• Рубрики

  • С Радха-кунджи

phbza5wy

Интервью

со Шрипад Бхакти Прасун Мадхусуданой Махараджем

Уфа. 17.7.2015г.

Часть 1

На сайте «Сат-сампрадая» Шрипад Бхакти Прасун Мадхусудан Махарадж представляется посетителям впервые. Он неоднократно уже посещал нашу страну (западную её часть) и проповедовал учение шуддха-бхакти. Будучи последователем и учеником Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа, он следует по его стопам и посещает те места, где когда-то бывал его духовный учитель. Подобно тому, как Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж был послан на Запад Шрилой Бхакти Прамод Пури Махараджем ради поддержания учеников Пури Махараджа, Шрипад Бхакти Прасун Мадхусудан Махарадж приезжает в те места, где живут ученики его возлюбленного духовного учителя, а также ученики других великих ачарьев нашего времени.

Приехав в Уфу этим летом, мы взяли у него интересное интервью. Встреча с этим санньяси была очень запоминающейся. Он действительно смог проникнуть в тайны традиции Гаудий и теперь помогает интересующимся людям. Его киртаны и бхаджаны невозможно забыть. Трудно найти киртанию, который мог бы петь красивее и сердечнее. Он действительно служит святому имени Бхагавана, даруя его во время встреч, где у людей есть возможность участвовать в групповой медитации. Служа своему духовному учителю 29 лет, он проникся его настроением и глубоко впитал в себя этикет вайшнавов.

Прежде чем предоставить читателям сайта интервью, мы хотели бы, чтобы о нём рассказал его слуга и переводчик Камалакша Прабху. Он является учеником Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа. Рассказ Камалакши Прабху о Шрипад Б.П.Мадхусудане Махарадже станет своего рода введением к интервью.

Ари Мардан д.: Камалакша Прабху, не могли бы Вы кратко рассказать о Шрипад Бхакти Прасун Мадхусудан Махарадже? Пожалуйста, расскажите о нём, что Вас особенно впечатлило в его характере?

Камалакша д.: Мне посчастливилось быть с ним рядом достаточно продолжительное время. Я переводил его катху, когда он был в России и мог вместе с ним путешествовать по некоторым городам нашей страны.

Однажды когда преданные из Европы в очередной раз пригласили Шрилу Гурудева на проповедь, а он в то время уже не мог выезжать за границу Индии по состоянию здоровья, Гурудев вместо себя отправил Б.П.Мадхусудана Махараджа. Это поначалу вызвало большое удивление в Матхе, так как Мадхусудан Махарадж плохо говорил по-английски. Все думали, что Гурудев отправит Бхакти Вичар Вишну Махараджа, который в совершенстве владеет английским языком, и ранее уже сопровождал Гурудева за границей. Когда Мадхусудан Махарадж приехал в Европу и стал проводить там программу, состоялась видео-конференция по «Скайпу», в которой Шрила Гурудев стал прославлять Мадхусудана Махараджа и сказал: «Я дал ему всё. Он может инициировать». Когда Мадхусудан Махарадж рассказывал об этом случае с видео-конференцией, он сказал: «Как я могу давать посвящения от своего имени, когда на планете находится Гурудев? Я не буду этого делать. Я принимаю положение почтальона моего духовного учителя. Я буду брать чётки от Гурудева и привозить их за границу».

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж так и поступает по сей день. Перед поездкой за границу, он приезжает к Шриле Гурудеву, берёт начитанные им чётки и отправляется с ними на проповедь, инициируя от его имени достойных кандидатов. Недавно он показывал мне видеосюжет, на котором Шрила Гурудев, даже пребывая в тяжелом состоянии, перебирает чётки для посвящений, которые потом передаёт Мадхусудану Махараджу. Видео снято в Калькутте, и все в Чайтанья Гаудия Матхе об этом осведомлены.

Ари Мардан д.: Как воспринимают Ш.Б.П. Мадхусудана Махараджа в Индии, на родине? Говорится, что нет пророка в своём отечестве.

Камалакша д.: Я часто путешествовал по Индии вместе с Махараджем. В Индии Махарадж очень почитаем, он организует большие программы, куда приходят тысячи людей. Махарадж проводил не раз нагарсанкиртану в разных городах. То, как к нему относятся в Индии, меня очень поразило. Это не передать словами, с каким уважением и благоговением его везде принимают. Но в Индии он никому и никогда не даёт посвящений. Он просит, чтобы человек ехал в Калькутту и получал посвящение от Шрилы Гурудева. При мне был случай, что после проповеди Махараджа в одной далёкой деревне километрах в 800 от Дели, целый автобус с людьми из этой деревни, поехал вместе с ним на Говардхан. Все были очень вдохновлены проповедью Махараджа. Было много желающих принять посвящение у него, но Махарадж сказал им всем ехать в Калькутту и инициироваться у Шрилы Гурудева.

Мадхусудан Махарадж помимо проповеди в больших городах, старается ездить в дальние, никому не известные деревни и проповедовать там. Хотя люди там очень бедные, и, как правило, в такие места никто из проповедников к ним не приезжает. Для таких целей, он специально закупил несколько палаток в России в магазине «Спортмастер». Махарадж очень сострадателен к людям, которые обделены духовностью.

Мадхусудан Махарадж очень близок с Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Госвами Махараджем. И Бхарати Махарадж несколько лет назад сказал ему о том, чтобы Мадхусудан Махарадж начал давать дикшу, но Мадхусудан Махарадж, не смотря на получение стольких благословений, смиренно не стал этого делать. Когда я спросил его: «Махарадж, почему Вы отказываетесь от рекомендаций, которые Вам дали такие великие вайшнавы?» Он коротко ответил: «Это будет плохо для моего бхаджана».

Если даже Шрила Б.В.Бхарати Махарадж пока не даёт дикшу, то конечно же Ш.Б.П. Мадхусудан Махарадж не станет этого делать раньше его. Сейчас насколько я знаю, посвящения в Калькутте проводит Ачарья Махарадж, он же проводит и процесс передачи дикши, но всё происходит в присутствии Шрилы Гурудева. И чётки, и листочки с гаятримантрами люди получают из рук Гурудева. Когда Ш.Б.П. Мадхусудана Махараджа просили дать посвящение в России, он говорил, что не даст его всем желающим, это обусловлено тем, что он тщательно проводит отбор желающих. Он ответственен перед своим духовным учителем и старается приводить к нему достойных.

Обобщая можно сказать, что Ш.Б.П. Мадхусудан Махарадж не особенно склонен проповедовать, и не заинтересован в том, чтобы занимать положение инициирующего гуру. Он проповедует лишь потому, что такова воля его Гурудева. Махарадж не раз говорил о том, что с большим желанием хотел бы посвятить себя и своё время бхактисадхане. Его садхана — в течение восемнадцати часов в день читать по 192 круга маха-мантры. Садхана как правило сопровождается голоданием, он постоянно вводит в свою практику новые аскезы в питании. В прошлую картику он не принимал прасад двадцать один день, а после такого поста принимал только сырые овощи и пророщенные зёрна. При этом он даже не похудел!

Он всегда и всем говорит о том, что садхана обязательна, что без неё невозможно получить даршан духовной реальности. Я также пробовал практиковать как он, однако через три-четыре дня голодания и чтения шестидесяти четырёх кругов, я начал терять рассудок. Махарадж сказал, что мне ещё рано совершать такие аскезы и приказал мне, чтобы я прекратил голодать. Ш.Б.П. Мадхусудан Махарадж самый необычный садху из всех, что я встречал в Индии. На протяжении всего времени проведённого с ним, тестируя его адхикару, я пытался найти какие-либо изъяны в нём или его практике, — всё безрезультатно.

Ари Мардан д.: Большое спасибо Камалакша Прабху. Примите мою благодарность за рассказ.

Камалакша д.: Харе Кришна Прабху!

Интервью с Ш.Б.П. Мадхусудан Махараджем

Ари Мардан дас: Харе Кришна Махарадж. Я хотел взять у Вас интервью для нашего сайта «Сат-сампрадая». Смогли бы Вы ответить на некоторые вопросы для наших читателей?

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна, хорошо.

Ари Мардан д.: Вы уже проповедовали в других странах кроме России?

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Да.

Ари Мардан д.: В каких?

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Европа, много стран в Европе. Великобритания. Украина также. Теперь в России.

Ари Мардан д.: Как в целом Вы оцениваете настроение русских преданных?

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Настроение русских преданных отличается от настроения других. Во всем можно увидеть и хорошее, и плохое. Я пытаюсь искать только хорошее в людях. Даже в плохих людях я пытаюсь разглядеть что-то хорошее. Я не могу однозначно сказать, где хорошо, а где плохо, кто хороший, а кто плохой.

Я наблюдаю, что русские люди в основном хорошие, но легко впадают в гнев и потом злятся. Это случается с теми, у кого мягкое сердце. Они часто поступают таким образом. У нас в Индии также есть люди со схожими качествами. Например, в штате Ассам, что на востоке Индии. Там живут люди с таким же характером. У них очень нежное сердце. Они чувственные и их легко растрогать или как-то задеть. Если они поймут что-то не так или что-то не то, они сразу убивают. Даже шанса не дадут, — сразу хватаются за нож, готовые перерезать горло. Нагарлэнд в Индии — очень знаменитое место, поскольку там едят людей. После Нагарлэнда идет Асам (смеётся).

Нагарлэнд это не совсем Индия. Он соприкасается с Индией. Там люди с очень нежным сердцем. Они отдадут тебе всё. Но, если ты пытаешься их обмануть, и они поймут это, то сразу же они достанут меч и даже не раздумывая….. (хлопает громко в ладоши).

Конечно же, я не могу сказать, что русские люди сильно похожи на жителей Нагарленда. Когда некоторые люди вручают себя своим садху или гуру, и когда они видят что-то плохое, какой-то намёк, направленный против их наставников, то начинают злиться. Это естественно для некоторых людей. Однако, каково моё личное наблюдение о русских преданных. Сейчас я говорю только о последователях. Они не пытаются понять что-то в правильном ключе. Они часто даже не хотят этого делать. Сначала они слушают, после этого, размышляют и приходят к определённому выводу, что надо разобраться. Обращаясь в гневе, они кричат: «Я прав! Я  слышал это от тебя! Я слышал своими ушами это от тебя! Ты сказал так и так. Верно?!

– Да (отвечает спокойно Махарадж).  Но я имел в виду совсем не то, что ты подумал.

– Нет, нет (возбуждённо возражает преданный). Ты меня дурачишь!»

Такого рода ситуации с недопониманием, возникают особенно между русскими преданными. Такое наблюдение я сделал за два года, пока проповедовал в некоторых городах России. Что-то вы понимаете, а чего-то вам, может, не хватать для полноты понимания. Просто спросите ещё раз. Спросите именно у того, кто это сказал. Но часто получается по-другому. Махарадж говорит одно, а тот, кто переводит, обычно говорит то, что понял со слов Махараджа. Если переводчик не идеально знает язык, то он говорит только то, что понимает. А то, что понимают слушатели лекции, передают понятое уже другим людям. Получается такая цепочка. Так недопонимание постепенно расширяется. В основном это очень явно наблюдается в России. У вас очень-очень нежное сердце. Зачем вы сами его тревожите? Не нужно делать так. Покончите с этим. Просто воспевайте из самого сердца. Так же как мы это делали вчера вечером вместе. У вас был такой опыт в вашей жизни впервые? Это было впервые в вашем сердце?

Ари Мардан д.: Да. Я никогда не посещал таких программ.

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж:  Мы просто все пели от сердца. Мы совсем забыли о том, что и кто говорит. Мы выбросили из сознания совершенно ненужное для духовной жизни и просто пели.

У русских преданных очень темпераментная натура. Недопонимание встречается постоянно.

Ари Мардан д.: Да, я понимаю. Связываете ли Вы это состояние мягкосердечия и гневливости у преданных с описанием, которое дал Шри Кришна в «Бхагавад-гите» (2.62):

дхйайато вишайан пумсах сангас тешупаджайате
сангат санджайате камах камат кродхо ‘бхиджайате

«Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения – гнев».

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Когда Арджуна спросил Всевышнего: «Почему без моего желания я совершаю плохие вещи? Я не хочу этого делать. О, Кришна, кто без моего желания насильственно заставляет меня делать эти вещи?»

Ари Мардан д.:

кама эша кродха эша, раджогуна-самудбхавах
маха-шано маха-папма, виддхй энам иха ваиринам

 («Б.-г», 3.37)

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Да, этот стих. Он дал наводку, откуда происходит кама?

Ари Мардан д.: раджогуна-самудбхавах.

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж:

кама эша кродха эша, раджогуна-самудбхавах
маха-шано маха-папма, виддхй энам иха ваиринам

Почему кама исходит из раджа-гуны? Это точка, к которой я пытаюсь подвести. Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.64):

дхйайато вишайан пумсах сангас тешупаджайате
сангат санджайате камах

Ари Мардан д.: камат кродхо ‘бхиджайате

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Сангат санджайате камах. Откуда появляется кама? Дхйайато вишайан пумсах.

Ари Мардан д. Созерцая объекты чувственного наслаждениядхйайато вишайан пумсах.

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Слово дхйайато указывает на того, кто созерцает. Когда вы видите что-то, что не помогает вашему бхакти, именно оно и будет являться неблагоприятным. Вишая. Если вы вспоминаете глаза женщины, если вы вспоминаете какие-то плохие поступки садху, если вы вспоминаете слова какого-то преданного, который говорил плохо о нашей гуру-парампаре. Все это заставит вас погрузиться в настроение, что вам нужно куда-то идти и сражаться. Любой может выбирать, что он будет делать: любить или драться. Так работает читта.

Я припоминаю кое-что. Вы знаете Нрисимху Махараджа? Есть в России Нрисимха Махарадж, ученик Шрилы Бхакти Прамода Пури Махараджа (ачарью Шри Гопинатх Гаудия Матха).

Ари Мардан д.: Да, да, помню… бывший санньяси.

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Нишкинчана Махарадж и ещё некоторые преданные они все из России. Они отправились как-то встретиться с Шрилой Шантой Госвами Махараджем. Шанта или Санта, по-разному произносят. Шрила Шанта Госвами Махарадж ки – джай!

Преданные: Джай!

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Я был тогда с ними. Они спросили: «Махарадж, пожалуйста, приезжайте, пожалуйста Махарадж, дайте нам своё общение в России, русские преданные нуждаются в санге».

Он сказал им в ответ: «Общение (санга). Что значит общение? В чем суть общения (санги)?

– Махарадж, мы так далеко от Вас, нас разделяют тысячи километров. У нас нет ни одного шуддха-бхакты, ни одного bona-fide-садху (уттама-вайшнава). Пожалуйста, приезжайте в нашу страну».

Тогда он сказал им на это: «Каким образом вы хотите общаться с преданным? Вы сейчас пришли сюда, ко мне, однако ранее, вы любовались женщинами. Вы даже не говорили с ними, а просто смотрели на них. После этого в своих снах вы встречаетесь с ними».

Тогда были сказаны очень тяжелые слова, я даже не буду их все сейчас произносить. Шрила Шанта Махарадж возмущённо говорил им: «Внешне вы оставили всё, приняв санньясу, но что ныне вы видите в своих снах?! Как такое могло случиться?! Как это произошло?!!» Цвет их лица тут же поменялся.

Махарадж очень строго спросил их: «Вы когда-нибудь думали об облике своего Гурудева? Вы размышляли когда-нибудь о его лотосных стопах?! Вспоминали ли вы, что поют садху?! Как они поют киртан? Санга (общение) означает помнить с привязанностью. Вот когда вы будете памятовать о священном как полагается, тогда и получите надлежащее общение».

Сангат санджайате камах. Когда вы будете действительно общаться со святым лично, памятуя о них с любовью, после этого, те желания, которые есть у садху, проявятся и в вашем сердце.

Эту же шлоку из «Гиты» (2.64) можно направить и в сторону Всевышнего. Она применима в бхакти.

Ари Мардан д.: Наш Шрила Гурудев иногда говорил о том, что у русских слишком мягкое сердце. Они слишком поддаются этому мягкосердечию. В связи с этим недостатком преданные уходили к сахаджиям и сами становились сахаджиями. Наш Гурудев был очень строг и ругался, видя всё это. Он говорил, что русские очень сентиментальны. Я так понимаю, что вы говорите о том же самом.

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Да. Это правда. Особенно в России. Во Франции и в Европе у преданных другая натура. Возможно, так влияет на них климат (смеётся). Я не всегда понимаю, почему все такие разные. Каждый творит себя сам. Люди порой знают, что хорошо, а что плохо. Иногда люди осознанно идут по неправильному пути. Через личный опыт они подтверждают своё понимание или представление. Существует разница между восточными и западными преданными. Каждый движим сердцем.

Ари Мардан д.: Садху в своей хари-катхе порой говорят о том, что следует выбирать что-либо сердцем. Например, об этом есть наставления в книгах Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Махараджа. Но важно понимать, что голос сердца не всегда чист. Некоторые начинающие преданные утверждают, что нужно слушать своим сердцем и выбирать духовный путь опираясь сердечный порыв. Однако, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Мадхурья-кадамбини» говорит о том, что сердце сагуна-бхакт (обусловленных джив) покрыто туманом неведения и облаками анартх. Не смотря на это, есть проповедники и разные учителя, которые пользуются словами святых (цитируя садху), говоря неофитам о высоких чувствах: «Вы должны чувствовать своим сердцем. Не слушайте никого, просто почувствуйте голос сердца. Только он Вас приведёт к Истине». С такими словами они обращаются к каништха-адхикари. Но, что может каништха-адхикари чувствовать своим сердцем, если его оно осквернено? Говоря красивые слова наивным людям, можно увлечь их в дремучую секту. Несомненно, будучи искренним человеком, что-то можно чувствовать, но так чтобы осквернённым сердцем понимать высшую реальность – это просто невозможно. Что Вы думаете по этому поводу?

Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Тут нет вопроса. В ваших словах содержится ответ. Это очень правильное понимание.

Ари Мардан д.: Во-первых, я хочу подтвердить это понимание для себя, а во-вторых, я хотел бы знать, каково Ваше видение этого вопроса.

Говоря о проблемах сектантского мышления, я хотел бы задать Вам ещё один вопрос: Вы признаёте, что сектантство сейчас очень развито по всему миру в Гаудия-вайшнавской традиции?

 Ш.Б.П.Мадхусудан Махарадж: Я много раз встречался с этим словом «сектантское настроение» в разных местах планеты. Я говорил много раз, наш ум зажат майей, ограничен. То, что мы понимаем, мы принимаем, а то, что мы не понимаем, мы не принимаем.

Ари Мардан д.: Это происходит избирательно.

Ш.Б.Мадхусудан Махарадж: Принятие чего-либо духовного даже в ограниченной форме, в принципе тоже уже неплохо. Но для Гаудиявайшнавов это означает сектантское настроение.

Я благодарю вас, что вы задали этот вопрос. Теперь я постепенно раскрою, по какой причине я это говорю.

Дело в том, что я занимаюсь саунд-йогой по милости Господа Баларамы. Я получил особую связь с Ним, и особую связь со святым именем. И с помощью этого я привлекаю новых людей. Я не провожу саунд-медитацию с преданными, которые привыкли к неким стандартам классических духовных программ. Потому что они не редко, к моему сожалению, пребывают до некоторой степени в сектантском настроении. Они говорят: «Наш гурудев такого не показывал. А этот санньяси проводит какую-то саунд-йогу. Тут что-то не то».

Иногда они говорят что-то подобное. Их сердце просто не может понять всю милость и силу святого имени. Они не могут понять, что нама (имя) и нами (носитель имени — Бог) одно и то же. Просто громко воспевайте имя с караталами и гонгами. Те, кто уже имели возможность погрузиться в повторение харинамы на наших программах, забыв о внешней реальности, без долгих ожиданий получают отношения с именем Бога. Как, например мой Гурудев поёт (начинает петь голосом Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа):

ито нрисимхах парато нрисимхо
йато йато йами тато нрисимхах
бахир нрисимхо хридайе нрисимхо
нрисимхам адим шаранам прападйе

Или как Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж (опять же очень похожим голосом и стой же интонацией как у Ш.Прабхупады. Все преданные подхватывают и поют вместе с Махараджем):

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Тот же звук, та же мелодия. Многие люди поют, но они не получают связь. Большинство остаются без самбандхи. Очень редкие люди получают что-то от этого. Это происходит по милости гурудева. В чём разница между именем и нами? Преданные иногда просто поют без всякой мелодии. И они могут привлекать миллионы людей, которые потом танцуют и поют, некоторые даже плачут. Но что происходит потом? Когда великие вайшнавы уходят? Те, кто раньше пели вместе с ними, возвращаются к своей обыденной жизни и постепенно деградируют. Почему так происходит? Я спросил об этом у Господа. По Его милости я увидел эту разницу между чистыми преданными и остальными преданными. Я увидел, в чём эта разница. Адхикара.

Я получил особую чистоту звуковой вибрации. Важно, чтобы те, кто участвуют в программах, постепенно почувствовали нечто большее, чем имеют. Я постепенно поднимаю слушателей через звук вверх, ступень за ступенью.

Ари Мардан д.: Крама-патх (ступенчатый путь).

Ш.Б.Мадхусудан Махарадж: Когда я подвожу постепенно участников саунд-медитации на определённый уровень, с этого момента я вспоминаю о моём Шриле Гурудеве. Когда я глубоко погружаюсь в памятование о моём учителе, тогда то, что он дал мне проявляется через меня, а сам Гурудев непосредственно связан с Господом в образе звука.

Ари Мардан д.: С шабда-брахманом.

Ш.Б.Мадхусудан Махарадж: Да, с шабда-брахманом. Гурудев (Ш.Б.Валлабха Тиртха Свами) связан с трансцендентным звуком очень тесно. И тогда каждый, кто участвует в такой саунд-медитации, чувствуют блаженство: новые люди, те, кто уже не один год в сознании Кришны – все. А те, кто находится в сектантском настроении, думают: «Что же он такое вытворяет? Почему это люди плачут? Почему они танцуют? Что случилось?» Даже мои гуру-братья, те, кто путешествуют со мной и проповедуют, говорят: «Как такое возможно?! Они же алкоголики и едят мясо! И они плачут, когда поют святое имя. Почему? Наш Гурудев не давал того, что даёте вы». Что тут поделать…. Как я могу вам это всё описать?

Они никогда не получали подобного блаженства в своей жизни. Они никогда не понимали природу чистого святого имени или намабхасы. Тем не менее, нечто нисходит в сердце у тех, кто поёт вместе со мной харинаму. Я не могу объяснить все нюансы влияния этого процесса тем, кто ограничен в своём сознании. Тогда они говорят: «Вы сектанты».

Это моё понимание слова «сектантское настроение».

Перевод: Камалакша д.

Набор текста: Ананга Мохан д.

Редакция: Ари Мардан д.

Комментарии закрыты.