Жил-был один преданный

Жил-был один преданный

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махараджа

Чандигарх. Картика 2013г.

Кто желает обрести милость Всевышнего, должен прославлять великих вайшнавов. В «Амрита-сароддхаре», бог смерти Ямарадж беседуя с ямадутами сказал:

сарватра ваишнавах пуджйах сварге мартйе расатале

деватанам манушйанам тахаиворага-ракшасам

йешам смарана-матрена папа-лакша-шатани ча

дахйанте натра сандехо ваишнаванам махатманам

«Повсюду, будь то в раю, на земле или в аду, вайшнавам поклоняются девы, манушьи и ракшасы. Несомненно, даже сотни и миллионы грехов того, кто памятует о лотосных стопах вайшнава-махатмы, уничтожаются».

В связи с этим, я хотел рассказать вам про одного вайшнава из Шри-сампрадаи.

Жил один преданный Тирумангай. У него было четыре ученика. Однажды он пришёл в храм Господа Ранганатхи. Служение в этом месте не выполнялось должным образом, пуджари приходил на короткое время, совершал пуджу и уходил. Когда Тирумангай увидел всё происходящее, он был очень расстроен. Он думал: «Господь, я знаю, что Ты владелец всех шести достояний. Положение, которое я вижу, доставляет мне большую боль. Я так неудачлив, что не могу служить Тебе. Я ходил к богатым людям и просил у них денег для служения, но они мне не помогли». Когда Господь увидел такое сильное желание служения Ему, он послал ему четырёх необычных учеников. С внешней точки зрения эти ученики начали заниматься греховной деятельностью для того, чтобы заполучить деньги, однако на эти деньги они возвели прекрасный храм.

 Как преданные могут получить желание служить Господу? Есть один стих в «Шримад-Бхагаватам», где Господь говорит:

ман-нимиттам критам папам апи дхармайа калпате

мам анадритйа дхармо апи папам сйан мат-прабхаватах

«Если преданный совершает греховную деятельность для служения Мне, эта деятельность – дхарма, не греховна. С другой стороны, религия, пренебрегающая Мною, превращается в грех».

Таким образом, всё, что делал Тирумангай, было оправдано и не несло вреда его духовной вере. Каждый ли может действовать таким образом? Хорошо ли это – занимать кого-то в краже или красть самому? Это разрешается тем, у кого есть искреннее желание в служении Хари, гуру и вайшнавам. Хануман совершал с внешней точки зрения греховную деятельность: он сжёг Ланку, а ведь там были брахманы, женщины, дети, коровы. Такое поведение было оправданным для Ханумана и Тирумангая, так как у них не было никаких других желаний, кроме служения Бхагавану. Разрешается ли это для нас? Имеют ли право люди, у которых есть материальные желания, а так же желания славы, почести, положения, смотря на великих преданных, поступать подобным образом? Если человек внешне использует всё для служения Господу, а внутри желает славы и почестей или что-то всё же использует для удовлетворения своих личных потребностей, то такой человек отправится в ад, так как он, в действительности, совершает греховную деятельность. За одни и те же поступки один получает благо, а другой отправляется в ад:

арир митрам вишам патхйам адхармо дхарматам враджет

прасанне пундарикакше випарите випарйайах 

«Если Господь доволен, враг человека становится его другом, яд – нектаром, а безбожие – религией. А если Бхагаван недоволен, друг человека становится врагом, нектар – ядом, а религия – безбожием» («Хари-бхакти-виласа», 10.262).

 Как мы можем распознать, как нам следует поступать, а как нет? Господь в «Бхагавад-гите» говорит: «Если человек поклоняется Мне, думает обо Мне, занят служением Мне, Я дам ему разум, чтобы он понимал, что хорошо для него, а что нет» (10.10). Тем, кто искренен, Бхагаван даёт разум – дадами буддхи-йогам там, чтобы понимать, что можно делать, а что нет, Он покажет – квалифицированы ли мы делать какую-либо деятельность или нет. Если же вы не поклоняетесь Господу должным образом, не отдаёте всё Ему, то Господь не даст вам понимания того, что хорошо, а что плохо. Шри Кришна упоминает в «Бхагавад-гите» (15.15), что Он дарует память, знание и забвение:

сарвасйа чахам хриди саннивишто
   маттах смритир джнанам апоханам ча
ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо
   веданта-крид веда-вид эва чахам

 

«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед».

Таким образом, Кришна может дать забвение и тогда человек отправится в ад. Только искренний человек понимает, что можно делать, а что нельзя.

Индра страдал за то, что убил одного брахмана, но Хануман убил множество брахманов и не понёс никакого за это наказания. Отличие в том, что Индра убивал для своего удовлетворения, а Хануман никогда не делал ничего для себя, он всё делал для служения Господу.

Слуга Чайтаньи Махапрабху – Говинда Прабху в своих играх принял рождение человека очень низкого класса в семье шудры и внешне проявлял игры неразумного, но когда пришло время служить лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, никто не учил его, как себя нужно вести, и, ради служения, он даже перешагнул через Махапрабху. Господь дал ему понимание, как правильно поступить в этой ситуации, потому что Говинда был искренен. Если вы искренни, то Господь будет давать вам вдохновение, как поступать правильно, Он даст вам понимание того, что хорошо, а что плохо. Если у вас нет искренности, тогда с вами может случиться всё, что угодно. В «Бхагаватам» (11.2.37) говорится:

бхайам двитийа ‘бхинивешатах сйад
ишад апетасйа випарйайо ‘смритих
тан-майайато будха абхаджет там
бхактйаикайешам гуру-девататма

 

«Страх возникает из ложного отождествления себя с телом под влиянием майи, иллюзорной энергии Господа. Отвернувшись от Бхагавана, джива забывает о своём изначальном вечном положении слуги Господа. Поэтому разумный человек без колебаний посвящает себя чистому преданному служению под руководством истинного гуру, которого почитает как поклоняемое Божество и саму свою жизнь».

Те, кто думает о чем-то, кроме служения Господу, живут в страхе. Те же, чьи мысли посвящены только Бхагавану, не чувствуют страха, так как ими движет только служение Богу. Искренние преданные могут совершать ошибки, но не оскорбления.

Мадхава-прия Прабху (севак Шрилы Бхарати Махараджа обращается к преданным): Вчера Шрила Бхарати Махарадж перед тем, как начать рассказывать катху по «Чайтанья-чаритамрите» сначала говорил о Шукадеве Госвами и Парикшите Махарадже. Кто понял, почему Махарадж сначала упомянул об этих преданных?

Преданная: Шрила Бхарати Махарадж сначала рассказал, что «Шримад-Бхагаватам» – это зрелый плод всех ведических писаний. Шукадева Госвами вкусил этот плод и через него этот плод достался другим.

Шрипад Неми Махарадж: Какова обязанность преданных в день их рождения, что они должны делать?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Мы должны служить Бхагавану и вайшнавам. Это день, в который вы должны размышлять: «Почему и зачем Господь дал мне это тело, чувства и всё остальное, что я имею?» Господь всё дает только для служения Ему и Его преданным. Глаза, уши, нос, рот – всё даруется Им, и поэтому наша обязанность – всё предлагать Ему. Мы не осознаём, что нам ничего не принадлежит. Всё, что мы Ему предлагаем, уже принадлежит Ему, но мы должны особенно помнить об этом в день своего рождения. Мы должны думать: «Я получил всё это только для того, чтобы служить Господу. Я даю клятву, что с этого дня всё, что у меня есть, я буду использовать для служения». Господь в «Бхагавад-гите» (9.26) говорит:

патрам пушпам пхалам тойам

йо ме бхактйа прайаччхати

тад ахам бхактй-упахритам

ашнами прайататманах

 

«Если преданный в знак любви подносит Мне листок, цветок, плод или воду, Я обязательно приму его подношение».

Можно служить, предлагая цветок, фрукт, воду, но если у вас есть возможность служить ему многим, вы должны предлагать не только лишь цветы, фрукты и воду, вы всем должны поклоняться Господу. Один ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура — Шрила Парамартхик Махарадж, хотел дать пятьдесят рупий Шриле Гурудеву (Шриле Бхакти Даийта Мадхаве Госвами Махараджу) для организации парикрамы. Гурудев не захотел брать деньги, он сказал: «Ты ученик Шрилы Прабхупады и гораздо более возвышенный преданный, чем я. Моя обязанность не брать от вайшнавов, а служить им». Парамартхик Махарадж ответил: «Я могу послужить, у меня есть деньги, если я не буду этого делать, тогда я не выполню свою обязанность, витта-шакти-доша*. Я должен использовать всё для служения вайшнавам, это моя обязанность, иначе я паду». Если вы имеете что-то и не используете для служения Господу – это витта-шакти-доша, один из видов падения.

Преданный: Изначально, чистая по своей природе душа естественным образом имеет любовь к Кришне, но в материальном мире живое существо покрывается ложным эго, аханкарой. Могли бы вы объяснить, что такое аханкара, откуда она берётся?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Аханкара берётся от общения с теми элементами, которые не предназначены для нас, духсанга**. Аханкара приходит, так как происходит загрязнение. Поскольку мы глупы, мы общаемся с теми, с кем не следует. Откуда это началось? Есть два вида дживнитья-сиддхи, которые всегда служат Господу, и бадха-дживы, которые хотят наслаждаться. Поскольку у бхадха-джив есть желание независимого наслаждения (гордости), то Господь даёт им эту возможность. Вода по своей природе жидкая, когда она соприкасается с огнём, то становиться паром, а когда с холодом – льдом. Подобным образом вы приобретаете качества того, с кем общаетесь.

Преданная: Чьё желание наслаждаться было первичным, желание Господа или дживы?

Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Бхагаван вечен, джива так же вечна. Бхагаван проявил джив с самого начала существования мира:

нарайанад эва самутпадйанте

нарайанат правартанте

нарайане пралийанте

 

«Из Нараяны всё возникает, Нараяной поддерживается и в Нараяне находит свой конец» («Нараяна-атхарва-шира-упанишад», 1)

Живые существа изошли из Него, потому что в одиночку Он не будет чувствовать ананды (блаженства), поэтому Он пожелал сотворить множество разных живых существ. Во время проявления джив Он дал им некоторую независимость, потому что хотел сделать их счастливыми, чтобы у них были свободные желания. Именно поэтому, когда мы теряем свою независимость, мы начинаем беспокоиться.

Набор текста и перевод: Манохари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Слово витта – означает «деньги», шакти – «энергия», доша – «изъян» или «недостаток». Когда энергия Богини процветания — Лакшми выраженная в материальном мире в форме денег, направляются не для служения Богу, а вкладывается в мирские проекты ради чувственного наслаждения, тогда это рассматривается как изъян в духовной жизни. Также это можно рассмотреть как воровство собственности Бога. Слово доша в данном контексте Парамартхик Махарадж переводит как – грех (папа). Шрила Бхактиведанта Свами переводил в «Бхагавад-гите» термин доша как «зло».

**Духсанга то же что и асат-санга – неблагоприятное общение с теми, кто не устремлён к вечному служению Богу.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...