Радхаштами. День явления Шримати Радхарани

Опубликовано: декабря - 9 - 2015

0iwimqws

Радхаштами. День явления Шримати Радхарани.
Лекция по «Бхагавад-Гите» 18.5
5 сентября 1973 года, Лондон

йаджна-дана-тапах-карма
на тйаджйам карйам эва тат
йаджно данам тапаш чаива
паванани манишинам

Перевод: «От жертвоприношений, благотворительной деятельности и аскез не следует отказываться, ибо без них просто не обойтись. Воистину, совершая жертвоприношения и аскезы, раздавая пожертвования, даже великие души очищаются от материальной скверны» («Б.-г.» 18.5).

Комментарий Шрилы Прабхупады: … йаджно данам тапаш чаива паванани манишинам. Есть четыре стадии духовной жизни: брахмачари, грихастха, ванапрастха и саньяса. Для брахмачари йаджна. Йаджна, значит удовлетворять Верховную Личность Бога.

варнашрамачаравата пурушена парах
пуман вишнур арадхйате

(«Вишну-пурана», 3.8.9), («Ч.-ч.», Мадхья 8.58)

     Вся система… (в сторону): Я думаю, что мне жарко. Я должен снять…

В другом месте сказано («Б.-г.» 3.9):

йаджнартхат кармано нйатра карма-бандханах

(Шум, одежда Прабхупады снимается; похоже, что это его свитер) Всё нормально. Всё хорошо. Держи его.

Итак, брахмачари, в начале жизни… Брахмачари, значит начало жизни, жизни ученика. Их необходимо обучать тому, как удовлетворять Верховную Личность Бога. Это первое обучение. Брахмачари учат вставать рано утром и предлагать огненное жертвоприношение, затем изучать Веды, затем санкиртана. Есть много повседневных обязанностей для брахмачари. Поэтому это необходимо исполнять.

И для грихастха — дана, благотворительность. Грихастха должен быть готов или обучен тому, как делать пожертвования. И кто будет принимать пожертвования. Пожертвования будут принимать брахмачари и саньяси. Не ванапрастха. Брахмачари будут принимать пожертвования от имени духовного учителя. И саньяси будут принимать пожертвования только для своего поддержания. И всё. Грихастха не может принимать пожертвования. Но грихастха-браман, может принимать пожертвования, но он не будет, я имею в виду, накапливать деньги, собирая пожертвования. Всё, что он получает, он должен тратить на севу. Тогда дана-пратиграха. Пратиграха, значит принимать. Но он не может держать деньги в банке на счёте. Он должен, все излишки, которые у него есть, он должен сразу же раздавать как пожертвования. Тогда он может принимать, грихастха-браман, принимает пожертвования.

Есть такая пословица на бенгали, что «брахман, даже если он получит лакх рупий, 100 тысяч рупий, тем не менее, он будет оставаться нищим». Так как он не будет их хранить… он не будет их хранить. Он сразу же раздаст их как милостыню. Поэтому на бенгали это называется лакх возьми баундижи.  Не имеет значения, что он получит один лакх рупий как милостыню, но он по-прежнему будет оставаться попрошайкой. Так как он сразу же всё раздаст. Итак, это всё является очень важным. Йаджна-дана-тапах («Б.-г.» 18.3). И для саньяси и ванапрастха — тапасйа. Тапо дивйам («Ш.Б.» 5.5.1).

Тапасйа, значит добровольно принимать все виды неудобств, добровольно. Теперь материальная деятельность такова, что мы пытаемся избежать неудобств. Это материальная жизнь. Но духовная жизнь означает, исполнять тапасью, аскезу, лишения, даже ценой всех неудобств. Это называется тапасйа. Итак, Кришна говорит («Б.-г.» 18.5):

йаджна-дана-тапах,
карйам на тйаджйам

Вы можете оставить свою семейную жизнь, но вы не можете оставить эту йаджна-дана-тапах. Этого вы не можете сделать ни при каких обстоятельствах. Это необходимо продолжать. Йаджна-дана-тапах-карма на тйаджйам карйам эва тат. Карйам, значит «надо», «вы должны совершать».

Майавади-саньяси, карма-тьяги не работают. Их принцип состоит в постоянном изучении философии «Веданты», и всё, что они получают, они просят немного милостыни, собирают пожертвования у грихастх и живут, строго следуя принципам аскетизма. Они очень строги. Те, кто на самом деле являются майавади-саньяси, не обманщики, они строго три раза в день принимают омовение. Даже в самые суровые холода они должны. Они лежат на полу и всегда читают «Веданту» и философию санкхйи. Но, несмотря на все эти аскезы, они не одобряют поклонения Божествам, трансцендентной форме Верховной Личности Бога. Так как они являются имперсоналистами, поэтому они не поклоняются. Итак, шастры говорят, что («Ш.Б» 10.2.32):

йе ‘нйе ‘равиндакша вимукта-манинас
твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах

«Итак, эти люди, хотя они думают о себе, как об освобождённых, то, что они стали освобождёнными…». Майавади-саньяси обращаются друг к другу: намо нарайана. «Намо нарайана» значит, что все они стали Нарайаной. Такова их философия. И из этого принципа намо нарайана, Вивекананда Свами придумал слово «даридра-нарайана«.

Итак, Нарайана стал для них чем-то дешёвым. Все стали Нарайаной; все стали Богом. Также как этот негодяй. Бог сейчас находится в больнице. Богу делают операцию (смеется) «гуруджи» Бог. Итак, у них нет  стыда, даже говорить, что «если я Бог, и я не могу излечить себя от телесных недугов, тогда что я за Бог?» Но эти негодяи провозглашают, что они являются Богом, и есть другая группа негодяев, которые принимают: «О, это Бог». Вивекананда также сказал: «Зачем вы ищете Бога? Разве вы не видите, что так много Богов слоняются по улице?» Итак, Бог стал чем-то весёлым для них. Нет. Мы не принимаем такого Бога. Наш Бог отличается. Наш Бог это («Ч.-ч.», Мадхья 18.116):

йас ту нарайанам девам брахма-рудради-даиватаих
саматвенаива викшета са пашанди бхавед дхрувам

Наш Нарайана — это настоящий Нарайана, возвышенный – мы не можем даже сравнивать этого верховного Нарайану даже с такими полубогами как Брахма, Господь Шива, что уже говорить об этих негодяях. Йас ту нарайанам девам брахма-рудради-даиватаих, саматвенаива викшета.

Любой человек — негодяй, если он думает, что Нарайана равен Господу Брахме или Господу Шиве… Это майавади. Они говорят, «Любой полубог настолько же хорош, как и Вишну. Вы можете поклоняться любому полубогу. Не важно. Вы…» Так как их конечное понимание таково, что Абсолютная Истина является имперсональной, и вы можете представить себе любую форму. Это не важно. Вы в конечном итоге достигнете этого безличного, сольётесь с безличным.

Такова их философия. Но это не правда. Высший аспект Абсолютной Истины это Кришна, Бхагаван.

брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате

Абсолютная Истина постигается в трёх ипостасях, в первую очередь как безличный Брахман, затем локализованная Параматма, и затем Верховная Личность Бога, Кришна («Ш.Б.» 1.2.11).

кришнас ту бхагаван свайам

Абсолютная Истина описывается как Бхагаван, и есть много экспансий Бхагавана («Ш.Б.» 1.3.28). Адваитам ачйутам анадим ананта-рупам («Брахма-самхита» 5.33). Ананта-рупам. У Кришны есть триллионы и миллионы экспансий. Также как Параматма.

ишварах сарва-бхутанам хрид-деше ‘рджуна тиштхати

Он не только пребывает в каждом сердце, но также и в каждом атоме («Б.-г.» 18.61).

андантара-стха-параману-чайантара-стхам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

(«Брахма-самхита» 5.35)

Итак, у Кришны есть много экспансий. Но все они едины. Адваитам ачйутам. Также как у вас есть понимание солнца, если у вас есть миллионы горшков, там отражается солнце, вы найдёте миллионы солнц, хотя солнце одно, но вы увидите, что миллионы солнц находятся в миллионах горшков. Таково понимание. Бог един, но Он может распространить Себя в миллионы и миллионы. Их не возможно даже посчитать. Бесконечное число экспансий, но, тем не менее, Он един. Адваита. Ачйута.

Философия майавади такова, что, так как Бог распространил Себя во множество, и Он всепроникающий, поэтому Он является конечным. Он конечный. Также как материальная концепция. Возьмите большую бумагу и порвите её на кусочки и затем выбросьте – изначальная бумага не существует. Её больше нет в природе. Такова философия майавади. Философия майавади значит, что Бог всепроникающий, поэтому у Него нет формы. Он покончил со Своей формой. Не может быть никакой формы. И это материальная концепция. Духовная концепция это пурнасйа пурнам адайа пурнам эва авашишйате («Шри Ишопанишад», Введение)

Если Кришна является совершенным, Верховным, поэтому если Он даже распространит Себя в миллионы и триллионы полных форм, тем не менее, Он будет совершенным. Тем не менее, Он будет совершенным. Таково понимание Кришны. Поэтому авйайа. Авйайа, значит ачуйта, авйайа. Ачуйта, значит, что Он не подвержен падению. Это не так как в моём банке у меня есть 100 фунтов, если я заберу 1, 2, 3, 4, 5, таким образом, 100 закончатся. Мой счёт в банке закончится. Это не так. Кришна настолько совершенен, что Он может распространить Себя в непосредственные формы, тем не менее, Он будет совершенным. Пурнасйа пурнам адайа. Эти стихи вы уже читали в «Ишопанишад». Итак, это понимание Кришны.

Итак, до тех пор, пока вы с самого начала не будете практиковать йаджну, или если вы грихастха, вы будете давать пожертвования, и затем вы примете саньясу, будете совершать тапасйю, как вы сможете понять эту философию. Это невозможно. В Кали-югу, однако, эта ягья невозможна. Также как в Ведах рекомендуются ритуальные ягьи, жертвоприношения, но они невозможны. Это очень дорого. Вы должны достать так много гхи, и зерна и так много всего другого. Накормить каждый день так много людей. Это очень сложная задача, совершать ритуальные ягьи. Поэтому Кришна сделал это легким. Что это? йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхасах. Это рекомендуется в «Шримад-Бхагаватам» («Ш.Б.» 11.5.32):

кршна-варнам твишакршнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи су-медхасах

Это процесс совершения йаджны. Йаджна-дана-тапах («Б.-г.» 18.3).

Что такое йаджна? Кришна-варнам твишакришнам. Кришна-варнам. Варна, значит категория. Также как брахмана-варна, чатур-варна. Варна, значит класс. Чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах («Б.-г.» 4.13).

Как Кришна сказал. Итак, кришна-варнам: в категории Кришны. Итак, кришна-варна. Или, «Тот, кто описывает Кришну», варнайати. Кришнам варнайати ити кришна, ити кришна-варна. Или принадлежит к категории Кришны… Он не принадлежит к категории джива, души. Он принадлежит к категории Верховной Личности Бога, кришна-варна. Или всегда повторяет святое имя Кришны. Кршна-варнам твиша акршнам («Ш.Б.» 11.5.32). Это значит, что Он является Кришной… Так как Он принадлежит к категории Кришны, поэтому Он является Кришной. Но у нас есть такое понимание, что Кришна чёрного цвета. Да, это так. Аситамбуда-сундарангам («Брахма-самхита» 5.30).

Асита. Асита, значит чёрный. Аситамбуда. Итак, чёрное облако. Амбуда, значит облако. Аситамбуда-сундарангам. Цвет его тела подобен тёмному облаку, но очень, очень, очень прекрасному. Кандарпа-коти-каманийа. Он настолько прекрасен, что много миллионов купидонов не могут сравниться с Ним, хотя Он чёрный. Итак, здесь тот же самый Кришна, кришна-варнам, хотя Он принадлежит к той же категории что и Кришна, твиша, по цвету, акришна. Акришна. Акришна значит «не Кришна». Поэтому это может быть любой другой цвет. Это может быть… Есть так много цветов. Итак, акришна. Он не Кришна, не чёрный. Поэтому это может быть… Но нет. У Верховной Личности Бога есть только определённый цвет. Шукла,  шукло рактас татха пита  иданим кришнатам гатах («Ш.Б.» 10.8.13, «Ч.-ч», Ади 3.36, «Ч.-ч», Мадхья 6.101).

Когда Кришна родился дома у Нанды Махараджи, или Кришна появился когда,… Итак, в соответствии с ведической системой существует джата-карма. Как только рождается ребёнок, ему сразу же делают гороскоп, и в соответствии с гороскопом дают имя. Существует даша-карма. Даша-карма. Итак, одно из них это в момент рождения, до того, как зачинается ребёнок, есть одна самскара, гарбхадана-самскара. Подобным образом, когда ребёнок рождается, тогда проводится другая самскара, джата-карма-самскара. Существует так много самскар. Самскарад бхавед двиджах. Выполняя самскары, процессы очищения, человек становится брахманом. Упанайана-самскара, самскара священного шнура.

Итак, когда у Кришны была джата-карма-самскара при помощи Гаргамуни, священника Васудевы… Он был послан к Нанде Махарадже, чтобы совершить джата-карму для Кришны. Итак, он был учёным астрологом. Он сказал: «Нанда Махараджа, твой сын раньше был трёх других цветов: шукло рактас татха пита. Он был белого цвета, Он был красного цвета, Он был жёлтого цвета». Иданим кришнатам гатах («Ш.Б.» 10.8.13).

«Теперь Он явился черноватого цвета». Иданим кришнатам гатах. Итак, кришна-варнам твишакришнам («Ш.Б.» 11.5.32).

Твиша, значит, что цвет Его тела не чёрный. Поэтому, Он должен быть одного из трех, белый, красный и жёлтый. Потому цвет Чайтаньи Махапрабху это желтовато-золотой цвет. Поэтому он сказал: «Он является Кришной, но теперь Он явился в теле золотого цвета». Кришна-варнам твиша Кришнам. И сангопангастра-паршадам. «Он всегда окружен Своими спутниками». Анга, упанга. Анга, значит личные, и упанга, значит экспансии экспансий, что называется кала. Первая экспансия называется аватара, и затем другая аватара из аватары, называется кала. Рамади-муртишу кала-нийамена тиштхан («Брахма-самхита» 5.39).

В шастрах приводится очень научный анализ. А не так, что приходит любой негодяй, и говорит: «Я Бог». Это неприемлемо. Мы должны понять шастра-видхи, как сказано в шастрах. Итак, про Шри Чайтанью. Потому что Шри Чайтанья Махапрабху явился, Верховная Личность Бога, поэтому многие негодяи имитировали Его. «Хорошо, этот Нимай Пандит, если Он может стать аватарой, тогда почему не Гададхара Пандит?» Этот Рамакришна, его звали Гададхар Чаттерджи. Он также подражал Чайтанье Махапрабху. Что касается божественного положения Шри Чайтаньи Махапрабху, то есть неисчислимые цитаты, в «Махабхарате», в «Бхагавате», в Пуранах, в Упанишадах. Поэтому мы принимаем Его как Верховную Личность Бога. Не на основе голосования негодяев: «Давайте проголосуем, что этот человек является Богом, тогда он им становится». Итак, кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам («Ш.Б.» 11.5.32).

Он общался с другими преданными — Нитьянандой Прабху, Адвайтой Прабху, затем Гададхара Прабху и Шриниваса.

шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

Где бы ни присутствовал Чайтанья Махапрабху, там находятся так много преданных. Гаура-бхакта-вринда.

Итак, сангопангастра-паршадам. Это инкарнация Кали.

Итак, йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах («Ш.Б.» 11.5.32).

Те, у кого есть мозги, и они не тупы, не заполнены коровьим навозом, могут понять всё, но другие не могут понять, что такое санкиртана-йаджна. Но шастра говорит, йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах: «Те, у кого есть хороший разум, они могут совершать эту йаджну, санкиртана-йаджну«. Затем это исполнит наставление «Бхагават-гиты»: йаджна-дана-тапах-карма («Б.-г.» 18.5).

Итак, это движение санкиртаны, санкиртана-йаджна, в этот век, перед Божеством Господа Чайтаньи Махапрабху  и вместе с Нитьянандой, Адвайтой, и другими… Если не все, то, по крайней мере, Нитьянанда или Гададхара. Гаура-Гададхара или Гаура-Нитьянанда, или все они, пять. Шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда. У вас есть Панча-таттва? Здесь нет изображения? Оно было здесь.

Преданный: Тогда… Реватинандана Свами берёт его с собой, когда он проповедует.

Шрила Прабхупада: О, все нормально. Итак, Гаура-Нитьянанда есть здесь. Это нормально. Поэтому это йаджна. Итак, йаджна-дана-тапах-карма на тйаджйам. Вы не можете оставить её ни на одной из стадии жизни, но так как йаджны упоминаются в Ведах, то их невозможно исполнять в этот век Кали-юги так как они являются мандах суманда-матайо манда-бхагйа хй упадрутах («Ш.Б.» 1.1.10).

В этот век люди могут рекламировать, что они совершают хороший прогресс. Они все неудачливы, обеспокоены. Мандах суманда-матайо манда-бхагйах. Манда-бхагйах, значит неудачливы. И упадрутах, всегда обеспокоены. Таково положение людей в этот век. Как они могут совершать ритуалистические церемонии? Это невозможно. Поэтому есть эта йаджна. Итак йаджнаих санкиртанаих («Ш.Б.» 11.5.32).

Установите Шри Чайтанью Махапрабху и совершайте йаджну, санкиртана-йаджну перед Ним, и вы все станете совершенными. Это так легко. Так легко. Так как вы не можете оставить йаджну. Но в этот век, Кали-югу, люди настолько неудачливы, настолько никчемны, что для них невозможно совершать ведические ритуалистические йаджны. Это невозможно. Поэтому Кришна дал вам возможность, которой вы можете следовать.

калау тад дхари-киртанат.

крите йад дхйайато вишнум

третайам йаджато макхаих

(«Ш.Б.» 12.3.52)

Макха, значит йаджна. Её совершали в Трета-югу. И в Сатья-югу, медитация. В Двапара-югу, поклонение Божествам. Калау тад дхари-киртанат. В Кали-югу, просто с помощью киртанад эва кришнасйа («Ш.Б.» 12.3.51). И это является наставлением шастр.

Поэтому я доволен, что вы хорошо поддерживаете этот центр на уровне своих стандартов, благодаря совершению йаджны, благодаря санкиртане, и сегодня Радхаштами. Вы следуете. Наша йаджна это санкиртана, и Шримати Радхарани это энергия наслаждения Кришны.

радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад
экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау,
шри-чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам апта

(«Ч.-ч.», Ади 1.5)

      Тогда Кришна… Кришна един. Экам адвитийам. Но Эко баху сйат. Он может распространить Себя. Поэтому, когда Он хочет наслаждаться, из Его собственного тела проявляется Его энергия наслаждения. Эта энергия наслаждения является Радхарани. Радхарани это не обычное живое существо. Радхарани, это энергия наслаждения Кришны. Хладини-шакти. Итак, сегодня это день явления хладини-шакти. Итак, если вы хотите удовлетворить Кришну… Так как нашей задачей является удовлетворить Кришну. Хари-тошанам. Наше движение это хари-тошанам. В «Бхагаватам» сказано (1.2.13):

самсиддхир хари-тошанам.

атах пумбхир двиджа-шрештха варнашрама-вибхагашах.

варнашрама-вибхагашах.

свануштхитасйа дхармасйа самсиддхир хари-тошанам

Не только наше. Такова цель. В «Бхагават-гите» также сказано: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо («Б.-г.» 15.15). Вся ведическая литература направлена на то, чтобы найти Кришну и удовлетворить Его. Поэтому Кришна лично приходит, чтобы дать вам это знание. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам
(«Б.-г.» 18.66). «Ты, негодяй, отбрось все эти занятия. Просто предайся Мне».

А что насчет других полубогов? Есть очень много полубогов. Что же нам делать? Камаис таис таир хрита-джнанах («Б.-г.» 7.20). «Этим полубогам поклоняются люди, которые потеряли весь разум». Хрита-джнана. Хрита-джнана, значит наста-буддхайах, тот, кто потерял разум. В этом нет необходимости. Просто мам экам. Это наставление «Бхагавад-гиты»… Это наставление шастр. Вишнур арадхйате пумсам нанйат тат-тоша-каранам («Вишну-пурана» 3.8.9). На те видух свартха-гатим хи вишнум («Ш.Б.» 7.5.31). 

ом тад вишнох парамам падам сада пашйанти

Это мантра «Риг-веды». Истинная цель жизни это удовлетворить Господа Вишну, и Кришна является источником вишну-таттвы. И Его можно удовлетворить через Радхарани. Поэтому мы поклоняемся одному Кришне? Нет. Радха-Кришна. Сначала Радхарани. И этот день сегодня. Сначала вы должны поклоняться Радхарани. Если вы будете идти через Радхарани… Поэтому во Вриндаване вы увидите всех преданных, они обращаются друг к другу, «Джайа Радхе». До сих пор. Потому что они знают, что «если Радхарани довольна…, если я смогу удовлетворить Радхарани, то всё будет замечательно».

Радхарани представляет изначальную энергию наслаждения, всегда погруженную в мысли о Кришне. Поэтому любой, кто предстаёт перед Радхарани, чтобы служить Кришне, о, Она становится такой довольной, «О, это преданный Кришны, Кришна». Она сразу же его рекомендует, «Кришна, вот Твой преданный. Он лучше, чем Я». Это Радхарани. Я может быть, непреданный. Я может быть самый падший негодяй. Но если вы попытаетесь достичь Кришну, через Радхарани, тогда моё дело увенчается успехом. Поэтому мы должны сначала поклоняться Радхарани. В этом состоит наша задача. Вместо того чтобы предлагать один цветок непосредственно Кришне, вы просто поместите его в руки Радхарани: «О, моя мать Радхарани, Джаган-мата, если бы Вы были настолько любезны, чтобы взять этот цветок и предложить его Кришне». «О», — говорит Радхарани, — «O, ты принёс цветок?». Кришна сказал: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати («Б.-г.» 9.26). Но не пытайтесь предлагать Кришне напрямую. Просто предлагайте через Радхарани. Радхарани это очень сильно оценит.

Итак, наша вайшнавская философия состоит в том,  чтобы удовлетворить Кришну через служение Шримати Радхарани. Сегодня как раз наступил благоприятный день Её явления. Поэтому мы должны предлагать пушпанджали и молиться этой самой возвышенной гопи Вриндавана следующим образом: «О Радхарани, будь милостива, пожалуйста,  расскажи Твоему Кришне обо мне. Кришна — Твой».

 Кришна не является независимым. Радхарани — это Его энергия. Поэтому вы должны приблизиться к Кришне через Её посредничество. Этот в высшей степени благоприятный день наступил сегодня. Хорошо поклоняйтесь Шримати Радхарани и будьте счастливы.

Большое спасибо. Харе Кришна.

Редакция: Ари Мардан д.

Комментарии закрыты.