Святой Анируддха Прабху

Святой Анируддха Прабху

Интервью с Джагад Мохини д.д.

Вриндаван, апрель, 2016г.

Часть 1

 

Ари Мардан дас: Уважаемая Джагад Мохини диди, я слышал, что недавно Вы снова встречались с Анируддхой Прабху из Чайтанья Гаудия Матха. Я помню, в 2012 году Вы ездили к нему в деревню, которая находится где-то в Раджастане. После этого Вы делились со мной впечатлениями о своей поездке по «Скайпу». Я тогда жил и проповедовал пять месяцев в Норильске, и меня очень впечатлил Ваш рассказ.

Я помню также, что Шрипад Падманабха Махарадж в 2013 году, во время интервью на Алтайском фестивале, рассказывал об этом удивительно святом. Кроме него еще несколько санньяси Шрилы Гурудева (Ш. Нараяны Госвами Махараджа) были под большим впечатлением от встречи с Анируддхой Прабху. Однако читатели нашего сайта мало знают о нём, поэтому я хотел бы попросить Вас рассказать о вашей недавней встрече.  

Джагад Мохини д.д.: Да, в первый раз я увидела Анируддху Прабху в 2011, когда он приезжал на Радха-кунду и во Вриндаван во время Карттики. Я жила тогда в Варанаси, и приехала во Вриндаван специально для этой цели. Мне очень интересно было увидеть вайшнава, который повторяет три лакха и более святых имён уже более пятидесяти лет. Кроме того, он не является санньяси, странствующим проповедником. Этот человек — домохозяин, семьянин. В этом году ему исполнилось восемьдесят восемь лет. Как он сам говорит, у него большая семья — три или уже четыре поколения. В целом в его семье девятнадцать человек: сыновья, дети, внуки. Он до сих пор живёт у себя дома, в деревне.

Обычно мы видим пример вайшнава в лице отречённого санньяси-проповедника, и у нас практически нет опыта общения с теми, кто поддерживает уединённый бхаджан. Несомненно, каждый серьёзный вайшнав проходит через период глубокого уединённого бхаджана, как это делали Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, Шрила Бхактиведанта Свами или наш Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Махарадж), но мы узнаем о них, когда они уже завершили этот период своей жизни и начали проповедническую миссию.

О вайшнаве-бхаджанананди очень трудно узнать, тем более его увидеть. Как правило, это отреченные люди, а в лице Анируддхи Прабху мы имеем дело с вайшнавом-грихастхой, и этим его пример уникален. Он знает об этом и использует это в своей проповеди. Он говорит: «Посмотрите на меня, я — обыкновенный грихастха. Все вы — очень возвышенные преданные, вы — мои гуру. Вы приехали каждый из своей страны, только чтобы посетить святое место и практиковать бхакти, а я всю жизнь прожил в своей деревне. Я никогда не оставлял ни свою семью, ни свою страну. Я обыкновенный человек».

Действительно, он прожил жизнь простого человека. Когда-то в молодости он выучился на инженера, работал в государственных организациях, а потом вышел на пенсию. Вдобавок к этому он не делал больше ничего, как только повторял харинаму. Он приводит себя в пример: «Посмотрите, если это стало возможным даже для меня, то представьте себе, какова сила святого имени! Поэтому повторяйте харинаму, как можно больше».

Он является духовным братом Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа и Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа, и считает это милостью своего Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Дайиты Мадхвы Госвами Махараджа. Он говорит, что по милости своего духовного учителя и всей гуру-варги он получил даршан Кришны, и не один раз в жизни. «Я могу сказать вам, как это сделать. На самом деле, это совсем не так трудно. Это просто и быстро. Чтобы достичь Кришну, много времени не надо».

О содержании его проповеди я скажу чуть позже, а сейчас — об опыте общения с ним. Впервые нам рассказал об Анируддхе Прабху ученик нашего Гурудева, Шрипад Вишну-дайвата Махарадж, в 2010 году. Мне довелось съездить к нему в деревню где-то среди холмов, увидеть, как он живёт. Очень благостное место. Это деревня вайшнавов, где все повторяют мантру Харе Кришна на чётках и поют. И это только по той причине, что там живёт Анируддха Прабху!

У него три сына, которые повторяют мантру, жена его уже давно умерла, но и она всю свою жизнь повторяла один лакх. Сейчас с ним живёт старший сын со своей семьёй, а остальные разъехались, живут в разных местах, работают, растят детей. У нас была возможность послушать, как Анируддха Прабху повторяет харинаму и даже повторять вместе с ним. Мы увидели комнату, в которой он просидел около десяти или более лет, практически не выходя. Как он говорит, после этого у него деформировались ступни. Он ходит с трудом, но сам, и считает себя абсолютно здоровым. Жизнерадостный, чистый, с ясным разумом и хорошей памятью человек.

Его благословения очень могущественны. Я знаю преданных, которые благодаря его благословению действительно изменили свою жизнь. Шрипад Ашрам Махарадж принял слова Анируддхи Прабху глубоко в сердце, с полной верой. Теперь он повторяет не меньше лакха и при этом продолжает проповедовать, иными словами, он глубоко сосредоточен на своем бхаджане. К Анируддхе Прабху приезжали и другие вайшнавы. Среди моих друзей есть бхакты, которые стабильно повторяют один лакх уже лет пять. Это серьёзные люди, которые живут во Врадже в отречении, ученики Шрилы Гурудева, которые провели с ним не один год и служили ему много лет. Но харинама всегда оставляет желать лучшего: её чем больше, тем лучше. Например, Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж, давая харинаму, не говорит ученику повторять определенное количество кругов. Он говорит, что надо повторять, как можно больше, и прийти, в конце концов, к тому, чтобы повторять двадцать четыре часа в сутки.

Анируддха Прабху поддержал многих из нас, особенно после ухода нашего Гурудева, он дал силу продолжать процесс. Он оказывал поддержку всем, кто к нему приходил, и люди по сей день повторяют лакх святых имён. Поэтому сейчас, когда у меня представилась возможность снова его увидеть, я согласилась поехать к нему в Джайпур вместе с другими.  

Анируддха Прабху был нам очень рад, он узнал многих и даже меня, хотя я с ним встречалась почти пять лет назад. Он всегда счастлив и выглядит, как ребёнок. Его проповедь довольно проста. Сам он говорит, что не слушал в своей жизни много хари-катхи, не жил подолгу в Матхе. Но при этом он совершал самое важное, самое главное служение, которое дал ему его Гуру — он повторял харинаму! Это то, что мы делаем с точностью наоборот: мы сосредоточены на всём, чем угодно, только не на харинаме, она у нас на последнем месте.

Его проповедь довольно своеобразна, особенно если учесть, что обычно его слушатели — это простые деревенские жители, далёкие от высот гаудия-сиддханты и к религии относящиеся очень практически. Он говорит: «Повторяйте харинаму, и у вас решатся все проблемы…» — «Повторяй харинаму, ты излечишься от болезней». У него есть несколько случаев, когда он спас людей от операции и даже от смерти. Они приходили к нему, когда врачи от них уже отказались. Он говорил им: «В такой-то день иди омойся в Ямуне или Ганге, а потом садись и повторяй харинаму так-то и столько-то, и ты забудешь про свою болезнь». Я видела одного такого человека собственными глазами. И он такой не один. Он повторяет харинаму с глубокой верой. Он до сих пор живой, и доктор, который его лечил, не может понять, что же произошло.

Сейчас в Джайпуре для Анируддхи Прабху была организованна большая программа. Её подготовили индусы среднего класса, хорошего достатка. Это семейные люди старшего поколения, которые просто повторяют харинаму, и это их главная религиозная деятельность. Он говорит им: «Не сомневайтесь ни в чём, продолжайте, и очень быстро вы достигнете Бога. Ни о чём Его больше не просите». В ходе своей проповеди он рассказывал о себе, о своих отношениях с духовными братьями из Чайтанья Гаудия Матха, об опыте общения с нашим Гурудевом и давал практические советы в повторении святого имени.

 

Ари Мардан дас: Я помню, как на Алтайском фестивале 2013 года Вишну-дайвата Махарадж поразил всех своим вдохновением повторять святое имя. Тогда он только и говорил, что о славе намы. Он провёл рядом с Анируддхой Прабху продолжительное время и стал настоящим фанатиком святого имени. Он говорил о важности повторения святого имени как на лекциях, так и между ними, собирая вокруг себя толпы преданных. Он сидел с чётками и повторял джапу даже во время лекций. Он повторял святое имя днём и ночью, засыпая с чётками в руках. Вишну-дайвата Махарадж тогда на многих оказывал влияние, в том числе  на Шрипад Шридхару Махараджа. Это было хорошо заметно.

 Я помню, Вишну-дайвата Махарадж предложил мне съездить к Анируддхе Прабху, чтобы восстановить зрение. Я тогда отшутился, сказав, что почти все наши ачарьи в парампаре носили очки, и я следую по их стопам. Но Махарадж очень серьёзно ответил, что у Анируддхи Прабху есть удивительный рецепт из трав, благодаря которому многие люди избавились от близорукости и дальнозоркости. Все, кто следуют рекомендациям Анируддхи Прабху, излечиваются.

Джагад Мохини д.д.: Это так и есть. На основе Аюр-веды он изготавливает лекарства на свои деньги и раздаёт их бесплатно. В частности, у него есть глазные капли, которые многих людей спасли от операции по удалению катаракты. На своих программах он раздаёт эти капли в большом количестве. Тем самым он показывает пример бескорыстной деятельности, благотворительности любого рода, целью которой является только чистота сердца, а не материальные блага. Об этом я тоже скажу чуть позже. Он считает, что это один из принципов жизни, который даёт возможность продолжать повторять харинаму чисто. В жизни нужно следовать принципам Вед, чтобы благополучно продолжать повторять харинаму, увеличивать количество кругов, избегать оскорблений, не терять вкус и т.д.

 

Ари Мардан д.: Он рассказывал о себе?

Джагад Мохини д.д.: Да, немного. Родом он из Раджастана. Впервые встретил своего Гуру Махараджа (Шрилу Бхакти Дайиту Мадхаву Махараджа) в Джайпуре, где учился в школе и потом — в инженерном институте. Не без гордости он говорит: «Я — единственный раджпут, который стал последователем Гаудия Матха». Он жил тогда там со своей семьёй, и Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж останавливался у него в доме. Благодаря своему гуру Анируддха Прабху познакомился со Шрилой Нараяной Махараджем. Он говорит, что когда Нараяна Махарадж приезжал в Джайпур, его приглашали к себе известные богатые люди, но он предпочитал останавливаться в доме Анируддхи Прабху. Это имело место более пятидесяти лет назад, и подтвердить это сейчас некому, поскольку у нашего Гурудева в то время ещё не было севаков. Тем не менее, я слышу от него об этом уже не первый раз с перерывом в пять лет и верю ему.

— Я обращался к своему Гуру Махараджу только с одним вопросом, — говорит Анируддха Прабху, — как мне увидеть Бога? Меня больше ничего не интересовало. Я просто хотел увидеть Его, и Гуру Махарадж говорил: «Просто повторяй харинаму». В конце концов, я получил Его даршан. Разве вы не хотите увидеть Бога? Я говорю вам, это легко и очень просто, потому что Он находиться ближе к вам, чем кто-либо ещё. Добиться успеха в материальной жизни, построить карьеру, дом занимает гораздо больше времени и усилий, чем протянуть руку и увидеть Бога. Единственно, что нам мешает — это отсутствие такого желания. Мы постоянно заняты чем-то другим.

Он был в близких отношениях со своим духовным братом Шрилой Бхакти Валлабхой Тиртхой Махараджем. Когда мы были у него в деревне, он показывал сандалии Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа и подписанную им грамоту. Эта грамота стоит у него в рамке и составляет часть алтаря. На протяжении многих лет Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж приезжал к нему в деревню со своей проповеднической группой. Закончив программу, на которой присутствовали жители нескольких окрестных деревень, он выходил во двор и отвечал на вопросы, сажая рядом Анируддху Прабху, и это было выражением их близких братских отношений.

Ари Мардан дас: Я помню, что эту грамоту ему дали за то, что он обучил повторению святого имени огромное количество людей и вдохновил их на повторение лакха святых имён. Это высоко оценили в Гаудия Матхе и стали приводить его в пример.

Джагад Мохини д.д.: Да, так и есть. Потом Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж стал болеть, и к нему перестали пускать посетителей. Когда приехал Анируддха Прабху, для него не сделали исключения. Тогда он сказал: «Передай Махараджу, что это я пришёл». Как только Тиртха Махарадж услышал его имя, он тут же послал за ним. Они провели с ним почти два часа — так он был счастлив его видеть. И так было всякий раз, пока Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж не перестал разговаривать и реагировать на окружающих. Анируддха Прабху всё равно подходил к нему и говорил что-то на ухо, и Тиртха Махарадж улыбался.

В этот раз с нами была женщина из Франции, которая собиралась в Калькутту получить даршан Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа, и Анируддха Прабху сказал ей: «Обязательно передай Махараджу поклон от Анируддхи Прабху, и ты увидишь, он тебя обязательно благословит».

Анируддха Прабху — необыкновенно жизнерадостный, счастливый и неутомимый человек. Сейчас через него проходят буквально сотни людей, хотя сыновья его стараются беречь его. Он очень мало спит. Встаёт в двенадцать или в час ночи и к семи утра заканчивает свои круги.

Он вспоминал о своих духовных братьях: Шриле Бхарати Махарадже, Шриле Тиртхе Махарадже, Шриле Нараяне Махарадже. Самое сильное впечатление — видеть этих святых в живом общении между собой и понимать, как они строят отношения. Конечно, это великие души, но ведут они себя, как люди. Каждый из них прошел определённый путь, имея полную веру в процесс и приложив к этому все возможные усилия. В этом заключается польза от таких встреч, потому что они вселяют в нас веру, что путь махаджан доступен и для нас.

Многие думают, что путь шаранагати предназначен только для сад-шишьи, но это не так, потому что это путь для нас, обусловленных душ. Вечно свободные души, которые приходят в этот мир с определённой миссией, не сразу узнают, кто они на самом деле, и тоже проходят этот путь, только быстрее, чем мы. Иными словами, процесс тот же самый. Господь тоже проходит этот путь, потому что он предназначен для всех. Шрила Бхактивинода Тхакур до сорока лет не знал, кто он на самом деле. Он интересовался многим, пока не пришёл к Шри Чайтанье Махапрабху, к учению Гаудиявайшнавов, и здесь его природа, его предназначение раскрылась во всей полноте. Он проявился как вечный спутник Господа. Он был им всегда, но узнал об этом, когда прошёл определённый путь. Этот путь он описал в «Бхаджана-рахасье», которую сохранил и сделал учебником бхаджана Шрила Бхактисиддханта Сарасвати — почитайте его предисловие к этой книге. Это был путь бхаджана Бхактивиноды, он достиг в этом успеха. Значит, этот путь доступен и для каждого из нас.

Анируддха Прабху говорит, что Шри Кришна находится очень близко, у нас нет никого ближе, и прийти к Нему легко, только наши оскорбления и недостатки бесконечно отдаляют нас от Него. Но когда ты слушаешь, видишь таких вайшнавов, ты понимаешь, что этот путь открыт для всех нас. Святым удалось прийти к Кришне, они призывают нас и говорят, что это возможно: «Не бойтесь, имейте веру в процесс, имейте веру в своего духовного учителя. Несомненно, у вас всё получиться, посмотрите на меня, вот я — живой пример». Это и есть Анируддха Прабху. Смотрите, как он проповедует. Прежде всего, он рассказывает о собственном опыте. Он говорит о том, что «я — никто: не санньяси, не жил в Матхе, не служил, не учил, не проповедовал… я просто повторял харинаму, и меня больше ничего не интересовало. Меня интересовало только, могу ли я увидеть Бога в этой жизни?» На этом он построил всю свою жизнь. Он целиком и полностью сосредоточился на повторении харинамы, делал это как можно больше, имея полную веру в святое имя. Этим он по сей день вдохновляет сотни людей вокруг. Сила святого имени излечивает этих людей, с ними творятся чудеса.

Это работает для тех, кто верит в его слова, в процесс, потому что они принимают его благословение глубоко в сердце. Люди его благодарят. Они подходят к нему, пытаются оставить деньги в качестве пожертвования. Анируддха Прабху даже не замечает этого. Те, кто знает его ближе, говорят: «Уберите деньги, положите под что-нибудь». А потом он уходит, и деньги возвращаются к тем, кто их оставил. Он говорит, что не нуждается в деньгах: «Я получаю пенсию в тридцать тысяч рупий, и дети мои устроены. Мне не нужны деньги». Хорошо, а как же его отблагодарить? Он отвечает: «Я даю вам благословение, и вы повторяйте харинаму, прилагайте усилия, не бойтесь вставать рано. Я дам вам практические советы, что делать, чтобы вам стало легче. Я не буду говорить высоких истин, я дам вам практические советы. Примите мои благословения в свою жизнь, повторяйте святое имя, измените жизнь к лучшему, и это станет для меня истинной наградой — я получу свои маленькие комиссионные».

 

Ари Мардан дас: История его духовного восхождения очень показательна для всех, кто по объективным причинам не может жить в дхаме, рядом с сад-гуру: у кого-то нет денег, кто-то не может выехать даже в другой город, у кого-то слабое здоровье. Но для искреннего бхакты нет преград. Опыт Шримана Анируддхи Прабху говорит о том, что связь с Господом и духовным учителем должна происходить именно в сердце, а не лишь внешне. Благодаря вере в харинаму и духовного учителя можно обрести то, что обычно приходит с опытом жизни в храме.

Джагад Мохини д.д.: Да, именно это я и хотела сказать. Он — практический пример.

Что он имеет в виду под «комиссионными»? Тем самым он говорит: «Я завишу от вас. Я хочу разбогатеть за счет этих комиссионных. Если вы не принимаете мои наставления, не можете следовать или не хотите, не имеете веры, тогда благословение потеряет силу». Он суров в своей прямой откровенности, потому что в его словах заключается глубокая правда. Мы ходим, приносим деньги, кланяемся гуру — «благослови, благослови», — но не делаем то, чему он нас учит. Мы не следуем его вани. И при всём этом мы уверены, что благословение останется с нами. Нет. Благословение уйдет, так же как и всё, что мы получили от гуру. Потому что связь с истинным гуру определяется следованием его наставлениям.

Вы не можете получить дикшу и просто «положить её на полку»: «Всё готово. Теперь у меня всё в ажуре, можно продолжать жить, как прежде. Я спас себя». Дикша — это только возможность, шанс, который мы получаем. И если мы не пользуемся им, то от дикши нет никакой пользы. И знаете, у неё есть как бы свой «срок годности». То есть если мы не прилагаем никаких усилий, мы сползаем вниз по наклонной, потому что бхакти — восходящий путь, и если ты не карабкаешься наверх, ты автоматически сползаешь вниз. Пренебрегать милостью, оказанной гуру и вайшнавами, — это оскорбление, которое уносит нас прочь.

Конечно, непосредственный контакт с гуру очень важен, поэтому надо изо всех сил стараться быть рядом с ним, сколько можешь. Этого никто и ничто не заменит. Даже трудно в полной мере описать, насколько важен этот контакт, потому что именно в этот момент у нас в сердце остаются живые самскары, наши собственные впечатления, духовный опыт, который вытесняет из нас все другие, мирские самскары, и который мы уносим с собой в следующую жизнь. Имея опыт общения с истинным гуру, мы уже никогда не примем ложь за истину, потому что в моменты встречи мы получаем правильное представление о том, как всё должно быть: в чем истинная цель и каков истинный путь.

Более того, в своём гуру нужно научиться видеть не просто объект поклонения, а живого человека, но при этом человека совершенного. А иначе как почувствовать к нему любовь? Конечно, благоговение и почтение важны для начала, но только для начала. Надо полюбить своего гуру, постараться построить с ним близкие отношения, подобные человеческим, и на основе этого совершать служение ему как самому близкому, дорогому, любимому (вишрамбха-сева) человеку. Только тогда возможно целиком отдать ему сердце, предаться и принять сокровенное желание его сердца как своё собственное, чтобы когда-нибудь его исполнить. Возможно, не сейчас, но когда-нибудь. Это только вопрос времени, потому что если ты отдал ему свою жизнь, то рано или поздно ты сделаешь то, что сделает его счастливым. Больше он ничего от нас не ожидает. Он хочет, чтобы мы приняли его наставления в сердце и изменили свою жизнь к лучшему.

 Анируддха Прабху действует так же. Такова природа святого человека. «Мне ничего не нужно от этого мира — я хочу лишь помочь остальным. Примите эти наставления как благословение и сделайте свою жизнь счастливой. Это для вас возможно».

 

Ари Мардан дас: Я слышал историю о том, как Анируддха Прабху встречался со старшими учениками нашего Шрилы Гурудева. Некоторые санньяси подходили к нему за благословением, но он не спешил раздавать их налево и направо. Он видел, что некоторые обращаются к нему формально, просто следуя традиции. Удивительно, как в Анируддхе Прабху сочетаются такая принципиальность и в то же время какая-то детская простота.

Джагад Мохини д.д.: Это факт. Для него благословение — нечто имеющее вес и силу. Его слова имеют силу, потому что подкреплены реальным опытом. В этом смысле он так же тяжёл, как истинный гуру. Он никому не позволяет коснуться своих стоп. Он сидит так, чтобы стопы были прикрыты. Коснуться стоп невозможно. Все мы привыкли касаться стоп: положил голову в поклоне, а потом встал, забыл и ушёл дальше жить своей жизнью.

В наши дни многое перестало иметь ценность, утратило смысл. А благословение на самом-то деле — истинная вещь. Благословение, которое даёт шри гуру, имеет силу, вес. Мантры — гаятри и харинама — которую гуру вкладывает нам в ухо, имеют колоссальную силу. Но мы принимаем это слишком дёшево и не получаем результата. У нас нет веры ни в своего гуру, — неважно, как он возвышен, — ни в процесс, который он нам даёт. Мы говорим, у нас много своих проблем, вот сейчас пойду и потихонечку начну как-то сам разбираться.

Ари Мардан д.: Нашу сампрадаю иногда называют «книжной сампрадаей». Я хотел бы спросить о книгах Анируддхи Прабху. Одну из них я на хинди видел у Амиты Кришны Прабху, он привёз её из Индии. Есть у Анируддхи Прабху что-то ещё? И что представляют собой его книги?

Джагад Мохини д.д.: Анируддха Прабху написал несколько книг. Это письма, диалог с Господом. Он говорит, что Господь и его Гуру Махарадж сами надиктовали ему эти письма. Он просто записал их, обращаясь к мысленному слушателю. Я понимаю его: когда ты наполнен до краёв, тебе хочется отдать. Многие годы он писал эти письма, объясняя практическую ценность харинамы, то, как действительно решить свои жизненные проблемы, увидеть Господа и стать по-настоящему счастливым. Сейчас какие-то книги переведены на английский. На хинди они изданы многотысячными тиражами. Он раздаёт их бесплатно. Он говорит, что тиражи растут, и у него они не задерживаются. Это поражает: один, без организации, без брахмачари, аппарата управления и т.д. — всё, что обычно ачарья имеет в своём распоряжении, Анируддха Прабху делает один.

Он говорит, что живёт в отречении и без привязанности к членам семьи и дому. У него есть своя комната с незаменимой подстилкой, на которой он повторяет харинаму, и больше его ничего не интересует. И хотя у него девятнадцать человек семьи, он живёт своей жизнью, а они — своей. Они друг другу не мешают. Все повторяют святое имя. Его старший сын живет с ним и повторяет лакх. Как я уже говорила, жена тоже повторяла всю жизнь один лакх, правда, она уже умерла. Он относился к ней как к вайшнави, то есть заботился о ней и почитал. Анируддха Прабху показал пример, как это должно быть. В его случае это было очень гармонично, семья не мешала ему в практике бхакти.

Конец 1 части