jlrehfi8

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж
Декабрь 2014. Пуна

Прежде всего, необходимо понять следующие слова из «Бхагавад-гиты» (16.32):

йах шастра-видхим утсриджйа вартате кама-каратах
на са сиддхим авапноти на сукхам на парам гатим

«Тот, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели».

Человек, который хочет служить в совершенно независимом настроении, не принимая никакого руководства, и тем самым желая удовлетворить свои собственные чувства, не совершает истинного служения вайшнавам и Бхагавану. Тот, кто действует исключительно в соответствии со своими желаниями – лицемер.

Если кто-то собирается выполнить какое-либо служение, сперва ему нужно понять настроение и желания того, кому он служит (желание севьи). Только после обретения такого понимания, осуществляемую деятельность (для удовольствия севьи), можно называть севой. В противном случае, ваши усилия можно считать полностью независимыми. Часто можно услышать, как кто-то утверждает, что вайшнав принимает от него служение, хотя такая деятельность в априори не может быть полностью принята подлинным вайшнавом. Однако можно увидеть, что шуддха-вайшнав позволяет человеку выполнить это служение, что бы тот мог хоть как-то продвигаться. Через подобное усилие, рядовой преданный может исполнить свои желания, а вайшнав поступает так, чтобы просто не беспокоить такую личность. Хотя впоследствии, энтузиаст получает некоторое признание в сообществе и возможность выполнять определённую деятельность, но подобные усилия не могут считаться истинным служением.

Независимая активность при исполнении религиозной дхармы, приводит только к большим беспокойствам:

шрути-смрити-пуранади-панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактир утпатайаива калпате

«Тот, кто пытается служить Господу, пренебрегая указаниями Упанишад, Пуран, «Нарада-панчаратры» и других авторитетных ведических писаний, только нарушает покой общества» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.101).

Однонаправленная преданность (ананья-бхакти), по определению данному ачарьями, должна полностью удовлетворять личность, которой мы поклоняемся. Только тогда это можно назвать служением, и не как иначе. Одна и та же деятельность может быть как просто физическим трудом (кармой), так и истинным преданным служением. Всё зависит от настроения.

Бхагаван дас Ачарья и Мадхави Деви — вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху. Однажды, по указанию Бхагавана даса Ачарьи, Чхота Харидас на своей голове принёс мешок риса из Пури до Алаланатха в дом Мадхави Деви. Взамен он тоже получил от неё рис и принёс его в дом Бхагавана даса Ачарьи. Чхота Харидас нёс рис на своей голове весь путь от Пури до Алаланатха и обратно, и может показаться, что он совершил так много служения. Бхагаван дас Ачарья приготовил принесённый рис и предложил Шриману Махапрабху. Как только Махапрабху начал вкушать, Он тут же спросил: откуда рис? Когда Господу сказали, что это принёс Чхота Харидас из дома Мадхави Деви, Шриман Махапрабху проявил большое недовольство и сразу же сказал своему личному слуге Говинде Прабху о том, чтобы тот всегда держал их двери закрытыми для Чхотa Харидаса.

Если кто-то втайне поступает неправильно, то он может скрыться от всего мира, но только не от Всевышнего. Господь непременно всё увидит, потому что Он — всеведущий.

Вывод таков, если бы Махапрабху был доволен поступком Чхоты Харидаса, то это можно было бы назвать шуддха-бхакти (преданным служением). Однако, в данном случае эти действия нельзя назвать даже благочестивой кармой, как и физический труд, заключающийся в переносе риса туда и обратно, — не является ангой бхакти (если усилия оскверняются похотью).

Если мы совершаем то, что запрещено, под предлогом севы, объект нашего служения не будет нами доволен

Что именно сделал Чхота Харидас не так? Хотя об этом не упоминается кем-либо из предыдущих ачарьев, в том числе и Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами, это становится очевидным, через слова Шри Чайтаньи Махапрабху. Становится ясно, что Чхота Харидас нарушил нормы и правила, установленные для его ашрама.

прабху кахе, — “ваираги каре пракрити самбхашана
декхите на парон ами тахара вадана

Махапрабху сказал: «Мне невыносимо видеть лицо человека, который отрёкся от мира, но, несмотря на это, беседует с женщиной наедине».

дурвара индрийа каре вишайа-грахана
дарави пракрити харе мунерапи мана

«Чувства настолько сильно привязаны к объектам наслаждения, что даже деревянная статуя женщины способна привлечь ум великого святого муни».

кшудра-джива саба марката-ваирагйа карийа
индрийа чарана буле ‘пракрити’ самбхашийа“

«Есть много людей, которые едва научившись владеть собой, принимают обет отречения от мира подобно обезьянам. Они ходят туда-сюда в поисках чувственных наслаждений, и разговаривают наедине с женщинами».

прабху кахе, — “мора ваша нахе мора мана
пракрити-самбхаши ваираги на каре даршана

Махапрабху сказал: «Мой ум не под Моим контролем. Поэтому Я не желаю видеть принявшего обет отречения (санньяси), общающегося наедине с женщинами».

’харидаса канха?’ йади шриваса пучхила
“сва-карма-пхала-бхук пуман” — прабху уттара дила

Когда Шриваса спросил у Шри Чайтаньи Махапрабху: «Где Чхота Харидас?» Господь ответил: «Каждый получает по заслугам, согласно своей карме».

табе шриваса тара вриттанта кахила
йаичхе санкалпа, йаичхе тривени правешила

«Тогда Шривас рассказал в подробностях, о решении Харидаса утопиться в месте слияния рек Ганги и Ямуны».

шуни’ прабху хаси’ кахе супрасанна читта
‘пракрити даршана каиле эи прайашчитта’

«Шри Чайтанья Махапрабху, услышав об этом, довольно улыбнулся и сказал: «Только так можно очиститься, если посмотреть на женщину с вожделением» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 2.117-118, 120 124, 163, 164, 165).

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада является вечным спутником Шримана Махапрабху. Подобно Самому Господу он знает всё. В своём произведении «Сат-шикша-прадаршани» («Гаудия»,11-й год издания, 1933г.) Шрила Прабхупада раскрыл истинную причину, почему Шри Чайтанья Махапрабху так разгневался на Чхота Харидаса. Мадхави Деви была пожилой женщиной, белее того её по праву считают старшей вайшнави. Описывается, что есть три с половиной ближайших спутников Махапрабху, этой половиной является Мадхави деви. Однако, в её доме была молодая служанка. Именно на неё с вожделением посмотрел Чхота Харидас. С ней он говорил наедине.

Ограничения по приёму услуг

Благодаря этой лиле, Шри Чайтанья Махапрабху очень ясно показал, что на нас оказывает влияние даже простое соприкосновение чувств с объектом наслаждения. Даже не приготовленное зерно переносит настроение человека, который касался его. Что же говорить о том, как важно то, кто готовил и предлагал бхогу. Наше сознание будет осквернено, если это делал не преданный Богу человек или личность имеющая множество материальных желаний. Вот почему наши ачарьи советуют нам быть очень осторожными в принятии чего-либо от других. Существует поговорка на хинди «кхойоге анна, вайса банега мана — какой вид зерна употребляешь, — такое сознание развиваешь». В другом месте, Шри Чайтанья Махапрабху также сказал:

“вишайира анна кхаиле малина хайа мана
малина мана хаиле нахе кришнера смарана”

«Если человек ест пищу, которую предложили ему материалисты, его ум оскверняется. Когда ум осквернён, невозможно думать о Кришне должным образом» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 6.278).

Шри Чайтанья Махапрабху был настолько проницателен, что мгновенно определил какое настроение было заложено, в предложенном ему рисе. Хотя обычный человек сразу не может понять, как передаётся материалистичное сознание через пищу и подарки, всё же это происходит, и приходят реакции (карма-пхал). Таким образом, если мы действительно хотим оставаться искренними в своих усилиях на пути преданности, необходимо следовать строго учению нашей гуру-варги, даже если многое нам не видно и не понятно.

Правильное понимание всего приходит через бхакти

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами упомянул, что Чхота Харидаса не следует считать человеком исполненным вожделения. В действительности, он — вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху. Через него Шриман Махапрабху преподал нам несколько полезных уроков.
махапрабху — крипа-синдху, ке паре буджхите
прийа бхакте данда карена дхарма буджхаите

«Шри Чайтанья Махапрабху — океан милости. Кто может понять Его? Он наказывает Своих дорогих преданных, чтобы восстановить принципы религии и утвердить высший долг» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 2.143).

Перевод: Манохари д.д.

Редакция: Ари Мардан д.

———————————————————————————————————

«Махапрабху отверг одного из Своих возвышенных преданных, Чхоту Харидаса. Чхота Харидас всегда был с Чайтаньей Махапрабху, но Махапрабху заметил, что у того появились какие-то отношения с сестрой Шикхи Махити, Мадхави деви, хотя она была в весьма преклонном возрасте. Чхота Харидас думал: «Она моя «Дхарма Ма», она для меня как мать, моя духовная мать». Он когда-то оставил свою мать, отца и родных, но теперь завязал отношения с этой женщиной, это очень плохо. Не делайте никого вашей «духовной» сестрой, матерью, братом или отцом. Ваши отец и мать – это ваш Гуру. Он – всё для вас. Кто вам ещё нужен? Новые отношения погубят вас. Будьте всегда с этим осторожны» (Шрила Нараяна Махарадж. Сан Франциско, США, 3 мая 2001 г. Также «Враджа-према» №3, стр. 174).

Комментарии закрыты.