Черты характера дикого


Образ и характеристика Дикого из пьесы "Гроза"

Во времена написания пьесы обществом управляли герои подобные Дикому. Его портрет аналогичен сотням других богатых купцов, утопавших в роскошном образе жизни, абсолютном невежестве. Такие люди тянули Россию на дно. В темное царство глупости, тупости, средневековых нравов. Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» является отрицательным. Он истинное воплощение понятия самодурство. Является ярким представителем диких нравов и сурового отношения к людям и жизни.

Савел Прокофьевич Дикой – зажиточный купец в городе Калинове. Отрицательный персонаж.



Образ и характеристика

Дикой человек, мягко говоря, неприятный. Такое впечатление производит из-за ужасного характера. Супруга Дикого зная, что мужа лучше не гневить, начинает каждое утро слезно обращаться к окружающим:

«Батюшки не рассердите! Голубчики, не рассердите!».

И так ежедневно. Несложно догадаться, как ей достается от него ежели ослушается или изволит прогневать. О счастливой, семейной жизни речи нет.

Дикой типичный портрет самодура. Привык ощущать себя полноправным властелином города. Абсолютно уверен, что имеет права влиять на судьбы жителей, нагло вмешиваясь в их жизнь.

«Захочу - помилую, захочу – раздавлю».

Чувствуя власть над людьми, пользуется этим на всю катушку, творя, что ему в голову придет. Дикой точно знает, что его выходки останутся безнаказанными.

Грубиян и хам. Разговорная речь полный кошмар. Сплошные ругательства. Может он привык так изъясняться, считая, что собеседник поймет быстрее. Доброго слова от него точно не услышишь. Дикой точно знает на кого орать, а где смолчать.

Человек настроения. Никогда не знаешь, в каком расположении духа он будет сегодня. Впрочем, улыбающимся его не видели. Вечно угрюм и озлоблен.

Не образован. За всю жизнь не прочитал ни одной книги. Фамилии известных писателей вызывают у Савела недоумение. Историю не знает. С современностью не дружит. Считает науку пустой тратой времени. Глупостью, смешным занятием недостойным уважения. Одним словом дикий человек.

Осознает поступки. Прекрасно осознает, что поступает плохо, но изменить ситуацию либо измениться самому – это не для него.

«Знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу».

Жаден до денег. Деньги главное в жизни Савела Прокофьевича. Смысл и суть. Попади денежные средства в карман Дикого, он никогда не сможет расстаться с ними. Служащие забыли, что такое жалованье. Стоит кому-то попросить одолжить деньжат, у Дикого начинается внутреннее клокотание.

«Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю разжигать станет».

Когда его пытаются укорить жадностью, Дикой оправдывается:

«Кому своего добра не жалко».

Редкий случай, когда удастся выпросить. Зато такого наслушается, мало не покажется.

Отношение к женщинам. Вот уж кому достается от Савела Прокофьевича так это бедным женщинам. Вся агрессия направлена на женский пол. Единственная женщина, которую тиран и деспот побаивается Кабаниха. Ее уважает. С мнением считается. Чувствует баба сильней и хитрей. У самой характер сродни его.


Эгоистичен. По завещанию Дикой должен племяннику наследство, доставшееся Борису от бабки. Одно из условий получения является почтительное отношение к дядюшке. Такие условия Дикому выгодны. Он пользуется этим, заставляя племянника пахать на него с утра до ночи. Словно он бесплатная рабочая сила. Почему бы не поэксплуатировать родственника. При этом Дикой постоянно унижает и оскорбляет племянника. Постоянно ему напоминает, словно оправдывается:

« У меня свои дети, зачем я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!».

Труслив. Несмотря на боевой характер Дикого, он труслив, как заяц. Обычная гроза способна привести его в трепет. Она у него ассоциируется с Господней карой, сверхъестественной мощью. Он старается от нее укрыться, боясь, что гром небесный его разразит.

Уверен в себе. Идет по жизни напролом. Словно танк, не останавливается перед преградами на пути. Точно знает, что делает и абсолютно уверен, что поступает правильно. Мнение других безразлично.

Характеристика образа Дикого в пьесе «Гроза» Островского

«Еще недавно люди были очень дикие»
(Л. Добычин)

Дикой в пьесе Островского «Гроза» полностью принадлежит «тёмному царству». Богатый купец, самый уважаемый и влиятельный человек в городе. Но одновременно с тем ужасно невежественный и жестокий. Характеристика Дикого в пьесе «Гроза» неразрывно связана с описанием нравов и привычек жителей города. Сам Калинов является вымышленным пространством, поэтому пороки распространяются до масштабов всей России. Выявив черты характера Дикого можно с лёгкостью понять ту печальную общественную ситуацию, которая сложилась в России XIX века.

Автор Дикому в «Грозе» характеристику даёт скудную: купец, значительное лицо в городе. О внешности не сказано практически ни слова. Тем не менее это колоритный образ. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Семантическое поле «дикости» не раз упоминается в тексте произведения. В описании жизни города Калинова постоянно упоминаются пьянство, ругань и рукоприкладство, иначе говоря, дикость. Немотивированный страх перед грозой лишь укрепляет уверенность в том, что жители остановились на некоем первобытном этапе развития. Имя Савл тоже говорящее. Оно принадлежит христианской традиции. Этот библейский персонаж известен как гонитель христиан.

Образ Дикого в пьесе «Гроза» Островского вполне однозначный. Нет ни одной сцены или эпизода, где этот персонаж проявил бы свои положительные качества. Да и проявлять, собственно, нечего. Весь Дикой будто состоит из жёлчи, грязи и ругани. Практически во всех его репликах присутствуют бранные слова: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом», «Отстань ты от меня! Отстань! Глупый человек!», «Да вы, проклятые, хоть кого в грех введёте!»

Бездумное подчинение тем, у кого больше денег, создало некую легенду о Диком как о главном человеке в городе. И дикой ведёт себя в соответствии с этим условным статусом. Он грубит городничему, ворует у простых мужиков, угрожает Кулигину: «а за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!», «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Дикой необразован. Он не знает историю, не знает современность. Имя Державина и Ломоносова, а тем более строчки из их сочинений, похожи для Дикого на самую оскорбительную ругань. Внутренний мир героя настолько беден, что у читателя нет оснований сочувствовать ему. Дикой даже не герой, а скорее персонаж. В нём нет внутренней наполняющей. За основу характера Савла Прокофьевича взято несколько качеств: алчность, себялюбие и жестокость. Больше в Диком совершенно ничего нет и априори не может появиться.

Практически незаметной читателям остаётся одна сцена из жизни Дикого. Кудряш рассказывает, что однажды один человек грубил Дикому и поставил того в неловкое положение, из-за чего над купцом ещё две недели смеялись. То есть Дикой на самом деле вовсе не такой, каким хочет казаться. Именно смех является показателем его незначительности и неуместного пафоса.

В одном из действий хмельной купец «откровенничает» с Марфой Игнатьевной. Кабаниха говорит с ним на равных, с её точки зрения Савл Прокофьевич был бы менее спесив, если в Калинове был человек богаче Дикого. Но Дикой не соглашается, вспоминая, как бранил мужика, а после извинялся, кланяясь тому в ноги. Можно сказать, что в его речах реализуется типичная черта русского менталитета: «знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу». Дикой признаётся: «я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Кабаниха замечает, что часто Савл Прокофьевич специально пытается вызвать в себе агрессию, когда к нему приходят просить займы. Но Дикой парирует — «Кому своего добра не жалко!» Хоть купец и привык вымещать свою злобу на женщинах, с Кабанихой он осторожничает: она хитрее и сильнее его. Возможно, именно в ней он видит куда более сильного тирана, чем он сам.

Роль Дикого в «Грозе» Островского ясна. Именно в этом персонаже воплощено такое понятие, как самодурство. Дикой алчный никчёмный человек, возомнивший себя вершителем судеб. Он капризный и безответственный, как Тихон, точно так же любит пропустить рюмку водки. Однако за всей этой тиранией, хамством и невежеством скрывается обыкновенная человеческая трусость. Даже грозы Дикой боится. В ней он видит сверхъестественную мощь, кару Господню, поэтому как можно скорее пытается от грозы спрятаться.

Благодаря такому концентрированному образу можно выделить множество общественных изъянов. Например, чинопоклонничество, взяточничество, скудоумие, ограниченность. Наряду с этим можно говорить также и об эгоизме, падении моральных принципов и насилии.

Тест по произведению

Образ и характеристика Дикого в пьесе Гроза Островского сочинение

Савел Прокофьевич Дикой – персонаж из пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Савел Прокофьевич – зажиточный купец в городе Калинове. Из всех жителей он там самый богатый. У него есть семья: жена и дочери подросткового возраста. Все люди относятся к нему с уважением из-за его характера.

Дикой очень жадный и эгоистичный человек. Постоянно кричит и ругается, после того, как у него кто-то попросит денег. Но таким образом он ведет себя не со всеми, а только, кто слабее его. Если на кого-то Савел Прокофьевич не может накричать, то вымещает свою злость на домочадцах. Жена его все время, плача, просит всех не злить его. А если он уходит куда-нибудь, то дома этому рады.

Дикой из-за своей скупости не платит рабочим мужикам. На него даже жаловались городничему, но и тот влияния на него не имеет. К нему приехал его племянник Борис за наследством, которое он получил от бабушки. Но получить его он может у самого Дикого и только при почтительном обращении с дядей. Савел Прокофьевич не хочет отдавать Борису деньги, заставляет бесплатно работать. Островский дает понять, что наследства он не получит.

Дикой очень глуп. На предложение Кулигина защитить жителей Калинова с помощью постройки громоотводов он ругается и оскорбляет его. Живет суевериями и верит, что гроза посылается на землю за грехи людей, как кара небесная.

Единственный человек, который имеет на Дикого влияние это кума Марфа Игнатьевна Кабанова, которая тоже «славится» в городе, как тиран своих домочадцев. Когда он пытается прикрикнуть на Кабаниху, та ставит его на место, за что Савел Прокофьевич извиняется. Он сам признает, что только она может его понять и усмирить. Признается ей, что не хочет себя так вести, но не может ничего с этим поделать. Дикой рассказывает ей, как однажды он обругал мужика, за что извинялся перед ним, стоя на коленях.

Из этого следует, что Савел Прокофьевич Дикой – самодур, глупый и эгоистичный персонаж в пьесе «Гроза».

Сочинение Дикой в пьесе Гроза

В данной пьесе Дикой является богатым человеком с большими связями. Однако вместе с этим очень грубый и некультурный. Островский даёт незначительную характеристику помещику, что он купец и влиятельное лицо во всём городе. Несмотря на это, образ весьма выразительный. Его фамилия уже отвечает за его поступки. Смысловая область"дикости" частенько оглашается в произведении.

Описывая повседневную жизнь города, писатель очень часто говорит о брани, попойках и вопиющему невежеству. Животная боязнь жителей перед грозой только увеличивает убеждённость в том, что они так и остались на одной из низших ступеней развития. Имя помещика Савл, также весьма значащее. Оно относится к догматам христианства. Данный человек из Библии, под именем Савл, был ревностным христианским преследователем. Общий образ Дикого всегда однообразный. Не существует ни единой главы или сцены, где бы он делал людям добро. Собственно ему и нечего было показать. Барин как-будто полностью сделан из жестокости и бранных слов. Почти во всех диалогах с ним встречаются ругательства, типа: «Отстань ты от меня! Отстань! Глупый человек!» и подобные этому.

Савл подчинялся только тем людям, кто были на порядок богаче его самого. Отсюда и появилась басня о нём, как о начальнике всего Калинова. Он ругается с городничим, бесстыдно ворует деньги у простых крестьян, бросает угрозы Кулигину. Он не имеет абсолютно никакого образования. Ему незнакома история России, так же как и современное время. Такие известные имена, как Ломоносов или Державин, а уж тем паче строки стихов, всё это для Дикого подобно унизительным ругательствам. Его нравственность настолько низка и бедна, что Островский нигде ему не сочувствует. Он по сути и не герой вовсе, а всего лишь персона.  У него в сущности не существует духовного мира. Как основание всего его характера в целом, автор собрал из нескольких ужасных человеческих качеств: жестокосердие, завистливость, корыстолюбие, самолюбие и непомерная злость окружающим его людям.

Исходя из такого насыщенного представления, необходимо выявить следующие порочные черты: насилие, вымогательство, бестолковость, замкнутость, эгоистичность и полное падение морали.

Вариант 3

Дикой в пьесе «Гроза», персонаж, принадлежащий «тёмному царству». Этот человек имеет влияние среди горожан, его уважают, так как он является богатым купцом. При этом он обладает весьма жестоким и невежественным характером. В негативные черты этого героя автор вложил все пороки общества того времени.

О внешности автор не упоминает почти ни слова, а вот фамилия купца является говорящей. Образ его вполне однозначен, так как во всей пьесе нет ни одного эпизода, в которых Дикой показал бы себя с положительной стороны. Он будто бы состоит только из ругани и желчи. Почти в каждой реплике герой использует бранные слова.

Горожане бездумно подчиняются тем, у кого больше денег. И Дикой пользуется этим положением, грубо общаясь с городничим, воруя у простых мужиков и угрожая всем своей властью. Он не образован, не знает событий прошлого, да и в современности разбирается плохо.

Ему не знакомы имена Державина и Ломоносова, а тем более строчки из их произведений. Его даже сложно назвать героем, больше подойдёт «персонаж». Его внутренний мир беден, он состоит лишь из алчности и жестокости. Больше в нём ничего нет. Поэтому у читателей нет причин сопереживать данному персонажу.

Один эпизод раскрывает Дикого с другой стороны. Кудряш рассказывает, как однажды кто-то нагрубил Дикому, поставив того в неловкое положение. После этого над ним ещё какое-то время смеялись горожане. То есть, на самом деле, он не такая важная шишка в их глазах, как думает сам. И смех – главное тому доказательство.

За образом человека самовлюблённого и грозного, скрывается обыкновенный трус. Ведь Савл Прокофьевич боится даже грозы, считая её карой божьей и наказанием за людские грехи. К тому же, персонаж капризен и безответственен, не откажется выпить водки и нахамить кому-нибудь. В нём прослеживается одна из черт русского менталитета: когда человек понимает, что поступает плохо, но пересилить себя не может.

Образ Дикого раскрывает не только его самого, но помогает раскрыть и жителей города. Они страдают чинопоклонничеством, ограниченностью и скудоумием. Привыкли думать только о себе и решать проблемы, давая взятки. Дикой является воплощением такого понятия, как «самодурство». В нём автор собрал все пороки и отрицательные черты людей тех времён, а особенно наделенных богатством. Они эгоистичны, их моральные качества очень низки, и они не гнушаются прибегать к насилию.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Дикого в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

  • Поленов

    Родители художника были очень образованными людьми, они много занимались со своими детьми, особенно мать. К живописи тяга у Василия Поленова была с раннего детства.

  • Герои Сказки о потерянном времени Шварца (характеристика персонажей) сочинение

    Герои «Сказки о потерянном времени» составляют две противоборствующие группы: группу школьников, которые превратилась в стариков, и группу злых волшебников, которые украли время у школьников и превратились в детей.

  • Сочинение Анализ легенды о Ларре из произведения Горького Старуха Изергиль

    Составная часть произведения Горького, в которой пролетарский писатель выразил свое отношение к этике и некоторым человеческим качествам в форме легенды.

  • Тютчев

    Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Место рождения была усадьба Овстуг. Мальчик ещё с малых лет начал обучаться латыни и поэзии древнего Рима. К 12 годам Тютчев уже мог переводить лирические стихотворения оды Горация

  • Образ Петербурга в повести Портрет Гоголя сочинение

    Произведение Гоголя «Портрет» разделено на две тесно взаимосвязанные части. В первой части автор знакомит нас с таинственным портретом, купленным юным художником в картинной лавке

Образ Дикого

Савел Прокофьевич Дикой - представитель диких нравов, беспощадно сурового отношения к жизни и людям, самодур в самом полном смысле слова. Что взбредет в его ограниченную голову, то он и делает, и нраву его никто, по его мнению, не смеет и не должен препятствовать.
«Раз тебе сказал, два тебе сказал: не смей мне навстречу попа¬даться!», - кричит он на племянника Бориса, - «тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди; тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый!»


Дикой жаден до денег - и нет для него ничего хуже, как отдавать деньги; он никому из служащих у него не назначает поэтому жалованья. «Нешто ты мою душу можешь знать?», - говорит он. «А может я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Само собою разумеется, что он «во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил», - как говорит Кудряш. Когда нужно расплачиваться, он нарочно старается рассердить себя, чтобы накричать на человека, просящего денег.
«Друг ты мне», - объясняет свой нрав он сам, - «и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдать - отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутренную разжигать станет».


Он «воин», по определению Кабанихи, и у него, по его собственным словам, в доме постоянно «война идет». Эгоизм Дикого совершенно беззастенчивый и совершенно наивный, а потому и высказывается вполне откровенно. Он должен по нелепому завещания бабки Бориса отдать племяннику и племяннице хранящееся у него наследство лишь подтем условием, ели они окажутся к нему почтительны. Он пользуется подобным обстоятельством, заставляет Бориса служить себе даром, ломается над ним и начинает простодушно поговаривать: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!».


Кулигин рассказывает, как однажды мужики пошли на него жаловаться городничему, что ни одного из них путем не разочтет.
Городничий и стал ему говорить: «Послушай, - говорит, - Савел Прокофьевич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят».
А он потрепал городничего по плечу и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!».


Всякого Дикой обругает, ни перед кем не остановится. Перед од¬ним человеком только он пасует - это Кабаниха; она одна только может его «разговорить», по его выражению. Он и на нее иной раз пытается прикрикнуть: «Ну, так что ж, что я воин! Ну, что ж из этого?» Но она умеет его осадить. Когда он обругал странницу Феклушу, Кабаниха спокойно и сурово говорит ему: «Ну, ты не очень горло-то рапускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Дикой сдерживается: «Постой, кума, постой! Не сердись!»- просит он. Кабаниха-представительница жизненных принципов, крепка опорой на закон, поэтому Савел Прокофьевич и смиряется перед ней; безудержный самодур, он, однако, вообще боится нравственного закона. Очень интересен в этом смысле его рассказ Кабанихе, как говея о Великом посту, изругал он мужика, пришедшего за деньгами, «так изругал, что лучше требовать нельзя», и как потом у этого мужика прощенья просил:
«Истинно тебе говорю, - повествует Савел Прокофьевич, - мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит; тут на дворе в грязи ему и кланялся, при всех ему кланялся».


Само собой разумеется, что уважение Дикого к закону чисто внешнее: он поклоняется мужику перед исповедью, а потом мужику же будет плохо.

Характеристика и образ Дикого из пьесы Островского «Гроза»

Характеристика Дикого из пьесы «Гроза» Островского важна для раскрытия идейного смысла произведения. Образ этого персонажа необходимо проанализировать для понимания, что хотел показать автор. Выдуман этот человек или имел прототип? Почему Островский назвал его именно так? Какими чертами наделил героя? Обо всем этом речь пойдет в сочинении.

Краткая характеристика Дикого из пьесы «Гроза»

Савел Прокофьич Дикой – житель городка Калинов, где разворачивается действие «Грозы». Купец с очень большим доходом. Деньги любят его, и он расстается с ними крайне тяжело. В своем городе Дикой – уважаемый человек. Его считают авторитетом и побаиваются. Главная причина этого – богатство. В Калинове Дикой – самый обеспеченный житель.

Островский дает достаточно скудную характеристику Дикому. Практически отсутствует описание внешности этого персонажа. Составить представление о герое читатель может, лишь «наблюдая» за его поведением по ходу сюжета.

Особенности образа Дикого

Образ Дикого можно назвать цельным. Ему не свойственны какие-либо колебания, сомнения, метания. Он не занят поисками смысла жизни, не стремится к каким-то вершинам, не мучится угрызениями совести. Это человек-бульдог. Он уверен в себе и во всем, что делает. Он идет по жизни словно танк, не заботясь о том, что по пути может кого-то раздавить.

При этом Дикой совершенно не образован и невежественен. Искусство, наука, политические и общественные процессы очень далеки от него и не интересны. Более того, все это Дикой считает пустым, смешным, недостойным уважением, а то и вредным. Живет богач, руководствуясь предрассудками или приметами.
Это ярко проявляется, когда Кулигин обращается к купцу за помощью в устройстве громоотвода. Жители Калинова очень боятся грозы, потому и возникает такая идея. Однако Дико высмеивает идею Кулигина и его самого. Он утверждает, что гроза с громом и молниями – это знак Божий людям. Напоминание о том, что жить нужно правильно. И глупо пытаться бороться с высшей силой при помощи каких-то «шестов да рожнов». Другого мнения богач не признает.

Единственное, что имеет значение для Дикого – это деньги. Если они попали к нему в карман, то Савел Прокофьич ни за что не расстанется с ними. Даже жалованье работникам Дикого приходится выклянчивать. Однако это не всегда получается, а если и выйдет, то придется выслушать от богача много брани.
Главная черта Дикого – это грубость. Она прослеживается по ходу всего произведения. Из уст Савела Прокофьича постоянно сыплются бранные слова. Он абсолютно не стесняется в выражениях, не сдерживает себя, без всякого зазрения совести унижает, оскорбляет собеседника. Называет всех вокруг «дармоедами», «аспидами».

Грубияном и самодуром купец проявляет себя везде. Однако больше других достается его семье. Племянника Бориса Дикой просто затравил. И все потому, что тот зависит от него материально. Супруга толстосума, доведенная до отчаяния, стыдясь поведения мужа, дрожа перед ним, со слезами на глазах просит всех знакомых и близких не сердить Савела Прокофьича. Однако выполнить ее просьбу сложно даже при желании. Агрессивность Дикого часто не обоснована. Ему может не понравиться внешний вид человека, какое-то его слово, взгляд – и начинается брань.

Значение образа купца в произведении

С какой целью автор ввел в свое произведения этого персонажа? Для понимания значения образа Дикого в «Грозе», нужно вспомнить еще об одной черте этого человека. Самый богатый и уважаемый человек Калинова на самом деле – обычный трус. Дикой ведет себя по-хамски только с теми, кто не может «дать сдачи», кто слабее морально.

Если на пути встречается человек, готовый дать отпор, буян и самодур «поджимает хвост». Например, отношения Дикого с его конторщиком Кудряшом. Он нисколько не боится начальника и может ответить ему грубостью. По этой причине купец предпочитает с работником не связываться. С уважением толстосум относится и к властной и жестокой Кабанихе. Рядом с подобными людьми агрессивность купца пропадает.

В пьесе «Гроза» Дикой – представитель «темного царства». Более того, его ревностный хранитель. Дикой – противоположность «царству света». Оно побеждает, если человек не склоняет головы, может дать отпор.
На такие мысли и наталкивает образ Дикого, которому автор дал даже красноречивую фамилию. Возможно, недостатки персонажа несколько преувеличены – здесь присутствует гипербола.

Пьеса была написана в те времена, когда таких богатых самодуров было очень много. Именно они управляли обществом. Образ Дикого не имеет какого-то одного прототипа – он списан с сотен купцов, утопавших в роскоши и невежестве, тянувших Россию на дно, в темное царство дурости, грубости и средневековых нравов.

Характеристика и образ Дикого из пьесы Островского «Гроза»

4.9 (97.89%) 19 votes
Сохрани к себе на стену!

А. Островский, «Гроза»: характеристика Дикого

Александр Островский в пьесе «Гроза» всех жителей города разделил на две большие группы: «темное царство» и угнетенные. К первой относятся властные, богатые и невежественные люди, подавляющие все современное и живое. Яркими представителями этой группы являются Дикой и Кабаниха. Им автор противопоставляет жертв «темного царства», угнетенных людей. К ним относятся Кулигин, Катерина, Борис, Тихон, Варвара, Кудряш. Несчастные герои одинаково страдают от представителей «темного царства», только вот свой протест показывают по-разному.

Деньги правят миром

Характеристика Дикого становится понятной после прочтения фамилии помещика, которая говорит сама за себя. Савел Прокофьич является богатым купцом и очень уважаемым человеком в городе Калинове. Это один из самых отрицательных персонажей в пьесе. Грубый, агрессивный, невежественный, упрямый – вот такая краткая характеристика Дикого. Этот человек чувствует свою безнаказанность, поэтому  им руководит необузданный произвол. Помещик позволяет себе обращаться с людьми как с ничтожеством, грубить, обзывать, обижать – все это доставляет ему несказанное удовольствие.

Дикого можно охарактеризовать одним словом – самодур. Савел Прокофьич запугал всех вокруг, от него нет покоя ни окружающим людям, ни родным. Характеристика Дикого у читателей вызывает отвращение. Каждый день его жена со слезами на глазах умоляет всех не гневить барина, но его невозможно не рассердить: он и сам не знает, каким у него будет настроение через минуту. Домашние от ярости Савела Прокофьича прячутся по чуланам и чердакам.

Чрезмерная жадность помещика

Характеристика Дикого будет более полноценной, если к самодурству добавить еще и жадность. Больше всего на свете он любит свои деньги, расставание с которыми для него словно нож в сердце. Прислуга и намекнуть не смела о жалованье. Хозяин и сам понимает, что нужно деньги отдать, и в конце концов он их отдаст, но перед этим обязательно обругает человека. Обидеть кого-то, уколоть побольнее барину ничего не стоило. Он нисколько не стыдится посторонних, употребляет крепкие словечки и без стеснения куражится над теми, кто слабее его.

Невежество и деспотизм толстосума

Трусость перед равными себе, неприятие всего нового – это тоже характеристика Дикого. Помещика не волнуют чувства окружающих людей, но он придерживает свой нрав перед теми, кто может дать отпор. Савел Прокофьич не посмел нагрубить проезжему гусару, но затем свою обиду выместил на домашних. Кабанихе он тоже не смеет показать свой характер, поскольку считает ее равной себе.

Островский очень хорошо показал невежество Дикого в разговоре помещика с Кулагиным. Савел искренне полагает, что гроза посылается в качестве наказания за грехи. Он обвиняет Кулагина в мошенничестве, ведь как можно от стихии обороняться рожнами да шестами. Характеристика Дикого показывает, какой он на самом деле глупый и отсталый человек. Его невежество прослеживается в манере говорить, в интонации, использовании бранных, оскорбительных выражений, искажении слов иностранного происхождения. Грубый, глупый, упрямый деспот – вот что можно сказать о Диком.

Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого в таблице кратко

Кабанова и Дикой – отрицательные персонажи драмы А. Н. Островского «Гроза». Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого позволяет выявить сходства и различия героев-тиранов.

Общие черты

Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой – представители старого уклада жизни.

Характеристика Дикого и Кабанихи часто сливаются воедино, так как главное в их жизни – это власть. Оба персонажа являются настоящими деспотами.

Дикой постоянно гневается на свою семью. В ходе повествования читатель узнает о том, что племянник Дикого Борис обязан прислуживать ему, чтобы получить бабушкино наследство.

Кабаниха держит в постоянном страхе собственных детей: Тихона и Варвару. Жену Тихона Катерину Кабанова сразу же невзлюбила, поэтому она относится к ней с презрением и жестокостью. Кабаниха, как и Дикой, не дает свои родственникам шанса на свободную и счастливую жизнь.

Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что они постоянно находятся в центре внимания. Герои чувствуют свою власть не только в собственных семьях, но и во всем городе. Кабаниха и Дикой делают абсолютно все, что им вздумается. Деспотизм персонажей остается безнаказанным, никто не решается пойти против Дикого и Кабановой. Дикой считает всех людей червяками, которых он может с легкостью раздавить.

Еще одна черта, которая свойственна и Дикому, и Кабанихе, – страсть к деньгам. Дикой не любит прощаться с ними, поэтому он не выплачивает честно заработанные крестьянами деньги. Это же касается и любых материальных благ: чтобы получить наследство, которое даже не принадлежит Дикому, Борису приходится идти у Дикого на поводу.

Различия

Несмотря на похожий образ жизни и их самодурство, Кабаниха и Дикой все же имеют различия.

Если Дикой не беспокоится о том, что о нем скажут другие люди, то Кабанова заботится о своем положении в обществе. Дикой не боится даже городничего. Он открыт перед всем обществом, ничего от него не скрывая. Кабаниха же старается показать себя с лучшей стороны, чтобы все вокруг думали о ней только хорошо. Для этого Кабаниха ходит в церковь и помогает нуждающимся. Героиня скрывает все то, что происходит в стенах ее дома.

Также Кабаниха, совершенно ничего из себя не представляя, любит поучать окружающих, давать им советы, которые связаны с традициями старины. Именно они являются первостепенными в жизни Кабановой.

Отличительной особенностью является то, что Дикой признается в том, он во многих ситуациях ведет себя неправильно. Он утверждает, что иной раз извиняется перед своими близкими за совершенные проступки. Дикой рассказывает, что может извиниться и перед обычным мужиком, которого он когда-то обидел. Кабаниха же считает себя правой в любых обстоятельствах. Она не способна просить у кого-то прощение.

Сравнительная таблица

Чтобы понять общие и различные черты, поможет следующая таблица:

Кабаниха

Дикой

Общее

Представители старого уклада жизни

Настоящие деспоты, разрушающие жизни членов своей семьи

Любят деньги и другие материальные ценности

Различия

Ханжа и лицемерный человек, для которого важно мнение общества

Человек, который никого не боится

Окружающие люди уважают Кабаниху, считают ее милосердной женщиной

Окружающие боятся Дикого и не пытаются идти против него

Скрывает домашнюю обстановку

Не скрывает домашнюю обстановку

Все свои поступки оправдывает соблюдением традиций

Эгоист, думающий только о себе и уверенный в своей вседозволенности

Уверена в своей правоте в любых ситуациях, не способна на извинения

Признает свои негативные черты, может просить прощение за свое поведение

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи», рассмотрит общие и различные черты характеров персонажей.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Самые популярные материалы мая для 10 класса:

Образ Дикого в пьесе "Гроза" Островского

Пьеса «Гроза» Александра Островского представляет яркую картину крепостного общества конца XVIII века. Драматург вводит нас в мир русского приволжского города Калинова, живущего уж который век одной и той же патриархальной размеренной жизнью. Это – мир мещан и купцов. Так ли он хорош? Много ли светлого в русском патриархальном добуржуазном обществе?

Отюдь.

На ком держится «темное царство»?

Лишенная позитивного вектора развития городская община времен разложения крепостного права социально больна до такой степени, что Николай Добролюбов именует ее «темным царством».. Он же, назвав Островского «знатоком русской жизни», фактически подтверждает представленную драматургом типичность образов. Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза» действительно получают прямую выгоду от страданий окружающих и всячески поддерживают удушающую, антисоциальную атмосферу в обществе. Смысл сохраняемого ими «темного царства» - очевиден: трансформация людских страданий в их личное богатство, в капитал купцов - мироедов. Оба вышеупомянутых отрицательных образа в русской литературе считаются классическими. Они раскрыты автором с огромной художественной силой. Темой нашей статьи является типаж купца Савелия Прокофьича Дикого. К сожалению, многие критики подчеркивают его примитивность. По нашему мнению, это неверно. В частности, заслуживает внимание то, что Савел Прокофьич - одновременно является и властелином, и жертвой уездного «темного царства».

Специфика образа купца Дикого

Образ Дикого в пьесе «Гроза» типичен для российского общества. Это человек, «сделавший» огромное состояние, поднявшись из самых низов. Автор не дает нам прямого комментария по этому поводу, однако вдумчивый читатель обнаружит это. По психотипу купца. Поясним нашу версию. В народе когда-то бытовала пословица «Нет хуже пана за своего Ивана». Образ Дикого в пьесе «Гроза» - четкая иллюстрация справедливости этой мысли. Савел Прокофьевич, даже став главным магнатом города Калинова, не может остановиться в своей инерции эдакого киборга по зарабатыванию денег любыми путями.

Синдром Савела Прокофьича

Наша задача – понять образ Дикого в пьесе «Гроза» . Представьте себе, что вы – актер, «входящий в эту роль». Как это сделать кратчайшим путем? Что вам посоветовать? Допустим, вы хронически лишены милосердия. Представим: причинив человеку страдания и даже разорив его, вы не испытываете никаких моральных угрызнений. «Входя в образ», притворитесь, что вам неведомо чувство ответственности перед обществом… Вы ощутили это?

Согласитесь, страшный, разрушительный образ Дикого в пьесе «Гроза» - типичен и нередко встречается и в нашем обществе, только в других ипостасях… В своем стремительном и непрерывном обогащении он имеет одно странное преимущество перед другими людьми – он не терзаем совестью. Савел Прокофьич агрессивно расширяет свое жизненное пространство, останавливаясь лишь перед двумя факторами: перед Силой и перед Властью. Рассмотрим вышепредставленную сжатую характеристику подробней…

Немилосердие купца Дикого

Как мы уже упоминали, образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» - даже не типаж человека, идущего на сделку с совестью (у Савела Прокофьича она попросту отсутствует). Его моральные принципы – весьма расплывчаты, а следование обрядам православной церкви скорее напоминает сделку с Богом по отпущению грехов, чем искреннее желание – гармонизировать себя и свои отношения с обществом и с семьей.

Ежедневно его супруга молит посетителей: не гневить его. Ведь Дикой в ярости не контролирует себя, даже домашние от него прячутся по чердакам да чуланам.

Рефлекторная ярость

Манипулировать человеком через страх – таково его комфортное состояние, о чем он стесняется открыто сказать. (Вслух же он говорит: «Сердце у меня такое!») Образ Дикого из пьесы «Гроза» - опасный типаж человека, получающего материальную выгоду, во время пребывания в состоянии неадекватном, граничащем с шизофренией.

Именно в состоянии измененного яростью сознания он творит вещи, которые зачастую не может объяснить потом. Вспомним хотя бы его повествование куме Марфе Кабановой о несчастном мужичонке-просителе, которого едва не «пришиб до смерти».

Привлекает внимание тот эпизод, когда рассказывает о своей неконтролируемой ярости Дикой в пьесе Островского «Гроза». Характеристика, данная им самому себе - лукава. Все – объяснимо: припадки бешенства его – изначально корыстны, они приносят ему деньги. Ведь когда он недоплачивает униженным криком нанятым людям за работу, то в его пользу работает принцип: «сэкономленные деньги – заработанные деньги!» Ежедневные припадки гарантируют ежедневную дополнительную прибыль.

Опасность психического расстройства

Беспокоит же его другое. Лишенный всякой духовности, образ Дикова в пьесе «Гроза», попадает в своеобразный замкнутый круг, напоминающий толкиеновское лживое кольцо всевластия. Он понимает, что выработанный им десятилетиями рефлекс «инициация бешенства - получение выгоды» может сыграть с ним злую шутку: окончательно свести с ума и погубить. Именно об этом он высказывает тревогу своей куме – купчихе Кабанихе. Савел Прокофьич уже сам не замечает, когда в нем срабатывает механизм, включающий безумие…

Почему образ Дикого представлен эпизодически?

Человек, терроризирующий город… Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» намеренно раскрыт Островским несистемно. По ходу действия он лишь трижды появляется перед взглядом зрителя спектакля. И это понятно. Довольно рискованно даже классику обличать своих современников – сильных мира сего.

Какие черты, не раскрытые автором, могут быть присущи Савелу Прокофьичу? Подобную характеристику большинство взрослых читателей без труда могут домыслить сами. Предоставим только две ключевые мысли к этому рассуждению. Типичным ли у современных властьимущих является наличие психотипа главного купца города Калинов? Обладает ли реальными правами в суде современный среднестатистический житель?...

Вывод

Это, конечно, печальная правда, но перед нами в масс-медиа ежедневно мелькает сонм современных бессовестных купцов Диких, апологетов неоверсии крепостного права. Это - современные феодалы, благоденствующие посреди целых слоев общества (по меткому выражению Пелевина, работающих «за еду»).

Итак, какие черты могут дополнить осовремененный образ Дикого в пьесе Островского «Гроза»? Такую практику, между прочим, демонстрируют театры Израиля, где на «ура» идет осовремененная версия гоголевского «Ревизора». Давайте «включим фантазию. Что может в современном обществе помогать типажу Дикого «подняв муть в воде», эффективней зарабатывать деньги и насаждать свое «эго»?

Ответим кратко. Талант по разжиганию ненависти между людьми и представителями разных национальностей. Отсутствие моральных тормозов при санкционировании убийства (или убийств). Желание загребать жар чужими руками, используя, как инструмент, свои деньги.

Заканчивая наши рассуждения, отметим, что подобная социопатия действительно отравляет гармонию общества, превращая отношения в нем в «темное царство».

характеристика Дикого и Кабанихи в драме «Гроза» – сочинение по теме

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали,
как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями?

В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир — на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Тест по произведению

Какими чертами характера обладает дикой гроза. Характеристика и образ Дикого из пьесы Островского «Гроза

Савел Прокофьевич Дикой является одним из главных персонажей произведения, представленный писателем в образе предприимчивого и властного купца, одного из зажиточных жителей уездного городка.

Характер Дикого отличается чрезмерным беззастенчивым эгоизмом и отчаянной жаждой денежного богатства, граничащей с умопомешательством. Моральные и нравственные принципы в натуре Дикого полностью отсутствуют, а соблюдение православных церковных обрядов больше относится к мнимой сделке со всевышним по отпущению грехов. Понятие совести и сострадания для Дикого незнакомо, причинив страдания людям, слабых и ниже его по положению, он не испытывает никаких моральных угрызений и душевных переживаний.

Писатель описывает купца как неконтролирующего свое поведение, неадекватного порой человека, подверженного приступам бешенства и ярости, манипулирующего людьми путем использования страха и давления. При Дикой получает не только моральное удовлетворение, но и материальную выгоду, поскольку недоплачивая забитым крестьянам денег за работу, он гарантирует себе постоянный дополнительный доход.

Дикой крайне невежественен и не образован, у него полностью отсутствует желание просвещаться и избавиться от своей дремучей темноты, его не интересуют ни современное общественное положение, ни историческое прошлое. Речь Савела Прокофьевича состоит из сплошных ругательств, желчи и грубостей, а внутренний мир персонажа является совершенно пустым. При этом он обожает выпить рюмочку, другую водочки.

Помимо жестоких черт нрава Дикого ему свойственна и трусость по отношению к тем, кто способен указать купцу его истинное место. Пасуя перед Кабанихой, еще одной представительницей темного царства, Дикой понимает, что купчиха является более умной и хитрой женщиной по сравнению с ним. Поэтому вымещает всю свою ненависть и злобу над ни в чем неповинными домашними. Грозы Дикой тоже боится, но в силу своей невежественности считает ее сверхъестественным явлением и старается спрятаться от нее.

Агрессивно расширяя свой жизненный потенциал, двигаясь на встречу алчности, жестокости, себялюбию, Дикого останавливает лишь власть и сила.

Сочинение про Дикого

Дикой является одним из героев пьесы «Гроза» Александра Николаевича Островского и носит говорящую фамилию. В произведении герой предстает богатейшим купцом, который пользуется чрезвычайным уважением среди всех окружающих. На его примере автор показывает проблему, существовавшую в России не только на тот момент, но и сейчас.

Действия произведения происходят в вымышленном городе с названием Калинов. Этот город отличается своей дикостью, ничтожностью и жителями с ограниченными потребностями и взглядами на жизнь. Проблемы, которые автор раскрывает с помощью города и его жителей, актуальны для всей России даже в настоящее время.

Одна из общественных проблем раскрывается и с помощью персонажа с именем Дикой. Он являлся одним из самых влиятельных и богатых людей в городе, купцом. О его внешности автор ни разу не упоминает, а вот о его характере известно очень многое. Это был человек чрезвычайно жестокий, грубый, бесцеремонный, агрессивный и вечно озлобленный, а его настроение было нестабильным. Ни его жена, ни даже он сам не знали, в каком настроении он будет в следующую минуту. Он возглавил себя хозяином города и жизни в целом, позволял себе унижать, оскорблять и ругать нецензурной бранью даже посторонних людей, которых не знает лично. Для него это стало нормой и обычным делом, в какой-то степени развлечением. Стоит заметить, что такое поведение Дикой позволяет себе исключительно по отношению к людям, которые находятся ниже его по статусу и не способны дать отпор. Это показывает его истинное лицо, ничтожность и гнилую душу, которая была испорчена деньгами и властью.

Дикой абсолютно точно является отрицательным персонажем произведения Александра Николаевича Островского. За все время развития сюжета герой ни разу не проявил хоть какую-либо положительную черту своего характера. От него исходит исключительно злость, гнев и жестокость, показывающая его гнилой внутренний мир. Возможно, отдавая во внешний мир беспрерывную и беспричинную злобу, он скрывает свою слабость, неуверенность и несчастную жизнь. Такие люди, как Дикой, существуют и в современном мире. Их когда-то существовавшую доброту и открытость портят деньги, превращая человека в бездушное существо, в приоритетах которого нет по-настоящему стоящих вещей.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Книга в современном мире 7 класс

    Что есть книга? Средство скоротать время? Путь к совершенству? Источник познания? Приезжая в гости к своим бабушка и дедушка, мой дед говорит

  • Сочинение Нет уз святее товарищества 11 класс

    Дружба – это важный момент в жизни любого человека. И не важно, какого этот человек характера. Просто любая личность мечтает приобрести себе друга, товарища, приятеля. Потому что, это почти то же самое, что чувство любви

  • Что же означает данное понятие? Экология – это наука о взаимосвязи человека и окружающей среды. Каждый человек относится к природе по-разному. Кто-то её бережёт, заботиться о ней, иной же только и делает

  • Анализ рассказа Зощенко История болезни

    Произведение является комедийный рассказом, основной темой которого становится насущная проблема человеческих взаимоотношений, описанная на примере обычного больничного заведения.

  • Сочинение по повести Алые паруса Грина 6 класс

    Одно из знаменитых произведений А.Грина это, конечно же «Алые паруса». С первых слов создается впечатление, что произведение особое. Сам автор его называет «феерией». Начало повести представляет собой характеристики главных

В пьесе А.Н. Островского показан образ С. Дикого как представителя дикого нрава. Его можно назвать самодуром, беспощадным не только к чужим людям, но и к своим родным и близким. Дикой с

Черты характера дикого из пьесы гроза. Основная характеристика Дикого в драме Островского «Гроза

Характеристика Дикого из пьесы «Гроза» Островского важна для раскрытия идейного смысла произведения. Образ этого персонажа необходимо проанализировать для понимания, что хотел показать автор. Выдуман этот человек или имел прототип? Почему Островский назвал его именно так? Какими чертами наделил героя? Обо всем этом речь пойдет в сочинении.

Краткая характеристика Дикого из пьесы «Гроза»

Савел Прокофьич Дикой – житель городка Калинов, где разворачивается действие «Грозы». Купец с очень большим доходом. Деньги любят его, и он расстается с ними крайне тяжело. В своем городе Дикой – уважаемый человек. Его считают авторитетом и побаиваются. Главная причина этого – богатство. В Калинове Дикой – самый обеспеченный житель.

Островский дает достаточно скудную характеристику Дикому. Практически отсутствует описание внешности этого персонажа. Составить представление о герое читатель может, лишь «наблюдая» за его поведением по ходу сюжета.

Особенности образа Дикого

Образ Дикого можно назвать цельным. Ему не свойственны какие-либо колебания, сомнения, метания. Он не занят поисками смысла жизни, не стремится к каким-то вершинам, не мучится угрызениями совести. Это человек-бульдог. Он уверен в себе и во всем, что делает. Он идет по жизни словно танк, не заботясь о том, что по пути может кого-то раздавить.

При этом Дикой совершенно не образован и невежественен. Искусство, наука, политические и общественные процессы очень далеки от него и не интересны. Более того, все это Дикой считает пустым, смешным, недостойным уважением, а то и вредным. Живет богач, руководствуясь предрассудками или приметами.
Это ярко проявляется, когда Кулигин обращается к купцу за помощью в устройстве громоотвода. Жители Калинова очень боятся грозы, потому и возникает такая идея. Однако Дико высмеивает идею Кулигина и его самого. Он утверждает, что гроза с громом и молниями – это знак Божий людям. Напоминание о том, что жить нужно правильно. И глупо пытаться бороться с высшей силой при помощи каких-то «шестов да рожнов». Другого мнения богач не признает.

Единственное, что имеет значение для Дикого – это деньги. Если они попали к нему в карман, то Савел Прокофьич ни за что не расстанется с ними. Даже жалованье работникам Дикого приходится выклянчивать. Однако это не всегда получается, а если и выйдет, то придется выслушать от богача много брани.
Главная черта Дикого – это грубость. Она прослеживается по ходу всего произведения. Из уст Савела Прокофьича постоянно сыплются бранные слова. Он абсолютно не стесняется в выражениях, не сдерживает себя, без всякого зазрения совести унижает, оскорбляет собеседника. Называет всех вокруг «дармоедами», «аспидами».

Грубияном и самодуром купец проявляет себя везде. Однако больше других достается его семье. Племянника Бориса Дикой просто затравил. И все потому, что тот зависит от него материально. Супруга толстосума, доведенная до отчаяния, стыдясь поведения мужа, дрожа перед ним, со слезами на глазах просит всех знакомых и близких не сердить Савела Прокофьича. Однако выполнить ее просьбу сложно даже при желании. Агрессивность Дикого часто не обоснована. Ему может не понравиться внешний вид человека, какое-то его слово, взгляд – и начинается брань.

Значение образа купца в произведении

С какой целью автор ввел в свое произведения этого персонажа? Для понимания значения образа Дикого в «Грозе», нужно вспомнить еще об одной черте этого человека. Самый богатый и уважаемый человек Калинова на самом деле – обычный трус. Дикой ведет себя по-хамски только с теми, кто не может «дать сдачи», кто слабее морально.

Если на пути встречается человек, готовый дать отпор, буян и самодур «поджимает хвост». Например, отношения Дикого с его конторщиком Кудряшом. Он нисколько не боится начальника и может ответить ему грубостью. По этой причине купец предпочитает с работником не связываться. С уважением толстосум относится и к властной и жестокой Кабанихе. Рядом с подобными людьми агрессивность купца пропадает.

В пьесе «Гроза» Дикой – представитель «темного царства». Более того, его ревностный хранитель. Дикой – противоположность «царству света». Оно побеждает, если человек не склоняет головы, может дать отпор.
На такие мысли и наталкивает образ Дикого, которому автор дал даже красноречивую фамилию. Возможно, недостатки персонажа несколько преувеличены – здесь присутствует гипербола.

Приложение 5

Цитаты, характеризующие действующих лиц

Савёл Прокофьич Дикой

1)Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

2) Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

3) Кудряш. …а этот, как с цепи сорвался!

4) Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может.

Действие первое, явление второе:

1)Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

1) Борис. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы.

2) Борис. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то угодить не могут; а уж где ж мне!

Кудряш. Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

3) Шапкин. Одно слово: воин.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Действие первое, явление первое:

1) Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та


Смотрите также