Шрила Прабхупада ::: Шри Брахма-самхита, лекция Бомбей (3 января 1973, Бомбей)

Шрила Прабхупада. Шри Брахма-самхита, лекция Бомбей (3 января 1973, Бомбей)

Шри Брахма-самхита, лекция
(3 января 1973, Бомбей)

План Лекции

1. Итак, Господь Брахма описывает Кришну.
2. Они ищут Бога.
3. Итак, Шримад Бхагаватам является изначальным объяснением Веданта-сутры
4. Кришна. Нет разницы между Бхагавад-гитой и Бхагаваном.
5. Они не могут даже одного человека сделать преданным Кришны.
6. Итак, если мы хотим понять Кришну,
7. Садху означает
8. Один преданный Чаитанйи Махапрабху, Мукунда, был Его очень сокровенным слугой.
9. Не отклоняйте своё внимание ни на что другое.
10. Бог один — Кришна.
11. Цель Вед — познать Кришну.
12. Итак, Кришна-лила, это не что-то выдуманное,
13. Например, есть люди, которые читают Бхагавад-гиту, но не понимают Кришну.
14. В шастрах говорится о двенадцати махаджанах:

Ответы на вопросы:

15. ( о пранаяме ) Ваш вопрос касается людей, которые слишком погрузились в телесное сознание.
16. Самое главное  — это чтобы ваш ум был сосредоточен на Кришне.
17. Но мы не замечали до сих пор, что йоги с помошью пранайамы знали что-нибудь о Боге.
18. Прабхупада: Это хорошо, но мы должны практически видеть кем он стал. Одни разговоры не помогут.
19. “Кришна, это невозможно практиковать”
20. Три раза. Когда мы хотим  подчеркнуть какой-то важный момент, мы говорим три раза: “Делай  это, делай это, делай это!”
21. Нет разницы между именем и личностью.
22. Индийский репортер: Почему они говорят, что в некоторых мантрах — чакры и т.п.?
23. Йоги, курящие ганджу?
24. Прабхупада: Итак, рассматривайте всё практически. Одни разговоры не помогут.
25. Нет никакой речи о шата чакре или другой чакре. Нет. Это непосредственный контакт с Кришной.
26. Индийский репортер: Вот почему Он называется Йогешвара.

Шри Брахма-самхита,
лекция Бомбей, 3 января, 1973

(преданные повторяют стихи Брахма-самхиты)

Преданные: … говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами.

Прабхупада: Спасибо. Итак, говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Эти стихи Брахма-самхиты составлены Господом Брахмой. Поэтому в ведической литературе они называются “самхита”.  Самхита означает часть ведической литературы.  Итак, Господь Брахма описывает Кришну.

Иногда задают глупый вопрос: “Кришна появился пять тысяч лет назад. Как Он стал Богом?”. В действительности это не так. В Брахма-самхите Господь Брахма описывает то, что было в самом начале творения. Брахма — первое живое существо в этой вселенной. И он описал Кришну так, как он Его понял на своем опыте, как он  Его осознал.

В Веданта-сутре Кришна описывается как джанмадйасйа асйа йатах: Он является Верховной Личностью от которой всё произошло.

И Кришна подтверждает это в Бхагавад-гите:
ахам адир хи деванам
/БГ 10.2/

“Деванам”  означает, что Кришна существовал до Брахмы, Вишну, Махаишвары. И Кришна является “ади” (прим.пер. “ади” — “изначальным”) также по отношению к всем этим девам. Ахам адир хи деванам. Ахам сарвасйа прабхаво. “Всё произошло из Меня”.

ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах
/БГ 10.8/

Итак, Кришна — ади-пуруша. Арджуна также подтверждает  это. После того как Арджуна понял Бхагавад-гиту, он заявляет:

парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван
пурушам шашватам дивйам ади-девам аджам вибхум
/БГ 10.12-13/

“Ади-девам”: изначальная личность. Как, например, в нашем генеалогическом древе — в каждой семье есть предок — у него есть сын, у того сына свой сын, внук, правнук. Таким образом семья расширяется. Подобным образом это творение берет свое начало от Кришны.

В чатух-шлоки Бхагаватам тоже говорится:
ахам эвасам эвагре — “Я, Я существовал до творения”
/ШБ 2.9.33/

Даже Шукрачарйа, имперсоналист, тоже говорит:
нарайанах паро ‘вйактат
/Бхагавад-гита-бхашйа, Шанкара/

“Верховная Личность Бога, Нарайана, находится вне этого материального творения”.

нарайанах паро ‘вйактад андам авйакта-самбхавам. Из авйакты, непроявленной материальной махат-таттвы, возникло это материальное творение. До материального творения, за пределами материального  творения находится Кришна.

Поэтому в Брахма-самхите Господь Брахма описывает Кришну в каждом стихе: говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Говиндам ади-пурушам: Он  — Изначальная Личность.

Кришна также говорит:
маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа
/БГ 7.7/

Нет больше пара-таттвы, высшего источника, помимо Кришны. Поэтому мы, это движение сознание Кришны, пытаемся представить цивилизованному человеческому обществу этого ади-пурушу, изначальную Верховную Личность Бога.

Они ищут Бога. Есть так много обществ — теологическое общество, теософическое общество — они ищут Бога. Почему бы вам не обратиться к Ведической литературе?

Информация о Боге есть в ведической литературе и Бог Сам появился и рассказал о Себе в Бхагавад-гите. И Бога принимают не только сейчас, но и пять тясыч лет назад все великие мудрецы, святые, великие риши признавали в Кришне Верховную Личность Бога тогда, когда Он присутствовал на Земле. Нарада, Девала, Вйаса.

Это объясняется в десятой главе. Все вы знаете Кришну — 
парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван пурушам
/БГ 10.12-13/

Он не безличен. Пурушам. Пурушам означает индивидуальное живое существо. Т.е. Он не женского рода . Пурушам ознчает мужской род. пурушам шашватам. Шашватам, изначальный; адйам, первый. Таким образом.

И Арджуна тоже ссылается на мнение всех великих мудрецов. В то время Вйасадева всё еще присутствовал.

Итак: “Вйасадева принимает Тебя, Нарада принимает Тебя, Асита, Девала, значительные, очень значительные великие мудрецы признают Тебя (Верховной Личностью). Ты Сам лично говоришь (об этом) и я осознал, что Ты  — Верховная Личность Бога”.

Это Кришна. Кришна не какая-то подделка.  Как в наши дни стало модно выбирать Бога голосованием. Нет. Бога невозможно создать. Бог есть Бог. Богом становятся не при помощи мистической силы или при помощи так называемой медитации или при помощи магии. Нет. Бог есть Бог. Никто не может стать Богом. Асамаурдхва.

В Бхагавад-гите Кришна описывается как
праджапатис твам прапитамахаш ча
/БГ 11.39/

В одинадцатой главе вы можете найти эти слова. Брахма называется питамаха, потому что Он отец отца. Если вы будете изучать генеалогическое древо этой вселенной, особенно человеческого общества, тогда вы (будете следовать следующему порядку): я был зачат моим отцом, мой отец был зачат его отцом, а он  — его отцом,  а он  — его отцом — так вы будете продолжать. Затем в конечном счете у вас не останется терпение, чтобы продолжать исследования, тогда вы можете  обратиться к шастрам, там вы найдете нужную информацию: Изначальным отцом этой вселенной является Господь Брахма; поэтому  к нему обращаются, называя его “питамаха”.

Но есть также отец Брахмы: Гарбходакашайи Вишну. Гарбходакашайи Вишну является экспансией Каранодакашайи Вишну, изначального Вишну и Каранодакашайи является экспансией Санкаршаны. Сакаршана является экспансией Нарайаны. Нарайана  — это экспансия другого Санкаршаны и тот Санкаршана  — экспансия Баладевы. А Баладева — экспансия Кришны. Об этом вы можете  узнать в шастрах. Поэтому Кришна — изначальная личность. Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами.

Это не так, что какой-то художник изобразил привлекательным образом Кришну и мы поклоняемся Ему. Нет. Кришна — это изначальная личность. Он описывается в Самхитах, в Ведах, в Риг-Веде: ом тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайах. Это объясняется также в комментарии к Веданте-сутре, в Шримад-Бхагаватам: джанмадасйа асйа йатах. Потому что Веданта-сутра начинается с афоризма: джанмади асйа йатах.

Итак, Шримад Бхагаватам является изначальным объяснением Веданта-сутры. В комментарии на Веданта-сутру, Шримад-Бхагаватам, говорится:

ом намо бхагавате васудевайа
джанмадй асйа йато `нвайад
итараташ чартхешв абхиджна(гйа)х сварат
тене брахма хрида йа ади-кавайе
мухйанти йат сурайах
/ШБ 1.1.1/

Такое описаие. Итак, ади-кавайе. Ади-кавайе означает Брахма. Брахма — ади-кавайе.

Итак, тене брахма. Брахма означает шабда-брахман, ведическая литература. Кришна дал наставления, вложил их в сердце Брахмы. Поскольку на заре творения Брахма был единственной личностью, единственным живым существом. И может возникнуть вопрос: “Как Брахма получил ведическое знание?” Это объясняется здесь: тене брахма хрида йа ади-кавайе.

Брахма означает ведическая литература. Шабда-брахман. Информация о Боге, Его описания — это тоже Брахман. Брахман абсолютен. Нет разницы между Брахманом и литературой, описывающей Брахман. То же самое, например, можно сказать о Бхагавад-гите — между ею и Кришной нет разницы. Бхагавад-гита это тоже Кришна. В противном случае, почему этой книге поклоняются с давних пор, уже пять тысяч лет назад, если она не является Кришной? В настоящее время издано так много литературы, так много книг. Проходит год, два года, три года — и конец. Никто ей не интересуется. Никто ей не интересуется. Какую бы литературу вы ни рассматривали в мировой истории, никакая книга не может существовать пять тысяч лет и постоянно изучаться многими, многими учеными, религиоведами и философами, всеми. Почему? Потому что это Кришна.

Кришна. Нет разницы между Бхагавад-гитой и Бхагаваном. Шабда-брахман. И Бхагавад-гиту невозможно воспринимать как  обычную литературу  и пытаться объяснять её при помощи так называемого фундаментального знания. Нет.  Это невозможно. Негодяи и глупцы пытаются объяснять Бхагавад-гиту с помощью своего так называемого элеметарного знания. Это невозможно. Это шабда-брахман. Оно будет явлено личности, которая обладает преданностью Кришне.

йасйа дева пара бхактир йатха деве татха гурау. Это ведические наставления:

йасйа дева пара бхактир йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах
/Шветашватара-упанишад, 6.23/

Оно будет явлено. Поэтому ведические тексты называются  явленными писаниями. Это  не так, что я понимаю её благодаря вашему элементарному фундаментальному знанию. Я могу купить Бхагавад-гиту и раз я знаю грамматику, то я могу понять. Нет. ведешу дурлабхам.

В Брахма-самхите говорится
ведешу дурлабха
/Брахма-самхита 5.33/

Вы можете зучить всю ведическую литературу, будучи ученым человеком и имея литературоведческие познания — дуралабха, это невозможно. ведешу дурлабха. И вот почему те объяснения, которые пытались давать личности, опиравшиеся на свою ученость, никого не интересуют. Они не могут даже одного человека сделать преданным Кришны. Это вызов. В Бомбее есть так много людей, которые объясняют Бхагавад-гиту в течение многих лет но ни не могут сделать даже одного человека чистым преданным Кришны. Это наш  вызов.

Но теперь эта Бхагавад-гита объяснена так как она есть и тысячи, тысячи европейцееев и американцев, чьи предки или члены семьи никогда не знали о Кришне, становятся преданными. В этом секрет успеха.

Но эти  глупые люди, они не знают этого.  Они думают, что интерпретируя Бхагавад-гиту на основе их никуда негодного знания они могут раскрыть смысл Бхагавад-гиты. Это невозможно.

нахам пракашах сарвасйа йога-майа-самавртах
/БГ 7.25/

Кришна не является перед этими глупцами и негодяями.  Кришна никогда не является (перед ними). нахам пракашах сарвасйа. Это не что-то дешевое, чтобы Его могли  понять эти глупцы и негодяи.  Это невозможно.

Кришна говорит:
нахам пракашах сарвасйа йога-майа-самавртах
мудхо ‘йам набхиджанати локо мам аджам авйайам

манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам кашчин мам ветти таттватах
/БГ 7.3/

Итак, если мы хотим понять Кришну, то мы  должны следовать:
махаджано йена гатах са пантхах
/Махабхарата, Вана Парва 313.117/

Эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

— Так говорит Кришна. И Кришна также говорит:
бхакто ‘си ме сакха чети рахасйам хй этад уттамам
/БГ 4.3/

Кришна говорит Арджуне: “Эта наука о Боге , Бхагавад-гита, кришна-таттва.

Чаитанйа Махапрабху сказал:
йеи кришна-таттва-ветта, сеи `гуру’ хайа
/ЧЧ Мадхья 8.128/

Гуру не становятся (просто так). Гуру — это не что-то дешевое. Необходимо знать кришна-таттву. Необходимо знать кто такой Кришна.

Кришна также говорит:

манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам кашчин мам ветти таттватах
/БГ 7.3/

Никто не знает Кришну. Они могут размышлять, основываясь на своей так называемой учености, фундаментальном знании, но Кришна, Кришна не здесь. Они не могут даже единственного человека побудить стать преданным Кришны. Это невозможно. Их могут обмануть.

Это описывается в Шримад-Бхагаватам:
шва-вид-варахоштра-кхараих
самстутах пурушах пашух
/ШБ 2.3.19/

Непреданный описывается словом пашух, животное. И такое животное восхваляется, прославляется  другими животоными. Кто это? Собаки, верблюды, ослы  и свиньи. шва-вид-варахоштра-кхараих самстутах пурушах пашух. Там есть такое описание.

Поэтому если мы хотим понять Кришну, мы должны следовать этим махаджанам. Например, Брахма. Брахма — это тот, от кого все берут начало. Махаджана. В Индии махаджаном считается тот, кто может дать вам взаймы деньги. Он называется махаджан. Но имеется в виду не это. В это слово вкладывается другой смысл.

Махаджан означает чистый преданный Господа. Махатма означает чистый преданный Господа. Садху означает преданный — не эти уличные просители милостыни. Садху:

садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах
/БГ 9.30/

Кто они? садхур эва са мантавйах.

апи чет су-дурачаро  бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах  самйаг вйавасито хи сах

Он садху. Даже в жизни преданного есть какая-то несогласованность. Например,  эти европейцы и американцы. Они — преданные. Они — чистые преданные Кришны. Почему? У них нет других желаний. Они просто хотят удовлетворить своего духовного учителя и Кришну. Поэтому они чистые преданные. У них никакого другого занятия.  Они пожертвовали всем. Они родились в богатых семьях, богатых нациях, они образованы, у них есть всё. В их стране нет ни в чем недостатка. Всего сполна. Но всё равно, ради Кришны они оставили всё. Это чистая преданность.

йабхилашита-шунйам гйана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану- шиланам бхактир уттама
/БРС 1.1.11/

Тех, кто пытатся ухватить здесь что-то и здесь, Чаитанйа Махапрабху называет кхара джати абата. Кхара джати абата.

Один преданный Чаитанйи Махапрабху, Мукунда, был Его очень сокровенным слугой. Он был также школьным товарищем Чаитанйа Махапрабху. И он ходил иногда в одно общество, иногда в другое, иногда в одно, иногда в другое. И Чаитанйа Махапрабху очень разгневался на него и назвал его: кхара джати абата. Кхара джати абата: “ Не позволяйте ему приходить сюда”. Он вел себя очень строго. И Мукунда сильно опечалился: “Чаитанйа Махапрабху сказал не приходить в Его общество”. И он спрашивал других преданых: “Мне не позволят войти?” И ему отвечали: “Как  мы можем позволить тебе? Чаитанйа Махапрабху запретил тебе приходить”. “Не спросите ли вы, — наступит ли время , когда я смогу снова вернуться?” И какой-то преданный спросил у Чаитанйи Махапрабху:  “Мукунда очень сожалеет. Ты запретил ему приходить. Но он спрашивает настанет ли какой-то день в будущем когда ему будет разрешено снова придти?” И Чаитанйа Махапрабху сказал: “Через три тысячи рождений. Через три тысячи рождений ему будет разрешено вернуться”. И Мукунда спросил : “Задали ли вы Господу Чаитанйе мой вопрос?” — “Да, но Он ответил, что через три тысячи рождений тебе будет позволено (приблизиться к Нему)”. И он начал танцевать. “О, значит мен когда-то будет разрешено. Ничего страшного, три тысячи рождений. Ничего страшного, три тысячи рождений. Ничего страшного, три тысячи рождений”. И Чаитанйе Махапрабху сообщили: “Он танцует теперь, потому Ты разрешил ему вернуться к Тебе через три тысячи рождений”. Чаитанйа Махапрабху был очень доволен этим и попросил его привести его немедленно. (смех)

Итак, если мы действительно хотим понять это, то мы должны быть эка ништха.

бхаджате мам ананйа-бхак
/БГ 9.30/

В этом заключается квалификация. Если вы хотите знать Кришну, то в этом нет ничего трудного. Не отклоняйте своё внимание ни на что другое. “Нет, я буду поклоняться этому полубогу, я буду поклоняться тому полубогу, я …” Тогда ваше знание уходит от вас.

Это описывается в Бхагвад-гите:
камаис таис таир хрта-джнанах прападйанте ‘нйа-деватах
/БГ 7.20/

Анйа-деватах: “другие полубоги”. Кришна — девата, но другие являются полубогами.

экале ишвара кршна, ара саба бхртйа
йаре йаичхе начайа, се таичхе каре нртйа
/ЧЧ Ади 5.142/

Бог один — Кришна.

Экам эвадвитийам
/Чхандогья-упанишад 6.2.1/

Все остальные являются слугами. Таково наше заключение. Таково заключение шастр. Экам брахма эвадвитийам. Брахман не может быть во множественном числе. Парам брахман.

парам брахма парамам бхаван
/БГ 10.12-13/

Поэтому Арджуна обращается к Нему, называя его “бхаван”, “Сам”. Он не говорит: “У Тебя есть много соперников”. В наше время, например, на каждой улице мы можем найти Бога; одна улица — один Бог, другая улица — другой Бог, так много богов. Нет. Бог — один. экам адвитийам. И это — Кришна.

Кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/

И это сознание Кришны. И если мы хотим узнать что-то о Кришне, тогда нам нужно следовать пути махаджан, великих личностей. Например Брахма представляет Брахма-самхиту, Вйасадева представляет Шримад Бхагаватам. Ом намо бхагавате васудевайа.

Сам Бхагаван описывает Себя в Бхагавад-гите. И в чем же трудность понять Бхагавад-гиту или Бхагавана? Мы не видим в этом никакой трудности.  В чем трудность? Махаджаны есть, шастры есть, гуру есть, Веды есть. И почему мы должны проводить исследования, пытаясь понять кто такой Бог? Что это за глупость? Всё есть.

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах
/БГ 15.15/

Цель Вед — познать Кришну.

Джанмади асйа йатах. Атхато брахма-джигйаса
/Веданта-сутра/

спрашивать о Брахмане. Нет никакой необходимости исследовать Бога. Вы просто попытайтесь усвоить то,что уже есть. Есть Бхагавад-гита. Все ачарйи принимали её. Они писали комметарии на Бхагавад-гиту, опираясь на ведическое знание.  Абсолют — кришнас ту бхагаван свайам  — принимается повсюду всеми  ачарйами. Почему вы исследуете Бога? Я не знаю. Эта Бхагавад-гита и эта Брахма-самхита описывают Кришну и Его обитель:

адваитам ачйутам анадим ананта-рупам
адйам пурана-пурушам нава-йауванам ча
ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-Самхита 5.33/

Адваита. адваитам ачйутам анадим ананта-рупам. Количество Его форм —  ананта-рупам. Они бесчисленны. Потому в каждой, в каждой, в каждой брахманде есть аватара Кришны.

Например, в этой брахманде аватара Кришны появлялась пять тысяч лет назад. Этот пример я приводил вам много раз: солнце находится в небе, но мы видим его когда оно находится прямо перед нами. На самом деле солнце всегда в небе. 

Подобным образом Кришна всегда здесь, но когда Он нисходит, воплощается, Он становится видимым для нас, точно также как солнце. Сейчас вечер. Солнца не видно. Но с течением времени, скажем, через восемь часов или десять часов, утром, солнце можно будет увидеть.

Подобным образом есть план в соответствии с которым Кришна проявляется на этой планете, в этой вселенной. И существует бесчисленное количество вселенных.

Поэтому игры Кришны называют нитйа-лила. Нитйа-лила означает вечные игры. Кришна известен как Яшода-нандана и Деваки-нандана. Появившись на свет, Он немедленно стал расти. Но это рождение происходит и на других планетах и в других вселеных. Например, в 6:30 солнце видно на этой планете или в этом городе, но опять-таки в 6:30 оно видно в другом городе и также в 6:30 оно видно в городе расположенном еще дальше. Это не очень сложно понять. В этом городе шесть тридцать. В этом городе шесть тридцать. Каждая минута и секунда словно никогда не кончаются.  Вы просто должны знать, где это происходит. Вы можете немедленно попытаться узнать, позвонив по телефону в другой город или в другую страну. В этом городе вам сообщат, что в шесть тридцать или семь тридцать или двенадцать тридцать солнце восходит или заходит, и в другом  городе вам сообщат то же самое.

То же самое касается явления Кришны, Его развлечений, всё это непрерывно продолжается: иногда в этой вселенной, иногда в другой вселенной. Таким образом всё это продолжается. Поэтому лила Кришны называется нитйа-лила. Нитйа-лила, вечная. Не только то время когда Кришна появляется здесь. Эта нитйа-лила, такая, какой мы видели её на этой планете, она снова произойдет.

Например, мы видели солнце днем. Теперь его не видно, но со временем мы снова его увидим; завтра утром мы увидим солнце. Точно также мы снова увидим Кришну и этот период в соответствии с ведическими подсчетами длится сорок три кроры лет. Такое объяснение мы находим в ведических шастрах.

Итак, Кришна-лила, это не что-то выдуманное, это не так, что мы поклоняемся Кришне как чему-то воображаемому, как какой-то картине художника. Нет. Это нитйа-лила. Кришна реален. Говиндам ади-пурушам. Он — ади. адваитам ачйутам анадим ананта-рупам.

Пурана-пурушам. Самая древняя личность. Пурана означает самый древний. Древний, пурана-пурушам. Пурушам означает личность.

нава-йауванам ча. Вы никогда не увидите изображение  Кришны, на котором Он выглядит старым, где у Него выросла большая больщая борода, нет. Таким Кришну вы никогда не увидите. Кришна выглядит как двадцатилетний юноша.  Нава-йауванам ча. 

ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау. Его нельзя найти в Ведах. Он есть там, но мы не можем воспринять Его. Кришна есть в Риг-Веде, в Атхарва Веде. ведешу дурлабхам. Но обычный человек не может найти.

Например, есть люди, которые читают Бхагавад-гиту, но не понимают Кришну. Есть так много таких людей; они горды тем, что читают Бхагавад-гиту каждый день, но они не понимают Кришну. Все их попытки заканчиваются лишь одним — они не находят там Кришну. Они говорят обо всем, они говорят  о всяком вздоре, только и всего. Такое у них видение. Потому что ведешу дурлабхам. Для недалекой личности, для негодяя, Кришна — дурлабхам.

адурлабхам атма-бхактау. Но Кришна доступен и Его могут видеть Его преданные. Никто другой. Поэтому Кришна говорит Арджуне: “Снова объясняю Я тебе эту Бхагавад-гиту, потому что

бхакто ‘си ме сакха чети рахасйам хй этад уттамам
/БГ 4.3/

Бхагавад-гита содержит в себе удивительную тайну и ты поймешь это, потому что ты мой преданный. Ты очень дорог Мне”.

Итак, для того, чтобы понять Кришну, необходимо сначала стать великим преданным, дорогим другом Кришны. Такой человек может понять. В противном случае — ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау.

Итак, эта Брахма-самхита описывает Кришну.

Брахма — махаджан. Я  уже говорил вам:
махаджано йено гатах са пантхах
/Махабхарата, Вана Парва 313.117/

В шастрах говорится о двенадцати махаджанах:

свайамбхур нарадах шамбхух  кумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо  балир ваийасакир вайам
/ШБ. 6.3.20/

Ямарадж объясняет своим слугам, что эти  личности являются махаджанами. Кто? Свайамбхур, Брахма. свайамбхур нарадах. И Шамбхух, Господь Шива. свайамбхур нарадах шамбхух  кумарах. Кумары , четыре Кумара; Капила, Капиладева, Господь Капила. Ману, Свайамбхува Ману.

В Бхагавад-гите он также признается:

имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам
вивасван манаве праха
/БГ 4.1/

Это Ману. И таким образом нам нужно обратиться к нужной личности,

эвам парампара-праптам
/БГ 4.2/

которая находиться в цепи преемственности, идущей от Брахмы, от Шивы, от Нарады. 

Таким образом мы должны принять гуру, находящегося в цепи ученической преемственности, которая нахывается парампара, гуру-парампара. Тогда мы можем понять кто такой Кришна. В противном случае — нет.

Сечас так много людей комментируют Бхагавад-гиту. Если вы спросите одного из их: “Кто ваш гуру?”. Ему будет сложно ответить, потому что у него нет гуру. Он сам гуру. Итак, что он может понять в Бхагавад-гите? Это невозможно.

Итак, попытайтесь понять Бхагавад-гиту, слушая истиного  учителя и  следуйте принципам, правилам и предписаниям, воспевайте Харе Кришна мантру. И ваша жизнь будет успешной.

Спасибо вам большое.

…Ваш вопрос касается людей, которые слишком погрузились в телесное сознание. Для того, кто думает: “Я являюсь этим телом”. Эта система йоги предназначена для того, чтобы он мог контролировать свои чувства. Йога индрийа-самйамах. Потому что нас беспокоят чувства.

Существуют предписания, которые необходимо выполнять для практики пранайамы. Необходимо найти уединенное место, нужно сидеть там в одиночестве, выпрямив спину, глаза нельзя полностью закрывать, они должны быть полуприкриты, нужно смотреть на кончик носа. Таким образом нужно сконцентрировать свой ум на Вишну или Кришне. Это пранайама. Но в действительности, когда человек уже чувствует влечение к Кришне, занимаясь преданным служением Ему, тогда можно считать, что он уже выполняет практику пранайамы.

Поэтому Кришна говорит в Бхагавад-гите:

йогинам апи сарвешам мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам са ме йуктатамо матах
/БГ 6.47/

Самое главное  — это чтобы ваш ум был сосредоточен на Кришне.

Итак, эти юноши получили обоучение. Это арати, эта арчана, распространение литературы, чтение книг о Кришне, слушание о Кришне  — все это значит, что они не могут думать ни о чем ином кроме как о Кришне. Это — совершенство. Вы можете практиковать пранайаму один час, два часа или, скажем, один день, два дня, но пранайама такого вида, которой занимаются те, кто всегда заняты служением Кришне, она естественна. Вы не можете думать.

Са ваи манах кришна-падаравиндайор
/ШБ 9.14.19/

Если вы просто направляете свой ум на лотосные стопы Кришны, это вечная пранайама. Не на один час, два часа или на одну минуту.

Индиец: Но некоторые йоги говорят, что…

Прабхупада: Некоторые йоги могут говорить то, что они хотят, но нам нужно принять то, что говорит Кришна.

Индиец: В современной терминологии они называют эту технику пранайамы…

Прабхупада: Но современная терминология  — не какой-то принцип.

Индиец: Нет, но они говорят, что  он по методу движения  ракеты  приводит нас  к Богу.

Прабхупада: М?

Индиец: Они говорят, что пранайама по методу движения  ракеты приводит нас  к Богу.

Прабхупада: Что это такое?

Тамала Кришна: Ракета, приближение к Богу по методу движения космического корабля.

Индиец: Ракета.

Прабхупада: Но мы не замечали до сих пор, что йоги с помошью пранайамы знали что-нибудь о Боге. Мы много раз убеждались на опыте. Они остаются всё теми же негодяями. Я видел это. Спросите  их, какого-нибудь из йогов: “Что вы знаете о Боге?”. Спросите его. Вы можете спросить его. Вы репортер. Вы можете спросить:”Что вы знаете о  Боге? Опишите Его”.

Итак, что такое ракета? Ракета означает вы должны немедленно достичь Его. Но если вы не знаете, то какой смысл в этой ракете?

Например, они отправились на ракете на Луну. Теперь американское правительсво перестало говорить об этом шарлатанстве.  Вы знаете об этом? Да. Итак, если у вас действительно есть ракета, тогда вы должны достичь цели, вы должны знать всё это. Но вы просто растрачиваете свои деньги и возвращаетесь обратно. Любой здравомыслящий человек не позволит этого. Пранайама — это хорошо. Метод движения ракеты, может быть. Но мы не думаем, что это метод  движения ракеты не для нашего века. Потому что в шастрах говорится:

крите йад дхйайато вишнум
третайам йаджато макхаих
двапаре паричарйайам
калау тад дхари-киртанат
/ШБ 12.3.52/

Индийский репортер: Нет. Они сравнивают это с ракетой,  только потому что у трехступенчатой ракеты отделяются две ступени. Они  говорят, что занимаясь пранайамой, вы отделите от себя материальные ступени, что вы…

Прабхупада: Это хорошо, но мы должны практически видеть кем он стал. Одни разговоры не помогут.

Индийский репортер: Разговоры. Разговоры не помогут.

Прабхупада: Да. Просто разговоры не помогут. Например, эти юноши, они не практикуют пранайаму, но приведите сюда кого-нибудь, кто знает о Боге лучше чем они. Приведите кого-нибудь. Какого-нибудь йога, приведите и поговорите с ним. Они неофиты. Они занимаются этим три или четыре года. Поговорите с ними. И то, что он знает, будет проверено. Это не метод движения ракеты. Метод движения ракеты -Харе Кришна мантра.(смех)

Это невозможно. Они не смогут найти уединенное место для того, чтобы практиковать йогу.  Где можно найти уединенное место в городе?  Весь  день и ночь эти машину ездят и всегда слышен большй шум. Где уединенное место? Это рекомедуется в Бхагвад-гите  — уединенное и священное место. И такой человек не должен менять свою асану. Тогда он становится настоящим йоги. Это предварительные условия. Но кто выполняет хотя бы эти предварительные условия? Они не могут их выполнить. Особенно в городах есть много обществ йоги, но говорится, что йога должна практиковаться в уединенном месте. Разве возможно заниматься этим в городе? Итак, если вы будете выполнять все наставления, это будет очень сложно. Это очень сложно.

Индиец: Для…

Прабхупада: О, да. Это сложно не только для нас. Пять тысяч лет назад Арджуна лично разговаривал с Кришной. Он был такой возвышенной личностью, кшатрием. Он сказал: “Кришна, это невозможно практиковать”.  Так он сказал. Мы стали более могущественными чем Кришна, Арджуна? Как вы думаете?  Так он сказал. Найдите в Бхагавад-гите. М?

Индиец: чанчалам хи манах кришна…

Прабхупада:

…кршна праматхи балавад дрдхам
тасйахам ниграхам манйе вайор ива су-душкарам
/БГ 6.34/

“О, это невозможно”. Он был достаточно искренним человеком. “О, это невозможно”. Это невозможно. И эти глупые личности, поскольку они обманывают других, они обманывают себя, следуя этой системе. Это невозможно. Откровенно говоря, это невозможно. Мы думаем, что мы лучше чем Арджуна?

Преданный: В Бхагвад-гите Арджуна называется Гудакеша, тот, кто победил сон.

Прабхупада: Этот процесс йоги существует, но очень, очень труден. Очень, очень труден, особенно в этот век. Поэтому в шастрах сказано: крите йад дхйайато вишнум /ШБ 12.3.52/. дхйайато вишнум — это система йоги.

Дхйанавастхита-тад-гатена манаса пашйанти йам йогинах
/ШБ. 12.13.1/

Йогинах, погрузившись в медитацию они могут видеть. Дхйанавастхита-тад-гатена манаса. Погрузив ум во Всевышнего, они могут Его видеть. Йам пашйанти йогинах.  Йог видит. Это самадхи. Это пранайама. Конечно,  они контролируют дыхание. Итак, всё это трудно выполнять  в этот век.

Поэтому в шастрах говорится:

харер нама харер нама харер нама эва кевалам
калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха
/Брихан-нарадия-пурана 38.126/

Три раза. Когда мы хотим  подчеркнуть какой-то важный момент, мы говорим три раза: “Делай  это, делай это, делай это!” Таким образом. калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха.

Итак, практика йоги  — это авторитетный процесс,  но им нужно заниматься в течение долгого, долгого времени и этот век —  не очень подходящее время для этого. У людей другая культура. Они едят всё подряд, пьют всё подряд, курят. И это невозможно. Это невозможно. Просто несерьезно. Это невозможно. Вы можете  видеть это на практике. Я приводил пример. Привидите любого, так называемого йога, мистика.

Индийский репортер: Как вы сами сказали: какая польза от разговоров? Какая польза?

Прабхупада: Какой толк от этих личностей? Здесь  принимают массы людей. По всему миру. Предположим, есть какой-то процесс и если один  процент от всего населения (занимается им), какой толк от  этого процесса? Итак, это очень важно. Это также важный процесс, но его невозможно практиковать в настоящий век.

Это… (перерыв записи) … очищаетесь, вы понимаете, что Кришна находиться на вашем языке.  (перерыв записи) … вы ставите горшок с водой в воду. Пока он пуст, он звучит. А когда он наполнен водой и опускается всё книзу, книзу , в ад, то тогда больше не слышно “динь”, “динь”, “динь”.

Индийский репортер: Тогда, как вы говорите.

Прабхупада: М? (перерыв записи) …тогда ваш так называемый разговор не  поможет вам. Но разве это значит, что в духовном мире не разговаривают? Но Кришна является духом. И почему Он рассказывает Бхагвад-гиту? Что вы думаете о разговорах Кришны?

нама чинтаманих кришнаш
чаитанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитйа-мукто ‘бхиннатван нама-наминох
/Падма-пурана/

Это нама. Абхиннатван нама-наминох. Нет разницы между именем и личностью.

Здесь,  в материальном мире есть разница между именем и вещью. Например, если я хочу воды и если я просто повторяю: “Воды, воды, воды…” Иногда  некоторые негодяи приводят пример, если мы повторяем:”Кока-кола, кока-кола, кока-кола…” Это не так. Они не знают, они отваживаются обьяснять эту наму. Такие они негодяи. Они не знают, что такое имя. Вот описание имени: нама чинтаманих кришнаш чаитанйа-раса-ви. Это чаитанйа. Это не мертвый камень. Это тело мертвый камень. Чаитанйа означает жизненная сила. Вот что такое Чаитанйа. И нама — это Чаитанйа.

нама чинтаманих кришнаш
чаитанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитйа-мукто
‘бхиннатван нама-наминох
/Падма-пурана/

Это имя  — не обычное имя. Оно абсолютно.

Индийский репортер: Почему они говорят, что в некоторых мантрах — чакры и т.п.?

Прабхупада: Хм?

Индийский репортер: Некоторе мантры…

Прабхупада: Нет, нет. Мы не занимаемся чакрами. Эти чакры волнуют тех, у кого телесные представления о жизни .  Бхакты не считают “Я   являюсь этим телом”. Шата чакра относится к телу,  не к душе. Да. И этот процесс йоги предназначен для тех, кто в ком слишком сильно укрепились телесные представления о жизни.

В противном случае, те, кто духовно продвинут, им не нужно практиковать эту йогу. Просто имя, если мы следуем. Вы можете на практике видеть как эти юноши по всему миру  духовно) продвигаются просто воспевая Харе  Кришна мантру. Это факт. Это не воображение.

сарвападхи-винирмуктам
/Нарада-панчаратра/

Свести всё к нулю. Они всё свели к нулю. Они не считают себя американцами. Да. Они не считают: “Я — это тело. Мне нужно упореблять рыбу, мясо и вино, таким образом я буду поддерживать свое тело”. Они никогда так не думают. Это  мукти. Одни разговоры на практике не помогут.  “Я практикую йогу и немедленно моё  горло пересыхает. Пожалуйста, дайте мне сигареты”. Таких людей так много. Я видел.

Индийский репортер: То есть они не йоги.

Прабхупада: Вы обнаружите, если проананлизируете, вы обнаружите так много таких людей. Они курят ганджу. Есть так много йогов, и я видел, они курят ганджу.  Вы видели? Йоги, курящие ганджу?

Индийский репортер:  Да.

Прабхупада: М?

Индиец (2): Некоторые из них.

Прабхупада: Некоторые из них. Я не знаю как вы определяете. Есть так много негодяев, курящих ганджу и говорящих о йоге.

Преданный: Пьющих чай.

Прабхупада: Пьют чай. Пьют чай, это обычное дело. Большие, большие кувшины чая.

Индиец: (неясно слышно)

Прабхупада: Итак, рассматривайте всё практически. Одни разговоры не помогут. Проверьте на практике, насколько совершенна эта система. Тысячи и тысячи раз, не один, два. Если вы будете путешествовать по всему миру и знакомится с нашими храмами, то в каждом из них вы найдете двести, сто и пятьдесят человек — и все они преданные. Все их сотечественники удивлены. Они спрашивают их. Как вы могли  так измениться?

нама чинтаманих кришнаш
чаитанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитйа-мукто
‘бхиннатван нама-наминох

Оно не отлично от Кришны. И  воспевая имена Кришны, они общаются с Ним непосредственно. Нет никакой речи о шата чакре или другой чакре. Нет. Это непосредственный контакт с Кришной. И если человек непосредственно общается с Кришной, в каком другом методе он может нуждаться?

Арадхито йади харис тапаса татха ким
/Нарада-панчаратра/

Если вы непосредственно соприкасаетесь с Кришной, то какая же необходимость в других тапасйах? Всё закончено. Ваша конечная цель достигнута. нарадхито йади харис тапаса татха ким. И если вы не можете придти в соприкосновение с Кришной, от зачем эти глупости — йога и гйана? Они  бесполезны. Вы не можете соприкоснуться с Кришной. Арадхито йади харис тапаса татха ким, нарадхито йади харис тапаса татха ким.

Индийский репортер: Вот почему Он называется Йогешвара.

Прабхупада: Да. Если вы устанавливаете связь с Йогешварой, тогда заканчиваются все аскезы, епитимьи. Теперь вы наслаждаетесь жизнью с Йогешварой. Таково положение преданных. Анандамайа.

ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
голока эва нивасатй акхилатма-бхуто
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.37/

Это великая наука. И мы описали всё это в наших книгах. Их читают и люди очень ценят их.

Хорошо.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...