Глубина и детализация таттв. Часть 2

Опубликовано: января - 25 - 2016

rt8rycsd

Глубина и детализация таттв

Вопросы — ответы

Шрипад Бхакти Сваруп Шридхар Mахарадж

«Кришна Чайтанья Мишн»

18.12.2015г. Гаваи. г.Хило.

Часть 2

Ари Мардан д.: В журнале учеников Шрилы Гурудева, который выпускался в России под названием «Враджа-према», во втором выпуске, Шрила Гурудев утверждает, что Бхакти-деви – это Сама Шримати Радхика (стр. 46). Однако в другой своей катхе он произнёс фразу: «Бхакти-деви заставляет Радху и Кришну танцевать». Исходя из этого, мы видим, что помимо Бхакти-деви — Шримати Радхики, существует какое-то отдельное проявление Бхакти-деви, которое действует на Шримати Радхарани и Шри Кришну. Каково имя этого проявления Бхакти-деви? Сколько воплощений Бхакти-деви вообще существует?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Оба утверждения Шрилы Гурудева верны. Бхакти — это Сама Шримати Радхарани. Почему? Потому что бхакти – это проявление сварупа-шакти Бхагавана. Сварупа-шакти — это так же Сама Шримати Радхарани. Сварупа-шакти включает в себя три категории: сандхини, самвит и хладини. Источником всех энергий является Сама Шримати Радхарани. Повелителем всех энергий является Кришна — шактиман. Всё находится внутри Кришны, ничего не существует вне Кришны. Все энергии так же расположены внутри Него.

Качества и всё количество существующих энергий находятся внутри Кришны. А источником всех энергий является Радхарани.

 

кришна-према-бхавита йанра читтендрийа-кайа

кришна-ниджа-шакти радха кридара сахайа

«Её ум, чувства и тело исполнены любви к Кришне. Она — Его энергия, помогающая Ему в Его играх» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.71).

Все существующие энергии также расположены внутри Радхарани. Она трансформируется в различные формы только для того, чтобы обогатить вкусы и разнообразные лилы Кришны. Одновременно с проявлением сварупа-шакти Радхарани проявляет и хладини-шакти. В форме хладини-шакти Радхарани удовлетворяет желания Кришны наслаждаться.

Для удовлетворения всевозрастающих желаний Кришны, Шримати Радхика принимает различные экспансии. Для проведения раса-лилы не достаточно только двух личностей или лишь одной гопи.

 

баху канта вина нахе расера улласа

лилара сахайа лаги’ бахута пракаша

тара мадхйе врадже нана бхава-раса-бхеде

кришнаке карайа расадика-лиласваде

«Без большого числа возлюбленных раса утрачивает силу восторга. Вот почему у Шримати Радхарани так много экспансий, помогающих Господу в Его играх. Возлюбленные Господа во Врадже делятся на группы сообразно их умонастроению и особенностям расы. Они помогают Кришне наслаждаться сладостью танца раса и других развлечений» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.80-81).

Для раса-лилы необходимо как минимум триста крор гопи (три миллиарда гопи). (Цитирует шлоку) Раса-лила является самой возвышенной лилой. Когда Шримати Радхарани хочет удовлетворить Кришну и создать величайшее настроение праздника, Она думает: «Одна Я не способна полностью удовлетворить Кришну». После чего, Радхарани распространяет Себя во множество Своих подруг — гопи, которые являются непосредственными экспансиями Её тела (кайя-вьюха). В это время Радхарани, проявляясь как сварупа-шакти, присоединяет одну часть Своей сандини-энергии к самвит-энергии, и таким образом возникает форма преданности  — Бхакти-деви.

   Подведём итог:

1. Радхарани – это Сама Бхакти-деви.

2. Когда Радхарани проявляется как Бхакти-деви, Кришна и Сама Радхарани наделяют её способностью контролировать тех, у кого есть любовь к Кришне и Радхарани. В шастрах сказано, что своим бхакти возвышенные преданные могут контролировать Радхарани и Кришну. Например, они могут заставить Их танцевать. Наивысшая форма преданности проявляется именно в Шримати Радхарани. Своей любовью Радхарани заставляет Кришну танцевать, а Кришна Своей любовью заставляет танцевать Радхарани. Однако Бхакти-деви также обладает способностью заставить Радху и Кришну танцевать.

3. Бхакти-деви имеет множество видов: аропа-сиддха-бхакти, санга-сиддха-бхакти, сварупа-сиддхабхакти, а также тамасика-бхакти, раджасика-бхакти, саттвика-бхакти, ниргуна-бхакти, ананья-бхакти, айкантикабхакти, ахайтуки-бхакти и т.д. Все эти виды бхакти имеют своё олицетворение и являются личностями. Они имеют индивидуальные характеристики. Бхакти-деви имеет много разных экспансий, которые проявляются в нашей жизни в зависимости от нашей квалификации.

Ари Мардан д.: Спасибо. Необычные тонкости!

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме» (Глава 15) пишет: «В облике Баладевы, как шеша-таттва, Он проявляет вечно освобожденных спутников (нитья-мукта-паришада-джив), которые совершают восемь видов служения Кришне». Таким образом, мы видим, что Баладев Прабху является причиной друзей Кришны и других преданных, спутников Враджендрананданы. Однако в «Гарга-самхите» (Глава 9) сказано: «Восемь дру­зей Господа, во главе со Шридамом, проявились из рук Кришны. Из Его запястья появился Нанда, а из кистей Господа появился Упананда. Из плечевых лопаток Шри Кришны появились все Вришабха­ну. Из волос на Его теле появились гопы. Из ума Кришны возник­ли коровы и быки, представители религии».  Как разрешить это противоречие?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Для того, что бы согласовать эти утверждения, мы должны обратиться к учению наших ачарьев. «Гарга-самхита» не является абсолютным авторитетом, в ней присутствуют некоторые противоречия. В «Чайтанья-чаритамрите» мы не найдём ни одного высказывания из «Гарга-самхиты», хотя Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами приводит множество шлок из других писаний. Он знал, что «Гарга-самхита» противоречива. Сейчас «Гарга-самхита» стала популярной. Мы можем использовать её толкования, если они находятся в гармонии с наставлениями наших ачарьев. Считается, что Гарга Муни является автором «Гарга-самхиты». В некоторых утверждениях он иногда расходится с утверждениями Шрилы Вьясадевы, что и приводит к некоторым разногласиям. Но абсолютной уверенности в том, что именно Гарга-риши является истинным автором «Гарга-самхиты» нет**.

Ари Мардан д.: Святые нам говорят, что во Вриндаване всё покрыто мадхурьей, что мадхурья-бхава покрывает дух айшварьи по отношению к Кришне. Считает ли Йога-майя в облике Пурнамаси или Вринды Кришну во Вриндаване — Верховным Бхагаваном? И если они не считают, что Кришна Бог, то под влиянием какой энергии Господа они сами находятся? Сознанием олицетворений йога-майи тоже управляет какая-то энергия? И если сознание Вринды и Пурнамаси покрыто и управляемо, то чем или кем? Кто олицетворяет эту силу?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Йога-майя (Пурнамаси) иногда думает, что Кришна является Богом, а иногда она забывает об этом. Такое её восприятие Кришны зависит от проявления внутреннего качества самой Йога-майи, которое называется агхатана-гхатана-патияси. Исходя из потребностей каждой    определённой лилы, восприятие Йога-майи может меняться. Агхатана-гхатанапатиясишакти также влияет и на Шри Кришну. В лилах с Брахмой или Индрой Кришна осознаёт Свою Божественную суть. Но в общении с любящими Его враджаваси Он забывает об этом. Под воздействием Йога-майи Он становится мугдаттой (пребывающим как бы в неведении), думая: «Я просто друг Субала, Мадхумангала и т.д.». Поскольку Йога-майя ответственна за проведение различных лил, Сам Кришна наделяет её уникальной способностью агхатана-гхатана-патияси (делать невозможное возможным). Это даёт ей силу контролировать не только сознание Радхарани и Кришны, но при необходимости она сама тоже попадает под влияние своей же энергии. В этом случае Йога-майя принимает другую форму и через неё вдохновляет себя думать необходимым для лилы образом. Не думайте, что Йога-майя имеет только одну форму. Иногда она проявляется как Йога-майя, иногда как Пурнамаси, а иногда как Шри Вринда или агхатана-гхатанапатияси. Она принимает ту форму, которая необходима для проведения определённой лилы. Её сила такова, что она делает невозможное возможным, а так же возможное невозможным.

Ари Мардан д.: Шрила Гурудев в книге «Шри Гуру сама моя жизнь» (стр. 30) говорит: «Нужно понять, что крайне редко в этом мире можно встретить преданных уттама-адхикари (обладающих према-бхакти), мадхьяма-уттама-адхикари (достигших уровня бхавы) и даже мадхьяма-мадхьяма-адхикари (вступивших на уровень асакти).  В других лекциях нам говорят, что мадхьяма-уттама-вайшнав находится на уровне асакти. Каково же истинное положение мадхьяма-уттамы, согласно девяти ступеням бхакти?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Оба эти утверждения верны. На начальной стадии асакти преданный находится на пограничной линии, где может ощутить некие первые признаки бхавы. Это пограничное положение можно считать почти началом бхавы. Например, нама-абхас означает, что шуддха-нама уже очень близка, и очень скоро проявится чистое святое имя. Можно сравнить это с рассветом, когда сумерки уже рассеялись и вот-вот появится солнце. Когда кто-то очень близок к бхаве, то его уже можно считать находящимся на начальном уровне бхавы.

Радха-канта д.: Что Вы можете сказать о характеристике всех трёх видов уттама-адхикари?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Уттама-каништха находится на уровне бхавы. У уттама-мадхьямы бхава уже на более развитой стадии. Уттама-уттамавайшнав обладает наивысшей стадией бхавы, очень близкой к преме. Находясь в этом теле, можно только приблизиться к преме, которая не будет полной и развитой. Уттама-уттама имеет начальную форму премы. Но для наивысшей формы премы необходимо стать спутником Кришны (достичь васту-сиддхи). Почему? Что бы испытывать наивысшую форму премы, нужно иметь тело гопи.

Радха-канта д.: Мы называем наших ачарьев, которые являются нитья-сиддхами (парикарами), уттамабхагаватами, но в соответствии с Вашим определением это не является верным.

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Да. Оно относится к садхана-сиддхам, но не к нитья-сиддхам. Оно не применимо к Шриле Рагхунатхе дасу Госвами или Шриле Рупе Госвами, а также к нашей гуру-варге. Они нитья-сиддхи, но играют роль садхана-сиддх. Строго говоря, определение уттама-бхагавата относится к садхана-сиддхам. Преданные, находящиеся на стадии от каништхи до уттамы, не обладают премой. Но те, кто являются вечными спутниками и только принимают роль садхаков, обладают наивысшей формой премы. И в этом заключается их принципиальное различие. Они так же могут называться уттама-бхагаватами, но относятся к другой категории маха-бхагават.

Ари Мардан д.: В «Рага-вартма-чандрике» (стр. 176) сказано: «Тот, кто, имея желание служить Радхе и Кришне с рагой, практикует только вайдхи-бхакти – обретёт дварака-бхаву и станет служанкой Рукмини и Сатьябхамы (в духовном мире)». Однако, в книге «За пределы Вайкунтхи» (стр.34), Гурудев говорит: «Пока наша любовь ещё не до конца развита, мы будем оставаться во Врадже этого мира. Достигнув совершенства, мы покинем этот мир – Бхагаван Сам столько раз говорит об этом».

Как понять эти противоречивые утверждения?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Если мы поклоняемся в настроении вайдхи, то попадём на Вайкунтху, в Матхуру, Двараку, Айодхью, т.е. туда, где царит айшварья (дух благоговения и трансцендентного трепета перед Богом). И хотя в «Бхагавад-гите» Кришна-Дваракадиша (повелитель Двараки) обещает, что преданный попадёт к Нему, Он всё же говорит не о Вриндаване Голоки. Дваракадиша – это сам Шри Кришна в настроении айшварьи. Достижение конечного местонахождения предопределяется, прежде всего, желанием и квалификацией (адхикарой) практикующего. Подтверждение тому мы находим в «Чайтанья-чаритамрите». Но враджапрему и служение во Врадже возможно достичь, находясь только в настроении мадхурьи (настроении лишённом айшварьи). Для того, чтобы принять поклонение в айшварье, Радхарани проявляется в Своей экспансии — Сатьябамы, Чандравали является в образе Рукмини, а Кришна становится Дваракадишем. Во Вриндаване на Голоке существует ни одна пракоштха (измерение), где Радха и Кришна имеют настроение айшварьи. Имеющие соответствующую адхикару души могут попасть туда. Поэтому мы должны быть предельно осторожны в нашей практике. Садху также должны быть очень внимательны и осторожны. Если в практике у нас появляются ошибки, то возникает опасность изменения нашего конечного местопребывания в служении. Как бы то ни было, нам всегда следует помнить о стихе, который нам оставил Шрила Рупа Госвами:

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-

смритйох крамена расана-манаси нийоджйа

тиштхан врадже тад-анураги-джананугами

калам найед акхилам итй упадеша-сарам

«Все наставления сводятся к следующему: необходимо стремиться всё время — двадцать четыре часа в сутки — сосредоточенно повторять божественное имя Господа, воспевать Его трансцендентный образ, качества и вечные игры, и всегда помнить о них, постепенно занимая ими свой язык и ум. Для этого следует поселиться во Врадже [Голоке Вриндавана-дхаме] и служить Кришне, выполняя указания чистых вайшнавов. Необходимо идти по стопам возлюбленных преданных Господа (враджаваси), которые очень привязаны к преданному служению Ему в духе мадхурьи» («Шри Упадешамрита», 8).

   Мы должны следовать по стопам жителей Враджи — тад-анураги-джананугами – это суть всех наставлений. Tиштхан врадже — поселиться во Вриндаване. Если у вас нет возможности находиться там физически, то рекомендуется пребывать во Вриндаване в своём сознании, в размышлениях, медитации. Мы должны следовать по стопам тех, у кого есть анурага к враджаваси. Только тогда перед нами откроется возможность попасть во Врадж.

Ари Мардан д.: У Шри Чайтаньи Махапрабху было несколько целей для нисхождения в этот мир. Одна из сокровенных Его задач заключалась в том, чтобы даровать дживам понимание и настроение гопи-манджари-бхавы. Всегда ли Шри Чайтанья Махапрабху приносит во время Своего прихода в этот мир гопи-манджари прему или существуют ещё какие-то типы гопи-премы, которые Он приносит, приходя в другие дни Брахмы?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: В эту Кали-югу Шри Чайтанья Махапрабху дарует всевозможные виды премы, включая гопи-прему. Исключение составляет только особый вид премы, известный как радха-према. Шри Чайтанья Махапрабху Сам вкушал настроение Шримати Радхики. Наивысшей формой премы, дарованной дживам Шри Чайтаньей Махапрабху, является манджари-бхава. В другие Кали-юги Шри Чайтанья Махапрабху не приходит. И в следующую Кали-югу Он тоже не придёт. Он явится после восьми миллиардов лет, как всегда — вслед за Кришной. Это происходит один раз в день Брахмы, Шри Чайтанья Махапрабху нисходит в этот мир и дарует те же дары.

Ари Мардан д.: Большое спасибо. Следующий мой вопрос будет касаться природы Абсолютной Истины. Мне хотелось бы по возможности расширить своё понимание пара-таттвы. В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11) сказано: таттвам йадж гйанам адвайам брахмети параматмети, бхагаван ити шабдйате, — «Высшая Абсолютная Истина проявляет себя в форме Шри Бхагавана, Параматмы и брахмаджйоти». Относится ли пара-шакти Бхагавана к Высшей Абсолютной Истине? В «Даша-мула-шикше» Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж («Ачарья Кешари. Его жизнь и учение», стр. 418) писал, что парашакти Бхагавана обладает агхатана-гхатана-патийаси — способностью делать невозможное возможным. Если мы учтём присутствие такой способности у пара-шакти, то можем ли мы на основании такой силу у неё, относить к категории Высшей Абсолютной Истины не только три известных всем аспекта (из «Ш.-Б.», 1.2.11), но также нитья-парикаров, Радху, а также джив, достигших совершенства и пришедших в нитья-лилы Враджендрананданы?

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Пара-шакти (Шримати Радхика), несомненно, относится к категории Абсолютной Истины. Почему? Господь имеет три Вами названных аспекта. И пара-шакти может быть причислена к категории Абсолютной Истины в аспекте Бхагавана. Высшее проявление шакти имеет отношение к Бхагавану Кришне, но не к Брахману или Параматме. В то же время, мы должны помнить, что пара-шакти относится к категории энергии Абсолютной Истины, а не является Бхагаваном. Шакти-шактиматор абхедах – «Нет отличия между шакти и шактиманом». Это означает, что нет отличия между Кришной и Радхарани.

радха – пурна-шакти, кришна – пурна-шактиман
дуи васту бхеда наи шастра-параман
радха-кришна аичхе сада экаи сварупа
лила-раса асвадите дхаре дуи-рупа

 

«Шри Радха – это абсолютная энергия, а Господь Кришна – владыка этой энергии. Они не отличны друг от друга, о чём свидетельствует шабда-прамана. Однако, хотя Радха и Кришна суть одно целое, Они навечно предстают в двух формах, чтобы наслаждаться любовными отношениями» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.96,98).

Два тела и одна душа. Для проведения разнообразных лил и вкушения всевозможных вкусов Они принимают различные формы.

Теперь то, что касается татастха-джив. По достижении васту-сиддхи джива будет относиться к пара-таттве в категории садхана-сиддх, но не к категории нитья-сиддх. Достигшие совершенства дживы станут парикарами (спутниками), но всё-таки между ними будут различия (как по определению, так и в действиях). К примеру, мы все сейчас сидим в этом доме. Но между нами и хозяином дома, Шраван-Кумаром, есть различия. Дом принадлежит ему, мы же пришли извне. Хотя со стороны мы все выглядим как жильцы дома, всё же мы не можем сказать, что дом принадлежит нам. У нас нет той свободы действий, которой обладает хозяин дома. Иными словами, те, кто всегда пребывали с Кришной, имеют положение старших. Что касается садхана-сиддх, то они всегда имеют подчинённое положение, и всегда будут совершать своё служение под руководством и наставничеством нитья-сиддха-джив. Садхана-сиддхи подчинены авторитету нитья-сиддх. Нитья-сиддх можно назвать боссами, у них есть контроль и сила.

Ш.Враджанатха Прабху: Говорится, что садхана-сиддхи манджари обладают контролем.

Ш.Б.С.Шридхар Mахарадж: Да, у них есть особая способность контролировать. К примеру, садхака, достигнув совершенства, становится манджари, но это не значит, что теперь он может занять положение Шри Рупы Манджари. Напротив, он будет совершать вечно своё служение под её руководством. В этом их различие. Даже если они будут совершать одинаковую севу, всё же главенствующее положение и авторитет всегда останется за Шри Рупой Манджари.

Преданный (смеясь): Старшинство всегда и везде!

…зал заполняется смехом….

Перевод на русский: Чампакалата д.д.

Транскрипция: Чампакалата д.д.

Редакция: Джая Шри д.д., Ари Мардан д., Ананга-манджари д.д.

 __________________________________________________________________________

** Вопрос об авторитетности «Гарга-самхиты» остаётся открытым, поскольку Шрила Санатана Госвами писал в «Брихад-бхагаватамрите» («Диг-даршини», 1.1.23) следующее: «Сокровенная наука чистого бхакти преподана в явном виде только в немногих ведических писаниях, как правило, мало известных широким кругам. Среди этих редких текстов: «Гопала-тапани Упанишад», «Нарада-панчаратра», «Гарга-самхита», «Вишну-пурана», «Хари-вамша Упа-пурана», «Уттара-кханда» (из «Падма-пураны») и «Шримад-Бхагаватам»…. Эти особенные писания называют шримат — духовно богатыми. Они обладают способностью даровать человеку знание, отрешённость и бхакти. Суть, извлеченная из этих писаний, есть амрита — небесный напиток, дающий бессмертие. Она подобна нектару, добытому при пахтании молочного океана, из которого сами собой возникли всевозможные бесценные сокровища» [Примечание редактора].

Комментарии закрыты.