Шрила Прабхупада ::: Нектар преданности (3 ноября 1972, Вриндаван)

Шрила Прабхупада. Нектар преданности (3 ноября 1972, Вриндаван)

Нектар преданности
(3 ноября 1972, Вриндаван)

Прадьюмна: (читает) «4) Чистое преданное служение достигается очень редко. 5) Те, кто занят чистым преданным служением…»

Шрила Прабхупада: Какая страница? Какая страница?

Прадьюмна: Страница 2. «Те, кто занят чистым, преданным служением, смеются даже над  освобождением. 6)  Чистое преданное служение – единственный способ привлечь Кришну. Кришна – всепривлекающий, но чистое преданное служение привлекает даже Его. Это значит, что чистое преданное служение, являясь внутренней энергией Кришны, обладает большей трансцендентной силой, чем Он Сам».  

Шрила Прабхупада: Шесть преимуществ. Они есть непосредственный результат культивирования  сознания Кришны. Чистое преданное служение немедленно освобождает от любых материальных страданий. Есть бхаджан, написанный Бхактивинодом Тхакуром:

манаса деха геха йо кичу мора, арпилун туйа паде нанда-кишора
/из «Шаранагати»/

Комментарий к этой песне таков: когда мы предаемся Кришне, пранаир артхаир дхия вача, то освобождаемся от любых тревог. Это нетрудно понять. Здесь, в этом материальном мире, мы постоянно находимся в тревоге. Такова природа материального существования. Проблемы одна за другой. Если кто-то будет вас убеждать: «Просто положись на меня. Я решу все твои проблемы», что вы почувствуете? Просто представьте. Обычный человек. Если обычный человек говорит другу: «Не переживай. Я позабочусь обо всех твоих делах. Не волнуйся», то возникают сомнения, так как мы знаем возможности обычного человека. Но если Кришна говорит: «Я позабочусь о тебе», то какое облегчение вы почувствуете в этом случае. Кришна – не обычный человек. Кришна всемогущ. Он — Верховная Личность Бога. Он – Йогешвара. Он – Абсолютная Истина. И если Он уверяет: «Я позабочусь о тебе…»,

ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
/БГ 18.66/

убеждает: «Я освобожу тебя от всех реакций твоей греховной деятельности…».

Мы страдаем из-за нашей греховной деятельности. Это общее определение страданий. Занимаясь благочестивой деятельностью, мы наслаждаемся. Но в этом материальном мире, страдаем мы или наслаждаемся, общим фактором все равно является страдание. Предположим, что благодаря благочестивой деятельности мы получаем хорошее рождение,

джанмаишварйа-шрута-шри
/ШБ 1.8.26/

Благодаря благочестивой деятельности мы получаем рождение в хорошей семье, джанму; мы получаем айшварью, богатство, богатую семью, богатых родителей; джанмаишварйа-шруту, хорошее образование; и шри – красоту. Это — результаты благочестивой деятельности. Но, родившись в семье царя или очень богатого человека, мы все равно проходим через одни и те же страдания, связанные с появлением на свет.  Как бедняк страдает в утробе своей матери, так же, в утробе, страдает и богатый человек. Страдание в момент появления на свет одинаковы как для бедного, так и для богатого. Разницы не существует. Болея, и бедный, и богатый человек испытывают ту же боль. Поэтому, пока будет существовать материальный мир с его страданиями и радостями, они будут находиться на одном и том же уровне. Никакой разницы.

Но Кришна обещает нам, что если мы станем на путь сознания Кришны, то ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами. «Я освобожу тебя от всех реакций твоей греховной деятельности». Это самая благоприятная деятельность. Это значит, что если Кришна возьмет на себя заботу он нас, то Он постепенно обучит преданного буддхи-йоге в преданном служении, чтобы он мог вернуться домой, назад к Богу, к Кришне.  Это очень благоприятно. В материальном мире благоприятным считается стать богатым, очень образованным, красивым, иметь знатное происхождение. Всё это, без сомнения, считается благоприятным в материальном  мире. Но ко всему этому примешивается так много страданий, тройственных страданий: адхйатмика, адхибаутика, адхидайвика. На самом деле, такое положение не является благоприятным.  

Самое благоприятное – это вернуться домой, назад, к Богу, поэтому говорится, что чистое преданное служение… Чистое преданное служение означает служение, лишенное какого бы ни было материального мотива.

анйабхилашита – шунйам джнана-кармадй-анавритам
/БРС 1.1.11/

Итак, чистое преданное служение – это начало всего благоприятного. Наиболее благоприятным является возвращение домой, к Богу.  Если мы будем заниматься чистым преданным служением, следовать правилам и предписаниям, читать шестнадцать кругов, всегда будем заняты в служении Богу, то, в конечном счете, мы приобретем

тйактва дехам пунар джанма  наити мам эти каунтейа
/БГ 4.9/

(читает:) «Чистое преданное служение автоматические приносит трансцендентное наслаждение». Трансцендентное наслаждение и материальное наслаждение: между ними есть разница. Материальное наслаждение состоит в удовлетворении чувств, а трансцендентное наслаждение — это удовлетворение Кришны.  Преданный чувствует удовлетворение, видя, что доволен Кришна. Для них наслаждение – это наслаждение Кришны. Материальное удовлетворение – это чувственное восприятие, а духовное – удовлетворение через Кришну. Если Кришна удовлетворён, то удовлетворён и преданный.  Как у дерева: листья и ветки получают удовлетворение через корень дерева. Кришна – это корень. Кришна – начало всего.

ахам сарвасйа прабхаво  маттах сарвам правартате
/БГ 10.8/

Трансцендентное наслаждение – это наслаждение, полученное через Кришну. Как у гопи с Кришной. Когда гопи видели, что Кришна удовлетворен, они становились счастливыми, а Кришна становился ещё более счастливым, когда видел, что счастливы гопи. И опять, видя, что Кришна стал ещё более счастливым, они становились ещё более счастливыми. Таким образом, получается такое себе соревнование в счастье. Гопи, видя, что счастлив Кришна, испытывают ещё большее счастье, а Кришна, в свою очередь, испытывает ещё большее счастье, видя счастье гопи.  Это описано в «Чайтанья-чаритамрите»: дуи лаге хура хури. Это духовное соревнование.

Так вот: «Чистое преданное служение автоматически приносит трансцендентное наслаждение». В материальном мире, если я вижу, что кто-то счастлив, я чувствую себя несчастным; если я вижу, что кто-то несчастлив, счастливым становлюсь я. Такова природа. Могу сказать иначе, материальная природа такова, что если кто-то испытывает трудности, то я испытываю удовлетворение, а если я счастлив, то другие начинают завидовать. Таково материальное удовольствие.

В то время как духовное удовлетворение состоит в том, что если преданный видит, что счастлив Кришна, он тоже счастлив, другой преданный испытывает ещё большее счастье. Это – духовное наслаждение. В духовном мире существует соревнование, но если один преданный становится достаточно квалифицированным, то другой тоже испытывает удовлетворение: «О, он такой продвинутый. А у меня не получается». Здесь нет зависти. В материальном мире, если один человек успешен, то другой, менее успешный, испытывает зависть. В этом разница между духовным и материальным наслаждением. Это нетрудно понять. Материальное удовольствие состоит в том, что если ты счастлив, то несчастлив я, если несчастлив ты, то счастлив я.  Это счастье в материальном мире. А духовное счастье значит, что, видя твоё счастье, я тоже становлюсь счастливым. Видя… Но в духовном мире нет душевных страданий. Просто, видя счастье одного преданного, другой становится счастливым. 

«Чистое преданное служение достигается очень редко». Таков критерий. Чистое преданное служение обладает такими большими преимуществами, но это очень трудно. Очень трудно.

на джанма-коти-сукртаир на лабхйате
/ЧЧ, Мадхйа 8.70/

Даже прилагая огромные усилия в течение миллионов жизней, очень трудно достичь чистого преданного служения. Чистое преданное служение достигается только по милости чистого преданного. По-другому не получится.

махийасам пада-раджо-‘бхишекам
нишкинчананам на вринита йават
наишам матис тавад урукрамангхрим
/ШБ 7.5.32/

Что это значит? Это значит, что пока мы не коснемся пыли со стоп чистого преданного, то стать чистым преданным невозможно. махийасам пада-раджах, махийасам — великая личность, великий преданный. Пада-раджах означает  пыль с лотосных стоп; абхишекам – посыпать голову. махийасам пада-раджо-‘бхишекам нишкинчананам. Махийасам, великая личность значит нишкинчананам. Бхагавад-бхакта является нишкинчананам. У него больше не осталось материальных обязанностей.  Вот кто такой Бхагавад-бхакта. Чайтанья Махапрабху говорит:

нишкинчанасйа бхагавад-бхаджанонмукхасйа
/ЧЧ, Maдхйa 11.8/

Бхагавад-бхаджаномукха значит нишкинчана, никаких материальный обязанностей, никаких материальных обязательств. Наям ани на киикара раджан сарватмана йе шаранам шаранаям гато мукундам. Любой, кто полностью принял прибежище у лотосных стоп Кришны, шаранам шаранаям гато мукундам парихатья картам, отбросив все другие обязанности,

тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер
/ШБ 1.5.17/

если он принял прибежище лотосных стоп Кришны, отбросив все другие обязанности… Есть столько обязанностей. У вас есть обязанности по отношению к своей семье, к своим родственникам, стране, животным, другим живым существам, обязанности перед полубогами, великими святыми, ашис. Мы читаем Веды. Но их нам дал Вьясадева, поэтому мы перед ним в долгу. Мы также читаем другие шастры. Опять мы в долгу. Деваршани, ани, девата, полубоги. Мы пользуемся солнечным светом. Мы в долгу перед Богом Солнца. Мы пользуемся светом Луны. Мы в долгу перед светом Луны, Богом Луны, Богом Воздуха, Варуной. Они все нам помогают. Мы не можем обойтись без этого. Мы не можем жить без воды. Мы не можем жить без света.  Мы не можем жить без тепла. Кто всё это дает? Конечно, Кришна, но мы не можем видеть Кришну непосредственно. Их нам дают различные полубоги. Поэтому, рекомендуется совершать дева-ягью. Дева-ягья значит, в конечном счете, удовлетворение Кришны. Таковы эти процессы. Но если человек  обретет сознание Кришны, то у него больше не будет обязательств перед всеми этими деватами.

деварши-бхутапта-нринам питринам
/ШБ 11.5.41/

У нас так много обязательств, но если мы обретем сознание Кришны, то будут удовлетворены все, и тогда не придётся удовлетворять их своим служением. В противном случае, мы обязаны предлагать им наши поклоны за то, что они нам дают. Преданное служение достигается очень редко. Под «достигается очень редко» подразумевается, что если его достичь, то освобождаешься от всех обязательств.

татра лаулйам апи мулйам экалам
на лабхйате джанма-коти-сукритаир
/ЧЧ, Мадхья 8.70/

Достичь преданного служения можно просто очень сильным желанием, которое состоит в том, что: «В этой жизни я постараюсь достичь Кришны». Кришна поможет вам.

тешам сатата-йуктанам  бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
/БГ 10.10/

Если мы серьёзно занимаемся преданным служением, то Кришна дает разум, при помощи которого мы сможем приблизиться к Нему. Таким образом, преданное служение достигается очень редко. Но случайно

гуру-кршна-прасаде пайя бхакти-лата-биджа
/ЧЧ, Мадхья 19.151/

если мы каким-то образом соприкоснемся с истинным духовным учителем и Кришной… Кришна уже рядом. Мы уже соприкасаемся с Ним. И если мы будем серьёзны, то, по милости Кришны, мы встретимся с нишкинчаной, преданным, и по его милости мы достигнем начала преданного служения. Другие пути очень трудны. Кармическая деятельность, гьяна, йога. Нет.

бхактйа мам абхиджанати 
/БГ 18.55/

Просто надо заняться чистым преданным служением. Поэтому это так трудно. Люди не хотят заниматься чистым преданным служением. Им нравится всякая всячина: немного того, немного этого. Нет.

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/

Это начало чистого преданного служения. Но его очень трудно достичь. Люди не хотят принимать простых вещёй. Когда даёшь им большие-большие формулы, систему йоги, аштанга-йоги, им это нравится: «Вот это что-то!». Как в гомеопатии. Если лекарство не имеет вкуса и его можно употреблять без последующих проблем, они в него не верят. Но дай им очень горькое лекарство с резким вкусом: «Да, это что-то».

Подобным же образом, когда говоришь людям о том простом процессе, который дал нам Чайтанья Махапрабху:

харер нама харер нама харер нама эва кевалам
калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха
/ЧЧ, Ади 17.21/

то они отказываются воспринимать его всерьёз. «Просто воспевая Харе Кришна мантру можно освободиться и вернуться назад..? Это преувеличение». Так они говорят. Но если дать им тяжелую работу, как то: «Зажмите нос вот так, опустите голову вниз, и делайте вот такое упражнение, делайте…», то они думают: «О, это уже что-то». Но всё очень просто, можно  легко всего достичь, но они отказываются воспользоваться самым простым процессом, который дал Кришна, который дал Чайтанья Махапрабху.

Кришна даёт самый лёгкий процесс: «Предайся Мне. Я помогу тебе во всём». Но мы не готовы заниматься этим процессом. Чайтанья Махапрабху говорит: «Просто воспевайте Харе Кришна и вы достигните высочайшего совершенства». Мы не готовы. Поэтому и говорится: «Чистое преданное служение достигается очень редко». Люди отказываются принимать такие простые вещи. Им хочется заниматься чем-то трудным, так как тогда им кажется, что всё в порядке.

«Те, кто занимаются чистым преданным служением, смеются над освобождением». Да. Муктих микулитанджали севате асман. Преданный безразличен к мукти. Мукти… Зачем ему думать о мукти? Как только он становится чистым преданным, мукти падает к его стопам. Зачем ему пытаться получить мукти? Билвамангал Тхакур говорит: «Муктих мукулитанджали севате асам». Нет необходимости прилагать отдельные усилия, чтобы получить освобождение. Оно уже есть.  

муктих свайам мукулитанджали севате ‘сман
дхармартха-кама-гатайах самайа-пратикшах
/ШБ 4.8.41/

Преданный: Он сломан.

Шрила Прабхупада: (в сторону) А? Не трогайте его? Работает?

Шьямасундара: Прибор сломан. (на заднем плане идет разговор о свете).

Шрила Прабхупада: Да. Итак: «Те, кто занимаются чистым преданным служением, смеются над  освобождением». Мукти. Прабходананда Сарасвати… Кайвальям. По-другому мукти ещё называю кайвальей. «Все едино. Едино, знание». Вот и всё. Прабходанандана Сарасвати говорит:

каивалйам наракайате
/Чайтанья-чандрамрита, 5/

Эта концепция освобождения, суть которой состоит в том, чтобы стать единым с Верховным, подобна аду для преданного.  каивалйам наракайате. Не очень-то они высоко ценят эту концепцию, стать единым с Богом. Или освобождение, мукти. Это – мокша-ками, те, кто стремятся.

нирбхеда-брахману-сандхана

не отличаясь от Верховного Брахмана. Это называется мукти, освобождение. И

тридаша-пур акаша-пушпайате
/Чаитанйа-чандрамрита 5/

А карми стремятся достичь райских планет, три-даша-пур. Три-даша – значит тридцать. В различных планетных системах существует более тридцати миллионов полубогов. Они называются райскими планетами. Они – акаша-пушпа. Акаша-пушпа значит цветок не растет в небе; это что-то воображаемое, фантасмагория. тридаша-пур акаша-пушпайате. Карми интересуются акаша-пушпой, райскими планетами. А гьяни интересуются мукти. Карми, гьяни… А йоги интересуются контролем своих чувств.

Таким образом, три. Прабодхананда Сарасвати Махарадж говорит:
дурдантрийа-кала-сарпа-патали проткхата-дамштрайате

Чувства являются нашими врагами. Отлично. Мы это признаём. Йоги пытаются контролировать чувства и ум, потому что они считают чувства змеями. Змея, легкое прикосновение её губы, то есть языка, несет мгновенную смерть. Это очень опасно. Но Прабодхананда Сарасвати говорит: «Мы не боимся этих змей, потому что проткхата-дамштрайате, змея  опасна, пока у неё есть эти ядовитые зубы». Ядовитые зубы. Проткхата-дамштрайате. Если вырвать эти ядовитые зубы, то, какой бы большой ни была змея, никто её уже не будет бояться. На бенгали говорится: вишнаи кулапана чакра. Если вырвать у змеи ее ядовитые зубы, то тот, кто будет об этом знать не будет большее её бояться. Ребёнок может бояться, но любой знает.

Для преданного все чувства там, но они не похожи на змею. Опасным является удовлетворение чувств, вот что надо вырывать. Этот ядовитый зуб удалят. Поэтому преданный не боится чувств. Он может легко справиться с чувствами, потому что его чувства заняты в служении Господу, что аналогично вырванным зубам змеи чувственных наслаждений. дурдантрийа-кала-сарпа-патали проткхата-дамштрайате.   

Итак, чистое преданное служение достигается очень редко. В этом смысле, суть состоит в том, что чистый преданный не придает большого значения так называемому освобождению. Потому что так называемое освобождение, так называемое… Мы видели много так называемых освобожденных личностей,

вимукта-манина
/ШБ 10.2.32/

Они считали, что вимукта-манинах. Вам будет приятно услышать, что ученики одного очень известного в Индии саньяси-майявади, пришли ко мне, чтобы пригласить к себе, потому что поняли, что философия майявады не настолько эффективна, как преданное служение. На практике. Поэтому сейчас они постепенно начинают заниматься преданным служением. Они пытаются читать «Бхагаватам», хотя и привыкли истолковывать всё на свой лад. Но другого у них нет. Они закончили своё дело. Теперь они постепенно приближаются к бхакти-марге. Это естественно. Если человек искренен, даже пережив разочарование в имперсонализме, он постепенно предастся Личности.

бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате
/БГ 7.19/

Итак, если гьяни становятся преданными, они придают очень большое значение освобождению, мокше, нирбхеда-брахману-сандхана. Йоги же слишком сконцентрированы на контроле чувств. Карми стремятся совершать действия, обеспечивающие им место на райских планетах. Но все это слишком мелко для преданного. Все это его не заботит. Так же как карми, гьяни или йоги.

йам лабдхва чапарам лабхам манйате надхикам татах
/БГ 6.20-23/

Он непоколебим. Есть много примеров. Скажем, Дхрува Махарадж. Когда ему предложили все, чего бы он ни пожелал, он попросил… На самом деле, он хотел получить царство своего отца. Но, утвердившись в преданном служении, он сказал:

свамин критартхо ‘сми варам на йаче
/ЧЧ, Мадхья 22.42/

«Мне больше незачем просить материальных благословений, варам. Нет, не хочу». Итак, сознание Кришны так замечательно, что желания того, кто им занят, исполняются автоматически. Поэтому, зачем им желать освобождения, мукти? Оно столь незначительно.

Следующее: «Чистое преданное служение – единственный способ привлечь Кришну». Кришну невозможно привлечь. Кришна – Верховная личность Бога, обладающий всеми богатствами. Поэтому привлечь Кришну своим богатством, репутацией, образованием, красотой, силой или отречением невозможно. Нет. Невозможно всем этим привлечь Кришну, потому что Он самодостаточен. Ничем, никакими богатствами, потому что Он – атмарама. Но если вы что-то предложите Кришне, то только выиграете от этого. Подобно тому, как, стоя перед зеркалом, нарядно одетый человек видит отражение такого же нарядно одетого человека. Поэтому, если вы роскошно оденете Божество, то почувствуете себя счастливым. У Кришны много преданных и много красивых вещёй. Но если вы в храме предложите Кришне все эти прекрасные вещи, красивые цветы, одежду, вкусную пищу, всё-всё самое красивое, то испытаете счастье. Это единственное, что должно вас интересовать. Поэтому чистое преданное служение является единственным средством привлечь Кришну.

Привлечь Кришну… Кришна будет счастлив от того, что вы так много для Него делаете. У Кришны есть всё, но ваше преданное служение, эта чистота цели, привлечет Его. Мой Гуру Махарадж говорил: «Не пытайтесь увидеть Кришну. Служите Ему так, чтобы Он сам захотел вас увидеть». Если Кришна увидит вас – это значит, что вы выполняете свою миссию совершенным образом. Мы не можем видеть…

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
/ЧЧ Мадхья 17.136/

Мы не в состоянии почувствовать Кришну своими чувствами, но если они заняты служением Ему, то Он нас видит.

свайам эва спхурати адах
/Бхакти-расамрта-синдху, 1.2.234/

Просто благодаря вашему преданному служению. Иначе, невозможно удовлетворить Кришну богатством, образованием, ученостью, красотой. Нет. У Кришны этого всего хватает с лихвой.

бхактйа мам абхиджанати
/БГ 18.55/

Если вы хотите привлечь Кришну, то занимайтесь чистым преданным служением. Большое спасибо. Харе Кришна.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...