Стремление к высшему совершенству

Стремление к высшему совершенству

Беседа с Ари Марданом Прабху

Часть 2

Сатьяврата д.: Мне кажется, что стремление обрестиб самое высокое общение и обучение у святого самого высшего уровня, сделает жизнь сложной. Только для того чтобы его найти, нужно столько преодолеть!

Ари Мардан д.: Если Вы обретёте прибежище у стоп истинного духовного учителя, то будете развиваться гораздо успешнее и легче. И наоборот, если будете находиться под несовершенным руководством, то будете двигаться медленнее и с болью неизбежного разочарования. Связь с сад-гуру сделает невозможное возможным:

там шримат-кришна-чаитанйам ванде джагат-гурум

йасйанукампайа швапи махабдхим сантарет сукхам

«Я склоняюсь к лотосным стопам джагат-гуру Шри Чайтаньи Махапрабху. По Его милости даже собака может пересечь бескрайний океан» («Хари-бхакти-виласа», 2.1).

Сатьяврата д.: Так ведь это же Махапрабху! Я же говорю об истинном гуру.

Ари Мардан д.: Большой разницы нет. Совершенный учитель так же хорош, как Шри Чайтанья. Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж сказал: «Если хотите знать, кого называют садху, посмотрите на пример Махапрабху. Какой Махапрабху, такой и настоящий садху. Каковы признаки настоящего гуру? Это признаки, которые показал Махапрабху. Нет нужды искать пример где-то ещё. Придя как садху, как ГУРУ, Махапрабху показал идеальный пример. Он учит джив дхарме, следуя дхарме Сам. Если Сам Бог не покажет примера, как люди научатся служить?» («Чакшу дан дило джей», Часть 4).

Как Вам такое сравнение?

Сатьяврата д.: Это очень высокое сравнение. Очень высокое.

Ари Мардан д.: А Вы хотели видеть гуру в каком-то ином, более приземлённом статусе? Вы хотели обсудить гуру-таттву. Я Вам хочу показать настоящую гуру-таттву, такую, как её показывают нам ачарьи. Кришна сказал: «ачарйам мам виджанийан – Гуру так же хорош, как Я» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27). Это тождественное утверждение, но уже со слов нашего иштадева. Святые несут то же послание, что и Бог. Вы читали биографию Шри Чайтаньи?

Сатьяврата д.: Кое-что. Некоторые истории я слышал о Нём. Но мне не удалось прочитать все тома «Чайтанья-чаритамриты». Последние тома только недавно закончили переводить.

Ари Мардан д.: Вы должны прочитать всю биографию, тогда у Вас появится возможность полностью оценить положение и природу истинного гуру. Если Вы смогли только частично понять уровень Шри Чайтаньи, то у Вас не может быть полного понимания гуру-таттвы. Насколько Вы понимаете Бога, настолько Вы сможете понять положение истинного гуру. И наоборот, насколько Вы понимаете природу совершенного учителя, настолько Вам будет дано понять Бхагавана.

Если нет возможности прочитать «Чайтанья-чаритамриту», можно прочитать «Чайтанья-мангалу» Лочана даса Тхакура. Она также содержит биографию Шри Чайтаньи. Её перевели на русский уже лет пятнадцать назад. Если Вы даже частично ознакомлены с личностью Шри Чайтаньи, и слова Шрилы Б.П.Пури Махараджа произвели на Вас такое впечатление, то что говорить о том впечатлении, которое Вы получите, прочитав биографию Махапрабху целиком! Тогда Вы увидите, как померкнут Ваши идеалы, сформированные под влиянием ограниченного понимания гуру-таттвы.

Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж как-то сказал: «Эти новоиспечённые сиддхи (якобы достигшие совершенства учителя), а как примеришь к ним признаки из «Бхакти-расамрита-синдху» или «Чайтанья-чаритамриты», глядишь, и нет этих сиддх» («Чакшу дан дило джей», Часть 1. Беседа 14.03.1999г.).

Сатьяврата д.: Выходит, что изучая биографии шакти-авеша-аватар (уполномоченных непосредственно Богом учителей), мы сможем лучше понимать гуру-таттву?

Ари Мардан д.: Именно поэтому учителя прошлого и настоящего составляют такие тексты. Например, мой духовный учитель составил подробную биографию своего учителя – Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа. Если почитать эти повествования о великих учителях, можно получить очень ясное представление о том, каким должен быть подлинный учитель.

Сатьяврата д.: Мне кажется, что люди выбирают учителя, не опираясь в своём понимании на уровень Шри Чайтаньи Махапрабху. Я вижу, как всё происходит гораздо проще.

Ари Мардан д.: В том-то и дело, что ищущие учителя действуют, не следуя традиции. Поэтому они потом оставляют путь бхакти, «набив себе шишки». Хотя некоторые начинают благодаря накопленному сукрити искать подлинного учителя. Такие люди достойны уважения, несмотря на ошибки в своём понимании и слепом выборе, которые имели место в их жизни в прошлом. Они решительны, разумны и целеустремлены, они не видят смысла держаться за свои нелепые предрассудки, что были у них сформированы в прошлом невежеством и утсаха-майей.

Наш Гурудев предупреждал о том, что нам не следует принимать гуру, опираясь на своё усмотрение. Он говорил: «Если вы собираетесь сами выбрать себе гурудева, то, я думаю, ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА из вас найдутся ПАДШИЕ ЛЖЕГУРУ, которые разбираются в духовной науке не лучше австралийских кенгуру. Способность оценивать окружение появится у вас лишь после того, как вы встретите преданного высокого класса. До тех пор вы не сможете различать уровни преданности» (Хило, Гавайи, 21.01.2004г.).

Сатьяврата д.: Это предупреждение! Оно могло бы многим помочь. Большинство новых людей, которые приходят в бхакти, просто торопятся и поэтому совершают много ошибок. Но в то же время у меня возникает вопрос по приведённой Вами ссылке: как происходит эта встреча с вайшнавом высшего класса?

Ари Мардан д.: Мы можем встретиться с сад-гуру либо лично, либо через священные писания, такие как «Шри Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья-бхагавата» или «Шри Адвайта-пракаша». Лучше лично. В таком случае уже будет хоть какое-то знание или опыт общения со святым. Тогда Вы сможете сравнивать. А если не с чем сравнить, то как будет осуществляться выбор? Только на основании собственных сентиментов, на основе ограниченного кармического опыта. Это крайне нежелательно и бесполезно. Дети часто изумляются тому, что неудивительно для взрослых. Обратитесь к видению зрелых людей, перенесите их взгляд на собственный и, избавившись от наивности, начинайте видеть истину.

Сатьяврата д.: Когда я общался с некоторыми новыми преданными, которые подходили ко мне и склоняли меня принять какого-то гуру, мне казалось, что они понимают о чём говорят. Только сейчас, видя, как они не погружены активно в бхакти и как уходят от тех, кого хвалили, я понимаю, что они были обмануты своими представлениями о природе истинного гуру.

Ари Мардан д.: Никогда не следует вестись на такую рекламу. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме» писал: «Редко кому выпадает удача общаться с великими святыми, поскольку, хотя они и живут среди нас, обычные люди просто не способны распознать их» (Глава 7, стр. 187).

Сатьяврата д.: Но те преданные, с которыми я столкнулся, не совсем обычные люди, ведь они уже приняли в некоторой степени Бога и практикуют так, как могут, год или несколько лет.

Ари Мардан д.: Они обычные люди. А иначе, почему подобные им ошибаются, а потом уходят от своих кумиров? Та же «Джайва-дхарма» объясняет, что чистого вайшнава можно увидеть, лишь обладая духовным знанием, которое, как я уже говорил, можно обрести либо в непосредственной (живой) садху-санге, либо через шастриясадхусангу. Герой «Джайва-дхармы» по имени Бабаджи Махашая сказал: «Кришна и Его чистые преданные являются шуддха-чинмайя-васту, существами с чистым сознанием, и чтобы понять (увидеть, определить природу) их, необходима самбандха-гьяна…» (Глава 8, стр. 221).

Прежде чем слушать уверения «специалистов» по рекламе «сад-гуру», нужно сначала определить наличие у них опыта общения с маха-бхагавата-вайшнавами, а также то, насколько они хорошо знают самбандха-гьяну. При этом надо отметить, что самбандха-гьяна не приходит быстро, на получение представления о таковой часто уходят годы. Но даже этого не всегда бывает достаточно, поскольку часть знающих вайшнавскую философию людей подвержены в своём навязывании корыстными интересами. 

Сатьяврата д.: Я догадываюсь о характере этих интересов. Но хотелось бы услышать Ваше мнение: каковы они?

Ари Мардан д.: Я попробую систематизировать людей, которые имеют подобные интересы:

1)      Те, кто пытается дёшево выслужиться перед своим гуру, видя, как их учитель гоняется за учениками. Цель — найти поддержку подобного гуру.

2)      Те, кто желает занять положение благодетеля или старшего преданного, искренне и слепо веря в то, что совершает благое дело для новичков, привлекая их к посвящению.

3)      Те, кто имеет финансовые доходы от своей менеджерской деятельности, обирая получивших инициацию.

4)      Те, кто надеется найти расположение инициирующего учителя через свою менеджерскую деятельность, считая, что на безрыбье (отсутствие сад-гуру в его жизни) и рак (каништха— или мадхьямагуру) рыба. Они слишком ленивы, неудачливы и трусливы, а потому не способны поддерживать в себе дух служения маха-бхагавата-вайшнаву. Им хватает хоть какого-то общения с тем, кто внешне выглядит презентабельно, чтобы чувствовать себя хоть кем-то в сообществе подобных им «преданных».

Сатьяврата д.: Но почему такое происходит внутри санги?

Ари Мардан д.: Потому что сообщество преданных содержит не только идеал, к которому мы стремимся, но оно также и духовная лечебница. Санга — это не только собрание праведников, но и толпа грешников, стремящихся избавиться от грехов. Пока грешники не обретут шуддха-бхакти, они будут действовать в соответствии со степенью своей греховности и праведности.

Если кто-то рекламирует какого-то гуру, то в первую очередь было бы уместно расспросить такого человека хотя бы о фундаментальных истинах бхакти-шастр. Если он не может грамотно донести базовые основы культуры и философии Гаудий, то какое благо может дать его указание на инициацию? Он не может рассуждать о том, кто сад-гуру, а кто таковым не является. Проблема в том, что такие зазывалы не могут даже перечислить десять фундаментальных истин (даша-мула) Вед. Что же они могут тогда понимать в гуру-таттве? Не зная человека и его опыта, новички слепо следуют его указаниям, считая, что если он одет как преданный, то этого достаточно, чтобы прислушаться к его рекомендациям. Всё это очень поверхностно.

Многие из тех, кто стремится получить посвящение, даже понятия о гуру-парикше не имеют, несмотря на то, что совершать её рекомендуют все писания всех традиций подлинных религий. Вы знаете, что такое гуру-парикша?

Сатьяврата д.: Это проверка духовного учителя. Я слушал один Ваш семинар по первой ступени вайшнавского образования*, и там Вы рассказывали про это.

Ари Мардан д.: Это очень важное указание святых! Ш.Свами Прабхупада говорил: «Ниче­му не следует верить слепо. Даже познавшего себя и утвердив­шегося в Абсолютной Истине духовного учителя мы должны испытать, задавая ему разумные вопросы о тонкостях духов­ной жизни. И кем бы он ни был — брахманом, шудрой, аме­риканцем, индусом, — если он действительно может ответить НА ВСЕ вопросы, касающиеся науки о Кришне, значит, он на са­мом деле духовный учитель».

Сам Шри Чайтанья приказал проверять гуру. Вы видели, чтобы так кто-то поступал?

Сатьяврата д.: Кое-кто это делает. Но далеко не все. Большая часть не проверяет духовных учителей и получает у них посвящение слепо, не понимая их уровня.

Ари Мардан д.: Почему не все? Почему они не следуют указаниям Шри Чайтаньи? Почему указания Шрилы Прабхупады они не желают замечать и следовать им?

Сатьяврата д.: Проблема в том, что нам даже не говорят о том, чтобы мы проверяли гуру. Нам не рассказывают о том, как именно его нужно проверять.

Ари Мардан д.: Это показатель для всех вас! Подлинный гуру не только указывает на необходимость гуру-парикши, но и учит ученика, как это нужно делать. Если он не делает этого, тогда следует знать, что этот учитель не рассчитывает на отношения с учеником, на то, чтобы доверить ему сокровища своего сердца. Ему, скорее всего, нужно что-то другое от «ученика».

Сатьяврата д.: Подскажите, пожалуйста, где Махапрабху указывает на то, что мы должны проверять гуру.

Ари Мардан д.: Шри Чайтанья Махапрабху дал указания Своему близкому и возвышенному преданному Шриле Санатане Госвами описать правила начальных отношений гуру и ученика:

гуру-лакшана, шишйа-лакшана, донхара парикшана

севйа – бхагаван, сарва-мантра-вичарана

 

«В твоей книге должны быть описаны признаки истинного гурууттама-адхикари, а также признаки настоящего ученика. Прежде чем принять гуру, ученику необходимо убедиться в его квалификации, тоже самое касается и гуру. Он обязан проверить ученика. Опиши Бхагавана и мантры, которыми Ему поклоняются» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24.330).

Сатьяврата д.: Спасибо.

Ари Мардан д.: Без знания все будут блуждать во тьме и впустую потратят жизнь.

тат йатха хиранйа-нидхим нихитам акшетра-джна

упари упари санчаранто на виндейух

эвам эветах сарвах праджа ахар гаччхантй эвам

брахма-локам на винданти анритена хи пратйудхах

«Подобно тому, как незнающие люди, которые ходят по золотому кладу, спрятанному в земле, не получают его из-за своего неведения, так и все дживы этого мира, покрытые кармой, хотя и направляются к Богу каждую ночь, глубоко засыпая, не достигают Его обители» («Чандогья-упанишад», 8.3.2).

Сатьяврата д.: Сад-гуру может оказаться доступным, быть рядом, а ученик без знания будет просто блуждать, «где трава зеленее».

Ари Мардан д.: Нет знания – нет преданности идеалу.

Сатьяврата д.: Я полагаю, что всё потеряно даже для таких людей. Постепенно, хоть и со сложностями, они получат знание, общаясь с каништха— и мадхьямагуру.

Ари Мардан д.: Не всё так просто, как может показаться. Подлинное знание можно обрести только по милости подобного, подлинного гуру. Шрила Гурудев писал в своём комментарии под названием «Пракашика-вритти» на «Бхагавад-гиту» 4.34: «Шри Кришна говорит о том, что бхагават-таттва-гьяна необычайно редка и сложна для понимания. Постичь её можно только по милости маха-пуруши, знающего истину (таттва-гьяни) и, более того, осознавшего её (таттва-дарши). Искренние садхаки должны узнать о таттве от такого маха-пуруши, удовлетворив его своим поклонением, уместными вопросами и служением ему. В этой шлоке указаны два признака гуру, способного наделить ученика духовным знанием: он – гьяни и таттва-дарши (зрящий Бога непосредственно). Того, кто изучил шастры и постиг изложенную в них науку, называют гьяни. А определение таттва-дарши указывает на великую душу (махатму), обладающую непосредственным опытом осознания таттвы. Люди (каништха— и мадхьямагуру), у которых нет полного знания, не могут непосредственно осознавать таттву и тат-падартху. Наставления таких людей не принесут желанных плодов. Должной силой обладают только наставления маха-пуруши».

Сатьяврата д.: Вот это для меня настоящая новость!

Ари Мардан д.: Невежество — это большая проблема, и кое-кто пользуется этим невежеством. Мы должны найти того гуру, который будет учить всем элементам вайшнавской традиции и философии, а не только тому, что выгодно ему. В истории можно видеть, как люди недосказанное учение священных писаний использовали в своих корыстных целях. Так было в прошлом с католиками, в средние века. Такое сейчас наблюдается и в нашей школе. Подобное неприемлемо. Знание становится искажённым, если его вырвать из контекста. «На бата рамантй ахо асад-упасанайатма-хано – Никто не может обрести возможность ощутить сладость отношений с Господом, вместо этого люди стегают Господа, поклоняясь Ему, используя искажённое знание» («Шримад-Бхагаватам», 10.87.22). Кришна не получает радости от того, что Его послание обрезают и пользуются им в корыстных целях.

Вот почему нужно найти подлинного гуру. Без него мы будем подобны бездомным собакам, даже если у нас будет посвящение от тех учителей, которые несовершенны:

те нарах пашаво локе ким тешам дживане пхалам

йаир на лабдха харер дикша нарчито ва джанарданах

 

«Тот, кто не получил посвящения от гуру в парампаре, идущей от Самого Хари, и не поклоняется Джанардане, подобен животному, поскольку его жизнь проходит впустую» («Хари-бхакти-виласа», 2.5).

Сатьяврата д.: Все инициирующиеся получают в парампаре.

Ари Мардан д.: В какой парампаре?

Сатьяврата д.: В Гаудия-парампаре.

Ари Мардан д.: У Гаудий не одна парампара. Следует это знать. Нужно различать бхагаватпарампару и панчаратрикапарампару. Мы вечно будем служить только представителям бхагаватпарампары.

Сатьяврата д.: Ту парампару, которую мы прославляем словами Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, можно назвать бхагават-парампарой?

Ари Мардан д.: Кришна хойте чатур-мукха, хойа кришна-севонмукха…. Вот это и есть бхагават-парампара. В ней находятся только совершенные души. В панчаратрика-парампаре могут находиться каништха-гуру и даже лжегуру. Поэтому, будьте максимально осторожны! Шрила Гурудев (Ш.Нараяна Махарадж) предупреждал: «В гуру-парампаре (панчаратрика-парампаре) может находиться неквалифицированная личность. Прабхупада (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати) утвердил превосходящую бхагават-парампару, потому что в гуру-парампаре могут быть неквалифицированные личности. В бхагават-парампаре присутствуют только чистые вайшнавы. Прабхупада принял бхагават-парампару, а не гуру-парампару. Наш Гуру Махарадж объяснил это глубоко и полностью. … Ложный гуру может прийти в гуру-парампару после истинного гуру. Он может быть слабее, не быть на должном духовном уровне» (Ш.Нараяна Махарадж. Джаганнатха Пури. Лето. 2001г.).

Сатьяврата д.: Нам никто об этом никогда не рассказывал.

Ари Мардан д.: Подумайте, почему об этом не желают говорить? Незнание порождает неразбериху в сердце. Именно поэтому мы с большим изумлением и негодованием замечаем порой на алтарях в санге Гурудева, в конце ряда бхагават-парампары, фотографии тех инициирующих гуру, которые не доросли, чтобы их почитали на равных с учителями самого высочайшего уровня. Подобное приравнивание — безрассудство. Шрила Гурудев сказал: «Если вы считаете каништха-адхикари маха-бхагаватой, тогда это апарадха по отношению к маха-бхагавате. Аналогичным образом, если вы считаете маха-бхагавату обычным вайшнавом, это тоже апарадха» (Хари-катха «Сева — это личность»).

Сатьяврата д.: Могли бы Вы подробнее это объяснить?

Ари Мардан д.: Следует видеть парампару как в вертикали, так и по горизонтали. Если смотреть на бхагаватпарампару по вертикали, то можно увидеть, что в самом начале в этой сампрадае находятся великие учителя, которые не культивируют манджари-садхану, и поэтому их учение и ачар (пример духовной жизни) благоприятны для нас до тех пор, пока мы сами не начнём практиковать манджари-садхану. Наша ветвь в Брахма-парампаре начинается со Шрилы Мадхавендры Пури. Он предтеча Шри Чайтаньи Махапрабху и Его учения. Для нас основную важность представляют святые, которые приходили после Мадхавендры Пури. Когда Гаудии говорят «наша парампара», то подразумевается прежде всего именно этот отрезок в ней.

Когда мы рассматриваем парампару, условно говоря, по горизонтали, то важно видеть, что параллельно с маха-бхагавата-вайшнавами в качестве инициирующих учителей могут действовать те гуру, которые не являются уттама-адхикари. Их достаточно много. Среди них есть те, кто не обрел совершенства, поскольку несовершенных учителей всегда гораздо больше, чем совершенных. Несовершенные могут быть помещены на алтарь в один ряд с маха-бхагаватами только тогда, когда сами станут маха-бхагаватами. А до тех пор, пока могущественнейшие садху не признали кого-то великим святым, последний должен занимать положение ниже на алтаре. Если ставить всех: как совершенных, так и несовершенных учителей, — в один ряд, тогда это будет махавайшнаваапарадхой. Не следует всех, кто инициирует, сразу автоматически относить к бхагаватпарампаре. Сначала их и их заслуги должны признать великие святые. Мнение толпы невежественных каништха-адхикари никогда не принимается в расчёт. На него не ориентируются в выборе учителя.

Сатьяврата д.: Теперь я это понимаю.

Ари Мардан д.: Иногда некоторые преданные негодуют и говорят: «Почему вы прославляете только Ш.Бхарати Махараджа или Шрилу Гурудева? Почему не помещаете на свой сайт и других, ныне проповедующих учителей?» Всё очень просто:

1) Мы не отдаём свою жизнь тем, кто не обрёл совершенства.

2) Маха-бхагавата-вайшнавы очень редки, а потому прославляемых великих святых учителей не может быть много.

3) Великие святые никогда не призывают нас ставить на пьедестал своей веры тех, кто не является сад-гуру.

Сатьяврата д.: Вайшнавская традиция такая глубокая, в ней столько правил и предписаний, что можно потеряться. Мне кажется, что бхакти-йога это океан всяких нюансов и деталей. Как всё охватить? Так много всего.

Ари Мардан д.: Не нужно излишне переживать. Если Вы действительно искренний человек, тогда Господь всё устроит, даже если Вы не сможете поклоняться, следуя всем правилам и предписаниям, это не проблема. Господь главным образом ценит искренность. Он увидит и всё исправит, когда придёт время. Он сделает это через святых:

авиджнайа видханоктам хари-пуджа-видхи-крийам

курвам бхактйа самапноти шата-бхагам видханатах

«Если человек служит Кришне с искренним сердцем, не зная всех виддхи и предписаний, он достигает в сто раз больших результатов, чем тот, кто следует всем правилам и предписаниям, но без духа преданности Всевышнему» («Вишну-рахасья»).

Для нас важно понять главные правила. Второстепенные могут быть не так важны. Однако гуру-таттву нужно хорошо усвоить, для того чтобы выйти за пределы бхакти-абхасы и начать практиковать шуддхабхакти.

Сатьяврата д.: Вы упоминали о том, что гуру или какой-то преданный не должен иметь своей миссии. Что плохого в том, чтобы иметь индивидуальную миссию? Если кто-то из учителей имеет подобное, то почему это неприемлемо?

Ари Мардан д.: Дело в том, что у нас не может быть своей миссии, если мы являемся дасами, слугами вайшнавов. Наша миссия — это миссия нашего духовного учителя. Бывают случаи, когда шикша-гуру тоже может дать миссию дикша-инициированному преданному. Как бы то ни было, у нас в традиции нет места самодеятельности, поскольку традиция Гаудий очень тесно завязана на служении единому центру — Кришне. Когда человек, не обретя полномочий от Всевышнего или сад-гуру, пытается заниматься какой-то деятельностью, ему следует остановиться. Ему нужно прежде всего получить полномочия. Известно не мало случаев, когда ученик, закончив обучение у гуру, в связи с уходом последнего начинал делать что-то своё, то, что от него его учитель не ожидал.

Наш Гурудев, так же как и Бхактиведанта Свами, приходил для того, чтобы дать самое ценное – прему к Бхагавану. Это и была их самая главная миссия. Однако если гуру не достиг совершенства, он не может нести миссию своего гуру должным образом.

Сатьяврата д.: Почему?

Ари Мардан д.: Потому что у него нет премы. Он несовершенен. Прему может дать только совершенный вайшнав – маха-бхагавата.

Сатьяврата д.: Ваш учитель говорил о том, что его старшие ученики мадхьяма-адхикари. Разве у мадхьяма-адхикари нет премы?

Ари Мардан д.: Нет.

Сатьяврата д.: Но в определении мадхьяма-адхикари, которое мы находим в «Шримад-Бхагаватам», (11.2.46) сказано, что у него имеется према:

ишваре тад-адхинешу балишешу двишатсу ча 

према-маитри-крипопекша йахкароти са мадхйамах

«Мадхьяма-адхикари — это преданный, чьё сердце преисполнено любви к Ишваре, он поддерживает дружеские отношения с преданными Господа, милостив к невежественным и избегает общения с завистливыми».

Ари Мардан д.: Слово према в этом стихе НЕ указывает на наличие према-бхакти, несмотря на то, что внешне кажется, что према присуща мадхьяма-адхикари. Чтобы это понять, сначала применим логику. Если мадхьяма-адхикари уже имеет прему, а она указывает на главный признак высшего совершенства, тогда зачем этому садхаку двигаться к ступеням бхавы и премы? Ведь согласно стиху («Ш.-Б.», 11.2.46) он уже совершенен! Совершенному нет смысла идти к совершенству. И тем не менее нас по достижении мадхьямаадхикары всё же призывают идти дальше, к преме. Поэтому под словом према в упомянутом Вами стихе подразумевается нечто иное.

Если же обратиться к мнению ачарьев, то Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме» (Глава 8, стр. 224) объясняет этот момент: «Первым признаком мадхьяма-адхикари является то, что он испытывает прему к Шри Кришне. Слово према в этом случае указывает на шуддха-бхакти, признаки которой описаны в «Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.11: анйабхилашита шунйам…. Такая бхакти впервые проявляется в садхане мадхьяма-вайшнава, развиваясь затем до уровня бхавы и премы».

Сатьяврата д.: Получается, что это лишь какое-то подобие любви, а не према?

Ари Мардан д.: Да. Некий отсвет любви. Даже первый луч кришна-премы появляется только у бхава-бхакты, и известен он под именем према-сурьямшы. Вы найдёте это словосочетание в определении бхава-бхакти из «Бхакти-расамрита-синдху» 1.3.1 у Шрилы Рупы Госвами.

Сатьяврата д.: Это значит, что те, кто принимает мадхьяма-адхикари как гуру, не смогут достичь даже первого луча любви к Богу?

Ари Мардан д.: Однозначно. Поэтому не стоит рассчитывать на успех в бхакти, если вы примите мадхьямаадхикари как учителя. Даже если Вы будете его почитать как сад-гуру, это Вам не позволит прийти к совершенству. Более того, это будет вводить Вас в заблуждение.

Бхава-бхактамаха-бхагавата, а точнее он уттамакаништхаадхикари, начинающий уттама-вайшнав. Своего рода неофит в сфере уттама-адхикары. Он может поделиться своей любовью. Точнее, только первым лучом таковой. А мадхьяма-адхикари, как сказал Ш.Бхактивинода Тхакур, даст только доступ к шуддха-бхакти (преме). Именно поэтому наш Гурудев писал о важности дикши и шикши у маха-бхагаваты в комментарии к первому стиху «Манах-шикши» (стр. 21): «Гуру должен быть маха-бхагаватой, иначе ученик потеряет веру».

Сатьяврата д.: (смеётся): Кажется, я уже расстаюсь с ней.

Ари Мардан д.: Это хорошо, поскольку пока человек не потеряет веры в несовершенные объекты поклонения как в полноценные, он не обретёт веры в идеал, садгуру. Мы не сможем взять что-то в руки, если они заняты. Опустошите чашу своего сердца, избавившись от временной веры, и тогда Вы сможете налить в неё то, что приведёт к Абсолюту.

Сатьяврата д.: Но как же быть с верой в чистых преданных? Ведь нас учат таковой.

Ари Мардан д.: Чистый преданный – это преданный, который чист от заблуждений. Ведь не зря, когда он проходил ступень анартха-нивритти, он избавился от четырёх анартх, одной из которых является таттвабхрама. Эта анартха первая, с которой следует разобраться.

Сатьяврата д.: Что это такое?

Ари Мардан д.: Таттва-бхрама — это заблуждения относительно таттвы. Это понятие подразумевает не только освобождение от неправильного представления о Боге или практике, но и подобного представления о самом себе и своих обязанностях.

Сатьяврата д.: То есть Вы говорите, что мадхьяма-адхикари должен знать свою сварупу?

Ари Мардан д.: Только на зрелых ступенях мадхьяма-адхикары преданный сможет раскрыть свою сварупу, и то, до определённой степени. Более того, это возможно лишь в условиях хорошей садху-санги. В некоторых случаях даже на уровне бхавы человек не может понять природу своего истинного я. Об этом сказано в «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», когда обсуждается саманья-бхава (стр. 185).

Я же хочу сказать о другом. Когда преданный достигает положения мадхьяма-адхикари, он начинает осознавать, что без милости маха-бхагавата-вайшнава ему не суждено достичь уттама-адхикары. И тогда он начинает искать сад-гуру, считая общение с ним более важным делом, чем миссия принятия и обучения учеников.

Сатьяврата д.: Почему?

Ари Мардан д.: Потому что если он не обретёт милости маха-бхагаваты, он не сможет дать её своим ученикам, и тогда они так и останутся кочевниками этого мира, будут продолжать рождаться в мире садханы снова и снова, пока не обретут высшей милости джагат-гуру. Мадхьяма-гуру, который погрузится в свои внешние обязанности, не акцентируясь на личном бхаджане и общении с маха-бхагавата-вайшнавом, не принесёт настоящего блага ни себе, ни своим ученикам. Если мадхьяма-адхикари не встанет на уровень садхьи, совершенства, тогда он будет чувствовать себя неудовлетворённым. Он будет плакать день и ночь, ради обретения чувств, что приходят на уровне бхавы:

«гауранга» болите хабе пулака шарира
«хари хари» болите найане ба’бе нира

«Скоро ли наступит тот день, когда при пении имени «Гауранга» волосы на моём теле встанут дыбом, а глаза наполнятся слезами, едва я начну повторять святые имена «Хари Хари»?» («Прартхана», Лаласамайи, стих 1).

О чём молится Нароттама дас Тхакур в этом стихе? Об ашта-сатвика-викаре. Он страстно желает, чтобы саттвика-бхавы (т.е. пулака шарира и найане ба’бе нира) появились у него как следствие его прартхана коройе сада, непрерывной практики нама-бхаджана (стих 5). В этом бхаджане Нароттама дас Тхакур выступает в роли садхака, устремлённого к бхаве. Без бхавы он не может служить Кришне так, чтобы Он был доволен. Если Шри Кришна останется неудовлетворённым, тогда и садхак будет мучиться, с лобхой моля Господа о том, чтобы Тот даровал ему слёзы любви и другие украшающие бхава-бхакту признаки. Определять адхикару можно и нужно по интенсивности бхаджана. Если у мадхьяма-гуру нет такого рвения, тогда он в очень плохом положении.

Сатьяврата д.: Значит, не все мадхьяма-адхикари так хороши, как может показаться.

Ари Мардан д.: Это так. Также важно отметить, что если Вы не знаете настроений садханы, то Вы можете легко ошибиться даже в определении мадхьяма-адхикари, не то что махабхагаваты. Без понимания природы мадхьяма-бхакт в линии рупануг можно начать ошибочно почитать каништхабхагават за мадхьяма-бхагават.

Сатьяврата д.: Я наблюдал за некоторыми нашими учителями, они казались вполне удовлетворёнными своим положением. Они как-то особо не ищут кого-то для себя в качестве проводников к бхаве или преме.

Ари Мардан д.: Я не обсуждаю «наших» или «не наших». Я говорю о принципе, которому учат нас вайшнавы и бхакти-шастры. Затронутая нами тема касается всех преданных, без исключения. В какой бы организации они не практиковали, будь это ИСККОН или Гаудия Матх, если они не имеют признаков мадхьямаадхикари, значит они не мадхьяма-адхикари. Если Вы поймёте обсуждаемые нами принципы, тогда Вы сможете понять, кто «наши», а кто «не наши». Если кто-то следует указаниям ачарьев, то такие гуру или вайшнавы и будут приняты как наши. Дело не в том, кто к нам близок или далёк по внешним признакам, нам нужно искать анугату, исполняющего волю свыше, слугу совершенных слуг.

Один из таких совершенных слуг — Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. В комментарии на «Чайтанья-чаритамриту», Мадхья-лилу, 22.71 он акцентирует наше внимание на ОЧЕНЬ важном моменте: «Если преданный второй категории (мадхьяма-адхикари) НЕ ОБЩАЕТСЯ с более возвышенными преданными (уттамаадхикари), он НЕ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ».

Если Ваш гуру является признанным как мадхьяма-адхикари, тогда у Вас есть право задать ему вопрос: с каким уттама-адхикари он общается? Если Вы живёте с ним и видите, что он не получает шикшу от какого-либо маха-бхагавата-вайшнава, тогда Вам следует сделать вывод, что Ваш гуру находится в очень слабом положении. Либо он уже не является мадхьяма-адхикари, потеряв возвышенную садху-сангу, либо он совсем новичок в мадхьяма-адхикаре, и его мадхьяма-адхикара может быть потеряна в любой момент из-за отсутствия необходимой для него садху-санги.

Сатьяврата д.: То есть это значит, что даже если мы выберем кого-то из мадхьяма-адхикари в качестве гуру, то нужно присматриваться или наблюдать за тем, с кем он общается?

Ари Мардан д.: Если Вы стремитесь к совершенству, то да. Если не стремитесь, как многие, то делать это не обязательно. Но в таком случае Вы не должны считать, что находитесь в линии Шрилы Рупы Госвами. И также не считайте, что Ваш гуру — рупануга.

Сатьяврата д.: Почему?

Ари Мардан д.: Потому что рупануги следуют указаниям Шрилы Рупы Госвами, и они знают о самых высоких ценностях сампрадаи, решительно устремляясь к ним. Шрила Прабхупада, несомненно, является рупанугой, и он утверждает, что мадхьяма-адхикари не будет расти, если не будет общаться с маха-бхагаватой. А это значит, что такой мадхьяма-адхикари попросту будет пребывать в стагнации, и поэтому не будет двигаться к кришна-преме. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Чайтанья-манджуше» писал о наших идеалах:

арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам

рамйа качид упасана враджа-вадху-варгена йа калпита

шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан

шри-чаитанйа-махапрабхор матам идам татрадаро нах парах 

 

«Бхагаван Враджендра-нандана Шри Кришна и Его трансцендентная обитель Шри Вриндаван-дхама – объекты моего поклонения. Наилучший метод поклонения Кришне – тот, которому следуют юные жёны пастухов Враджа. «Шримад-Бхагаватам» – безупречное, лучшее и подлинное писание, а кришна-према – пятая и наивысшая цель человеческой жизни. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и оно для меня наиболее важно. МЫ НЕ ИСПЫТЫВАЕМ ИНТЕРЕСА ИЛИ УВАЖЕНИЯ К КАКИМ-ЛИБО ДРУГИМ МНЕНИЯМ, ОТВЕРГАЮЩИМ ВЫШЕСКАЗАННЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, ИБО ОНИ ЛОЖНЫ» (Перевод по «Шлокамрита-бинду», стр. 33-34).

Сатьяврата д.: Почему Вы подчёркиваете последнее утверждение этого стиха?

Ари Мардан д.: Потому что если мы желаем быть в анугатье, если желаем перенять настроение ачарьев бхагават-парампары, то те люди, которые не устремлены к кришна-преме, и их практика вместе с их идеями не должны нас интересовать, ибо всё то, что они несут, не достойно уважения и внимания. Практика бхакти, не устремлённая к кришна-преме, по словам Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, – ложная!

Сатьяврата д.: Но в стихе сказано, что ложным считается лишь мнение таких людей.

Ари Мардан д.: Если в основе поступков лежит ложная теория, она превращает деятельность также в ложную. Этот принцип зависимости практики (абхидхеи) от теории (самбандха-гьяны) многократно упоминается святыми всех мировых религий.

Конец 2 части

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*  Лекция об обязанностях ученика: http://sampradaya.ru/current/audio/2029-1-stupen-vayshnavskogo-obrazovaniya-kachestva-i-obyazannosti-uchenika.html