Лобха

Опубликовано: марта - 5 - 2017

Лобха

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Калькутта. Февраль 2013

Преданная: Какие действия мы должны совершать, чтобы достичь лобхи?

Ш.Б.В. Бхарати Махарадж: Нет ничего в трёх мирах, что могло бы послужить платой, только сильное желание.

кришна-бхакти-раса-бхавита-матих

крийатам йади куто ’пи лабхйате

татра лаулйам апи мулйам экалам

джанма-коти-сукритаир на лабхйате

 

«Чистое преданное служение в сознании Кришны нельзя заслужить, даже совершая благие дела на протяжении тысяч жизней. Оно приходит только к тому, кто может заплатить единственную цену — жажду обретения его. Если такое преданное служение доступно где-то, его следует приобрести не мешкая» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.70).

В этом стихе бхавита-матих означает следующее: даже если наш ум полностью осквернён, но мы связаны с личностью, которая является маха-бхагаватой, преданным Господа, который всегда чист, то шанс у нас есть. Например, перед тем как готовить рис, мы должны его помыть иногда один раз, иногда два раза, иногда четыре раза. Почему? До тех пор, пока вода не станет чистой, мы должны промывать рис, и когда он будет полностью очищен, тогда его можно варить. Но если мы будем совершать омовение маха-бхагаваты хоть сто раз в своих попытках найти в нём какую-то нечистоту, у нас ничего не выйдет.

Личность, которая находится в общении с чистым преданным, постепенно, следуя его наставлениям, шаг за шагом, очистит своё сознание и обретёт такую же кристальную чистоту. Сознание чистого преданного полностью погружено в бхакти-расу. Если такой преданный кому-то откроет своё сердце, то тогда и только тогда можно будет по его милости обрести духовную жадность – лобху. Невозможно обрести такую жадность, до тех пор, пока преданный, не явит её.

Так Шрила Санатана Госвами, находясь в тюрьме, уговаривал тюремщика отпустить его, обещая за это ему большие вознаграждения, но это было бесполезно. Когда же Санатана Госвами показал тюремщику золото, тот сразу же согласился освободить узника, даже понимая, что под угрозой его собственная жизнь.

Преданный: «Это значит, что маха-бхагавата покажет нам своё настроение? Как это понимать?

Ш.Б.В. Бхарати Махарадж: Вайшнав покажет это только перед квалифицированной личностью. Мы не сможем обрести лобху до тех пор, пока вайшнав не покажет нам это возвышенное настроение. Когда мы обретём нужную адхикару, он покажет нам свою лобху. Как же нам обрести необходимую адхикару? Через служение вайшнавам. Если дома очень много различных вкусностей, но мать и отец знают, что у их ребёнка плохое пищеварение и слабость, тогда они не дадут ему эту еду и даже не покажут её.

Следующий пример из Пуран. Были два брата Мали и Сумали. Мали был благочестивым человеком, он всегда следовал этикету и не тратил деньги понапрасну. Все хорошие качества присутствовали в нём. Сумали имел множество плохих качеств и был расточительным. После того, как их отец умер, он оставил всё Мали. Сумали решил, что Мали отдаст ему часть своей собственности, ведь отец всё оставил ему.

Спустя некоторое время Сумали истратил все деньги на материальные наслаждения, грешил, как только мог. Мали помогал своему брату, отдавая некоторую часть своих денег, но и это Сумали истратил так же быстро. Они оба стали совсем бедными. Тогда Мали пошёл в храм и стал выполнять служение, убирая храм.

В положенное время оба они умерли и предстали на суд перед Ямараджем, Богом смерти. В это мгновение появились вишнудуты и возвели Мали на свою колесницу. Тем временем, Сумали слуги Ямараджа обвили путами и стали погонять, причиняя ему невыносимые страдания. Мали спросил у вишнудутов: «Почему мой брат испытывает такие муки?» Вишнудуты ответили, что в соответствии с его прошлой деятельностью, было принято решение о его наказании.

Вишнудуты не были друзьями ни Мали, ни Сумали, но они по-разному отнеслись к ним в соответствии с их деятельностью. Таким же образом подлинный гуру или вайшнав, будучи три-кала-гья, показывает свою трансцендентную жадность перед квалифицированной личностью. Квалификацию можно обрести только через гуру-севу и ваишнава-севу. Иначе даже если вайшнав покажет свою адхикару, мы не способны будем увидеть её. 

Преданная: В английском языке слово «жадность» имеет негативный оттенок. Почему мы применяем его в отношении духовного?

Ш.Б.В. Бхарати Махарадж: Когда мы применяем это слово в отношении материального или преследуем материальные цели, тогда это слово имеет негативный оттенок, но в отношении духовного жадность позитивна.

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате

 

«Бхакти – чистое преданное служение, не оскверненное умозрительной философией или деятельностью ради её плодов. Тот, кто его совершает, занимает свои чувства и ум в служении Шри Кришне с единственной целью — доставить Ему удовольствие. Когда джива с преданностью служит Хришикеше, Господину чувств, её чувства одухотворяются, и она освобождается от всех материальных отождествлений» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.12).

В соответствии с этим стихом, сарвопадхи-винирмуктам означает, что мы должны стать свободными от всех ложных самоотождествлений какие только существуют в материальном творении. Кришна-бхакта – это тоже само-отождествление, но мы не должны думать, что оно ложно. Живые существа не должны пытаться стать нулём. Мы должны освободиться от духа материального наслаждения, обретя положение слуги вайшнава. То, что является негативным в материальном, может быть позитивным в духовном. Гопи наносят масло на своё тело, делая массаж, но их нельзя сравнивать с мирскими девушками, потому что всё, что делают гопи, предназначено для удовлетворения Шри Кришны.

Люди в материальном мире не могут понять деяния гопи, они считают, что према гопи – это то же самое, что материальная кама. Однако следует знать, что когда слово кама используется по отношению к гопи, подразумевается не вожделение, а према. Понимание слова мукти так же зависит от бхав, с которым оно используется.

Преданный: «Каковы признаки правильной севы

Ш.Б.В. Бхарати Махарадж: Когда кто-то делает настоящую севу, он будет чувствовать большое удовлетворение. В «Шримад–Бхагаватам» объясняется, что когда мы принимаем пищу, то сначала уходит голод, потом мы чувствуем удовлетворение, и затем всё наше тело получает питание. Если мы совершаем настоящую севу, то мы будем чувствовать такие же симптомы.

 Преданный: Иногда мы можем делать какие-то скверные вещи и при этом тоже чувствовать удовлетворение, как же мы можем понять разницу?

Ш.Б.В. Бхарати Махарадж: Характер преданного скажет нам о качестве его служения. Если человек утверждает, что он ничего не ел долгое время, но мы видим, что его тело осталось таким же, то мы понимаем, что он обманывает. Если человек говорит, что он регулярно принимает великолепный прасад, но видно, что его тело очень слабое и не годится для садханы, тогда мы не поверим в то, что он получает хорошее питание. Если же кто-то утверждает, что совершает подлинную севу, тогда он будет очень удовлетворён. Его характер и его качества должны доказывать это.

 

са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати

«Высшим занятием (пара-дхармой) для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовным отношениям с трансцендентным Господом. Чтобы полностью удовлетворить душу, бхакти должно быть бескорыстным и непрерывным» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).

Перевод и набор текста: Манохари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.