Тонкости сиддханты

Тонкости сиддханты

Шриман Прем Прайоджан Прабху

 

Ари Мардан д.: Среди ряда старших преданных существует мнение, что «Гарга-самхита» не имеет авторитетности, поскольку в ряде идей расходится с идеями других вайшнавских писаний. И действительно, можно видеть подобное в текстах. Однако Шрила Санатана Госвами писал в «Брихад-бхагаватамрите» («Диг-даршини», 1.1.23) следующее: «Сокровенная наука чистого бхакти преподана в явном виде только в немногих ведических писаниях, как правило, мало известных широким кругам. Среди этих редких текстов: «Гопала-тапани Упанишад», «Нарада-панчаратра», «Гарга-самхита», «Вишну-пурана», «Хари-вамша Упа-пурана», «Уттара-кханда» (из «Падма-пураны») и «Шримад-Бхагаватам»».

Вопрос: как разрешить это противоречие?

Прем Прайоджан Пр: Я также спрашивал об этом Шрилу Гурудева. Он ответил мне, что Шрила Санатана Госвами не упоминал «Гарга-самхиту» в этом стихе. Это сделали редакторы «Брихад-бхагаватамриты», изданной в ИСККОН. «Гарга-самхита» не упоминается в каких либо произведениях гаудия-вайшнавских Госвами. Некоторые люди считают, что Шрила Санатана Госвамипад упоминает «Гарга-самхиту» в комментариях к своей «Брихад-бхагаватамрите». Однако, такого упоминания об этом произведении в оригинале его комментария не существует. Издание «Брихад-бхагаватамриты», которое опубликовало ББT, не соответствует оригиналу на санскрите, по крайней мере в этой, обсуждаемой нами части.

Ари Мардан д.: В книге «Матхура встречается с Вриндаваном» Шрила Гоур Говинда Махарадж  пишет:

Тот, кто подошёл к бхаджана-патху, пути бхаджана, должен помнить три вещи:

1. таттву.

2. татхъю.

3. лила-татпарью.

На русском языке этой книги нет. Почему именно эти три составляющие так важны для совершения бхаджана? Некоторые преданные говорят, что когда приходит время совершать бхаджан, таттва уже не так важна — важна лила. Также известно, что таттва уводит садхака в сторону айшварьи (богопочитания). Также Кришна говорит:

аишварйа-джнанете саба джагат мишрита

аишварйа-шитхила-преме нахи мора прита

 

«Зная о Моих богатствах, весь мир взирает на Меня с благоговением и почтением. Однако, преданность, ослабленная таким благоговением, не привлекает Меня» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 3.16).

 Если Шри Кришна привлекается настроением преданных, которые свободны от айшварья-бхавы по отношению к Нему, зачем тогда памятовать о таттве, совершая бхаджан, цель которого мадхурья-бхава?

Прем Прайоджан Пр: Прежде всего, нужно понимать, что книга «Матхура встречается с Вриндаваном» не была написана Шрилой Гоур Говиндой Махараджем. Это уже сборник, ассорти разных вырезок и цитат из лекций, которые давал Шрила Гоур Говинда Махарадж. Это было отредактировано, составлено и собрано воедино его учеником Мадхаванандой дасом.

Теперь о необходимости знания таттвы для совершения бхаджана. Совершенно необходимо знать таттву, чтобы совершать бхаджан. Бхакти является проявлением сварупа-шакти. Преданное служение Кришне включает в себя самвит-шакти, энергию знания. Когда сила знания приходит к преданному, у него вначале появляется осмысление садхарана самбандха-гьяны, приходит общее понимание отношений с Господом. Необходимо обрести общие принципы таттвы. Когда влияние самвит-шакти становится более насыщенным и проявляется хладини-шакти, то тогда у преданного проявляется вишеш-самбандха.

Идея о том, что стремящиеся совершать бхаджан с целью достижения мадхурья-лилы якобы не нуждаются в таттва-гьяне, является проявлением глубокого заблуждения. В рагануга-бхакти практика состоит из внешнего проявления, в котором Гаудии действуют в теле садхака, и внутреннего, когда они служат в сиддха-рупе. Возвышенный преданный, практикующий рагануга-бхакти, находясь в осознании своей формы садхака, прекрасно владеет всеми нюансами таттва-сиддханты. Иначе, каким образом наши Госвами, совершая рагануга-бхаджан, разъяснили бы нам в своих книгах столько важных философских идей Гаудия-вайшнавской традиции?

Только когда преданный погружён в свою сиддха-деху, он пребывает в антар-даше, во внутреннем сознании. Тогда он забывает от таттве, потому что он теряет связь с внешним миром и своим положением садхака. Только в этом состоянии антар-даши, в сиддха-дехе, преданный уже не памятует о таттва-сиддханте. Это просто. Только когда преданный погружён во внутренние переживания своей сиддха-дехи, тогда он теряет связь с садхака-дехой. При таком положении дел, он не концентрируется на философских идеях (на айшварья-гьяне). Однако, нельзя думать, что когда он находится во внешнем восприятии своей садхака-дехи, то он не знает таттва-сиддханты или игнорирует её.

Конечно, это нелегко постичь рамками материального ума. Как можно одновременно, то знать философию, а то не помнить о ней и забывать её. Просто нужно понимать, что возвышенные преданные не находятся под контролем или рамками ограничений материального ума. У шуддха-вайшнавов нет материального ума. Их знание таттва-сиддханты, их памятование (смарана) и их забвение (апохана) — это всё лила сварупа-шакти Кришны, влияние йога-майи. Поэтому возвышенный преданный никаких особенных усилий не прилагает для того, чтобы забыть сиддханту. Думать иначе — сахаджийская спекуляция.

Ари Мардан д: Какова роль у шикхи в манджарисадхане?

Прем Прайоджан Пр: Наши ачарьи, Госвами ничего не упоминают о важности и значимости шикхи в манджари-садхане. У вайшнавов всех сампрадай, в каких бы настроениях они не находились, есть шикхи. Конечно, я не отрицаю, что может у какого-то индивидуального преданного могут появиться какие-то личные реализации, связанные с шикхой и её ролью в манджари-садхане, но это не являлось темой обсуждения наших Госвами или ачарьев. Подобные реализации такому преданному нужно хранить лично при себе.

Иногда, если преданные начинают вводить какие-то идеи, которые основаны на их личной реализации, новшества, которым нет подтверждения в учениях ачарьев, то это уже появляется как разновидность новой сампрадаи ативади. В чём особенность ативади сампрадаи? Они пытаются быть (выглядеть) очень великими. Если преданный погружён в сознание манджари-сварупы, то он ничего даже о шикхе не будет помнить, потому что шикха — это часть садхака-дехи, внешнего тела. Женщины так же совершают манджари-садхану, но у женщин нет шикхи. Что это значит? Что они,        не имея шикхи, теперь не могут совершать манджари-садхану?

Ари Мардан д.: Сможет ли гуру-сева и нама-садхана привести к совершенству, если преданный не совершает нирджал-экадаши и спит ночью, однако воздерживается от бобовых и злаков, принимая пищу один раз в день и с утра до вечера постоянно служа Господу?

Прем Прайоджан Пр.: Гуру-сева и воспевание святых имён полностью независимы в контексте своей возможности наделить человека кришна-премой. Несмотря на это, для того чтобы заручиться поддержкой Бхакти-деви, услужить ей и получить силы воспевать чисто святые имена, нужно соблюдать экадаши-врату. Каждый должен стараться соблюдать экадаши-врату полноценно, насколько позволяет состояние здоровья. Я рекомендую преданным соблюдать полный пост во время экадаши. Если им это под силу, то рекомендую. Но если кто-то по-настоящему не способен на такой стандарт поста, то это всё равно не послужит препятствием для обретения кришна-премы.

Если в экадаши вы почитаете прасад, анукалпапрасад ради ещё большего воспевания и совершения гуру-севы, то это приемлемо. Почитание дозволенного шастрами и ачарьями маха-парасада во время экадаши помогает преданному совершить больше гуру-севы и активнее воспевать святые имена. Если это действительно так происходит, то ради севы преданный может принять экадашный прасад. Нужно помнить, что все правила и предписания шастр преследуют лишь главные две цели: 1) необходимо всегда помнить о Кришне и 2) никогда о Нём не забывать.

смартавйах сататам вишнур висмартавйо на джатучит

сарве видхи-нишедхах сйур этайор эва кинкарах

(«Падма Пурана»)

Если из-за влияния физической нагрузки поста вы чувствуете нестерпимый голод, усталость, вы чувствуете, что сейчас просто заснёте и будете слабыми, неспособными петь киртан и проповедовать, и будете только думать о еде, забыв о Кришне, то лучше в таком случае почтить экадашный маха-прасад и служить наилучшим образом.

Подобный принцип озвучил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Это его видение этого вопроса. Нужно быть достаточно бдительным и не полагаться лишь на собственные силы, имея уверенность, что я достигну всего совершенства своими суровыми аскезами, своим отречением. В действительности, все совершенства, которые можно обрести на пути бхакти, — это результат милости гуру и вайшнавов. Даже озвучив это, лично я всё равно строго следую экадаши-врате полностью, каждый экадаши. Также я пытаюсь убедить других преданных стараться в меру их возможностей соблюдать нирджал-экадаши, пост без воды и пищи.

Ари Мардан д.: В «Хари-бхакти-виласе» 2.203 приводится стих, описывающий один из элементов посвящения в ученики:

нетра-бандхам пракурвита сита-вастрена йатнатах

варнанукраматах шишйан пуршпа-хастан правешайет

«Гуру должен повязать на глаза ученику белую ткань, положить несколько цветов ученику в руку и привести на арену для посвящения».

Вопрос: Зачем учитель должен завязывать ученику глаза тканью? Почему этого сейчас не делают? Зачем вкладывать цветы ученику в руку?

Прем Прайоджан Пр.: «Хари-бхакти-виласа» — это вайшнавская смрити-шастра. Содержит в себе множество различных предписаний, описаний ритуалов, источником которых являются древние ведические шастры. Махаджаны самостоятельно определяют, какие из предписаний шастр будут являться актуальными, необходимыми, или идеальными для их учеников. Очень много предписаний извлечено из ведических шастр. Некоторым из предписаний в наши дни уже не следуют.

В некоторых шастрах описано как раньше, перед инициацией, гуру давал ученику оленью шкуру, чтобы ученик использовал её во время ягьи, при дикше. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» описано, как Шриману Махапрабху очень не понравилось, что Брахмананда Бхарати был одет традиционно в оленью шкуру. Он выразил своё недовольство этим.

Поскольку у нас в традиции есть предписание следовать примеру махаджан, Махапрабху уполномочил Шрилу Гопал Бхатту Госвами (составителя «Хари-бхакти-виласы») описать процесс, подходящий для Гаудия-вайшнавов, связанный с дикша-самскарами, и эти подробности можно извлечь из «Сат-крия-сара-дипики» и «Самскара-дипики».

Теперь о цветах, которые гуру даёт ученику. В ритуалах Гаудия-вайшнавов во время дикши (упанаяна-самскары) перед ягьей первое, что делают получившие дикшу, — берут в руку цветы и кладут их в ягья-кунду. Это символизирует устранение всех препятствий во время свасти-вачаны.

Ари Мардан д.: Последний вопрос, который бы я хотел задать, про Шукадеву Госвами. Наш Гурудев (Шрила Нараяна Госвами Махарадж) неоднократно говорил о том, что Шукадева Госвами является попугаем Шримати Радхики во Вриндаване. Однако, в ИСККОН некоторые преданные утверждают, что Шукадева пребывает в мадхурья-расе с Кришной. Они так же утверждают, что якобы идея, связанная с попугаем, — выдумка, не имеющая доказательств. Каковы доказательства того, что Шукадева Госвами является именно попугаем Шри Радхи? На что опирался Шрила Гурудев, когда утверждал это?

Прем Прайоджан Пр.: В «Према-виварте» Джагадананда Пандит очень ясно описывает, что однажды Чайтанья Махапрабху и Гададхара Пандит гуляли по лесу. Шриман Махапрабху заметил одного попугая: «О! Вон сын Вьясы»*. Становится очевидно, что Шукадева Госвами является не только попугаем в кришна-лиле, но и в гаура-лиле. Махапрабху сказал попугаю: «Повторяй Радха-Кришна». Вместо этого попугай стал петь «Гауранга, Гауранга!». Махапрабху сказал: «Ты почему не повторяешь имена Радхи и Кришны?» Попугай на это ответил: «Потому что теперь мой Кришна явился в Навадвипе как Гауранга, а моя Радхика пришла сюда как Гададхара».

Некоторые ачарьи говорили, что «Према-виварта» была написана Шрилой Бхактивинодой Тхакуром. Но как бы мы на это не взглянули, — не важно. Написано ли это Джагаданандой Пандитом или Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, — это их личные реализации божественных лил. Как бы то ни было, вывод тут один: Шукадева Госвами — это попугай. В «Брихат-вайшава-тошани-тике», комментарии на «Шримад-Бхагаватам», Шрила Санатана Госвамипад упоминает, что Шукадева Госвами относится с пристрастием к гопи Враджа, то есть у него есть определённая предвзятость. Ш.Санатана Госвами пишет, что всем известно, как Шукадева Госвами проявляет любовь по отношению к гопи, но мало кому известно, что его любовь направлена главным образом на Шримати Радхику. Этот комментарий вы найдёте в комментариях на «Раса-панчадхьяю».

И так как из вышеупомянутого источника уже достоверно известно, что он попугай, а из комментариев Шрилы Санатана Госвами о том, что он с любовью относится  к Шримати Радхарани, то, если связать эти две идеи, становится понятно, что он попугай Радхики. Потому эти идеи и подтверждаются Шрилой Санатаной Госвамипадом — одним из самых важнейших Гаудия-вайшнаских ачарьев. Этому вторит Шрила Бхактивинода Тхакур или Джагадананда Пандит. В любом случае, гаура-лила это подтверждает.

Нужно также не забывать историю о том, что Шукадева Госвами — попугай Радхики. Это очень известная история и её повествует много вайшнавов во Врадже. Известен один из самых уважаемых повествователей «Шримад-Бхагаватам», знаток «Шримад-Бхагаватам» во Вриндаване – Кришна Ашрая Тиртха Госвами. Он ушёл из этого мира несколько лет тому назад. Он очень почитаем и уважаем, знаток «Шримад-Бхагаватам». Он рассказывал эту историю  неоднократно в своей хари-катхе. Он находится в линии Шрилы Гопал Бхатты Госвами. Это семья, которая служит Шри Радха-Раману. Во Вриндаване также существует потомственная семья — это династия Вьясадева, Вьяса-банка. В «Махабхарате» написано, что у Шукадевы Госвами есть форма, известная как Чхая Шука. Согласно сюжету, он женился. Поэтому во Вриндаване живёт семья — это потомки Чхая Шуки, сына Вьясадевы. Это род Шукадевы Госвами. Они также утверждают, что Шукадева Госвами — это попугай Радхарани. Поэтому у нас есть подтверждение шастра-праманы нашей сампрадаи, а также дополнительные подтверждения от этой семьи, берущей начало от Чхая Шуки, которая тоже утверждает подобное.

Ари Мардан д.: Спасибо большое за ответы.

Прем Прайоджан Пр.: Харе Кришна.

Набор текста: Камала д.д.

Редакция: Аударья д.д.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* «Према-виварта», Глава 2 (Перевод ИСККОН): «Господь заметил попугая, остановил на нём Свой взгляд и сказал: «Ты — сын Вьясадевы, поэтому ты должен порадовать нас пением о славе Шри Радхи и Кришны». Но попугай, наперекор Господу, вдруг запел: «Гаура Хари!». Господь в притворном гневе прогнал птицу.

 Попугай продолжал петь: «Гаура! Гаура!» и начал танцевать. Его удивительное пение вызвало в наших сердцах прилив экстаза. Господь повторил: «Попугай, это же Вриндаван! Пой громко божественные имена Радхи и Кришны, так, чтобы все могли слышать!»

Попугай возразил: «Вриндавана сейчас превратилась в Навадвипу, и я вижу Радху и Кришну в образе Гаура Хари. Я живу в этом лесу и поддерживаю свою жизнь только повторением имени Гауры. Ты — мой Кришна, а Гададхара — моя Радхарани»».

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...