Совершенные представители Господа. Ари Мардан Прабху

Совершенные представители Господа 

 Ари Мардан дас


    В средние века, когда мир находился уже под гнётом Кали Махараджа, на землю пришёл Шри Чайтанья Махапрабху. Он явил людям пример подлинной преданности. Все, кто обладали бхактисукрити и божественным могуществом (нитья-сиддхи), признали в Нём спасителя и олицетворение символа веры. Святые поэты стали слагать стихи в честь Него и славили Его ради собственного очищения и блага всех поколений, которые могли бы обрести несомненную пользу, читая их прекрасную поэзию на бенгали и санскрите.

намас тасмаи бхагавате чаитанйайа махатмане

кали-калмаша-нашайа бхавабдхи-таранайа ча 

 

«Я почтительно кланяюсь Шри Чайтанье Махапрабху, Верховному Господу. Он избавляет живые существа от множества грехов, совершённых в нечистой атмосфере Кали-юги и дает им возможность пересечь великий океан повторяющихся рождений и смертей» (Кави Карнапур «Шри Чайтанья сахасра-нама-стотра», Стих 1).

    Славить вайшнавов, открывающих каждому поколению людей чистый гаудия-вайшнавизм, — это обязанность всех, кто желает блага себе и другим. Эта слава ориентирует души на тех возвышенных личностей, которые действительно могут привести к Богу. Такие люди свободны от лабхи, пуджи и пратиштхи. Поэтому им нужно выражать почтение независимо от того, где бы они ни находились и какую бы организацию ни возглавляли.

    Шрипад Шуддхадвайти Махарадж, проповедуя в Новосибирске в 2013 году, когда праздновался день явления святого нашего времени – Шрилы Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махараджа, начал рассказывать о его духовной жизни, отданной посланию Махапрабху. Посвящая свои лекции раскрытию могущества одного из самых известных представителей Шри Чайтанья Гаудия Матха, он объяснил, зачем он это делает. Махарадж сказал: «Святые утверждают, что прославляя возвышенных вайшнавов, каждый из нас будет духовно расти. Я делаю это для своего личного духовного блага. Если мы желаем себе духовного благополучия, то мы обязаны это делать».

    В современном мире бхакти-йоги, который возглавляет Шри Чайтанья Махапрабху и Шрила Рупа Госвамипад, мы можем видеть двух удивительных вайшнавов, находящихся на очень возвышенном положении и имеющих глубочайшую преданность Шри Шри Радха Кришне. Это знаменитые сегодня на весь мир Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж и Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж. Если бы не широкая проповедь Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Махараджа, то многие люди планеты так и не узнали бы про его духовного брата Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Госвами Махараджа, который очень скромно выполняет важную для всех жителей мира севу Бхагавану.

    Из писаний известно, что севамахатмы, которые нашли полное прибежище у стоп йога-майи, поддерживают вселенную! С этим мнением согласны все фундаментальные религии мира. Этим двум вайшнавам совершенно очевидным образом подходит стих из «Бхагавад-гиты» 9.13:

 

махатманас ту мам партха дайвим пракритим ашритах
бхаджантй ананйа-манасо гйатва бхутадим авйайам
 

 

«Великие души, о сын Притхи, это те, кто не покрыты иллюзиями. Они находятся под покровительством божественной природы и целиком отдают себя преданному служению Мне, потому что знают: Я – Верховный Господь, изначальный и неисчерпаемый».

    Оба вайшнава прожили всю жизнь, посвятив её целиком, без остатка служению миссии Шримана Махапрабху. Находясь в нара-лиле, они пребывают сейчас в очень преклонном возрасте, а потому представляют старейшин в мире бхакти-йоги. Редко можно встретить в мире таких людей как они. Поскольку огромное количество людей, устремлённых к бхакти, так и не показывают того поведения, которое можно было бы назвать идеальным.

    Одни посвящают хоть и незначительную часть своей жизни семейным отношениям и, пытаясь практиковать смешанную с грехом преданность, так и не вручают себя полностью Бхагавану. Другие, придя в бхакти, по невежеству или осознанно ведут себя недостойным образом. А третьи, практикуя недолго, хоть и активно, потом отходят в сторону, в тень. Так и не освободившись от анартх, и не оценив по достоинству дар Шри Чайтаньи, за пять или двадцать лет практики они увядают под гнётом мирских самскар. Однако эти два духовных брата, ученики Бхактидайита Мадхавы Махараджа, предались Всевышнему подобно знаменитым садху Враджи.

    Также как Шрила Нараяна Госвами Махарадж проповедовал по наставлению своего шикша-гуру Шрилы Бхакти Дживана Джанардана Махараджа возвышенные идеи бхагават-пармпары ради их сохранения и передачи последующим поколениям, также и эти два возвышенных санньяси проповедовали согласно настроению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и их духовного учителя. Только тот, кто следует наставлениям и настроению своего гуру, может считаться подлинным вайшнавом. И наоборот, если кто-то из учеников отклоняется от указанного настроения, он не является тем, кого можно назвать сат-шишьей. Идеальный ученик всегда будет послушен наказам своего гуру. Только так он принимает милость Бога. Иначе милость не придёт, йасйа прасадан на гатих куто ‘пи («Гурваштака», 8). 

    Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж и Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж очень строго следуют тем наставлениям, которые получили от своего духовного учителя. Их проповедь подобна проповеди могущественных маха-бхагават. Их имена нам известны – это Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами и Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махарадж проповедуют в их настроении не отклоняясь ни на йоту. Это достойно высочайшего уважения и поэтому делает их настоящими преемниками. Этот тип проповеди гораздо более важен для большинства стремящихся к Шри Кришне. Небольшая часть ачарьев, таких как Шрила Рупа Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Нараяна Госвами Махарадж преимущественно проповедовали для тех, кто перешагнул первую половину пути к Бхагавану.

    Многие преданные, которые составляют большинство вайшнавских общин, слушали Шрилу Нараяну Госвами Махараджа и читали сокровенную литературу, но так и не смогли ее понять. Это немудрено, поскольку то, что предназначено для мадхьяма— и уттама-адхикари, в значительной степени не может поместиться в сознании каништха-адхикари. Ещё гораздо меньше тех, кто сумел реализовать на практике всё то, что изошло с лотосных уст вышеперечисленных расика-вайшнавов. Почему это так? Потому что, если кто-то воплотит в жизнь катху маха-бхагават, посвящённую самым возвышенным темам, он сам станет маха-бхагаватой. А это очень и очень сложно. Поскольку бхава, согласно учению Шрилы Рупы Госвами — судурлабха – обретается крайне редко («Б.-р.-с», Пурва, 1.17):

клеша-гхни шубхада мокша-лагхутакрит судурлабха

сандрананда-вишешатма шри-кришнакаршини ча са

  

    Бхава символизирует вхождение в уттама-адхикару. А уттама-адхикари неимоверно редки. Об этом многократно сказано многими ачарьями. Все грантхи вайшнавизма повторяют эту истину снова и снова.

    Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж приехав в Москву в 2001 году (4 сентября) сказал: «Это великая редкость – истинный преданный, шуддха-бхакта. Он очень редок в этом мире. Очень редок! Среди бесчисленных, сознающих себя душ, те, кто приняли полное прибежище Господа Нараяны, очень редки. Если вы хотите качества, то никогда не получите количества. Если вы хотите количества, то вам придётся принести в жертву качество. Шуддха-бхакта! Вы его не сможете найти в любом месте. Но когда вы становитесь достойны, то встречаете шуддха-вайшнава. Такой гуру очень и очень редок».

    Таким образом, только единицы могут по милости Господа получить право реализовать возвышенные настроения сат-гуру таких, как нитья-лила правишта Шрила Нараяна Госвами Махарадж. Остальным суждено облизывать банку с мёдом снаружи и возможно даже не одну жизнь. Как только придёт кришна-крипа, как только сат-гуру будет полностью доволен своим усердным и талантливым учеником, так скоро в его сердце засияет привлекающая Кришну према. Поэтому настроение истинного учителя, явленное для избранных, сможет нести только бхагьяван-джива, душа, которая обрела великую удачу.

    Насколько милостивы Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж и Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, неся настроение большинства учителей бхагавата-парампары! Они являют его в наше время. Мы не настолько удачливы, родившись в то время, когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур уже оставил этот мир. Однако встретиться с ним можно, получив даршан этих двух могущественных маха-бхагават, чья проповедь выстроена в том же ключе, что и у сына Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Они ревностно, как и Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, охраняют враджа-прему и дают доступ к ней только самым достойным. Те, кто практикует согласно четвёртому стиху, на дханам на джанам на сундарим,  изречённому Самим Махапрабху, получают от этих вайшнавов высокую милость. Те же, кто заинтригован положением в этом мире и почестями, не обретают шикшу от них.

    Никогда не приветствуя сахаджию, эти махатмы бескомпромиссно уничтожают её в любом проявлении. Как только она начинает поблёскивать в глазах выскочек, тех, кто не прошёл ступень анартха-нивритти, эти вайшнавы сразу же осекают таких строгими словами. Они видят способности и уровень каждого, кто с ними соприкасается. Строго следуя наставлениям «Пракрита-раса-шата-душини», явленной во благо мира Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати, они дают возможность прикоснуться к тем идеалам, которому поклоняются гаудии. Очень осторожно они знакомят с той красотой и вечностью, что стоит в центре духовного мироздания. Делая это согласно бхакти-крама-патху (поступенчатости), они плавно подводят баддхаджив к тому, что приходит сюда с мира Голоки. Эта осторожность достойна того, чтобы принять её, поскольку преданный будет застрахован ею от апарадх в сторону Божественной Четы.

    Подлинный гуру знает, что с теми учениками, которых так и не меняет возвышенная хари-катха, не следует обсуждать возвышенные темы. Даже если они повторяют харинаму и не избавляются от греха, это значит, что они не достойны слушать о лилах, которые Божественная Чета скрывает даже от тех нитья-парикаров, что пребывают в ватсалья-расе.

«ахам-мама» бхава-саттве нама кабху хайа на

бхога-буддхи на чхадиле апракрита хайа на 

 

«Святое имя Кришны не явится тому, кто связан телесным пониманием жизни и принципами «я» и «мое». Пока человека влечет к мирскому счастью, он не достигнет духовного уровня».

бхава-кале дже авастха садханагре боле на

вайдхи шраддха садханете рагануга хайа на 

 

«Без садхана-бхакти (соблюдения правил, заповедей и обрядов духовной жизни) напрасно ждать наступления бхавы. Пока вера человека слаба (вайдхи-шраддха), его духовная жизнь зависит от правил и ограничений (виддхи). Ему ещё очень далеко до той естественной привязанности к служению, что называется раганугабхакти» («Пракрита-раса-шата-душини», стихи 3,8).

    Эти слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура воплощены в реальность на примере Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Махараджа и Шрилы Бхакти Вигьяны Махараджа. Следуя принципам Махапрабху, они даже во сне не помышляют о том, чтобы думать о женщинах или престиже. Все знают, что их репутация свободна от подозрений. Сколько санньяси опозорились своей связью с женщинами! Они остаются наедине с ними якобы для эффективной проповеди, касаются их без зазрения совести, обнимают, прикрываясь радостью встречи. Всё это люди, которые не устояли под натиском эпохи Кали. Им не суждено иметь все благословения Шри Махапрабху. А потому кришна-лила для таких маловеров – не более, чем предмет для разговора.

    Шрипад Шуддхадвайти Махарадж, приехав проповедовать в Кемерово в июле 2013 года, рассказывал о том, насколько строг Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж к себе в отношениях с женщинами. Когда дочь Шрипада Шуддхадвайти Махараджа пришла на встречу с возвышенным представителем Шри Чайтанья Гаудия Матха и взяла караталы для того, чтобы подыграть гостям в киртане, её остановили. Слуги Шрилы Тиртхи Махараджа сказали, чтобы она передала караталы мужчинам, поскольку те, кто считают себя телом, передают своё настроение на тонком уровне, чем бы они ни занимались. Что говорить о том, чтобы Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж позволял себе касаться женщин. Он не делает этого даже в мыслях. В этом он схож по настроению с учениками Махапрабху. Это чудо – быть с тем вайшнавом, который смог перенять настроение бхакти времён Махапрабху и явить его миру.

    Недавно мне удалось взять интервью от одного серьёзного и очень активного вайшнава, который является учеником Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Махараджа. Его имя Мадан Гопал Прабху. Он представитель своего духовного учителя в Словении. Он занят организацией лекций в своей нама-хатте.

    Когда бы он ни присутствовал во время хари-катхи своего гуру или Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, они часто смотрят именно на него, поскольку он развил близкие отношения с ними, а потому сможет донести послание до остальных преданных, что слушают их лекции. Он хорошо понимает таттва-сиддханту и уже продолжительное время занимается непосредственным служением в Гаудия Матхе, поэтому чувствует настроение этих возвышенных ачарьев.

Интервью 

АМдас: Харе Кришна, Мадан Гопал Прабху! Примите мои поклоны.

МГдас: Харе Кришна, Прабхуджи, дандаваты.

АМдас: Я хотел бы попросить Вас немного рассказать о Вашем духовном учителе Шриле Бхакти Валлабха Тиртхе Махарадже. Не могли бы Вы ответить на мои вопросы?

МГПрабху: Сегодня, в этот благоприятный день Баладева-пурнимы, я с радостью отвечу на них, поскольку в этот день очень важно помнить о подлинных духовных учителях.

АМдас: В каком году Вы получили посвящение у Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Махараджа?

МГПрабху: Я получил посвящение в харинаму в 1999 году, а дикшу мне дали в 2000 году.

АМдас: Я слышал, что Ваши родители также являются серьёзными преданными? Кто их учитель?

МГПрабху: Моя мать получила посвящение у Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа, а мой отец получил посвящение у Шрилы Бхакти Вайбхавы Пури Госвами Махараджа.

АМдас: Они очень удачливы, получив возможность инициироваться у таким именитых вайшнавов! Как произошёл Ваш личный выбор духовного учителя?

МГПрабху: В 1998 году, услышав лекции Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, которые у меня были записаны на магнитофонных кассетах, я понял, что мне необходимо принять в качестве духовного учителя истинного гуру, уттама-адхикари. Я понял, что Голоки невозможно достичь, если не принять прибежище у bona-fide-гуру. Я спланировал поездку в Индию, чтобы встретиться там с истинным садху, таким как А.Ч.Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

    Когда моя мать узнала о том, что я еду в Индию, она попросила меня по дороге передать письмо её духовному учителю Шриле Бхакти Валлабха Тиртхе Махараджу. Я сделал это. Однако когда я увидел её гуру, то сразу понял, что он очень возвышен, и его стоит принять в качестве своего духовного учителя. Таким образом, я первый раз встретился с моим Шрилой Гурудевом.

Это было в Маяпуре, во время парикрамы по Навадвипе в 1999 году.

АМдас: Интересная история. Как давно Вы знакомы с сознанием Кришны?

МГПрабху: Мой первый контакт с преданными Шри Кришны и моим принятием Его, как Верховного Господа был в 1988 году. Моя мать и некоторые другие преданные в нашей стране являются последователями Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа. Они обучались на его лекциях и книгах.

АМдас: Вы потомственный преданный, это очень хорошо. Что привлекло Вас к Шриле Бхакти Валлабха Тиртхе Госвами Махараджу?

МГПрабху: Всё. Ещё до того, как увидеть его, только слушая о нём от других, я чувствовал, что уже хочу быть его учеником, и поэтому ещё до посвящения желал служить ему. Потом, когда я увидел его духовную красоту и услышал от него о Верховном Господе Шри Кришне, я почувствовал, что он на самом деле лично знает Его. Позже я увидел все возвышенные качества в моём Гурудеве и каждый раз, когда бы я не встречался и не жил с ним, я замечал всё новые и новые грани его божественной личности. Его трансцендентные качества неограниченны по количеству и глубине. Несомненно, он является личным спутником Верховного Господа Шри Кришны и Радхи.

АМдас: Какое особое качество Вы выделяете в своём гуру или хотели бы отметить?

МГПрабху: Любовь.

АМдас: Это самое важное! Как относится Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж к сотрудничеству с другими вайшнавскими организациями?

МГПрабху: Он сотрудничает со всеми другими организациями с большим уважением к ним и настроением служения. Он всегда готов помогать всем.

АМдас: Это замечательно, поскольку многие группы ведут себя как секты.

    Как относится Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж к сотрудничеству с вайшнавскими миссиями?

МГПрабху: Все организации, проповедующие бхакти, близки ему. Он готов принять любые предложения со своей стороны. Он готов поддерживать все те организации, что проповедуют санатана-дхарму в любой точке мира.

АМдас: Каково его отношение к последователям Шрилы Нараяны Госвами Махараджа?

МГПрабху: Он уважает их и приветствует всегда, когда они к нему приходят. Будучи дружелюбно настроенным, он проявляет к ним сострадание, если они приходят к нему за помощью.

АМдас: Даёт ли он посвящение в санньясу? Сколько у него санньяса-учеников?

МГПрабху: Да, он даёт санньясу, но только тем, кто очень искренен. Примерно у него получило санньясу чуть больше двадцати человек.

АМдас: В этом он подобен моему духовному учителю и Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Они не давали санньясу многим преданным. Старались выбирать достойных или тех, в кого можно вложить свою надежду.

    Каковы взаимоотношения у Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Махараджа с Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Махараджем?

МГПрабху: Они дорогие духовные братья. Они очень уважают друг друга и служат друг другу. 

АМдас: Я помню, что Вы мне говорили о том, что Вы больше всего любите изучать «Шри Чайтанья-чаритамриту». Какого героя «Чайтанья-чаритамриты» вам напоминает Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж?

МГПрабху: Махапрабху! Наш Шрила Гурудев подобен Ему. Он, конечно, не Сам Кришна, поскольку Бог и нитья-сиддха отличаются друг от друга по таттве. Я имею в виду то, что как чистый преданный, исполняющий все предписания, он подобен Самому Махапрабху. 

АМдас: Пожалуй, это самое лучшее сравнение. Это мне напоминает слова Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа. Он сказал в своей хари-катхе, что подлинный гуру также хорош, как Сам Шри Чайтанья Махапрабху.

    Некоторые преданные считают, что Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж очень строг. Рассматриваете ли Вы это его качество как некий недостаток?

МГПрабху: Это не недостаток, это преимущество. Настоящий гуру всегда строг. Эта строгость необходима для вечного блага учеников. В то же самое время истинный духовный учитель не строг ко всем без исключения. Он учитывает силу ученика и, если преданный не может вынести его строгости, то и отношение к нему будет соответствующим. Он не навязывает себя и свои указания ученику.

АМдас: Некоторые преданные не совсем могут понять настроение Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Махараджа. Они говорят: «Я не чувствую сердцем, что этот вайшнав меня привлекает». Что Вы можете посоветовать им?

МГПрабху: Человек не может рассчитывать на своё осквернённое сердце также, как он не может рассчитывать на любую силу этого мира для того, чтобы оценить положение вайшнава. И в то же самое время важно понимать, что духовная жизнь основана на свободной воле и естественном влечении. Нет нужды торопиться и принимать посвящение. Когда ученик сам созреет для выбора, тогда он выберет себе того гуру, которого достоин.

АМдас: Говорит ли Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж о том, что прежде, чем принять духовного учителя, необходимо его прежде проверить? В последнее время можно видеть людей, слепо принимающих духовных учителей. Что он говорит о гуру-парикше?

МГПрабху: Да, долг ученика совершить парикшу. Никогда не следует принимать учителя слепо. Подлинный гуру должен обладать полнотой духовного знания и реализовать свою связь с Верховным Господом. Если он способен правильно использовать гнев и не поддаваться ему, тогда он гуру.

АМдас: В каких странах Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж проповедовал и давал посвящения?

МГПрабху: У него есть ученики по всему миру. В США, Мексике, Венесуелле, Словении, Франции, Англии, Южной Африке, Германии, Голландии, Индии, Италии, России, Украине, Беларусии, Швецарии, на Гавайских островах и во многих других странах, у него много учеников.

АМдас: Сколько книг написал Шрила Бхакти Валлабха Тиртха к сегодняшнему времени?

МГПрабху: Он написал примерно десять книг на английском языке, а на бенгали было написано им очень много работ. Их сложно перечислить.

АМдас: Что бы вы хотели пожелать тем преданным, которые хотят получить посвящение у Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Госвами Махараджа?

МГПрабху: Они должны встретиться с ним, оценить его возвышенное положение и только потом попросить его пролить на них свою милость. Они должны соблюдать все наставления, которые он даст им во время получения инициации. Есть некоторые правила и ограничения, которым необходимо следовать в своей духовной жизни. Есть также некоторые предписания, которые должны быть приняты прежде, чем принимать гуру. Гуру Махарадж объяснит все эти моменты в деталях. Тогда посвящение принесёт свои благие плоды.

АМдас: Большое спасибо, Прабху. Примите мои почтительные поклоны.

МГПрабху: Спасибо Вам. Вы мне смогли помочь помнить о славе Шрилы Гурудева. Поклоны.

(Интервью состоялось 21.08.2013г.).

Ари Мардан д.

2013г.