Достойно есть икона афон


Иконы Афона, Достойно Есть | Athos.Guide

Особое место в жизни Святой горы Афон занимает икона Богородицы Протата Кариеса, называемая «Достойно Есть». "Эта святая икона со стародавних времен есть гордость обитателей Кариеса, слава Протата,покров и защита всех келиотов,а также слава, гордость и защита всей Святой Горы".

Чудотворная икона Достойно Есть получила свое название после чудесного события, произошедшего в келье Успения Богородицы в 982 году. В этой келье проживал благочестивый иеромонах со своим послушником. Однажды иеромонах отправился на всенощное бдение,совершаемое в храме Протата в субботу, а послушник остался в келье,куда поздно ночью постучался неизвестный посетитель с просьбой остаться на ночлег. Когда наступило время всенощной литургии, два молодых человека начали возносить молитвы. Неожиданно их голоса перестали быть слаженными и тогда гость сказал, что у них сначала поют «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего...». Пораженный послушник попросил обучить его этому гимну. Так как в келье не нашлось бумаги и чернил,послушник принёс небольшую каменную табличку,где посетитель записал своим пальцем, как будто выписывая буквы кисточкой, гимн Достойно Есть. Гость повелел послушнику петь этот гимн так, как он его записал, и тут же исчез. Этот ночной гость был никто иной как Архангел Гавриил.

Табличка была показана старцам в карьере, которые отправили ее в Константинополь с соответствующими сопроводительными письмами патриарху и императору. Икона Богородицы была перенесена из кельи в храм Протата и помещена в алтарной части на горнее место,где и пребывает как " Защитница и епископ Святой Горы" (из Богослужения Пресвятой Её Иконе). Келья, где случилось чудо, получила название Достойно Есть. Местность, в которой находиться келья получила название “Овраг Певцов”, потому как здесь в первый раз было пропето Архангелом песнопение ставшее гимном Пресвятой Богородице. Так как это чудо свершилось 11 июня, ежегодно в этот день собирается Синаксис (Собор Старцев) и совершается божественная литургия в келье. Этот Ангельский гимн, начиная с X века, является неотъемлемой частью богослужения и распространился во всём православном мире.

Каждый год в Понедельник Светлой Седмицы (после Пасхи), после праздничной Божественной Литургии в центральном храме Протата совершается крестный ход с чудотворной иконой “Достойно Есть” по всему региону Кариеса. В многочасовом крестном ходе участвует большое количество людей. Процессия растягивается на несколько сотен метров. Возглавляет процессию Крест Господень, с правой и левой стороны несут изображения шестикрылых Херувимов, за ними следуют хоругви с изображениями Спасителя и Пресвятой Богородицы. Далее следуют священнослужители в полном облачении, несущие на руках чудотворный образ Пресвятой Богородицы “Достойно Есть”. Процессию продолжает отслуживший утреннею праздничную литургию архиерей, приглашенные на праздник монахи, представители Священного Кинота (парламент Афона), главы государственных служб на Афоне (министерство иностранных дел, полиция, пожарные, врачи и др.) и большое количество монахов и мирян, которые по очереди стараются нести икону, чтобы получить её благодать и милость. Певцы поют тропари Пасхального канона и песнопения, написанные святым Никодимом Святогорцем специально для этого крестного хода. Множество диаконов в руках держат кадила и на протяжении всего пути кадят перед иконой Пресвятой Богородицы. По древнему византийскому обычаю икона посещает все представительства монастырей афонских, монастырь Кутлумуш, а также древние монидрии (первообразы нынешних монастырей афонских - собрание монахов под одним уставом и духовником), которые сегодня существуют как кельи. На каждой остановке совершается Мирная Ектения и читается молитва о здравии и благоденствии. После этого следует угощение священнослужителей, делегации и паломников. Впоследствии, икону возвращают в центральный храм Протата и оставляют на некоторое время внутри храма, чтобы верующие могли беспрепятственно помолиться перед ней. После икона переносится в алтарь на Горнее место, где и пребывает все время; только несколько раз в году ее выносят в храм, помещая в проскинитарий, перед северо-восточный колонной, в следующие праздничные даты:

11 Июля, в день её празднования, в Воскресения Собора Преподобных Отцов Афонских, 15 Августа - в день Успения Пресвятой Богородицы (храмовый праздник), с Рождества до Богоявления, а также с Великой Субботы до Фомина Воскресенья.

Современные списки с этой чудотворной иконы были направлены в православные церкви в Грузии, Болгарии и Финляндии.

На иконе Достойно Есть Богородица изображается в соответствии с типом иконографии Богородицы Киккской. Ее корпус повернут влево, в то время как Она пытается удержать в своих объятиях Младенца Христа. Ее голова слегка наклонена и дотрагивается до головы Христа. Младенец изображается как бы играющим в руках Матери, не желая сидеть смирно. Свою левую руку он спрятал за накидкой Богородиц

Чудотворные иконы Афона: Достойно есть

На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери.

Почитание «Достойно есть» связано со следующим историческим событием.

В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи[1]. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко и только по особенной необходимости. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего" — и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим…"». Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханного им песнопения, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом.

Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть», а местность, где произошло чудо, стали называть «Адин» (от греческого слова петь) в память о чудесном явлении архангела Гавриила.

Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.

В процессии участвуют представители всех афонских обителей, Священный Кинот во главе с Протом, светские власти Афона, сотни монахов и паломников. Все они по очереди несут на руках чудотворный образ Богородицы. Радостно звонят колокола и громко звучат византийские духовные песнопения.

Торжественное шествие по окрестностям столицы Афона Кареи продолжается от пяти до шести часов. Маршрут выбран в строгом соответствии с Уставом Святой Горы Афон 1508 года, и за его точностью наблюдает один из монахов.

С традиционным Крестным ходом с образом Пресвятой Богородицы «Достойно есть» связаны многие чудесные события.

В 1488 году четверо монахов не вышли навстречу святой иконе. Они заперлись в своей келии и оттуда всячески оскорбляли подвижников, называя крестный ход противозаконным.

На хулителей святыни обрушился гнев Божией Матери. Вечером того же дня начался сильный дождь и град. Все растения оказались побиты, а плоды погибли. Причём несчастье коснулось только подворья монастыря Святого Дионисия, где жили монахи-святотатцы. Последние доложили о случившемся несчастье в обитель. В то время в монастыре находился Святейший Патриарх Константинопольский Нифонт, который наложил на отступников строжайшую епитимью.

На следующий год четыре монаха, вразумлённые чудесным способом, выразили уже подобающее уважение святыне, а у совершающих крестный ход торжественно просили прощения.

В другой раз нарушителями святоотеческого предания оказались насельники монастыря Кутлумуш. Наущаемые лукавым, они вообразили себе, что так как они живут в монастыре, то не должны совершать крестного хода вместе с живущими в отдельных кельях, а должны делать это отдельно. Так они и поступили. Но Богоматери неугодно было такое превозношение кутлумушцев: с суши и моря напали на пристань обители разбойники и предали огню всё там находившееся. Увидев этот явный гнев Божий, кутлумушцы раскаялись в своём грехе и впредь стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход вместе с остальными монахами.

Однако, спустя некоторое время эти же иноки из Кутлумуша снова оказались нарушителями древних обычаев. На этот раз они получили свыше новое вразумление: внезапно разрушилась недавно построенная их трапеза и некоторые другие здания в обители. Видя это, иноки поспешили раскаяться в своём неразумии.

О ещё одном чуде, связанном с иконой «Достойно есть», рассказывал современный подвижник старец Паисий Святогорец: «В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь – но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы»[2].

Икона «Достойно есть» пять раз покидала Афон чтобы утешить, тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Паломники могли ей поклониться за пределами Святой Горы в 1963, 1985, 1987, 1999 и 2012 годах.

Икона «Достойно есть» известна многочисленными чудесными исцелениями, которые она дарит страждущим и немощным. Чудеса у чудотворного образа происходят и по сей день.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пресвятой Богородицы, на правой Её руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. В 1836 году для иконы изготовили позолоченный оклад, выполненный в традиционной святогорской технике.

Празднование в честь иконы «Достойно есть» проводится 11 (24) июня - в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость.

При подготовке материала использована информация из статьи Ιουστίνου Ιερομονάχου Σιμωνοπετρίτου, «Άξιον Εστιν» – Η θαυματουργή εικόνα του Πρωτάτου, Αγιορείτικα τετράδια 1

Торжественная встреча иконы «Достойно есть» в Салониках (13 октября 2012 года):

Тропарь, глас 4

Притецем, вернии, со дерзновением к милующей Царице Богородице и умильно воззовем к Ней: низпосли на ны милости Твоя богатыя: Церковь нашу сохрани, люди во благоденствии соблюди, землю нашу избави от всякаго обстояния, мир даруй мирови и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон, яко песнь прият от ангела чудно Тебе, Чистей Богоматери, Юже вся тварь чтит, славящи.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.

-----------------------------------------------------------------------------


[1] Позднее неподалёку от келии был воздвигнут Андреевский скит.

[2] Старец почуствовал благоухание от иконы несмотря на то, что крестный ход проходил в километре от его келии «Панагуда». Подробнее см. Житие старца Паисия.

Путеводитель по Афону

Икона Божией Матери «Достойно есть» — одна из святынь Афона

Икона Пресвятой Богородицы "Достойно есть"

   24 июня совершается празднование иконе Божией Матери "Достойно есть" ("Милующая"). Это одна из величайших святынь, чтимых и на Святой Горе Афон, где находится чудотворный образ, и в России. История этой иконы связана с явлением Архангела Гавриила и дарованием молитвы "Достойно есть", которой мы оканчиваем всякое доброе дело.

   Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» находится в столице Афона городе Карее на горнем месте алтаря соборного храма. Время ее явления определяется 980 годом, прославления – 1864 годом. Эта икона особо почитается благодаря следующему случаю.

   В конце Х века недалеко от Афонского Карейского монастыря в келье жил один старец-отшельник со своим послушником. Однажды старец отправился к всенощному бдению в храм, а послушник остался в келье вычитывать молитвенное правило. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Отворив её, юноша увидел перед собой незнакомого монаха, который попросил разрешения войти. Послушник впустил его, и они вместе начали молитвенные песнопения.

   Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Став перед Её иконою ДОСТОЙНО ЕСТЬ «Милующая», послушник начал петь общепринятую молитву: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…», но гость остановил его и сказал: «У нас не так величают Божию Матерь» – и запел иное начало: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». А потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим…».

Храм Протата, в алтаре которого находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы "Достойно есть". г. Карея, Святая Гора Афон

   Инок наказал послушнику всегда петь в этом месте богослужения только что услышанную песнь в честь Богородицы. Не надеясь, что он запомнит столь чудесные слова услышанной молитвы, послушник попросил гостя их написать. Но в келье не оказалось ни бумаги, ни чернил, и тогда незнакомец написал слова молитвы пальцем на камне, который стал неожиданно мягким как воск. Затем он внезапно исчез, и инок только и успел спросить у пришельца его имя, на что тот ответил: «Гавриил».

   Вернувшийся из храма старец был удивлен, услышав от послушника слова новой молитвы. Выслушав же его рассказ о чудесном госте и увидев чудесно начертанные письмена песни, старец понял, что явившийся небожитель – это архангел Гавриил.

    Весть о чудесном посещении архангела Гавриила быстро распространилась по Афону и дошла до Константинополя. Афонские иноки отослали в Константинополь каменную плиту с начертанною на ней песнью Богородице как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры молитва «Достойно есть» стала неотъемлемой частью православных богослужений. А икона Божией Матери «Милующая» вместе с прежним названием именуется также «Достойно есть».

Молитва к Пресвятой Богородице

перед Ея иконой, именуемой «Достойно есть» («Милующая»)

  О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша… И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник (текст и иллюстрации): сайт храма Воскресения Христова г. Вичуга

 

Иконы Афона: Достойно есть | Храм Святителя Николая Мирликийского в городе Лекко — Parrocchia San Nicola di Myra

На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери.


 

 

Почитание «Достойно есть» связано со следующим историческим событием.

В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи[1]. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко и только по особенной необходимости. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

 

Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим…». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» — и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим«». Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханного им песнопения, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим. 

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть»,а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом.

Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть», а местность, где произошло чудо, стали называть «Адин» (от греческого слова петь) в память о чудесном явлении архангела Гавриила.

 

Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи. 

В процессии участвуют представители всех афонских обителей, Священный Кинот во главе с Протом, светские власти Афона, сотни монахов и паломников. Все они по очереди несут на руках чудотворный образ Богородицы. Радостно звонят колокола и громко звучат византийские духовные песнопения.

Торжественное шествие по окрестностям столицы Афона Кареипродолжается от пяти до шести часов. Маршрут выбран в строгом соответствии с Уставом Святой Горы Афон 1508 года, и за его точностью наблюдает один из монахов.

 

С традиционным Крестным ходом с образом Пресвятой Богородицы «Достойно есть» связаны многие чудесные события. 

В 1488 году четверо монахов не вышли навстречу святой иконе. Они заперлись в своей келии и оттуда всячески оскорбляли подвижников, называя крестный ход противозаконным.

На хулителей святыни обрушился гнев Божией Матери. Вечером того же дня начался сильный дождь и град. Все растения оказались побиты, а плоды погибли. Причём несчастье коснулось только подворья монастыря Святого Дионисия, где жили монахи-святотатцы. Последние доложили о случившемся несчастье в обитель. В то время в монастыре находился Святейший Патриарх Константинопольский Нифонт, который наложил на отступников строжайшую епитимью.

 

На следующий год четыре монаха, вразумлённые чудесным способом, выразили уже подобающее уважение святыне, а у совершающих крестный ход торжественно просили прощения. 

В другой раз нарушителями святоотеческого предания оказались насельники монастыря Кутлумуш. Наущаемые лукавым, они вообразили себе, что так как они живут в монастыре, то не должны совершать крестного хода вместе с живущими в отдельных кельях, а должны делать это отдельно. Так они и поступили. Но Богоматери неугодно было такое превозношение кутлумушцев: с суши и моря напали на пристань обители разбойники и предали огню всё там находившееся. Увидев этот явный гнев Божий, кутлумушцы раскаялись в своём грехе и впредь стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход вместе с остальными монахами.

Однако, спустя некоторое время эти же иноки из Кутлумуша снова оказались нарушителями древних обычаев. На этот раз они получили свыше новое вразумление: внезапно разрушилась недавно построенная их трапеза и некоторые другие здания в обители. Видя это, иноки поспешили раскаяться в своём неразумии.

О ещё одном чуде, связанном с иконой «Достойно есть», рассказывал современный подвижник старец Паисий Святогорец: «В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь – но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы»[2].

Икона «Достойно есть» пять раз покидала Афон чтобы утешить, тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Паломники могли ей поклониться за пределами Святой Горы в 1963, 1985, 1987, 1999 и 2012 годах.

 

 

Икона «Достойно есть» известна многочисленными чудесными исцелениями, которые она дарит страждущим и немощным. Чудеса у чудотворного образа происходят и по сей день.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пресвятой Богородицы, на правой Её руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. В 1836 году для иконы изготовили позолоченный оклад, выполненный в традиционной святогорской технике.

Празднование в честь иконы «Достойно есть» проводится 11 (24) июня — в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость.

При подготовке материала использована информация из статьи Ιουστίνου Ιερομονάχου Σιμωνοπετρίτου, «Άξιον Εστιν» – Η θαυματουργή εικόνα του Πρωτάτου, Αγιορείτικα τετράδια 1

Торжественная встреча иконы «Достойно есть» в Салониках (13 октября 2012 года):

Тропарь, глас 4

Притецем, вернии, со дерзновением к милующей Царице Богородице и умильно воззовем к Ней: низпосли на ны милости Твоя богатыя: Церковь нашу сохрани, люди во благоденствии соблюди, землю нашу избави от всякаго обстояния, мир даруй мирови и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон, яко песнь прият от ангела чудно Тебе, Чистей Богоматери, Юже вся тварь чтит, славящи.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.


[1] Позднее неподалёку от келии был воздвигнут Андреевский скит.

[2] Старец почуствовал благоухание от иконы несмотря на то, что крестный ход проходил в километре от его келии «Панагуда». Подробнее см. Житие старца Паисия.

Чудотворные иконы Афона: Достойно есть

На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери.

Почитание «Достойно есть» связано со следующим историческим событием.

В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи[1]. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко и только по особенной необходимости. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего" — и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим…"». Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханного им песнопения, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом.

Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть», а местность, где произошло чудо, стали называть «Адин» (от греческого слова петь) в память о чудесном явлении архангела Гавриила.

Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.

В процессии участвуют представители всех афонских обителей, Священный Кинот во главе с Протом, светские власти Афона, сотни монахов и паломников. Все они по очереди несут на руках чудотворный образ Богородицы. Радостно звонят колокола и громко звучат византийские духовные песнопения.

Торжественное шествие по окрестностям столицы Афона Кареи продолжается от пяти до шести часов. Маршрут выбран в строгом соответствии с Уставом Святой Горы Афон 1508 года, и за его точностью наблюдает один из монахов.

С традиционным Крестным ходом с образом Пресвятой Богородицы «Достойно есть» связаны многие чудесные события.

В 1488 году четверо монахов не вышли навстречу святой иконе. Они заперлись в своей келии и оттуда всячески оскорбляли подвижников, называя крестный ход противозаконным.

На хулителей святыни обрушился гнев Божией Матери. Вечером того же дня начался сильный дождь и град. Все растения оказались побиты, а плоды погибли. Причём несчастье коснулось только подворья монастыря Святого Дионисия, где жили монахи-святотатцы. Последние доложили о случившемся несчастье в обитель. В то время в монастыре находился Святейший Патриарх Константинопольский Нифонт, который наложил на отступников строжайшую епитимью.

На следующий год четыре монаха, вразумлённые чудесным способом, выразили уже подобающее уважение святыне, а у совершающих крестный ход торжественно просили прощения.

В другой раз нарушителями святоотеческого предания оказались насельники монастыря Кутлумуш. Наущаемые лукавым, они вообразили себе, что так как они живут в монастыре, то не должны совершать крестного хода вместе с живущими в отдельных кельях, а должны делать это отдельно. Так они и поступили. Но Богоматери неугодно было такое превозношение кутлумушцев: с суши и моря напали на пристань обители разбойники и предали огню всё там находившееся. Увидев этот явный гнев Божий, кутлумушцы раскаялись в своём грехе и впредь стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход вместе с остальными монахами.

Однако, спустя некоторое время эти же иноки из Кутлумуша снова оказались нарушителями древних обычаев. На этот раз они получили свыше новое вразумление: внезапно разрушилась недавно построенная их трапеза и некоторые другие здания в обители. Видя это, иноки поспешили раскаяться в своём неразумии.

О ещё одном чуде, связанном с иконой «Достойно есть», рассказывал современный подвижник старец Паисий Святогорец: «В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь – но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы»[2].

Икона «Достойно есть» пять раз покидала Афон чтобы утешить, тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Паломники могли ей поклониться за пределами Святой Горы в 1963, 1985, 1987, 1999 и 2012 годах.

Икона «Достойно есть» известна многочисленными чудесными исцелениями, которые она дарит страждущим и немощным. Чудеса у чудотворного образа происходят и по сей день.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пресвятой Богородицы, на правой Её руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. В 1836 году для иконы изготовили позолоченный оклад, выполненный в традиционной святогорской технике.

Празднование в честь иконы «Достойно есть» проводится 11 (24) июня - в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость.

При подготовке материала использована информация из статьи Ιουστίνου Ιερομονάχου Σιμωνοπετρίτου, «Άξιον Εστιν» – Η θαυματουργή εικόνα του Πρωτάτου, Αγιορείτικα τετράδια 1

Торжественная встреча иконы «Достойно есть» в Салониках (13 октября 2012 года):

Тропарь, глас 4

Притецем, вернии, со дерзновением к милующей Царице Богородице и умильно воззовем к Ней: низпосли на ны милости Твоя богатыя: Церковь нашу сохрани, люди во благоденствии соблюди, землю нашу избави от всякаго обстояния, мир даруй мирови и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон, яко песнь прият от ангела чудно Тебе, Чистей Богоматери, Юже вся тварь чтит, славящи.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.

-----------------------------------------------------------------------------


[1] Позднее неподалёку от келии был воздвигнут Андреевский скит.

[2] Старец почуствовал благоухание от иконы несмотря на то, что крестный ход проходил в километре от его келии «Панагуда». Подробнее см. Житие старца Паисия.

Путеводитель по Афону

Иконы Афона: Достойно есть

Почитание иконы «Достойно есть» связано со следующим историческим событием.

В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи[1]. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко и только по особенной необходимости. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим…». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего” — и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим…”». Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханного им песнопения, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом.

Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть», а местность, где произошло чудо, стали называть «Адин» (от греческого слова петь) в память о чудесном явлении архангела Гавриила.

Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.
В процессии участвуют представители всех афонских обителей, Священный Кинот во главе с Протом, светские власти Афона, сотни монахов и паломников. Все они по очереди несут на руках чудотворный образ Богородицы. Радостно звонят колокола и громко звучат византийские духовные песнопения.

Торжественное шествие по окрестностям столицы Афона Кареи продолжается от пяти до шести часов. Маршрут выбран в строгом соответствии с Уставом Святой Горы Афон 1508 года, и за его точностью наблюдает один из монахов.

С традиционным Крестным ходом с образом Пресвятой Богородицы «Достойно есть» связаны многие чудесные события.
В 1488 году четверо монахов не вышли навстречу святой иконе. Они заперлись в своей келии и оттуда всячески оскорбляли подвижников, называя крестный ход противозаконным.

На хулителей святыни обрушился гнев Божией Матери. Вечером того же дня начался сильный дождь и град. Все растения оказались побиты, а плоды погибли. Причём несчастье коснулось только подворья монастыря Святого Дионисия, где жили монахи-святотатцы. Последние доложили о случившемся несчастье в обитель. В то время в монастыре находился Святейший Патриарх Константинопольский Нифонт, который наложил на отступников строжайшую епитимью.

На следующий год четыре монаха, вразумлённые чудесным способом, выразили уже подобающее уважение святыне, а у совершающих крестный ход торжественно просили прощения.
В другой раз нарушителями святоотеческого предания оказались насельники монастыря Кутлумуш. Наущаемые лукавым, они вообразили себе, что так как они живут в монастыре, то не должны совершать крестного хода вместе с живущими в отдельных кельях, а должны делать это отдельно. Так они и поступили. Но Богоматери неугодно было такое превозношение кутлумушцев: с суши и моря напали на пристань обители разбойники и предали огню всё там находившееся. Увидев этот явный гнев Божий, кутлумушцы раскаялись в своём грехе и впредь стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход вместе с остальными монахами.

Однако, спустя некоторое время эти же иноки из Кутлумуша снова оказались нарушителями древних обычаев. На этот раз они получили свыше новое вразумление: внезапно разрушилась недавно построенная их трапеза и некоторые другие здания в обители. Видя это, иноки поспешили раскаяться в своём неразумии.

О ещё одном чуде, связанном с иконой «Достойно есть», рассказывал современный подвижник старец Паисий Святогорец: «В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь – но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы»[2].

Икона «Достойно есть» пять раз покидала Афон чтобы утешить, тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Паломники могли ей поклониться за пределами Святой Горы в 1963, 1985, 1987, 1999 и 2012 годах.

Икона «Достойно есть» известна многочисленными чудесными исцелениями, которые она дарит страждущим и немощным. Чудеса у чудотворного образа происходят и по сей день.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пресвятой Богородицы, на правой Её руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. В 1836 году для иконы изготовили позолоченный оклад, выполненный в традиционной святогорской технике.

Празднование в честь иконы «Достойно есть» проводится 11 (24) июня – в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость.

При подготовке материала использована информация из статьи Ιουστίνου Ιερομονάχου Σιμωνοπετρίτου, «Άξιον Εστιν» – Η θαυματουργή εικόνα του Πρωτάτου, Αγιορείτικα τετράδια 1


Тропарь, глас 4

Притецем, вернии, со дерзновением к милующей Царице Богородице и умильно воззовем к Ней: низпосли на ны милости Твоя богатыя: Церковь нашу сохрани, люди во благоденствии соблюди, землю нашу избави от всякаго обстояния, мир даруй мирови и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон, яко песнь прият от ангела чудно Тебе, Чистей Богоматери, Юже вся тварь чтит, славящи.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.


[1] Позднее неподалёку от келии был воздвигнут Андреевский скит.
[2] Старец почуствовал благоухание от иконы несмотря на то, что крестный ход проходил в километре от его келии «Панагуда». Подробнее см. Житие старца Паисия.

ДОСТОЙНО ЕСТЬ, ИКОНА - Древо

Икона Божией Матери «Достойно есть» без ризы (оклада). Ок. Х в. (?) Храм Успения Богородицы. Протат, Карея, Афон
"Достойно есть" или "Милующая (Милостивая)", икона Божией Матери

Празднование 11 июня и в понедельник Светлой Седмицы (Греч. [1])

Икона Божией Матери, известная как "Милующая" (или "Милостивая"), со времени чудесного явления X века стала также называться "Достойно есть". Ей было установлено празднование 11 июня, в день чудесного явления архангела Гавриила.

Икона Божией Матери «Милующая, или Достойно есть». Санкт-Петербург. Храм Смоленской иконы Божией Матери
По иконографии этот образ представляет поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке.

Вскоре после чуда икону с почетом перенесли в Протат, в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне. Во второй половине XX века икону стали впервые вывозить за пределы Афона. В первый раз это произошло в 1963 году, когда по случаю тысячелетия Святой Горы икону вывезли в Афины. Затем икона бывала в 1985 году в Фессалониках, осенью 1987 года снова в Афинах, осенью 1994 года в Ларнаке на Кипре.

Икона Божией Матери «Достойно Есть» с избранными святителями (Тихон, патр. Московский, Рафаил, еп. Бруклинский, Иннокентий, митр. Московский, Мардарий, еп. Либертвильский, Иоанн, архиеп. Сан-Францисский и Николай, еп. Жичский). Автор протод. Павел Дроздовский (2018). Храм в г. Эммаусе, Пенсильвания, США
В России списки с чудотворного образа имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь этой иконы величественный псевдовизантийский храм. Икона "Достойно есть" из этого храма позднее была перенесена в храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове. 16 июня 1999 года еще один список со Святой Горы Афон был доставлен на Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Отце́в все Афо́нское мно́жество, / собери́теся, ве́рно пра́зднующе, / днесь ра́дующеся и све́тло восклица́юще вси в весе́лии, / Бо́жия бо Ма́ти ны́не от А́нгела пресла́вно воспева́ется. // Те́мже, я́ко Бого́родицу, при́сно Сию́ сла́вим.

Ин тропарь, глас 4

Притеце́м, ве́рнии, со дерзнове́нием / к Ми́лующей Цари́це Богоро́дице / и умиле́нно воззове́м к Ней: / низпосли́ на ны ми́лости Твоя́ бога́тыя: / град сей изба́ви от вся́каго обстоя́ния, / мир да́руй ми́рови // и спасе́ние душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Пра́зднует днесь весь Афо́н, / я́ко песнь прия́т от А́нгела чу́дно / Тебе́, Чи́стей Богома́тери, // Ю́же вся тварь чтит, сла́вящи.

Ин кондак, глас 8

Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Всецари́це: / досто́йно есть, я́ко вои́стинну, / блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную, // и Ма́терь Бо́га на́шего.

Литература

  • Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах, М., 1902 (репринт: Сергиев Посад, 1997), с. 13-23.
  • Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 3, с. 219-220.

Использованные материалы

  • "Достойно есть икона в центре Афона," информационный портал об Афоне Isihazm.ru:
  • Седакова, О. А., Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы, М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008, 114.
  • "Достойно есть" ("Милующая")" // Православие.Ru (взяты тексты молитвословий)


[1]  Σύναξη της Παναγίας «Ἄξιον Ἐστί» (ή ἐν τῷ «Ἀδειν»). Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.) - http://www.saint.gr/4142/saint.aspx

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ»

В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения. Далее пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Её иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...». 

По окончании молитвы гость сказал: “У нас не так величают Богоматерь. Мы поем прежде: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» — и после этого уже прибавляем: «Честнейшую херувим…»”. Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханной им молитвы, и стал просить гостя написать её, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Начертав на камне эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом. Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть». Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.

24 июня - праздник Богородичной Иконы "Достойно есть" (Милующая) » Москва

История иконы Божией Матери «Достойно есть» связана с появлением известного литургического песнопения Православной Церкви «Достойно есть». Предание, сохранившееся на Святой Горе Афон, повествует, что в Х веке, в царствование братьев-царей Василия и Константина Порфирородных и в патриаршество Николая Хрисоверга, неподалеку от монастыря Кареи на Афоне в одной из пещер подвизался старец с послушником.

 

Однажды под воскресный день старец ушел в обитель на всенощное бдение, поручив послушнику остаться в келье и совершить в ней вечернюю службу. При наступлении ночи послушник услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с христианской любовью.

Во время совершения всенощной службы в монастыре, послушник и его неведомый гость начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба обратились к Ее иконе «Милующей», находившейся в келии, и стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Незнакомец заметил, что у них по другому величают Божию Матерь, добавляя перед «Честнейшую…» слова «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Матерь Бога нашего».

 

От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе несказанную радость и умиление. Он попросил гостя записать эту песнь, и, поскольку в келии не оказалось нужных для этого принадлежностей, начертание слов нового песнопения произошло также чудесным образом: инок написал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще долгое время излучала чудесный свет.

Чудотворный образ, перед которым была воспета в первый раз новая песнь Богоматери, был перенесен афонской братией в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кареи, где и доселе находится в алтаре на горнем месте, источая благодатные дары исцеления всем поклоняющимся ему с верою и любовию.

Стоит сказать в заключение, что перед образом Божией Матери «Достойно есть» («Милующей») особо молятся о прощении грехов, в том числе и смертных.

Иконография

Первоначальная чудотворная икона, о которой повествуется в предании, не являлась в собственном смысле слова образом Божией Матери «Достойно есть», иконография которого сложилась уже в позднейшие времена. Она была обыкновенным поясным изображением Божией Матери с Младенцем на правой руке, представленным, скорее всего, в типе «Умиления».

На поздних иконах «Достойно есть» в память о чудотворном образе, перед которым молились послушник и инок-ангел, сохраняется эта двухфигурная основа иконы, состоящая из изображений Божией Матери и сидящего на Ее правой руке, прильнувшего к Ней Младенца Иисуса. Остальные элементы иконы представляют собой уже плод духовного осмысления произошедшего события. На уровне голов Богородицы и Христа с обеих сторон представлены два ангела с простертыми руками, а в самом верху иконы изображается Бог Отец в окружении Небесных Сил Бесплотных. Ангельские образы в иконе «Достойно есть» напоминают о небошественности самого песнопения.

 

Сами изображения Богородицы и Младенца приобретают новые черты, которыми подчеркивается царское достоинство Христа и Его Пречистой Матери. На главах обоих в иконе пишутся короны, а взгляды Богоматери и Иисуса направлены в одну сторону - в направлении развернутого свитка, который Младенец держит в своей деснице. Этот свиток содержит слова известного пророческого изречения о Христе, говорящего о Нем как о Царе мира: «Дух Господень на Мне, сего ради помаза Мя».

Известны и другие иконографические типы, изображающие песнь «Достойно есть». Это, прежде всего, пространный иконографический сюжет на тему данного песнопения с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и чинов святых, который широко распространился в древнерусской храмовой стенописи XVII века. По своей иконографии он сближается с фресковым изображением «О Тебе радуется», помещавшимся обычно в те времена в алтаре храма. Божия Матерь представляется в полный рост, держащей на руках Предвечного Младенца. Ее фигура окружена двойной или тройной мандолой, символизирующей ангельский мир. Над Ней в облаках или так же, в мандоле, изображается Бог Отец или благословляющий Иисус Христос. По сторонам от Божией Матери представляются ангелы и святые разных чинов в иерархическом порядке. Вокруг центрального образа Богородицы обычно пишется сам текст молитвы «Достойно есть».

Изображения с подобным сюжетом встречаются и на особых сосудах -панагиарах, поскольку молитва «Достойно есть» является неотъемлемым элементом чина о Панагии. Этот чин и доныне сохраняется в монастырях. Он представляет собой торжественный обряд, когда на монастырскую трапезу из храма, где совершалась Литургия, в особом сосуде, панагиаре, переносится хлеб в честь Божией Матери, который по окончании трапезы раздробляется и раздается братии. В чине прославляется Пресвятая Богородица как наша Заступница перед Богом, родившая Христа - Хлеб Жизни, питающий наши души. В ХVI-ХVII веках Богородичный хлеб было принято вкушать и тогда, когда литургия не совершалась. Частицы Богородичного хлеба переносились в особых складнях, которые носили на груди. Эти складни с образом Богоматери также получили название «панагий», а впоследствии панагии - нагрудные изображения Божией Матери - стали носить епископы.

Списки с иконы

В русских храмах можно найти немало списков с прославленной иконы «Достойно есть» («Милующей»). Существуют и посвященные этому образу храмы. Например, в Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери былa воздвигнутa пятикупольная церковь, в которой поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая».

Уже в наше время. в 1999 году, в Москву, на подворье Троице-Сергиевой Лавры, со Святой Горы Афон была прислана икона Божией Матери «Достойно есть». Эта икона - список с первоначального чудотворного образа, находящегося в алтаре соборного храма в административном центре Афона Карее. Написана она иконописцами-святогорцами из Скита святителя Николая, кисти которых принадлежит также список с Иверской иконы Божией Матери, находящийся в Иверской часовне в Москве. Появление в русской столице освященного на Афоне списка с чудотворного образа «Достойно есть», несомненно, является знаком особой милости Пресвятой Богородицы и Ее всегдашнего попечения о нас.

Тропарь, глас 4

Отцев все Афонское множество, / соберитеся, верно празднующе днесь радующеся / и светло восклицающе вси в веселии, / Божия бо Мати от Ангела преславно воспевается. // Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.

Ин тропарь, глас тот же

Притецем вернии со дерзновением к Милующей Царице Богородице / и умиленно воззовем к Ней: / низпосли на ны милости Твоя богатыя: / град сей избави от всякаго обстояния, // мир даруй мирови и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон, / яко песнь прият от Ангела чудно / Тебе, чистей Богоматери, // Юже вся тварь чтит, славящи.

Ин кондак, глас 8

Архангельский глас вопием Ти, Всецарице: / достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, // Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

Молитва

О, Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая ко святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Тя пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О, Царице Всепетая, простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящие утеши, бедствующим помози, и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие наследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

“Достойно есть” - молитва и икона Божией Матери

Рубрика: Иконы, Молитва

Молитва «Достойно есть» как хвалебное пение Богородице

«Достойно есть» — наиболее известное православное хвалебное песнопение в честь Божией Матери. Текст этой молитвы состоит из двух частей. Автором слов второй части («Честнейшую Херувим») считается Косьма Маюмский. Он был византийским церковным поэтом, жившим в 7-8 веке. Но в 10 веке в Афонской Карейской Лавре был добавлено величание «Достойно есть». Церковное Предание гласит, что его возвестил архангел Гавриил. По этой причине молитва «Достойно есть» называется «Архангельской песнью».

Православную молитву Богородице «Достойно есть» широко используют не только во время богослужений, но и как самостоятельное молитвословие. Его читают или поют при завершении какого-либо дела, как благодарение после еды, в вечерних молитвах.

Икона Богородицы «Достойно есть»

Икона Божьей Матери «Достойно есть»

Во времена Константина Великого в 335 году на Афоне был построен первый Успенский храм. С 10 века на горнем месте алтаря в нем находится почитаемый образ Богоматери «Достойно есть». Название иконы связано с одноименным церковным песнопением.

В одной пещере подвизался старец с послушником. По преданию, 11 июня 982 года старец-монах отправился на службу в храм, а послушник остался в келье. Ночью пришел незнакомец, который назвался Гавриилом. Послушник предложил ему отдохнуть с дороги. Вместе они встали на молитву с пением псалмов. Когда послушник стал петь Богородице слова «Честнейшую Херувим», незнакомец сказал, что в его местах перед этими словами поется сначала «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

В это время икона Пресвятой Богородицы, называемая «Милующая», засияла светом. На просьбу послушника записать слова чудесного песнопения Гавриил из-за отсутствия бумаги и чернил стал писать пальцем на каменной плите, которая стала мягкой как воск. После этого гость исчез. Вернувшийся с богослужения старец, выслушав рассказ своего послушника, понял, что посетил келью сам Архангел Гавриил. Образ Пресвятой Богородицы с того времени стал называться как и молитва — «Достойно есть».

По традиции ежегодно в понедельник после Пасхи афонские монахи совершают Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть» вокруг монастыря Кутлумуш.

Однажды старец Паисий Святогорец (1924-1994) стал свидетелем чудесного благоухания:

«В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь — но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы».

Образ Богородицы «Достойно есть» чествуется 24 июня по новому стилю.

Списки иконы Божией Матери «Достойно есть»

Широкое почитание иконы «Достойно есть» в России началось с середины 19 века. 

В 1853 году в Арзамасский Алексеевский женский монастырь (Нижегородская область) настоятелем Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандритом Герасимом был подарен список (копия) малоизвестной еще в то время в России иконы. С приходом советской власти обитель закрыли, многие святыни подверглись поруганию, в том числе и образ Богоматери «Достойно есть».

В 1997 году в Арзамасе в хозяйственной постройке старого дома была найдена уцелевшая центральная часть иконы Божией Матери. Однако лик Пресвятой Богородицы был сильно изувечен топором. Найденный образ передали в Никольский женский монастырь. После совершенного крестного хода с этой иконой произошло ее чудесное обновление. На следующий день образ стал мироточить. На месте вырубленных во время поругания глаз Богоматери через некоторое время стала появляться новая краска, словно невидимый иконописец рисовал их. Сейчас икона «Достойно есть», находящаяся в Арзамасе, известна под названием «Рубленная». От нее верующие получают исцеление от своих болезней, особенно при головных болях и болезнях глаз.

В 1887 году с Афона иеромонахом Арсением в Санкт-Петербург был привезен список иконы «Достойно есть». Специально для этого образа был построен пятикупольный храм в византийском стиле в Галерной гавани. В 1950 году почитаемый среди верующих образ был перенесен в Смоленскую церковь, где в честь него освящен северный придел.

В Задонском Свято-Тихоновском Преображенском женском монастыре (Липецкая область) находится особо чтимый список иконы «Достойно есть». Образ Афонского письма, о чем имеется соответствующая запись на церковно-славянском языке. В конце 20 века на иконе краски пожухли, местами проглядывались пятна. 26 ноября 2000 года произошло обновление образа Богоматери. Чудо произошло как раз в период ведения реставрационных работ в Успенском храме.

Иконография

Образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (другое название — «Милующая») является иконописным вариантом Киккской иконы Богоматери. Божья Матерь своей щекой касается головы Сына, а левой рукой придерживает Его ножки. В правой руке Христа находится развернутый свиток со словами: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя» (Евангелие от Луки, 4:18).

Икона Божией Матери «Достойно есть»: в чем помогает

Образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть» особо почитается в Православном мире. Богоматерь как Милосердная Заступница помогает просящим Ее помощи перед этой иконой при различных житейских трудностях. Считается, что обращение к иконе помогает справиться с эпидемиями различных болезней. Также перед чудотворным образом молятся о благословении на брак. 

«Воздадим же Ей едиными устами и единым сердцем нашу чистую детскую хвалу. Малые дети всегда льнут к своей матери и держатся за нее. И вы, духовные дети вашей Небесной Матери, возлагайте на Нее надежды ваши во всех скорбях и затруднениях ваших и помните, что Она неустанно молится о роде христианском» (святитель Лука Крымский, 1877-1961).

Чудесная помощь от иконы «Достойно есть»

Летом 1990 года из-за сильной жары на горе Афон пожаром было охвачено несколько монастырей. После молебна перед иконой Божией Матери «Достойно есть» огонь самостоятельно погас.

В конце 90-х годов жительница Самарской области Светлана после смерти мужа стала сильно пить. Родственники неоднократно пытались ее лечить, но медицинские средства и методы не помогали. Знакомые посоветовали Светлане посетить Покровский храм в селе Беловка (Самарская область), в который она в итоге приехала в 2007 году. Женщина помолилась Пресвятой Богородице перед иконой «Достойно есть». Когда она приложилась к образу, то почувствовала легкий теплый удар как бы током. После этого у Светланы появилось отвращение к спиртному. 

Молитва «Достойно есть»

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Молитва перед иконой Богоматери «Достойно есть»

О, пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость.

Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному воинству нашему на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице всепетая! Простри ко Господу богоноснеи Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла.

Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Притецем, вернии, со дерзновением к Милующей Царице Богородице и умиленно воззовем к Ней: низпосли на ны милости Твоя богатыя: град сей избави от всякаго обстояния, мир даруй мирови и спасение душам нашим.

Кондак

Архангельский глас вопием Ти, Всецарице: достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.

Достойно есть. Молитва Пресвятой Богородице

Содержание статьи

Молитва «Достойно есть»

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Текст молитвы «Достойно есть» (перевод)

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

«Достойно есть» на церковнославянском языке

  • Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.
  • Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке

Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.

История молитвы «Достойно есть»

Молитва — это общение с Богом. Некоторые молитвы, такие, как молитва «Отче наш» мы знаем из Писания. Церковные гимнографы пишут молитвы, которые мы можем прочитать в Минее, келейно люди обращаются в молитвах, которые пишут сами. У некоторых, таких как молитва «Достойно есть» — необычная история и значение. Молитва — это не всегда просьба, обращенная к Богу или благодарение. Мы славим Господа, Божию Матерь и святых, обращаясь к ним особым образом во время богослужения.

Молитвой «Достойно есть», как правило заканчивается молитвенное правило. Это — молитва Богородице. Молитва «Достойно есть» не относится ни к просительным, ни к благодарственным молитвам. Такие молитвы называются славословными. В этой молитве мы прославляем Богородицу как Божию Матерь, достойно восхваляем Ту, Кто непорочно зачал Христа. Это означает, что мы признаем Деву Марию Матерью Бога нашего. А Иисуса — Спасителем и Мессией.

Молитва «Достойно есть» создавалась в те времена, когда существовали ереси о том, что Деву Марию правильно называть — не Богородица, а Христородица. Виной тому стала ересь Павла Самосатского, который утверждал, что Христос не родился Богом, но стал Им, а значит Дева Мария — Христородица, а не Богородица. Велись серьезные дискуссии на эту тему, но Церковь решительно отказалась от этого еретического утверждения, так как оно умаляло славу Божией Матери. Молитва «Достойно есть» признает Деву Марию сверхнепорочной, непорочной в высшей степени «Пренепорочную», Матерью Бога.

После III Вселенского Собора (Ефесского, который проходил в 431 году), было опровергнуто лжеучение константинопольского патриарха Нестория, который также заявлял, что Христос родился человеком, а Божественную природу приобрел лишь в момент Крещения. Несторий отрицал Богоматеринство и называл Деву Марию матерью человека Иисуса, Христородицей. С ним не согласились отцы Ефесского Собора и торжественно провозгласили Деву Марию Богородицей. Память об этих событиях стала причиной, по которой появилась необходимость в написании особой славословной молитвы.

В молитве говорится о том, что Богородица выше самых высших ангельских чинов. В славе Своей, Дева Мария превзошла ангелов. Слова «без истления» в молитве «Достойно есть» говорят о том, что без повреждения и нарушения чистоты Бога-Сына (Бога-Слово), Дева Мария родила Его в наш мир. Бог Триедин и Бог-слово — одна из Его ипостасей. «Сущая Богородица» — эти слова означают «подлинную Богородицу».

В молитве мы выражаем доверие Божией Матери, славим Ее. Молитва «Достойно есть» состоит из двух частей. Вторая часть, начинающаяся с «Честнейшую херувим» появилась позже первой, которая начинается со слов «Достойно есть». В VIII веке вторую часть молитвы написал преподобный Косма епископ Маиумский. Преподобный Косма написал еще множество церковных гимнов и песнопений, молитв, которые можно найти в Минее.

Первая часть молитва «Достойно есть» возникла в X веке на святой горе Афон, у нее очень необычная история: согласно одному преданию считается, что некий инок увидел ангела Господня, который явился ему в образе монаха. Когда они вместе молились и читали молитву «Честнейшую херувим» и возгласил начало молитвы. Когда афонский монах огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.

Икона Богородицы «Достойно есть»

Видео Молитва «Достойно есть»


Смотрите также