Жизнь рядом с садху

Жизнь рядом с садху

Интервью с Анантой Прабху

Часть 2 (Окончание)

2016г.

 Ари Мардан д.: Спасибо большое за Ваши чувства и описание личной жизни. Я хотел бы задать ещё некоторые вопросы. Какие качества Вас больше всего привлекли в Шриле Бхарати Махарадже?

Ананта Прабху: Первое — это, конечно, его жизнь. Удивительно то, как он прожил её, как самозабвенно служил вайшнавам. Как-то раз мой сын написал письмо своему Гуру, Шриле Бхактиведанте Нараяне Махараджу, в котором задал ему вопрос: «Как Вы смогли стать таким великим вайшнавом?» Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж ответил: «Я служил вайшнавам». В этом же письме Шрила Гурудев перечислил всех вайшнавов, которым он служил в своей жизни. Подобным образом и Шрила Бхарати Махарадж служил многим возвышенным вайшнавам.

Еще в самом начале, как только Бхарати Махарадж присоединился к матху, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж сказал: «Всегда оставайся в обществе старших и служи им». Следуя наставлению святого, Шрила Бхарати Махарадж всегда искал возможности общения со старшими вайшнавами и служил им. Таким образом, его преданность гуру-варге и то, как он посвятил себя служению вайшнавам, является очень важным для меня. В людях меня интересует, как они проживают свои жизни. Интерес представляет практическая, повседневная деятельность: как бхакты совершают те или иные действия. В Махарадже меня как раз привлекло желание служить старшим вайшнавам. Вообще, он любит помогать всем преданным, и любой может учиться у него.

Так же удивительно то, как он строил в своей жизни отношения с разными людьми. Было очень много сложностей и трудностей, поскольку он был главным секретарём Шри Чайтанья Гаудия Матха. Он руководил строительством храмов, а когда руководишь строительством, то поневоле приходится иметь дело с деньгами и кармически настроенными людьми. Одни люди хотят пожертвовать деньги, другие хотят использовать их для корыстных целей. Возникают разные сложные ситуации, и не так-то просто с ними разобраться достойным образом.

Когда я вижу, как Шрила Махарадж действует в разных ситуациях, это напоминает мне об идеальном поведении вайшнава. С большим уважением и заботой он общается с людьми и всегда использует любую возможность служить вайшнавам. Хотя мы слышим об этих вещах и знаем о них, но он прошёл через столько аскез, чтобы воплотить эти истины в своей жизни и реализовать в своём поведении!

Он полностью отказался от комфорта. Махарадж рассказывал мне множество историй о том, как они были на Ратха-ятре. Во время Враджа-мандала-парикрамы часто старшие санньяси, ученики Прабхупады (Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати), спрашивали: «Где этот брахмачари, Нароттама? Мы хотим, чтобы он жил рядом с нами». Шрила Махарадж всегда глубоко осознавал, сколь необходимо служить таким вайшнавам. А у них было столько привязанности к нему!

Я припоминаю один случай, рассказанный Махараджем на день явления Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Госвами Махараджа. Однажды Шрила Шридхар Махарадж был очень болен и Бхарати Махарадж пришёл навестить его. В дверях стоял личный севака, он охранял покой Шридхара Махараджа. Увидев Бхарати Махараджа, он сказал: «Вы не можете сейчас войти». Однако когда Шрила Шридхар Махарадж услышал голос Бхарати Махараджа, то окликнул его: «Эй! Подойди-ка сюда! Ты хочешь уйти, не одарив меня своим даршаном?» У них было столько любви к Шриле Бхарати Махараджу! Это очень необычно, когда возвышенные вайшнавы испытывают привязанность к тебе. Начинаешь чувствовать, как ты близок им.

 

Ари Мардан д.: Какой у Вас распорядок дня, когда Вы выполняете своё служение, находясь рядом со Шрилой Бхарати Махараджем?

Ананта Прабху: Как только я присоединился к служению Шриле Бхарати Махараджу и начал жить в Матхе, я просыпался примерно в пять утра и выполнял севу до десяти часов вечера вместе с Нароттамой Прабху. Поскольку в самом начале нас было только трое, весь день мы были заняты в служении. Каждый день мы убирали комнату, чистили овощи, мыли посуду… Мы часто выполняли простую севу и таким образом весь день были заняты. Я и сейчас продолжаю служить, выполняя все эти виды севы. Также я делаю Махараджу массаж. Порой я помогаю на кухне, чищу овощи и фрукты, убираюсь. Вот такая сева. Я часто присматриваю за Махараджем, если он в чём-то нуждается, я стараюсь ему помочь. Иногда приношу ему в комнату прасад, иногда помогаю готовить его.

 

Ари Мардан д.: Что Вы обрели за годы служения Махараджу? Какие духовные реализации Вы получили, находясь рядом с ним?

Ананта Прабху: Для меня это не так просто описать, потому что обретаемое от общения с шуддха-вайшнавами очень сокровенное и трудно передаваемое. Это трансцендентное обретение. Это подобно тому, как обретаешь всё. Всё, что необходимо, постепенно проявляется в твоём сердце. Как будто вырастает цветок. Растение самодостаточно, в нём есть своего рода завершённость. Цветок таков потому, что растёт благодаря матери природе. Она питает и взращивает его. Я ощущаю себя именно так. Нет ни одной сферы в моей жизни, на которую бы не повлиял Шрила Бхарати Махарадж. Очень многое изменилось во мне, что-то усилилось. Это очень тонкие вещи. С ним я обретаю внутреннюю силу. Приходит сила, позволяющая видеть вещи более ясно. Каждый день перед хари-катхой мы слышим стих:

ом аджнана-тимирандхасйа джuананджана-шалакайа

чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

 

Гуру открывает нам глаза, и наше духовное видение расширяется. Сейчас я по-иному вижу свою жизнь, ситуацию и самого себя. Приходит понимание, как реагировать в той или иной ситуации. Это мудрость, которая проявляется не на платформе ума, возникает глубокое понимание того, что происходит сейчас и было обретено в прошлом.

 

Ари Мардан д.: Каждый вайшнав в нашей линии по-своему уникален. У каждого из них есть свои особенности. Есть ли в Шриле Бхарати Махарадже какие-то особенности в его проповеди, практике, какие-то моменты, которые он особо подчёркивает, что делает его неординарным и отличает от других садху?

Ананта Прабху: Есть одно, что делает его оригинальным — это его взаимоотношения со многими учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Он встречал в своей жизни очень многих учеников и санньяси Шрилы Прабхупады, общался с ними и большинству из них служил. Для меня это, действительно, необычно и особенно. От Шрилы Бхарати Махараджа я столько узнал о знаменитых парикарах Шрилы Прабхупады. Они как будто ожили для меня. До этого я не знал почти никого из них, не знал даже их имён! О некоторых вайшнавах того времени я слышал, но совсем немного знал о них. Когда слушаешь от Шрилы Бхарати Махараджа, они словно оживают в твоём сознании и это один из великих даров Махараджа. Он несёт этот дар всему миру. Слушая из его уст о спутниках Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, чувствуешь большое вдохновение.

Ещё Махарадж уникален тем, что он не упускает деталей. Конечно, я это видел и у других великих вайшнавов, однако это качество особенно проявлено у Шрилы Бхарати Махараджа. Он никогда не забывает чьи-либо имена. Может пройти 20 или 30 лет, а он всё и всех помнит! Если кто-то дорожит людьми, то он будет внимателен к ним и будет помнить о них. Он помнит имена разных вайшнавов, помнит, чем они занимаются, их детей и многое другое. Когда он встречает чьих-либо детей, он всегда узнаёт их всех. Его память уникальна.

Расскажу одну небольшую историю. В Шри Чайтанья Гаудия Матхе жила одна женщина. Она приехала с Запада и уже думала о том, чтобы покинуть матх. Ей трудно было оставаться там. Я её даже не знал, один раз  только мне удалось увидеть её. Шрила Бхарати Махарадж спросил меня:

– Где эта леди?

– Не знаю, Махарадж.

– Неужели ты не беспокоишься о них?!

Я не знал, что ответить. Тогда я пошёл к ней и сказал: «Диди, Махарадж спрашивал о Вас, он беспокоится, где Вы и как Ваши дела?» Она начала плакать. Я спросил: «Что случилось?» Она ответила: «Дело в том, что я собиралась оставить матх, думая, что никому здесь не нужна».

На самом деле Шрила Махарадж думал о ней, подобно Сверхдуше, которая присутствует в сердце каждого.

 

Ари Мардан д.: По вашему мнению, насколько близко учение Шрилы Бхарати Махараджа и Шрилы Гоур Говинды Махараджа, а также Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады? Насколько их учение тождественно? Есть ли какие-то особенности в их подаче учения Шри Чайтаньи?

Ананта Прабху: Есть некоторое отличие. В отношении таттвасиддханты различий никаких нет, а в отношении тем, которые они преимущественно освещали — есть. Шрила Гоур Говинда Махарадж много говорил о том, что необходимо стать квалифицированным учеником, а также он давал много лекций по «Чайтанья-чаритамрите» и ещё говорил о раса-таттве. Раса-таттву он подавал не слишком развернуто, но когда кто-то из присутствующих поднимал эту тему, он погружался в неё довольно глубоко. Шрила Свами Махарадж проповедовал в основном новым людям. Шрила Гоур Говинда Махарадж говорил нам: «То, что я  говорю, — это лишь для вас, и потом вам нужно будет объяснять это другим. Но предупреждаю, не все это поймут».

Шрила Бхарати Махарадж очень консервативен. На сокровенные темы он говорит очень осторожно, потому что в Шри Чайтанья Гаудия Матхе довольно редко и лишь слегка касаются тем, связанных с раса-таттвой и раса-лилой. Шрила Бхарати Махарадж в этом отношении соблюдает уже выстроенный ранее этикет этого Матха. Все три ачарьи учитывают личность, организацию и ситуацию, при которых они говорят. Всё можно примирить. Нужно прояснять и обсуждать, чтобы понять как взаимосвязаны друг с другом эти три личности и их стиль проповеди.

Ари Мардан д.: Какая анга-бхакти Вас привлекает больше всего?

Ананта Прабху: Думаю, что слушание хари-катхи вайшнавов,  то есть шравана. Когда я слушаю или читаю кришна-катху великих святых, то чувствую, что обретаю жизнь. Я оживаю и становлюсь частью святого мира. Хари-катха — это средство переноса из материального мира забот в мир Истины. Жить хари-катхой и в самой хари-катхе — это очень важно. Хари-катха — счастливое место для того, чтобы пребывать там всегда.

 

Ари Мардан д.: Что удерживает Вас внутри традиции Гаудия-вайшнавов и вдохновляет больше всего оставаться в ней?

Ананта Прабху: Снова и снова — это вайшнавы, чистые преданные, использующие всю свою жизнь для служения Господу. Я хочу посвятить свою жизнь служению им и Богу. Это причина того, почему я нахожусь в сознании Кришны и вообще присоединился к этому движению. Только ради этого. Где Бог? Кто Бог? Как я могу служить Ему? Что я узнал и чему научился, находясь здесь? Ответы на все вопросы приходят через служение вайшнавам. Когда мы служим им, Господь Кришна становится очень доволен нами. Меня удерживает прямая связь с божественностью через служение вайшнавам. Находясь с такими вайшнавами, как Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, вы можете ощутить в какой-то степени Самого Кришну. Этот опыт нематериальный.

Конечно, это выражение моей индивидуальной веры, но когда я вижу, как живут такие святые, как Шрила Гоур Говинда Махарадж, Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж… Когда наблюдаешь за их жизнью, ответы о смысле жизни приходят сами собой. Да, снаружи все вайшнавы одинаковы, все они – преданные Кришны, но когда ты присматриваешься и видишь, как они прожили или проживают свою жизнь, то видишь, что есть среди них такие, которые отличаются от многих. Невольно переполняешься уважением к ним и наполняешься великим энтузиазмом.

Шрила Бхарати Махарадж один из самых уникальных вайшнавов нашего времени. Он никогда не имел связей с женщинами и не находился в грихастха-ашраме. Он всегда был брахмачари. Махарадж родился в семье очень высокого класса брахманов. Всю свою жизнь он посвятил служению Господу. Когда духовный учитель Махараджа испытывал трудности в осуществлении тех или иных планов, и никто не мог справиться с ними, он звал к себе Шрилу Бхарати Махараджа. Шрила Бхарати Махарадж делал просто невозможные вещи и решал труднейшие задачи. Враджа-мандала-парикрама проходила очень много раз. Пока силы позволяли Махараджу, он всегда совершал паломничество вместе со всеми.

Каждые три дня восемнадцать лагерей должны были переезжать в следующее место, и Шрила Бхарати Махарадж организовывал всё это должным образом. Всё всегда проходило гладко. В то время у Шри Чайтанья Гаудия Матха не было даже машин, только телеги, запряжённые быками. Таким простым способом в те времена передвигались все преданные. Шрила Махарадж успешно всё это организовывал. Сейчас есть много разных компаний, предоставляющих всевозможный сервис, технократия ныне используется вайшнавами в служении Богу. Но в те времена люди очень просто путешествовали по святым местам, они ехали через леса на буйволиных повозках. Всё происходило естественным образом, и Шрила Бхарати Махарадж с этим всем управлялся. На самом деле он выполнял достаточно сложные вещи. Мало кто по-настоящему владеет организаторскими способностями лидера. Подвиг Шрилы Махараджа в прошлом пытались повторить многие, но у них ничего не получалось. Шрила Бхарати Махарадж даже объяснял в деталях, обучая других, как нужно всё делать правильно, но никто не смог так хорошо организовать парикраму, как Шрила Бхарати Махарадж, большинству энтузиастов это было не по силам.

Было время, когда Шрила Бхарати Махарадж организовывал тур для преданных Чайтанья Гаудия Матха по Южной Индии. Он не просто покупал билеты для всех преданных, он организовывал целые вагоны, в которых паломники располагали кухню и готовили для себя прасад. Ночью ездили на этих поездах, готовили в них, спали, а днём посещали святые места. Так выглядела вайшнавская экспедиция в те времена.

Вы, наверное, слышали историю о том, как путешественники-первооткрыватели отправились на Северный полюс. Корабль их застрял во льду, и тогда они продолжили путь на собаках. По пути некоторые собаки замёрзли насмерть, там много всего было. Так происходила борьба за выживание ради открытия новых земель. В отношении Шрилы Бхарати Махараджа было нечто подобное. Его жизнь исполнена духа приключений и в то же время полного предания и глубокого осознания, что всё происходит по воле Шри Гуру и Шри Кришны.

 

Ари Мардан д.: Что Вас больше всего вдохновляет в традиции Гаудия-вайшнавов и в Шриле Бхарати Махарадже?

Ананта Прабху: Он является живым примером идеального вайшнава. Так же меня вдохновляет в этой линии то, что здесь можно обрести то, чего мы все ищем — безопасность и желание путешествовать. В обществе вайшнавов это может удивительным образом осуществиться.

Когда я путешествовал со Шрилой Гоур Говиндой Махараджем, было столько приключений! Мы совершали падаятру и каждый день останавливались в новом месте. Иногда я переходил вброд по реке, это было в центре Ориссы. Там не было никого, одни джунгли. В этом месте была большая река, широкая, но не очень глубокая. Я просто бежал по дну реки, счастливый, в одной гамче, в центре неизвестности, совершенно позабыв о том, кто я. Когда я вернулся обратно, Шрила Гоур Говинда Махарадж увидел меня счастливым и сказал: «Ты живёшь на природе, ты счастлив, пребывая в естественных условиях». И это на самом деле было так. В то время мне было около тридцати лет.

Жизнь Шрилы Бхарати Махараджа полна удивительных приключений. Рядом с ним я чувствую настоящую жизнь, духовно живу и делаю всё, чтобы обрести нечто чудесное, что ждёт всех нас по достижении совершенства. Честно говоря, я уже давно забыл обо всём, что существует помимо этого. У меня нет желания делать что-то ещё помимо служения вайшнавам. Но хочу сказать, что жить в Индии одновременно и просто, и сложно. Много всяких неприятных мелочей, однако внутренняя награда несоизмеримо превосходит всё это. Конечно, пока ко мне не приходят такие феноменальные откровения, как даршан Господа, но я чувствую, что двигаюсь в этом направлении. Если ты удовлетворяешь Бога, Его преданных, то приходит чувство удовлетворения прямо из глубины сердца.

 

Ари Мардан д.: В России есть преданные, которые уважают и почитают Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа и хотят знать о нём как можно больше. Могли бы Вы рассказать какую-нибудь историю из его жизни, которая Вам особенно запомнилась?

Ананта Прабху: Как то раз в Майапуре случилось наводнение (Ганга вышла из берегов), и в матхе было мало продуктов. Тогда Шрила Бхарати Махарадж каждый день переплывал через Гангу без лодки. Махарадж набирал продуктов и переплавлял их обратно. Физически он был очень сильным. Он постоянно плавал, благодаря чему стал очень хорошим пловцом.

Однажды в матхе в Калькутте не было воды. Там также не было достаточно комнат для омовения. Рядом с этим новым матхом находилось большое озеро, Равиндра-саровара. В четыре часа утра все бхакты принимали там омовение, а потом возвращались в храм. Это была зима и многие вайшнавы сильно мёрзли. Они надевали всевозможные тёплые вещи: свитера, шарфы, шапки… Одним из этих вайшнавов был Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, он всегда носил шапки, перчатки, носки, шерстяные свитера и всё равно мёрз, а Шрила Бхарати Махарадж ходил в одной майке и не замерзал. Все говорили ему: «Ты что, сумасшедший? Ты же умрёшь!» Такая у него была естественная энергия. Его можно сравнить с Бхимой.

 

Ари Мардан д.: Был ли у Вас опыт общения с русскими преданными? Как бы Вы описали их характер?

Ананта Прабху: Я начал встречаться с русскими преданными, лишь когда присоединился к Шриле Бхарати Махараджу. Когда я был со Шрилой Гоур Говиндой Махараджем, не припомню каких-либо русских преданных в его санге. Может быть, они там и были, но я их не помню. Я лишь недавно начал соприкасаться с русскими преданными. Я заметил, что у них очень тёплое сердце. В начале общения с ними можно почувствовать какую-то отчуждённость с их стороны, но как только они поймут, что ты дружественно настроен по отношению к ним и принадлежишь к их семье, тогда они близко подпускают к своему сердцу. Вот что я заметил в некоторых русских преданных.

 

Ари Мардан д.: Что бы Вы пожелали русским преданным?

Ананта Прабху: Я желаю, чтобы в своей жизни они как можно глубже погрузились в сознание Кришны и обрели духовную жадность в служении вайшнавам. Мой опыт говорит о том, что это счастливейшие времена в нашей жизни, когда встречаешь настоящих вайшнавов и служишь им. Любым способом: физически находясь рядом с ними или же где-то за пределами дхамы, слушая их хари-катху, публикуя их книги или делая что-то ещё, — будьте с вайшнавами. Я желаю, чтобы вы действительно обрели любовь, которую все мы ищем. Служение вайшнавам дарует защиту и связь с божественным, в поисках которой мы находимся. Я желаю, чтобы в своей медитации вы отыскали связь с истинным Шри Гуру.

Недавно Махарадж очень интересно объяснял то, как нужно медитировать на Гурудева. Он намекал на идею, что у истинного духовного учителя имеется садхака-рупа и сиддха-рупа. Ученикам Шрилы Махараджа тоже хочу пожелать следующее: медитируйте на него, приезжайте к нему, совершайте вместе с ним карттика-врату и постоянно слушайте его хари-катху.

Памятуя о вайшнавах, мы начинаем жить в бхакти по-настоящему. Особенно это происходит, когда мы с внешней деятельности в преданном служении переходим во внутреннюю. Но даже памятование о каких-то простых вещах, связанных с их жизнью, поможет нам в самом начале. Благодаря этому достигается совершенство в жизни, то есть премабхакти. Я желаю, чтобы вы делали это всё больше и больше.

 

Ари Мардан д.: Харе Кришна. Большое спасибо за Ваш рассказ и пожелания. Я очень рад был услышать от Вас столько интересного и важного. Хочу пожелать Вам всего самого наилучшего в духовной жизни.

 Ананта Прабху: Харе Кришна. Большое спасибо. Рад был пообщаться.

p/s. В конце 2016 года Шриман Ананта Прабху получил от Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа санньясу. Теперь он стал известен как Шрипад Тапасви Свами. От всей души поздравляем его и желаем ему достичь совершенства в неуклонном преданном служении Божественной Чете и Шри Чайтанье Махапрабху.

Транскрипция: Камала д.д.

Перевод: Санкаршана д.

Редакция: Аударья д.д.