Грани гуру-таттвы. Часть 1

Опубликовано: февраля - 16 - 2016

r5feryx5

Грани гуру-таттвы

Часть 1

Шьямарани д.д.

Декабрь 2015г. Чандигарх

 

Санкаршана д.: Многие преданные, столкнувшись с движением сознания Кришны, так до конца и не понимают, кто такой истинный духовный учитель. Некоторые преданные даже дают лекции, раскрывающие положение истинного гуру, но почему-то те, кто их слушают, а также сами лекторы так и не понимают истины о шри гуру. Почему очевидное не становится явным? Как такое возможно, что многие наставления, которые мы получаем по милости гуру-парампары, так и остаются непонятыми?

Шьямарани д.д.: На эту тему я могу повторить только то, что слышала от своего духовного учителя и от Шрилы Прабхупады.

Проблема непонимания гурутаттвы будет существовать всегда, поскольку для того чтобы распознать истинного гуру необходим большой запас сукрити. Чем меньше духовных самскар имеет джива с прошлых жизней, тем тяжелее ей определить сат-гуру. С другой стороны, у большинства преданных имеется  серьёзный багаж оскорблений за плечами, который также негативно влияет на их разум, на способность отличать истину от лжи, гуру от лжегуру.

Отвечая на этот вопрос, я бы хотела привести соответствующий стих из писаний:

тасмад гурум прападйета
джигйасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам

 

«Любой, кто искренне стремится к высшему благу и счастью, должен обратиться к истинному духовному учителю. Квалификация истинного гуру заключается в том, что он тщательно изучил и понял выводы священных писаний и способен убедить в этих выводах других. Такая великая личность приняла покровительство у Всевышнего Господа и не имеет никаких материальных устремлений. Только такой гуру считается истинным духовным учителем» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.21).

Существует шреяс и преяс. Преяс это временное, сиюминутное удовольствие, а шреяс – вечное благо. Шрила Прабхупада (Ш.Бхактиведанта Свами) приводил пример: очень маленький ребёнок, ползая на коленях родителей, вдруг видит красивую блестящую ручку. Он думает, что это должно быть что-то очень вкусное. В этот момент у него появляется желание её съесть. Однако, если он начнёт засовывать предмет в рот, то может получить увечье. То есть, это аналогия идеи о некоем счастье, которое на поверку может оказаться фальшивым, поскольку оно в действительности сопряжено со страданиями. С другой стороны, у взрослого человека есть разум, он не будет идти на поводу чувств и эмоций, когда это грозит опасностью. Даже если есть что-то вкусное, но это вредно или опасно для здоровья, разумный человек не станет  принимать это в пищу.

Что касается шреяса, то это вечное благо и для его достижения может понадобиться сделать что-то такое, что вначале может показаться не совсем приятным. Однако, важно понимать, что в конечном счете, связь с тем, что называют шрейас, принесёт высшее благо. Итак, чтобы обрести вечное, высшее знание, человек должен обратиться к истинному духовному учителю, который сведущ в священных писаниях, и у которого есть практическая реализация заключений шастр.

Шрила Прабхупада приводил такой пример: «До моего приезда в Америку я слышал от друзей, что там зимой идёт снег и становится очень холодно. Я не понимал до самого конца, что это значит. Но когда я приехал в Америку  в середине зимы, там было столько снега! Почти до колен! С этого момента реализация знания о заморозках и зиме сразу пришла ко мне». Таким образом, у истинного гуру должно быть знание писаний и личный опыт взаимоотношений с Шри Кришной. Обычно в нашей линии духовных учителей от Шри Чайтаньи Махапрабху и до наших дней ачарьи — это служанки (гопи в мадхурья-расе) Шримати Радхарани. Именно по этой причине эта линия (гаудиябхагават-парампара) называется рупанугатья. Все являются последователями Шрилы Рупы Госвами (Шри Рупы Манджари).

Третье качество духовного учителя, о котором я хотела бы сказать – это полное отречение от мира. Шрила Гурудев объяснял, что кто-то может давать хорошие лекции, петь прекрасные киртаны, цитировать шлоки и тому подобное, но при этом пребывать больше всех в майе. Таким образом, необходимо иметь достаточно бхактисукрити и бхактисамскар с прошлых жизней, чтобы выбрать подлинного духовного учителя. Если у человека не хватает такого сукрити и бхактисамскар, он может выбрать гуру в соответствии со своей собственной концепцией. Но будьте уверены, пройдёт какое-то время и он осознает, что  сделал совершенно неправильный выбор.

В 1992 году я была одержима идеей исправить все проблемы в Движении сознания Кришны. Я была несколько воинственной. Писала письма Шриле Гурудеву (Шриле Бхактиведанте Нараяне Махараджу): «Прабхупада никого не назначал после себя, эти гуру неавторитетны, они не обладают квалификацией для того, чтобы исполнять обязанности духовных учителей». Я совершала много такой деятельности, из-за которой моя репутация в ИСККОН падала, несмотря на правду с моей стороны. В конце концов, меня изгнали из общества. Потом я спрашивала Гурудева: «Насколько результативно, если невежественный ученик предлагает бхогу через несовершенного учителя, который даже не знает толком шастр?» Шрила Гурудев ответил, что если ученик так делает, но поёт бхаджаны во славу шри гуру нашей парампары, считая своего так называемого гуру истинным, посвящая своему «гуру» такие возвышенные бхаджаны как «Гурв-аштака» и «Гуру-вандана», которые в действительности не имеют отношения даже к мадхьяма-гуру, но лишь к уттама-вайшнавам, Кришна примет искренность такого преданного и со временем даст ему возможность встретить сад-гуру.

Ученик должен молиться из сердца: «Господь, пожалуйста, устрани все мои препятствия и позволь обрести полное прибежище у стоп истинного духовного учителя! Даруй мне общение с возвышенными вайшнавами». Искренне стремящийся преданный всегда от всего сердца молится Кришне об обретении связи с Его истинным представителем, а также об устранении всех препятствий на этом пути.

Санкаршана д.: Когда описывают духовного учителя, то говорят, что его отличает гурутва, некая духовная тяжесть. Однако известно, что гуру бывают разные. Даже каништха-гуру пытаются принимать учеников. Как отличить незрелую гурутву от зрелой? С внешней точки зрения кажется, что любой, кто даёт лекции, обладает гурутвой, и потому можно легко очароваться разными преданными и даже теми, кто является каништха-гуру.

Шьямарани д.д.: Как я уже говорила, многое зависит от квалификации, проистекающей из прошлых бхакти-самскарсукрити,  а также от милости Кришны. В 1966 году я вообще не понимала, что представляет из себя квалификация истинного гуру. Я не читала никаких писаний на этот счёт. Однако я встретилась со Шрилой Прабхупадой и стала слушать его катху. Я слушала его лекции, несмотря даже на то, что  какие-то идеи в его понимании я не принимала и поначалу не разделяла.

В 60-х годах все были против войны во Вьетнаме, против расизма и всякого военного произвола. В разных местах устраивали забастовки, а тут приехал Шрила Прабхупада, который рассказывает о Кришне, приказывающем Арджуне сражаться против своих родственников! И хотя у меня были трудные времена из-за моего характера, тем не менее, поскольку у меня были благоприятные самскары с прошлых жизней, я всё равно осталась со Шрилой Прабхупадой и получила от него инициацию.

Хотя я не стремилась к посвящению так уж сильно, тем не менее, меня затянуло его общение. Я даже не знала пранама-мантру Шрилы Прабхупады ко времени моего посвящения! Прабхупаде пришлось проговорить мне её по слогам. Затем он дал мне «Шримад-Бхагаватам». Это был первый том из трёх, который был напечатан в Индии. В тот день, когда я получила инициацию вместе с моим духовным братом Рупанугой, я спросила Прабхупаду: «Если я изменю своё мнение относительно сознания Кришны и своего учителя, смогу ли я потом обратно отдать свою инициацию, чтобы впоследствии не числиться его ученицей?» Прабхупада сказал: «Да, конечно».

Он мог попытаться проповедовать мне с огромной силой, но он понимал, на каком уровне я тогда находилась. Поэтому интеллектуальное понимание природы гуру не всегда может помочь. Многое зависит от бхакти-самскар, духовного сукрити, полученного в прошлых рождениях. Я теряла многих своих друзей, приводя их к Прабхупаде. Они не желали примыкать к Шриле Прабхупаде, и не желали принимать сознание Кришны, поэтому наши отношения портились. Однако, несмотря на это, что-то заставляло меня оставаться с Прабхупадой. Конечно, позже я постепенно становилась более и более понимающей природу Шрилы Прабхупады, и с каждым годом я всё больше привязывалась к нему.

Очень важным фактором в определении гурутвы также является знание гаудия-сиддханты. Если вы слушаете какого-то гуру, и вдруг он говорит какую-нибудь глупость — например, что душа упала с Голоки Вриндавана, или что Шрила Прабхупада в духовном мире имеет сварупу мальчика-пастушка, то наша философская подкованность также может помочь нам различить в этом случае кто есть кто. Совершенно очевидно, что подобное утверждение отсоединяет Шрилу Бхактиведанту Свами от линии рупануг. Тогда мы не станем принимать прибежища у такого лжегуру.

Санкаршана д.: Но очень многие ориентируются на свои эмоции, на симпатию в сердце, возникшую из-за того, что новички никогда не видели до этого достойных представителей Гаудия-вайшнавизма. Они бросаются в омут с головой, поскольку им попросту не с чем и не с кем сравнить новоявленного гуру. Для них, как говорят у нас в России, на безрыбье и рак рыба. Как помочь таким людям?

Шьямарани д.д.: Каким бы гуру не был очаровательным, как только он начнёт говорить апасиддханту, то это сразу станет понятно для преданного, который сведущ в учении сознания Кришны. Станет очевидно, что перед нами неподлинный гуру, нереализованная в духовном знании личность.  Сразу станет понятно, что это за «гуру».

Обычно я не вмешиваюсь в такие вопросы. Недавний случай с Малини — это исключение. Я вмешалась и помогла ей. Она находилась в довольно-таки опасной ситуации, была на пороге выбора и могла уйти не в ту сторону. Я поделилась с ней своим пониманием и опытом.

Это происходит действительно часто. Какой-то необразованный человек вдохновляется каким-то «гуру» и потом получает посвящение от него. Иногда такие люди подходят ко мне после этого и спрашивают о моём видении. Сейчас, в такой ситуации, я стараюсь вдохновить этого человека, чтобы он оставался со своим учителем. Теперь у меня иная стратегия. Раньше я делала наоборот. Если я видела, что кто-то является неавторитетным учителем, я откровенно говорила ученикам, что их гуру неистинный. В такой ситуации мои отношения с этими людьми очень сильно портились. Почему я сейчас делаю по-другому? Порой так поступал Шрила Гурудев, и я хочу следовать за ним, по его стопам. Я видела, что он пытается очень вдохновлять преданных, независимо от того, кого они выбрали в качестве учителя. Гурудев в этот момент давал свою любовь и бхакти.

Сейчас, когда кто-то принимает того или иного гуру, я помогаю им и вдохновляю этих личностей. Это укрепляет наши отношения, и они от этого могут развиться даже ещё сильнее в будущем. Обычно я стараюсь помогать всем, и не важно, какой у них гуру сейчас. Моя задача — вдохновлять. Я знаю, что сейчас, если я буду говорить невежественным ученикам колющую глаз правду, то мои отношения с ними могут испортиться. Те, кто пребывают в невежестве, не смогут принять истину такой, какая она есть. Имея хорошие отношения с этими преданными, я вдохновляю их активно слушать хари-катху Шрилы Гурудева (Шрилы Нараяны Махараджа). Также я пытаюсь подчеркнуть что-то положительное в личности их духовных учителей, что может быть связано с личностью Шрилы Нараяны Махараджа. Если у новых гуру есть какие-то качества святых, я стараюсь прославить их достижения. Допустим, кто-то является учеником моего духовного брата. Он подходит ко мне и мы начинаем общаться. Я прославляю его учителя, рассказываю о том, как он приходил к моему Гурудеву, как он общался с Гурудевом и какие у них были хорошие отношения. Затем я переключаюсь на Гурудева. Говорю о его славе и качествах. Так у человека просыпается интерес к сад-гуру, к его хари-катхе, и при таких обстоятельствах наши отношения остаются хорошими. Позже такие люди начинают понимать  в каком положении они находятся и кем является их духовный учитель на самом деле. В этом отношении воспитательную работу берёт на себя истинный духовный учитель — Шрила Гурудев.

Как бы то ни было, искренние,  стремящиеся к совершенству преданные,  не идут на поводу сентиментов, а готовы принять истину такой как она есть. Они всегда молятся Кришне, чтобы Господь соединил их со своим истинным представителем: «Пожалуйста, забери все препятствия с моего пути и дай мне общение с возвышенными вайшнавами!».

 

Санкаршана д.: Мы видим, что Вы снова и снова выбираете очень возвышенное общение. Когда уходит один сад-гуру, Вы идёте к другому сад-гуру. Многие могут подумать о том, что это выглядит как некое предательство. Такое мышление у этих людей связано с отсутствием понимания трансцендентного единства между всеми истинными учителями парампары. Люди несведущи в акханда-гуру-таттве, и поэтому выдумывают свои стандарты гуру-ништхи. Что Вы можете сказать по этому поводу? Какой духовный учитель больше всего Вам помог понять природу истинного духовного учителя?

Шьямарани д.д.: Мы не должны стоять на одном месте. Необходимо всегда искать благоприятное общение, которое поможет нам видеть ещё больше, глубже. Шрила Гурудев дал нам ключ от сундука с сокровищами книг Шрилы Прабхупады, чтобы ценность его идей и сокровища гурупарампары стали доступны всему миру. Однако внутри этого сундука есть ещё один сундук, который наполнен ещё более драгоценными сокровищами. Он тоже закрыт на замок. Гурудев сказал, что дал нам ключ, с помощью которого мы можем понять особые секреты книг Шрилы Прабхупады. Так Гурудев прояснил множество ложных концепций, касающихся понимания учения Прабхупады. Например, знание о том, откуда джива пришла в материальный мир или о важности рагануга-бхакти, о гопи-сварупе Шрилы Прабхупады, или какова разница между Кришной во Вриндаване, Матхуре и Двараке. Хотя я читала раньше книги Шрилы Прабхупады,  я их не понимала. Сейчас я вижу, что благодаря учению Гурудева, всё становится понятным. Мой духовный учитель открыл глаза и дал ключ к пониманию возвышенных книг Шрилы Прабхупады.

Мой другой шикша-гуру — Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж ещё больше проясняет тему единства всех истинных гуру. Осознание акханда-гуру-таттвы пришло ко мне от Шрилы Гурудева. Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж дал ещё больше понимания этой истины. Я стала глубже понимать, кто такой шикша-гуру, какова роль шикша-гуру, таких как Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. Необходимо молиться книгам. Необходимо молиться этим личностям, когда мы читаем их книги: «О Прабху, ты не книга, ты сам Гурудев, ты шикша-гуру, ты чистый преданный, ты подлинный представитель Кришны. Пожалуйста, пролей свою милость на меня, я желаю встать под дождь сиддханты, чтобы я могла осознать твои слова. Я сижу рядом, у твоих стоп, и ты непосредственно сейчас говоришь со мной».

На одной из лекций у Гурудева была оппозиция со стороны тех, кто заявлял, что они являются последователями Шрилы Прабхупады, и для них больше нет других учителей, которым они хотели бы поклоняться. Так выражалась их так называемая гуруништха. Они говорили: «Если мы приняли Бхактиведанту Свами Махараджа в сердце, как своего шикша-гуру,  то мы следуем только словам из его книг. Кто может сказать, что мы не должны так делать?»

Шрила Бхарати Махарадж милостиво помог мне и другим преданным глубоко осознать единство всех истинных духовных учителей нашей цепи в парампаре. В каких они находятся отношениях друг с другом, в каких отношениях можем находиться с ними мы. Подобным образом Шрила Гурудев объяснял эту тему ранее. Также он говорил о том, что не имеет никакого значения, насколько лекции того или иного проповедника хороши или привлекательны, если этот проповедник мешает преданным пойти встретиться с шуддхабхактой, создаёт препятствия на пути искренних преданных, то он не вайшнав. Как вообще можно говорить о том, чтобы он был признан нами как гуру? Однажды Гурудев сказал: «Такие люди сами отрубают себе ноги, слушая тех, кто пытается оградить их от общения с шуддха-вайшнавами».

Санкаршана д.: Шрила Прабхупада в комментарии на «Упадешамриту» (стихе 5) пишет, что прежде чем выбрать гуру нужно быть очень и очень осмотрительным и научиться отличать истинного гуру от каништха и мадхьяма-гуру. Что именно могло бы помочь нам сделать выбор, чтобы наверняка прийти к совершенному гуру? Что мы можем и должны делать? Существует ли какой-то перечень рекомендаций, помимо того, что следует серьезно, слезно молиться об обретении даршана возвышенного учителя?

Шьямарани д.д.: Вчера вы спрашивали о книгах, которые могли бы вам помочь глубоко понять гурутаттву. В этом отношении я бы порекомендовала ознакомиться с некоторыми разделами «Чайтанья-чаритамриты». Помимо этого, в 11 Песни «Шримад-Бхагаватам» даётся краткое описание качеств этих трёх категорий вайшнавов. И всё же даже зная это, можно не уметь воспользоваться этим знанием или не разобраться глубоко в них, поскольку эти понятия имеют разные интерпретации. Например, много лет назад я спросила одного гуру, который давал посвящения: «Вы считаете себя освобождённой душой?» Он ответил: «С точки зрения того, что я следую четырём регулирующим принципам – да, я могу считать себя освобождённым». Позже я задала подобный вопрос ещё одному своему духовному брату. Он ответил, что одним из признаков уттамаадхикари является то, что он может направлять людей на путь духовного прогресса, проповедуя по всему миру.

В действительности, согласно толкованию великих Гаудия-вайшнавов,  освобождённая личность — это  вайшнав, который может даровать другим уттамабхакти. Он не просто даёт лишь свободу от материального рабства, и не просто указывает на то, где находится дверь храма. Даже если он обучит теории вайшнавизма — этого мало.

Характер выбора учителя очень часто соответствует тому как люди понимают писания или процесс духовной жизни. Вначале необходимо читать о гурутаттве из «Чайтанья-чаритамриты» и «Шримад-Бхагаватам». Необходимо хорошо разбираться в том, какова квалификация сат-гуру, а затем молиться и плакать о том, чтобы не ошибиться и обрести прибежище у истинного духовного учителя.

В одном стихе из «Чайтанья-чаритамриты», говорится:

кришна, томара хана йади бале эка-бара

майа-бандха хаите кришна таре каре пара

 

«Стоит человеку хоть раз серьёзно и искренне произнести: «Мой дорогой Господь Кришна, я долгие годы жил в материальном мире, забыв Тебя. Но сейчас я предаюсь Тебе. Я Твой искренний и верный слуга. Пожалуйста, займи меня служением Тебе,» — и он будет немедленно освобождён от оков майи» (Мадхья 22.33).

Конечно, такое освобождение от самсары включает в себя обретение сат-гуру и садху-санги и именно это освободит его из-под влияния майи. И тут мы видим, что снова всё упирается в нашу собственную искренность. Однако, человек, павший жертвой предрассудков и неправильного понимания сиддханты может вообще не рассматривать возвышенных вайшнавов из других сообществ в качестве шикша— или дикшагуру. Сектанты не редко думают, что получить прибежище или садху-сангу можно только в одном месте и конечно же это именно то место, где они собрались.

Есть одна лекция по бхаджану Шрилы Нароттамы даса Тхакура «Шри гуру чарана падма». В ней Гурудев говорит о неавторитетных гуру. Лжегуру может заниматься греховной деятельностью, искажать учение, оскорблять вайшнавов, нарушать этикет санньяси, и всё же найдутся те невежи, которые будут думать, что то, что он делает — совершенно нормально. Как те, кто отдаёт своё сердце такому гуру, так и сам учитель в этом случае идут вниз по направлению к аду. С другой стороны,  если ученик искренний, то даже если он следует за лжегуру, Шри Кришна даст ему однажды разум и он сможет одуматься.

Так же есть гуру, которые совершают греховные поступки случайно, по ошибке. Мы знаем стих из «Бхагавад-гиты» (9.30-31):

 

апи чет судурачаро бхаджате мам ананйа-бхак

садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах

кшипрам бхавати дхарматма шашвач чхантим нигаччхати

каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати

«Если человек беззаветно предан Мне, его следует считать святым, даже если он совершает великий грех. Что бы он ни делал, он поступает  праведно. Очень скоро он станет праведником и обретёт мир и покой. О, сын Кунти, заявляй открыто и без тени сомнений, что Мой преданный никогда не падёт жертвой порока».

Всё это прекрасно, но Шрила Гурудев говорит в книге «Прогулки со святым», что этот стих не относится к шри гуру. Даже если Кришна защищает такую личность, тем не менее, она не считается учителем, пришедшим из духовного мира. Если кто-то совершает греховные поступки или просто даже оступается раз или два, попадая в майю, именно к таким преданным относится этот стих. Они обычно решительно настроены, даже в случае оплошности,  продолжать идти по пути бхакти. Такая личность очень раскаивается в содеянном грехе и тут же старается исправиться. Но это не относится к сад-гуру.

В этой лекции на тему бхаджана Шрилы Нароттамы даса Тхакура, один преданный по имени Агни дас спросил Шрилу Гурудева: «Мы видим, в одном писании («Шри Кришна-бхаджанамрите») есть слова, что если ваш гуру упал, то не следует торопиться его отвергать. Нужно немного подождать и посмотреть, восстановится он или нет. И если он перестанет грешить и восстановится, исправив свою ошибку, то можно продолжать и дальше поклоняться ему как духовному учителю». Гурудев удивленно сказал: «Что?!!» Гурудев принимал книгу, но не этот перевод. Он сказал в ответ на эту концепцию: «Мы следуем указаниям Шрилы Дживы Госвами! Если гуру не действует как вайшнав, то нужно предложить ему поклоны и найти себе истинного гуру».

Санкаршана д.: Отвечая на вопросы Ари Мардана Прабху о видах критики*, Вы упомянули о том, что в некоторых случаях даже каништха-адхикари может распознать истинного вайшнава и отличить его от лжепреданного. Также Шрила Бхактиведанта Свами пишет в комментарии на «Упадешамриту» (стих 5), что прежде чем принять гуру, необходимо разбираться в адхикарах. В связи с этим возникает вопрос: на какой стадии возникает такая способность у каништха-адхикари? Должны ли они быть на уровне бхаджана-крии или анартха-нивритти? Может ли каништха-вайшнав обладать способностью отличать сат-гуру от того, кто не является таковым?

Шьямарани д.д.: Я бы хотела поправить себя и сказать, что даже непреданный может распознать махабхагавату. Это даже не вопрос того, на какой стадии находится преданный, на стадии бхаджана-крии или анартха-нивритти. Обычно мы слышим, и действительно это так, что одним из качеств мадхьяма-адхикари, является то, что он естественно начинает различать категории вайшнавов, а также всех остальных джив. О мадхьяма-адхикари сказано следующее:

ишваре тад-адхинешу балишешу двишатсу ча

према-маитри-крипопекша йахкароти са мадхйамах

 

«Мадхьяма-адхикари — это преданный, который поклоняется Верховному Господу как высшему объекту своей любви, поддерживает дружеские отношения с преданными, милостив к невежественным и избегает общения с завистливыми» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46).

Мадхьяма-адхикари также может распознать более старшего вайшнава — уттаму, которому он служит и поклоняется. Он дружит с теми мадхьяма-бхактами, которые выше него, он также служит им. Он дружественен к равным. Также он проявляет дружбу и даёт наставления тем мадхьяма-вайшнавам, которые ниже его.

Итак, что же я имела в виду, когда, как кажется, сказала нечто противоречащее этому? Я имела ввиду, что несмотря на общие закономерности, всё же, если каништха или даже непреданный получает особую милость свыше, то они также могут распознать уттама-вайшнавов. Я приведу мой случай. Я была непреданной, которая принимала марихуану и ЛСД, и всё же я привлеклась Шрилой Прабхупадой, а не какими-то другими очень популярными гуру международной арены 60-х годов. Я понимала, что он превосходный учитель. Таким образом, единственной квалификацией, которую я имела, была особая милость, которая пришла в ответ на моё бхакти-сукрити и благоприятные самскары из прошлых жизней. Простите меня, если я своим прошлым ответом внесла какое-то непонимание.

Есть стих в «Чайтанья-чаритамрите», который говорит о том, как каништха оказывается связанным в своей судьбе с махабхагаватой:

брахманда-бхрамите кона бхагйаван джива

гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

«Из миллиона живых существ, странствующих по просторам вселенной, лишь один достаточно удачлив, чтобы благодаря милости Кришны обрести возможность общения с истинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя такой человек обретает семя лианы бхакти» (Мадхья, 19.151).

Однажды я захотела показать Шриле Гурудеву свои познания в санскрите и сказала ему: «О, я вижу в Вас лакшаны уттама-адхикари, такие же, как проявлял Шрила Прабхупада». Он широко улыбнулся и произнёс в ответ: «О! Ты можешь видеть лакшаны уттама-адхикари?» А потом громко рассмеялся. Конечно же, я не могла по-настоящему видеть лакшаны (признаки) према-бхакты. Если кто-то плачет, часто трудно сказать льёт ли он крокодильи слезы или испытывает какие-то духовные эмоции. Не все признаки уттама-адхикари доступны нашему ограниченному видению.

Санкаршана д.: Шрила Гоур Говинда Махарадж в книге «Парипрашна, Искусство задавать вопросы» говорит: «Выбирать гуру нужно осмотрительно, это большая ответственность и она ложится целиком на вас. Вы не должны следовать гадалика-срота-ньяе, логике овечьего стада». Однако мы часто видим, что большинство преданных в выборе духовного учителя часто следуют именно этой логике. Как застраховать себя от такого стадного менталитета?

Шьямарани д.д. Мы можем изо всех сил пытаться распознать уттама-вайшнава. Допустим, в прошлой жизни я была лжегуру и обманула много людей. В этой жизни, вследствие своих греховных реакций, я сама могу выбрать лжегуру, который разобьёт моё сердце, поскольку в прошлом я делала подобное по отношению к другим.

С другой стороны, как я говорила на одной из лекций недавно, Шрила Гурудев объяснял, что если севак находится под руководством лжегуру и при этом он искренне стремится прогрессировать, Нитьянанда Прабху вытащит его из дурного общения и перенаправит к стопам сат-гуру. Гурудев тогда подчеркнул, что важно, чтобы такой преданный был не просто учеником, но прежде всего искренним садхакой. Этим самым Гурудев дал понять, что тот кто несерьёзен в своей практике, не получит милости Нитьянанды. Господь Нитьянанда не станет устраивать в его жизни благоприятные перемены в лучшую сторону. Тогда я сказала Шриле Гурудеву, что среди моих духовных братьев многие пали, одни украли деньги из храма, другие, будучи санньяси, втайне имели связь с женщинами и совершали даже более отвратительные вещи, недостойные упоминания. И поскольку такие инциденты происходили в прошлом, то теперь ученики тех, кто совершил те или иные дурные поступки, думают, что их гуру не уттамы, но мадхьяма-адхикари-гуру. Я спросила Гурудева: «Это нормально, что их последователи так думают о своих учителях?» Гурудев ответил: «Это ненормально. До тех пор, пока я  не буду уверен, что мой гуру действительно ОЧЕНЬ дорог Кришне и Кришне нравится всё, что он говорит и делает, я не смогу должным образом следовать его наставлениям, касающихся бхакти, воспевания и т.д.». Тогда я спросила: «То есть нужно считать учителя очень возвышенным, даже если он таковым не является?» Гурудев ответил: «Нет, его природу нужно понять до инициации. Но если ученик этого не смог сделать и позже выясняется, что его гуру несовершенен, то вместо того, чтобы думать о том, что он не уттама, нужно найти совершенного шикша-гуру, чистого преданного. Если же дикша-гуру не разрешит общаться с маха-бхагаватой, то нужно предложить ему пранамы и оставить его, приняв прибежище у сат-гуру. Если же несовершенный дикша-гуру будет рад тому, что мы нашли уттама-вайшнава, он скажет: «Конечно иди, общайся с ним, а я пойду к этому святому вместе с тобой». В таком случае ученик может продолжать почитать его и общаться с ним. И главное – это принять полное прибежище у сат-гуру».

Перевод: Санкаршана д.

Транскрипция: Санкаршана д., Камала д.д.

Редакция: Аударья д.д.

Комментарии закрыты.