Смирение перед Всевышним. Яна Савина

Смирение перед Всевышним

 

удбуддха-сварупе карпанйа свабхаве

Смирение – естественный признак пробудившейся души.

Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж

Чем обычно занято твоё сердце? Поисками наслаждений, развлечений, стремлением к материальным благам и к, так называемому, «земному счастью»…

У людей это называется — искать смысл жизни.

Помнишь, как судорожно хватался ты за других людей, ища любовь, в надежде, что они сделают тебя счастливым? А потом вновь и вновь уходил от них, разочарованный и обиженный. Ты обвинял другого в несовершенстве, сокрушаясь, что вы не сошлись характерами. Себя ты оправдывал при этом так: «Я сделал всё, что мог!».

А случалось ли тебе провожать ушедшего в иной мир близкого человека? Как больно было, что он оставил тебя, как неистово ты оплакивал потерю, думая, что он унёс с собой твоё счастье. Ты регулярно ходил навещать его тело, нашедшее свой приют в земле, и грустил о том, кто причинил тебе такую боль.

Потом ты с головой бросался в пучину самосовершенствования, но, увы, не духовного, а сугубо материального. Ты карабкался вверх по карьерной лестнице, жаждал признания, славы, денег, власти. И, возможно, даже добивался всего этого… Но приносили ли тебе счастье эти материальные блага? Или они оставляли привкус горечи и бессмысленности на твоих губах?

Вероятно, был в твоей жизни и такой непростой период, когда ощущение безысходности и пустоты ты старался заполнить одурманивающими средствами, едой, экстремальными видами спорта? Ты ходил по краю пропасти, не понимая, как тебе заполнить эту зияющую дыру в твоей душе.

Злая прихоть судьбы — иметь греховные побуждения в сердце, стремящемся служить Кришне:

джихва тане раса прати упастха кадартхе,

удара бходжане тане вишама анартхе

чарма тане шаййадите, шравана катхайа,

гхрана тане сурабхите, чакшу дришйе йайа

кармендрийа карме тане, баху-патни йатха,

гриха-пати акаршайа мора мана татха

э мата авастха мора шри-нанданандана,

ки рупе томара лила кариба смарана

«Язык жаждет вкусов, плоть — любовных утех, желудок — обильной и чрезмерной пищи, кожа — неги и ласки, ухо — сладких речей, нос — изысканных запахов, глаза — чарующих форм. Как муж многих жён их прихоти послушно исполняет, так и мой ум рвётся исполнить прихоти чувств. О милый сын Нанды, таков мой удел. Как я же смогу созерцать в своём сердце Твои сладостные лилы?»  (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур)

Ох, как же часто ещё в твоём сердце громоздятся страхи, взбираясь друг на друга, крича, привлекая твоё внимание:

  • А вдруг ты останешься без работы?
  • А если твои близкие умрут?
  • А, может, ты лишишься ноги?
  • А велика ли вероятность потерять жилье?

И ты живёшь с этой дрожью в сердце, с этой пустотой в душе, гонимый страхами, одолеваемый скукой. Почему так происходит? Анашританам асад аваграхад эва вивидхарттих — все страдания непреданных душ возникают из-за их склонности к иллюзорным вещам, лишённым связи с Господом. Это подтверждается и в «Шримад—Бхагаватам» 3.9.6:

тавад бхаиам дравина-деха-сухрин-нимиттам

шоках сприха парибхаво випулаш ча лобхах

таван мамети асад-аваграха артти-мулам

иаван на те ’нгхрим абхаиам правринита локах

«О Господь, пока люди этого мира не обретут надёжное прибежище под сенью Твоих лотосных стоп, дарующих бесстрашие, они будут беспрестанно тревожиться за своё имущество, тело и близких. Преисполненные скорбью, наваждением, жадностью и страстными желаниями, они будут не в силах избавиться от страданий, которые глубоко укоренились в ложных представлениях о “я” и “мое”» .

Ведь ты не знаешь, в чём истинный смысл жизни. Или знаешь? Но гонишь прочь от себя эти мысли – для тебя это слишком невероятно!

Разве это может быть так просто? Просто смириться и довериться Ему – тому, кого называют Богом.

бхаварти-пидиамано ва, бхакти-матрабхилаши апи

ваимукхйа-бадхиамано ’нйа-, гатис тач чхаранам враджет

«У тех, кто терзаем сильным страхом перед жизнью в этом мире, или тех, кто хотя и желает начать служить Богу, но всё же не уповает на Него в трудностях, запутавшись в болезненном материальном существовании, нет иной альтернативы кроме самопредания Всевышнему Господу» («Прапанна-дживанамритам» Введение).

Когда ты поворачиваешься в сторону Бога, который все эти годы терпеливо ждал тебя, ты изумляешься: Он всегда был с тобой!

Он позволял тебе все эти мелкие шалости, Он давал тебе возможность наделать ошибок и набить шишек на жизненном пути. Чтобы однажды ты сам загнал в себя в тёмный угол жизни с видом на Бога.

И тогда ты, сидя в своём углу, уставший от бессмысленных исканий, вдруг оглядываешься на свою жизнь и начинаешь испытывать… отвращение. Да, самое настоящее отвращение, а ещё боль раскаяния, а ещё острое чувство вины, а ещё стыд и невозможность просить Его о прощении. Так проявляются грани смирения в душе. Упалабдха-сва-доша-сахасрасйапи тач чарана-паричарййа-лобхо ‘пй аварй-йаманах — когда постигается величие Господа, даже молитва о служении Богу может ощущаться даже как дерзость. Святой Ямуначарья из Шри-сампрадаи сказал:

амарйадах кшудраш чаламатир асуйа-прасавабхух

критагхно дурмани смара-паравашо ванчана-парах

нришамсах папиштхах катхам ахам ито духкха-джаладхер

апарад уттирнас тава паричарейам чаранайох

«Позор мне, осквернённому грехом, дерзкому, бесстыдному и жесткосердному. О Верховный Господь, как посмел я своенравно претендовать на положение Твоего слуги; ведь об этом не дерзают мечтать ни Брахма, ни Шива, ни четыре Кумара, ни другие могущественные личности».

Ведь все эти годы ты знал о Нём, но всё равно гнал от себя прочь эти мысли, заслонял их страхами, недоверием, гордыней. Да я и сам смогу! И Он давал тебе эту возможность.

Хотя всё было так очевидно с самого начала…

И вдруг ты устал барахтаться в этой бессмысленности. Ты остановился, ты – о, чудо! – смирился!

Ты понял, кому ты обязан, для кого и благодаря кому ты здесь! Это также иллюстрируется молитвами выше цитируемого святого:

нимаджджато ‘нанта бхаварнаванташ

чирайа ме кулам иваси лабдхах

твайапи лабдхам бхагаванн иданим

ануттамам патрам идам дайайах (16)

«О Господь, потеряв счёт времени, я тонул в бездонном, безграничном океане материального бытия, и вот теперь наконец достиг берега — обрёл Тебя, свое Божество. И Ты во мне обрёл наконец того, кто более других нуждается в Твоей милости».

Тебе хочется ликовать и плакать, молиться и кричать, меняться и одновременно оставаться в этой благостной точке своей жизни. Да, тебя одолевают противоречивые эмоции. В твоей душе — буря, в твоём сердце — боль.

Но, заметь, там больше нет пустоты! А это самое главное.

И в глубине души ты знаешь – Он простит! Как прощал тебя все эти годы, когда ты гонялся за материальным счастьем. Он протянет тебе Свою руку, откроет тебе сокровенные знания, утрёт твои слезы.

И всё это только потому, что ты понял – Он есть!

И тогда проявляется апурва-пхалатвам — несравненно милостивое вознаграждение самопредания.

винашиа сарва-духкхани, ниджа-мадхурйа-варшанам

кароти бхагаван бхакте, шаранагата-палаках

«Из-за огромной любви к предавшимся душам Господь лично рассеивает все их страдания и милостиво проявляется в их сердцах, даруя экстатическое ощущение Своего абсолютного присутствия». («Прапанна дживанамритам» 47, Введение).

Все эти долгие годы смирению твоему, единению с Богом мешало эго. Оно уводило тебя от истины, нашёптывало тебе льстивые речи о том, что ты всё можешь и сам, водило тебя по тому краю пропасти, где ты чуть не оступился однажды, а, может, и не раз…

Истинное смирение помогает сердцу и душе очиститься от эго, принять всё то, что посылает Бог в твою жизнь, с любовью и благодарностью.

И больше не нужно судорожно искать, бороться, заполнять пустоту внутри себя тем, что не в силах это сделать, бояться и страдать. Нужно только принимать Его блага в свою жизнь!

Именно это – смысл человеческой жизни, путь её души, возвращение домой, к Отцу. Почему это так? Потому что сарвартха-садхакатвам предавшейся Господу душе во всем сопутствует успех:

самсаре ’смин маха-гхоре, моха-нидра-самакуле

ие харим шаранам ианти, те критартха на самшаиах

«В беспросветном мраке этого бренного мира царят иллюзия и невежество. Однако те, кто предался святым лотосным стопам Господа Хари, будут успешны во всём, за что берутся. В этом нет никаких сомнений» («Прапанна дживанамритам» 15, Введение).

Пусть смирение твоё будет искренним, глубоким, всепоглощающим. И тогда ты сможешь в полной мере испытать всю полноту Его божественной любви – Он защитит тебя в любой ситуации. Это несомненно так, поскольку шесть аспектов предания описываемые святыми знают многие:

анукулиасйа-санкалпах, пратикулйа-виварджджанам

ракшишиатити вишвасо, гоптритве варанам татха

атма-никшепа-карпание, шад-видха шаранагатих

  • принятие благоприятного для бхакти;
  • отвержение неблагоприятного для бхакти;
  • твёрдая вера в то, что «Он обязательно защитит меня» — ракшишиатити вишвасо;
  • принятие Господа как своего хранителя;
  • полная зависимость от Него
  • и ощущение крайней беспомощности без Него 

Помни, ты беспомощен без Бога, но с Ним ты – в полной безопасности.

Как жить – твой выбор, Бог даёт тебе это право. Но, пожалуй, ты и сам уже убедился в том, что жизнь без любви к Богу не имеет смысла.

Высшей благости тебе и смирения, о, человек!

Автор: Яна Савина

Редактор: Ари Мардан д.