Шрила Прабхупада ::: Нектар преданности (3 октября 1972, Вриндаван)

Шрила Прабхупада. Нектар преданности (3 октября 1972, Вриндаван)

Нектар преданности
(3 октября 1972, Вриндаван)

Прадьюмна: (читает) «… Кришна, так мы называем Верховную Личность Бога вместе с Его бесчисленными экспансиями. Он распространяет Себя за счет Своих неотъемлемых частей, Своих разнообразных неотъемлемых частей и энергий. Другими словами, Кришна значит и включает все. Однако, как правило, Кришна – это Он сам и Его личные экспансии. Кришна проявляется как Баладева, Санкаршана, Васудева, Анирудха, Прадьюмна, Рама, Нрисимха, Вараха, а также как другие Его многочисленные инкарнации и неисчислимые экспансии Вишну. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что они бесчисленны, как волны.  Кришна включает в себя все эти экспансии, а также Его чистых преданных. В «Брахма-самхите» говорится, что экспансии Кришны полны вечности, знания и блаженства. Преданное служение означает заниматься деятельностью в сознании Кришны, которая благоприятна для трансцендентного удовлетворения Верховного Господа Кришны,  любую же деятельность, которая неблагоприятна для трансцендентного блага Господа, нельзя считать преданным служением».

Шрила Прабхупада: Таким образом, Кришна не значит только Он один. Кришна – не что-то безличное. Он – личность, которая проявляется во многих экспансиях.

эко баху шйам
/Катха Упанишад/

Он один, но Он проявляется в бесчисленных формах. Формы Вишну известны как сваха. Формы, выполняющие роль слуг, живые существа, тоже являются экспансиями Кришны, разнообразными, неотъемлемыми частицами, вибхинамша. Все является экспансией Кришны. Парасья брахмана шакти.

парасйа брахманах шактис
татхедам акхилам джагат
/Вишну-пурана/

Что бы мы ни видели, с чем бы мы ни сталкивались в пределах этого мира, этой вселенной, все это просто экспансии Кришны. Как огонь имеет две энергии — тепло и свет — так и Кришна проявляется в двух Своих энергиях, материальной и духовной. Таким образом, материальный мир – это экспансия Его материальной энергии, а мы являемся пограничной энергией. Мы не обладаем силой. Мы не пуруша. Мы – пракрити.

В «Бхагавад-гите» живые существа описываются как пракрити.
апарейам итас ту виддхи ме пракритим пара
/БГ 7.5/

Описав материальные энергии – землю, воду, воздух, огонь, ум, разум и эго, Кришна говорит: апареям, все эти энергии, отделенные, материальные энергии, являются апара, низшей энергией.

Но это тоже энергия Кришны. Низшая в действительности не является таковой, потому что всё, что бы ни исходило из Кришны, не может быть низшим. Низшая в том смысле, что мы не обладаем сознанием Кришны. Мы сделали её низшей потому, что мы пришли сюда, в этот материальный мир, чтобы наслаждаться, чтобы удовлетворять свои чувства. Во всем остальном она не низшая. Для того, кто знает, как пользоваться этой энергией, она не является низшей.

нирбандха кришна-самбандхе
йуктам ваирагйам учйате
/БРС 1.2.255/

Для тех, кто не знает, как пользоваться этой материальной энергией для удовлетворения Кришны, она является низшей. В остальном адвая-гьяна, абсолютная…

идам хи вишвам бхагаван иветаро
/ШБ 1.5.20/

Нарада Муни так описал её Вьясадеве: идам хи вишвам бхагаван иветаро. Она кажется отличной, но в действительности Кришна… Маха-бхагаватам… Это видение маха-бхагаваты, а не обычного человека. Маха-бхагавата…

стхавара-джангама декхе, тара мурти
/ЧЧ, Мадхья 8.274/

Маха-бхагавата видит дерево, животное или… Он не видит формы, но видит его ишта дева мурти; он видит в них Кришну. На самом деле Кришна находится в них как Параматма. Он не видит внешней оболочки. Таким образом, две энергии Кришны. Низшая означает такая, в которой практически отсутствует сознание Кришны. Вот что значит низшая. Если в ней присутствует сознание Кришны, то она перестает быть низшей; она стаёт высшей. Поэтому Кришна говорит:

апарейам итас ту виддхи ме пракритим пара
/БГ 7.5/

В конце концов, любая энергия, пракрити… Философы-майявади совершают ошибку, возвышая живые существа до уровня пуруши, Высшего. Но в действительности это не так. Это – пракрити. Пракрити значит подчиненная, а пуруша – господствующая. И это наша позиция. Мы – не доминирующая энергия. Я беспричинно считаю себя господином. Это моя иллюзия. Я не господин. Никто не является господином. Господином является Кришна.

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа
/БГ 7.7/
Он – господин.

ахам сарвасйа прабхаво  маттах сарвам правартате
/БГ 10.8/

Итак, пракрити и пуруша… Кришна – пуруша. Пурушам шашватам. Так говорит Арджуна, пурушам шашватам.

парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван
пурушам шашватам дивйам ади-девам аджам вибхум
/БГ 10.12-13/

«Ты – изначальный пуруша, наслаждающийся». Вот это – сознание Кришны. Если мы знаем, что Кришна является изначальной личностью, наслаждающимся, а мы просто должны удовлетворять Кришну… Наше предназначение – удовлетворять, а не занимать позицию наслаждающихся. Здесь, в этом материальном мире, все искусственным образом пытаются стать наслаждающимися: и женщины, и мужчины. Это иллюзия. Никто не является наслаждающимся.

бхоктарам йаджна-тапасам  сарва-лока-махешварам
/БГ 5.29/

Кришна – Верховный наслаждающийся. Отношения пракрити-пуруши подобны отношениям мужа и жены. Муж является наслаждающимся, а жена – пракрити. Если жена целомудренна, всегда старается служить своему мужу, удовлетворять его, а муж заботится о жене, обеспечивая её все необходимым, такая семейная жизнь становится счастливой и привлекательной. Подобным же образом, Кришна является Верховным пурушей, наслаждающимся. Если мы, живые существа, просто пытаемся служить Ему и удовлетворять Его так, как это делали гопи, то атмосфера становится очень благоприятной, как во Вриндаване. Все служат Кришне. Все пытаются удовлетворить Кришну. Птицы, звери, деревья, земля, вода, мальчики-пастушки, гопи, отец Кришны, мать, старшие – все, потому что Кришна находится в центре всего. Это Вриндаван. Мы можем иметь Вриндаван где угодно, везде. У Вриндавана нет границ. Он не материален. И Кришна не ограничен. В «Брахма-самхите» Кришна говорит:

голока эва нивасатй акхилатма-бхуто
/Брахма-самхита 5.37/

Как Кришна говорит:
патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати тад ахам ашнами
/БГ 9.26/

Можно сказать, что Кришна находится далеко-далеко, на Голоке Вриндавана. Как он может принимать эту пищу?» Но это материальная концепция. Кришна может принимать пищу даже находясь на Голоке Вриндавана, если её предлагает преданный. йо ме бхактйа прайаччхати. Это вопрос бхакти. Тогда Кришна принимает пищу. Кришна находится на Голоке Вриндавана, в Своей дхаме. Он не покидает её, но Его экспансия распространяется и принимает служение преданного. Это –

бхагават-таттва-виджнанам
/ШБ 1.2.20/

Необходимо понять бхагават-таттвам-вигьянам. Это наука. Основываясь на восприятии своих ограниченных чувств мы думаем: «Я здесь сижу». Если мне предложат пищу на расстоянии в несколько ярдов, я не смогу до неё дотянуться, потому что я ограничен. Но Кришна может растянуть Свою руку. Он Сам приходит.

свайам эва спхуратй адах
/БРС 1.2.234/

Кришна появляется перед преданным.

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
/ЧЧ, Мадхья 17.136/

Когда живое существо становится преданным, начиная с языка, джихвадау, воспевая Харе Кришна мантру, севонмукхе хи джихвадау, свайам эва спхуратй адах, то Он являет себя такому преданному. йеи нама сеи кришна. Таково совершенство воспевания без оскорблений. Затем вы обнаруживаете, что имя неотлично от Кришны. Когда занимаешься воспеванием, то обнаруживаешь, что Кришна танцует на кончике твоего языка. Таков вывод.

Мы должны научиться воспевать. Поэтому в шастрах, в Пуранах, описывается десять оскорблений. Шрила Джива Госвами акцентировал на них внимание, чтобы мы избегали оскорблений. Шуддха-нама. Поначалу мы не можем воспевать Святое Имя чисто, потому что мы привыкли… Но всё же в процессе воспевания оно становится намабхасой, почти чистым. Абхаса подобна предрассветному часу: темнота ушла, но солнечный свет ещё не появился. Это ещё не солнечный свет, но всё же уже рассвет, и всё чётко видно.

Подобным же образом, сначала воспевание происходит с оскорблениями, но если избегать десяти оскорблений, то постепенно приходит намабхаса. Нама ачарья Шрила Харидас Тхакур говорил, что, воспевая Святое Имя на стадии намабхасы, человек получает освобождение. Как-то между Харидасом Тхакуром и одним брахманом произошёл спор в кабинете у отца Рагунатхи даса Госвами. Шёл возвышенный разговор о намабхасе. Человек получает освобождение, воспевая Святое Имя на стадии намабхасы. Воспевая Харе Кришна мантру с оскорблениями, человек переживает то материальное счастье, то материальные страдания, но когда он подходит к стадии намабхасы, он получает освобождение. А когда он воспевает Имя чисто, то получает Кришна-прему.

Как Рупа Госвами. Он занимался воспеванием. Мы тоже занимаемся воспеванием. Но мы не находимся на одной ступени с Рупой Госвами, Санатаной Госвами или Харидасом Тхакуром. По сути, если мы приблизимся к этой ступени, то уже там будет Кришна-према, любовь к Кришне. Как сказал Рупа Госвами: «Что это за воспевание при помощи одного языка и двух ушей? Если бы у меня были миллионы языков и триллионы ушей, то это было бы настоящее воспевание».

А мы не можем вычитать даже шестнадцати кругов, потому что не развили вкус к воспеванию. Мы всё ещё находимся на стадии нама апарадхи. Но не расстраивайтесь. Продолжайте воспевать. Вы дойдете до правильной стадии, намабхасы, а затем будет шудха-нама. Все требует постепенного развития.

Имя является ещё одной из инкарнаций Кришны.

нама-рупе кали-кале кршна-аватара
/ЧЧ, Aди 17.22/

Имя – это. Потому что имя и Кришна неотличны.

абхиннатван нама-наминох
/Падма-пурана/

Нет разницы. Здесь, в материальном мире, между именем и объектом есть разница, но адваягьяна, в Абсолютном мире такого различия нет. Имя и личность – это одно и то же, они идентичны. По сути, когда мы воспеваем Харе Кришна мантру, мы напрямую общаемся с Кришной, потому что имя является Его инкарнацией.

нама-рупе кршна-аватара

Поэтому, если мы обладаем здравым рассудком, то нам следует уважительно относиться к имени, потому что Кришна и Его имя – суть одно. Предположим, здесь появился Кришна. Мы бы немедленно выразили Ему своё уважительное отношение. Точно так же, если мы воспеваем Харе Кришна мантру, мы должны понимать, что в ней находится Кришна. Поэтому нам необходимо вести себя очень осторожно и уважительно, без пренебрежения. Это оскорбление. Надо это знать. Пытайтесь  избегать этого. Кришна даёт нам столько разных возможностей познакомиться с Ним: нама, рупа, лила, парикара, васиштха. Он дает нам шанс в форме имени, в форме божества, в форме Его игр, в форме Его атрибутов. Как с Вриндаваном. Вриндаван так же замечателен, как Кришна. Так говорил Чайтанья Махапрабху. Это не моя выдумка.

арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндавана
/Вишванатх Чакраварти Тхакур/

Надо почитать дхаму Кришны, так же, как и самого Кришну, Браджендра-нандана Хари. Мы должны с уважением относиться к Вриндавана-дхаме; в противном случае, мы будем оскорбителями. Дхамапарадха. Дхамапарадха. Если мы живем во Вриндаване, то должны знать, что живем у Кришны. Надо понимать, насколько необходимо быть осмотрительными и внимательными, если мы действительно понимаем, что такое дхама. Дхама – это тоже Кришна. Если мы занимаемся греховной деятельностью в дхаме, то мы совершаем самоубийство. Это факт.

Вы знаете историю о Ямала-Арджуне. Они получили рождение в дхаме, Вриндавана-дхаме, как деревья, но им пришлось потерять столько сотен лет. Хотя есть гарантия, что кто угодно в дхаме получает прибежище у лотосных стоп Господа, но не… Зачем тратить попусту время, становясь деревом, обезьяной, свиньей или собакой? Не растрачивайте время впустую. Надо быть очень внимательными. Не допускайте никаких оскорблений в дхаме. Тогда будет достаточно одной жизни, чтобы вернуться домой, обратно к Богу.

тйактва дехам пунар джанма  наити мам эти каунтея
/БГ 4.9/

Если вы, живя во Вриндаване, ведете себя осмотрительно, не допуская оскорблений и не совершая греховных поступков, то в этой жизни вы вернетесь к Кришне. Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивйам  эвам йо ветти таттватах
/БГ 4.9/

Жить во Вриндаване – значит знать Кришну: знать, как Он там появился, как проводил Свои Игры. джанма карма ча ме дивйам. Они божественны и трансцендентны. Джая радха-мадхава кунджа-бихари.
Такова жизнь Кришны во Вриндаване. Если мы знаем Кришну, таттватах… Мы обсуждали таттватах сегодня утром.

манушйанам сахасрешу  кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам  кашчин мам ветти таттватах
/БГ 7.3/

Те, кто живут во Вриндаване, должны пытаться понять Кришна-таттватах. Это их обязанность. Не просто воспользоваться преимуществами Вриндавана и заниматься аньябхилашей, гьяна-кармой. Нет. Это значит впустую тратить время. Приехав во Вриндаван, вы получаете шанс. Вриндаван так могущественен. Но если мы совершаем оскорбления и занимаемся греховной деятельностью, то мы теряем этот шанс. Мой Гуру Махарадж говорил: «Не тратьте время впустую. Не дожидайтесь следующей жизни. Закончите своё дело в этой жизни, поймите Кришну и возвращайтесь обратно домой, к Богу». Такова необходимость. Если ты бизнесмен… Как в бизнесе: они хотят сделать дело бесплатно и быстро. Подобным же образом, мы видим, что такой преданный, как Бхарата Махарадж был немного привязан к теленку, к детенышу оленя… Как он называется?

Преданный: Олененок.

Шрила Прабхупада: Олененку. Да. Поэтому ему пришлось прожить следующую жизнь в теле оленя. Подумайте. Такой великий преданный, но из-за своей привязанности.

йам йам вапи смаран бхавам  тйаджатй анте калеварам
/БГ 8.6/

Поэтому необходимо быть очень осторожными. Даже во Вриндаване, если мы не поймём сути, если мы к чему-либо привязаны, нам придётся прожить ещё одну жизнь, либо в теле животного, либо дерева. Конечно же, во Вриндаване тоже есть вероятность стать деревом или животным. Это тоже полезно, потому что в следующей жизни ты возвращаешься домой, назад к Богу. Но зачем таким образом тратить еще одну жизнь? Кришна-нама рупе-аватара. Мы должны относиться к воспеванию Харе Кришна маха-мантры со всей внимательностью, заботой, осторожностью, чтобы не допустить оскорблений. Тогда ваше дело увенчается успехом.

намно балад йасйа  хи  папа-буддхих
/седьмое оскорбление/

Если кто-то думает: «Я живу во Вриндаване. Я занимаюсь воспеванием Харе Кришна мантры. Поэтому, если я совершу какой-то греховный поступок, то что тут такого..»?

эка кришна-наме папира йата папа-кшайа
баху джанме сеи папи карите нарайа
/Брихад-Вишну Пурана/

«Что такого греховного я совершаю? Только чуть-чуть…» Да, если это незначительный греховный поступок, то он будет прощён. И если он совершается ненамеренно, но если вы совершаете греховные поступки намеренно, ежедневно, то вы будете наказаны. Таковы законы природы. Даже если вы бхакта. Вам дадут шанс, но вы будете наказаны. Поэтому следует быть очень осторожными. Воспевать Харе Кришна мантру значит приходить в непосредственное соприкосновение с Кришной. Поэтому следует быть очень, внимательными, осторожными и уважительными. Тогда всё будет хорошо и вас ждёт успех. Читай. Дальше.

Прадьюмна: «Например, такие великие демоны, как Равана, Камса и Хираньякашипу постоянно думали о Кришне, но они думали о нем, как о своем враге. Такое памятование не считается бхакти, или сознанием Кришны».

Шрила Прабхупада: Да. Мы подобны Раване и Камсе, которые думали о Кришне как о враге, когда считаем, что «Он смоет все мои грехи», это значит, что наше мышление не отличается от мышления Раваны или Камсы. О Кришне надо думать положительно.

анукулйена кришнану-шиланам
/БРС 1.1.1/

На пратикулйена. Нет. Нельзя думать о Кришне и одновременно совершать греховные поступки. Это – пратикула. Кришна не хочет, чтобы вы оставались грешниками, потому что к Кришне нельзя приблизиться, не будучи свободным от греха.

йешам тв анта-гатам папам
/БГ 7.28/

Кришна – павитра, парамам. Таково описание. Кришна – Наичистейший.  Невозможно приблизиться к Наичистейшему, занимаясь греховной деятельностью и делая из Кришны исполнителя своих желаний, рассчитывая, что Он смоет результаты вашей греховной деятельности. Кришна смоет их – раз, два, три раза. Но если вы будете сознательно продолжать совершать грехи, то вас ждет наказание. Не следует думать о Кришне, подобно Раване или Камсе. Камса был всегда погружен в мысли о Кришне. Он также получил освобождение. Но не как спутник Кришны, он слился с сиянием Брахмана. Таковы главные идеи.

анукулйена кришнану-шиланам
/ЧЧ, Мадхья 19.167/

Нам следует культивировать сознание Кришны положительно, а не отрицательно. Положительно, значит, доставляя удовольствие Кришне и духовному учителю. Потому что если удовлетворён ваш духовный учитель, то удовлетворён и Кришна. Ясья прасадад бхагават-прасадах. Духовный учитель – представитель Кришны. Как на работе. Вы не видите владельца, а только вашего непосредственного начальника. Если вы его удовлетворяете, то продвигаетесь по служебной лестнице, вам повышают зарплату и много других вещей. Подобным же образом, Кришна направляет Своих представителей.

ачарйам мам виджанийан  наваманйета кархичит
на мартйа-буддхйасуйета  сарва-девамайо гурух
/ШБ 11.17.27, ЧЧ Ади, 1.46/

Таким образом, удовлетворяя ачарью, мы удовлетворяем Кришну. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: йасйа прасадад бхагават­прасадах.
Поэтому анукулйена кришнану-шиланам означает, что если вы приняли авторитетного духовного учителя, то необходимо делать всё так, чтобы ваш духовный учитель был вами доволен. И ваш путь становится ясным. Не делайте ничего против воли своего духовного учителя. Так как мы не можем сейчас видеть Кришну непосредственно, то направление мы получаем через ученическую преемственность.

эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/

Следует культивировать сознание Кришны благоприятным образом. Тогда наша жизнь станет успешной. Продолжай.

Прадьюмна: «Иногда имперсоналисты неправильно понимают преданное служение, рассматривая Кришну отдельно от Его атрибутов и игр. Например, Кришна поведал «Бхагавад-гиту» на поле битвы Курукшетра, а имперсоналисты говорят, что Кришна представляет интерес, тогда как Курукшетра – нет. Однако преданные также знают, что поле битвы Курукшетра само по себе не имеет к ним никакого отношения, а также то, что «Кришна» не значит одного Кришну. Он всегда находится в обществе своих спутников и со своими атрибутами».

Шрила Прабхупада: Есть так называемые псевдо-преданные. Они говорят: «Зачем нам  «Бхагавад-гита»? Они считают себя такими продвинутыми, что смогут немедленно перейти к раса-лилам Кришны. Это значит, что лила Кришны на поле Курукшетра не очень важна для них. Нет. Лилы кришны, будь то во Вриндаване или на Курукшетре, не отличны. Это следует знать.

абхиннатван нама-наминох
/Падма-пурана/

Поэтому лучше сначала прочесть «Бхагавад-гиту», как подготовительную ступень к изучению «Шримад-Бхагаватам». Старайтесь читать или изучать её. Конечно, в «Шримад-Бхагаватам» есть всё. Но для обычных людей, потому что «Бхагавад-гита» — это азбука духовного знания… Люди допускают ошибки, даже изучая азбуку духовного знания. Люди так сильно деградировали, что даже не могут понять азбуку духовного знания. Они создают свои собственные интерпретации. Это ужасная ситуация. Они отделяют Кришну от «Бхагавад-гиты» и читают её миллионы и миллионы лет, отвергая Кришну. Это свойственно учёным. И этому нет конца.
Я виделся с доктором Радхакришной. Когда он дает объяснения словам

ман-мана бхава мад-бхакто  мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/

то говорит открыто, что: «Здесь речь не идёт о Кришне, как о личности». Он так говорит. Просто посмотрите, на что нацелены его попытки. Он пишет комментарии к «Бхагавад-гите» и пытается покончить с Кришной, устранить Его. Просто мыслительные спекуляции. И этому нет конца. Надо быть осторожными. Что это? Продолжай. Имперсоналисты… Имперсоналисты не знают, что Кришна и Его тело суть одно и то же. Они считают, что когда Бог, Брахман, нисходит, то Он принимает материальное тело. Это – философия майявади. Поэтому Кришна говорит:

аваджананти мам мудха  манушим танум ашритам
/БГ 9.11/

Он нисходит…

самбхавамй атма-майайа
/БГ 4.6/

Он нисходит таким, каким Он есть. В противном случае, как Он может действовать таким удивительным образом? Когда он еще сидел на коленях матери, трех месяцев отроду, как мог он убить гигантскую демоницу Путану? Он не отличен от Своего тела. Он появляется по необходимости. Между телом и душой Кришны нет разницы. Он полон, совершенен и духовен. У нас, в нашем обусловленном состоянии, есть разница между телом и душой. Дехи и деха.

дехино ‘смин йатха дехе  каумарам йауванам джара
/БГ 2.13/

Поэтому, дехантарам праптих. Кришне нет необходимости принимать другое тело. Следует это знать. Кришна – совершенен. Пурна-брахман. В Его теле нет различий между материальным и духовным. Продолжай.

Прадьюмна:  «К примеру, если кто-то говорит: «Накормите человека с оружием». Есть будет человек, а не оружие. Подобным же образом, преданный может интересоваться атрибутами и местами, такими как поле битвы Курукшетра, которые связаны с Кришной, но ему не интересно просто любое поле битвы. Его интересует Кришна – Его речи, Его наставления и т.д. Это поле битвы приобретает значимость только потому, что оно связано с Кришной».

Шрила Прабхупада: Продолжай.

Прадьюмна: «Это суть понимания того, что такое сознание Кришны. Без такого понимания велика вероятность неправильного восприятия того, почему преданные интересуются полем битвы Курукшетра».

Шрила Прабхупада: Да. Иногда нас спрашивают: «Почему Кришна убеждал Арджуну применить насилие»? Многие так называемые учёные критикуют Кришну, но они не знают, кто такой Кришна. Кришна абсолютен. Какие бы действия он ни совершал, это то же самое. Бог хороший. Это не значит, что, если он сражается на поле битвы Курукшетра, то становится плохим. Нет. Он остаётся хорошим. Таково представление о Боге: он абсолютен. Он может делать всё, что угодно. И всё же он продолжает оставаться Абсолютной Истиной. Это – Абсолютная Истина. Нет такого понятия: «Это хорошо, а это плохо для Бога, как будто бы Бог стоит перед вами и ждет вашего суда. Нельзя судить Бога, Кришну… Всё, что он делает. Подобно тому, как Арджуна принял Кришну:

сарвам этад ртам манйе  йан мам вадаси кешава
/БГ 10.14/

«Я принимаю как истину всё, что Ты сказал, без исключения». В этом состоит принятие «Бхагавад-гиты» и Кришны. Так надо понимать Веды. Необходимо принимать это таким, как оно есть. Потому что мы обусловлены. У нас столько недостатков – мы введены в иллюзию, мы совершаем ошибки, наши чувства несовершенны… Так много недостатков.

бхрама, прамада, випра-липса, каранапатава
/ЧЧ, Ади 2.86/

мы хотим одурачить других. Поэтому мы не можем давать совершенное знание. Нам следует принять знание от совершенного. А кто совершеннее Кришны? Поэтому, что бы ни говорил Кришна, что бы Он ни делал, всё – благо. Критиковать нечего. Нельзя критиковать Кришну. Это невозможно. Нельзя спрашивать: «Почему Кришна принял участие в сражении на поле битвы Курукшетра?» Да, ему необходимо было это сделать. Потому что Он появился

паритранайа садхунам  винашайа ча душкртам
/БГ 4.8/

Он должен был уничтожить всех демонов. Это была ещё одна из причин. Не только танцевать с гопи во Вриндаване, но Ему необходимо было уничтожить демонов. Во Вриндаване тоже каждый день появлялось так много демонов, и Кришна их уничтожал. Это другая сторона деяний Кришны. Но если вы будете изучать Кришну с материалистичной точки зрения, то у вас сформируется превратное понимание. Надо знать, что и танец Кришны с гопи, и Его участие в сражении на поле битвы Курукшетра – суть одно и то же. Таково сознание Кришны.

Спасибо. Харе Кришна.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...