Интервью у Санкаршаны Прабху. Часть 1

Опубликовано: января - 10 - 2016

0yo6erem

Интервью у Санкаршаны Прабху

Часть 1

 

Вопрос: Харе Кришна, уважаемый Санкаршана Прабху! Вся слава нашей гуру-парампаре! Мы хотим взять у Вас интервью. Поскольку Вы недавно вернулись с Чандигарха и посетили известного ныне святого вайшнава – Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Госвами Махараджа, у нас есть несколько вопросов к Вам. Не могли бы Вы поделиться своими свежими впечатлениями о недавнем посещении одного из храмов Шри Чайтанья Гаудия Матха и о Вашем духовном учителе?

Санкаршана Пр.: Харе Кришна! С большой радостью. Я недавно приехал оттуда и поэтому наполнен прекрасными впечатлениями.

Ари Мардан д.: Прежде всего, я хотел бы, чтобы Вы немного рассказали нашим читателям о себе. Когда Вы впервые познакомились с Гаудия-вайшнавской традицией?

Санкаршана Пр.: С вайшнавской традицией я познакомился когда мне было девятнадцать лет. В общей сложности, я уже тринадцать лет связан с сознанием Кришны. Всё началось с посещения лекций Патита Паваны прабху. Примерно через два года я узнал о существовании храма Кришны и стал ходить туда. Каких-то особых чудес в моём пришествии в сознание Кришны не было, хотя сам факт, что ещё одна обусловленная душа встала на путь к подлинному освобождению, можно считать чудом, ибо как говорится в «Бхагавад-гите» (7.3): «манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхае», — едва ли один из многих тысяч стремится к совершенству.

Ари Мардан д.: Что больше всего привлекло Вас в этой традиции?

Санкаршана Пр.: Больше всего в сознании Кришны меня привлёк киртан и философия. Несомненно, прасад был также привлекательным, но это — не первое, в моём случае. Киртан и вайшнавская философия — это самый вкусный прасад!

Ари Мардан д.: Как я понимаю, Вы раньше развивались вне влияния ачарьев Шри Чайтанья Гаудия Матха. Что именно Вас впечатлило, когда Вы вошли в лоно этого Гаудия Матха? Что Вы чувствовали, пребывая в этом месте?

Санкаршана Пр.: Да, раньше я принадлежал к другой вайшнавской организации. Однако, из-за общения с проповедниками Гаудия Матха, меня невзлюбили. В принципе, я об этом нисколько не жалею. Для меня истина гораздо важнее какого-то временного положения. Раньше, как и у большинства различных членов разных вайшнавских организаций, у меня был тонко навязанный стереотип об ущербности и даже не авторитетности Гаудия Матха. Каким-то чудом, по милости вайшнавов, я избавился от этой анартхи. В первую очередь, в этом сыграли роль книги Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, которые я начал читать пять лет назад. Эти книги уникальны. Они поднимают на более высокий уровень понимания традиции, которую заложил Шрила Рупа Госвами по указанию Шри Чайтаньи Махапрабху.

В то же время, я не тороплюсь с выводами. Пока я не чувствую, что всем сердцем полностью интегрировался в Гаудия Матхе,  потому что я лишь недавно познакомился с вайшнавами этой линии. Я считаю, что только фанатики могут необдуманно причислять себя к тому, что не познали должным образом. Сейчас для меня важно не название организации и не её масштабы, важны вайшнавы, с которыми я имею удачу общаться. И самое главное — это то, что я принял прибежище у сат-гуру  — учителя, по-настоящему любящего и знающего Шри Кришну. Ради этого можно и нужно пожертвовать всем.

Гаудия Матх привлекает меня своей традиционностью и сосредоточенностью на сути, на подлинном Гаудия-вайшнавизме, на учении Шри Чайтаньи Махапрабху. Также очень радует то, что в нём ещё имеются признанные великими святыми уттамабхакты. Такие преданные действительно способны привести души в духовный мир, к стопам Шри Рупы Госвами и Шри Шри Радха-Кришны. Это самое главное. Именно от такого вайшнава мне и посчастливилось получить святое имя.

Ари Мардан д.: Считаете ли Вы время, проведённое в другой вайшнавской организации, потерянным или полностью бессмысленным?

Санкаршана Пр.: Я не считаю эти годы потраченными зря, потому что даже в неидеальных для духовной жизни условиях я мог прогрессировать. Я многому научился и благодарен за это своим прежним учителям и наставникам. Конечно, я теперь не принимаю их авторитет, как абсолютный, как делал это раньше, и вижу, что в чём-то они заблуждаются. Однако они, безусловно, приносят некоторую пользу. Если что-то существует, то значит оно поддерживаемо Богом. А если Он считает, что есть смысл поддерживать подобное, значит в этом есть необходимость даже для Него Самого. Обычно то, что полезно Богу, полезно и тем, кого Он любит.

Благодаря школе, которую я прошёл в прошлом, я обрёл сукрити, необходимое для того, чтобы теперь принять прибежище у стоп истинного духовного учителя, обладающего научно-духовным опытом. Такой гуру может действительно с любовью служить Шри Кришне. Не знаю, смог бы я сразу оценить такую милость, если бы она пришла ко мне с самого начала? Но когда есть с чем сравнить, то всё становится ясным и понятным.

Находясь в предыдущей вайшнавской организации, я в какой-то момент всем своим существом ощутил необходимость общения с сат-гуру, према-бхактой и начал молиться об этом. Хотя до этого я имел формальное посвящение, тем не менее, тех, кто смотрит на жизнь через призму настоящего учения Шри Чайтаньи Махапрабху, формальности не очень интересуют. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж учил нас отличать анукарану от анусараны*. Рано или поздно формализм становится препятствием на духовном пути. Нас всех должна интересовать только реальность. Реальность заключается в том, что без милости истинного духовного учителя нет никаких шансов достичь высшей цели, любви к Богу. Шрила Рупа Госвами сказал в «Падьявали»:

 

кришна-бхакти-раса-бхавита матих
крийатам йади куто ‘пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукритаир на лабйате

 

«Где бы и когда бы не выпала возможность соприкоснуться с истинными садху, чей разум опьянён бхактирасой, мы должны мчаться туда со всех ног, чтобы получить крупицы этого нектара. В противном случае, мы можем воплощаться миллионы жизней и даже практиковать какое-то подобие преданного служения, но без садху-санги – это бесконечный процесс».

Ари Мардан д.: Разрешите мне задать Вам провокационный вопрос? Как Вы увидели, что Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж купается в расе? Разве он много говорит о ней?

Санкаршана Пр.: Разве Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада (ИСККОН), Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж (Шри Гопинатх Гаудия Матх), Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (основатель Гаудия Матхов) или Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж (Шри Чайтанья Сарасват Матх) много говорили о расе? Нет. Они считали это очень сокровенным. Однако это не говорит о том, что все они не являются расикавайшнавами. Все они признаны как уттама-адхикари и потому являются погруженными в расу, кришна-прему.

Можно говорить и об обратном. Есть много тех, кто увлекается расическими темами, но это не говорит о том, что они являются расиками. Это доказывает, что опираться лишь на одни темы хари-катхи недостаточно. Нужно знать, что говорят о маха-бхагавате другие маха-бхагаваты. Например, если Шрила Бхакти Валлабха Тиртха или Ваш Шрила Гурудев признают Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа великим ачарьей, тогда это самый высокий аргумент для тех, кто хочет понять его адхикару. Нам нет смысла опираться на собственные наблюдения. Их будет всегда недостаточно до тех пор, пока мы не обретём сададхикару (ниргунабхакти).

В действительности, всё то, о чём говорит расика-вайшнав, пропитано расой. Даже если гуру не говорит о враджа-расе с учениками, это не дисквалифицирует его и не говорит о нём как о личности, не имеющей глубокой связи со Всевышним. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами писал в «Чайтанья-чаритамрите» о стандарте поведения рагануга-вайшнавов: «Внешне они ведут себя как садхаки, следуя общим, базовым правилам бхакти, которым следуют даже ваидхи-садхаки, а внутренне — они всегда погружены во враджа-лилу».** Как при таком поведении мы сможем определить – является ли вайшнав расикой или нет? Это не так просто. Когда этот вайшнав приблизит к себе и раскроет секреты своего сердца, тогда можно будет делать какие-то выводы о его положении и способностях. Как бы себя не вели такие возвышенные вайшнавы, мы должны непременно стремиться к тому, чтобы развивать отношения с ними в своём сердце.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в «Шри Чайтанья-шикшамрите», что если садхака не находит качественной садху-санги внутри своей организации и при этом не отправляется искать её за пределы своей группы, он находится во власти предрассудков и не сможет прогрессировать. Поэтому, мы должны отбросить любые сектантские догмы и стереотипы, которые были нам навязаны недобросовестными людьми, танцующими под дудку Кали Махараджа, и искать этой милости. В моём случае произошло нечто подобное. Ученики Шрилы Нараяны Госвами Махараджа помогли мне в этом разобраться и направили к сад-гуру.

Ари Мардан д.: Когда-то учеников Шрилы Нараяны Махараджа критиковали за то, что они приводили к своему гуру тех, кто разочаровался в псевдоучителях. Всё это выдавалось за прозелитизм. Но теперь можно видеть, что ученики Шрилы Нараяны Махараджа не пытаются вести даже в лоно своей организации. Они направляют к сад-гуру из другого Гаудия Матха. Это говорит о том, что ряд старших преданных в России ориентирован на базовый принцип высококлассного ученичества (всегда держаться общества маха-бхагаваты), а не на свою организацию или сообщество. Мой Шрила Гурудев учил нас этому. Он говорил об этом фактически с самого начала своей проповеди на Западе: «Тот вайшнав, кто оставил все шесть побуждений — гнев, вожделение и постоянно воспевает святое имя, видя такого вайшнава, обретя его даршан, Шри Кришна приходит в сердце такого преданного. Вы должны знать, что это маха-багавата-вайшнав. Вы должны ему служить со всеми чувствами в настроении полного предания, принять его как свою душу и жизнь, даже если он НЕ ЯВЛЯЕТСЯ В ЛИНИИ ВАШЕГО ГУРУ, ВЫ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ ЕМУ» (20.12.1998 г. «Сегодня вы должны пообещать»).

На основании этой цитаты, я полностью согласен с Вами в том, что верность внутренним принципам духовной жизни важнее, чем преданность её форме.

Санкаршана Пр.: Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж очень ясно выразил вайшнавское отношение к сознанию Кришны и к стадному сознанию, где главное подминается под второстепенное. Глава «Сознание Бога против сознания общества» из книги «Шри Гуру и его милость» может хорошо помочь разобраться в этом.

Ари Мардан д.: Вы сказали о том, что Ваш Гурудев является признанным святым. Я слышал об этом и от старших санньяси санги моего духовного учителя. И поскольку я принимаю его вайшнавом, имеющим очень высокий адхикар, я также привлечён им с 2012 года. Для меня и для других преданных очень важны свидетельства и доказательства его высокого положения. Никто не должен принимать или отвергать какого-либо вайшнава слепо. Это очень опасно. Именно так об этом неоднократно говорил Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в своей хари-катхе. Когда ученик действительно привлечён личностью своего духовного учителя, он интересуется всем, что связано с ним. В связи с этим, я хотел бы Вас спросить: какие святые говорили о высоком положении Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа?

Санкаршана Пр.: Об этом, как я уже упомянул ранее, говорил Ваш духовный учитель. Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж сказал о том, что его настроение очень тождественно настроению Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа.

Ари Мардан д.: В каком году и где Шрила Нараяна Махарадж утверждал, что его настроение не отлично от настроения Ш.Б.В.Бхарати Махараджа?

Санкаршана Пр.: Когда я спрашивал об этом Ваших духовных братьев, они рассказали, что Ваш Гурудев говорил об этом примерно в 2007 году. Это было на фестивале, посвящённом Шриле Рупе Госвами. Разные вайшнавы собрались на этом празднике и выступали, прославляя главного ачарью нашей школы. После того, как выступил Шрила Б.В.Бхарати Махарадж, Шрила Нараяна Махарадж и произнёс эти слова. Об этом мне сказали трое преданных, которые присутствовали тогда в том месте. Один из них — Калачанд Прабху. Вы наверняка должны знать его. Он уже более десяти лет живёт во Вриндаване и хорошо помнит этот момент. Калачанд Прабху является одним из старших русскоязычных учеников Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. В действительности на том фестивале было много преданных. Второй, кто мне об этом говорил — это Динанатха Прабху. Санньяси, которые были в то время там, также это могут подтвердить.

Высокое положение Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа также подтверждается Шрипад Бхакти Вибуддха Бодхаян Махараджем – ачарьей Шри Гопинатх Гаудия Матха, и Шрилой Бхакти Валлабхой Тиртхой Махараджем – нынешним ачарьей Шри Чайтанья Гаудия Матха.

Ари Мардан д.: Я слышал, что помимо Вас, получили посвящение у Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа и другие преданные из России. Были ли среди них уже опытные преданные?

Санкаршана Пр.: Да. У Шрилы Бхарати Махараджа, с тех пор, как он стал давать посвящения, стали принимать прибежище многие удачливые души с разных стран. К нему приезжают и из России. Я знаю некоторых из них. Среди принявших посвящение есть также и опытные преданные. Например, один мой друг, практикующий уже более десяти лет. Теперь как и я, он очень счастлив, что обрёл отношения с настоящим гуру в своём сердце. Это как проснуться ото сна. Я хочу пожелать всем ищущим преданным обрести возможность связи с подлинным учителем вайшнавизма. Когда это произойдёт, то человек сразу поймёт, что я имел в виду, когда направлял кого-либо к уттамаадхикари.

Многие преданные десятилетиями не получают посвящения из-за своей неискренности. Другие из-за своей неискренности и нехватки бхактисукрити принимают своими гуру тех, кто ещё не обрёл полноты любви к Богу. Это также проблема для ученика. По словам Шрилы Гоур Говинды Свами, если вы не плачете о связи с истинным гуру, который неотличен от Шри Хари и сентиментально принимаете неквалифицированную личность в качестве своего учителя, то в будущем, если вы будете искренни, этот «гуру» заставит плакать вас и молиться о связи с сат-гуру. Тот, кто движется неуклонно вперёд, разочаруется в любых несовершенствах и оставит всё и вся ради высшего идеала. Рано или поздно нужно начать плакать сердцем и молиться о милости. И лучше раньше, чем позже.

Есть также те, кто годами ждут, не получая посвящения, поскольку их сердце не принимает никого из псевдогуру, и они находятся в поиске сат-гуру — это совсем иной случай. Мы должны быть такими. Не следует торопиться и сентиментально кидаться при первой же возможности инициироваться у того, кто попадётся под руку. Принять гуру — это гораздо более важное свершение, чем жениться. Как говорил один философ: «Если вам попадётся хорошая жена, то вы обретёте счастье, если плохая — станете философом». Что касается принятия гуру: если мы примем руководство обусловленной души, то наша духовная жизнь никогда не увенчается успехом, и может быть даже разрушена неправильным выбором. Поэтому, следуя в своих наставлениях по стопам святых прошлого, я желаю всем преданным искать любыми способами, как прямыми, так и косвенными, Абсолютную Истину, предстающую перед нами в облике сат-гуру или шуддха-вайшнава. Если нет возможности получить посвящение от таких, тогда нужно хотя бы получать их шикшу (наставления). Все учителя всегда говорили о важности посвящения только от уттама-гуру.

Шрила Бхактиведанта Свами писал: «Человек, связанный по рукам и ногам, не может освободиться сам — ему необходима помощь того, кто свободен. Ему не поможет другой связанный: развязать верёвки может только тот, кто сам свободен от пут. Другими словами, освободить душу из материального плена может только Господь Кришна или Его истинный представитель, духовный наставник. Без их помощи обусловленная душа никогда не сбросит оковы материального рабства» («Б.-г.», 7.14 комм).

Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж говорил: «Часто слова «гуру-ништха» и «гуру-бхакти» используются не в их прямом значении. Человек, обладающий ништхой в так называемого гуру (не подлинного гуру), неизбежно падёт. Гуру означает: — «вастава-васту» — неотличный от высшей реальности, и кришна-васту — неотличный от Самого Кришны. Так называемые гуру из разных апа-сампрадай не являются кришна-сварупой, проявлением сущности Кришны. Если у человека есть ништха и бхакти к таким гуру – это просто результат его невежества. Наши попытки направить свою веру на подобных личностей никогда не могут быть названы адау гуру-ништхой (изначальной гуру-ништхой) или гурубхакти» (Речь на Вьяса-пуджу, 7 января, 2002 г.).

Ари Мардан д.: Какие качества наиболее сильно привлекают Вас в Шриле Бхарати Махарадже?

Санкаршана Пр.: В моём Гурудеве меня больше всего привлекает, то, что от него исходит много любви и некоего духовного света. Возникает такое чувство, что его окружает некий ореол трансцендентности. И кстати, подобное ощущение возникает не только у меня одного. Когда он садится давать хари-катху, в нём чувствуется безграничная гурутва (духовная весомость). Эта гурутва подобна той, которую прославляли последователи Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа. Он также являл её, мощно проповедуя по всему миру. Недавно мне удалось посетить катху Шримати Шьямарани диди, где она рассказывала о том, что такое гурутва. Позже я её транскрибирую и предоставлю Вам.

Конечно, кто-то может сказать, что моё сугубо субъективное видение о Шриле Бхарати Махарадже малого стоит. Несомненно, субъективизм свойственен каждому человеку. Гораздо будет лучше, если человек сам поедет в Индию и побудет какое-то время рядом со Шрилой Гурудевом, послушает его катху и послужит ему с открытым сердцем. Важно при этом не иметь скрытых мотивов. Ради этого и ради обретения шуддхабхакти, многие ученики Вашего духовного учителя сейчас служат моему Гурудеву. Многие севаки Шрилы Нараяны Госвами Махараджа сейчас находят прибежище у лотосных стоп Шрилы Бхарати Махараджа. В США в «Бхакти Америка» все без исключения глубоко уважают моего духовного учителя. К сожалению, сейчас в России о Шриле Бхарати Госвами Махарадже не так хорошо известно, как на Западе или в Индии. Но мы постараемся его презентовать должным образом. Уже сейчас Вы можете познакомиться с этой незаурядной возвышенной личностью на сайте vigyana-bharati.ru.

Ари Мардан д.: Мы тоже желаем послужить Шриле Бхарати Махараджу, и также активно представляем харикатху Вашего духовного учителя на нашем сайте***. Для нас честь служить такой необыкновенной личности.

Санкаршана Пр.: Спасибо Вам за гуру-севу. Благодаря публикациям, многие заочно смогут оценить силу и славу Шрилы Бхарати Госвами Махараджа и посетить его. Главное в такой поездке — не забыть своё сердце.

Однажды один преданный, был специально подослан к Шриле Гоур Говинде Махараджу, чтобы записывать на диктофон всё то, что Ш.Гоур Говинда Махарадж говорит против ИСККОН, чтобы потом изгнать его из этой организации, используя записанный материал как доказательство его революционного настроения. У нас не должно быть подобных низменных мотивов, когда мы идём к садху. Понять святого можно лишь тогда, когда мы расположены к нему всей душой. Если для понимания Кришны нужен кришна-анукул, то и по отношению к садху нужен садху-анукул, поскольку подлинный садху неотличен от Шри Кришны.

В той вайшнавской организации, где я находился раньше, много говорят о том, что гуру неотличен от Шри Кришны и о важности подчинения духовному учителю. Однако почти никто должным образом ничего не говорит о квалификации истинного учителя! Все объяснения ограничиваются лишь несколькими фразами, которые не очень ясно позволяют понять исключительность действительного представителя Бога. Именно поэтому многие люди так и не обретают полноценной связи с Богом через прозрачную среду сад-гуру. Гуру-таттва должна обсуждаться в гораздо большем объёме, на основании работ великих учителей прошлого.

Во время моего последнего визита к Шриле Бхарати Махараджу я буквально кожей ощутил насколько духовно влиятелен подлинный гуру. Когда находишься возле стоп шри гуру, ум умиротворяется, возникает ощущение полной защищённости и радости. Чувствуешь большое расположение к этой личности. Те, кто носят Кришну в своих сердцах, очень дороги всем живым существам, даже грешникам. Даже когда Гуру Махарадж не смотрит на тебя, а просто находится рядом, ты чувствуешь что всё в твоей жизни замечательно и ты не обделён его милостью, а значит и милостью Бхагавана.

Кроме того, меня впечатлило великое смирение Гурудева. Ни разу не видел и не чувствовал, чтобы он попадал под влияние гун. Даже когда он говорит с кем-то строго, от него идёт лишь любовь. Когда ему кто-то кланяется, он часто отвечает: «дасо сми» — я просто слуга. Сначала я не понял, что он говорит, но потом, когда прислушался, то был поражён! Меня это очень вдохновило на преданность ему.

И конечно, также немаловажный момент, который я хотел бы отметить, что он постоянно погружён во внутренний мир, совершенно отрешён от внешней реальности. Кришна говорит о таких людях в «Бхагавад-гите» 5.24 следующее:

 

йо ‘нтах-сукхо ‘нтар-арамас  татхантар-джйотир эва йах

 са йоги брахма-нирванам  брахма-бхуто ‘дхигаччхати

 

«Тот, кто черпает счастье, наслаждение и бодрость духа в себе самом и чей взор всегда обращён внутрь, поистине совершенный йог-мистик. Он обретает освобождение и в конце концов приходит ко Всевышнему».

На одной лекции он рассказывал про дни своей юности. Он отдавал все силы служению своему Гуру и вайшнавам. Тогда он был посвящён в брахмачари-ашрам. Когда он занимался каким-то служением, то вместе с тем размышлял над смыслом различных стихов из «Шримад-Бхагаватам». Эта привычка, вызванная его глубокой привязанностью к литературному воплощению Шри Кришны, и поныне существует в нём. Шрила Бхарати Махарадж постоянно погружён во внутреннюю реальность и иногда спонтанно произносит какую-нибудь шлоку из «Бхагаватам» или «Шри Чайтанья-чаритамриты». Последний раз, когда он находился в таком настроении, он произнёс стих из «Чайтанья-чаритамриты». В нём говорилось, что без кришна-премы человек нищ****.

Несмотря на очень преклонный возраст, Шрила Махарадж много путешествует по Индии, активно проповедует, совершает идеальную садхану. Его разум необычайно крепок, а память ясна. Многие даже удивляются таким его способностям. Однако, такое характерно для чистых вайшнавов, они вне влияния материальных процессов. Их душа не затрагивается влиянием времени. Лишь йога-майа создаёт видимость того, что с их трансцендентными телами происходит что-то материальное. Это наравата-лила святых. В действительности, смотреть на садху как на тело – в высшей степени оскорбительно. В писаниях сказано, что явление и деяния чистых вайшнавов также полностью трансцендентны, как джанма и карма Бхагавана.

 

2016г.

Редакция: Ананга Манджари д.д.

_______________

* «В анусаране есть искренность, а в анукаране — желание прославиться, покрасоваться перед другими (пратиштха). Некоторые, не обладая внутренней чистотой, лишь подражают поведению и даже внешнему виду святых, чтобы самому снискать славу святого. Анусарана предполагает подлинную искренность, желание от чистого сердца. Поэтому искренне верующий духовно развивается, а подражатель только имитирует духовное развитие» (Ш.Б.Ракшак Шридхар Госвами Махарадж. «Слово хранителя преданности» Глава 13. «Призовите Господа на престол своего сердца»).

** «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.156-157:

бахйа, антара, — ихара дуй та’ садхана
‘бахйе’ садхака-дехе каре шравана-киртана

‘мане’ ниджа-сиддха-деха карийа бхавана
ратри-дине каре врадже кришнера севана

«Практика рагануга-бхакти делится на внешнюю и внутреннюю. Осознав себя, зрелый преданный внешне ведет себя как неофит, то есть соблюдает все правила шастр, особенно те, что касаются слушания и воспевания. Но в мыслях, в своём изначальном, чистом состоянии, полностью сознавая своё вечное призвание, он служит Шри Кришне во Вриндаване особым, только ему присущим способом. Он занят этим служением круглые сутки, день и ночь» (Перевод ББТ).

*** http://sampradaya.ru/bvbgm_v/ — видео-даршан Ш.Б.В.Бхарати Махараджа.

http://sampradaya.ru/bvbgm_h/ — аудио-лекции Ш.Б.В.Бхарати Махараджа.

http://sampradaya.ru/bvbm_a/  — статьи и лекции Ш.Б.В.Бхарати Махараджа.

 

**** «Чайтанья-чаритамрита», Антья, 20.37:

»према-дхана вина вйартха даридра дживана

даса’ кари’ ветана море деха према-дхана»

«Без любви к Богу Моя жизнь бесполезна. Поэтому, Я молю Тебя принять Меня Своим слугой, в качестве жалованья назначив Мне экстатическую любовь к Тебе».

Комментарии закрыты.