Стремление к высшему совершенству

Стремление к высшему совершенству

Беседа с Ари Марданом Прабху

Часть 1

Сатьяврата д.: Харе Кришна, Ари Мардан Прабху. Я хотел бы задать Вам свои вопросы по теме гуру-таттвы.

Ари Мардан д.: Харе Кришна, Прабхуджи. Хорошо.

Сатьяврата д.: Но у меня очень много вопросов по этой теме.

Ари Мардан д.: Мне кажется, что мы уже немало опубликовали на сайте «Сат-сампрадая» по этой теме. По ней также имеется достаточное количество книг, написанных нашими ачарьями.

Сатьяврата д.: Это действительно так, и всё же, каждая таттва неисчерпаема, поскольку она духовна.

Ари Мардан д.: Хорошо, тогда мне становится уже интересно, ибо надеюсь, что Вы, прочитав эти статьи и книги, зададите те вопросы, которые касаются каких-то особых граней этой темы. Тех, что пока не стали очевидными.

Сатьяврата д.: У меня много вопросов.

Ари Мардан д.: Тогда я буду отвечать коротко.

Сатьяврата д.: Хорошо. Я хотел бы узнать Ваше мнение по поводу некоторых острых моментов и того, что происходит сейчас в сангах.

Ари Мардан д.: Замечательно. Но у меня нет личного мнения. Предпочитаю держаться мнения старших преданных, моего духовного учителя и вайшнавов нашей гуру-парампары. Поэтому приготовьтесь к тому, что я буду много цитировать. Моё мнение не имеет ценности, поскольку я совершенствуюсь.

Сатьяврата д.: Договорились. Это устраивает меня. Мне важно понять, что имеет отношение к истине.

Ари Мардан д.: Истина в словах гуру, шастр и садху.

Сатьяврата д.: Я знаю о том, что Вы сторонник концепции, которая утверждает, что гуру должен быть только совершенным.

Ари Мардан д.: Это влияние садху. Они сторонники. Мне остаётся лишь согласовывать своё видение с их. Мы должны принять их видение, парокша. Нужно смотреть на мир глазами совершенных святых, даже если нам это не нравится.

Сатьяврата д.: Но как быть с индивидуальностью? Разве нам запрещено иметь свою точку зрения?

Ари Мардан д.: Если в нашем сознании личное мнение будет доминировать над мнением святых, тогда нам лучше поменять своё настроение или просто оставить духовную жизнь. Нам следует признать, что мы – баддха-дживы и склонны иметь четыре недостатка обусловленной души. Надеюсь, Вы их знаете.

Сатьяврата д.: Да, об этих недостатках много говорится. Но даже если мы имеем какое-то иное мнение, что отличается от мнения святых, зачем же оставлять духовную жизнь?

Ари Мардан д.: Потому что Вы, не устранив иллюзии, рано или поздно станете разносчиком своих ложных идей и будете заражать других людей апасиддхантой. Это гораздо опаснее с точки зрения будущего, нежели Вы будете жить как материалист. Преступление против сиддханты  наказуемо более, чем мирские отклонения в миру.

андхам тамах правишанти йе ‘видйам упасате
тато бхуйа ива те тамо йа у видйайа ратах

 

«Невежество и тьма ожидает тех, кто ему поклоняется. Но хуже те, кто распространяет лжеучения, извращая подлинное знание» («Шри Ишопанишад», мантра 9).

Сатьяврата д.: Я считаю, что Бог покарает таких лжепроповедников. Что касается меня, то я всегда придерживался нейтральной позиции, поскольку наслышан о том, что критика убивает бхакти.

Ари Мардан д.: Критика, не основанная на этике и сиддханте вайшнавов, несомненно, убьёт бхакти. И в то же время, если Вы хотите достичь высшего блаженства, то это станет одной из Ваших обязанностей. В «Курма-пуране» сказано:

 

анйатхопасака йе ту тамо `ндхам йантй асамшайам

тато `дхикам ива вйактам йанти тешам аниндаках

тасмад йатха сварупам ту нарайанам анамайам

айатхартхасйа ниндам ча йе видух саха сад-джанах

те ниндайайатхартхасйа духкхаджнанади-рупинах

духкхаджнанади-сантирнах сукха-джнанади-рупинах

айатхартхасйа париджнанат сукха-джнанади-рупатам йанти

 

«Те, кто поклоняется чему-то иному, не поклоняясь Всевышнему Господу, войдут во тьму, но худшее ожидает тех, кто не разоблачает их и их идей. Знающие Истину, лишённую недостатков, разоблачая носителей апасиддханты, являются истинными вайшнавами. Указывая на ложное знание, ведущее к скорби и невежеству, а также опровергая его, человек преодолеет скорбь и невежество. Владея Истиной, исполненной блаженства, человек достигает мира истины и блаженства».

Сатьяврата д.: Это цитата из «Курма-пураны». Она поведана для людей, которые пребывают в тама-гуне. А «Шримад-Бхагаватам» — это Пурана для людей, что живут саттвой. У меня есть сомнение в том, что это уместная цитата.

Ари Мардан д.: Не следует сомневаться, потому что наши ачарьи также пользуются этой Пураной для проповеди. Например, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада использует «Курма-пурану» в комментарии на 5 Песнь «Шримад-Бхагаватам», Шрила Санатана Госвами использует её в комментариях на «Брихад-бхагаватамриту», Шрила Гурудев также применяет стихи из «Курма-пураны», например, в «Сарартха-варшини-пракашика-вритти» (Комм. на «Бхагавад-гиту», 2.5). Я же цитирую эти стихи со слов Шрилы Мадхвачарьи, который находится в нашей линии Шри Брахма-вайшнава-сампрадаи.

Сатьяврата д.: Ясно. Тема с «Курма-пураной» закрыта. Что касаемо подобных разоблачений апасиддханты и её поклонников, то скорее всего этим должны заниматься только самые возвышенные вайшнавы.

Ари Мардан д.: Обратите внимание на следующие слова из приведённого мною стиха: «Указывая на ложное знание, ведущее к скорби и невежеству, а также опровергая его, человек преодолеет скорбь и невежество». Это говорит о том, что опровержением могут заниматься также те, кто ещё пока погружён в скорбь и невежество. Кто из людей погружён в эти состояния?

Сатьяврата д.: Это характерно для людей, не вышедших за пределы материального мира.

Ари Мардан д.: Верно. Это баддха-дживы. Это каништха-адхикари! Великие вайшнавы описаны по-другому в «Пиппалада-шакхе»:

йасмин сарвани бхутани са атма сарва-бхута-гах

эвам сарватра йо вишнум пашйет тасйа виджанатах

ко мохах ко `тхава шоках са вишнум парйагад йатах

«Господь, в котором существуют все живые существа, пронизывает Собою всё и всех. Для гьянавана, видящего Всевышнего везде, существует ли иллюзия или скорбь с того момента, как он обрёл Господа?»

Однако не все каништха-адхикари могут заниматься созидательной критикой. Есть то большинство, которое просто не способно на неё. Об этой категории преданных, говорит Шримати Шьямарани диди в интервью «Критика критике рознь»*: «Чтобы вступать в дискуссии, нужно хорошо знать сиддханту и говорить в достойной вайшнава манере. … Если мы не знаем, что такое правильная или неправильная сиддханта, мы имеем право избежать участия в диспутах. Если мы не знаем, кто прав, а кто нет, несмотря на то, что получаем правильное знание, тогда мы также имеем право не участвовать. Это означает, что у нас нет сукрити и должных самскар, которые помогают различать: что есть что и кто есть кто. Поэтому при таких обстоятельствах мы можем не принимать участия».

Сатьяврата д.: Но в этой цитате сказано о диспутах, причём тут критика?

Ари Мардан д.: Если Вы не обладаете критическим, то есть оценочным мышлением, Вы не станете вступать в диспут. Каждый диспут основан на критическом мышлении. Не оценивая критически что-либо, Вам останется только присоединиться к тем, кто несёт лжеучение или апасиддханту, придётся согласиться с ними. Ваше молчание будет указывать на знак согласия.

Сатьяврата д.: Это означает, что у каништха-адхикари существуют разные способности?

Ари Мардан д.: Это означает, что существуют разные виды каништха-адхикари, которые соответственно обладают разными способностями. Когда мы смотрим на каништха-адхикари с позиции новичка, то различие между каништха-каништха-адхикари (шраддха) и каништха-уттамаадхикари (анартха-нивритти) так велико, что одного часто считают рядовым преданным, а второго ошибочно принимают за маха-бхагавату.

Сатьяврата д.: Значит, не всякая критика убивает бхакти?

Ари Мардан д.: Конечно нет. Например, Вы даже обязаны прибегнуть к критике, когда оскорбляют Вашего духовного учителя. Если Вы этого не сделаете, то тогда бхакти от Вас уйдёт. Шрила Рупа Госвами выделил 64 анги бхакти в «Бхакти-расамрита-синдху». Одна из анг (№20) звучит так: «гуру-кришна-бхакта-нинда-сахана-тьяга – не терпеть оскорблений шри гуру, Шри Кришны или вайшнавов». Если Вы проявите лояльность к оскорбителям, что тогда случится? Гуру отвернётся от Вас**. Если это произойдёт, тогда Вы не получите никакого бхакти. Также нужно знать, что если Вы защищаете лжеучителя, веда-вада-рата, исказителя сиддханты, Вам тоже придёт конец.

Сатьяврата д.: Этикет вайшнавов не так прост, как может показаться.

Ари Мардан д.: Это факт. В то же время сад-ачар (этикет) чем-то похож на этикет людей в материальном мире — принцип тот же. Если Вы подумаете и сравните, то обнаружите единство. Поэтому он одновременно прост.

Сатьяврата д.: Хорошо, тогда я приступлю к обсуждению гуру-таттвы.

Ари Мардан д.: Давайте.

Сатьяврата д.: Вы настроены на проповедь о необходимости уттама-адхикари в жизни всех преданных, которые ищут спасения, обращаясь к Кришне.

Ари Мардан д.: Это указание всех великих святых. Если мы не разделяем эту точку зрения, тогда что мы делаем в бхакти? Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Махарадж) говорил: «Бхакти может проявиться ТОЛЬКО по милости сад-гуру. С этим пониманием  двигайтесь дальше по жизни» (Лекция. 2 сентября, 1993г.).

Сатьяврата д.: Это мнение только Вашего учителя?

Ари Мардан д.: Как я уже сказал, это мнение всех истинных учителей. Шрила Бхактиведанта Свами писал: «Гуру должен находиться на высшем уровне преданного служения. Есть три класса преданных, и гуру должен быть принят из высшего класса» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24.330, комм.).

Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе» 2.6 пишет:

 

адикшитасйа вамору критам сарвам нирартхакам
пашу-йоним авапноти дикша-вирахито джанах

«Какое бы преданное служение ни совершал человек, без посвящения у истинного (уттама) духовного учителя ОНО НЕ ПРИНЕСЁТ ПЛОДА».

Шрила Бхактивинода Тхакур в статье «Панча-самскара» пишет: «Сегодня большинство людей не хотят искать прибежища у истинного учителя (сад-гуру), потому что очень не многие хотят (по-настоящему) решить проблемы жизни. Однако обязанность живой души в этом мире – найти (подлинного) учителя и решить эти проблемы. … Хорошо иметь сильное желание обрести учителя, но принимать любого человека (в качестве гуру) просто, чтобы удовлетворить это желание – НЕПРАВИЛЬНО».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Наш ПЕРВЫЙ долг — внимать и подчиняться указаниям шри гуру у его лотосных стоп. … Однако знание, которое дают обычные учителя, приводит к весьма скромным результатам. ЛИШЬ шри гурудев заботит­ся о нашем истинном богатстве» («Смиреннее травинки»).

Когда в ИСККОН вышла книга цитат Шрилы Свами Прабхупады о гуру «Духовный учитель и ученик», первая глава этой книги полностью была посвящена высказываниям, которые говорят о важности связи именно с совершенным духовным учителем. Она называется «Абсолютная необходимость принятия покровительства истинного духовного учителя» (стр. 29). Мы также уже не один раз публиковали на сайте цитаты на тему важности сад-гуру в жизни ученика***.

Сатьяврата д.: Но мы видим, что фактически во всех крупных вайшнавских организациях инициирующих учителей много, всегда есть возможность выбора. И это можно рассматривать как преимущество. Разве не так?

Ари Мардан д.: Во-первых, истинных учителей не бывает много. Как правило, сад-гуру один или максимум два на весь мир. Их может быть и больше в редких, исключительных случаях, но не все маха-бхагаваты принимают на себя ответственность принимать учеников. Имея желание совершать бхаджан и воспринимая всех как преданных Бога, они, погружённые в настроение бхаджанананди, не проповедуют, они находятся в отношениях со Всевышним и им ничего больше не нужно.

Редкость истинного гуру признана всеми учителями всех времён. Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, приехав в Москву в 2001 году (09.04), сказал: «Это великая редкость — истинный преданный, шуддха-бхакта. Он очень редок в этом мире. Очень редок! Среди бесчисленных, сознающих себя душ, те, кто принял полное прибежище Господа Нараяны, очень редки. Если вы хотите качества, то никогда не получите количества. Если вы хотите количества, то вам придётся принести в жертву качество. Шуддха-бхакта! Вы его не сможете найти в любом месте. Но когда вы становитесь достойны, то встречаете шуддха-вайшнава. Такой гуру очень и очень редок».

Сатьяврата д.: Ваш учитель тоже такого же мнения?

Ари Мардан д.: Несомненно. Он говорит по этому поводу в своей книге «Шри Гуру – сама моя жизнь» (стр. 30): «Нужно понять, что крайне редко в этом мире можно встретить преданных уттама-адхикари и даже мадхьяма-адхикари. Следовательно, возможность обрести столь возвышенного гуру очень редка».

Это утверждение моего Гурудева согласовано с шастрами. Шрила Мадхвачарья цитирует «Тантра-бхагавату», где сказано следующее:

нава-котйас ту деванам ришайах сапта-котайах

нарайанайанах сарве йе кичит тат-парайанах

«Среди девяноста миллионов полубогов и семидесяти миллионов мудрецов, именуемых нараянаянами, преданными Господа Нараяны, лишь единицы могут по праву называться нараяна-параянами, чистыми преданными».

Сатьяврата д.: Тогда выходит, что множество учителей, которые принимают на себя ответственность инициировать учеников, не являются совершенными вайшнавами?

Ари Мардан д.: Это совершенно очевидно, поскольку это подтверждается самими этими учителями, когда они говорят друг о друге. Также об этом говорит их неидеальное поведение и статистика падений. В ИСККОН каждый год кто-то из учителей падает, а в каком-либо Гаудия Матхе — каждые два года.

Сатьяврата д.: Почему существует такая разница в падении? Это связано с более высокой адхикарой учителей Гаудия Матха?

Ари Мардан д.: Нет. Кали-юга везде действует одинаково, и учителя любой страны одинаково подвержены её влиянию. Даже на поверхности святой дхамы Кали-юга свирепствует так, что Вам захочется сбежать. Укрыться можно только в ашраме, где есть садхусанга. Разница в отношении падения гуру обусловлена тем, что ИСККОН распространён шире, благодаря активной популяризации и тому, что у них в два раза больше инициирующих учителей, среди которых и падений больше.

Сатьяврата д.: Но разве каништха-гуру и мадхьяма-гуру не имеют права инициировать?

Ари Мардан д.: Это допускается. Об этом говорит Ш.Бхактиведанта Свами в комментарии на 5 стих «Упадешамриты»: «Вайшнавы-неофиты и вайшнавы, стоящие на средней ступени, тоже могут принимать учеников» (стр. 55).

Сатьяврата д.: Тогда в чём проблема?

Ари Мардан д.: Проблема описана в той же ссылке Шрилой Прабхупадой: «… при этом нужно отдавать себе отчёт в том, что последние (ученики каништхагуру и мадхьямагуру), действуя под их (несовершенных учителей) недостаточно компетентным руководством, не смогут достичь ощутимого прогресса на пути к высшей цели жизни. Вот почему так важно принять в качестве духовного учителя преданного уттама-адхикари» (стр. 55). Это значит, что тот, кто приняв несовершенного гуру и стремясь к совершенству, его НЕ ДОСТИГНЕТ.

Сатьяврата д.: Но мне кажется, что большинство преданных вдохновлены своими каништха— и мадхьямагуру.

Ари Мардан д.: Верно. Поскольку они развиваются: 1) вне подлинной цели, 2) они в этом смысле не являются трансцендентными идеалистами. Материалисты тоже могут испытывать удовлетворение, служа своим «господам».

Сатьяврата д.: Что означает первый пункт?

Ари Мардан д.: В нашей линии сказано: кришна – самбандха, бхакти – абхидхея, према – прайоджана. Кришна – это Бог, с которым необходимо развить связь, Он основа учения, дивья-гьяны. Тот, кто познаёт Его – познаёт всё сущее. Бхакти – это метод, с помощью которого мы приближаемся к цели. Према — это цель и необходимость (т.е. прайоджана). Те, кто не стремится к прайоджане, не могут даже должным образом совершать садхану, поскольку определение садханы утверждает, что садхана является таковой только тогда, когда устремлена к бхаве – любви к Кришне:

крити-садхйа бхавет садхйа-бхава са садханабхидха

нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата

«Садхана-бхакти — это практика, исполняемая при помощи чувств и приводящая к проявлению бхава-бхакти (экстатической любви)» (Ш.Рупа Госвами. «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.2).

Сатьяврата д.: Почему тогда преданные, которые прилагают усилия в практике, не стремятся к бхаве?

Ари Мардан д.: Потому что они не обладают правильной и полноценной философией, то есть самбандхагьяной. Если у Вас нет должного образования, Вы не сможете действовать правильно. Неправильное действие не приводит к преме – цели бхакти.

Сатьяврата д.: Каковы доказательства Вашего утверждения?

Ари Мардан д.: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада говорит в «Пракрита-раса шата-душини» 26-28:

сиддханта вихина хоиле кришне читта лаге на
самбандха-хинера кабху абхидейа хайа на

самбандха-вихина джана прайоджана пайа на
ку-сиддханте вйаста джана кришна-сева коре на

сиддханта-аласа джана анартха то чхаде на

джаде кришна бхрама кори кришна-сева коре на

 

«Если  в сердце у человека отсутствует знание, данное Господом и ачарьями прошлого, о духовной практике, то в таком сердце НИКОГДА не поселится Шри Кришна. Поэтому, находясь вне самбандхи, такой человек НЕ СПОСОБЕН НА НАСТОЯЩЕЕ ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ, абхидхейу. Не имея в сердце самбандха-гьяны, према-бхакти становится НЕ ДОСТУПНОЙ. Кто имеет своё личное понимание и восприятие духовной жизни, отличное от того, что излагается в шастрах — ПОПРОСТУ ОДУРАЧЕН. Такой человек даже если и думает, что занимается служением Богу, в действительности ДАЖЕ НЕ ПРИБЛИЗИЛСЯ к совершению бхакти. Пытающийся заниматься кришна-севой и не радеющий о своём духовном образовании, и желающий сохранять невежество в своей духовной жизни никогда не освободится от анартх, мешающих ему на пути к Кришне. Воспринимая Господа ограниченным образом, такой человек НЕ СМОЖЕТ удовлетворить Кришну своим служением».

Сатьяврата д.: Но у преданных есть святое имя. Оно им поможет.

Ари Мардан д.: Нет. Бог не помогает тем, кто сохраняет невежество. Ш.Сарасвати Тхакур в «Пракрита-раса-шата-душини», стих 74 пишет:

наме джада-вйавадхане руподайа хайа на

наме джада-вйавадхане гунодайа хайа на

 

«Если ум полон ложных идей, повторение святого имени не поможет осознать духовного облика, достоинств и деяний Кришны».

севопакарана карне на шуниле хайа на

«Человек не может преданно служить Господу, не изучив все тонкости духовной науки, передаваемой от учителя к ученику» (стих 77).

Сатьяврата д.: Вот значит зачем нужен истинный гуру и обучение!

Ари Мардан д.: Да, всё по одному принципу: пока нет учителя, ты неуч.

Сатьяврата д.: Значит цель, описанная в Вашем первом пункте выше, определяет средство?

Ари Мардан д.: Совершенно верно. Цель определяет средство. Это известный философский принцип. Пока цель не осознана, ученик не сможет прилагать правильных усилий. Именно поэтому многие преданные топчутся годами на одном месте и рассчитывают на что-то меньшее, а не на то, к чему призывают нас ачарьи.

Сатьяврата д.: Да, я заметил, что некоторые говорят: «Мне достаточно в моей жизни того гуру, который у меня есть. Дай Бог мне достичь хотя бы того уровня бхакти, который имеет мой гуру».

Ари Мардан д.: Когда люди мыслят таким образом, они не могут даже считаться следующими по стопам святых вайшнавов прошлого. Они вне анугатьи. Поскольку анугатья подразумевает следование по стопам великих святых. Необходимо в своей духовной жизни пройти по пути, который прошли ачарьи.

Сатьяврата д.: А если они будут жить вне анугатьи или, скажем по-другому, если они будут идти по стопам тех, кто сам не ориентирован на достижение совершенства, то чего они достигнут? Получается у них какая-то своя модель анугатьи.

Ари Мардан д.:  Когда Гаудии говорят об анугатье, они имеют в виду подлинную анугатью, для которой характерна ПРАВИЛЬНАЯ устремлённость к абсолютному положению. Внешне звучит амбициозно, но это абсолютное положение не подразумевает устремления быть на высоте, оно подразумевает быть слугой подлинного слуги, дасом совершенного вайшнава, который является уттама-адхикари. Практиковать анугатью так, как хочется, — значит быть вне подлинной анугатьи. Есть то, что возможно сделать в рамках своей адхикары, а есть сознательный отход от идеальных указаний. Следует отличать одно от другого. Если Вы используете бутафорию вместо подлинника, то получите такие же результаты.

Шрила Гурудев учил: «Не став рупанугой, — последователем Шри Рупы Госвами, невозможно вступить на путь рагануга-бхакти» (Предисловие к «Манах-шикше»). Гурудев указывает в этом наставлении на абсолютный ориентир. Какая адхикара у Ш.Рупы Госвами?

Сатьяврата д.: Он уттама-адхикари.

Ари Мардан д.: Верно. Это значит, что, следуя по стопам уттама-адхикари, мы сможем практиковать айкантика-бхакти, рагануга-бхакти, то служение, которое является подлинным средством для достижения бхавы и кришнапремы. Следуя по стопам тех, кто является несовершенным, мы достигнем их уровня, не больше.

Сатьяврата д.: Как я уже говорил, некоторых это устраивает.

Ари Мардан д.: Я хочу задать в связи с этим вопрос: где в шастрах или указаниях великих святых рекомендуется довольствоваться половинчатыми результатами или быть удовлетворёнными 30-процентным успехом? Сможете процитировать хоть одно такое утверждение? Кто из учителей нам рекомендует быть устремлёнными к несовершенному уровню?

Сатьяврата д.: Я не смогу привести такой цитаты.

Ари Мардан д.: Естественно. Таких цитат просто не существует. Но зато я могу Вам привести прямо противоположные утверждения. Шрила Бхактиведанта Свами говорит: «Чтобы не доставлять духовному учителю беспокойств, нужно достичь совершенства в бхакти-йоге в нынешней жизни. … Лучше познать Кришну в этой жизни. Вот правильный образ мыслей. Мы не должны думать: «Духовный учитель в любом случае спасёт меня. Поэтому я могу делать всё, что мне заблагорассудится». Если мы хотя бы немного любим своего духовного учителя, мы должны попытаться достичь совершенства в нынешней жизни, чтобы ему не пришлось возвращаться за нами. … Мы должны пройти весь путь бхакти-йоги в этой жизни, поскольку сейчас у нас есть всё необходимое для того, чтобы в полной мере обрести сознание Кришны» («Путь к совершенству», стр. 134-135).

Часто бывает так: Вы практикуете свою модель бхакти, а ачарьи рекомендуют прямо противоположное.

Сатьяврата д.: Похоже на то.

Ари Мардан д.: Вот поэтому эти люди вне анугатьи. Вы понимаете к чему это должно их привести?

Сатьяврата д.: Скорее всего эти люди вынуждены будут практиковать такое бхакти жизнь за жизнью, пока не обретут подлинной анугатьи.

Ари Мардан д.: Так и произойдёт. Их ждёт самсара. Их практика не имеет отношения к настоящему бхакти. Где бы они ни практиковали, в Индии, США, Китае или России, им не избежать круговорота рождения и смерти. Ш.Бхактиведанта Свами сказал: «Мы должны быть полны решимости никогда не возвращаться в материальный мир» («Путь к совершенству», стр. 121). Я хочу спросить тех, кто не желает следовать по стопам святых: где у них эта решимость? В чём она выражается? Если её нет, то ожидайте снова оказаться в руках майи в будущем. Они не трансцендентные идеалисты.

Сатьяврата д.: Что Вы под этим подразумеваете?

Ари Мардан д.: Это то, что я определил выше как пункт 2. Есть идеал. Он в Гаудия-сампрадае выражен в форме Бога, Абсолюта, в форме идеальной практики – рагануга-бхакти и идеальной цели – према-бхакти. Когда человек вместо Кришны устремлён к самсаре, тогда вместо подлинной духовной практики у него проявится своя версия усилий. Вместо высшей безупречной цели он будет искать частичные результаты. Такой человек не является идеалистом.

Все наши учителя перфекционисты. Слово perfectum с латыни указывает на нечто совершенное. Все те, по чьим стопам мы желаем идти – совершенны, их цель и Божество, которому они поклоняются, также совершенны. Мы движемся в совершенный мир. Если наша «анугатья» этого не подразумевает, тогда мы останемся существовать в несовершенном мире.

Сатьяврата д.: Это печальный результат.

Ари Мардан д.: Это обычная логика, применимая в любом контексте. Нам необходимо быть как наши ачарьи, они представляют собой идеал, и мы тоже должны стремиться ко всему идеальному. Практика Гаудий даёт нам всё идеальное. Но мы этого не понимаем, а потому устремлены к чему-то половинчатому, частичному. Нас устраивает несовершенный гуру, несовершенная практика и несовершенное понимание сиддханты. Материалисты или все те, кто стремятся служить каким-то «измам», хотят довольствоваться лишь тем, что можно обрести быстро, их интересует преяс, дешёвые плоды временного мира. Поэтому они довольны своими временным положением и достижениями. Трансцендентный перфекционист никогда не доволен чем-то ограниченным, он всегда устремлён к совершенству. Он видит его в Абсолюте, в служении Шримати Радхарани, в севе маха-бхагават. Он стремится к Идеалу, который вечно совершенствуется. Он не приемлет стагнации или рамок. Такой идеализм – это образ жизни.

Сатьяврата д.: Но как прийти к такому состоянию?

Ари Мардан д.: Прежде всего, свяжите себя с таким трансцендентным перфекционистом. Вы должны быть устремлены к сад-гуру, он Вас спасёт. Если не получается обрести от него дикшу, тогда получите от него шикшу. Ради неё будьте готовы оставить всё.

Сатьяврата д.: Это как лобха?

Ари Мардан д.: То, что я говорю, лишь отчасти описывает подлинную лобху. Лобха гораздо весомее. Она не может быть проявлена каништха-адхикари. Они в силах проявить лишь лобха-абхасу. Я же говорю о начале, адау шри гуру-падашрайа. Сначала примите истинного духовного учителя, предайтесь именно ему. Примите идеал, который спустился на Землю из высшего мира Враджи. Вам нужно это, иначе Вас ждёт разочарование.

Сатьяврата д.: Было бы замечательно находиться рядом с таким гуру.

Ари Мардан д.: Это нужно заслужить. Совершенный гуру даст Вам всё. Если Вы примите «полуфабрикат», то не ожидайте ничего хорошего. Несовершенство не порождает совершенства. Если нет возможности находиться с тем, кто совершенен, то примите общение тех, кто ясно и настойчиво ведёт к совершенству, ведёт к сад-гуру. Не все могут пребывать с сад-гуру, но только достойные. Однако если Вы не можете быть рядом с ним, то будьте рядом с теми, кто указывает на правильное направление.

Избегайте тех людей, чей разум многоветвист. Они могут думать: «Наверное, я создам свою миссию. Мне уже поздно заниматься совершенствованием, прогибаясь перед очередным сад-гуру. Я уже получил посвящение у одного совершенного учителя, мне этого хватит. То, что я знаю, мне хватит для того, чтобы жить дальше независимо и проповедовать. У меня много учеников, и они меня вдохновляют. Я уже не в том возрасте, чтобы находиться в положении ученика, пришло время действовать как гуру». Подобные мысли неприемлемы даже для того, кто перешагнул за половину своего пути к Богу (ручи). Только каништха-гуру или начинающий мадхьяма-адхикари (ништха) ещё может заигрывать с такими мыслями. Они могут быть в их голове, и ученики таких гуру позже сами начнут так думать, когда их гуру «уйдёт на пенсию». Так будет порождена традиция профессионального гуруизма.

Если даже у кого-то есть гуру, но при этом этот гуру не стремится к высокому общению с према-бхактами, то настроение этого учителя ученик примет в свою жизнь. Ш.Бхактиведанта Свами говорит: «Поступки человека определяют его сознание» («Путь к совершенству», стр. 116). Это значит, что по поступкам можно судить о сознании. Также это означает, что поступки духовного учителя определяют сознание его ученика. Если кто-то принимает на себя положение ачарьи, тогда у него будут учиться. Так ученик на подсознательном уровне заложит себе ложную основу в своей практике, повторяя поведение своего учителя.

Поэтому нужно не просто стремиться к обретению гуру, а состыковаться с тем гуру, который является примером идеального вайшнава, устремлённого к высшему совершенству, к положению вечного слуги. Именно это устремление приводит его к стопам лучших среди вайшнавов – к сад-гуру.

Конец 1 части

Июнь 2016г. Кемерово.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Интервью со Шьямарани д.д.: http://sampradaya.ru/current/interview/2773-kritika-kritike-rozn-intervyu-so-shrimati-shyamarani-didi-iyul-2015g.html

** «… если кто-то поносит твоего гуру, говоря: «О! Да твой гурудев просто фальшивка. Его сиддханта поддельная». Что ты сделаешь? Что ты сделаешь? … Ты не знаешь? О, скорее всего ты будешь слушать оскорбителей дальше и дальше. Это прибавит тебе бхакти? Или тебе следует пресечь все их аргументы. Что ты будешь делать? … Если ты не можешь ничего сказать мне, тогда ты на самом деле не моя ученица. Тебе следует пресечь все их аргументы! И если кто-то помогает тебе, показывая пример с тем, чтобы научить тебя разбивать аргументы, о, ты должна принять это. Тогда я буду счастлив» (Ш.Нараяна Махарадж, Новая Зеландия. 15 января 2001г.).

*** Высказывания Ш.Бхактиведанты Свами: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvsp_a/858-absolyutnaya-neobhodimost-prinyatiya-sovershennogo-guru.html

Высказывания Ш.Бхактисиддханты Сарасвати: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bsst_a/942-ob-absolyutnoy-neobhodimosti-prinyatiya-sad-guru.html

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...