Шрила Прабхупада ::: Лекция по Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лила 21.13-49 (4 января 1967, Нью-Йорк)

Шрила Прабхупада. Лекция по Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лила 21.13-49 (4 января 1967, Нью-Йорк)

Лекция по Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лила 21.13-49
(4 января 1967, Нью-Йорк)

Шрила Прабхупада: 

нантам видами ахам амй мунайо ‘граджас те
/ЧЧ, Мадхья 21.13, ШБ 2.7.41/

— это стих из Шримад-Бхагаватам, он был произнесён Брахмой. Смысл этого стиха… Брахма говорит: «Хотя я — Брахма, и до меня все великие мудрецы пытались познать во всей полноте Всевышнего Господа, тем не менее никто не мог понять где же конец безграничным энергиям Всевышнего Господа».

сехо раху — сарваджна-широмани шри-кришна
ниджа-гунера анта на пана хайена сатршна
/ЧЧ, Мадхья 21.14/

 Даже сам Господь Шри Кришна не знает, насколько безгранична Его энергия, Господь Чайтанйа говорит это. Он также не знает этого

сеха раху — врадже йабе кршна аватара
танра чаритра вичарите мана на пайа пара
/ЧЧ, Мадхья 21.16/

пракртапракрта сршти кайла эка-кшане
ашеша-ваикунтхаджанда свасванатха-сане
/ЧЧ, Мадхья 21.17/

И таким образом Всевышний Господь Шри Кришна с помощью Своих полных экспансий совершает Свои трансцендентные деяния, в которых нет границ. Для живого существа, для маленького живого существа, какими являемся мы, это невозможно познать. Мы не можем познать это! Единственное, то, что говорится в Бхагавад-Гите — это

сататам киртайанто мам,
йатанташ ча дридха-вратах
/БГ 9.14/

тушйанти ча раманти ча
/БГ 10.9/

— Эти темы настолько замечательны, что преданные, занятые трансцендентным любовным служением в сознании Кришны, любят всё это, и в обществе чистых преданных эти темы становятся очень вкусными, очень привлекательными! Существует множество примеров этого, в Бхагаватам также, когда мудрецы, возглавляемые Шаунакой Муни, слушали Шримад-Бхагаватам от  Суты Госвами. Они тоже произнесли эту фразу:

вайам ту на витрпйама
/ШБ 1.1.19/

— ты рассказываешь о славе Верховного Господа, о Его деяниях, пожалуйста продолжай! Мы ещё не удовлетворены. Эти темы настолько чудесны, что мы хотим слушать всё больше и больше

сваду сваду паде паде
/ШБ 1.1.19/

По мере того, как вы продолжаете слушать, по мере того как вы очищаетесь… Можно привести практический пример: конфета. Сахарная конфета — она очень сладка, но если вы дадите эту сладость больному, который страдает от желтухи, если он попробует эту сладость, он скажет, что это горько! Вы можете увидеть это сами. Если вы спросите его: «Какой вкус у этой сладости? «. Он скажет: «Горький! «. Все знают, что сладости очень сладкие, но если вы дадите эту сладость человеку, который страдает желтухой, он скажет, что это горько. Точно также Кришна-катха, Имя Господа, слава Господа, Его качества, Его окружение — всё это очень сладко! Для кого? Для тех, кто свободен от этой желтухи материализма! Для них это очень сладко! И чем больше вы чувствуете сладость этой Кришна-катхи, вы должны знать! Тем больше вы освобождаетесь из этого материального лабиринта. Тоже самое. Сладость — это единственное лекарство от желтухи. Тем, кто страдает желтухой, врач предписывает по утрам принимать сладкую воду. И если больной пьёт эту сладкую воду, постепенно он будет чувствовать сладкий вкус. Это означает, что он освобождается от болезни. Таков критерий.

Точно также Бхагавад-Гита или Шримад-Бхагаватам, или что-то другое, где обсуждаются темы, связанные с Верховным Господом. Если вы чувствуете, что это интересно для вас, — это означает, что вы освобождаетесь от желтухи, от этой материальной болезни. Таков критерий. Если вы не чувствуете интерес к этому, тогда вы должны знать, что желтуха материальной болезни ещё находится в вас! Таков критерий. Чем больше вы будете чувствовать, что Кришна-катха, темы, связанные с Кришной, обладают удивительным вкусом, тем больше вы будете освобождаться от желтухи материальной болезни. Вы будете знать таким образом.

йамато анйетра наишунйа адбхутто йахаре шаване чита хайа авадуто кришна аватсар асанкхйа тайе шукадева вани кришна санге ката гопа санкхйа нахи ахиджани

э-мата анйатра нахи шунийе адбхута
йахара шраване читта хайа авадхута
/ЧЧ, Мадхья 21.17/

«кршна-ватсаир асанкхйатаих» — шукадева-ванй кршна-санге ката гопа — санкхйа нахи джани
/ЧЧ, Мадхья 21.18/

Гопа. Вы знаете, что Кришна в Своей обители похож на 16-летнего мальчика и Его главная игра, основная игра заключается в том, что Он берёт коров, отправляется на пастбище со Своими друзьями, мальчиками — пастушками и играет с ними. Таковы занятия Кришны в течение дня! И Шукадева Госвами написал замечательный стих: «Эти мальчики, которые играют с Кришной, в своих прошлых жизнях, они накопили горы благочестивых действий

крта-пунйа-пунджах сакам виджахрух
иттхам сатам брахма-сукханубхутйа
/ШБ 10.12.11/

Шукадева Госвами пишет: Эти мальчики, которые играют с Кришной, с кем они играют? Они играют с Высшей Абсолютной Истиной, которую великие мудрецы считают имперсональной!

иттхам сатам брахма-сукха

 — трансцендентное осознание Брахмана. Но источник осознания Брахмана здесь! Это Кришна! И эти мальчики, которые играют с Кришной, являющимся источником осознания Брахмана

иттхам сатам брахма-сукханубхутйа
дасйам гатанам пара-даиватена
/ШБ 10.12.11/

 Дасйам гатанам — те, кто приняли Верховного Господа в качестве Господина, то есть преданные. Для них Кришна есть Всевышний Господь. Для имперсоналистов Он — Верховный Брахман, Высший Брахман. А для персоналистов Он — Всевышний Господь и

майашританам нара-даракена
/ШБ 10.12.11/

А для тех, кто находится под влиянием материализма — Он обыкновенный мальчик!

майашританам нара-даракена
сакам виджахрух крта-пунйа-пунджах

Эти мальчики, которые в предыдущих миллионах и миллионах жизней накопили множество благочестивых действий, теперь они получили возможность играть с Кришной лицом к лицу. Видеть Его! Точно также, как играют между собой обыкновенные мальчишки, и Кришне тоже очень нравится играть со Своими друзьями, с этими мальчиками, маленькими мальчиками. Это упоминается также в Брахма-Самхите:

сурабхир абхипалайантам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
/Брахма-самхита 5.29/

 — всё это также объясняется и здесь:

эка эка гопа каре йе ватса чарана
коти, арбуда, шанкха, падма, тахара ганана
/ЧЧ, Мадхья 21.20/

Так много друзей у Него, мальчиков пастушков никто не может сосчитать, бесконечное количество. Всё там безгранично. Бесконечное число коров, бесконечное число мальчиков-друзей. Всё там бесконечно!

ветра, вену, дала, шрнга, вастра, аланкара
гопа-ганера йата, тара нахи лекха-пара
/ЧЧ, Мадхья 21.21/

И у этих мальчиков-пастушков палки в руках ветра, и у каждого из них также есть флейта ветра вену дала и цветок лотоса и шрингара – рожок. Шрингара вастра и они очень замечательно одеты, на них много украшений. Его друзья — мальчики пастушки одеты также как Кришна, они одеты точно также. Если вы отправитесь в духовный мир, вы не сможете понять кто Кришна, а кто не Кришна, все похожи на Кришну. И на планетах Вайкунтхи все похожи на Вишну. Это называется сайуджйа-мукти. Когда живые существа попадают на духовные планеты, они становятся такими же, как Кришна и Вишну. Нет никакой разницы, потому что это абсолютный мир.

Здесь существует разница, и имперсоналисты не могут понять, что даже в индивидуальности нет различия. Как только они начинают думать об индивидуальности, они думают, что есть различия, но в чём тогда заключается освобождение? В действительности нет различий! Различие только в том, что личность Кришны и личность других… То, что они осознают «Кришна — это объект нашей любви», вот и всё! В центре Кришна и таким образом эти мальчики и девочки, Кришна — все они наслаждаются духовным блаженством

сабе хайла чатурбхуджа ваикунтхера пати
пртхак пртхак брахмандера брахма каре стути
/ЧЧ, Мадхья 21.22/

эка кршна-деха хайте сабара пракаше
кшанеке сабаи сеи шарйре правеше
/ЧЧ, Мадхья 21.23/

 — все эти мальчики пастушки, коровы, все остальные. Все они являются экспансиями энергии Кришны. Всё это духовно. Как например мы — экспансии пограничной энергии Кришны. Материя также является экспансией низшей материальной энергии Кришны и подобно этому в духовном мире всё это — Кришна, мальчики пастушки, коровы, всё остальное. Всё это экспансии Его духовной энергии

эка кршна-деха хайте сабара пракаше
кшанеке сабаи сеи шарйре правеше
/ЧЧ, Мадхья 21.23/

иха декхи’ брахма хайла мохита, висмита
стути кари’ эи пачхе карила нишчита
/ЧЧ, Мадхья 21.24/

У Брахмы была задача. Он попал в такую ситуацию, что он был озадачен. Когда Кришна пришёл на эту планету

мухйанти йат сурайах
/ШБ 1.1.1/

 — Брахма был удивлён и Индра был удивлён. «Как это так случилось, что мой Господь Кришна пришёл во Вриндаван в облике мальчика-пастушка?». И они отправились во Вриндаван, для того чтобы проверить это. И у Брахмы такое огромное могущество, он похитил всех коров и всех друзей мальчиков Кришны. И когда он вернулся снова в это место, он увидел, что Кришна снова играет с теми же самыми коровами и мальчиками! Тогда он смог понять, что этот мальчик — это Кришна, и он предложил свои молитвы Ему, и он попросил у Него прощения. Он сказал «У меня было неправильное представление о Тебе».

Таким образом в Шримад-Бхагаватам есть много подобных повествований и здесь Господь Чайтанйа ссылается на эту историю

иха декхи’ брахма хайла мохита, висмита
стути кари’ эи пачхе карила нишчита
/ЧЧ, Мадхья 21.24/

Вначале он был удивлён, но после того, как он произнёс свои молитвы, он был удовлетворён

«йе кахе — ‘кршнера ваибхава муни саба джанон’
се джанука, — кайа-мане муни эи манон
/ЧЧ, Мадхья 21.25/

Брахма признался, если кто-то говорит: «Я знаю Кришну! Я знаю Верховную Личность Бога во всех подробностях, во всей полноте». Может быть, он и знает, но что касается меня, я не знаю Его. Смысл здесь в том, что Брахма — это первое существо в этой вселенной. Он первое живое существо. Он признает свою неспособность понять Кришну, так что же говорить о других? Что же говорить об этом человеке, комментаторе, который говорит: «Это не Кришна, это что-то ещё, что-то другое».

эи йе томара ананта ваибхавамрта-синдху
мора ван-мано-гамйа нахе эка бинду
/ЧЧ, Мадхья 21.26/

Брахма признаётся — «Твои деяния, Твои игры, всё, что связано с Тобой, невозможно даже почувствовать вкус этого или понять, даже небольшую частицу этого!». И здесь цитируется именно этот стих

джананта эва джананту ким бахуктйа на ме прабхо
/ЧЧ, Мадхья 21.27/

— никто не может понять, насколько велик Кришна

кршнера махима раху — кеба тара джната
врндавана-стханера декха ашчарйа вибхута
/ЧЧ, Мадхья 21.28/

— здесь описывается слава Кришны. Никто не может понять её. Точно также

врндавана-стханера декха ашчарйа вибхута

 — подобно этому земля, известная под названием Вриндаван. У этой земли также безграничное могущество. Как я уже несколько раз говорил, если вы отправитесь во Вриндаван, вы увидите, что там до сих пор это безграничное могущество духовной атмосферы.  И поэтому Господь Чайтанйа советовал:

арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндавана
/Чайтанья-матта-манджуса (комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Шринатхи Чакраварти Тхакура/

Точно также, как Господь Кришна достоин поклонения, Его обитель — Вриндаван также хороша как и Кришна, она также достойна поклонения. И на самом деле, если вы отправитесь во Вриндаван, в Индию, и сейчас вы можете увидеть там очень много святых и мудрецов и они поклоняются Вриндавана-Дхаме

апара аишварйа кршнера — нахика ганана
шакха-чандра-нйайе кари диг-дарашана
/ЧЧ, Мадхья 21.30/

аишварйа кахите спхурила аишварйа-сагара
манендрийа дубила, прабху ха-ила пханпара
/ЧЧ, Мадхья 21.31/

бхагаватера эи шлока падила апане
артха асвадите сукхе карена вйакхйане
/ЧЧ, Мадхья 21.32/

Итак, отношение Чайтанйи Махапрабху было… Когда Он говорил о Кришне, иногда Он входил в транс и тогда Он терял сознание. Воплощение Чайтанйи Махапрабху таково, что Он — Кришна. Кришна пытается понять Кришну как преданный Кришны! Такова Его особенность. Это очень сложные вещи, но таково положение Чайтанйи Махапрабху. Когда Он говорил что-то о Кришне, Он иногда терял сознание.

брахма, вишну, хара, — эи срштйади-йшвара
тине аджнакарй кршнера, кршна — адхйшвара
/ЧЧ, Мадхья 21.36/

Что касается полубогов, Брахма — главный среди них. Брахма, Вишну и Махешвара — они являются аджнакарй, они находятся под началом Кришны.

брахма вишну махешвара,
э саманйа, трйадхйшварера шуна артха ара
джагат-карана тина пурушаватара
/ЧЧ, Мадхья 21.38/

И затем существует три пуруша-аватары, мы уже обсуждали это, джагат. Существует три воплощения пуруши для материального творения

маха-вишну, падманабха, кшйродака-свамй
эи тина — стхула-сукшма-сарва-антарйамй
/ЧЧ, Мадхья 21.39/

И эти три воплощения называются так: Маха-Вишну, Падманабха-Вишну. Падманабха означает, что из Его пупка растёт цветок лотоса на стебле. И Кширодакашайи-Вишну также.

эи тина — стхула-сукшма-сарва-антарйамй,
эи тина — сарвашрайа, джагат-йшвара
эхо саба кала-амша, кршна — адхйшвара
/ЧЧ, Мадхья 21.40/

Итак ,все эти воплощения являются полными частями Кришны и это подтверждается в Брахма-самхите

йасйайка-нишвасита-калам атхаваламбйа
/Брахма-самхита, 5.48, ЧЧ, Мадхья 21.41/

Итак Говинда,  Всевышний Господь, — причина всех причин. Его полными частями являются эти три Вишну

эи артха — мадхйама, шуна ‘гудха’ артха ара
тина аваса-стхана кршнера шастре кхйати йара
/ЧЧ, Мадхья 21.42/

— обитель Кришны, планета, которая называется Голока Вриндавана, делится на три части. И здесь на Земле у нас есть копия этой обители — это Вриндавана, Матхура и Дварака. Дварака находится в Гуджарати, а Матхура и Вриндаван в Уттар-Прадеше неподалеку от Дели. А Дварака находится в 300 милях от Дели или больше и это копии изначальной Кришналоки.

‘антахпура’ — голока-шрй-врндавана
йахан нитйа-стхити мата-пита-бандху-гана
/ЧЧ, Мадхья 21.43/

мадхураишварйа-мадхурйа-крпади-бхандара
йогамайа дасй йахан расади лйла-сара
/ЧЧ, Мадхья 21.44/

Из этих трёх мест Вриндавана Дхама является самым важным местом. Это сокровенная обитель Кришны — дом Кришны. Например у бизнесмена может быть очень много разных мест, где он занимается своим бизнесом, но его дом отличается от всех этих мест где он работает. Он может жить где-то за городом в простом коттедже, хотя он может быть очень значительным бизнесменом. Точно также Кришна, несмотря на то, что Он — Всемогущий, Он живёт во Вриндаване. В городе, который похож на сад. Это даже не город, это участок земли. Сейчас там маленький городок, его называют Вриндаван. Но Вриндаван не ограничивается этим маленьким городом! Вриндавана — это участок земли около 84 миль. Там очень много садов, там очень много замечательных мест. Куда бы вы ни пошли, вы везде сможете увидеть что-то удивительное. Там очень много деревьев, фруктов, цветов, большое разнообразие птиц, журавли на берегу Ямуны. И каждое место помнит о Кришне. Если вы отправитесь туда, вы будете чувствовать — «Кришна, Он играл где то здесь! Я должен найти!». Это такое чудесное место! Вриндаван — это самая сокровенная часть обители Кришны

тара тале паравйома — ‘вишнулока’-нама
нарайана-ади ананта сварупера дхама
/ЧЧ, Мадхья 21.46/

Итак, в духовном мире эта планета Вриндаван является высшей планетой. А ниже этой планеты расположены бесчисленные планеты Вайкунтхи, которые называются Вишну-локами

тара тале паравйома — ‘вишнулока’-нама
нарайана-ади ананта сварупера дхама

И главное Божество на этих планетах называют Нарайана. Нарайана — это также экспансия Кришны. Как правило, Нарайану считают Верховной Личностью Бога, но из авторитетных Писаний мы можем понять, что Нарайана — это экспансия Кришны

‘мадхйама-аваса’ кршнера — шад-аишварйа-бхандара
ананта сварупе йахан карена вихара
/ЧЧ, Мадхья 21.47/

Хотя у Кришны две руки и Он играет на Своей флейте, тем не менее мы не знаем… Многие люди не знают, что Он проявился в экспансиях Нарайаны и Вишну. Он проявил из Себя эти экспансии и Он является главным Божеством во всём духовном мире

ананта ваикунтха йахан бхандара-котхари
паришада-гане шад-аишварйе ачхе бхари’
/ЧЧ, Мадхья 21.48/

 — и на каждой планете бесчисленное количество преданных. Он окружён бесчисленными преданными, и Господь Чайтанйа приводит в свидетельство этот стих из Брахма-самхиты

голока-намни ниджа-дхамни тале ча тасйа
/Брахма-самхита 5.43/

 — Его собственная планета — это Голока-Вриндавана. А ниже этих планет находится множество других планет, бесчисленные планеты, которые называют Вайкунтхами. И ниже духовного мира находится материальный мир. А между материальным миром и духовным есть пространство, называемое Шива-Лока, а ниже Шива-Локи находится Деви-Дхама — это Деви-Дхама. Этот материальный мир называется Деви-Дхамой. Дурга главное Божество этой Деви-Дхамы. Это Дурга. Он приводит свидетельство из множества авторитетных ведических произведений. Одно из них — Брахма-самхита. Затем Он приводит ещё одно свидетельство из Падма-Пураны, когда Он говорит о существовании духовных планет.

В Индии в духовных кругах доказательства обычно приводят из Ведической литературы и тогда это признают, не то, что все эти теории «умствующих философов», спекулирующих философов: «Я думаю то. Я думаю это». Нет! Я уже несколько раз приводил вам этот пример: Судья в суде приводит свидетельство из кодекса, из различных разделов юридических книг.
Точно также и в этом процессе, когда вы говорите о чём-то трансцендентном, если вы способны приводить свидетельства из Ведических произведений, то тогда это можно принимать. Существует множество авторитетных ведических произведений и все они признаются в духовных кругах. И если человек может приводить доказательства из этих ведических произведений, то так подтверждается его учёность. И Господь Чайтанья всякий раз, когда Он говорит что-то, Он сразу же приводит какую-то ссылку из ведической литературы. Что касается духовного мира и различных планет, духовных планет — Вайкунтхи и Кришналоки. Кто то может подумать… Конечно те, у кого нет знания, могут подумать, что всё это какие-то сказки. Нет, это не сказки! Всё это реальные факты! Всё это есть на самом деле! Господь Чайтанйа приводит доказательства из Брахма-самхиты, из Падма-Пураны и других подобных ведических произведений.

Большое спасибо. Какие-нибудь вопросы?

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...