День памяти апостола иоанна богослова


Иоанн Богослов / Православие.Ru

Подписаться на рассылку
  • Рубрики портала
    • Публикации|
    • Псково-Печерский монастырь|
    • Основы Православия|
    • Молитвослов|
    • Мониторинг СМИ|
    • Авторы сайта|
    • Книга оптом|
    • Книжный магазин|
    • Архив сайта
  • Встреча с Православием
    • Святоотеческое наследие|
    • Проповеди|
    • Апологетика|
    • Православная библиотека|
    • Святые и святыни|
    • Подвижники благочестия|
    • Жизнь Церкви|
    • Богослужение
  • Интернет-журнал
    • Колонка главного редактора|
    • Общество|
    • Культура|
    • История|
    • Семья|
    • Идеи и концепции|
    • Книжная закладка
  • Вопросы священнику
  • Новости
    • Жизнь Церкви|
    • Православие в мире|
    • Храмы, монастыри, святыни|
    • Семья|
    • Общество|
    • Культура
  • Медиа
    • Цитаты|
    • Видео|
    • Фото|
    • Аудио

святой апостол и великий старец / Православие.Ru

Подписаться на рассылку
  • Рубрики портала
    • Публикации|
    • Псково-Печерский монастырь|
    • Основы Православия|
    • Молитвослов|
    • Мониторинг СМИ|
    • Авторы сайта|
    • Книга оптом|
    • Книжный магазин|
    • Архив сайта
  • Встреча с Православием
    • Святоотеческое наследие|
    • Проповеди|
    • Апологетика|
    • Православная библиотека|
    • Святые и святыни|
    • Подвижники благочестия|
    • Жизнь Церкви|
    • Богослужение
  • Интернет-журнал
    • Колонка главного редактора|
    • Общество|
    • Культура|
    • История|
    • Семья|
    • Идеи и концепции|
    • Книжная закладка
  • Вопросы священнику
  • Новости
    • Жизнь Церкви|
    • Православие в мире|
    • Храмы, монастыри, святыни|
    • Семья|
    • Общество|
    • Культура
  • Медиа
    • Цитаты|
    • Видео|
    • Фото|

День памяти Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений

Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 – 40; Лк. 9; 49 – 50: Лк. 9, 54 – 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова “сынами грома” (Воанергес).

В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией.
Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности.

Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 – 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 – 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, – свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 – 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 – 18; 1 Ин. 5, 1 – 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что “всякий, рожденный от Бога не согрешит” (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Празднование 21 / 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот, день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

День памяти апостола Иоанна Богослова: чудеса и молитвы

День апостола и евангелиста Иоанна Богослова православная церковь отмечает 21 мая.

За глубину возвещенных Апостолом Иоанном миру Божественных откровений Церковь назвала евангелиста "Богословом".

Святой Иоанн, как и все проповедники Евангелия, был гоним, претерпел заточение, ссылку и мучения, но остался невредим и представился в Ефесе, предположительно, в возрасте 105 лет, при необычных и загадочных обстоятельствах.

Любимый ученик Христа

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери Святого Иосифа Обручника. Иоанн и Андрей Первозванный, который первым последовал за Иисусом Христом, первоначально были учениками Иоанна Крестителя.

Будущий евангелист стал постоянным учеником Спасителя после того, как Господь сам призвал его вместе с его братом Иаковом на Генисаретском озере (Тивериадское озеро). Оба брата, оставив своего отца, последовали за Иисусом.

Спаситель особенно любил Иоанна за его жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Иисусом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе.

Будущий Святой неотступно следовал за Учителем по Крестному пути, скорбя всем сердцем. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь о собственной безопасности.

Святой Иоанн плакал вместе с Божией Матерью у подножия Креста, когда услышал слова распятого Спасителя, обращенные к Богородице: "Женщина, вот твой сын!" и, обращаясь к Иоанну, он произнес: "Сын Мой, вот твоя мать!". С того времени апостол до самого Успения, верно служил Богородице, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Миссионерская деятельность

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе и его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами. Он воскресил молитвой отрока Домна, исцелил великое множество больных и так далее, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

Когда начались гонения на христиан Святого Иоанна вызвали в Рим и приговорили к смертной казни, но Господь сохранил Своего избранника.

Ему дали выпить чашу с ядом, но отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и в конечном итоге его отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет.

По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия.

Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил многих больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди Святого апостола. Но великий Иоанн – "Сын Громов", как именовал его Сам Спаситель, разрушил все их ухищрения.

На Патмосе около 67 года Иоанн написал Апокалипсис (Книга Откровения), который под диктовку Святого составил Прохор, неотлучный спутник апостола. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

Апокалипсис – особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова, утверждают богословы.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Именно там, около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие.

Любовь к Богу и ближним

Церковь именует Святого Иоанна апостолом любви, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Любовь является главной особенностью его духовного облика. Весь жизненный путь апостола — служение любви.

В трех Посланиях, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания), написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним.

В последние годы своей жизни апостол говорил только одно наставление: "Детки, любите друг друга", так как считал, что это самая необходимая заповедь, являясь примером любви для окружающих.

Сохранился рассказ, как апостол в глубокой старости, узнав о юноше, который сошел с пути истинного и стал предводителем шайки разбойников, пошел искать его в пустыню. Увидев Святого, разбойник попытался скрыться, но апостол побежал за ним, обещая взять грех юноши на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви Святого старца, юноша действительно покаялся и исправился.

Загадочные обстоятельства смерти

Апостол Иоанн Богослов скончался в Ефесе, предположительно, в возрасте 105 лет. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны.

По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым, накрыв лицо платом, не осмелившись нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда вскрыли могилу, тела Иоанна там не оказалось.

Существует предание, основанное на словах Христа, что Святой Иоанн был взят на небо живым, дабы в дни царствования антихриста непосредственно перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.

В древности на могиле Иоанна Богослова каждый год, 21 мая, выступал тонкий слой праха, приносивший исцеления. Великий ученик Христа, как при земной жизни, так и после кончины продолжал исцелять всех, кто с верою обращался к нему. В память об этом чуде Церковь установила празднование в этот день.

В древности в День Иоанна Богослова пекли особые пшеничные пироги, которыми угощали нищих странников. Старики выходили с пирогами на перекрестки и ждали там странников.

Считалось, что если человек вернулся обратно с пирогом, то он прогневил Господа и Тот не дал ему возможности сделать доброе дело и замолить свои грехи. В таком случае его сами не ели, а отдавали птицам — посланникам Божьим.

О чем просят

Любимый ученик Иисуса Христа и автор "Откровения Иоанна Богослова" считается покровителем всех, кто занят в информационной сфере и имеет отношение к книгам и книгоиздательству.

Святому апостолу молятся об исцелении от разных недугов, об умении по-настоящему любить Бога и ближних, о благополучии в семье, о хранении чистоты и целомудрия, о совете и любви между супругами, о вразумлении маловеров и попавших в секты и расколы.

Иоанну Богослову молятся рыбаки для защиты от несчастных случаев на воде и для хорошего улова.

Молитвы

Молитва первая

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от вся-кия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий и всехвальный апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, наперстниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

21 (8 по старому стилю) мая. День памяти Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

   «Дети, любите друг друга!» (Иоанн Богослова).
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го (21 пор новому стилю) мая выступал тонкий прах, который помогал верующим освободиться от страстей и болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова в этот день, кроме дня его смерти (26 сентября).

   Краткое житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Апо­стол Иоанн был осо­бен­но лю­бим Спа­си­те­лем за жерт­вен­ную лю­бовь и дев­ствен­ную чи­сто­ту. По­сле сво­е­го при­зва­ния апо­стол не рас­ста­вал­ся с Гос­по­дом и был од­ним из трех уче­ни­ков, ко­то­рых Он осо­бен­но при­бли­зил к Се­бе.

Свя­той Иоанн Бо­го­слов единственный из апостолов кто неот­ступ­но сле­до­вал за своим учителем даже по Крест­но­му пу­ти. У под­но­жия Кре­ста Спаситель поручил заботу о Своей Матери Иоанну.(Ин.19:26-27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния.

По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри апо­стол Иоанн, по вы­пав­ше­му ему жре­бию, на­пра­вил­ся в Ефес и дру­гие ма­ло­азий­ские го­ро­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия.

Во время гонений за ис­по­ве­да­ние ве­ры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иоанн был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка. Апо­стол вы­пил пред­ло­жен­ную ему ча­шу со смер­тель­ным ядом и остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом, в ко­то­рый был бро­шен по при­ка­за­нию му­чи­те­ля. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пу­ти сле­до­ва­ния к ме­сту ссыл­ки апо­стол Иоанн со­вер­шил мно­го чу­дес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, со­про­вож­дав­ша­я­ся чу­де­са­ми, при­влек­ла к нему всех жи­те­лей ост­ро­ва, ко­то­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия.

Там же, око­ло 67 го­да бы­ла на­пи­са­на Кни­га От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны су­деб Церк­ви и кон­ца ми­ра.

По­сле дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн по­лу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где про­дол­жал свою де­я­тель­ность, по­учая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лже­уче­ний. Око­ло 95 го­да апо­стол Иоанн на­пи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие.

Он при­зы­вал всех хри­сти­ан лю­бить Гос­по­да и друг дру­га и этим ис­пол­нить за­по­ве­ди Хри­сто­вы. Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он по­сто­ян­но учил, что без люб­ви че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся к Бо­гу.

Свя­той апо­стол Иоанн скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Он на­мно­го пе­ре­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, дол­го оста­ва­ясь един­ствен­ным жи­вым сви­де­те­лем зем­ных пу­тей Спа­си­те­ля.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя от­ше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Бо­гу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с се­мью сво­и­ми уче­ни­ка­ми и по­ве­лел при­го­то­вить для се­бя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную мо­ги­лу, в ко­то­рую лег, ска­зав уче­ни­кам, чтобы они за­сы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем це­ло­ва­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, но, не ре­ша­ясь ослу­шать­ся, ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние. Они за­кры­ли ли­цо свя­то­го пла­том и за­ко­па­ли мо­ги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к ме­сту его по­гре­бе­ния и рас­ко­па­ли мо­ги­лу, но ни­че­го в ней не на­шли. Это было 26 сентября.

Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го  (21 пор новому стилю) мая вы­сту­пал тон­кий прах, ко­то­рый ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в этот день.

Просмотры (338)

Церковь чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Память одного из ближайших учеников Иисуса Христа и евангелиста Иоанна Богослова чтит Православная Церковь во вторник 21 мая 2019 года.

Согласно Преданию, святой Иоанн был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. До призвания Христом он был рыбаком. Спаситель позвал Иоанна вместе с его братом Иаковом за собой, когда те были на Генисаретском озере.

Читайте также

Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн БогословИоанн Богослов был одним из любимейших учеников Христа. Так, именно он был свидетелем воскрешения Господом дочери Иаира, а также Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом, приникнув к Его груди.

Святой Иоанн остался верен Спасителю до конца, неотступно следуя за Ним даже до Голгофы, на которой Господь был распят.

Именно Иоанн Богослов был у креста Господня вместе с Богородицей, и именно ему Христос завещал заботиться о Своей Матери. Апостол Иоанн заботился о Божией Матери как любящий сын и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Богородицы, святой Иоанн проповедовал Евангелие вместе со своим учеником Прохором в Ефесе и других малоазийских городах.

Во время гонений на христиан при императоре Нероне, Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос, где в заточении прожил много лет. Именно на Патмосе около 67 года святой Иоанн написал Книгу Откровения (Апокалипсис), в которой прикровенно раскрываются тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн был освобожден и вернулся в Ефес, где около 95 года написал Евангелие. Также он является автором трех посланий.

Святого Иоанна Богослова называют апостолом любви, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу.

Апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет, намного пережив всех остальных современников Христа, видевших Его. При этом кончина его была мирной, в отличие от других апостолов, погибших мученически.

Когда могилу святого Иоанна раскопали ученики, не успевшие с ним проститься, то ничего в ней не нашли. После этого каждый год из его могилы 8-го мая (по ст.ст.) выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней.

Иконографическим образом Иоанна Богослова является орел - символ высокого парения богословской мысли. Богословом же Церковь назвала святого Иоанна за то, что именно ему были открыты многие тайны Судеб Божиих.

Читайте также:
Иоанн Богослов
Ученики: апостол Иоанн Богослов
Любимый ученик Христа Иоанн Богослов
Иоанн Богослов. История апостолов с Андреем Десницким
4 вопроса о 12 апостолах

 

Изображение (фрагмент) с сайта days.pravoslavie.ru

Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов. 21 мая - день памяти апостола Иоанна Богослова

Человек, малознакомый с церковной традицией, впервые увидев фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,  может немного смутиться: на знаменитой картине по правую руку от Христа изображена фигура с юным лицом и длинными волосами. У неискушенного зрителя почти всегда возникает мысль, что рядом с Иисусом сидит женщина. Но все гораздо проще. Длинноволосый молодой человек — никто иной, как Иоанн Зеведеев, любимый ученик Христа.

Иоанн Богослов. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

На момент евангельских событий он едва достиг совершеннолетия, поэтому весьма часто художники и изображают этого апостола с женоподобными чертами. Однако за молодой внешностью скрывался очень живой пытливый ум и пламенная вера. Зная это, Господь почти сразу после выхода на проповедь призвал Иоанна следовать за Собою, поскольку видел в нем огромный духовный потенциал. И действительно, именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них — Иоанн.

По преданию, матерью Иоанна была Саломия — родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.

Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде — небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера. Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам — что называется оптом. Во время одного из таких занятий — починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:

— Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих…

Молодые люди оставили все — промысел, дом, родителей — и пошли за Христом. Это уже был подвиг с их стороны, ведь зачастую людям бывает очень тяжело увидеть в своем родственнике нечто большее, чем просто родича. Наверняка они привыкли к тому, что их сводный Дядя занимался плотничеством и кормил Свою одинокую Мать. И тут вдруг — такие перемены. Но у братьев были горячие сердца, которые говорили им: «Идите!». И будущие апостолы, доверившись этому зову, пошли вслед за Учителем.

Правда, один из братьев — Иоанн — еще раньше понял, что Иисус — Мессия. За несколько месяцев до своего призвания он ходил на Иордан слушать другого проповедника — Иоанна Предтечу. Как-то раз сыну Зеведея выпало присутствовать при встрече Крестителя и Христа. Когда Спаситель ушел, Предтеча обратился к своим последователям и сказал: «Вот Он — Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи всего мира». После таких слов юный Иоанн стал все чаще смотреть в сторону Христа, и когда Тот, наконец, позвал его, без колебаний сделался учеником Господа.

Очень скоро Спаситель стал доверять Иоанну самые сокровенные мысли о Царстве Небесном. Юноша — почти ребенок — Иоанн на тот момент единственный из апостолов до конца понимал и принимал речи Учителя. Другие ученики обладали не меньшими способностями, но их рассудок все еще был засорен тем опытом, который они приобрели до своего призвания. А душа юного Иоанна, по сути, была чистым листом бумаги, на которой Господь писал самые важные слова. Потом, когда отошли в Вечность почти все,  кто видел Господа во плоти, Иоанн — уже глубокий старец — повторит эти слова: «Бог есть Любовь!». Но это — потом, а пока он ходит со Спасителем и жадно впитывает все, что видят его глаза и слышат его уши.

За пылкий нрав Господь прозвал сыновей Зеведея «воанергес», то есть «сыновья грома». Братья вместе с апостолом Петром очень часто становились свидетелями событий, которые не могли видеть прочие апостолы. Например, воскрешение дочери Иаира, Преображение и моление в Гефсиманском саду — очевидцами всего этого Христос позволил быть только Иоанну, Иакову и Петру, как людям, которые были готовы осознать происходящее. А на Тайной вечере один только юный ученик сподобился сидеть к Господу настолько близко, что ощущал биение Его пречистого сердца и слышал, как тот с горечью сказал Иуде: «Иди, заверши начатое…».

Когда настало время страдания и смерти Иисуса, Иоанн неотлучно был рядом с Учителем и остался верен Ему даже в минуту Его предательства всеми остальными. Побоявшись мести законников, Христа покинули практически все ученики кроме Иоанна и нескольких женщин, мужественно следовавших за Спасителем до самой Голгофы. Видя чистоту души и верность Своего племянника, Господь поручает Иоанну заботу о самом дорогом человеке — Пресвятой Богородице — и усыновляет Ей любимого ученика. С тех пор вплоть до момента Успения молодой человек был Ее вторым сыном и неотступным спутником, Она же стала для него второй Матерью, которую он всегда нежно любил всем своим сердцем.

По преданию, Дева Мария и Ее названый сын почти безвыездно жили в Иерусалиме, покидая город лишь несколько раз. Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на проповедь, как и прочие апостолы. Местом миссионерского труда молодого евангелиста стала Малая Азия — территория современной Турции.

С его благовестническим служением связано много скорбей и испытаний. Так, однажды, направляясь в Эфес морем, вместе со своим учеником Прохором Иоанн попал в страшную бурю и провел в воде целых две недели, пока волны не выбросили его на берег. Затем он долгое время работал у одной  хозяйки, которая хитростью заставила апостола топить принадлежавшую ей баню. Но этот случай послужил к славе Божьей — по молитве Иоанна воскрес один из умерших в парилке юношей, после чего началась целая череда чудес и знамений, обративших многих жителей Эфеса к вере во Христа.

В городе Иоанн проповедовал довольно долгое время, и кто знает, как много людей ему удалось бы крестить, если бы не донос на него императору Домициану. Проповедь христианства подрывала бизнес жрецов Артемиды, которые имели огромные барыши от культа этой богини, считавшейся покровительницей Эфеса. Они, по-видимому, и написали в Рим жалобу. Ответ не заставил себя долго ждать — кесарь приказал умертвить Иоанна, дав ему выпить чашу с ядом. Отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и его в конечном итоге отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Но заставить арестанта замолчать властям не удалось, и по пути было совершено много чудес, которые почти всех Иоанновых спутников подтолкнули к принятию святого Крещения. Видя, что пленник невиновен, сопровождающие хотели отпустить его, но апостол решил перенести все испытания до конца и попросил не сбиваться в намеченного пути.

На Патмосе Иоанн написал самые известные свои писания — Евангелие и Апокалипсис. Составлены они были Прохором, неотлучным спутником Иоанна, под диктовку последнего. Предание повествует, что апостол почувствовал особую важность момента и приказал своему ученику писать все, что он будет говорить. Всего диктовка заняла два дня и шесть часов — именно столько понадобилось времени на создание четвертого Евангелия. Примерно тогда же Господь сподобил апостола другого видения — после десятидневного поста и молитвы Иоанну открылись судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества. Увиденное апостол записал в Откровении — самой загадочной книге Нового завета.

Отбыв ссылку, апостол вернулся в Эфес, где продолжил свои труды. Здесь он привел в порядок свои патмосские записи и завершил Евангелие и Апокалипсис. В городе Иоанн пользовался огромным уважением и снискал прозвище «апостол любви», потому что никогда не переставал призывать всех христиан к взаимному уважению и любви. И сам он неоднократно доказывал делом верность своим словам.

Например, сохранился трогательный рассказ, как апостол, будучи уже глубоким стариком, узнал, что один из его учеников стал главарем шайки разбойников. Рискуя жизнью, Иоанн отправился в горы, встретил там грабителей и отдал себя в их руки, попросив их отвести к своему вожаку. Когда бывший ученик увидел старца, то устыдился и побежал прочь, чтобы избежать разговора с учителем. Но Иоанн, позабыв о своих преклонных летах, бежал вслед и, задыхаясь, кричал:

— Сынок! Остановись! Вернись ко мне и не отчаивайся в падении своем! Я возьму на себя твои грехи, ты только подожди меня!

Этот поступок до глубины души тронул молодого человека. Он встал как вкопанный и, дождавшись, когда Иоанн добежал до него, упал к нему в ноги и долго горько плакал о своих грехах. Иоанн же ничего не говорил — он только гладил своего ученика по голове, благодаря Бога за возвращение еще одной заблудшей овцы.

Апостол Христов прожил более 90 лет, и умер в начале II века. Похоронить себя он просил живьем, и как это не казалось странным, ученики не посмели нарушить волю учителя. Они выкопали яму, Иоанн стал в нее. Сначала он приказал засыпать себя до колен, затем — по шею. Потом, простившись с присутствующими, апостол попросил накинуть ему на голову полотно и засыпать землей полностью. С великим плачем ученики выполнили и эту просьбу. Вернувшись в город, они рассказали о произошедшем другим христианам, но те возмутились этим поступком и решили срочно откопать учителя, который, возможно, был еще живой. Прибежав к месту погребения, они нашли свежий холмик, разрыли его, но тела там уже не было. Тщательные поиски результата не дали. И тогда ученики поняли, что апостол сознательно выбрал такой способ своего погребения, не желая, чтобы кто-либо знал о его дальнейшей участи. Существует благочестивое предание, что старец был взят на небо живым, дабы в дни царствования антихриста непосредственно перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.

Иоанн Богослов отошел в Вечность 8 (21) мая. И еще долгое время могила славного апостола из года в год именно в этот день покрывалась слоем ароматного масла — мира, которое приносило исцеление болящим. Как и при земной жизни, так и после кончины великий ученик Христа продолжал исцелять всех, кто с верою обращался к нему.

ФОМА

Божественная Литургия в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

9 октября в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова протоиерей Сергий Баев Совершил в нашем храме Божественную Литургию.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 — 68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Просмотры (212)

Слово на литургии в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Проповеди

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).

Сегодня святая Православная Церковь благоговейно совершает память одного из самых близких и самых верных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа – память святого славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Не многих нарочито нарекла Церковь своими Богословами. Кроме апостола Иоанна она соединила это наименование с именами лишь двух угодников Божиих: с именем великого вселенского учителя и святителя Григория, архиепископа Константинопольского, председателя Второго Вселенского Собора, и с именем дивного духоносного подвижника конца X – начала XI веков преподобного Симеона.

Что же такое, однако, богословие? Еще и еще раз задуматься над этим вопросом особенно уместно сегодня, в день, когда наша духовная школа, призвавшая быть училищем веры и благочестия, празднует здесь, в своем святом храме, священную память «богословия начальника», своего небесного покровителя.

Слово «богословие» не однозначно. Оно употребляется в нескольких различных смыслах. Богословием мы называем, например, некоторые изучаемые в нашей школе дисциплины, как то: богословие основное, богословие догматическое, нравственное и другие. При этом мы пользуемся трудами видных ученых богословов, достойных уважения тружеников, имена которых нередко золотыми буквами вписаны в летопись истории как нашей отечественной, так и мировой богословской науки.

Но это высококвалифицированное с чисто научной точки зрения, учёное, «дипломированное» богословие, несмотря на всю его важность и оснащенность научными средствами, не есть однако нечто самодовлеющее. Оно имеет свои истоки, свои корни в богословии свято­отеческом, которое выражено в догматических определениях святых Вселенских Соборов, в единодушно исповедуемых Отцами истинах веры, в богослужебном творчестве Церкви. Это богословие, составляющее важнейшую часть живого потока священного церковного предания, имеет несравненно более высокую ценность. Оно заключает в себе подлинно церковное понимание Божественного Откровения и отклик на него со стороны богопросвещенного разума и благодатию Духа Святого очищенного сердца великих подвижников веры, богомудрых пастырей и учителей Церкви.

Поэтому каждый, кто хочет стать настоящим православным богословом, отнюдь не пренебрегая данными науки и богатым опытом ученых богословов, будет все же в первую очередь следовать мудрому совету великого святителя св. Кирилла, архиепископа Александрийского, который говорил: «Самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых Отцов, постараемся принять их за главное руководство и, испытывая самих себя: в вере ли мы, наши собственные рассуждения будем сколько возможно тщательнее сверять с их верными и непорочными мыслями».

Но и сами святые Отцы, эти вернейшие хранители Священного Предания, с величайшим вниманием и усердием приникали к источникам еще более высокого б о г о д у х н о в е н н о г о апостольского богословия, которое есть не творчество человека, хотя бы и богопросвещенного, но воистину живое и действенное слово Божие (Евр. 4:12), хотя и выраженное в наших человеческих словах и понятиях.

Одним из дивных образцов этого наивысшего, апостольского богословия являются те священные книги, которые написаны великим апостолом любви святым евангелистом Иоанном Богословом.

Невозможно в кратком слове не только раскрыть всю глубину его учения о Боге, о мире, о цели нашего существования, но и сделать сколько-нибудь достаточный по полноте обзор его священного богословия. И потому не дерзая на это, напомню лишь о немногом.

Святой апостол Иоанн возвещает нам, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8, 16) и что Он «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16).

Святой апостол Иоанн учит нас, что мы, любя мир, как дело рук Божиих, любя людей, как носителей образа Божия, всегда должны помнить и о том, что некогда прекрасный первозданный чистый и осиянный славой Божией мир ныне, после грехопадения, лежит во зле (1Ин. 5:19).

У человека, преданного греху, нередко главное содержание его жизни составляют постыдные удовольствия, неудержимое стремление к стяжательству, к приобретению все новых и новых тленных сокровищ мира сего, а также эгоизм и тщеславие. Апостол напоминает нам, что все это, то есть, »похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (т. е. от Бога), но от мира«, лежащего во зле (1Ин. 2:16).

Впрочем, как свидетельствует об этом апостол Иоанн, Господь сказал о Себе: »Я пришел не судить мир, но спасти мир« (Ин. 12:47). Если же так говорит о Себе чистый и безгрешный Господь, то может ли, смеет ли осуждать другого человека, даже пребывающего во грехе, христианин, который сам отнюдь не безгрешен. Ведь мы, – как научает нас апостол, – »если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин. 1:8).

Зная о греховном состоянии мира и памятуя о собственной нашей греховности, мы должны прежде всего сами стремиться к очищению своей души через покаяние. «Если исповедуем грехи наши, то Он (Господь наш), будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды" (1Ин. 1:9).

Мы должны также уметь ясно отличать самый грех, как преступление против нравственного закона, как путь к смерти духовной в отчуждении от Бога, – от человека грешника. Ибо кроме »греха к смерти«, т. е. упорного и нераскаянного служения греху, есть, по апостолу, и »грех не к смерти« – когда человек к а к бы пленен грехом и при этом сам тяжко страдает от ощущения этой плененности. И апостол обращается к нам с таким увещанием: »Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь" (1Ин. 5:16).

Христианин призван к деятельной любви и к служению ближним. Кто говорит: «я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20). Не вражда и ненависть, а только любовь может делать в мире Божие дело, служить созиданию мира между людьми, помогать людям уразуметь их назначение, избрать путь жизни с Богом, а не смерть в удалении от Него.

Любовь, о которой говорит святой апостол Иоанн, – это, конечно, не та любовь, которой часто называют обыкновенные естественные земные привязанности или случайную близость между людьми, а то и просто необузданную страсть. Нет, это – любовь Божия, чистая, светлая, жертвенная, делающая человека способным свободно и радостно полагать «душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Именно такая любовь создаст все лучшее в человеческой жизни. Именно она созидает счастливые и Богом благословенные семейства. Именно она может сделать участником подлинно христианского миротворчества. Именно ее имеет в своем основании христиански осознанный и Церковью освященный патриотизм с его самоотверженным служением Богом дарованой Родине.

Ныне мы собрались вокруг нашего общего богодухновенного Учителя – апостола, который непрестанно учил о любви, который и во дни старости, когда уже не мог произносить продолжительные поучения, часто повторял свои любимые слова: «Детки, любите друг друга!» И, объясняя, почему так часто говорит об этом, отвечал: «Это заповедь Господня, и если будете исполнять ее, то и довольно».

Будем же чаще вспоминать и полагать в сердце своем это священное апостольское назидание. Ныне же помолимся нашему небесному покровителю святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, чтобы он испросил нам у Господа ту милость, чтобы и мы, в меру данных каждому из нас сил и возможностей, смогли воплотить в своей жизни хотя бы частичку той святой любви, которой он сам научился у своего Божественного Учителя. И тогда жизнь наша станет содержательной и радостной, будет жертвой богоугодной и благоуханием приятным, возносимым во славу Триединого Бога любви, во славу Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы: Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

дни памяти, чем помогает, житие

Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется православной церковью 9 октября по новому стилю. Преставление любимого ученика Спасителя, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – одно из самых загадочных событий в Священном Предании. Общеизвестное предание таково: прожив более ста лет, он удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая ( один из Дней памяти Ионна Богослова) , на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. В честь этого события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Икона 12 апостолам

21 мая, 3 июля и 9 октября Православная Церковь чтит память Иоанна Богослова. Он нес людям слово Божье и проповедовал любовь, считая ее главной жизненной заповедью. За это и получил необычное для святого старца, романтическое прозвище – Апостол любви.

Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают продавцы книг и работники бумажной промышленности.

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе, оказываемой нам Пречистой Девой.

Житие Иоанна Богослова

Весь жизненный путь святого – это служение Любви. Она присутствовала абсолютно во всём, что окружало апостола, ибо в ней была его настоящая сила, которую он сердечно даровал людям.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Иосифа Обручника. Она был в числе женщин, которые прислуживали Господу своим имуществом.

Иоанн был рыбаком, как и его старший брат, апостол Иаков. Они оба были призваны Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях называются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца.

Иисус назвал братьев Воанергес, что значит «сыновья грома», очевидно, за порывистый характер. Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом входил в число приближенных Господом учеников.

Выдающимися чертами характера праведного были наблюдательность и сильная восприимчивость ко всем событиям. Всё это проникало очень глубоко в помыслы Иоанна и становилось частью его самого. Он всегда оставался чутким к болям и переживаниям других: страдания каждого проживал, как свои собственные.

Но с самой великой и возвышенной Любовью он относился к своему Учителю. Жизнь Иисуса стала оплотом и примером для святого. Из неё он познал истину и благодать, всю полноту духовного мира. По его убеждению, преданность – это начало всего, где её нет, там возникает раздвоенность, неуверенность, сомнения, а это разрушает человека как личность.

Иоанн стал не только последователем Христа, своим словом он стёр границу между настоящим и будущим. Ведь каждый истинный христианин, который обращается к Богу через молитву, уже причастен к вечной Божественной жизни, а значит, будущее всего человечества совершается уже здесь, на земле.

Икона Святому Апостолу Иоанну Богослову

Пророчество Иоанна Богослова

Откровение — название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апокалипсис. В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба.

По содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового Завета, там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света, Страшный суд. В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: апокалиптические всадники, вавилонская блудница, Жена, облечённая в солнце и др. В «Апокалипсисе» упомянуто Число зверя — 666, в ходе истории многократно предлагались различные расшифровки значения этого числа.

Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над дьяволом увенчает тяжёлую борьбу. В обновлённом творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «Ей, гряди, Господи Иисусе!», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.

Молитвы Иоанну Богослову

Откровение подводит итог всему тому, что было сказано об этом в библейской традиции. Иоанн прибегает в нём к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения.

Кому и в чем помогает святой Иоанн Богослов?

По чудодейственным молитвам Иоанна Богослова люди излечивались от болезней, бездетные женщины обретали счастье материнства. Помогают православные молитвы к Иоанну Богослову и в нынешнее время. А подтверждением чудодейственной силы является, появляющееся из его гроба, благовонное миро. Появляется оно каждый год 8 мая и дает исцеление болящим. Чудотворной молитвой апостолу Иоанну Богослову просят защиты от нападения злых духов и плохих людей.

Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О, великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Открытка: Святой Иоанн Богослов: дни памяти 21 мая, 9 октября, 3 июля

Молитвой евангелисту Иоанну Богослову можно погасить скандал, уладить конфликтную ситуацию, достичь согласия между мужем и женой. Его просят о любви и уважении в семейной жизни. Женщины просят покровительства апостола Иоанна Богослова во время беременности и при родах. Жены рыбаков молятся Иоанну о благополучном возвращении мужей домой, — святой покровительствует рыболовам, так как сам родился в семье рыбака.

Молитва вторая апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
О, великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Поделиться новостью в соцсетях

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

День памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 21 мая 2017 года

Иоанн Богослов занимает важное место в становлении христианской религии. Проповедуя, он сумел донести людям свидетельства о жизни Иисуса Христа и вселил в сердца многих непоколебимую веру.

Христиане почитают святого апостола за его праведную жизнь и дела, которыми он прославился. Миссионерское участие Богослова помогло многим людям обрести веру, а впоследствии — спасение и вечную жизнь. Проповеди Иоанна, которые он неустанно повторял, несли истину Божью. Евангелист призывал жить по небесному уставу, любить друга и врага своего, как это делал наш Спаситель. Многие прежде неверующие люди пошли за Богословом, ни на мгновение не усомнившись в его словах, и продолжили передавать слово Божье дальше из уст в уста.

День памяти святого апостола в 2017 году

В 2017 году день памяти Иоанна приходится на несколько дней. Первое воспоминание состоится 21 мая. Второе событие, посвященное памяти всех учеников Иисуса Христа, в том числе и евангелиста Богослова, отмечается 13 июля. Третий день памяти святого апостола празднуется 26 ноября.

Правильно встретив знаменательные даты, можно заручиться поддержкой Высших сил и искупить свои грехи. Православный календарь на 2017 год поможет вам не упустить важные христианские праздники. 

История праздника

Согласно преданию, Иоанн жил в семье рыбака на Генисаретском побережье. В день, когда он в очередной раз занимался рыбным промыслом, около его дома появился Иисус Христос и призвал Иоанна и его брата Иакова быть его учениками. Позднее они стали самыми приближенными к Мессии.

За время, проведенное подле Христа, святой апостол узрел много чудес и присутствовал при каждом знаменательном событии в жизни Сына Божьего. За это время он успел написать пять книг из Нового Завета, где подробно описал деяния Господни. Но его самый важный труд был написан в преклонном возрасте, название ему — Евангелие от Иоанна.

Святой апостол начал проповедовать учение Мессии еще в отрочестве. На момент казни Спасителя ему было всего 16 лет. Он начал показывать язычникам силу и чудеса Божии. С каждым днем христиан становилось все больше. Император Нерон устроил охоту на всех апостолов и приверженцев вероисповедания Христа. Началось страшное гонение на христиан, а самого Богослова подвергли многочисленным смертельным пыткам, из которых он выходил всегда живым. Это единственный ученик Иисуса, который умер естественной смертью, дожив практически до ста лет.

Было решено отправить святого в заточение на остров Патмос, так как его сопротивление смерти только укрепляло веру людей. Там Иоанн прожил практически до глубокой старости, написав Откровение.

Что можно делать в день памяти

Священнослужители призывают посетить храмы: в этот день устраиваются панихиды и торжественные службы. А накануне праздника происходит чтение молитв, прославляющих святого апостола, Сына Божьего и Отца нашего. Принято проводить этот день за благими делами, присутствовать в церкви и совершать таинство Причащения, как установил на Тайной Вечере сам Иисус.

Если нет возможности посетить церковь, то настоятели советуют помолится дома. Поверье гласит, что в день смерти Иоанна из его могилы проступает тонкий прах, который способен исцелить каждого, кто до него дотронется. Многие люди хотят лично узреть подобное чудо. Поэтому паломничество в Грецию, на остров Патмос, где к святому снизошло прозрение, очень популярно среди христиан.

Что делать нельзя 21 мая 2017 года

Поскольку праздник не относится к числу двунадесятых торжеств, то особых ограничений нет, особенно в еде. Однако церковнослужители призывают воздержаться от сквернословия, употребления спиртных напитков, переедания. Избавится следует и от зла, зависти и других негативных качеств, которые Иоанн пытался искоренить в людях всю свою жизнь.

Нельзя вступать в споры, отказывать в помощи нуждающимся, лгать и предавать. Этот день вы должны провести с любовью к ближнему, ведь именно к этому призывал Иисус и его святые апостолы.

Согласно истории, жизнь апостола Иоанна помогла людям узреть силу Божью. Вера не была предана забвению: ученики Иисуса продолжили нести свет и любовь по всей земле. Проповеди святого Иоанна Богослова сопровождались чудесами, что привлекало жителей городов. Он обратил в христианство огромное количество людей: изгонял языческих бесов, исцелял и воскрешал. Практически вся его жизнь расписана в книге Нового Завета и передана нам в наследие. Чтобы получить Божье Благословение, следует молиться в день памяти Иоанна Богослова перед его иконой. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и


Смотрите также