3nfmbbe5

Анукалпа в Экадаши
Принятые допущения во время поста

Услышав о славе священного Экадаши, многие искренние души   сразу загораются желанием следовать этому посту. Даже человеку, наделённому верой начального уровня, очень сложно поверить в те огромные блага, которые приносит вайшнавам Экадаши, поскольку сила этого поста очень огромна. Услышав о пользе и благах поста, преданные изучают его правила. Поняв, как надлежит следовать этому дню, многие люди начинают осознавать, что соблюсти по всем правилам этот пост не так-то уж и легко. Что же делать? Ведь в «Хари-бхакти-виласе» сказано, что если человек узнал о том, что следует соблюдать пост в Экадаши, то следует соблюдать его всю жизнь, а тот, кто не соблюдает – пойдёт в ад. От такого понимания у некоторых начинающих преданных возникает паника.

В традиции бхакти существует такое понятие, как бхакти-крама – последовательность в принятии священных указаний и поступках. Даже на стадии шуддха-бхакти есть свои ступени. Например, в комментарии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на «Упадешамриту» (Текст 8, «Анувритти»,) мы можем видеть такие ступени развития (принятия) в бхакти, как шравана-даша, варана-даша, смарана-даша, апана-даша и сампатти-даша. Также и в следовании посту в Экадаши есть свои версии, которые в определённом смысле далеки от идеала. Поэтому не следует впадать в панику, считая, что мы полностью бесполезны в служении Богу и духовному учителю. Приобщение к святой жизни происходит постепенно, от простого к сложному. Следовать всему, что есть в бхакти, идеальным образом по силам только шуддха-вайшнавам. Мы глубоко уважаем высокий уровень аскез и преданности святых, но должны понимать, что имитация высокой адхикары не приведёт к чему-то хорошему. Только тот, чьё тело должным образом укреплено бхакти-шакти (энергией преданности), может выдержать все правила священного поста и практиковать всю жизнь без отклонений от них.

Для того, чтобы доказать уместность соблюдения в практике менее строгих форм поста в Экадаши, мы будем опираться на слова священных писаний, садху, гуру и вайшнавов.

Шрила Санатана Госвами

«Хари-бхакти-виласа», 12 виласа

Стих 91

екабхактена нактена балавриддхатурах кшипет 

пайомулапхалаир вапи на нирдвадашико бхавет

«Если ребёнок, старый человек, или тот, кто болен, не способны совершать полный пост и не способны найти кого-то, кто мог бы поститься для их блага, они должен съесть какой-то фрукт и выпить немного молока один раз, ночью. Таким образом обет Экадаши не прерывается» («Маркандея пурана»).

Стих 92

упавасе тв асактанам ашитер урдхва-дживанам

ека-бхактадика карйам аха баудхайано муних

«Великий мудрец Баудхаяна сказал, что если человеку больше 8-ми и он не способен поститься, то он может поесть один раз в день и таким образом совершить обет» (Баудхаяна-смрити).

Стих 93

Ким ча (также говорится)

вйадхибхих парибхутанам питтадхика-шариринам

тримшад-варшадхиканам ча нактади-парикалпанам

«Тот, кто заражён болезнью из-за дисбаланса желчи, а также те, кому за 80 или 90 лет, должны соблюдать этот обет, приняв немного пищи ночью, как предписывают писания».

Стих 94

ека бхактена нактена бала-вриддхатурах кшипет

натикрамед двадашим ча упаваса-вратена ча

«Вкушая один раз, ночью, молодой человек, старик или больной могут соблюдать обет Экадаши. В другом случае человек никогда не должен прерывать обет Экадаши или Двадаши, чтобы совершить какой-то другой вид поста» («Курма пурана»).

Стих 95

екадашйам прабхум вишнум самабхйарчйа кадачана

упоситена нактена татхаивайачитена ча

«Даже если человек не способен соблюдать пост на Экадаши, он должен поклоняться своему возлюбленному Господу Вишну и затем покушать только один раз, ночью, какая бы ни была доступна пища без сбора милостыни» (В Двадаши-калпе, разделе «Бхавишья пураны»).

Стих 97
(особые рекомендации касательно ночи)
нактам хавишйаннам аноданам ва

пхалам тилах кширам атхамбу чаджйам

йат панча-гавйам йади вапи вайух

прашастам атроттарам уттарам ча

«Если человек способен, то должен соблюдать полный пост. Если он не способен делать это, то может съесть 5 видов молочных продуктов; если не способен на это, то должен съесть немного гхи; если не способен на это, то должен выпить немного воды; если не способен и на это, то должен выпить немного молока; если не способен и на это, то должен съесть немного сезамовых зёрен; если не способен и на это, то должен съесть какой-то фрукт; если не способен и это сделать или если ему больше 80-ти или 90 лет, то он может съесть хавишянну. Главный принцип в том, что человек должен следовать обету Экадаши, даже если он съедает немного зёрен ночью» («Ваю пурана»).

Стих 98

упавасат парам бхаикшйам бхаикшйат парама-йачитам

айачитат парам нактам тасман нактена вартайет

«Если у человека есть силы, он должен соблюдать полный пост. Если он не способен, то должен попросить поесть какой-то фрукт. Всё же лучше обрести какой-то фрукт без милостыни и лучше съесть этот фрукт только ночью» («Бхавишья пурана»).

Стих 99

Ким ча (также говорится)

сарва-бхута-майам вйадхих прамадо гуру-шасанам

авратагхнани патхйанте сакрид етани шастратах

«Если кто-то прерывает обет Экадаши, даже единожды, из-за страха перед свирепыми животными, такими как тигры, из-за болезни, невнимательности или по приказу духовного учителя, то, в соответствии с шастрами, он на самом деле не прерывает пост».

Стих 100
аштаитанйа врата гхнани апо мулам пхалам пайах

хавир брахмана камйа ча гурор вачанам аушадхам

«Вода, фрукт, корень, молоко, гхи, совет брахмана, слова духовного учителя и лекарство – эти 8 вещей не прерывают поста (обета) в Экадаши» (Удйога парва «Махабхараты»).

Шри Джагадананда Пандит

 

шри махапрабхура вичара

Вывод Шри Чайтаньи Махапрабху

прасада бходжана нитйа  шуддха ваишнавера критйа

апрасада на каре бхакшана

шуддха экадаши йабе нирахара тхаке табе

паранете прасада бходжана

«Долг вайшнава — ежедневно почитать и есть только прасад; он никогда не принимает непредложенной пищи. На Экадаши он соблюдает полный пост, а на следующий день прерывает его, приняв маха-прасад. Если по какой-то причине вайшнав вынужден есть в Экадаши, он может принять анукалпу, лёгкую пищу, состоящую в основном из фруктов, кореньев и молока, исключив зерновые, бобовые или любые запрещенные овощи.

анукалпа стхана матра ниранна прасада патра

ваишнаваке джаниха нишчита

аваишнава джана йара прасада чхалете тара

бхоге хайа дива ниши рата 

папа пурушера санге аннахара кара ранге

нахи мане хари васара врата

Непреданные гурманы, не контролирующие свой язык, находят неубедительные оправдания, говоря, что они почитают маха-прасад. Они делают это в Экадаши, поскольку день и ночь погружены в чувственное наслаждение. Не придавая значение святости экадаши-враты, они наслаждаются зерновыми и рисом в Экадаши и едят грехи, которые входят в злаки в такие дни» («Према-виварта», 18.11-12).

Слава Утпанна-экадаши из «Бхавишья-уттара пураны»

 

«Арджуна, сын Притхи, спросил Господа:

— О Джанардана, каково благо от полного поста, вкушения только ужина или от еды в полдень дня Экадаши, а также каковы правила соблюдения различных дней Экадаши? Милостиво поведай мне об этом. ……..

Кришна сказал:

— ….Но благо от соблюдения полного поста в Экадаши нельзя измерить. О Арджуна, лучший из Куру, силу этого блага не могут оценить даже полубоги. И половину его заслуживает тот, кто ест только накта в Экадаши. Таким образом, следует полностью поститься в день Господа Хари или есть лишь раз в полдень или вечером, избегая зерна (злаковых) и бобов».

Шрила Бхактивинода Тхакур

 

 «Бабаджи: Если по причине слабого здоровья или вследствие других обстоятельств человек не способен соблюдать хари-васара-врату (идеальный пост в Экадаши) в соответствии с вышеперечисленными принципами, священные писания предлагают альтернативные (анукалпа) правила, при которых допускается принятие в пищу определённых продуктов. Кроме того, в „Хари-бхакти-виласе“ (12.34) говорится, что неспособный соблюдать пост может попросить другого человека сделать это от его имени:

упавасетвашактасйа ахитагнератхапи ва

путран ва курайеданйан брахманан вапи карайет

„Если сагника брахман не способен исполнить все требования враты, от его имени могут сделать это брахманы или его сыновья“.

В „Хари-бхакти-виласе“ (12.39) и „Ваю-пуране“ говорится: „Вечером вместо зерновой пищи человек может принять хавишйанну, которая включает в себя такие продукты, как фрукты, семена кунжута, молоко, воду, гхи, панча-гавью или воздух. В этом списке каждый последующий ингредиент лучше, чем предыдущий“.

В соответствии с „Махабхаратой“ (Удйога Парва): „Следующие восемь не нарушают поста: вода, коренья, фрукты, молоко, гхи, желание брахмана, указание гуру, лечебные травы или лекарства» («Джайва-дхарма», Глава 20).

***
२३. खर्जूरं नारीकेलं च प्रियालपनसादिकम् ।
आम्रं च कदली द्राक्षा क्षीरं दधि घृतं तथा ॥
२४. अनिषिद्धानि मूलानि तथा कन्दादिकं च यत् ।
विनोदकेन यत् पक्कं धान्यं यच्च घृतादिना ॥
२५. एतानि फलसञ्ज्ञानि योऽत्त्यशक्तो दिने मम ।
पादशोऽश्नाति यस्तृप्तेः सम्पूर्णं तत्फलं लभेत् ॥ -पद्मपुराण

23-25. «Тот, кто совершенно не способен к полному посту, может принять лишь одну четвёртую часть того количества, которое ему обычно бывает достаточно для насыщения. Однако, принять можно лишь плоды: финики, кокос, джэк-фрут, ананас, орехи дерева Хироньи, манго, бананы, виноград, молоко, йогурт, топлёное масло, незапрещённые коренья и корнеплоды (редис не входит в эту категорию). Немощный, принимающий лишь одну четвёртую часть от сытного количества, получает все плоды Экадаши» (Шастра не указана).

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

«В Экадаши не следует употреблять в пищу зерновые. Можно съесть немного фруктов, выпить молока». Это тапасья…» (Из лекции по «Шримад-Бхагаватам», 3.12.19, 3 марта 1975г., Даллас, Техас, США).

Тамала Кришна: Инициированные преданные всегда должны повторять на Экадаши двадцать пять кругов.

Прабхупада: Инициированные? Каждый. Почему инициированные?

Тамала Кришна: Таким должен стандарт для нашего движения в день Экадаши?

Прабхупада: Стандарт – шестнадцать кругов, но если человек способен повторять больше, то это замечательно.

Тамала Кришна: Это не есть требование.

Джаяпатака: Рекомендация.

Прабхупада: Нет. Экадаши подразумевает пост и повторение.

Тамала Кришна: Иногда я задаюсь вопросом… Ведь наши люди должны заниматься распространением книг.

Прабхупада: Нет, нет. Это также проповедь. В интересах проповеди можно отказываться от поста, но в целом, тот, кто не проповедует, тот может повторять.

(Из беседы во время утренней прогулки, 11 февраля 1976г., Маяпур).

«Вот как… Всё описано в «Бхагавад-гите». Как в больнице. В больнице могут находиться многочисленные пациенты; в день Экадаши они ничего не едят. Означает ли это, что они соблюдают Экадаши? Такой больной просто одержим: «Когда я поем, когда я поем, когда я поем?» Однако эти ученики добровольно отказываются от пищи. Мы не говорим, что следует полностью отказываться от еды. Немного фруктов, немного цветов. Вот и всё. Поэтому, парам дриштва нивартате. Словно ребёнок – он ест всё, что попадает ему в руки. Если дать ему лакомство повкуснее, то он выкинет старое и примется за новое. В сознании Кришны речь идёт о лучшем занятии, лучшей жизни, лучшей философии, лучшем сознании — обо всё лучшем. Поэтому ученики могут отказаться от греховной деятельности и прогрессировать в сознании Кришны» (Из лекции по «Шримад-Бхагаватам», 1.8.30, 22 апреля 1973г., Лос-Анджелес).

«Прабхупада: О, да. Овощи, фрукты, немного молока – самая скромная пища. Вот и всё. Даже если вы не едите зёрна, то это предпочтительно. Лучше. Овощи, фрукты и молоко – этого достаточно. Питаясь так, человек застрахован от болезней. Однако мы, потакая языку, едим множество варёных продуктов. Но если мы станем есть овощи, варёные овощи, а также фрукты, и пить молоко, то этого будет вполне достаточно. Экадаши (смеётся). Каждый день – Экадаши» (Из беседы 22 августа 1976г., Хайдарабад).

Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж

По стандартам, которые установил  Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж в «Гаудия Веданта Самити», в Экадаши можно использовать следующие специи: куркуму, чёрный перец, имбирь и соль, но только из новых, чистых пакетов. Продукты, которые можно употреблять всегда, даже в Экадаши и в чатурмасью: любые фрукты (свежие и сушёные), любые орехи (также арахис) и ореховое масло; картофель, тыкву, кабачки, свёклу, огурцы, редис, зелёную папайю, лимоны, авокадо, маслины, кокос, любой сахар; гречневую крупу (но её нужно тщательно перебирать от зерновых); любые молочные продукты, за исключением молока и йогурта в соответствующие месяцы чатурмасьи.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

«Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж написал в своей шлоке о Шриле Прабхупад

никхила-бхувана-майа-чхинна-виччхинна-картри
вибудха-бахула-мр̣игйа-мукти-моханта-датри
шитхилита-видхи-рагарадхйа-радхеша-дхани
виласату хр̣иди нитйам бхакти-сиддханта-вани

(Пранама-мантра Ш.Б.Сарасвати Тхакуру. Стих 4)

Шитхилита-виддхи означает, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур несколько смягчил видхи, правила и предписания. Теперь следование Экадаши не столь строгое — в эти дни можно употреблять фрукты, молоко — не зерновой прасад» (Ш.Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж. Сан-Хосе. Лекция. 18 августа 2013г.).

Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж

Шрила Вамана Махарадж описывает в своей книге «Шри Экадаши-врата-катха» такую уступку, которая в порядке исключения даётся шастрами: «Дети, старики, страждущие, больные и немощные могут соблюдать экадаши-титхи, поев один раз вечером, и пищей им может служить лишь молоко, фрукты или корнеплоды».

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж

«Нужно со­блюдать Экадаши, по возможности стараясь не есть и не пить на протяжении всего дня. Соблюдайте Экадаши, не принимая даже воду (нирджал), а если не можете, поешьте чуть-чуть прасада один раз в день» («Вершина преданности», стр. 37).

«Шрипад Мадхава Махарадж: Пандавы каждый Экадаши проводили как Нирджал-экадаши. Однажды Бхима сказал Кришне: «Я не в состоянии каждый раз соблюдать сухой пост». И тогда Кришна ответил: «Ну хорошо, в другие Экадаши можешь есть фрукты и коренья, но раз в году, в этот Экадаши, воздерживайся даже от воды». Поэтому Бхиме было позволено соблюдать сухой пост всего раз в году, но он по-прежнему должен был соблюдать все другие Экадаши. Вот почему этот день получил название Пандава нирджал-экадаши.

Шрила Нараяна Махарадж: Обычно в Индии каждый Экадаши предполагает строгий пост без воды и пищи. Однако Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж сделал уступку западным преданным, увидев, что они не способны на такие аскезы. Он сказал, что вместо полного поста они могут соблюдать анукалпу, то есть принимать пищу три раза в день, но лишь столько, сколько необходимо для поддержания сил. Однако, вместо следования анукалпе, они привыкли следовать «брихат»-калпе, наедаясь до отвала беззерновой пищей. Вы понимаете? Это нехорошо» (Баджер, Калифорния, 24 июня 2007 г.).

Ш.Бхакти Паван Джанардан Махарадж

«Служа Гурудеву и пытаясь его удовлетворить, доставить ему некую радость в дни Экадаши, мы можем обрести преданность. Песню, которую обычно поют перед почитанием прасада, песню Бхактивиноды Тхакура — «Шарира авидйа-джал джодендрийа тахе кал», — в которой прославляется прасад, по традиции не поют в день Экадаши. Слово «анна» в этой песне означает пищу вообще, но также в Бенгалии оно указывает на зерно, поэтому эту песню не поют. Вы знаете, в этот день не полный пост, но воздержание от зернобобовых, и какая-то простая пища, анукалпа — плоды, корни, вода и так далее — разрешается.

Но бывают разные случаи. Один из эпизодов такой: в день Джанмаштами, когда соблюдается полный пост, один преданный совершал тяжелое служение, требовавшее больших усилий, и Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж сказал ему: «Съешь рис или какую-то зернобобовую пищу», хотя то был день Экадаши. Он послушался его наставления, но, правда, не стал принимать в пищу зернобобовые — он съел плоды или что-то не зерновое. Поэтому мы принимаем в пищу то, что зовется анукалпой — небольшое количество допустимой пищи, достаточной для того, чтобы совершать служение. Именно этой системе следуют в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, и практически никто из преданных Матха не постится полностью. Люди, привязанные к более скрупулезному следованию традиции, в этот день постятся полностью — они не едят и не пьют воду. Они постятся весь день и бодрствуют всю ночь, воспевая святые имена. Нашей главной заботой является служение, поэтому, если при соблюдении полного поста ты не способен делать что-либо, служить, и вынужден спать, лежать весь день, то какой в этом смысл? «Да, я не пил и не ел». «А что же ты делал?» «Весь день спал — настолько ослабел, что сил не было делать что-либо». Подобный подход противоречит самой идее, концепции Экадаши, потому что смысл Экадаши в том, чтобы усилить служение, а не наоборот. Поэтому в Шри Чайтанья Сарасват Матхе следуют другой традиции: преданные почитают прасад в день Экадаши, но не едят зернобобовые — они принимают в пищу анукалпу, плоды, корни, молоко, воду, совершая свое служение как обычно» (Лекция об Экадаши. 8 августа 2003г. http://harekrishna.ru/2013/06/12766-ekadashi.html ).

Стандарты, принятые в Шри Чайтанья Сарасват Матхе (согласно книге «Service Life»), таковы: в Экадаши можно принимать только коренья, фрукты, орехи и молоко. К допустимым специям относятся только имбирь, кумин и чёрный перец.

Шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж

«В Экадаши никто не должен спать: только воспевать и совершать киртан. Но для джив Кали-юги это очень сложно, потому что они не могут выжить без прасада. Поэтому писания позволяют анукалпу для джив. Анукалпа означает что они могут принять что-то, но это должно быть в соответствии с писаниями. В день Экадаши никакого риса, дала, зёрен. Мы должны очень строго и правильно следовать Экадаши. По правилам Экадаши нужно поститься без воды, но если кто-то не может этому следовать, то он может что-то принять. Вы можете принять панир, йогурт, картофель тыкву, фрукты» (Лекция. 5 сентября. 2014г.).

«Дорогая Господу Вишну»

В посвященной Эка­даши книге под названием «Dearest to Vishnu» финский ученый-санскритолог Бхригу-муни Прабху приводит следующие цитаты из священных писаний:

В «Маркандея Пуране» говорится: «Детям и пожилым людям разрешается в Экадаши вкушать один раз вечером пищу, состоя­щую из молока, плодов и кореньев».

В писании, известном как «Баудхаяна-смрити», мудрец Баудхаяна объявил: «Если кто-то ещё не достиг восьмидесятилетнего возраста, но тем не менее слаб, и пост для него может оказаться непосильным, тог­да такому человеку разрешается вкушать на Экадаши один раз в день». Далее Баудхаяна сказал: «Вечером в день Экадаши раз­решается есть тому, кто изнурён болезнью и в чьём теле наблюда­ется избыток желчи…»

В «Махабхарате» (Удьйога-парве) говорится: «Восемь вещей не нарушают обед поста, и они суть следующие: вода; корнеплоды; фрукты; молоко; хавир – топлёное коровье масло, предложенное Господу; желание брахмана (если по какой-то веской причине священник-брахман просит вас вкусить пищу); приказ гуру (если гуру велит вам принять пищу); какое-либо лекарство».

Вывод

Итак, мы продемонстрировали с помощью цитат, что следование посту в Экадаши бывает облегчённым для тех, кто не готов принять все правила Экадаши. Все вышеприведённые ссылки не говорят о том, что следует всегда поститься в Экадаши наполовину или не соблюдать полного нирджал-поста. Шрила Гурудев (Шрила Нараяна Госвами Махарадж) всегда настаивал на важности полного поста, как это делали великие герои священных писаний и многие святые. Таков смысл анугатьи (следовании по стопам садху).

В своём письме к Кришна-Баларам Махараджу (от 11 июля 1993 года) он писал: «Я думаю, у тебя есть “Хари-бхакти-виласа”, и ты читал в ней об этих темах. Ты также читал в “Шримад-Бхагаватам” историю Амбариши Махараджа, который всегда соблюдал нирджал в Экадаши. Из “Хари-бхакти-виласы” и из примера враты Амбариши Махараджа мы знаем, что в день перед Экадаши [в дашами] мы должны принять прасад только один раз и не должны пить воду – даже ночью. Во второй день [в Экадаши] мы не должны ни пить, ни есть на протяжении всего дня и всей ночи. И мы не должны спать. Мы должны соблюдать брахмачарью, постоянно повторять и слушать кришна-катху и читать книги о бхакти. Также мы должны постоянно помнить игры Кришны и занимать свои одиннадцать чувств служением Ему».

Ари Мардан д.

Редакция: Ананга-манджари д.д.