31 августа день флора и лавра


Флор и Лавр лошадники: история праздника, традиции

В день Флора и Лавра лошадям принято оказывать особый почет

Флор и Лавр лошадники - значение праздника

Переходный период между язычеством и христианством был очень тяжелым периодом для простого народа. Многие не могли отречься от старых богов, а те, кто принимал православную веру, как правило, страдали из-за новых убеждений от рук иконоборцев.

Праздник Флора и Лавра, который принято отмечать 31 августа (в старом календаре - 18 августа), посвящен памяти двух братьев. Они были приговорены к смертной казни за защиту и проповедование христианства среди крестьян и нищих.

Флор и Лавр - покровители лошадей по народным и церковным канонам

Братьев стали называть "лошадники" из-за важных для церкви событий. Согласно легенде, когда мощи святых перенесли в храм, в Царьграде прекратился падеж лошадей, который на тот момент захватил множество областей. С того момента мученики Флор и Лавр считаются покровителями и защитниками этих животных.

Народные традиции

Лошадей крестьяне называли кормилицами, поскольку их использовали в пахоте, посевных работах. В народе говорили: "У кого конь - тому и корм, у кого три коня - у того хата полна". Поэтому церковный праздник, связанный с лошадьми, быстро прижился в народе.

Чтобы почтить животных 31 августа мужики выгоняли животных в поле, чистили шерсть, расчесывали гриву и вплетали в нее яркие лоскутки. Каждый хозяин старался досыта накормить свою лошадь и дать ей отдохнуть. В качестве угощений шло в ход молодое пиво, свежий хлеб, овес и пироги.

Верующие ходили на утренний молебен, святили воду, а затем отпаивали ей лошадей. Они верили, что такой обряд убережет животных от "всякого лиха", даст им здоровья и сделает послушными.

В Флоров день освящают лошадей и конюшни, чтобы защитить животных от болезней

У Флора и Лавра просили защиты животных. Пастухи в заговорах при выпасе всегда упоминали имена святых, молили о заступничестве. На праздник было запрещено седлать и запрягать в упряжь коня, иначе животное могло заболеть.

В Флоров день выполняли особенный обряд, который защищал скот от мора. Для этого старшие мужики добывали огонь трением, а когда разгорался большой костер, прогоняли через него лошадей. При этом местный священник освящал табун святой водой прямо сквозь пламя.

31 августа отмечали окончание полевых работ, придавая этому событию особенное значение. Даже женщины могли себе позволить выпить наливки, и отправится вечером на посиделки. Хозяйки выпекали к ужину печенье в форме лошадиных копыт, угощали им домашних и гостей, а несколько штук обязательно скармливали лошадям.

На Руси в Конский праздник часто устраивали соревнования между селениями. Самые быстрые кони награждались лучшим питанием, их старались не использовать для полевых работ, а только для перевозок, а также продавали "за хорошую сумму, да в барские стремена".

Как отмечают Конский день в России

Если в вашем хозяйстве есть лошади, или вы занимаетесь конным спортом - в этот день обязательно уделите особое внимание животным. Почистите их, накормите любимыми лакомствами, покупайте, поменяйте подковы. По древней традиции 31 августа часто проводят соревнования на ипподромах, а также показательные выступления.

В конце августа отмечают Конский день, проводят конкурсы и выступления

В 2011 году патриарх Кирилл подписал указ, о том, что в день памяти великомучеников Флора и Лавра будет отмечаться профессиональный праздник ветеринарных работников. Поэтому его называют православный День ветеринара.

В России 31 августа отмечают профессиональный день ветеринара

Отмечают профессиональный праздник все специалисты связанные с уходом за животными. Ветеринар (лат. veterinarius) - в переводе означает лечащий скот.

Что сделать на даче 31 августа

В конце августа каждый день посвящается сбору урожая и заготовкам на зиму. Праздник Флора и Лавра символизирует окончание огородных работ. В этот период пора начинать подготовку участка к зимнему периоду:

  • заготовить компост;
  • провести профилактическую обрезку кустарников и деревьев;
  • убрать засохшие сорняки и ботву;
  • заняться обработкой целины под будущие грядки;
  • внести необходимые удобрения для восстановления микроэлементов в почве.

В этот день не рекомендуется высаживание и пересадка молодых деревьев, но это оптимальное время для окучивания и подкормки.

Итог

Флор и Лавр - старинный церковный и народный праздник, некоторые традиции которого сохранились до наших дней. Если вы не увлекаетесь лошадьми и конным спортом, этот день можно провести на даче, продолжить сбор урожая и заготовки.

vsadu.ru

Мученики Флор и Лавр. Православный календарь на 31 августа

31 августа (18 августа по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Суббота 11-й седмицы по Пятидесятнице (одиннадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память шестнадцати известных по именам святых, а также день одной чтимой святыни. Далее коротко расскажем о них.

***

Народные святые: 31 августа – память мучеников Флора и Лавра

Мученики Флор и Лавр Иллирийские. Святые братья, отдавшие жизнь за веру во II веке от Рождества Христова. Они успешно проповедовали среди язычников, чему способствовали чудеса, в числе которых было исцеление сына языческого жреца, приведшее ко Христу, и исцеление его отца.

Однажды святых братьев, как известных каменщиков, правитель балканского Иллирика направил строить языческий храм. В новопостроенном храме Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву, после чего уничтожили языческих идолов. Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр брошены в колодец и засыпаны землёй. Мощи этих святых обрели нетленными и перенесли в Царьград.

Святые Флор и Лавр получили от Бога особую благодать молиться и помогать животным. И в нашей русской истории, когда в Новгороде был падёж скота, после молебнов святым мученикам Флору и Лавру эта моровая язва прекратилась, и с тех пор на Руси стали особенно почитать этих святых как покровителей животных. Это почитание особенно глубоким было среди русских крестьян, ямщиков и воинов. А потому неудивительно, что в народе святых Флора и Лавра нередко именовали «лошадниками». В чём не было ни капли кощунства.

Подробнее о святых мучениках Флоре и Лавре, а также о посвящённом им московском храме вы можете прочесть в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.

***

Мученики Ерм, Серапион и Полиен Римские. Святые страдальцы Церкви Христовой, принявшие мученический венец за Христа во II веке от Рождества Христова. Уже в заключении при допросе мученики твёрдо исповедали веру во Христа, отказавшись поклониться идолам и принести им жертву. Святых долго влачили, ударяя о камни и выступы, от чего они приняли мученическую смерть.

***

Священномученики Емилиан епископ и с ним Иларион, Дионисий и Ермипп. Святые страдальцы конца III столетия от Рождества Христова. Уроженцы Армении, священник Иларион и его ученики, братья Емилиан, Дионисий и Ермипп, оставили малую родину и отправились проповедовать Слово Божие в Италию. Там святой Емилиан стал епископом города Требии, где вместе со своими сомолитвенниками, отцами Иларионом, Дионисием и Ермиппом, обратил ко Христу многих язычников.

Узнав об этом, император-язычник Максимиан (царствовавший в Римской империи с 284-го по 305 год от Рождества Христова) привлёк святых страдальцев к суду. Святитель Емилиан на суде сотворил чудо: исцелил больного, которого не могли вылечить языческие врачи и жрецы. Даже нечестивый император склонился к принятию христианства, но жрецы убедили его, что святой Емилиан – колдун. После этого святителя подвергли страшным мучениям. Сам Господь укреплял его в страданиях словами: «Не страшись, Емилиан, Я Сам с тобою».

Святителя Емилиана пытались казнить самыми страшными казнями, но чудесным образом ни расплавленное олово, ни дикие звери не повредили ему. Тысяча свидетелей этого провозгласили себя христианами и приняли мученические венцы. Святителя Емилиана вместе с братьями и учителем, старцем Иларионом, заключили в темницу.

После долгих и страшных истязаний священномученики Иларион, Дионисий и Ермипп были казнены мечом, однако святителя Емилиана не взял даже меч. И только после того, как сам святой стал молить Господа о мученическом венце, другой палач смог отсечь ему голову. Это произошло около 300 года от Рождества Христова.

***

Святители Иоанн V и Георгий I, Патриархи Константинопольские. Предстоятели Константинопольской Церкви, прославившиеся своей непоколебимой верностью Православию во времена, когда многие еретики пытались повредить нашу Истинную веру. Святитель Иоанн V возглавлял Цареградскую кафедру с 669-го по 674 год от Рождества Христова, а святитель Георгий I – с 678-го по 683 год.

Святитель Георгий, Патриарх Константинопольский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Макарий, игумен Пеликитской обители. Этот святой был уроженцем столицы Ромейского царства (Византии) – Константинополя. Ещё совсем юным, потеряв родителей, он посвятил жизнь Богу, поступив в вифанскую Пеликитскую обитель, где со временем стал игуменом. В царствование императоров-еретиков Льва V Армянина (правил в 813-820 годах от Рождества Христова) и Михаила II Косноязычного (царствовал в 820-829 годы) святой Макарий пострадал от иконоборцев за православное иконопочитание. Преподобного сослали в Афусию, где он отошёл ко Господу около 830 года от Рождества Христова.

Преподобный Иоанн Рыльский. Самый почитаемый болгарский святой, которого очень любят и чтят и в России. Преподобный Иоанн совершал свои монашеские подвиги на территории современных Болгарии и Македонии в пещере гор Рила (Рыла) в конце IX – первой половине X столетия от Рождества Христова. «От младых ногтей земная вся оставив», святой Иоанн около шестидесяти лет провёл в аскетических подвигах, посте и молитве. Со временем в Рыльских горах он основал монашескую обитель, где, как говорится в житии, «умертвив плотское мудрование» «постными боренми», поревновав «ангельскому житию», очистившись «воздержания огнем яко злато в пещи», украсив тело «целомудрием и чистотою», показал «в юности мудрость, в старости разум, во всем житии долготерпение иеже ко всем любовь». Преподобный Иоанн Рыльский отошёл ко Господу на семидесятом году своей земной жизни в 946 году от Рождества Христова.

Преподобный Иоанн Рыльский. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Григорий Бронников, пресвитер, и мученики Евгений Дмитров и Михаил Ерегодский. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы во времена советских богоборческих гонений в период так называемого Большого террора в 1937 году. Отец Григорий и миряне Евгений и Михаил были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица». Эта афонская чудотворная икона Пресвятой Богородицы, написанная в XVII столетии, по-гречески называется «Панта́насса», что переводится на русский язык как «Всецарица». Святыня пребывает в легендарной Ватопедской обители, в соборном монастырском храме, находясь слева от царских врат. Традиционно перед этой святой иконой молятся Божией Матери об исцелении от онкологических заболеваний, а также об избавлении от волшебных чар.

Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица». Фото: www.pravoslavie.ru

***

Поздравляем всех православных христиан с днём этой святыни и святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь сегодняшних угодников Божиих – сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

tsargrad.tv

Что можно и нельзя делать в день Флора и Лавра 31 августа?

Православные христиане в пятницу, 31 августа чтят память священномучеников Флора и Лавра. Это родные братья, которые были искусными каменщиками. Во время строительства храмов, мужчины проповедовали учение Иисуса Христа, а плату за работу подавали в качестве милостыни беднякам.

Однажды Флор и Лавр в достроенном храме совершили молитву с другими православными христианами и поплатились за это. Правитель, исповедующий язычество, приказал сжечь всех прихожан, а братьев-каменщиков бросить в колодец и засыпать землей. 31 августа принято почитать лошадей, потому что в день обретения мощей Флора и Лавра в городе прекратился крупный падеж скота.

Что нужно делать 31 августа

В этот праздник принято почитать лошадей. Рекомендуется угостить животное каким-либо лакомством: яблоками, сахаром, пирогами. Можно даже порадовать зверя пивом.

Есть поверье, что в этот день трава обладает способностью «вещать». Если прийти в лес или парк в одиночестве и сесть на лужайку, можно услышать, как растения «пророчат». Также 31 августа принято сушить полынь. Траву нужно собрать в небольшой веник и спрятать его в укромное место — такой оберег может уберечь от появления в доме нечистой силы.

Что нельзя делать 31 августа

Ни в коем случае в этот день нельзя заставлять лошадей работать. Воспрещается обижать животных, проявлять по отношению к ним грубость и агрессию. Женщинам нельзя проводить вечер 31 августа вне дома — лучше остаться в кругу семьи и скоротать время за рукоделием.

В этот праздник нельзя лениться, так как издавна с этого дня начинали сбор урожая с плодовых деревьев. Городским жителям можно приобрести яблоки или груши в магазине и сварить на зиму компот.

Приметы 31 августа

Многие приметы и поверья древних о погоде актуальны и в настоящее время.

Ясный и погожий день — к быстрому приходу непогоды;

Низкие облака — к затяжным дождям;

Очень жаркий день — к дождливому сентябрю;

Корни у полыни тонкие — следующий год будет неурожайным.

Ранее 5-tv.ru рассказывал о дне Мирона и Вдовьих помочей.

www.5-tv.ru

31 августа День Флора и Лавра

31 августа День Флора и Лавра — День лошади

В последний день августа православная церковь отмечает день мучеников Флора и Лавра (Фрола и Лавра). 31 августа отмечают и так называемый День лошади или конский праздник. Попробуем разобраться отчего «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр»?

День Фрола и Лавра, конский праздник, лошадиный праздник, день лошади, 31 августа день Флора и Лавра

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия).

По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и Богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились.

Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа.

Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан.

Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, после чего в городе прекратился падеж скота.

В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

Флор (Фрол) и Лавр — покровители лошадей. На конюшнях часто можно увидеть икону этих святых.

Каноническое житие святых мучеников Флора и Лавра не совсем совпадает с народным представлениями о братьях как покровителях лошадей. В легендах переплетаются и христианский культ мучеников, и античные предания, и славянские сказания.

Существует несколько легенд, среди которых и чудесное исцеление сына языческого жреца, уверовавшего во Христа, и явление Флора и Лавра пахарю, заставлявшему работать измученную лошадь, и легенда о колодце с чудодейственной водой, исцеляющей лошадей и скот… Есть смоленская легенда о том, что Флор и Лавр были в числе строителей Киево-Печерской Лавры.

Благословение на битву, известную нам как Куликовская, святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского именно 18 августа в день памяти святых мучеников Флора и Лавра (по старому стилю).

После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. Всё возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру.

Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете иконы: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».

Икона XV века с таким сюжетом хранится в Третьяковской галерее. Всадник-воин — очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей — соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

Места в Москве связанные со святыми Флором и Лавром

Спасская
(бывш. Фроловская) башня и ворота

Ворота эти прежде именовались Фроловскими, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским и именуемыми по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот). Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков.

В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен. В 1624 году на месте Фроловских ворот англичанином Христофором Головеем была выстроена пирамидальная башня с часами. Но башня и ворота продолжали именоваться Фроловскими. 16 апреля 1648 года на ворота был поставлен образ Спасителя в золотой ризе, а ворота и башня были переименованы в Спасские. В нынешнем виде Спасские ворота остаются со времён Петра I, который выписал для них из Голландии боевые часы и велел поставить их в башне над воротами (часы были переделаны русским часовщиком Екимом Горловым, с колокольной музыкой в 33 колокола). Башня эта была переделываема несколько раз, но всегда оставляли ей первобытный её характер.

Народное почитание праздника Флора и Лавра — покровителей лошадей

На Руси братьев-мучеников в просторечии называли Фролом и Лавером и считали покровителями лошадей и конюхов. Именно поэтому день почитания их памяти называют еще и лошадиным праздником, конским праздников или день лошади. В этот день к лошадям относились по-особенному: не использовали даже для самой необходимой работы, чистили, купали, заплетали ленты в хвост и гриву. На Фрола и Лавра служили святым угодникам молебен, после свершалась «конная мольба» — окропление лошадей святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

Молили о заступничестве Флора и Лавра во всяких ситуациях, когда речь шла о лошадях. Если в коровниках помещали икону святого Власия, то в конюшнях непременно старались поместить образ Флора и Лавра. На протяжении всего периода выпаса пастухи в заговорах всегда упоминали Флора и Лавра, а также Егория (6 мая — Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий Храбрый, также почитаемый как защитник домашнего скота, и, прежде всего, как покровитель лошадей): «Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорий Храбрый, милые кониные и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы… "

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название — «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

День Фрола и Лавра, конский праздник, лошадиный праздник, день лошади.

Почитая святых Фрола и Лавра как покровителей лошадей, в народе старались соблюдать в этот день следующие правила:
•Лошадей в день их покровителя необходимо накормить досыта, искупать, заплести в хвост и гриву ленты.
•Сытых и нарядных лошадей отводили к ближайшей церкви, где их кропили святой водой.
•Ни в коем случае в этот день на лошадях не работают, иначе быть падежу.
•Хозяйки в день лошади пекут особое печенье с изображением конского копыта и отдают его священнику.
•В день мучеников Фрола и Лавра не выжигали тавра на лошадях.

Праздники, посвященные лошадям, и традиции стран мира, связанные с лошадьми

Значение лошади в истории трудно переоценить: эти животные сыграли большую роль в жизни людей всех стран и сословий. Кони — частые герои песен, сказок и легенд. В честь своих быстроногих боевых товарищей, неутомимых тружеников и настоящих четвероногих членов семьи, люди устраивали праздники, захватывающие своей зрелищностью.

Древние письменные источники донесли до наших дней, что раньше в Литве в первое январское полнолуние отмечались Крестины жеребенка. Этот праздник символизировал пробуждение новой жизни. На Руси славянки-язычницы ходили на конюшню гадать о суженом и будущей судьбе. А вот в Древнем Риме, во время ежегодных гонок на колесницах по полю Марса, правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам — чтобы дали хороший урожай. К счастью, ритуалы, подобные римским, остались в прошлом, зато свой День Коня отмечается во многих странах мира и по сей день.

Страна: Россия
Праздник, посвященный лошадям: День Фрола и Лавра
Дата: 31 августа

С возрождением коневодства в России новую жизнь получает и православный «лошадиный» праздник — день Фрола и Лавра, покровителя лошадей. Он приходится на второй день третьего Спаса — 31 августа.

С днем Фрола и Лавра связаны многие народные приметы. 31 августа крестьяне заканчивали посев озимых и говорили: «Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся», подразумевая под «фролами» пустоцвет. Другая народная мудрость выразилась в пословице: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра». В день конских покровителей крестьяне не только не работали на лошадях, но и не седлали, не погоняли их кнутом. Зато купали, украшали лентами, кормили досыта отборным овсом, угощали солеными горбушками и … водили в церковь.

Церковные дворы в день Фрола и Лавра были буквально переполнены лошадьми — каждый хозяин хотел, чтобы священник окропил святой водой и благословил его лошадь.

Сегодня этот праздник утратил свою массовость, его отмечают только в конных клубах, устраивая в честь празднования Дня Фрола и Лавра конские выставки и скачки.

Страна: Россия, Норвегия, Ирландия, Австрия, Финляндия, Нидерланды
Праздник, посвященный лошадям: День святого Стефана
Дата: 26 декабря

Страна: Болгария
Праздник, посвященный лошадям: Тодоров день
Дата: Первая суббота Великого поста

Тодорова суббота, Тудорица. Тодоров день, или Лошадиная Пасха — церковный праздник, весьма почитаемый болгарами. Празднование Тодорова дня, как и Пасхи, не прикреплено к какой-либо конкретной дате — день определяется по лунному календарю.

Болгары чествуют христианского святого Тодора с раннего Средневековья — со времени объединения культов Святых Великомученика Феодора Стратилата (Теодора Стратилата) и Феодора Тирона (Теодора Тирона).

На иконах Святого Тодора изображают в виде всадника-змееборца на белом коне, поэтому Тодорова суббота считается праздником коневодов и конного спорта, а все ритуалы, проводимые в этот день, связаны со здоровьем лошадей. Мужчины по традиции, встают с восходом солнца, заплетают хвосты и гривы лошадям, ведут на водопой, а женщины замешивают обрядный хлеб, и делят его с животными.

Лошадиная Пасха знаменита также национальными конными состязаниями — «кушия». Конь-победитель получает в награду новую узду, а хозяин — рубаху и полотенце.

Страна: Испания
Праздник, посвященный лошадям: День Святого Антония
Дата: 18 — 25 января

В январе в испанскую деревню под названием Сан-Бартоломе-де-Пинарес с каждым годом все охотнее приезжают туристы. Вот уже около 500 лет, в День Святого Антония жители деревни «купают» своих лошадей в огне — всадники бесстрашно врываются в огонь, чтобы очистить своих любимцев от болезней. Костры для «купания» лошадей раскладываются по всей деревне.

Общественность реагирует на специфический народный ритуал неоднозначно: защитники животных протестуют и обвиняют участников в жестоком обращении с лошадьми, а местные жители уверены, что обязаны сохранить древние традиции. К слову, за 500 лет в День Святого Антония не пострадала ни одна лошадь.

Страна: Испания
Праздник, посвященный лошадям: Майская Ферия
Дата: первая неделя мая

Ежегодно в начале мая в Испании проходит весьма зрелищная ярмарка. В дни ее проведения люди одеваются в андалузские наряды и выезжает на скакунах на улицы городов. Самая древняя лошадиная ярмарка (Feria de Caballo) Испании проходит в андалузском городе Херес де ла Фронтера — родине хереса. В Средние века целью ярмарки была продажа лошадей, сегодня мероприятие утратило торговый статус и стало массовым национальным праздником.

Страна: Испания
Праздник, посвященный лошадям: Стрижка диких лошадей
Дата: июль или август

В Испании День Стрижки диких лошадей — большой праздник. Это народное гуляние имеет глубокие корни, восходящие к древним традициям скотоводов. В древности лошадей выращивали на воле.

Празднование начинается с собрания самых старых и опытных скотоводов, на котором выбирают день стрижки лошадей. На рассвете Дня Стрижки юноши во главе с пастухом поднимаются в горы, откуда гонят жеребцов в загоны. Во время спуска молодые люди соревнуются в мастерстве погонщиков, выстраивая лошадей в правильные геометрические фигуры. В загонах животных пытаются укротить голыми руками и остригают им хвосты и гривы. Все действо происходит в торжественной обстановке.

Страна: Италия
Праздник, посвященный лошадям: Сиенское Палио
Дата: 2 июля и 16 августа

Каждое лето улицы итальянского города Сиена превращаются в одну сплошную беговую площадку. 2 июля и 16 августа страстные итальянцы отмечают не менее страстный праздник — Палио. История этого праздника уходит своими корнями в раннее Средневековье, где они благополучно теряются.

Празднование Палио представляет собой скачки на неоседланных лошадях прямо по городским улицам Сиены. По традиции, все начинается с выхода из двора правительственного дворца исторического кортежа. Все наездники, входящие в праздничный кортеж, одеты в исторические средневековые костюмы. Замыкают торжественное шествие знаменоносцы и барабанщики. Среди участников кортежа выбирают выбирают лучшего всадника, знаменосца и барабанщика. Примечательно, что лошадей, тщательно отобранных специально для Средневековых скачек, благословляют в церквях. Жители каждой улицы Сиены готовят для Сиенского Палио своих участников — всадника и лошадь.

В Средние века победителю скачек вручали знамя Палио, а всаднику, пришедшему вторым — живого петуха. Участник, пришедший к финишу последним, в насмешку награждался соленым анчоусом или луковицей, символизирующей слезы поражения.

Надо сказать, что травмы и несчастные случаи на Сиенском Палио — обычное дело, но с 2003 года была организована специальная комиссия, которая должна обеспечивать безопасность скачек. Учреждение комиссии произошло благодаря возмущениям защитников животных.

Страна: Венгрия
Праздник, посвященный лошадям: Конный праздник
Дата: Троицкая суббота

В Венгрии до сих пор очень популярен национальный конный праздник, не оставляющий безучастными никого из жителей Пушты. Современный вид венгерский конный праздник приобрел в середине XX века — он переродился из древнего праздника пастухов. Раньше он проводился 20 августа, а теперь его отмечают на Троицу.

Главное действо праздника связано, конечно же, с лошадьми. Чикоши — венгерские конные пастухи, — соревнуются между собой в искусстве уложить лошадь, остановив ее на полном скаку, и меткости в обращении с трехметровым бичом.

В этот день проводятся скачки и состязания конных упряжек. Турист, посетивший венгерский конный праздник, может подумать, что попал на открытую выставку, но несмотря на то, что некоторые повозки выглядят как музейные экспонаты, местные жители используют их в быту до сих пор!

Вся атмосфера праздника пропитана азартом: участники преодолевают препятствия, полосы из расставленных кеглей, а настоящий гвоздь программы — знаменитая «венгерская почта». Это захватывающее зрелище, когда один человек, стоя на крупах двух лошадей управляет еще тремя, скачущими в связке спереди.

Страна: Нидерланды
Праздник, посвященный лошадям: Конкурс фризских лошадей
Дата: 1 раз в 5−6 лет

Фризы — угольно-черные, благородные лошади, с изящно изогнутой мощной шеей, с роскошными хвостами, гривами и фризами на ногах, — предмет гордости и национальный символ Нидерландов (Фрисландии). Конкурс фризских лошадей — грандиозное по своим масштабам событие, проводимое один раз в 5−6 лет в северной части Нидерландов. Жюри оценивает каждую представленную на конкурсе лошадь и выбирает лучших из лучших.

Во время конкурса, кроме официальной части, интересной в первую очередь, для селекционеров и заводчиков, предусмотрена и зрелищная часть. Жители страны и туристы съезжаются, чтобы полюбоваться на знаменитые конные кадрили. Юноши и девушки в национальных костюмах демонстрируют фигурную верховую езду, а семейные пары ловко управляются с упряжками — мужчина ведет коней между стойками с кольцами, а женщина старается эти кольца снять, не уронив ни одного.

Страна: Монголия
Праздник, посвященный лошадям: Наадам
Дата: середина июля

С древних времен культура и традиции монгольского народа нераздельно связаны с лошадьми. Сегодня значение лошади для настоящего монгола по прежнему велико. Конь изображен даже на государственном гербе страны. Поэтому самым значимым и массовым праздником в Монголии считается Наадам.

Национальный праздник Наадам проводится ежегодно в середине июля. Он продолжается четыре дня, в течение которых монголы соревнуются в трех традиционных вида спорта — монгольской борьбе, стрельбе из лука и скачках.

В качестве трассы для скачек выбирают любой участок степи, без какой-либо подготовки. А вот лошадей к празднику готовят особым образом. В Наадамских скачках лошдаи шести возрастных категорий: жеребцы, полнокровные, пятилетки, четырехлетки, трехлетки и двухлетки. В зависимости от возраста они бегут на расстояние от 15 до 30 километров.

Из каждой группы по результатам скачек выбирают по пять Занявшим первые пять мест в каждой группе поют восхваления, освящают их кумысом и вручают денежные призы. Кроме того, весь следующий год к победившим жеребцам приводят лошадей для скрещивания, таким образом хозяева жеребцов получают хороший источник дохода до проведения следующих скачек.

Примечательно, что в роли жокеев на Наасдамских скачках выступают исключительно мальчики 5−12 лет.

Поздравляем всех Конников и их Лошадей с Праздником!

www.inpearls.ru

День святых мучеников Флора и Лавра. А был ли праздник?

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: ЗМ №10(134)/2013
Фото: предоставлено НКП «РУСЬ»

Официальное название праздника, который приходится на 31 (по старому стилю 18) августа – день памяти свв. мчч. Флора и Лавра. В народной традиции на Руси эти святые являлись покровителями лошадей, поэтому неофициально праздник стал считаться Днем лошади.  

В те времена, когда лошадь для человека была так же привычна, как сегодня мобильный телефон, понятия «конник» не существовало, поэтому День Флора и Лавра был общенародным церковным праздником, очень органично вписывающимся в календарь вслед за Медовым (торжество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочным (Преображение Господня) Спасом. В Советском Союзе, как известно, был введен запрет на содержание собственных лошадей, а в систему государственного управления коннозаводством торжество по случаю памяти свв. мчч. Флора и Лавра как-то не вписывалось. На фоне повсеместного снижения конского поголовья из народного сознания праздник практически исчез.  

Сегодня, в эпоху ренессанса православных традиций в среде конников, пожалуй, не осталось никого, кто бы не знал о существовании дня Флора и Лавра. Многие даже не забывают угостить любимую лошадку дополнительной морковкой по этому случаю. Но возродились ли в полной мере традиции этого необычного праздника сегодня? Как конники отмечают этот, по сути – свой профессиональный, праздник?

 

Обратимся к истокам

В житии свв. мчч. Флора и Лавра о лошадях не говорится ни слова. По профессии эти два родных брата, живших во II веке сначала в Византии, а потом в Иллирии (территория современных Сербии, Боснии и Герцеговины и других балкан­ских стран), были каменотесами. За исповедование веры во Христа они претерпели мученическую смерть, а через многие годы их нетленные мощи, обладавшие большой целительной силой, были найдены и отправлены в Константинополь в монастырь Спаса Вседержителя. 

Покровителями лошадей святые мученики стали не сразу. По преданию, князь Дмитрий Донской перед знаменитой Куликовской битвой получил благословение от преподобного Сергия Радонежского. Это произошло 18 (по новому стилю 31) августа 1380 года, в день памяти свв. мчч. Флора и Лавра. Победа была воспринята как чудо и навсегда осталась в памяти людей. Святые братья стали почитаться как заступники Русской земли. Вскоре был создан уникальный сюжет, отраженный на иконе «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил, держа за поводья коней, оседланных по-военному, передает их Флору и Лавру. Князь Е. Трубецкой так пишет об этой иконе: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочным стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые, сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь». Подобные иконы получили огромное распространение и пользовались большой популярностью в первую очередь среди крестьян. К слову, только в русской православной традиции имена этих святых, вообще, связаны с лошадьми.

Постепенно появились и традиции празднования дня Флора и Лавра: в этот день было принято освобождать лошадей от работы, украшать их всевозможными яркими лентами и бубенцами, кормить вволю, а также обязательно отвести к церкви, где после торжественного молебна священники окропляли животных святой водой. Конечно, все это сопровождалось народными гуляниями.  

 

 

Храм Во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям (Московская область)

 

Праздник не для всех

31 августа в 2013 году выпало на субботу, идеальный день для проведения конноспортивных мероприятий. В Московской области в двух КСК прошли турниры по конкуру, а также керунг и испытание молодых лошадей в рамках «Ганноверского дня», любительские соревнования по конкуру были проведены в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Ниже-

городской областях, по выездке – в Липецкой области, по троеборью – в Орловской. На ипподромах в этот день тоже было много интересных событий: заезды прошли на дорожке Хреновского конного завода, насыщенная беговая программа была на Курганском и Новосибирском иппо­дромах, в Краснодаре состоялось главное событие скакового сезона – Краснодарское Дерби. А в рамках выставки «Эквирос», которая в этот день была в самом разгаре, 31 августа проводился чемпионат России по шоу арабских лошадей. 

Уже хотя бы по всем вышеперечисленным событиям можно судить, что далеко не всем лошадям в их единственный «законный праздник» был предоставлен выходной. Никто, пожалуй, не будет спорить с тем, что лошадь скорее предпочтет просто попастись, побегать в леваде или спокойно пожевать сено в деннике, чем прыгать маршрут или заходить в стартовый бокс ипподрома. Конечно, большинство спортсменов и берейторов в этот день отработали своих подопечных в соответствии с обычным графиком, ведь планомерный тренинг тоже никто не отменял. То есть первый пункт в программе традиционного празднования Дня лошади – предоставление отдыха – не был соблюден. Что касается посещения молебна и окропления святой водой – здесь тоже не все так просто: далеко не возле каждого КСК по соседству есть храм, а для того чтобы специально отвезти лошадей, как правило, не хватает либо средств, либо времени, либо желания, а чаще – всего сразу. Однако некоторые клубы в последние годы нашли выход из этой ситуации и приглашают священников к себе. В Национальном Конном Парке «Русь», например, 31 августа празднование Дня лошади прошло с большим размахом, а 21 сентября даже состоялось освящение ротонды святых Флора и Лавра. Кроме того, в этом году в рамках фестиваля «Спасская башня» на Красной площади был отслужен молебен святым мученикам Флору и Лавру. То есть говорить о том, что праздник совсем забыт профессиональной конной общественностью, тоже было бы некорректно.

 

 

Самая старая церковь Флора и Лавра в России 

(село Мегрега, респ. Карелия) построена в 1613 году

 

Слово священнику

Сохранились данные о том, что всего на территории современной России было построено 44 церкви в честь свв. мчч. Флора и Лавра, из которых сегодня действующими являются 16, а также 21 часовня (3 действующие). Во многих из них до сих пор 31 августа служатся праздничные молебны, а местные жители приводят к ним наряженных пестрыми лентами лошадей для окропления святой водой. Мы обратились к иерею Дмитрию Яковлеву, который является клириком храма Во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям (Домодедовский район, Московская область) с просьбой рассказать немного об этом празднике.

 

ЗМ: Можно ли говорить о том, что день Флора и Лавра в нашей стране раньше отмечался повсеместно? Сложно предположить, если честно, что в военных походах, например, лошадям давали выходной…

Д.Я.: Отношение к церковным праздникам в наше время сильно отличается от того, которое существовало прежде. Нам трудно представить, что можно ради молитвы остановить на какое-то время дела, мы отвыкли молиться. Русские люди, крестьяне, всю свою жизнь строили с упованием на Бога и святых угодников Божиих, заступников Русской земли, в том числе и святых мучеников Флора и Лавра. Именно поэтому существовал у нас этот удивительный народный обычай – «лошадиный праздник». Он отмечался повсюду. И в военных походах находилось время на молебен, ведь без молитвы раньше не начинали ни одного дела, ни военного, ни мирного.

 

ЗМ: Как вы считаете, что мешает сегодня этому празднику отмечаться так же широко, как и прежде? Можно ли говорить, что потерялась преемственность поколений?

Д.Я.: Мне кажется, что дело не в какой-то преемственности поколений, а в сегодняшнем отношении россиян к жизни. Раньше человек помнил о Создателе, о святых угодниках, чтил праздники церковные. Сейчас во главу угла поставлен достаток, материальная стабильность. И жизнь людей строится вокруг этого. Церковь воспринимается как сфера услуг – специфических, духовных, но покупаемых. Человеку зачастую нужен не Праздник, а определенное магическое действо. Заплатил-получил. Духовная сторона волнует очень мало. Согласитесь, при таком отношении всегда что-нибудь обязательно будет мешать быть в этот праздничный день в храме. Соревнования, тренировки, видимо, пока для большинства конников более важны.

 

ЗМ: День Флора и Лавра в вашем храме празднуется с соблю­дением традиций (окропление лошадей святой водой, молебен). Как лошади реагируют на такое непривычное для них действо? 

Д.Я.: Вы не станете отрицать, что между животными и их хозяевами существует определенная связь. Люди, которые приводят своих лошадок к храму в день памяти свв. мчч. Флора и Лавра, не только верят в Бога, они Ему доверяют. Они верят, как верили раньше крестьяне, приводящие своих лошадей, что Господь по молитвам к святым братьям Флору и Лавру сохранит их от всех напастей. А животные, в свою очередь, доверяя своим хозяевам, реагируют совершенно спокойно и на окропление святой водой, и на церковные песнопения.

 

Для коня или для конника?

Традиции празднования Дня лошади сегодня кажутся морально устаревшими, поскольку практически лишены «светской» составляющей. Не все конники являются православными верующими, кроме того, для кого-то действительно проблематично перекроить режим работы своей лошади или свой спортивный календарь специально с учетом этого дня. А кому-то, может быть, просто не нужен этот праздник?

Конечно, лошади никогда не узнают ни о древних святых, ни о традициях, забытых или возрожденных, ни о храмах. По большому счету им все равно, вплетают ли им яркие ленты в гривы или нет… Но не почувствовать любви к себе со стороны своего владельца они точно не смогут. Мы можем придавать разный смысл в празднование дня Флора и Лавра, но уделить в этот день чуть больше внимания своей лошади может каждый из нас: она это точно поймет.

 

 

www.goldmustang.ru

Флор и Лавр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Флор и Лавр (II век) — раннехристианские мученики, пострадавшие в Иллирике. Известны только по житийной литературе. Почитаются Православной (память 18 (31) августа) и Католической (память 18 августа) церквями; на Руси считались покровителями лошадей.

Согласно житию, Флор и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков, правитель Иллирика направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа. Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына языческого жреца, после чего исцелённый и его отец стали христианами. В новопостроенном храме, в который ещё не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения в храм.

Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик. Флор и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, где их видели русские паломники Антоний и Стефан Новгородец в 1200 и 1350 годах соответственно.

Предание утверждает, что сразу после обретения мощей Флора и Лавра прекратился падёж скота. В связи с этим, на Руси эти святые почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми.

В «Войне и мире» Флор и Лавр упоминаются в простодушной молитве Платона Каратаева:

Помолчав несколько времени, Платон встал.
— Что ж, я чай, спать хочешь? — сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
— Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. — Вот так-то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, — проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
— Какую это ты молитву читал? — спросил Пьер.
— Ась? — проговорил Платон (он уже было заснул). — Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
— Нет, и я молюсь, — сказал Пьер. — Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
— А как же, — быстро отвечал Платон, — лошадиный праздник.

«Война и мир», т. 4, гл. 12.

В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл своим указом благословил считать церковным праздником ветеринаров день памяти святых мучеников Флора и Лавра[1].

ru.wikipedia.org

У российских ветеринаров появился свой церковный праздник

На Руси мученики Флор и Лавр считались покровителями лошадей, которые изображались вместе со святыми на иконах
taday.ru

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.

"В ответ на обращение инициативной группы академиков Российской академии сельскохозяйственных наук во главе с директором Всероссийского государственного Центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов академиком Александром Паниным об установлении церковного праздника ветеринарных работников Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем указе постановил: "День памяти святых мучеников Флора и Лавра (31 августа, или 18 августа по старому стилю) благословляется считать церковным праздником ветеринаров на канонической территории Русской православной церкви", - сообщили агентству ИТАР-ТАСС в Россельхознадзоре.

В Русской православной церкви у ветеринаров также есть свой покровитель - святой Элегий.

Православные небесные покровители есть и у представителей других профессий. Так, над студентами "шефствует" святая Татьяна, врачей и аптекарей опекают святые Пантелеймон и Михаил, журналисты находятся под покровительством святых евангелистов Луки и Иоанна, а дипломаты - архангела Гавриила.

Святой Иосиф Купертинский стал общепризнанным покровителем летчиков, космонавтов и воздухоплавателей. Иосиф был не только замечательным священником и духовником, но был известен как мистик, способный парить в воздухе.

Не оставляет своим вниманием Русская православная церковь и такую ответственную "профессию", как родители: в 2008 году День Петра и Февроньи 8 июня был восстановлен в России на официальном уровне как День семьи, любви и верности.

Мученики Флор и Лавр

Флор и Лавр - раннехристианские мученики (II век), пострадавшие в Иллирике. Известны только по житийной литературе. Святые почитаются Православной (память 18(31) августа) и Католической (память 18 августа) церквами. На Руси считались покровителями лошадей.

Согласно житию, Флор и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их как известных каменщиков правитель Иллирика направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа.

Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына языческого жреца, после чего исцеленный и его отец стали христианами. В новопостроенном храме, в который еще не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращенными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения сюда.

Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик. Флор и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и засыпаны землей. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, где их видели русские паломники Антоний и Стефан в 1200 и 1350 годах соответственно.

Предание утверждает, что сразу после обретения мощей Флора и Лавра прекратился падеж скота. В связи с этим на Руси эти святые почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми. Связано это с несколькими преданиями.

Первое повествует о том, что однажды, когда Фрол и Лавр ходили по деревням, строили дома и рыли колодцы, с ними произошел несчастный случай - земля обвалилась и засыпала их в свежевырытом колодце. Спустя некоторое время из-под груды земли стала потихоньку сочиться вода, и одна захудалая лошаденка принялась приходить к этому ручейку на водопой.

Сначала местные жители не обратили на это внимания, но потом заметили, что из жалкой клячи лошадь превратилась в упитанную, гладкую скотину. Люди заинтересовались этим чудом и стали приводить на водопой всех своих лошадей, которые с каждым днем все здоровели так, словно за ними ухаживали самым лучшим образом. Тогда местные жители разрыли завал и обнаружили живых и невредимых братьев, стоящих с лопатами в руках. С тех пор Фрол и Лавр стали считаться покровителями лошадей и прочей скотины.

Другое предание рассказывает, что братья сами утвердили свой день как выходной для всех лошадей. Однажды простой крестьянин выехал на своей лошади пахать поле. Однако лошадь почему-то заупрямилась и не хотела тянуть плуг. Крестьянин разозлился, стал стегать непослушную скотину кнутом, а потом и лупить почем зря палкой, пока бедная кляча не упала на колени и не заржала жалобно, словно моля о пощаде.

И тут на поле, откуда ни возьмись, появились два странника с посохами в руках, которые удержали крестьянина от дальнейшей расправы и сказали ему: "За что ты бьешь лошадь? Ведь ты ответишь за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним".

Народные поверья также гласят, что обучил Фрола и Лавра пониманию лошадей и управлению ими сам архангел Михаил. Якобы пастухи, у которых потерялись кони, обратились с молитвой к Фролу и Лавру, а те попросили помочь им в поиске коней архангела Михаила, который отыскал коней и передал их святым.

Эта рожденная на Руси легенда изображается на иконах с сюжетом "Чудо архангела Михаила о Фроле и Лавре". Самой почитаемой и известной является икона XV века, которую сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее. На иконе изображены святые, причем Фрол - постарше, с бородой, а Лавр - более молодой и безбородый, наверху - архангел, который держит в одной руке конские поводья, а другой благословляет братьев, а ниже - два коня серой и вороной масти, на заднем плане - пастухи и табун лошадей.

Кстати, все три пастуха также считались братьями и мучениками, носившими "конские" имена: Сневзипп - "ускоряющий ход коней", Елевзипп - "гонящий коня" и Мелевзипп - "заботящийся о коне".

Поэтому 31 августа, последний день лета и день поминовения святых мучеников Фрола и Лавра, и почитается до сих пор как "конский день". В этот день на Руси было множество примет и обрядов, связанных с лошадьми. Так, например, считалось, что на лошади в этот день нельзя работать. Нельзя было даже класть седло на конскую спину, а также запрещено было ставить на лошадей тавро.

Лошадей выводили купать на реку или к озеру, причем в гривы их вплетали ленты и цветы, а потом приводили все поголовье, имевшееся в городе или селе, к церкви, где священник кропил коней святой водой. Называлось это действо "конная мольба".

И 31 августа во всех церквях служили молебен братьям-мученикам, чтобы предохранить лошадей от моровой язвы. "Фрол и Лавер до рабочей лошади добер", а также "Умолили Фрола и Лавра, жди лошадям добра", - говорил народ.

О лошадях в этот день заботились особо. Даже в самом бедном дворе старались накормить лошадей досыта, им давали лакомства - круто посоленный хлеб, старались для этого дня припасти овса. Несоблюдение правил сулило беду: "На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет". А послушание, наоборот, - процветание и долгую жизнь скотины.

Конюхи и пастухи тоже считали (да и продолжают считать) этот день своим праздником и законным выходным, и традиционно в селах в этот день пастухам выставлялось общественное угощение.

По материалам "Википедии" и сайта "Коневодство".

www.newsru.com

Православный день ветеринара - праздник 31 августа

Сфера здравоохранения играет весьма значимую роль в нашей жизни. Так или иначе, любой из нас хотя бы раз обращался к доктору. Но кроме людей в помощи специалистов периодически нуждаются и братья наши меньшие – животные. Ее осуществляют ветврачи. Профессия ветеринара не менее ответственна и важна, чем таковая обычного, «человеческого» медика. Посему людей, ею владеющих, чествуют наравне с докторами. Для этого существуют официальные государственные праздники. Один из них выпадает на 31 августа и звучит как «Православный день ветеринара».


Содержание статьи:


История праздника Православный день ветеринара

Православный день ветеринара появилось в нашей стране в 2011 году. Этот юный праздник обязан своим возникновением Российской сельскохозяйственной академии наук. Инициативная группа от указанного учреждения направила Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу соответствующее ходатайство, в котором предложила не только учредить Православный день ветеринара, но и приурочить его к уже давно существующей религиозной дате, а именно Дню памяти святых мучеников Флора и Лавра. Этих угодников Божьих почитают ежегодно 31 августа по новому стилю (18 августа – по старому). Вот вам и объяснение конкретной даты празднования Православного дня ветеринара.

Предстоятель Русской православной церкви дал свое согласие ученым мужам. В знак поддержки инициативы, исходящей от последних, он подписал 23 марта 2011 года указ, в котором рекомендовал отмечать упомянутый выше праздник на канонической территории РПЦ. Дата эта установлена была в целях воспитания у населения России бережного отношения к природе, в частности, к животным, поскольку они являются Божьим творением. В этом контексте праздник упоминается и в документе, принятом на заседании Священного Синода 13 июля 2015 года: в «Методических рекомендациях об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности». В 2014 года Православный день ветеринара приобрел государственный статус. Этому способствовал подписанный Президентом РФ В. Путиным указ №659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников».


Святые Флор и Лавр

Святые мученики Флор и Лавр жили во II веке н.э. сначала на территории сегодняшней Турции (тогда Византии), затем – в Иллирии (Югославии). Они являлись родными братьями как по крови, так и по духу. Оба владели профессией камнетеса, получив соответствующие знания и навыки от учителей-христиан Максима и Прокла. Упомянутые мужи стали для братьев также и проповедниками богоугодной жизни, примером для подражания в этом смысле.

В какой-то момент Флор и Лавр были направлены властителем Иллирии Ликаоном в соседний регион для строительства языческого храма. Братья повиновались, но даже за трудами не переставали молиться единому Богу, а все заработанные деньги раздавали нищим. Однажды случилось непредвиденное: сын местного жреца находился близ стройки и получил повреждение глаза из-за попавшего в него осколка камня. Отец юноши пришел в отчаяние и ярость, но Флор и Лавр пообещали жрецу, что вскоре сын его выздоровеет. Сами же будущие святые взяли молодого человека к себе и приобщили к вере Христовой. После обращения в истинную религию и молитвы Флора и Лавра юноша действительно получил исцеление. Это чудо подействовало и на отца выздоровевшего: тот в результате случившегося тоже уверовал в Иисуса.


Спустя короткое время возведение языческого храма братьями-христианами подошло к концу. Следующим шагом Флора и Лавра была организация сбора местных христиан, после чего пришедшие все вместе сокрушили истуканов и разместили в восточной части церкви крест. Ночь люди провели в молитвах к Господу.

Наутро о самоуправстве святых узнал начальник области. Он распорядился сжечь бывшего жреца Мамертина, сына последнего и еще три сотни христиан. Что касается Флора и Лавра, тех вернули на Родину, и уже там по приказу Ликаона святые были брошены в пустой колодец и заживо погребены.

Прошло много лет, прежде чем произошло обретение мощей братьев-мучеников. Тела Флора и Лавра оказались нетленными, ввиду чего их перенесли в Константинополь, где разместили в монастыре. В начале XIII-го века мощи святых узрел паломник из Новгорода Антоний. Спустя 1,5 столетия главы мучеников в обители Вседержителя увидел Стефан Новгородец.


Связь двух праздников

Православный день ветеринара приурочили к Дню памяти святых Флора и Лавра неспроста. Дело в том, что братья-христиане считаются в народе покровителями домашнего скота, и в первую очередь лошадей. Началось это почитание почти сразу же после открытия мощей Божьих угодников. Связано оно было, если верить устному преданию, с тем, что указанное выше событие повлекло за собой прекращение падежа скотины. Очень возможно, такое почитание родом с Балкан, где проживали в свое время святые мученики. По крайней мере, именно там возникла легенда, повествующая о том, что искусству управления лошадьми братьев обучил сам Архангел Михаил. Древние иконописные подлинники Руси содержат наставления изображать Божьих угодников Флора и Лавра с этими благородными животными. Святые образы мучеников, выполненные в соответствии с данной рекомендацией, сохранились и поныне во многих российских храмах. Особенно популярен и распространен сюжет под названием «Чудо о Флоре и Лавре».

Приметы и обычаи

В народе религиозную дату, посвященную братьям-мученикам, именовали всегда не иначе, как Днем Лавра и Флора Лошадников. Другое название торжества – Лошадиный праздник. Как правило, к этому времени сельские жители старались закончить посев ржи. Если им сие не удавалось, данное обстоятельство считали предвестником плохого урожая в будущем году. Женщины 31 августа обычно занимались домашними заготовками на зиму, пекли печенье в форме конского копыта, а вечером собирались на бабьи засиделки. Лошадей в этот день угощали вкусными лакомствами. Стоит упомянуть о ряде примет, имеющих непосредственное отношение к празднику 31 августа. Так, лошадей окропляли святой водой для защиты от возможных болезней. Благородных животных в этот день не запрягали и вообще никаких работ с использованием данной скотины не производили. 31 августа по некоторым признакам определяли характер грядущей погоды. К примеру, она должна была оказаться ненастной, если лошадь вдруг начинала часто фыркать и перебирать ногами.

Поскольку святые мученики Флор и Лавр покровительствуют домашним животным, их могут и должны считать своими покровителями и ветеринарные врачи, этих самых животных лечащие по долгу службы. С целью получения помощи и поддержки как для себя, в своей работе, так и для своих пациентов ветеринары должны читать специальные молитвы.

Тропарь, глас 4
Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Мы поздравляем всех с праздником, с православным днем ветеринара!

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Святые Флор и Лавр, праздник 31 августа, Православный день ветеринара

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!

www.inmoment.ru

День памяти святых мучеников Флора и Лавра

31 августа, в последний день лета, Православная Церковь вспоминает мученический подвиг святых Флора и Лавра.

31 августа, в последний день лета, Православная Церковь вспоминает мученический подвиг святых Флора и Лавра.

Братья Флор и Лавр жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (Югославия). Братья трудились камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились.

Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр пообещали отцу, что юноша будет исцелен. Они взяли его к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа.

Вскоре постройка храма была закончена. Братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр были отправлены к правителю Ликаону, затем брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь.

В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

www.pravmir.ru

что категорически нельзя сегодня делать?

День Флора и Лавра 31 августа 2019: что категорически нельзя сегодня делать?

Православные чтят память мучеников Флора и Лавра. В этот день нельзя обижать лошадей и лениться. Женщинам советуют провести вечер в кругу семьи.

Православные христиане в пятницу, 31 августа чтят память священномучеников Флора и Лавра. Это родные братья, которые были искусными каменщиками. Во время строительства храмов, мужчины проповедовали учение Иисуса Христа, а плату за работу подавали в качестве милостыни беднякам.

Однажды Флор и Лавр в достроенном храме совершили молитву с другими православными христианами и поплатились за это. Правитель, исповедующий язычество, приказал сжечь всех прихожан, а братьев-каменщиков бросить в колодец и засыпать землей. 31 августа принято почитать лошадей, потому что в день обретения мощей Флора и Лавра в городе прекратился крупный падеж скота.

Что нужно делать 31 августа

В этот праздник принято почитать лошадей. Рекомендуется угостить животное каким-либо лакомством: яблоками, сахаром, пирогами. Можно даже порадовать зверя пивом.

Есть поверье, что в этот день трава обладает способностью «вещать». Если прийти в лес или парк в одиночестве и сесть на лужайку, можно услышать, как растения «пророчат». Также 31 августа принято сушить полынь. Траву нужно собрать в небольшой веник и спрятать его в укромное место — такой оберег может уберечь от появления в доме нечистой силы.

Что нельзя делать 31 августа

Ни в коем случае в этот день нельзя заставлять лошадей работать. Воспрещается обижать животных, проявлять по отношению к ним грубость и агрессию. Женщинам нельзя проводить вечер 31 августа вне дома — лучше остаться в кругу семьи и скоротать время за рукоделием.

В этот праздник нельзя лениться, так как издавна с этого дня начинали сбор урожая с плодовых деревьев. Городским жителям можно приобрести яблоки или груши в магазине и сварить на зиму компот.

Приметы 31 августа

Многие приметы и поверья древних о погоде актуальны и в настоящее время.

Ясный и погожий день — к быстрому приходу непогоды;

Низкие облака — к затяжным дождям;

Очень жаркий день — к дождливому сентябрю;

Корни у полыни тонкие — следующий год будет неурожайным.

kyblife.blogspot.com

Народный календарь. 31 августа. День Флора и Лавра

На фото: старший тренер Светлана Акимова с беременной мини-лошадью Сашей (светлая) и самым почтенным мини-лошадью Мораном (темный)

ФОТО: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

31 августа вспоминают мучеников Флора и Лавра, которые исповедовали христианство и вели богоугодную жизнь.

Они жили в Византии во II веке и были каменотесами, потом переселились в Иллирию, правитель которой послал их строить языческий храм. Святые добросовестно трудились, но раздавали заработанные деньги нищим и молились. Когда постройка была завершена, то Флор и Лавр собрали помогавших им христиан, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма крест. Всю ночь они провели в молитве. Узнав об этом, начальник области бросил их в колодец и приказал засыпать землей. Но через многие годы их нетленные тела перенесли в Константинополь.

С эти днем сложились и приметы: к этому дню обязательно необходимо закончить озимый сев ржи. А после этого дня посев будет запоздалым.

Ко дню Флора и Лавра должна окончиться овсяная жатва.

Последний овcяный сноп нередко ставили в доме под икону Флора и Лавра. Потом, в Покровскую субботу, им «закармливали» скот.

В этот же день также смотрели у полыни корни: если побеги корня толсты — следующий год будет урожайным.

 Лошадей 31 августа кормили в старину в полную сыть и ни в коем случае на них не работали, даже на скачках седлать лошадей было не принято

ФОТО: Светлана Колоскова, "Вечерняя Москва"

Практически на всей территории России 31 августа именуется лошадиным праздником, поскольку Флор и Лавр считаются покровителями лошадей и конюхов.

Конюхи и пастухи устраивали себе выходной день и отмечали день Флора и Лавра как свой праздник. В некоторых местах пастухам, приставленным к конским табунам, жители устраивали угощения.

Лошадей 31 августа кормили в старину в полную сыть и ни в коем случае на них не работали, даже на скачках седлать лошадей не принято. Коней не впрягают в телеги и не надевают пут на ноги, считая это за грех. По верованиям крестьян, несоблюдение правил, предусмотренных праздником, чревато большими неприятностями.

31 августа именины отмечают: Георгий, Денис, Лев, Емельян, Макар и Юлиана.

vm.ru


Смотрите также