Сварупа Шрилы Прабхупады и свидетельства ачарьев о прия-нарма-сакхах

Сварупа Шрилы Прабхупады и свидетельства ачарьев о прия-нарма-сакхах

Выступление Шрипад Бхактиведанты Неми Махараджа

Харе Кришна! Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Госвами Махарадж) часто говорил, что Шрила Прабхупада (Ш.Бхактиведанта Свами) находится в мадхурья-расе, в гопибхаве, что он служанка и манджари. Но некоторые преданные хотят сказать, что на самом деле Шрила Гурудев имел в виду, что Шрила Прабхупада —  это пастушок, а именно прия-нарма-сакха, обладающий гопи-бхавой, находящийся в мадхурья-расе в настроении служанки. Мне хотелось бы объяснить, почему это невозможно. Совершенно невозможно, что бы Гурудев такое говорил.

Главный аргумент заключается в том, что у вечных спутников Кришны только одно постоянное настроение (стхаи-бхава). Стхаи-бхава означает постоянно-присущее, стабильное (неизменное) настроение, которое не меняется от одного к другому*.

Это правда, когда мальчики-пастушки общаются с гопи, то начинают чувствовать в себе некое пробуждение мадхурья-расы, однако Шрила Рупа Госвами и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняют, что это только подпитывает их сакхья-расу («Бхакти-расамрита-синдху-бинду», 25**, «Бхакти-расамрита-синдху», 4.8.51,52***) В действительности, Шрила Рупа Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорят, что если бы мальчик-пастушок испытывал гопи-бхаву, это ослабляло бы его сакхья-расу и превращало бы её в гопи-бхаву и мадхурья-расу, тогда это не имело бы смысла (для пастушка и его стхаи-бхавы) и было бы бесполезным. («Бхакти-расамрита-синдху-бинду», 25, «Бхакти-расамрита-синдху», 4.8.51,52).

Кроме этого, читая «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», «Бхакти-расамрита-синдху», «Джайва-дхарму», «Удджвала-ниламани», мы видим, что когда говорится о мадхурья-расе, нигде не упоминается о том, чтобы мальчики-пастушки (прия-нарма-сакхи) могли её испытывать, и наоборот, когда упоминаются мальчики-пастушки, не говорится, что они могут находиться в мадхурья-расе. Эти факты не только не упоминаются, но и вся идея (о том, что друзья Кришны пребывают в мадхурья-расе) в действительности прямо противоречит учению рупануг, учению Шрилы Рупы Госвами и следующих за ним Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Тхакура Бхактивинода и конечного нашего Шрилы Гурудева.

Как я уже сказал ранее (ссылаясь на ачарьев), у каждого вечного спутника Кришны есть только одна стхаи-бхава, только одно постоянное настроение. Поэтому мальчики пастушки, прия-нарма-сакхи, обладают настроением беспримесной сахкья-расы. Это первое. Второе, мальчики пастушки уверены, что сакхьяраса это самое лучшее настроение («Бхакти-расамрита-синдху», 3.3.136****, комментарий) Почему бы и нет? Они всегда находятся с Кришной и никогда с Ним не разлучаются. Они видят, что гопи плачут. Но им нет нужды плакать, они всегда играют с Кришной, идут с Ним в лес, вместе завтракают, потом играют, вместе возвращаются домой, вместе ужинают. Они всегда с Шри Кришной. Поэтому они уверены в том, что сакхья-раса это самое лучшее настроение. В частности, в комментарии на «Уджджвала-ниламани» Шрила Джива Госвами объясняет, что мальчики-пастушки не хотят занять позицию гопи, даже когда Уджвала в беседе с Субалом прославляет гопи («Уджджвала-ниламани», 2.15) Шрила Джива Госвами объясняет, что мальчики-пастушки не желают стать гопи.

Отсюда можно сделать вывод, что не существует такого понятия, как «мальчики-пастушки в мадхурьярасе», или «мальчики-пастушки в гопибхаве». Такого не может быть. Следовательно, когда Шрила Гурудев говорит, что Шрила Прабхупада находится в мадхурья-расе, гопи-бхаве и что он служанка, это означает, что он гопи. И в частности какого рода гопи? Манджари, потому что все наши ачарьиманджари. Поэтому Шрила Прабхупада является манджари в мадхурья-расе, гопи-бхаве, он служанка. И тут не может быть никаких иных интерпретаций.

________________________________________________

* «Стхаи-бхава – это постоянная эмоция в одной из пяти основных рас, таких, как шанта, дасья, сакхья, ватсалья или мадхурья, которые известны как мукхьярати» («Бхакти-расамрита-синдху-бинду», 14, «Шри Бинду-викашини-вритти». В русском переводе: стр. 151). Санскритский корень стха указывает на устойчивость, стояние. Даже если основная раса покрывается временно настроениями другой расы, тем не менее, основная раса не исчезает. В «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» (стр. 247, русск. издан.) сказано: «Также как Ваманадева сокрыл Своё богатство и оказал поддержку Индре, мукхья-раса, даже будучи составляющей и поддерживающей гауна-расу, не исчезает подобно гауна-расе или вьябхичари-бхавам. Она продолжает явственно влиять на сердце преданного, утвердившегося в своих совершенных отношениях с Господом».

** В русском переводе: стр. 247.

*** «Б.-р.-с.», 4.8.51-52:

ашвадодрера-хетутвам ангасйангатвам ангини
тад вина тасйа сампато ваипхалйайаива калпате
йатха мришта-расалайам йавасадех катханчана
тач-чарване бхавед эва сатринабхйавахарита

Также смотри на русском языке «Нектар преданности» Бхактиведанты Свами Прабхупады, глава 49, стр. 439-446.

**** «Б.-р.-с.», 3.3.136:

прейан ева бхавет прейан атах сарва-расешв айам
сакхйа-самприкта-хридайаих шадбхир еванубудхйате

«По этой причине, эти преданные погружённые в сакхья-расу считают, что их раса считается самой лучшей среди всех рас».