Взращивание лианы преданности

Опубликовано: февраля - 9 - 2017

Взращивание лианы преданности

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж

Чандигарх, Картика 2013г.

 

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами дал благословение: «Даже те люди, которые ничего не знают о кришна-бхакти, услышав об играх Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Кришны из уст чистых преданных, достигнут совершенства».

Я видел собственными глазами людей, которые были совсем необразованными, но при этом оставались с вайшнавами и служили им. В результате они стали очень квалифицированными в преданном служении, так как слушали истинное толкование шастр.

ваишнавани ту шастрани йе шринванти патханти ча

дханйас те манава локе тешам кришнах прасидати 

«Те, кто слушают и изучает вайшнавскую литературу, достойны великой славы, этим они очень радуют Шри Кришну» («Сканда-пурана»).

 Тот, кто имеет достаточно сукрити, по милости шри гуру и Кришны получает семя лианы бхакти. Такие люди ещё не достигли бхакти, они только получили семя и начали практиковать садхана-бхакти. Садхак становиться садовником, который поливает семя бхакти водой шраваны и киртаны. Шравана даёт способность совершать киртан, если кто-то не может делать акцент на киртан (воспевание святого имени), то он должен больше слушать. У того, кто следует процессу надлежащим образом, совершая шравану и киртану, лиана бхакти растёт так быстро и высоко, что не может оставаться долго в материальном мире. Сначала она достигает высших планет — Бхур, Бхувах, Свах. Однако наша крипа (в образе лианы преданности) не может задерживаться в четырнадцати планетных системах и достигает постепенно трансцендентной реки Вираджа (ви отсутствие, раджа творить). Лиана пересекает эту реку и попадает на Вайкунтху. В духовном мире много обителей. Среди них есть планета Нрисимхи, Нараяны, Рамачандры, однако наша крипа растёт всё выше и выше, попадая на Голоку во Вриндаван и принимая прибежище у дерева Калпа-врикша. Это дерево олицетворяет собой лотосные стопы Шри Кришны. Теперь лиане больше некуда расти, поэтому она начинает разрастаться в разные стороны и плодоносить. Плод этот – према. При этом садхак внешне может оставаться в этом материальном мире и продолжать совершать шравану и киртану. Из-за сильной привязанности к сладостному процессу преданного служения, он не способен оставить его. В этом состоянии он молится следующим образом: «Я не хочу быть жителем Сварга-локи, не хочу быть правителем низших планет, как Бали Махарадж. Мне не нужно царство в этом мире, йогические совершенства и даже мукти меня не привлекают. О мой Господь, я хочу только одного — быть Твоим вечным слугой!»

Преданные, которые не имеют привязанности к Шри Кришне, не могут чувствовать полного удовлетворения. Например, мудрецы в лесу Дандакаранья  были преданными Господа Рамачандры, а Лакшми – преданная Нараяны. У них столь высокое положение! Однако при этом, у них нет полного удовлетворения. Почему? Потому что они лишены общения с Кришной. Гопи Враджи самые удачливые души. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами учит:

ишварера шакти хайа э-тина пракара

эка лакшми-гана, пуре махиши-гана ара

врадже гопи-гана ара сабхате прадхана

враджендра-нандана йа’те свайам бхагаван 

«Шакти [супруги] Верховного Господа делятся на три категории: богини Лакшми на Вайкунтхе, царицы в Двараке и гопи во Вриндаване. Гопи — лучшие среди них, ибо им даровано особое право служить непосредственно изначальному Господу Шри Кришне, сыну царя Враджа» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 79-80).

Даже Дваракадиш-Кришна был привлечён Враджендра-нанданой Кришной. Когда Кришна увидел Свой портрет, нарисованный Радхарани, Он подумал: «Я хочу обнять Его так, как это делает Радха». Однажды, Господь Вишну так хотел увидеть прекрасный облик Господа Кришны, что украл сына брахмана. После чего Кришна вместе с Арджуной пришли к Вишну, чтобы забрать сына брахмана и спросили: «Зачем ты так поступил!?» Вишну ответил: «О Кришна, Я просто мечтал увидеть Твой прекрасный, луноликий образ».

Шри Кришна имеет все божественные качества и четыре из них особенные, их нет даже у Господа Рамачандры: вену-мадхурья (сладость флейты), лила-мадхурья (сладостные Его игры), парикара-мадхурья (сладость отношений с Его преданными), рупа-мадхурья. (Его прекрасная форма привлекает даже Его Самого). Игры Кришны столь удивительны!

Когда Кришне было только шесть дней, Он убил Путану, хотя её рост был восемнадцать километров. Как же это возможно для ребёнка, которому только шесть дней? В Его ручках было столько силы, что, как только Он дотронулся до груди Путаны, она уже не могла освободиться. Кришна выпил её молоко из груди и вместе с ним – всю жизненную силу демоницы. Шакатасура так же приходил убить Кришну. Этот демон принял форму телеги. Кришна только пошевелил Своей маленькой ножкой и тут же повозка развалилась, и Шакатасура оставил своё тело. Он хотел убить Кришну, но у него ничего не вышло. Ваманадев принял форму Тривикрамы, чтобы получить от Бали Махараджа то, что Он хотел. Он принял большую форму и после этого сделал два шага и покрыл все планеты нашей вселенной. Чтобы выполнить своё обещание, Бали Махарадж предложил Ваманадеву свою голову для третьего шага. Бали Махарадж очень удачлив, так как Господь поставил Свои лотосные стопы на него, даровав ему истинное богатство. Какого величие преданных Господа!? Оно непостижимо! Шива Махадев, прославляя бхакт Бхагавана и наставляя Прачетов, сказал им:

кшанардхенапи тулайе на сваргам напунар-бхавам

бхагават-санги-сангасйа мартйанам ким уташишах

 

«Тот, кому выпала удача даже в течение краткого отрезка времени общаться с чистосердечным вайшнавом, теряет всякий интерес к бхукти (чувственным наслаждениям) и мукти (освобождению). Станет ли такой человек добиваться благословений, на которых распространяются законы рождения и смерти?» («Шримад-Бхагаватам», 4.24.57).

Бали Махарадж, будучи преданным, даже не послушал своего гуру Шукрачарью. Кто может это понять?

Итак, возвращаемся к нашей лиане преданности. Вайшнава-апарадхи, нама-апарадхи, сева-апарадхи, дхама-апарадхи мешают нашей лиане расти. Как находиться с вайшнавами и не совершать оскорбления? Мы должны целиком и полностью погрузиться в служение в правильном умонастроении, только так мы можем перестать совершать апарадхи. Чтобы наша лиана проросла, нам нужно научиться всё предлагать Господу, не делая этого, вы совершаете апарадху. Если вы не кланяетесь арча-виграхе (Божеству), то это также является оскорблением. Истинный ученик предлагает поклоны каждый раз, когда видит своего гурудева. Мы не придаем этому должного значения, но шастры говорят, что нама, виграха, и сварупа едины. Когда преданный реализовал свои отношения с Господом (самбандха-гьяну), он не может совершить оскорбление.

Когда мы кого-то ругаем или ведём себя неправильно перед фотографией гурудева — это оскорбление. Это означает, что мы ещё не доросли до понимания, что его фотография и он сам — неотличны. Поэтому не стоит развешивать фотографии гурудева в своей комнате, так как у вас (начинающих преданных) появляется огромная вероятность совершить оскорбление. Мы должны понимать, что фотография сад-гуру — один из видов Божеств. Нужно стараться не совершать гуру-апарадх.

В наше время преданные печатают много плакатов, маек с изображением своего духовного учителя, развешивают эти изображение в каждом углу, но шастры не предписывают этого делать. Преданные продают плакаты гурудева на улице, которые лежат на виду, под открытым солнцем. Продавцы объясняют, что так они могут проповедовать и собирать пожертвования. Однако моё мнение иное. Изображение духовного учителя не должно находиться под открытым солнцем. Когда наш Гуру Махарадж только пришёл в Матх, его духовный брат — Аранья Махарадж сделал ему замечание, что он повесил изображение Махапрабху в неподходящем месте. Спустя годы, Гуру Махарадж говорил: «Несмотря на то, что меня тогда отругали, это было абсолютно правильно. Аранья Махарадж так заботился обо мне, что старался уберечь меня от оскорблений. Когда я услышал строгие слова от своего духовного брата, я не испытывал огорчения, я чувствовал бхаву». Вы же без необходимости переносите фотографии сад-гуру туда-сюда, небрежно бросаете их и даже выбрасываете изображения. Во времена Шрилы Бхактисиддханты Прабхупады невозможно было заполучить изображение с Господом и Его преданными. Если вы думаете, что совершая оскорбления, вы сможете освободиться от них, повторением святого имени — это так же апарадха. Оскорбления подобны бешеному слону, который разрушает нашу лиану преданности:

йади ваишнава-апарадха утхе хатй мата 
упаде ва чхинде, тара шукхи’ йайа пата

«Если преданный, ухаживая за лианой бхакти, наносит оскорбление стопам вайшнава, такое оскорбление сравнивают с бешеным слоном, который с корнем вырывает лиану и ломает её. От этого листья лианы засыхают» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.156).

После того, как мы услышали и узнали об оскорблениях и о том, как их можно легко совершить, мы должны быть очень осторожны, чтобы не впускать их в нашу духовную жизнь.

Вместе с бхакти в нашем сердце растёт желание славы и почестей. Почему преданные интенсивно совершают разные анги (виды бхакти), но при этом материальные желания остаются в них? Потому, что вы впускаете в себя то, что уничтожает бхакти. Например, вы не должны использовать для себя то, что предназначено для служения Бхагавану. Для тех, кто искренне стремиться к бхакти, общение с вишаи, с теми, кто стремиться к чувственным наслаждениям, с теми, кто привязан к женщинам, очень опасно.

Однажды в саду Шри Чайтанья Махапрабху встретил девушку, которая пела «Гита-говинду», её голос был необычайно сладостен. Когда Махапрабху услышал её, то стремглав побежал к ней навстречу, но слуга Говиндаджи остановил Его, сказав: «Ты санньяси, а она женщина, Тебе запрещено к ней прикасаться». Есть другая история. Одна пожилая женщина дотронулась до Шри Чайтаньи Махапрабху, так как хотела получить даршан Господа Джаганнатхи. Преданные Махапрабху хотели отодвинуть её, но Тот сказал Своим парикарам: «Не нужно этого делать, это нельзя назвать прикосновением женщины, так как её сознание свободно от материальных концепций, у неё есть только одно желание – увидеть Господа Джаганнатху».

Мы слышали историю, когда в храме Гундичи одному преданному Махапрабху разрешил взять Его чаранамриту, а другому нет. Махапрабху позволил Калидасу взять Его чаранамриту, потому что он общался с преданными и замечательно служил им. Калидас имел такую сильную веру в преданных, что сделал миссией своей жизни принимать только остатки прасада от остальных преданных. На протяжении всей жизни и даже в старости он старался вкушать только остатки пищи вайшнавов. Калидас смог почтить остатки пищи после всех вайшнавов Бенгалии! Он приходил ко всем вайшнавам и приносил им в дар лучшие блюда. Затем он смиренно просил остатки пищи после этих преданных. Если ему отказывали в его просьбе, он прятался неподалеку и, после того как вайшнавы заканчивали вкушать прасад и выбрасывали тарелки, он выходил из укрытия и облизывал их. Почему он делал это? Потому что он знал, что остатки маха-маха-прасада, несут освобождение:

твайопайукта-сраг-гандха-васо ‘ланкара-чарчитах
уччхишта-бходжино дасас тава майам джайема хи

 

«„Мой дорогой Господь, гирлянды, благовония, одежды, украшения и все остальное, что было поднесено Тебе, потом могут брать Твои слуги. Пользуясь этими вещами и питаясь остатками пищи с Твоего стола, мы обретаем способность одолеть влияние иллюзорной энергии“» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.237).

Калидас служил одному преданному по имени Джаду Тхакур. Приходя в его дом, он приносил ему манго. Когда Калидас уходил, Джаду Тхакур пошёл его проводить. Попрощавшись с Калидасом, Джаду Тхакур вернулся домой, оставив на земле отпечатки своих следов. Калидас тут же осыпал всё своё тело пылью с этих следов. Затем он спрятался неподалёку от дома Джаду Тхакура. Вернувшись домой, Джаду Тхакур увидел манго, принесённые Калидасом. Он предложил их в уме Кришначандре. Затем жена Джаду Тхакура достала их из банановых листьев и коры, в которую они были завернуты, и предложила Джаду Тхакуру, который начал вкушать плоды, объедая большие косточки. Поев, он оставил косточки на тарелке. Покормив мужа, жена сама вкусила манго. Закончив трапезу, она завернула косточки в банановую кору, и выкинула в мусорную яму. Калидас, увидев, куда они выбросили остатки, поднял их и облизал кору с косточками в полном ликовании от экстатической любви. Подобным образом он почтил остатки пищи после всех вайшнавов Бенгалии. Когда Шриман Махапрабху приходил в храм Господа Джаганнатхи, Говинда дас облил стопы Махапрабху и Калидас принял чаранамриту с Его лотосных стоп три раза, после чего Шриман Махапрабху сказал: «Пожалуйста, не нужно больше этого делать. Я исполнил твоё желание насколько это было возможно». Когда другой человек хотел взять воду со стоп Махапрабху, то Он злился и прогонял его, но Калидасу Он разрешил выпить чаранамриту целых три раза! Так Шри Чайтанья Махапрабху показал, что для того, чтобы получить чаранамриту с Его лотосных стоп, нужно искренне служить вайшнавам. Калидас всю свою жизнь служил преданным и в этом видел смысл своего существования.

Чтобы наша лиана бхакти росла, нужно следовать по стопам сиддх – совершенных душ:

утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вриттех
шадбхир бхактихпрасидхйати

«Существует шесть принципов, следование которым способствует прогрессу в чистом преданном служении. Человек должен: 1) действовать с энтузиазмом, 2) быть уверенным в своих действиях, 3) проявлять терпение, 4) следовать ангам бхакти, 5) отказаться от общения с абхактами, 6) идти по стопам великих ачарьев прошлого. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьётся успеха в шуддха-бхакти» («Упадешамрита», 3).

Совершенные души лишены двуличия и всякого рода лицемерия, они должны быть наполнены джива-ахимсой. Джива – это не тело, поэтому истинное сострадание – это сострадание к душе, а не к её оболочке. Тот, кто учит нас карме, гьяне, мистическим совершенствам, не исполнен джива-ахимсы. Истинное сострадание заключается в том, чтобы дать нам понимание, что мы слуги Господа. Важно общаться с тем, кто проповедует только кришнабхакти, и тем, кто анйабхилашита-шунйам не имеет никаких других желаний, кроме как удовлетворить Шри Кришну. Сейчас так называемые садху говорят людям то, что они хотят слышать, поэтому они собирают много денег и обретают славу и почести. Что такое пратиштха? Это деятельность, направленная на достижение славы, почести и возвышенного положения. Если вокруг нашей лианы бхакти растут сорняки, они не дадут развиваться нашей крипе, так как эти сорняки будут выпивать всю воду. Мы должны быть очень осторожны!

Часто преданные говорят: «Я совершаю бхакти столько лет, но ничего не происходит!» У меня к ним есть один вопрос: «А пытаетесь ли вы защитить себя от всех этих неблагоприятных вещей?» Вы должны попытаться избавиться от всех анартх. Как-то мы посадили рис и горох, спустя некоторое время я увидел, что семена дали всходы, но человек, который разбирается в садоводстве, сказал, что это сорняки, а не то, что нам нужно. Чтобы истинное семя проросло, и мы получили желаемый результат, нужно избавляться от сорняков. Подобный принцип действует и в бхакти. Сорняки, душащие бхакти, перечислены Шрилой Кришнадасом Госвами:

кинту йади латара санге утхе ‘упашакха’ 
бхукти-мукти-ванчха, йата асанкхйа тара лекха

‘нишиддхачара’, ‘кутйнатй’, ‘джива-химсана’ 
‘лабха’, ‘пуджа’, ‘пратиштхади’ йата упашакха-гана

«Иногда рядом с лианой бхакти вырастают сорняки называемые упашакхами. Разновидностям подобных сорняков нет числа. Среди них: желание материальных наслаждений или же желание мукти, поведение, недостойное человека, который пытается достичь совершенства; двуличие; убийство животных; стяжательство; стремление к почестям и высокому положению в этом мире. Всё это мешает расти лиане бхакти» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.158-159).

Однажды Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж попросил меня рассказать хари-катху. Я ответил: «Как я могу что-то рассказывать, если я ничего не знаю?» Тогда Шрила Шридхар Махарадж стал задавать мне один за другим вопросы о Шри Чайтанье Махапрабху. Я стал отвечать на них, и в результате у меня получилась лекция. После этого он мне сказал: «Не стоит придавать большого значения мелодии киртана, важно понимать истинное значение киртана». Я старался следовать его словам всю свою жизнь. Поэтому если кто-то говорит даже одно слово неверным образом, я тут же останавливаю его и поправляю. Так же Шрила Шридхар Махарадж сказал мне, что мне нужно оставаться в обществе возвышенных преданных. Я спросил его: «Как же это для меня возможно? Ведь я совсем не опытен». Шрила Шридхар Махарадж ответил: «Есть очень простой способ всегда служи им». Я старался этому следовать, и, спустя время, вайшнавы сами стали приходить к моему Гуру Махараджу и говорить, что они хотят, чтобы я оставался с ними. Я всегда старался делать для них всё, что бы они ни пожелали. Есть только один способ общаться с великими душами это служить им, слушая их наставления, и следовать им в своей жизни!

Набор текста и перевод: Манохари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.