ШНГМ раскрывает сварупу ШБСП

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж раскрывает сварупу Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

Сборник цитат из лекций, писем и книг

Кто такой Шрила Бхактиведанта Свами в духовном мире? К сожалению, вышло так, что он не объявил об этом, как делали это некоторые ачарьи прошлого. Его личность была тайной для большинства его учеников. Однажды его спросили ученики о том, кем он является в духовном мире. В ответ он им ответил, что если он раскроет им эту тайну, то они упадут в обморок.

Как определить, что есть что или кто есть кто? В этом мире мало кто сможет ответить на этот вопрос так, чтобы ответ блистал безукоризненностью. Только Всевышний Господь знает Истину обо всём и каждом. Как же нам узнать эту Истину, если Бог так бесконечно далёк для несовершенных людей этого материального мира? Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж пишет об этом следующее: «Истинный духовный учитель способен дать исчерпывающий ответ на все вопросы своего ученика, подтверждая свои слова прямыми и косвенными доказательствами из богооткровенных писаний. Хотя каждый из нас вправе сам попытаться найти ответ на свои вопросы в священных писаниях, тем не менее никто не может обойтись без руководства истинного духовного учителя» («Шримад-Бхагаватам», 2.9.36, комм.).

Давайте же попытаемся понять мнение такого учителя, коим является Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, и узнаем от него истину о вечном положении Шрилы Прабхупады.

«Иногда некоторые думают, что Шрила Свами Махарадж находится исключительно в сакхья-расе, то есть его изначальный духовный образ – он мальчик-пастушок, друг Кришны. Когда я слышу это, я чувствую в сердце боль, потому что полная концепция его (духовного образа) заключается в том, что Прабхупада находится в мадхурья-расе. Сакхья-раса входит в мадхурья-расу поэтому, она также в нем присутствует, но он – в мадхурья-расе

Когда вы находитесь в рагануга-бхакти, вы собственными глазами можете увидеть, что его отношения со Шри Шри Радхой и Кришной в гопи-бхаве. И тогда вы сможете глубоко размышлять о его служении Божественной чете в никунджо йуно рати кели сидхйай».

«Рупа Госвами в образе Рупы Манджари в кришна-лиле всегда служит Шримати Радхике у Нее дома. Она готовит для Нее омовение, украшает, всегда помогает Ей встретиться с Кришной и совершает все остальные виды служения. Рагхунатха дас Госвами точно так же в образе Рати Манджари всегда служит Радхике. Если Кришна позовет ее, она никогда не пойдет служить Кришне…

Теперь эта парибарша, определение Гурудева, немного изменилось. И какое он теперь будет? Те, кто идут по стопам Рупы Госвами, истинные гуру. У меня очень глубокая вера и определенное откровение, что Свамиджи – один из них. Если кто-то полностью следует ему внешне и внутренне, тогда он чистый гуру. Но если он гуру только ради денег или славы, он не истинный. Сейчас это происходит повсюду. В действительности такого рода люди – не гуру. Они думают, что им нужно пойти в университет, что-нибудь изучать, адвайта-ваду. Если кто-то теряет веру в слова гуру, хари нама эва кевалам, он не является истинным гуру, он на самом деле – не гуру. Таких людей нужно отвергнуть. Если у них нет твердой веры в бхакти, особенно в рупануга-дхару, я думаю, их нужно отвергнуть, потому что вся наша гуру-парампара, начиная с Рупы Госвами – это рупануга-вайшнавы. Рупануга-гуру-варга — ки, джайа! Так что мы должны знать это все, если вы не знали этого с самого начала, ничего страшного. Но постарайтесь узнать кто они, почему вы делаете «Джайа!» рупануга-гуру варге. Кто такие рупануга-вайшнавы? Кто является рупанугой? Кто такой Рупа Госвами? Вы должны постараться узнать все эти вещи. И тогда мы действительно станем вайшнавами, а иначе мы не будем в линии Шри Чайтаньи Махапрабху и Рупы Госвами. Так это все объясняет Рагхунатха дас».

«Мы видим в нашей гуру-гаятри слова кришнайанандайа дхимахи. Это означает оба – Кришна и Кришнаа. Кришнаа – Радхика. Поэтому в своем служении Радхике, ради рати-кели-сидхйаи, гуру не может оставаться в образе мужчины. Шрила Свами Махарадж и мой Гурудев служат там в своем женском образе гопи. В этом царстве мой Гурудев – Винода Манджари, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур – Наяна Манджари, Шрила Бхактивинода Тхакур – Камала Манджари, Шрила Джива Госвами – Виласа Манджари, Шрила Рупа Госвами – Рупа Манджари, Шрила Рагхунатха дас Госвами – Рати Манджари. Эти манджари могут служить Божественной Чете Радхе и Кришне».

«Таким образом, Шрила Свами Махарадж пришел только чтобы проповедовать эту миссию. Однако, он увидел, что земля бесплодна, что она поросла сорняками и колючками. Хотя ему нужно было все это вырубать, на самом деле, он пришел для чего-то другого, того же, что пришел дать Рупа Госвами – шри чайтанйа мано бхиштам стхапитам йена бхутале. Поскольку он понял сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху, он сумел положить начало его миссии в этом мире. Поэтому сначала узнайте кто он (Шрила Прабхупада), и затем вы сможете его прославить. Не думайте, что он был просто проповедником хари-намы. Не думайте, что он просто написал много книг, опубликовал их и распространил. Его слава не в этом. В чем его слава? Он – рупануга-вайшнав – слуга Радхи-Кришны подобно Рупе Манджари».

«Эта истинная слава Шрилы Свами Махараджа – что он рупануга, что он всегда поглощен служением лотосным стопам Радхи-Кришны в линии Шрилы Рупы Госвамипада, идя по стопами и находясь под руководством Шри Рупы Манджари».

«Это был день Вишварупа-махоттсава (сентябрь 1959), и множество старших вайшнавов и учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура собралось в Кешаваджи Гаудия Матхе. В тот день мой Гурудев дал Шриле Свами Махараджу санняса-мантру. Повторение этой мантры – не просто формальность. Ее повторяют, чтобы обрести служение гопи, войти в настроение гопи. Он был настоящим рупануга-вайшнавом».

«Шри Чайтанья Махапрабху дал (святое) имя, полное враджа-премы, и в этом была Его особенность. В этом же состояла и особенность Парам Пуджьяпада Шрилы Свами Махараджа, поэтому я прославляю его, когда говорю, что он пришел в линии Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами. Подобно Шри Чайтанье Махапрабху он установил юга-дхарму, он был рупануга-вайшнавом, последователем Рупы Госвами, Рупы Манджари».

«Кто есть гуру? Те, кто взял несколько драгоценных камней из сокровищ Шримати Радхики. И что это за драгоценные камни? Здесь Свамиджи сказал – служить Радхике подобно Рупе Манджари, это драгоценный камень! Только те, кто обладает этим камнем, могут дать его тебе. А иначе, тот, у кого его нет, как они могут что-либо дать? Они могут лишь сказать то, что они поняли: «Принести деньги, построить мандир» или «Я даю тебе визу на Голока-Вриндавану, и ты отправишься прямо туда». Чего стоит такое обещание? Дать этот драгоценный камень – основная причина прихода Прабхупады, но я думаю, что те, кто дают ложные обещания, не поняли истинную славу своего гуру. Таким образом, гуру – это тот, у кого есть драгоценный камень из сокровищницы Шримати Радхики».

Дорогой Шрипад Б.В. Трипурари Махарадж!

Пожалуйста, прими мои сердечные дандават-пранамы. Слава Шри Шри Гуру Гауранге, слава Шри Шри Радхавинод Бихариджи!

Я счастлив был получить твое письмо спустя долгое-долгое время. Относительно содержания твоего письма – если ты глубоко веришь, что твой Гуру-Махарадж был в сакхья-бхаве, я не возражаю. Я не хочу спорить – аргументы и контраргументы. Ты пойми, что я знаю Шри Шримад Бхактиведанту Свами Махараджа с самого начала, с 1946-го года. Он мой шикша-гуру, а также близкий друг; много времени мы вместе шутили и смеялись. Так что я знаю его и твердо верю, что он находится в гопи-бхаве, следуя настроению Шри Рупы Манджари. Не в твоих силах изменить мои убеждения, и я прошу тебя даже не пытаться это делать. Я доволен, что у тебя есть сильная вера, что твой Гуру-Махарадж находится в сакхья-бхаве. Но я хочу сообщить тебе, что рупануга означает, что он следовал Шриле Рупе Госвами и Шри Рупе Манджари. Я также знаю, что он знал шлоку:

  • арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам
  • рамйа качит упасана враджа-вадху-варгена ва калпита
  • шримад бхагаватам праманам амалам према пум-артхо махан
  • шри-чаитанйа махапрабхор матам идам татрадарах на парах

Он также читал «Шри Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-ниламани», так что он имел возможность выбрать наилучший способ поклонения. Он также знал и (шлоку):

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

Таким образом, я больше ничего не могу признать, но я ценю твою веру в то, что он находился в сакхья-бхаве.

Вайшнава-дасанудаса, Б.В. Нараяна.

From: Swami B.V. Narayan <[email protected]>
Date: Fri, May 15, 2009 at 11:58 PM
Subject: Re: a few more considerations (Еще несколько доводов)
To: swami bv tripurari [email protected]

И Шрила Бхактивинода Тхакур, и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, оба они говорили, что их сиддха-сварупа – Шри Камала Манджари и Шри Наяна Манджари. Все наши рупануга-ачарьиманджари. Самое главное, что во время дикши истинный гурудев в нашей парампаре дает гопала-мантру и кама-гайатри. С этими двумя мантрами он дает ученику трансцендентные отношения с Кришной, такие же как трансцендентные отношения гопи и Кришны. Во-вторых, истинный санньяса-гуру, во время посвящения в санньясу, согласно «Самскара-дипике» дает ученику гопи-бхаву, и ученик это принимает. Это проясняет (данный вопрос) еще больше. И, тем не менее, я ценю твою веру в то, что он был в сакхья-бхаве.

«Я хочу дать истинную цель проповеди Шрилы Свами Махараджа. Некоторые, не имея преданности, проповедуют и танцуют в нагара-санкиртане и собирают деньги, чтобы создать для себя хорошее положение. Новичок, только что присоединившийся к сознанию Кришны может энергично танцевать 24 часа, но это не говорит о его духовном уровне. Это не такое высокое достижение. Важно настроение. Шрила Свами Махарадж танцевал не по собственной воле. Его танец полностью определялся настроением гопи, и он хотел дать эту высшую любовь. Это главный принцип, который нужно понять».

«Шрила Свами Махарадж вдохновил меня прийти и узнать, что многие его ученики не понимают его истинного положения. Они гадают, является ли его изначальный образ образом мальчика-пастушка, друга Кришны. Когда я услышал это, я почувствовал в сердце огромную боль за них – у них нет ни подлинного знания о нем, ни чувств к нему. Я осознал, что мой долг состоит в том, чтобы дать им веру в полную концепцию относительного его (духовного образа), что он в мадхурья-расе. Сакхья-раса входит в мадхурья-расу, так что сакхья-бхава у него тоже есть».

День явления Баларамы, 1992:

«… Господь был так доволен, что Он не мог жить без Свамиджи и позвал его домой. Он хотел, чтобы на этой стадии (Свамиджи проповедовал только ваидхи-бхакти, так что он проповедовал подобно Санатане Госвами. Однако, в «Чайтанья-чаритамрите», объясняя диалог Рая Рамананды и Чайтаньи Махапрабху, гопи бина аие бхава наие асвардхана, он пишет, что только гопи, лианы листья и манджари Радхики, они могут постичь эту лилу, игры Кришны, кунджа-севу и все эти вещи. Не имея гопи-бхавы, Лакшми, Шанкар, Брахма и даже Уддхава не могут прочувствовать эти вещи. Он получил эти мантры у своего Гурудева и дал их вам, так что не думайте, что он был в сакхья-расе. Гуру в мадхурья-расе может дать шанту, дасью, сакхью, ватсалью и мадхурью. Тем, кто квалифицирован, он даст только эту бхаву, а иначе он даст только шанту, дасью, сакхью… Так что если он написал где то в сакхья-бхаве – это нормально».

Беседа в комнате Шрилы Прабхупады, Бомбей 1990 г.

«… Некоторые говорят, что он был только в сакхья-расе, но я считаю, что он был в мадхурья-расе и мог дать своим ученикам любую из пяти рас. Особенно он может дать мадхурья-расу своим санньяси. Он обладал этим всем, и я считаю, что он несомненно является шакти Радхи и Кришны, что Они послали его в этот мир проповедовать имя Радхи-Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху…».

«Только тот, кто равен своему, достигшему осознания гуру, может понять его глубину. Каништха-адхикари (начинающий преданный) и мадхьяма-адхикари (преданный среднего уровня) даже не представляют всей глубины его чувств. Они не могут даже начать представлять себе бездонные настроения кришна-премы и радха-премы в сердце своего гуру. Не будучи уттама-адхикари, чистым преданным высшей категории, человек не может понять. Каништха и мадхьяма-адхикари могут увидеть его высоту, как он собрал учеников и стремительно проповедовал по всему миру. Но увидеть его глубину гораздо важнее. Он собрал учеников не просто для того чтобы мы осознали его высоту. Конечной целью того, что он привлек нас, было дать нам глубину своих мыслей. Конечно, это потребует времени. Чтобы осознать это, может уйти много жизней. Глядя на него и вспоминая его распоряжения, я прихожу в волнение, зная, что он занят в никунджа йуно рати кели сидхйай».

Когда ты находишься в рагануга-бхакти, ты становишься способен по-настоящему увидеть его (Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады) взаимоотношения со Шри Шри Радха-Кришной в гопи-бхаве. И тогда ты можешь глубоко размышлять о его служении Божественной Чете в никунджа йуно рати кели сидхйай».

«Рупанугами являются только ачарьи в линии Шри Чайтаньи Махапрабху. Как возможно, чтобы Шрила Свами Махарадж ограничился только ваидхи-бхакти? Я знаю Шрилу Свами Махараджа с 1946-го года, я никогда не воспринимал его таким образом. Я лично знаю, что он пришел дать не только ваидхи-бхакти. Он пришел проповедовать рагануга-бхакти».

«Когда чистый преданный входит в самадхи, это значит, что, покидая этот мир, он достигает того же уровня, положения и духовного настроения, что ближайшие спутники его почитаемого Божества. Он служит в этой реальности согласно собственной сварупе (изначальному образу), обладая такими же качествами, разумом и красотой, что и эти спутники. Почитаемым Божеством Шрилы Свами Махараджа является Шримати Радхика, и он служит Ей под руководством Ее личных спутниц, манджари. Ваш Шрила Прабхупада проповедовал славу Господа Джаганнатха-дева, Шри Кришна-Баларамы и других проявлений Шри Радхи-Кришны. Но из его книг и личных встреч с ним я абсолютно уверен, что его почитаемым Божеством является Шримати Радхика, и Шри Кришну он видит как Ее возлюбленного. Тот, кто находится в настроении помогать своему Гуру в его служении Шри Рупа Манджари или Шримати Радхике, он совершает самое лучшее служение. Я не знаю, почему Шрила Свами Махарадж оказал мне милость дать ему уддипану, когда он входил в самадхи. Я совершил это служение, украсив его тилаком и написав сандаловой пастой определенные сокровенные мантры у него на груди. Эти украшения говорят о его личном служении его почитаемому Божеству, Шримати Радхике».

«Несомненно, Шрила Свами Махарадж находился в мадхурья-расе. Некоторые могут сказать, а почему не в сакхья-расе? Я этого не отрицаю, потому что в мадхурья-расе присутствует все. Все остальные расы, такие как ватсалья-раса, сакхья-раса и так далее, все входят в мадхурья-расу. Поэтому можно сказать, что в нем присутствуют все расы, он не был лишен сакхья-расы. Он написал несколько строк в своей поэме, и у него также была особая любовь к Гаура-Нитаю и Кришна-Балараме, но он, несомненно, находится в мадхурья-расе, потому что его санньяса-гуру, мой Гурудева, дал ему санньяса-мантру, гопи-бхава-мантру, в нашей линии рупануг. Так же как и Шрила Рупа Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Бхактивинода Тхакур и его гурудев – все они были в этой расе, и как он написал в своих откровениях, в своих комментариях в книгах – он несомненно был в мадхурья-расе».

И снова Шрила Гурудев, Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, подчеркивает свою позицию: «Нам следует молится о том дне, когда мы сможем служить под руководством гопи, особенно служанок Шримати Радхики, таких как Лалита, Вишакха и Рупа Манджари. Это и есть гуру-вани. Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа проповедовал это, но сначала ему нужно было расчистить джунгли философий майявады, нирвишеши и сахаджии. Он видел, что чтобы сделать поле мировой проповеди плодородным, потребуется много времени. Поэтому он изложил все эти истины в своих трансцендентных книгах… ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО ВСЕ ЭТО И ЕСТЬ ВАНИ, И БЫТЬ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМИ В ПРОПОВЕДИ И ПРОСЛАВЛЕНИИ СВОЕГО ПРАБХУПАДЫ. ГАУРА-ВАНИ-ПРАЧАРИНЕ. КРИШНА ДЛЯ ЭТОГО ПОСЛАЛ ЕГО. После нашего Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Дживы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами пришли Шрила Нароттама дас Тхакур и Шрила Шьямананда Прабху, а затем – Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Баладева Видьябхушана, а потом – Шрила Джаганнатха дас Бабаджи, Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, а затем – наш Гурудев и множество спутников Шрилы Прабхупады. Одной из многочисленных «рук» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура был Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, который прибыл в западные страны и за несколько лет охватил своей проповедью весь мир. Нужно постараться понять его славу. Гаура-вани имеет много глубокого смысла, но этот смыл сокрыт. Не думайте, что у слов «гаура-вани» нет смысла. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати описывается в его пранамамантре как гаура-вани мурти (намасте гауа-вани шри муртайе дина-тарине). Мурти означает олицетворение. Он – олицетворение гауравани, Шрила Свами Махараджа, ваш Прабхупада, НАХОДИТСЯ В ТОЙ ЖЕ ЛИНИИ. Он ничем НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ от Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура… Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа и Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур оба являются последователями Шрилы Рупы Госвами, поэтому они – РУПАНУГИ».

«Неправда, что он пришел проповедовать только ваидхи-бхакти, это невозможно, потому что вся парампара нашей гаудия-миссии – все рупануги. Сампрадая Шрилы Нимбадитьи Ачарьи – тоже рагануга, но в Двараке. В ней есть примесь осознания величия Господа, подобно настроению Сатьябхамы или Рукмини, и поэтому это не чистая рагануга. Последователи Нимбадитья Ачарьи отличаются от последователей Шрилы Рупы Госвами. Только ачарьи, идущие в линии Шри Чайтаньи Махапрабху через Шрилу Рупу Госвами, являются рупанугами. Тогда как же возможно, чтобы Шрила Свами Махараджа пришел дать только ваидхи-бхакти. Я знаю Шрилу Свами Махараджа с 1946 года, и я никогда не воспринимал его так. Я знаю точно, что пришел дать не только ваидхи-бхакти. Он пришел проповедовать рупануга-бхакти».

«Те, кто хотят служить подобно рагатмика-бхактам, называются рагануга-садхаками. Тот, кто идет по этому пути, медитируя: «как мне служить Господу Кришне подобно матери Яшоде или Нанде Бабе?» — он рагануга, но не рупануга. Те, кто следует «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами под руководством сакхов, таких как Субал, Шридама и других, и хотят служить Господу Кришне подобно им, тоже не могут называться рупанугами, их называют раганугами.

Парама-пуджьяпада Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа пришел прежде всего для того, чтобы дать рупануга-бхакти, не говоря уже о вайдхи-бхакти. Он пришел не только для того, чтобы дать рагануга-бхакти. Но в то время он не мог дать этого большинству своих учеников, потому что они не в состоянии были понять. Даже сейчас, несмотря на мои огромные усилия объяснить вам это, лишь немногие пытаются меня понять».

«Рупануга означает служить Шримати Радхике и ничего больше… Свамиджи пришел дать вам эту линию рупануги» («Суть всех наставлений», гл.10).

«У Шрилы Свами Махараджа столько трансцендентной жадности служить кунджа-бихари. Мальчик-пастушок не испытывает таких эмоций и не имеет таких возвышенных представлений. Упоминание гопиджана-валлабха в этой песне содержится также в нашей гопала-мантре, и это наполняло его сердце. Он хотел дать служение гопи-джана-валлабхе, как это делают гопи. Он видел, что в этом мире есть лишь несколько (человек), кто к этому готов; их можно пересчитать на пальцах одной руки. Поэтому чтобы постепенно привести своих слушателей на уровень понимания, он проповедовал (славу) Джаганнатха-дева и устанавливал божества Сита-Рамы и Кришна-Баларамы».

«Я уверяют вас, он был рупанугой. Почему рупанугой? Нужно постараться понять, что означает рупануга, кто есть Рупа, какое у него настроение и как нам его воспринять. В этом нет ничего оскорбительного. Если мы этого не делаем – это оскорбительно для тех, кто находится в линии Шри Чайтаньи Махапрабху».

«Шрила Свами Махарадж не был обычным человеком, чтобы вы могли его узнать и понять. Вам нужно подняться на его уровень, и тогда вы сможете понять, кто он и почему пришел в этот мир. Он – не просто историческая личность. Если вы не знаете, кто он, как вы сможете его прославить? Шри Сварупа Дамодара может прославить Шри Чайтанью Махапрабху. Шри Рай Рамананада может Его прославить, Шрила Рупа Госвами тоже может – потому что они находятся на таком же высоком уровне, как и Кришна. Они – Его вечные спутники. Так что вам следует знать, кем был Прабхупада, ваш Гурудев. Он был не обычный преданный. Он пришел исполнить желание Чайтаньи Махапрабху. Он проповедовал миссию Шрилы Рупы Госвами. Он – последователь Рупы Госвами, и он был очень счастлив сказать: «Я – рупануга». Вы должны знать, что значит рупануга. Даже Шрила Санатана Госвами, гуру Рупы Госвами, с великим счастьем думал: «Я – последователь Шрилы Рупы Госвами. Я должен следовать за Рупой. Он так возвышен!»

«Те, кто всегда находятся там (на Радха-кунде) в своих трансцендентных телах, под руководством Шри Рупы Манджари и Шри Рати Манджари, величайшие из преданных. Мы хотим следовать за ними. Это настроение Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, а также настроение Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа.

Если кто-то не понимает его славы, он очень неудачлив, потому что в действительности он даже не может прикоснуться к его славе. Такой человек не может прославить его должным образом. Преданные должны ценить его за его самые возвышенные качества, прежде всего объясняя его высочайшую любовь к Шримати Радхике.

Нам не следует желать, чтобы все высшего уровня преданные, уттама-бхагаваты, низошли на уровень каништха-адхикари. Я знаю, что Шрила Свами Махараджа хотел быть на Говардхане вечно, и служить там».

«Не думайте, что Гурудев – это мода. В действительности, у вас должно быть больше веры в Гуру, чем в Кришну. Кришна никогда вас не обманет, но даже если Он это сделает, то Гурудев никогда вас не обманет. И вы тоже не пытайтесь обмануть Гурудева, не раскрывая ему сердце и думая: «О, Гурудев не должен знать». Он знает все, так зачем же пытаться его обмануть?

Во времена Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа еще не было учеников, достаточно зрелых, чтобы понять, какую веру нужно иметь в лотосные стопы Гурудева, а также понять его духовное положение и миссию. Его ученики думали, что их Гурудев пришел лишь ради проповеди нама-санкиртаны. Не в этом заключается его величайшая слава. Это не более чем один аспект его славы. Его истинная слава в том, что он – Дайита-дас. Шримати Радхика – Дайита, самая дорогая возлюбленная Кришна, а Ее даси – Шри Гурудев. Это его наивысшая слава. Вы должны осознать, кто он на самом деле. Если человек провозглашает себя Гуру, в действительности не обладая такой славой, то как он может дать кришна-прему целому миру? Если у него нет кришна-премы, даже капли кришна-премы, он может дать ее? Если у него рагануга-бхакти, как он даст ее? Если у него нет даже вайдхи-бхакти, какой обладал Прахлада Махарадж, который совершал шраванамкиртанам вишну-смаранам (слушание, прославление и памятование) Верховному Господу, как он будет проповедовать? Эти так называемые гуру – падшие люди, и остальные им подобные думают: «О мой Гурудев – очень и очень возвышен». Но он в действительности такой же падший, как и его ученики. Так что вам надо научиться различать».

«Некоторые думают, что Свамиджи был только в дружеской расе, что он был другом. Но друг не может прославлять Кришну словами «джайа кунджа бихари». Как он будет это делать, если у него нет на это права? Особенно «джайа радха-мадхава джайа кунджа бихари». Те кто находятся в дружеской расе, не могут так петь. Так что я сказал, что в действительности он, Свамиджи, не был другом, в дружеской расе.

Он мог написать такую поэму, иногда. Шрила Бхактивинода Тхакур написал много разного рода поэм. Иногда он выражал настроение сына, иногда писал в дасья-расе, сакхья-расе или ватсалья-расе, но в действительности он – Камала Манджари.

Так что Свамиджи написал поэму в особых обстоятельствах и с особой целью, выражая дружескую расу. Но возможно ли было для него прославлять Кришну словами «джайа кунджа бихари», если он был ограничен лишь дружеской расой».

«Шрила Рупа Госвами сказал, что Шри Чайтанья Махапрабху пришел сюда дать красоту настроения Шримати Радхики – служение Ее лотосным стопам. Бхактиведанта Свами Махарадж нисшел дать это служение».