Христом, узким, тернистым путем, или подчиниться условиям мира?

Возрождение

«Мученическая» судьба ожидала и Варваринский храм в Зарядье. В 1917-м он подвергся разрушениям не от природной стихии, а от стихии безверия. Был снят венчавший его главу крест, пострадала верхняя часть колокольни, был разобран и вынесен иконостас.

Храм в честь Св. Великомученика Георгия

Не избежали той участи и другие храмы Варварки. Старинный ценнейший исторический и духовный комплекс использовался совершенно утилитарно. Лишь в с. 60-х годов в связи со строительством гостиницы «Россия» Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры начало восстановительные работы в Зарядье. В 1965 -67 гг. реставраторы под руководством Г.А. Макарова вернули церкви в честь Великомученицы Варвары ее прежний облик. Но прошло более 20 лет, прежде чем под его сводами вновь раздались звуки церковных песнопений.

Патриаршее подворье храмов в Зарядье восстанавливается в наши дни. Нужны немалые силы и средства, но, благо, люди все-таки приходят сюда, хотя район этот считается «не доходным» — жилых домов в округе почти нет, и прихожане едут издалека, со всех концов города. Уже снискала известность удивительная икона Божией Матери в Георгиевском храме – теплый, замечательный образ, изрешеченный вкруг нимба пулевыми отверстиями. Перед ним читают акафисты, и, как правило, даже днем – есть молящиеся. Кого-то необъяснимо притягивает храм в честь покровителя города — один из древнейших в Москве. А в день Великомученицы Варвары в ее церковь приходят и те, кто носят имя этой великой христианской святой, и те, кто знает историю этого чудного «островка» русской старины в самом центре столицы под покровительством юной девы и мужественного воина, получивших от Бога равное воздаяние за свидетельство об Истине.

Использованные при подготовке материала и рекомендуемые источники и литература:

1. А. Антонов. Фотографии храмов в честь Св. Великомученицы Варвары и в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия в Зарядье.

2. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005.

3. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (Сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003.

4. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001.

5. Церковь Варвары Великомученицы

6. Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы Афонского старца на вопросы паломников. Перевод с новогреческого. По благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. — Санкт-Петербург, 2004.

7. Архимандрит Тихон Агриков. «У Троицы окрыленные». Воспоминания. М., Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002

8. Варвара Илиопольская. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

10. Зарядье. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

Читайте также:

Святая великомученица Варвара: через мученичество к жизни вечной

www.pravmir.ru

храмы и иконы, названные в ее честь

Невозможно представить себе историю православия без присутствия в ней святых. Мужчины и женщины, старцы и совсем еще дети - великие страдальцы за Веру и Господа. Чьи-то имена всегда на слуху, кому-то верующие возносят свои молитвы, уповая на помощь и защиту, а о ком-то из них мало кто знает. Об одной такой малоизвестной святой пойдет сегодня речь. Это Великомученица Варвара. Молодая красавица, возлюбившая Бога более самой себя и понесшая муки за свою веру.

Житие этой святой – пример твердости Веры и Любви Господа. Икона Варвары Великомученицы, ее лик – практически живое тому подтверждение.

Житие Святой Варвары

Давным-давно, в богатой и знатной семье язычника Диоскора появилась на свет девочка. Родилась будущая Великомученица Варвара в древнем городе Илиополе, который в те времена располагался на территории нынешней Сирии. Когда мать девочки скончалась, отец принял на себя все обязанности по воспитанию своего единственного ребенка. Диоскор безумно любил дочь и всячески старался оберегать ее от всего чуждого и, как он считал, лишнего, в том числе и от набирающего силу христианства. В конце концов, эта всеобъемлющая любовь привела к тому, что ревнивый родитель выстроил большой красивый дом, в котором попытался спрятать от окружающего мира красавицу дочь.

Искания Варвары

Но, заперев в замке физическую оболочку девушки, Диоскор не смог лишить ее всех тех мыслей и размышлений, которые обуревали страждущую, ищущую успокоения душу. Как часто, наверное, Варвара – Святая Великомученица христианства - сидя у окна своей комнаты, размышляла о красоте пространства, ее окружающего, испытывая жгучее желание познать истинного творца всего этого великолепия.

Многочисленные няньки, приставленные следить и воспитывать ее, пытались объяснить девушке, что мир сотворили боги, которым поклоняется ее отец, но Варвара не верила этим речам. Мысли ее текли плавно, размышляла она о том, что боги, почитаемые отцом, сотворены руками человеческими, а значит не могли создать глубокое синее небо с курчавыми белыми облаками, густой лес со всеми его обитателями, реки, горы и все остальное. Нет, думала молодая девушка, не эти рукотворные идолы, а только лишь Единый Бог, имеющий свое собственное бытие, мог породить величественную красоту Вселенной. В этих размышлениях к Варваре постепенно приходило понимание того, что творение реального мира невозможно без познания Бога Единого, Творца всего сущего.

Взросление Варвары

Девушка взрослела и все чаще в их с отцом доме стали появляться сваты от богатых семейств, в которых имелись женихи. Диоскор, мечтающий о выгодной партии для своей красавицы дочери, не раз заводил с ней разговор о замужестве, но каждая подобная беседа заканчивалась решительным отказом от исполнения его воли.

Поразмыслив, отец решил, что Варвара чурается потенциальных мужей из-за того, что затворническая жизнь его дочери сыграла с ней злую шутку, не научив общаться с окружающими ее людьми. Придя к таким выводам, Диоскор решил дать некоторые послабления Варваре, позволив той покидать отчий дом в надежде, что она обзаведется подругами, в беседах с которыми узнает и поймет все прелести замужества.

Ах, знал бы богатый язычник, чем все это закончится, запер бы, наверное, свою дочь на веки вечные в стенах дома.

Крещение Великомученицы

В один из дней на прогулке будущая Великомученица Варвара встретила на своем пути несколько женщин-христианок, которые поведали ей о Святом Духе, Иисусе Христе, его Страданиях за род человеческий и Воскресении из мертвых. Девушку поразили эти рассказы, ведь это было то, о чем она думала долгими одинокими вечерами, не понимая, как разобраться в своих мыслях, сложить их воедино. На счастье, в это время в Илиополе проездом находился священник, который согласился поговорить с Варварой и попытаться помочь той разобраться в своих размышлениях. В приватной беседе пресвитер поведал молодой девушке сущность христианской веры, а после разговора крестил ее. Дух Святой снизошел на Варвару, с великой любовью обратилась она в этот раз к Богу, поклявшись всю жизнь посвятить служению в Его славу.

Подвиг Великомученицы Варвары

Диоскор, возвратившийся домой из поездки, пришел в ярость, услышав от дочери «крамольные» речи, прославляющие Бога Единого и Троицу. В бешенстве кинулся он на девушку, обнажив острый клинок, но она успела выскользнуть из дома, убежать в горы и спрятаться там в расщелине.

Только к вечеру по указке бедного пастуха отцу удалось отыскать девушку. Не жалея, жестоко избивая дочь, Диоскор заставил ее покинуть убежище, в котором она скрывалась, и поволок ее домой. Всю ночь он ругал и избивал девушку, а утром, поняв, что ничего не добился, и что та упрямо стоит на своем, повел ее к городскому главе.

Беспощадны и жестоки были слова его, обращенные к правителю: «Я, Диоскор, отрекаюсь от дочери своей, потому как божества, которым я поклоняюсь, она отвергает. Отдаю тебе свою дочь на растерзание, поступай, как будет угодно тебе и богам».

Градоначальник попытался уговорить девушку отступить от Веры Христовой, не идти против отцовской воли и не гневить его и богов. Но Варвара Святая Великомученица была тверда в своей вере. Прямо и честно глядя в глаза мучителю, исповедала она Благую Весть. Взбесившись от такой твердости, глава приказал предать новообращенную христианку жестоким пыткам. До самого вечера мучители заставляли девушку отречься от Христа. На закате ее, полуживую, отвели в темницу.

Оставшись одна, Варвара вознесла горячую молитву, Господь услышал ее стенания и явился к ней со словами: «Не бойся ничего, ибо Я с тобою рядом, смотрю на мужество твое и залечиваю раны. Будь со Мной до конца и войдешь в Царство Мое». Чудесным образом раны на теле девушки затянулись, заснула Великомученица Варвара с благостной улыбкой на устах.

Казнь Варвары

Утром мучители были поражены, узрев девушку без каких-либо следов истязаний на теле. Это еще больше разозлило изуверов. Свидетелем чуда волею судьбы стала девушка-христианка Иулиания. Еще больше уверовавшая после увиденного, она открыто возвестила о своей вере, за что и была схвачена воинами.

Обеих девушек подвергли жестоким истязаниям, выдержать которые не смог бы и самый стойкий мужчина. Но тверды были в своей Вере обе мученицы, с молитвой на устах и светлым взглядом принимали они терзания телесные. С именем Иисуса Христа сложили свои прелестные головы они на плаху и были обезглавлены. Жестокий Диоскор сам казнил дочь. Господь, видя такое беззаконие, вскоре покарал убийцу, поразив его молнией.

Захоронение Ваврары

После мученической смерти девушек их останки были захоронены близ поселения Гелассия. Впоследствии там же возвели храм Великомученицы Варвары. Во времена правления императора Юстина мощи были отправлены в Константинополь, столицу империи. Несколько столетий спустя некоторые останки Великомученицы прибыли в Киев вместе с невестой князя Святополка царевной Варварой, где и нашли успокоение на территории Михайловской Златоверхой Обители. В начале ХХ века мощи вновь были перемещены, на сей раз в Киево-Печерский заповедник. Сегодня рака с нетленными останками пребывает во Владимирском Соборе города Киева.

Как упоминалось выше, на украинскую землю была доставлена только часть мощей Святой. Голова и кисти рук Варвары, можно сказать, разбросаны по всему миру. Левая рука, изначально оставленная в Древней Греции, впоследствии оказалась на территории Польши, а потом в Западной Украине, откуда была выкрадена иудеями и сожжена. Чудесным образом удалось сохранить пепел и перстень с руки, которые в настоящее время находятся на канадской земле в городке Эдмонтон. Некоторые части нетленных мощей нашли приют в монастырях Фессалии (церковь Агиа Епискепси), а также на Афоне – святой для православных горе. Хранятся останки Великомученицы и в Москве. Храм Иоанна Воина и церковь Воскресения хранят священные чудотворные мощи.

Первая церковь во имя Святой

Первая, но отнюдь не единственная церковь Варвары Великомученицы на русской земле была возведена в 1781 году на территории Грушевского стана. Простоял этот деревянный храм, отстроенный на пожертвования казачества, почти сто лет. В 1876 году, после того как церковь сгорела, жители стана с благословения архиепископа Платона начали строительство каменного храма.

Во время Великой Отечественной войны алтарная часть Свято-Варваринского прихода была частично повреждена разрывом фашистского снаряда. В настоящее время все повреждения устранены, верующие с благодарностью возносят свои молитвы и читают Акафист Великомученице Варваре в его стенах. Несколько раз приход пытались закрыть, но станичники, всеми своими силами уповая на Божью помощь, отстаивали свой храм. По сей день здесь проходят службы, прославляющие Господа нашего Иисуса Христа.

Икона и молитва к Святой Варваре

Икона Варвары Великомученицы, как и нетленные ее мощи, несомненно, является сильнейшим Символом Веры православных христиан. Множество необъяснимых чудесных исцелений получили истинно верующие христиане. День памяти Святой приходится на 17 декабря. Огромной силой обладает молитва Великомученице Варваре, дарующая укрепление в вере, исцеление от сильнейших недугов и, конечно, душевное успокоение.

fb.ru

Святая Варвара. - Записки врача-рентгенолога — LiveJournal


Во время поездки в Прагу и Дрезден я встречал много изображений святой Варвары. Как средневековых так и более поздних. По приезду я изучил житие и иконографию этой замечательной святой.

Hans Pleydenwurff "Beheading of St. Barbara" Ca. 1465 The Collection of Old Masters of National Gallery in Prague Foto (c) zabzamok

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божьего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучатся» (Пс. 142, 5).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, — говорила Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5).

Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Иконография

Святая великомученица Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат.
В византийском и

zabzamok.livejournal.com

Великомученица Варвара Илиопольская :: SYL.ru

Святую великомученицу Варвару Илиопольскую почитают как православные, так и католики. Ее лик изображен на гербах многих городов. В ее честь назван известный во всем мире курортный город Санта-Барбара, во всяком случае, так утверждают его жители.

За что почитают святую Варвару?

Святая великомученица Варвара Илиопольская была причислена к лику святых после того, как она за веру в Христа приняла мучительную смерть. Это произошло в 306 году. С тех пор день памяти Варвары Илиопольской отмечается православными семнадцатого декабря, а католиками — четвертого декабря. Что известно об этой святой? Об этом мы сегодня расскажем в этой статье.

Варвара Илиопольская, великомученица: житие (кратко)

Родилась Варвара в III веке в городке Илиополе, в годы правления императора Максимиана, в семье знатного и богатого аристократа Диоскора, который исповедал язычество. Чтобы оградить свою горячо любимую единственную дочь от христианского влияния, он построил для нее очень высокую башню, которую ей не разрешалось покидать без разрешения отца.

Познание мира

Шли годы, и девушка к шестнадцати годам превратилась в необыкновенную красавицу. Многочисленные богатые и знатные женихи мечтали жениться на ней, но ко всем претендентам на ее руку и сердце девушка была совершенно равнодушна. Ее гораздо больше интересовали другие вопросы: ей хотелось постичь тайну возникновения мира, гармонию и красоту которого она могла наблюдать лишь из окна своей башни.

Ее не удовлетворяли ответы отца и многочисленных воспитательниц, которые утверждали, что все это создали многие боги, которым весь ее род поклоняется. Она много размышляла в уединении и пришла к мысли, что воду и землю, воздух и солнце создал единый творец, а не те боги, которых люди создали в своем воображении и поклоняются им.

Варвара категорически заявила отцу, что она отказывается от замужества. Ее ответ озадачил Диоскора, но не слишком огорчил: он решил позволить девушке общаться с молодыми представительницами ее круга. Он не терял надежды, что со временем непокорная дочь изменит свое решение. Однако затея отца имела обратный эффект: Варвара познакомилась с девушками, которые рассказали ей историю Христа и объяснили суть его учения.

Крещение

Втайне от отца Варвара приняла крещение, наполнившее ее и любовью к Богу и благодатью такой силы, что она приняла обет посвятить всю свою жизнь служению ему. Это известие привело отца в бешенство, и он хотел зарубить дочь своим мечом, но не стал этого делать. Он избил несчастную девушку и отвел ее к правителю Максимиану, заявив, что отрекается от нее и требует для отступницы самой страшного наказания, которого она заслуживает за свое решение. Император был поражен красотой девушки и пытался ее облагоразумить, но в ответ услышал, что Варвара не отречется от принятой веры.

Мученическая смерть

Девушку истязали в течение суток, ее тело покрылось страшными кровоточащими ранами. Но мужественная Варвара не отреклась от веры. Узнав о ее стойкости, еще одна горожанка призналась в принятии христианства. После страшных пыток обе девушки были обезглавлены. Палачом Варвары стал ее отец, который, по преданию, был наказан высшими силами: в него попала молния, оставив лишь кучку пепла.

История мощей

Мощи великомученицы Варвары в VI веке были перевезены в Константинополь. По православному преданию, царевна Варвара Комнина, которая была дочерью Алексея Комнина — византийского императора, в 1108 году перед отъездом на Русь обратилась к отцу с просьбой подарить ей целебные мощи великомученицы.

Ее муж, князь Святополк Изяславич, нареченный в крещении Михаилом, за год до этого построил в Киеве церковь из камня, в которую с почестями уложили мощи святой. Там же был основан мужской Михайловский Златоверхий монастырь. Во время вторжения Батыя мощи были надежно укрыты, а потом вновь возвращены на свое место.

При митрополите киевском Петре Могиле (1644) часть перста Варвары была передана в дар польскому канцлеру Георгию Осолинскому. Примерно в то же время левая рука великомученицы, которая долгое время находилась в Греции, была передана монастырской церкви города Луцк.

Спустя шесть лет (1650) литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший приступом Киев, похитил две частицы мощей от ребра и перстов. Часть из них была передана его жене, а позднее митрополиту киевскому Иосифу Тукальскому, который завещал их монастырю Николая Чудотворца в городе Батурин.

Киевский митрополит Сильвестр в 1656 году передал в дар часть мощей патриарху Макарию (Великобритания). В тридцатых годах прошлого века мужской Михайловский монастырь был разрушен, а мощи святой Варвары переданы в музей. Сейчас они хранятся во Владимирском соборе Киева.

Святая Варвара в католицизме

Самые ранние Жития великомученицы относятся к VII веку. Этот факт послужил основанием для решения Папы Римского Павла IV исключить ее из списка католических святых, которые имеют общецерковное почитание. Он усомнился в реальности существования Варвары Илиопольской. На его решение, вероятно, повлияло и то, что личность святой не была подтверждена документально. Поэтому с 1969 года она не входит в список католических святых.

Тем не менее это не повлияло на отдельные общины, пожелавшие почитать великомученицу Варвару Илиопольскую как местночтимую. По этой причине и сегодня во многих католических странах святую Варвару почитают как покровительницу небесную.

К примеру, в Чехии в декабре традиционно отмечали праздник этой святой, который был накануне приближающегося Сочельника (Щедрого дня). Поскольку этот день отмечали за два дня перед Сочельником, со временем во многих районах Чехии два праздника были объединены.

В Польше Варвара Илиопольская — покровительница шахтеров. Ее статуи, изображения можно увидеть не только в шахтерских часовнях, но и в костелах, и в домах горняков.

Они избрали ее своей покровительницей на основании чуда, описанного в Житии. Спасавшаяся бегством от обезумевшего отца, Варвара Илиопольская подбежала к горе, которая расступилась и укрыла несчастную в своих недрах. Правда, там ничего не сказано о том, как все-таки отцу удалось схватить беглянку. Для всех работников горной промышленности семнадцатое декабря является нерабочим днем.

Покровительница артиллеристов

Святая Варвара Илиопольская является заступницей всех воинов, людей, так или иначе, связанных с оружием. Поэтому ее лик нередко можно увидеть на воинских флагах и полковых знаменах. Артиллеристы почитают Варвару благодаря еще одному чуду из Жития — ее мучители, включая и родного отца, были поражены ударом молнии. День памяти Варвары отмечают в армиях Австралии, Великобритании, Норвегии, Канады, США.

Обычаи в день памяти Варвары Илиопольской

В этот день в XIX веке в деревнях ходили по домам «варварки» – девушки и женщины, укутанные в белые ткани. Лица они закрывали фатой или вуалью. Белый цвет являлся символом чистоты и непорочности Варвары. Две-три девушки вместе отправлялись по домам. Одна несла корзину с яблоками, сладостями и орехами. Это были подарки для детей. Другая в руках несла метлу, чтобы наказывать непослушных сорванцов.

Они стучали в дверь, очень тихо входили и пели красивую песню у иконы Варвары Илиопольской, угощали малышей. Иногда дети постарше молились, пели или рассказывали стихи, чтобы получить подарок. Несколько позже появился другой обычай: девушки перестали закрывать лица, осталась лишь традиция дарить детям подарки. С вечера ребятишки оставляли за окном тарелочку, а утром 17 декабря на ней появлялись подарки от святой Варвары.

Интересные факты о Варваре Илиопольской

Глядя на икону великомученицы Варвары, можно увидеть в ее руках святой потир (специальная чаша для Причастия). По канону Церкви, этого сосуда не может касаться ни один из мирян – только священники. В православной церкви с потиром в руке, кроме Варвары, изображен лишь Иоанн Кронштадтский.

Святую Варвару молят об избавлении от тяжелых болезней и ограждении от скоропостижной смерти. Кроме того, матери просят ее о защите детей, о помощи в грусти и унынии.

Святую Варвару чтут как избавительницу от смерти без покаяния. Она молила Бога перед своей кончиной защищать всех, кто прибегнет к ее помощи, от скоропостижной смерти, и Господь внял ее молитвам. Поэтому и сегодня святой Варваре посылают свои мольбы о том, чтобы не скончаться без Святого причастия и исповеди. А тех, кто покидает наш мир в день памяти святой, по преданию, Варвара сама причащает.

В 1883 году был открыт астероид, который получил свое название в честь этой святой (номер 234).

Ее именем названо множество городов и районов по всему миру. Великомученица Варвара изображена на гербе города Форст (Германия), поселка Власиха (Московская область), города Струмень (Польша).

В честь великомученицы Варвары возведено немало христианских храмов по всему миру. Наверное, самый уникальный, поражающий своим расположением, находится на отвесных скалах на высоте шестьсот метров в Метеорах. Это крупнейший женский монастырский комплекс Греции. Монастырь Русану был основан в тринадцатом веке. Самым красивым готическим храмом по праву считается костел Святой Барбары в чешском городке Кутна Гора, напоминающий резную изящную шкатулку.

Икона святой Варвары, которая сейчас хранится в Самаре, в 2000 году побывала в космосе, на орбитальной станции «Мир».

Святая Варвара в 1995 году была объявлена покровительницей Ракетных войск нашей страны.

Великомученица Варвара, икона которой находится в большинстве православных храмов, соборов, церквей является одной из самых почитаемых святынь христиан. На протяжении многих веков к ней идут нескончаемым потоком люди, которые поверяют ей свои сокровенные тайны и открывают ей душу в надежде на помощь и поддержку. Считается, что Варвара имеет благословение от Иисуса Христа в защите всех молящихся пред ней от жестокой насильственной смерти.

www.syl.ru

в чем помогает и как молиться

Жизнь Святых всегда интересна тем из нас, кто является ярым приверженцем христианской веры. К сожалению, мы знаем далеко не всех, кто отдал жизнь свою служению Господу, не знаем, как им молиться, и в чём они способны нам помочь.

Одним из ярких примеров самоотверженного служения Богу преподнесла нам Святая Великомученица Варвара, чья короткая, но яркая жизнь до сих пор вызывает восторг, а её мужество и смелость — пример для истинных христиан. Живя в окружении тех, кто поклонялся идолам, Варвара вдруг осознала, что Бог — Един, и жизнь её изменилась в какой-то миг, полностью и бесповоротно.

Кто такая Варвара

Варвара — простая девушка, проживавшая в семье знатного и зажиточного человека по имени Диоскор, который являлся закоренелым язычником. Происходили события в IV веке на территории современной Сирии. Девица славилась невероятной красотой, и отец, чтобы уберечь единственную дочь не только от искушённых взоров, но и от только что пришедшего на смену язычеству христианства, заточил её в высокую башню.

Ведя замкнутый образ жизни, девушка, созерцая из окна красоту окружающего пространства, вдруг пришла к осознанию, что Всё Есть Бог и Он — Един. В один момент язычество восстало перед ней как заблуждение, иллюзия, и девушке захотелось больше узнать об истинном Творце Всего Сущего.

Становление мировоззрения девушки

Несмотря на то, что девица находилась в заточении, о её красоте распространилась слава, и многие самые завидные претенденты мужской половины тамошнего общества просили отца Варвары отдать свою дочь им в жёны, но девушка категорически отказывалась выходить замуж. Тогда отец разрешил ей покидать свою темницу и заводить знакомства. Во время одной из таких прогулок, Варвара познакомилась с девушками-христианками, которые ей поведали о Боге и Его удивительной Силе.

Крещение Варвары

Все рассказы о Создателе откликнулись в душе девушки так, словно она всегда знала о существовании Того, Кто и был истинным Творцом Вселенной, поэтому девица решила познать Таинство Крещения, которое совершил над Варварой священник, выдававший себя за проезжего купца. И после начали происходить чудеса.

Вместо бани с двумя окнами, которую строил отец девушки, по её совету была воздвигнута башня, имеющая три окна, в честь Святой Троицы. На входной двери Варвара нарисовала Крест, а на месте, где она в это время стояла, забил Святой Источник с целебной водой.

Гнев отца Варвары

Во время происходившего, отец Варвары находился в отъезде, а когда он вернулся, то был очень недоволен тем, что сотворила его дочь. Сначала мужчина пытался уговорить девушку отречься от того, что она совершила, задаривал подарками, но Варвара и не собиралась отказываться от Создателя и попыталась спастись бегством от отца. Родитель долго искал непокорную дочь, но не мог найти, ибо спрятал её Сам Спаситель. Выдали девушку прогневанному отцу пастухи, которые видели, как она пряталась в пещере.

Кара за неповиновение

После того, как Диоскор нашёл беглянку, он бил её и не давал есть, а после отдал на суд Мартиану, правителю города, где жили отец и дочь. Каждый день девушку всячески пытали, а ночью, когда она усердно молилась Господу, все её раны вмиг заживали — исцелял их Сам Господь. А во время пыток Ангел Господень укрывал голову Великомученицы.

И так происходило изо дня в день, пока девушке не отрубили голову. Во время казни из ран Варвары потекла не кровь, но молоко, что явилось признаком её святости. Диоскор и Мартиан понесли наказание за свои злодеяния. Они было насмерть поражены молнией.

Кого защищает Святая Варвара

Так как мучителей девушки поразил огонь Господень, её призвали защищать людей, связанных с «огненными профессиями». К таковым относятся:

  • пожарники;
  • пиротехники;
  • военные — артиллеристы;
  • ракетчики.

Помимо них Святая способна помочь:

  • путешественникам;
  • морякам;
  • альпинистам;
  • строителям;
  • горнякам;
  • архитекторам;
  • ремесленникам;
  • садовникам и цветоводам.

В чём состоит помощь и защита Святой Варвары

Святая Великомученица защищает от внезапной и скорой смерти, ограждает от тяжёлых болезней, помогает тем, кто ищет праведных путей в мире и согласии с Творцом, вытаскивает из бездны заблудившихся, наставляет на путь истинный тех, кто усомнился в Боге. К Варваре за помощью обращаются воины на поле битвы, а также те, кто пытается прийти к Богу, понять, что Он — Един для всех. Святая Варвара — это живительный судьбоносный Источник вечной жизни, который с радостью исполняет то, что просят люди, а просят её:

  • позаботиться о детях:
  • познать счастье в браке и радость материнства;
  • сохранить брак;
  • защитить посевы на полях;
  • избавить от депрессии и уныния.

Как молиться

Молятся Варваре так же, как и всем остальным Святым — с глубокой верой и почитанием, имея добрые помыслы и намерения. Тем, кто в сердце несёт злобу и ненависть, Святая не поможет. Читаются молитвы искренне, со всей силой, на которую только способен человек. Молиться Великомученице можно и в святом месте, и дома, стоя перед иконой, самое главное чистота помыслов и искренность. Можно использовать текст молитвы, а можно просьбу произносить в произвольной форме. Святая поможет в любом случае.

Молитва о спасении

На русском языке данная молитва звучит приблизительно так: «Святая Великомученица Варвара! Все верующие преклоняются перед твоими мощами, восхищаясь твоей праведной жизнью и мученической смертью во имя Господа Нашего!

Походатайствуй за нас перед Господом, чтобы всё просимое нами сбылось, дай нам надежду на милость Его и прощение за прегрешения наши! Пусть Он покажет своё человеколюбие и не откажет нам в спасении! А мы, будучи в здравии, станем прославлять все деяния Его. Ныне, и присно, и во веки веков! Аминь!»

Заключение

17 декабря почитается как день памяти удивительной Святой. В эту дату также отмечаются именины всех девочек и женщин, наречённых именем Варвара. Вся жизнь Великомученицы, и её непостыдная кончина являются для христиан примером истинной веры в Бога.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

thebestvideo.ru

Святая затворница Варвара – покровительница нового монастыря

Монастырь в честь блаженной Варвары Скворчихинской

Вдали от городов и оживленных магистралей, у небольшого селения Скворчиха Ишимбайского района Башкортостана, с марта 2012 года по благословению правящего архиерея, епископа Салаватского и Кумертауского Николая идет строительство женского монастыря. С этим чудным – в окружении холмов, лесов и полей – уголком Башкирской земли неразрывно связано имя дивной угодницы Божией святой блаженной Варвары Скворчихинской.  

Родилась блаженная Варвара 20 ноября 1890 года в семье скромного сельского батюшки, потомственного священника Василия Александровича Архангельского. В два года Варенька стала сиротой: матушка Екатерина Евлампиевна умерла, и родную мать детям священника Василия заменила чужая бабушка-просфорница. Спустя пять лет, 9 апреля 1897 года скоропостижно скончался и отец Василий.

Варвара Васильевна окончила епархиальное женское училище в Уфе и стала учительницей. Жила одиноко, от замужества решительно отказалась, избегала увеселений; круг ее интересов составляли школа, храм, молитва и духовное чтение. Была строгой, аккуратной, скромной, но одевалась красиво, по-городскому, за что ее прозвали «куколкой». На селе ее уважали, величали «по батюшке», а праведница говорила:  «Когда меня по отчеству называют, то отца моего поминают». Учеников она любила, и они были к ней очень привязаны. В 1920-е годы, в разгул воинствующего безбожия Варвара Васильевна учила детей не только школьной науке, но и вере, не боялась приглашать на уроки священника. 

Подвиг юродства начался в 1928-1929 годах, после того как директор школы запретил говорить детям о Боге, прибавив: «Товарищ Ленин сказал, что Бога нет». На что Варвара Васильевна ответила:

– А куда же Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра не будет?! Ну ладно, до свиданья, – неожиданно попрощалась она и больше в школу не пришла.

В тот же день она выкинула столы и табуретки из своей комнаты во двор, перевернув их вверх ногами, как бы свидетельствуя, что жизнь поставлена с ног на голову. Раздала всё свое скудное имущество. Обернула голову красным платком, показывая, что красное безумие овладело умами людей.


Около 1930 года блаженная стала подвизаться как затворница. Выкопала родничок недалеко от своего дома и только из него брала воду. Этот родник и поныне почитается святым и целебным.

Все посещавшие в то время блаженную единогласно свидетельствуют о необыкновенной высоте ее подвига. Несомненно, своей жизнью она являла полноту бытия человека в Духе Святом. Одежда затворницы всегда была  простой, темной, но опрятной. Летом чаще ходила босиком, только зимой в сильный мороз обувалась в валенки. Когда блаженную Варвару одевали после смерти, открылось, что годами она носила рубашку, в которую вставляла булавки, остриями к телу.

Подвиг затворничества длился около тридцати шести лет, и с течением времени затвор становился все более строгим. С начала 1950-х блаженная перестала топить печку даже в лютые морозы, жила почти в полной темноте: мрак в ее жилище – полусгнившем сарае на окраине села – лишь немного рассеивали свет свечи или мерцание лампадки.

Дар прозорливости Варвары Васильевны заметили уже в 1930-е годы. Открыто ей было и настоящее, и прошлое, и будущее. Множество людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливаемой просящим по молитвам Варвары-затворницы. Во время Великой Отечественной войны женщины просили Варварушку сказать им, жив ли муж, сын  или брат. Свой дар Варвара Васильевна оберегала, открывала Божию волю только в случае действительной необходимости. Когда же к ней шли с пустыми вопросами, говорила: «Я не гадалка!»

За все годы затвора блаженная ни разу не была в церкви, однако ее посещали священники и причащали Святых Христовых Таин. Верующие привозили ей просфоры, свечи, лампадное масло, церковные книги с крупным шрифтом. До пожара в доме у блаженной были иконы, но в пожаре все сгорело. Она долго ходила по пепелищу, искала иконку – материнское благословение, и радовалась, что нашла. Церковь, церковное пение блаженная очень любила. Иногда просила приходивших девушек петь молитвы, духовные песни. Многим говорила, что любит службу, и особенно вечерню. Людям наказывала ходить в церковь.

Своих духовных чад Варвара Васильевна наставляла читать молитву Святой Троице минимум 12 раз утром и вечером: «Это для вашего спасения», – повторяла подвижница. Любила блаженная святых, почитала святителя Николая Чудотворца и еще не прославленного тогда Иоанна Кронштадтского. По-особому чтила день Ангела – память святой великомученицы Варвары 4/17 декабря. Непременно передавала записочку о своем здравии в храм на Литургию и на молебен с акафистом. Приходивших наставляла: «Чти свой день Ангела как Пасху». Памятовала блаженная об усопших родных, многих просила молиться о них домашней молитвой, а также через близких верующих передавала в храм записки о упокоении и милостыню.

Душа блаженной мирно отошла ко Господу утром в воскресенье 14/27 февраля 1966 года. Как жила в уединении и затворе, так и скончалась она одна, никого рядом не оказалось. Соседи собрали блаженную в последний путь: была  она сухонькая, маленькая и легкая, как девочка. Сообщили в ишимбайскую Троицкую церковь, оттуда приехали певчие; молитва у гроба не прекращалась.

Весть о кончине затворницы распространилась, и отовсюду стали собираться поехали в Скворчиху люди. Ишимбайские хотели было забрать блаженную в город и похоронить там, но местные скворчихинские не дали, даже председатель колхоза сказал: «Я из своей деревни ее никуда не отдам, потому что когда она здесь, у нас все родится…» Простой деревянный гроб до кладбища несли, сменяя друг друга, девять девочек-десятиклассниц, которых прислал председатель, – ведь хоронили подвижницу-девицу. Пели певчие, пел народ. Священника не было, совершать требы вне церкви не разрешалось, и отпели блаженную заочно.


Во время похорон Господь показал многими чудесами, сколь угодила Ему жизнью и подвигами Варвара-затворница. В ее сарае обитало множество голубей, и они сопровождали гроб до самого кладбища, кружили над могилой, пока на ней не водрузили крест, а затем незаметно исчезли. И все это время удивительно играло всеми лучами солнце – как на Пасху!

В 2001 году блаженная Варвара Скворчихинская прославлена в лике святых. После обретения ее честные мощи почивали в мелеузовском храме Казанской иконы Богородицы, затем в храме Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев поселка Приютово Белебеевского района. В мае 2016 года  честные мощи блаженной Варвары Скворчихинской вернулись на место ее подвигов, в Скворчиху, сейчас это главная святыня строящегося монастыря.


В пространном Житии святой Варвары приведено множество случаев исцелений, спасения от неминуемой гибели, помощи в скорбях и нуждах, полученной приходившими к праведнице и при ее жизни, и после кончины. В  обители хранятся письма благодарных паломников, свидетельствующих о чудесах  по молитвам у святых мощей скворчихинской затворницы. Нет такой скорби, в которой просящий не нашел бы утешения у святой; особенным ее покровительством пользуются бездетные супруги, учителя и учащиеся.


Милостью Божией и по молитвам блаженной за сравнительно короткий срок (пять лет) это святое место преобразилось. Возведен скромный, с любовью отделанный храм в честь святой Варвары Скворчихинской, построенный в форме корабля. «Это наш корабль спасения», – говорят насельницы обители. В храме установлен замечательный иконостас ручной резьбы, изготовлена резная же тактильная ростовая икона блаженной.

Над источником, долгое время остававшимся неблагоустроенным, сейчас построена часовня,  сооружена небольшая купель. На месте сгоревшего сарая, в котором подвязалась блаженная, также поставлена небольшая деревянная часовенка.

Постепенно наладилась монашеская жизнь в обители. Сейчас ее возглавляет  старшая сестра монахиня Вера (Ионова). В храме регулярно совершается Божественная литургия. Ежедневно у раки с мощами читается акафист угоднице Божией. Утром и вечером – общее молитвенное правило в храме. После вечерней молитвы сестры обходят монастырь крестным ходом.

Святая подвижница не только пребывает мощами в монастыре, она слышит и благословляет всех, кто молитвенно обращается к ней.

20 Июля 2017

Социальные сети

monasterium.ru

Святая великомученица Варвара / Православие.Ru

Память 4 / 17 декабря

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 5:22 мин. Размер 3.9 Mb) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святая Варвара жила в царствование императора Диоклетиана на рубеже III–IV веков. Она была дочерью богатого язычника из Гелиополя[1] по имени Диоскор. Ревниво оберегавший замечательную красоту дочери, Диоскор, отправляясь однажды в дальний путь, велел запереть Варвару в высокой башне своего дворца, чтобы ни один человек не смог ее увидеть. Богатый отец дал дочери прекрасное образование и ни в чем ей не отказывал, однако был не в силах помешать проницательному разуму девушки рассуждать согласно Божественному образу, заключенному в каждом человеке. Наблюдая отражение присутствия Божия в явлениях природы, Варвара сама пришла к познанию Бога, Единого в трех Лицах и, отвращая ум от суетных помыслов, обращалась всем сердцем ко Христу, Небесному Жениху.

Диоскор, задумавший выстроить баню у подножия башни, повелел перед своим отъездом прорубить в ее восточной стене только два окна. Несмотря на это, Варвара приказала строителям устроить еще и третье окно, дабы внутренность здания освещалась тройственным светом. Он был призван знаменовать нетварный Свет Пресвятой Троицы, озаряющий каждого приходящего в мир.

Возвратившись из дальних стран, Диоскор предложил дочери богатого жениха, но, к своему удивлению, услышал отказ Варвары, желавшей посвятить девство единому Христу. Узнав же о том, что Варвара велела сделать в его постройке третье окно, язычник пришел в страшный гнев и потребовал у нее отчета. Тогда Варвара изобразила перед ним знамение креста и, указывая отцу на три соединенных перста, сказала: «Отец, Сын и Дух Святой суть тот Единый Свет, Которым освещается все творение, и этим знамением спасаются люди». Не в силах сдержать ярость, Диоскор схватился за меч и готов был рассечь им собственную дочь, но девушка сумела убежать. Варвара скрылась в горах, где скала чудесным образом расступилась, укрыв ее от преследователей.

В конце концов отцу удалось с помощью пастуха отыскать то место, где скрывалась Варвара. Он велел схватить дочь и выдал ее правителю провинции, перед которым святая бесстрашно исповедала Христа и выказала презрение к идолам. После этого Варвару подвергли жестоким мучениям: бичевали, терзали плоть железными скребками, жгли огнем и били по голове камнями, так что все ее тело превратилось в одну большую кровоточащую рану, после чего еле живую мученицу бросили в темницу.

Ночью перед святой предстал Господь Иисус Христос, осиянный Небесным светом, и, исцелив все раны Варвары, обещал быть рядом с ней до конца.

На следующий день христианку вновь привели на суд. Ко всеобщему изумлению, от страшных ран на ее теле не осталось и следа. Тогда правитель велел вновь подвергнуть святую пыткам, а затем сорвать с нее одежды и вывести на всеобщее посмеяние. Однако Господь укрыл Свою целомудренную невесту от нескромных взглядов, низведя с неба огненный шар, который окутал святую Варвару наподобие светоносных одежд.

Видя столь великую стойкость и явленные свыше чудесные знамения, одна молодая женщина, по имени Иулиания, также исповедала себя христианкой, исполненная решимости разделить мученический подвиг святой Варвары. Ее немедленно схватили и подвергли тем же самым мукам, после чего тиран повелел обезглавить обеих мучениц.

По оглашении приговора Диоскор, все это время безжалостно наблюдавший за жестокой расправой, испросил у правителя разрешения собственными руками казнить дочь. Мученицы были отведены на вершину горы и казнены: одна – палачом, другая – собственным жестокосердым родителем. Возмездие Божие не замедлило обрушиться на голову Диоскора: по дороге домой он был испепелен ударом молнии.

www2.pravoslavie.ru

Имя Варвара - Православный журнал "Фома"

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

Варвара: именины, день Ангела

17 декабря — день памяти святой великомученицы Варвары (306).

Значение имени Варвара:

Варвара — древнегреческое имя.
Переводится как «чужеземка».

Святая Варвара

Святая великомученица Варвара (III век)

Святая великомученица Варвара родилась в знатной языческой семье в городе Илиополе Финикийском (современная территория Ливана). Ее отец Диоскор был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане  (годы царствования 285–306). Рано потеряв супругу, родитель все свое внимание и заботу сосредоточил на дочери. Видя ее необыкновенную красоту, Диоскор решил скрыть ее от посторонних глаз до времени, обустроив башню, куда поселил Варвару вместе с прислугой и учителями.

Житие святой повествует, что юная девушка, выглядывая из окон своего жилища, любуясь удивительной красотой природы, задавалась вопросом: Кто смог так прекрасно и разумно устроить все в этом мире? Она спрашивала об этом приставленных к ней воспитательниц, и те отвечали, что это сделали боги, которых почитает ее отец, на что Варвара отвечала: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так будущая мученица, созерцая этот мир, постепенно приближалась к постижению его истинного Творца.

Мученичество святой Варвары. 1546

Когда Варваре настало время выходить замуж, многие знатные женихи приходили к Диоскору просить ее руки, но на ласковые предложения отца дочь отвечала твердым отказом, говоря, что всю жизнь хочет оставаться девой. Испугавшись такого необычного желания, родитель разрешил Варваре выходить из башни и общаться с кем захочется. Он надеялся, что, общаясь с людьми, дочь постепенно поменяет свое решение. Но святая, получив свободу, сразу же познакомилась с местными христианами, от которых она наконец узнала о едином Боге. Через некоторое время она приняла Крещение от одного священника, который был проездом в ее городе под видом купца (уже тогда началась новая волна гонений на христиан). Святая утаила случившееся от Диоскора.

Во время долгого отсутствия Диоскора при его доме велось строительство, Варвара приказала устроить в новой постройке третье окно — в честь Пресвятой Троицы. Когда Диоскор вернулся и стал допытываться у строителей, для чего они сделали лишнее окно, они сослались на его дочь. «Три лучше чем два, — отвечала родителю Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света Троичного Три Окна (Ипостаси или Лица)». Отец пришел в ярость, узнав, что его дочь стала христианкой. Утром следующего дня он отвел ее к городскому правителю Мартиану, перед которым отрекся от нее и просил судить за пренебрежение языческими традициями. Мученица осталась непреклонной после долгих уговоров Мартиана быть послушной отцовской воле. Начались пытки. Святую били воловьими жилами, а глубокие раны растирали власяницей (грубая ткань из козьей шерсти). Ночь Варвара провела в темнице, молясь Богу о том, чтобы Он укрепил ее перед новыми страданиями. Утром на теле мученицы не обнаружили ни одной раны. Одна христианка, Иулиания, видя это чудо, стала открыто исповедовать свою веру и желала так же страдать за Христа. Обеих мучениц подвергли жесточайшим пыткам, а затем обезглавили. Варвару вызвался казнить ее собственный отец. В IV веке мощи святой  Варвары были перенесены в Константинополь, позднее — в Киев. 

Интересные факты о святой Варваре:

Мученица Варвара изображена на знаменитой картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (справа от Богородицы с Богомладенцем).

В Испании есть известная поговорка «Никто не вспомнит святую Варвару, пока не грянет гром» аналогичная русскому варианту «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Левая стопа мученицы находится в Свято-Варваринском соборе города Эдмонтон (Канада), куда она была вывезена в 1943 году из Киева.

 Улица Варварка, одна из самых древних в Москве, названа в честь церкви во имя великомученицы Варвары. Она проходит от Красной Площади до Варварских Ворот.

Другие известные святые с именем Варвара:

Мученица Варвара (Деревягина) (1912–1942)

Родилась в Рязанской губернии в крестьянской семье. Когда в 1930-х годах начались гонения, храм, в который она ходила вместе со своей семьей, закрыли, и тогда для молитвы верующие начали собираться друг у друга по домам. В июне 1940 года Варвара Дмитриевна и ее отец были арестованы. Суд приговорил обоих к лагерям. Год спустя в Карагандинском лагере мученица была арестована за отказ выходить на работу. 11 января 1942 года Варвара была расстреляна. В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви она была причислена к лику святых.

Преподобномученица Варвара (Конкина) (1868–1938)

Родилась в крестьянской семье в Рязанской губернии. В возрасте 19 лет она стала послушницей Спасо-Влахернского монастыря. Здесь она подвизалась до закрытия обители в 1923 году. В 1937 году святую арестовали за «участие в контрреволюционной церковной группе». Она была приговорена к десяти годам исправительного лагеря. Тяжелейшие условия заключения, постоянные избиения и пытки довели мученицу до состояния «негодного для труда». 5 апреля 1938 года она была расстреляна на Бутовском полигоне. 26 декабря 2006 года монахиня Варвара (Конкина) определением Священного Синода была канонизирована.

Преподобномученица Варвара (Яковлева) (ок. 1850–1918)

Стала одной из первых сестер милосердия Марфо-Мариинской обители, которую основала великая княгиня Елизавета Федоровна. Она стала келейницей настоятельницы.

И когда великую княгиню арестовали, Варвара последовал за ней в ссылку и вместе с ней была сброшена в шахту под Алапаевском. 4 ноября 1992 года инокиня Варвара была канонизирована.

***

Слушайте новый выпуск детской аудиопрограммы "Вопросы Веры и Фомы" о святой Варваре

foma.ru

Святая великомученица Варвара + Православный Церковный календарь

Арсеньевская епархия:

Архангельская епархия:

Астанайская епархия:

Барнаульская епархия:

Бежецкая епархия:

Белевская епархия:

Белоцерковская епархия:

Берлинско-Германская епархия:

Благовещенская и Тындинская епархия:

Бориспольская епархия:

Валуйская епархия:

Винницкая епархия:

Владивостокская епархия:

Владикавказская епархия:

Владимирская епархия:

Вознесенская епархия:

Вологодская епархия:

Выборгская епархия:

Вятская епархия:

Гомельская епархия:

Губкинская епархия:

Днепропетровская епархия:

Донецкая епархия:

Ейская епархия:

Екатеринодарская епархия:

Западно-Европейская епархия :

Иваново-Вознесенская епархия:

Иркутская епархия:

Йошкар-Олинская и Марийская епархия:

Казанская епархия:

Калининградская епархия:

Калужская епархия:

Каменская епархия:

Карагандинская епархия:

Касимовская епархия:

Кемеровская епархия:

Киевская епархия:

Кинельская епархия:

Клинцовская и Трубчевская епархия:

Кокшетауская и Акмолинская епархия:

Курская епархия:

Лидская епархия:

Липецкая епархия:

Луганская епархия:

Магаданская и Синегорская епархия:

Магнитогорская епархия:

Махачкалинская епархия:

Минская епархия:

Московская епархия (городская):

Московская епархия (областная):

Мурманская епархия:

Нежинская епархия:

Нефтекамская епархия:

Новороссийская епархия:

Одесская епархия:

Патриаршие приходы в Канаде:

Пензенская епархия:

Переславская епархия:

Петрозаводская епархия:

Пинская епархия:

Псковская епархия:

Ровенская епархия:

Ростовская епархия:

Рязанская епархия:

Санкт-Петербургская епархия:

Симферопольская епархия:

Скопинская епархия:

Смоленская епархия:

Ставропигиальные монастыри РПЦ:

Сурожская епархия:

Тарская епархия:

Тверская епархия:

Тихвинская епархия:

Тульская епархия:

Уфимская епархия:

Хабаровская епархия:

Харьковская епархия:

Херсонская епархия:

Хустская епархия:

Черкасская епархия:

Черновицкая епархия:

Александровская епархия:

Тропарь великомученицы Варвары

глас 8

Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак великомученицы Варвары

глас 4

В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество.

days.pravoslavie.ru


Смотрите также