Шрила Прабхупада ::: Радхаштами (30 августа 1968 года, Монреаль)

Шрила Прабхупада. Радхаштами (30 августа 1968 года, Монреаль)

Радхаштами
(30 августа 1968 года, Монреаль)

(читает на санскрите стих из Рамачаритаманасы)

Этот стих сочинён великим преданным, Тулси дасом. Он был преданным Господа Рамачандры. Господь Рама и Господь Кришна. Между ними нет различия. Когда мы говорим Кришна, это означает, что он включает все остальные инкарнации.

В Брахма самхите сказано:
рамади-муртишу кала-нийамена тиштхан
нанаватарам акарод бхуванешу кинту
кршнах свайам самабхават парамах пуман йо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.39/

Кришна есть свайам. Кришна парамах пуман. парамах пуман означает конечная Верховная Личность Бога. Но он постоянно проявляется в различных инкарнациях. И из всех инкарнаций Господь Рама самый первый, Баларама. Вы слышали имя Баларамы, Баладевы. Аналогично Рама. Рама значит Верховный наслаждающийся.

раманте йогино ‘нанте
сатйананде чид-атмани
ити рама-паденасау
/Падма пурана/

Рама означает истинное блаженство. И все йоги, будь то дхйана йоги, или гйана йоги, или бхакта –йоги, существует три типа йогов. Каждый пытается насладиться этим вечным блаженством. И это есть истинное удовольствие. Поэтому Рама.

Итак, этот стих. Эта уважаемая дама из Индии, она начнёт Рамаяну. Этот Туласи в действительности не является Рамаяной. Она называется Рамачаритаманаса. Рамаяна означает Рамаяна Вальмики. Но люди часто принимают её за Рамаяну. В действительности Тулси дас выразил свои собственные чувства о своей преданности Господу Раме, и поэтому он назвал её Рамачаритаманаса.

Его ум полон отношения служения Господу Раме. Это истинное значение этой книги. Но люди часто понимают не так, а принимают её за Рамаяну. Рамаяна, конечно, где бы не были описаны деяния Рамы, это называется Рамаяной, но это в ином смысле. Но истинная Рамаяна означает Рамаяну, составленную Вальмики, Рамаяна, составленная Махарши  Вальмики.
А это очень общее замечание, что эта Рамаяна, но в действительности эта книга называется Рамачаритаманаса. Там есть некоторые описания Рамы, но не все. Скорее, там много отличий от изначальной Рамаяны Вальмики. Но так или иначе эта песня преданного Господу Раме. И в этом смысле вы можете назвать её Рамаяной. Но эта книга в действительности называется Рамачаритаманаса. И в пятой главе сундара-канда, есть очень приятный стих, таков он: (читает на санскрите)
Каждое слово имеет значение.

Шантам. Господь никогда не поколебим. Почему он должен быть встревожен чем-то? Как например мы, в этом материальном мире. Мы постоянно встревожены различным образом. Продолжительность жизни коротка, мы постоянно испытываем множество проблем, политических, социальных, религиозных, культурных, семья, поддержание семьи, становится всё более сложным. То есть этот материальный мир полон тревог. Я несколько раз объяснял это. Поскольку мы принимаем что-то, что не является вечным. Всё, что не является вечным, создаёт тревоги. Но поскольку Господь вечен, поэтому он шанта.
Когда бы мы не увидели лицо Господа Кришны, или Рамы, Вишну, вы увидите его улыбающимся, умиротворённым. Как только вы увидите его, вы сами станете умиротворённым. Поэтому его лицо так прекрасно.

Шашватам означает изначальный. Это не значит, что Рама и Кришна, как говорят философы-майявади, что имперсональный браман появляется в какой-то форме. Так говорят негодяи. В действительности он появляется в своей собственной форме и как говорится в Бхагават-Гите:

Мы принимаем эту форму не собственной властью. Я принял это тело, вы приняли это тело, но не по собственной воле. Вас заставили принять определённый тип тела в соответствии с вашей деятельностью. Вы не могли выбирать. В противном случае каждый сделал бы выбор родиться в Америке или в другом месте, на небесных планетах. Выбора нет. Как иностранец, он обращается к властям, и выбор зависит от высших авторитетов. Аналогично это тело не является шашватам. Это не моё изначальное тело. Это тело меняется. В этот момент это тело такое, в следующий момент оно другое. Иная форма жизни, поэтому оно не шашватам. Но тело Господа есть шашватам.

Это подтверждается в Бхагават-Гите
шашватам пурушам
/БГ 10.12-13/

О наслаждающийся. Тоже самое слово используется здесь.

Апрамеям значит то, что не может быть измерено. Майявади не могут постигнуть неизмеримое безграничное. Поэтому как только они принимают, что Бог безграничен, неизмерим, они принимают его за имперсональное. Они не могут постигнуть, что Бог может принимать любую внешнюю форму без всякого затруднения.

Как например, он появляется, как Вараха-дева. Вараха-дева появляется в такой гигантской форме, в таком гигантском теле, и поднимает всю планету своим клыком. Просто представьте себе, насколько огромно это тело, которое Он принимает.

Итак, апрамеям. С другой стороны, он может принять такое маленькое тело, как например, Парикшит Махараджа. Когда он был в чреве своей матери атакован атомной энергией; Кришна вошёл в чрево его матери и спас его. Представьте, насколько малым он стал. Поэтому апрамеям означает вы не можете измерить, насколько он мал, и насколько он велик. Философы майавади, они могут думать о величии. Но Кришна может стать таким маленьким, как Джаганатха. Он является повелителем, владельцем всей Вселенной, но Он принимает такую изумительную форму в пределах нашего ощущения. И мы можем служить ему. И это очень удобно. Он Бог – поэтому апрамеям, неизмеримый. Неизмеримый означает, что Он просто велик, неизмеримый означает, что он не может быть измерен, каким бы большим или маленьким Он ни был. Он больше самого большого и меньше самого маленького. Поэтому Он апрамеям.

Анакхам означает материальное загрязнение не может коснуться Его.
Иша Верховный Господь означает, что Он может прийти в любой форме. Как например, он появляется, как вепрь. Это не значит, что Он вепрь. Но даже, если Он действует, как вепрь, тем не менее, Он – анакхам. Как это возможно? Потому что Он,
пример – Солнце. Солнце настолько могущественно, что оно может вытянуть воду ото всюду. Оно выпаривает воду даже из грязных мест, где люди мочатся и испражняются. Но солнечный свет настолько могущественный, что он выпаривает воду из мочи, из отхожих мест, но остаётся чистым. И благодаря контакту с этим Солнцем   место становится чистым. Это называется чистота.
Даже если я нечист, и я соприкасаюсь с сознанием Кришны, я сразу же становлюсь чистым. Он не становится не чистым. А мы также столь малы, что когда мы соприкасаемся с загрязнённым местом, мы загрязняемся. Я заражаюсь загрязнениями. Но Кришна и Рама, они настолько могущественны, что даже если загрязнённая личность подходит к ним, это не значит, что Кришна становится загрязнённым, — загрязнённая личность становится чистой. Это очень приятно понимать. Так или иначе, с любой целью, если он подходит к Кришне или Раме, он становится анакхам, нирвана. Нирвана означает завершение, шанти.

Эта материальная жизнь, материальное существование, всегда полно тройственных страданий. Итак, Кришна или Рама могут дать вам состояние, в котором вы можете остановить всё это.

Брахма, полубоги, есть миллионы полубогов. Из всех полубогов Брама, Шива и Брама, считаются основными. Брама, Шива, Каиндра. Каиндра означает Шеша. Он также является икарнацией Вишну. И все они  заняты служением Верховному Господу. Это означает, Вишну является Верховным. Даже выше, чем Господь Шива. Это в особенности упоминается. Брахма, Шамбху. Шамбху означает Господь Шива.

Веданта означает конечное знание. Тот, кто находятся в конечном знании, он может понять личность Бога, Брама, или Вишну. Но те, кто обладает небольшим знанием, посредственности, они могут подойти к имперсональному браману но не могут войти в знание о Верховной Личности Бога Раме.

Это описано в Бхагават-Гите Арджуной. Что очень трудно понять Тебя, как Личность. В действительности, мы испытываем это. Если говорим что-нибудь имперсональное, люди думают, что это очень учёные вещи. Но стоит нам сказать что-то персональное, они считают, что это старомодно. Это глупость. На самом деле Личность Бога является конечным знанием. Но люди с малым запасом знаний, они не могут понять этого. Если он имперсонален, каким образом Брама или Шамбху занимаются служением Ему? Он — Личность.
Эти майявади, у них есть Шанкарачарья. У них есть Шарика-бхашйа. Они пытаются доказать, что Верховный Господь не личность. Но это на самом деле не так.

В Бхагават-Гите подтверждается:
ахам эва ведйо
веданта-крд веда-вид эва чахам
/БГ 15.15/

Кришна говорит, что все Веды, включая Веданту. Если кто-нибудь говорит  Веданта описывает имперсонального брамана, но Кришна говорит как это может быть — веда-вид Я действительный знаток Веданты, Я действительный составитель Веданты. Я Верховный. Но эти философы-майявади не могут понять. Они считают, что Веданта. В Индии саньяси-майявади известны как веданти.
Поэтому моё общество, общество вайшнавов, дало мне этот титул Бхактиведанта.

Веданта означает Бхакти. Это вызов саньяси-майявади. Это звание было дано мне после того, как пришли к заключению, что я должен получить его. Это новый титул среди вайшнавов. Поэтому философы-майявади иногда удивляются, почему свамиджи веданти и в тоже время Бхакти. Но в действительности они не знают, что Веданта означает Бхакти. Истинный комментарий к Веданте – Шримад Бхагаватам. Брахма-сутра означает Веданта-сутра. Веданта-видйам. Господь Шива и Господь Брама пытаются понять Верховного.
Сомнительное знание – нет, посредством Веданты.

И вибхум означает величайший. Нет никого, более великого, чем Верховный Господь. И Он – Рама. Каждый день мы повторяем: Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Рама означает Раманийа. Красивый и наслаждающийся. Рама Шйам.

И Джагат Ишвара, и он является повелителем и владельцем всей Вселенной. Шура означает полубоги, а гурум – духовный учитель. Как Арджуна есть Шура, а его гуру есть Кришна. Вьясадева – его гуру, Нарада, гуру Нарады – это Брама. И гуру Брамы – это Кришна. Майя-мануштам.

И когда он появляется как человек, это майя. Майя означает  в действительности Он не является обычным человеком. Он – Верховная Личность Бога, но негодяи считают, что поскольку Рама и Кришна появляются также, как и мы, — Он есть человек, обычный человек.  Таков взгляд негодяев. Рама, в особенности, есть класс людей, которые известны как ария-самаджи. Они соглашаются с тем, что Верховный Господь может, Верховный Бог может появиться как Рама и Кришна. Они не знают, что хотя Он появляется, как один из нас, в форме человеческого тела, он является человеческим существом. Он – Верховная Личность Бога. Поэтому он называется Рама(). Хари. Хари означает Верховная Личность Бога, который даёт всё наслаждение,  забирая все ваши беды. Он – Хари.

Итак, он предлагает свои почтительные поклоны Господу Раме.

Он приходит, поэтому Он – каруна акарам. Акарам означает рудник. Огромный рудник милости каруна акарам.

И поскольку он появляется в династии махараджа Раху, Он – Верховная Личность династии Раху. И Он является короной всех царей. Чудамани означает, мани значит жемчуг, чуда означает колпак. Жемчуг, помешённый в корону. И хотя Он появляется, как царь, Он является короной всех царей. Так здесь даётся описание Господа Рамы. Матаджи просила меня объяснить этот стих, и я попытался сделать это.

Сегодня у нас праздник Радхаштами, и я должен сказать что-то о Радхарани. А затем, в 12, я должен попасть к себе. Тем временем вы сможете заняться праздником. Итак, что касается Радхарани. Сегодня день рождения Шримати Радхарани. Радхарани является энергией наслаждения Кришны. Кришна – Верховный Браман. Просто попытайтесь понять. Кришна есть Верховный Браман.

парам брама, парам дхама павитрам парамам бхаван
/БГ 10.12-13/

И когда парам брама хочет наслаждаться, вкус наслаждения существует в парам-брамане. В противном случае у нас не было бы этого, духа наслаждения. Поскольку мы неотъемлемые части, поэтому мы имеем этот дух наслаждения, но он загрязнён материальным. Дело в том, что поскольку Кришна, он наслаждается, этот дух наслаждения есть и у нас.

Но мы не знаем, как наслаждаться. Мы пытаемся наслаждаться материей, тупой материей. Люди пытаются почувствовать, что есть брама-сукха, удовольствие, брахман-убхава. Это не материальное удовольствие.

Так много йогов оставили свою семейную жизнь, своё царство, и медитировали, чтобы достичь удовольствия брамана. В действительности такова их идея. Так много брамачари, так много саньяси, они пытаются достичь удовольствия брамана, и с этой целью они отказываются от всего, они  отбрасывают все материальные удовольствия.

Считаете ли вы, что удовольствие брамана равно материальному, обычному удовольствию? Чтобы достичь небольшой части удовольствия брамана, они отбрасывают все эти материальные удовольствия.

Не говорим о себе, мы обычные люди. Но в истории есть множество примеров, например Бхарата махараджа. Бхарата махараджа, чьим именем названа планета Бхарата-варша. Этот Бхарата махараджа был императором всего мира. И как у императора, у него была красивая жена, молодые дети, но в возрасте 24-х лет молодым человеком он бросил всё. Это очень древняя история, конечно, но вы знаете Господа Будду. Он также был принцем. Он был принцем, не обычным человеком. И он был кшатрием, и постоянно наслаждался красивыми женщинами. В восточных странах дворцы приспособлены для наслаждения. И в этих дворцах много красивых девушек, которые постоянно танцуют, доставляя удовольствие царю и принцам. Но Господь Будда, занимаясь такими удовольствиями, в конце-концов бросил их. И начал медитировать.

Существуют сотни примеров в истории, как для того, чтобы осознать удовольствие брамана, люди оставляют всё. Они бросают всё, таков путь. Тапасйа означает добровольное принятие чего-либо сурового для осознания верховного удовольствия, это называется тапасйа. И если, для того, чтобы попробовать  немножко удовольствия брамана все материальные удовольствия должны быть отброшены,

считаете ли вы, что Верховный Браман, Господь Кришна наслаждается этими материальными удовольствиями? Есть ли в этом смысл? Кришна, Он наслаждается сотней тысяч богиней удач  занимаются служением Ему, считаете ли вы, что эти Лакшми являются материальными женщинами? Как Кришна может найти удовольствие в материальных женщинах? Нет, это ошибка.

ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
/Брахма-самхита 5.37/

В Брахма-самхите вы найдёте, что Он распространяет свою ананда-чинмайа-расу. Спелый плод трансцендентной энергии наслаждения. И эти гопи являются экспансиями Его энергии наслаждения. А Радхарани находится в центре. Радхарани в центре. Не считайте Радхарани обычной женщиной, как наши жёны или сёстры или матери — нет. Она является энергией наслаждения. Рождение Радхарани произошло не из чрева человеческого существа. Её нашёл отец в поле. Когда он пахал, он увидел маленькое прекрасное дитя, лежащим. И у него не было детей, он взял её, и представил царице. Вот, у нас есть прекрасное дитя. – Откуда? Из поля. И эта джанма, рождение Радхарани произошло вот таким образом.

И иногда имя Радхи нельзя найти в Бхагавате. Поэтому атеисты иногда протестуют, что имя Радхарани нет в Бхагаватам, откуда взялось это имя – Радхарани? Но они не знают, как найти его. Существует множество гопи, но упоминается о том, что она из всех этих гопи служит Ему наиболее приятным образом. И Кришна принимает служение этих гопи, этой гопи с большим удовлетворением.

Радхате  — это слово означает поклонение. И до этого слова пришла Радха. И имя Радхи также есть в других пуранах. Поэтому она изначальная. Радха, Радха и Кришна, Кришна является наслаждающимся и Он хочет наслаждаться. Поэтому Он – Верховный браман. Он не может насладиться ничем, атмарама, Он наслаждается в себе. Поэтому Радхарани есть экспансия Его энергии наслаждения. Кришне не нужно искать внешних вещей для наслаждения. Он полон в себе, атмарама. Поэтому Радхарани есть экспансия Кришны.

Кришна является источником, а Радхарани является энергией. Вы не можете разделить энергию и источник энергии. Огонь и тепло, вы не можете разделить их. Где бы ни был огонь, там есть тепло. И где есть тепло, там есть огонь. Аналогично, где есть Кришна, там есть Радха. И где есть Радха, там есть Кришна. Они не разделимы. Но Он наслаждается.

Так, Сварупа Дамодара Госвами описал эту запутанную, сложную философию Радхи и Кришны в одном стихе, очень замечательном стихе.

радха кришна-праная-викритир хладини шактир асмад
экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау
/ЧЧ Ади 1.5/

Радха и Кришна это одно Верховное Целое, но ради наслаждения Они разделились, а Господь Чайтанья вновь воссоединил Их в Одно Целое. чайтаньякхьям пракатам адхуна. Это Одно Целое это Кришна в настроении Радхи. Иногда Кришна в настроении Радхи, а иногда Радха в настроении Кришны. Это вечно. Главное в том, что Радха и Кришна это Одно Верховное Целое.

Это высочайшая философия — философия Радхи и Кришны. Она предназначена для понимания на уровне освобождения. Философия Радхи и Кришны не может быть понята в обусловленном состоянии. Когда мы, в нашем обусловленном состоянии, поклоняемся Радхе и Кришне, мы на самом деле поклоняемся Лакшми-Нараяне.

Вы видели картину, на которой изображены виддхи-марг и рага-марг. Радхе и Кришне поклоняются на уровне чистой любви, а поклонение Лакшми-Нараяне основано на регулирующих принципах. До тех пор, пока мы не пробудили нашей чистой любви, мы должны поклоняться следуя регулирующим принципам.

Есть множество правил и предписаний. Существует по меньшей мере 64 правила и предписания. Мы будем вводить их постепенно, по мере вашего развития. В виддхи-марге, когда нет любви к Богу или Кришне, мы должны следовать регулирующим принципам… это практика. Так же, как вы практикуете играя на мриданге. В начале у вас не получается стройного ритма, но когда вы, благодаря практике, научитесь, вы сможете извлекать прекрасные звуки.

Точно так же, когда мы поклоняемся Радхе и Кришне на основе регулирующих принципов это называется виддхи-марг, но когда у нас есть любовь, это называется рага-марг. Будет глупостью пытаться постичь рага-марг немедленно, минуя виддхи-марг. Это глупость. Никто не может получить ученую степень, не окончив перед этим начальной школы и колледжа. Поэтому я не рассказываю о Радхе и Кришне просто так. Сейчас следуйте регулирующим принципам.

Постепенно, по мере того, как вы будете очищаться, по мере того, как вы будете утверждаться на трансцендентном уровне, вы поймете, кто такие Радха и Кришна.

Не пытайтесь сразу понять Радху и Кришну. Это очень глубокая тема. Если мы хотим сию минуту понять Радху и Кришну, тогда появится множество пракрита-сахаджий. В Индии есть пракрита-сахаджии. Они танцуют как Радха и Кришна. Радха и Кришна стали игрушками. На картинах изображают как Кришна целует Радху или Радха целует Кришну. Это абсурд. Философию Радхи и Кришны может постичь освобожденная душа, а не обусловленная.

Мы должны ждать, пока не настанет счастливый момент, когда мы обретем освобождение, тогда мы поймем радха кришна-праная-викритир. Причина в том, что Кришна и Радха вне материальных сфер. Постарайтесь это понять. Это анализ Дживы Госвами, Кришна — Верховный Брахман. Верховный Брахман не может принять что-либо материальное. Таким образом Радха вне материальной сферы.

А сейчас мы споем замечательный бхаджан. Если вы будете играть на гармонии, я буду петь. Это бхаджан Рупы Госвами:

радхе джая джая мадхава-дайите!
гокула-таруни мандала-махите (1)
дамодара-рати вардхана-веше!
хари-нишкута-вриндавипинеше! (2)
вришабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе!
лалита-сакхи! гуна-рамита-вишакхе! (3)
карунам куру майи каруна-бхарите!
санака-санатана-варнита-чарите! (4)

Рупа Госвами пел этот бхаджан. Он действительно тот, кто понимает Радху и Кришну. Он говорит: «Слава Радхарани!». Радхе джая джая мадхава-дайите. «Она очень дорога Кришне». Кришна. Все без исключения хотят любить Кришну, но Сам Кришна хочет любить некую личность. Насколько велика должна быть эта личность. Просто представьте. Каждый, весь мир, вся вселенная, все живое стремится любить Кришну. Кришна-према. Господь Чайтанья говорит, — према-пумартхо махан, — и Рупа Госвами объясняет: «Ты раздаешь кришна-прему». Кришна-према столь бесценна, но Кришна стремится к Радхарани. Только посмотрите, каково величие Радхарани. Просто постарайтесь понять величие Радхарани. Это причина, почему Она столь велика и мы должны оказывать Ей почтение. Радхе джая джая мадхава-дайите. Кто Она? Гокула-таруни мандала-мохите. Таруни означает «юные девушки». Посмотрите на картины, на них все юны. Но Она самая красивая из всех. Она очаровывает даже девушек, так Она красива.

гокула-таруни мандала-махите
дамодара-рати вардхана-веше

Она всегда одевается столь искусно, что Дамодара, Кришна, притягивается Ее красотой. Хари-нишкута-вриндавипинеше. Только Она избранница сердца Кришны и Она царица Вриндавана… Если вы отправитесь во Вриндаван, вы увидите, что каждый поклоняется Радхарани. Рани означает «царица». Они всегда повторяют «Джая Радхе» и «Радхарани». Все преданные во Вриндаване поклоняются Радхарани.

хари-нишкута-вриндавипинеше
вришабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе

Она явилась как дочь царя Вришабхану, а Ее спутницы это Лалита сакхи, Вишакха сакхи и другие преданные. Рупа Госвами возносит молитву от имени чистых преданных Кришны, — карунам куру майи каруна-бхарите, — О дорогая Радхарани, ты исполнена милости. Я молю тебя о милости, ты легко одаряешь ею. Пролей Свою милость. Молю Тебя.

карунам куру майи каруна-бхарите!
санака-санатана-варнита-чарите!

Кто-то может спросить: «Но ты же образованный человек, ученый. Как такой великий святой как ты может молить о милости обычную девушку? Как же так?». Рупа Госвами на это отвечает: «Она не простая девушка — санака-санатана-варнита-чарите — только великие святые, подобные Санаке и Санатане могут описать эту девушку. Она необычна».

Урок в том, что мы не должны относится к Радхарани как к обычной девушке а к Кришне как обычному человеку. Они — Верховная Абсолютная Истина. Но в Верховной Истине присутствует энергия наслаждения, которая проявляется в отношениях Радхи и Кришны. Все гопи это проявления Радхи, а Кришна это Верховный Господь. Большое вам спасибо. Повторяйте Харе Кришна.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...