С открытым забралом. Часть 4

Опубликовано: февраля - 4 - 2016

3mj6pohi

С открытым забралом

Видагдха Мадхава дас

Часть 4

Правда и кривда.

В «русскоязычном» Заявлении приводится подсчитанный Садху Махараджем процент «правды» и «кривды», обнаруженных Мадхусуданым Махараджем в моём описании его слов, а, значит, сказанных им при нашей встрече, потому что все другие его слова приведены из его заявления «Прия-нарма-сакха Субал не самбхога-иччха-майи (не в самбхога-расе)». Скорее всего, процент «кривды» в большей степени относится к моему анализу его слов, с которым он не согласен, чем к событийной части, которая в той статье представлена коротким диалогом. От той встречи зависело буду или не буду я дописывать уже начатую статью «Ищите сову в зеркале» и, если буду, то в каком ключе. Я был уверен, что кто-то ввёл Махараджа в заблуждение, неверно пересказав содержание статей Шрипада Према-прайоджана Даса, и что эта часть его высокомерного Заявления может быть исчерпана принесением извинений. Но Махарадж заявил, что читал эти статьи сам и что эта глупость (моё слово) — самбхога-раса Субала-сакха, ставшая заглавием его Заявления — в них есть! Если бы в тот момент говорил не он, а я, то я, наверное, потерял бы дар речи, а если бы ел, то поперхнулся бы от такой вопиющей кривды! Но Махарадж, как ни в чём не бывало, крутил и крутил свою шарманка о прия-нарма-сакхах и мадхура-расе, как если бы я разделял эти идеи; тогда я сказал ему, что придерживаюсь другого мнения и пишу опровергающую его взгляды статью. Он, ссылаясь на Шрилу Бхактивиноду Тхакура и его «Джайва-дхарму», стал говорить, что иногда вспомогательная анга-раса может занимать положение ведущей — анги-расы, поэтому в сакхья-расе могут проявляться настроения мадхура-расы… (Возможность ангарасы занимать положение анги-расы описана Шри Рупой Госвами в отношении мукхья- и гауна- рас, главной и второстепенной, но не в отношении двух мукхья-рассакхья-расы и мадхура-расы, на которые Мадхусудан Махарадж распространил её действие по собственной инициативе, чтобы подтвердить свою ложную идею. Анализ этой спекуляции на стихах «Джайва-дхармы», приведён в статье «Ищите сову в зеркале». Во втором пункте ущерба, наносимого преданным и учению нашей гуруварги идеологами КБМ Сева-кунджи, также говорится об искажении содержания «Джайва-дхармы» и других шастр). В этот момент вошла «первая леди» и устроила скандал по поводу моего посещения, прервав беседу, чему я был несказанно рад, так как увидел, что Махарадж «поймал волну» и может находиться в режиме неблагоприятной для меня трансляции непредсказуемо долго. Ощущение его зависимости и пребывания в роли медиума первый раз посетило меня тогда. Одновременно с этим, я убедился, что он не жертва дезинформации, а её источник, и что в их тандеме с «первой леди» одно колесо — главное, но ведущие — оба.

Теперь я дал краткое описание нашей встречи. Я не знаю, какой процент достанется в нём «правде» и «кривде», но в предыдущем Махарадж признал 20% соответствующим действительности, а 80% — не соответствующим. Ничего конкретного — только проценты!… Это вызывает улыбку: в той статье было отмечено такое количество всевозможных уловок, к которым прибегает Мадхусудан Махарадж, чтобы придать авторитетность своим идеям о прия-нарма-сакхах, что его деятельность сравнивалась с игорным домом, где знаменитый шулер вытаскивает из колоды любую требуемую ему карту. И вот теперь к нему приходят ученики, чтобы установить правдивость моих слов… Это как если бы к тому шулеру пришли его ученики и, протянув мою статью, спросили: «Здесь говорится, что Вы — шулер! Это правда?», а тот бы улыбнулся и ответил: «Не на 100% — только на 20!»…

Никто не будет препятствовать другим сходить с ума так, как им хочется, если это не причиняет никому беспокойства. Кришна наделил дживу независимостью, поэтому каждый имеет право быть тем, кем он хочет быть в рамках собственных представлений. Царь Пундрака, например, объявил себя Вишну и мог оставаться в этой роли до глубокой старости, если бы не вызвал Кришну на поединок. Подобно этому, в рамках своей группы мы можем воображать себя, друг друга и своих лидеров бхавука-, расика— и маха-бхагавата-вайшнавами неограниченно долго, но претензия на общественное признание нашего мнения может встретить препятствия, и она встречает их. Держите своё мнение о ваших лидерах при себе, и никто не будет его оспаривать. Но если вы хотите популяризировать мошеннические идеи, то нужно быть готовыми услышать нелицеприятные отзывы, потому что мошеннические идеи могут принадлежать только мошенникам. Я говорю это, не испытывая  неприязни к Мадхусудане Махараджу — только к тому, что он делает. Он не находится в списке моих врагов, потому что такого списка нет, и я выступаю не против него, а против его действий и проповеди. Раньше я испытывал к нему симпатию и даже тёплые чувства, но это не мешает мне сражаться. Гуру-дрохи — это отрезанный собакам ломоть, к которому нет ни привязанности ни неприязни — он перестаёт существовать и что-либо значить… Хладнокровие и профессионализм в нанесении ущерба миссии Шрилы Гурудэва свидетельствуют о полномочных представителях демонических иерархий, действующих в облике Мадхусудана Махараджа и «первая леди». Поэтому они нашли друг друга и не расстаются. Я искренне сочувствую им, как заигравшимся с майей дживам, но они для меня — отрезанный собакам ломоть… Садху Махараджа не может понять это настроение и считает, что нужно непременно полыхать злобой, чтобы писать такие статьи. Вынужден его разочаровать: злобы нет! Кратковременный гнев не исключается, он может возникнуть в отдельных случаях, но это не стхаибхава, не постоянное чувство. Например, оскорбительная попытка Мадхусудана Махараджа унизить Шримати Шьямарани дэви даси вызвала гнев. Хладнокровие, с которым он это делал, нашло в статье сравнение с хладнокровием мясника, и Садху Махарадж пришёл в негодование! Он негодует в своём Заявлении, но не называет причин приведённого в статье сравнения. Может быть ему стыдно за своего лидера? Будем мечтать об этом! Лишь бы он не пропитался бессердечным духом своих вождей… А, может быть, уже пропитался и поэтому не замечает унижение преданной, больше которой едва ли кто послужил Шриле Гурудэву и Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде, а, значит, и всем нам? Разве решился бы Мадхусудан Махарадж на свои пакостные рассылки пакостных записей и пакостных заявлений об этой чистой душе при Шриле Гурудэве? Нет! Он был бы и был тише воды, ниже травы… Почему же это не возмущает Садху Махараджа? Почему его не возмущает, что Мадхусудан Махарадж действует, как мясник, а возмущает только то, что Мадхусудана Махараджа с мясником сравнивают?

«Уличив» меня благодаря правдивому свидетельству Мадхусудана Махараджа на 80% во лжи, авторы «русскоязычного» Заявления вслед за этим поставили под сомнение и достоверность приведённого мной разговора со Шрипадом Ачьютой Лалом Бхаттой. Это либо скольжение по поверхности в силу непонимания принципа установления истины, подобное скольжению насекомых водной глади озёр, неспособных погрузиться в глубину, либо попытка  отвлечь от подлинных праман внимание своих единомышленников, умеющих читать по-русски неблагоприятные для преданности их авторитетам статьи. Свидетельство Шрипада Ачьюты Лала Бхатты приведено в статье «Ищите сову в зеркале» как выражение мнения известного во Вриндаване пандита, а не доказательство истинности сделанных в ней утверждений. Даже если произойдёт невозможное и завтра он изменят свою точку зрения, ценность этой статьи не будет утрачена, потому что доказательствами истинности — праманой — являются в ней свидетельства Шри Рупы Госвами, Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Шри Дживы Госвами и Шрилы Гурудэва, представленные цитатами из их книг и катхи. Это они обличают апасиддханту  Мадхусудана Махараджа, но в «русскоязычном» Заявлении нет ни единого слова об этой принципиальной обструкции их лидера.

16. Урок Чхоты Харидаса.

Нет в нём и другой, принципиальной для этой группы темы обсуждения — урока Чхоты Харидаса. Почему принципиальной? Потому что они проповедуют и привлекают новых и новых людей, которые ставят на карту преданности Шри Кришне свою жизнь, а прибежище принимают у саньяси, перспектива которого хуже участи Чхоты Харидаса. Чхота Харидас даже мгновения не находился в условиях женского ашрама и женского руководства Мадхусудана Махараджа, тем не менее, Шри Чайтанья Махапрабху отверг его!

Отвержение Махапрабху означает, что обе двери — и  дверь Гаура-лилы, и дверь Кришна-лилы — наглухо захлопнулись! Отверженная личность уже никому не может помочь, потому что не может помочь даже самой себе! Чхоте Харидасу пришлось войти в спасительные для него воды Тривени, чтобы, расставшись с отверженным Махапрабху телом, вернуть расположение Господа.

Услышав это, кто-то может подумать, что Чхота Харидас совершил нечто ужасное! Ничего подобного! Это у Шри Чайтаньи Махапрабху очень высокие требования к Своим преданным, и Он использовал Чхоту Харидаса, чтобы установить стандарт поведения, которому должны следовать саньяси. Внешне эта лила выглядела так.

По просьбе Бхагавана Ачарьи, готовившего для Махапрабху обед, Чхота Харидас отправился за рисом к преклонных лет Мадхави дэви, о которой вместе с её братом Шикхи Махити, Сварупой Дамодаром и Раманандой Райем Махапрабху говорил: «В этом мире у Меня есть три с половиной чистых преданных», и «половинкой» была Мадхави дэви. Она была не просто возвышенной, а чистой преданной по признанию Самого Махапрабху, и ей было за 80; но она была в женском теле, а Чхота Харидас был саньяси. Он не заходил в дом, а разговаривал с ней во дворе, и она вынесла ему рис, но этим он нарушил принципы отречённой жизни: как саньяси, он не должен был браться за такое служение Махапрабху или, подойдя к дому, должен был попросить какого-нибудь мальчика или грихастху передать Мадхави дэви просьбу Бхагавана Ачарьи и через него получить рис. В этом состояла ошибка Чхоты Харидаса. Всего-навсего!

Вечные спутники Махапрабху, такие, как Чхота Харидас, не могут страдать пороком вожделения. Даже если молодая красивая девушка сядет им на колени, это не потревожит их ум. Все знали это, поэтому считали ошибку Чхоты Харидаса формальной, незначительной. Но Махапрабху хотел установить такой стандарт поведения для саньяси, который бы не оставлял им никаких шансов оправдать свой контакт с женщиной: ни её и своим возвышенным положением, ни большой разницей в возрасте — никаким! Поэтому Он выбрал для этой лилы возвышенную Мадхави дэви, подругу Шримати Радхики в Кришна-лиле, абсолютно трансцендентную личность, которой было уже 85 лет, и Чхоту Харидаса, Своего вечного спутника, юного саньяси, создавая ситуацию, в которой проявление вожделения принципиально невозможно, потому что задачей было установить запрет для саньяси на общение с женщиной любого возраста и любого уровня реализации.

Внешняя незначительность проступка и высшая мера наказания в качестве ответственности за него породили миф о присутствии молодой женщины во дворе дома Мадхави дэви, но «Чайтанья-чаритамрита» не подтверждает эту легенду. Во-первых, она противоречит намерениям Махапрабху. Во-вторых, для того, чтобы увидеть молодую женщину, Чхоте Харидасу не нужно было идти к дому Мадхави дэви под предлогом риса — молодых женщин полным полно во всех районах Пури. В-третьих, если бы у него на самом деле была такая проблема, он не находился бы в окружении Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрипад Парамешвар Дас из «Шри Рупа-Санатана Гаудийа Матха» говорит:

«Никакой молодой девушки! Разве у Чхоты Харидаса могло быть вожделение? В его действиях не было никакого лицемерия! Но Махапрабху являет эту лилу для того, чтобы в будущем люди, обладающие меньшей квалификацией, чем Чхота Харидас, не ходили по домам и лицемерно не просили бхикшу лишь для того, чтобы пообщаться с женщинами. Мадхави дэви была чистой вайшнави, никакого вожделения. Даже если бы похотливый человек пришёл к ней, он бы очистился. Когда проститутка Хирабхай стала вайшнави, все видели в ней вайшнави, а не женщину. И Мадхави дэви было уже 85 лет. Невозможно, чтобы у кого-то возникло к ней вожделение. А Чхота Харидас — вечный спутник Махапрабху — невозможно, чтобы у него возникло вожделение. Только для того, чтобы преподать урок преданным будущего, Махапрабху явил эту лилу».

Шрила Бхактивинода Тхакур:

«Чхота Харидас пошёл к Мадхави дэви. У него была только одна цель: принести хороший рис для удовольствия Махапрабху. У него не было какого-то другого корыстного мотива. Но даже это действие является апарадхой. Почему? Потому что он был вайраги, но заговорил с женщиной» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 2. 123, ком.).

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада:

«Мадхави дэви была маха-бхагаватой и парама-вайшнави. И она была уже пожилой — около 85 лет. Чхота Харидас пошёл к ней за рисом. Само по себе это не является чем-то плохим, недопустимым. Но в будущем могут случаться подобные ситуации, и лицемеры будут использовать их для удовлетворения своих чувств. Чтобы остановить их, Шриман Махапрабху, учитель всего мира, проявляет эту лилу и наказывает Чхоту Харидаса. Иначе такие лицемеры в будущем будут ходить по домам под предлогом Хари-катхи и бхикши. Чтобы остановить их, Махапрабху наказывает Харидаса. У Чхоты Харидаса не было плохих намерений, у него было только одно желание — удовлетворить Махапрабху» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 2. 143, ком.).

А теперь выводы:

«Наказав Чхоту Харидаса, Господь установил стандарт для саньяси, возглавляющих проповедь учения Шри Чайтаньи, а также для всех деятельных преданных. Шри Чайтанья Махапрабху хотел поддерживать самый высокий стандарт» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, «Чайтанья-чаритамрита», Антья, 2. 172, ком.).

«В понимании чистых вайшнавов мужчины-садхаки должны совершать бхаджан без общения с женщинами-садхаками. Женщинам тоже не следует приглашать в свой бхаджан никаких мужчин» (Шрила Бхактивинода Тхакур, эссе «Порочность концепции сахаджиев», цитируемое в  «Прабандха-панчакам», 3).

«Дорогой брат! Если ты принял отречённый уклад жизни, не думай о женщинах даже во сне! Обет отречённого строго-настрого запрещает общение с женщинами! Если ты хочешь общаться с Чайтаньей Махапрабху, то всегда помни о случае с Чхотой Харидасом и о том, как он был отвергнут Господом» («Према-виварта», 7.3).

Теперь, когда история Чхоты Харидаса представлена во всех подробностях и разъяснена нашими ачарьями, я думаю, ни у кого не возникает сомнений в том, что проживание саньяси в женском ашраме — это не стандарт последователей Шри Чайтаньи Махапрабху — это стиль другой сампрадайи, апасампрадайи.

Вот прямые указания Шрилы Гурудэва, полученные Шрипадом Мадхусуданым Махараджем на Говардхане в 2010 году, о которых свидетельствует присутствующий при этом Рамеш дас из Коста-рики:

«Теперь ты саньяси, и я не хочу, чтобы ты жил с женщиной. Я хочу, чтобы ты жил со мной».

Говоря «теперь ты саньяси», Шрила Гурудэв напоминает Мадхусудане Махараджу, что однажды, будучи Шьям дасом, тот получил уже указание Шрилы Гурудэва оставить женский ашрам, но не подчинился. «Теперь ты саньяси!» — говорит ему Шрила Гурудэв, — «Долг саньяси обязывает тебя сделать это!».

Однако и на этот раз это был «глас вопиющего в пустыне»…

По свидетельству Враджанатха даса, то же самое, но более категорично, Шрила Гурудэв сказал Шрипаду Бхактиведанте Дамодару Махараджу:

«Не будь, как Чхота Харидас, — не ходи туда [к «первой леди», в Кришна-Баларам ашрам], иначе я тебя отвергну!».

Шримати Ума дэви даси подтверждает это:

«Я присутствовала, когда Дамодар Махарадж спросил Гурудэва может ли он изучать «Шримад-Бхагаватам» под руководством Кришна-прии диди. Шрила Гурудэв очень строго ответил следующее: «Никогда! Никогда! Кабардар! (Будь осторожен!)»».

Шрипад Бхактиведанта Тиртха Махарадж (интервью от 04.09.15):

«Гурудэв много раз ругал Дамодара Махараджа. Он снова и снова спрашивал его в негодовании: “Почему ты живёшь с женщиной? Ты саньяси, ты не должен жить с женщиной!” Гурудэв ругал его за это множество раз!»

Итак, Мадхусудан Махарадж и Дамодар Махарадж получили эти указания Шрилы Гурудэва, однако, получив их, не собирались выполнять, а просто ждали его ухода в нитья-лилу, чтобы продолжать делать своё дело. Можно было бы сказать, что пренебрежение словами Шрилы Гурудэва свидетельствует о том, что он перестал быть для них (или никогда не был) духовным авторитетом и что они стали воспринимать его, как обычного человека; что одна апарадха, наслаиваясь на другую, превратила их сердце в сердце гуру-дрохи, равнодушное к наследию Шрилы Гурудэва, а потому легко его уничтожающее в готовности на руинах его миссии установить собственную сиддхантуапасиддханту. Можно было бы так сказать… Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада говорит, что все ложные идеи, уводящие от линии парампары, исходят от Кали Махараджа. Если не считаться с реальным участием Махараджа Кали в этом процессе, ситуация будет оценена неправильно и средства противостоять его участию будут также неправильно выбраны. «Первая леди», Мадхусудан Махарадж, Дамодар Махарадж и иже с ними уже давно — с первого же их осознанного злонамеренного неподчинения Шриле Гурудэву — никакие не преданные, не бхакты и не саньяси! Они — прямые проводники и служители Кали Махараджа! И в то время, как они целенаправленно продвигают свои идеи, не отказываясь от них, не раскаиваясь и не извиняясь, мы выражаем им почтение и кланяемся издали в своём «Публичном заявлении» от имени нашей санги! Так в угоду фальшивому этикету и чему-то ещё, чего я не понимаю, совершается то, что очень похоже на предательство, и мы приобщаемся к числу оскорбителей Шрилы Гурудэва. На мой взгляд, сентиментальные заигрывания в форме поклонов и почтения, приносимых оскорбителям Шрилы Гурудэва даже издали, могут лишить нас милости его лотосных стоп и их защиты, и мы сами не заметим, как окажемся в положении наших бывших братьев и сестёр, которые имели несчастье признать духовную реализацию «первой леди» и Шрипада Мадхусудана Махараджа выше реализации Шрилы Гурудэва. Это смехотворно, это абсурдно, но они это сделали! По этим причинам я не подписал «Публичное заявление», однако в угоду фальшивому этикету совершил другой вид предательства — использовал в предыдущей статье уважительное «Шрипад» при обращении к Мадхусудане Махараджу, превратившему славу Шрилы Гурудэва в подкидной мостик для достижения успеха своих идей. Моё предательство — в этом. Я раскаиваюсь и прошу Шрилу Гурудэва простить меня, но оставляю эти места без изменений, как напоминания о моей слабости и вызванной ей измене. В этой статье, называя имена этих гуру-дрох, я также использую уважительное «Махарадж» перед которым ставлю имя Кришны — Мадхусудан или Дамодар, не имеющие к ним никакого отношения! Го-дасы, служители майи и Кали Махараджа, не заслуживают имён саньяси и саньяси не являются. Но я не придумал как их называть, чтобы всем было ясно, о ком идёт речь. Только для того, чтобы не пострадала ясность изложения, я называю этих гуру-дрох так, как их привыкли называть все.

17. «Слухи о моей смерти слишком преувеличены газетчиками»…

Авторы «русскоязычного» Заявления пытаются создать иллюзию, будто весь Вриндаван признаёт их лидеров бхавука- и расикавайшнавами высшей категории! «Слухи о моей смерти слишком преувеличены газетчиками» — сказал Марк Твен, и в данном случае мы имеем дело с нечто подобным — со слухами, распускаемыми в самом Кришна-Баларама-ашраме, преувеличенными его же обитателями. Шрила Гурудэв объяснил, кто такой махабхагавата-вайшнав — это вайшнав высшей категории, уттама-уттама-адхикари, достигший премы. Поскольку в материальном теле пережить интенсивность премы нельзя, можно сделать вывод, что маха-бхагавата-вайшнавом может быть только посланец духовного мира. Мадхьяма-адхикари-вайшнав квалифицирован различать вайшнавов трёх уровней — каништха-, мадхьяма- и уттама-вайшнавов, но не маха-бхагавата-вайшнавов: махабхагавата-вайшнава может определить только маха-бхагавата-вайшнав! Поэтому вайшнавы Вриндавана даже не ведут разговоров на эти темы, считая себя неквалифицированными, хотя в каждом Матхе есть свои старшие преданные. Все единодушны в том, чтобы уступить уровень маха-бхагаваты своим вошедшим в нитья-лилу ачарьям.

Приглашения быть ведущим вайшнавских собраний, несомненно, говорят о признании определённых, подходящих для этого служения качеств Мадхусудана Махараджа, но признаком маха-бхагаватости не являются. Он производил впечатление перспективного преданного, однако его рейтинг пошатнулся, если не вошёл в пике, так как информация о их с «первой леди» новаторстве в сиддханте и самовозвеличивании вышла за пределы нашего матха. Две линии его поведения вайшнавы Вриндавана всегда не одобряли. Первая — это проживание в женском ашраме, поэтому Шрипад Бхактисарвасва Говинда Махарадж на одном из собраний говорил всем и сидящему напротив него Мадхусудане Махараджу о недопустимости проживания женщин в одном ашраме с брахмачари и саньяси, призывая следовать тому стандарту Матха, который был установлен Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой. А вторая — это систематическая прасада-апарадха и связанная с ней вайшнаваапарадха. Дело в том, что все вайшнавские собрания заканчиваются, как известно, совместным приёмом прасада, на который хозяева праздника просят остаться всех собравшихся преданных. Однако группа Мадхусудана Махараджа нигде, за исключением Матха Бхакти Вайбхавы Пури Махараджа, который, как они говорят, проявлял благосклонность к «первой леди», на прасад не остаётся — они все уходят вслед за своим лидером после Кришна-катхи. У них есть установка «первой леди» вкушать только «дома» или в местах особой лояльности к ней. Избирательность в приёме пищи благотворна, когда нет сектантского духа и демонстративного недоверия месту собрания вайшнавов (а это всегда храм матха), прасаду и преданным, которые его готовили, и, наконец, Божествам, которые явили Своё гостеприимство и дают через прасад Свою милость. Следствием недоверия становится пренебрежение прасадомВайшнавы видят это и понимают отношение к себе… Какие чувства они испытывают?… Радуются? «Нам больше достанется»? Нет, они же вайшнавы…. Наверно, их огорчает, а, может быть, даже причиняет им боль пренебрежение их гостеприимством, храмом, Божествами… Какая высшая цель стоит  переживаний, огорчений и боли вайшнавов?… Иван Карамазов отказывался принять высшую гармонию — Бога! — ценой одной слезинки замученного ребёнка… А тут вайшнавы… Мы сталкиваемся с  фатальной тотальной патологической нечувствительностью лидеров этой группы к боли, причиняемой преданным…

Шри Рупа Госвами созерцал в медитации лилы Шри Радхи-Кришны и улыбнулся… В это время мимо него проходил брахман Кханджи Кришна, тело которого вызывало постоянные насмешки обывателей. Шри Рупа Госвами даже не видел его, но Кханджи Кришна был задет этой улыбкой, думая, что Рупа Госвами посмеялся над уродствами его тела. Так Шри Рупа Госвами стал виновником страданий Кханджи Кришны, не являясь им, и эта боль брахмана сделала его дальнейшую медитацию на ашта-калия-лилу невозможной…

Возникает вопрос: а что же делаю я сам? Разве мои статьи не причиняют кому-то боль? Например, русскоязычным преданным Кришна-Баларама-ашрама?

Ответ на этот вопрос дан в пяти пунктах ущерба, который наносят преданным нашей санги и учению гуру-варги идеологи Кришна-Баларама-ашрама. Мои статьи появились после того, как Мадхусудан Махарадж начал наносить этот ущерб; это ответная мера, призванная сдержать его экспансию. Значит, причиной боли его учеников является он, а не автор этих статей.

В роли ведущего вайшнавских собраний Мадхусудан Махарадж выглядел очень хорошо — возможно, лучше, чем кто-либо другой, но ведущими бывают разные вайшнавы. Большие собрания, как правило, проводит Шрипад Ом Пракаш Бриджабаси «Сахитья-ратна», ученик Шри Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа, грихастха, или Шрипад Бхактисарвасва Говинда Махарадж, ученик Шри Бхакти Вилас Тиртхи Махараджа. Однако никто из вайшнавов не считает это служение признаком маха-бхагаватости.

18. Абитуриенты ада.

Автор «русскоязычного» Заявления выражает надежду в форме сожаления, что теперь из-за статьи «Ищите сову в зеркале» мне придётся отправиться в ад. Должен разочаровать его: у него нет никаких шансов дождаться меня там. Ямарадж говорит ямадутам (все последующие цитаты — из «Хари-бхакти-виласы»):

«Я освобождаю три поколения семьи того, кто постится в Экадаши. О посланцы! Если вы действительно желаете мне блага, то не должны приводить ко мне тех, кто, совершая сотни греховных поступков, постится в Экадаши» (12. 160-161).

Поститься в Экадаши — это соблюдать нирджал и бодрствовать в экадашные сутки. Это стандарт, которому я следую 26 лет. Самое худшее место, куда я могу отправиться — это Вайкунтха:

«Когда кто-то чистит зубы и язык в дашами, чтобы соблюдать Экадаши-врату, у Ямараджа не остаётся надежд на эту личность: он аннулирует список его грехов, а воздерживающийся от пищи грешник отправляется в святую обитель Господа Вишну» (13. 19-20).

О бодрствовании Брахма говорит так:

«О Нарада! Услышь, что возвещу тебе о составляющих бдения, одно только знание которых делает доступным Джанардану!» (13. 61).

«Одно только знание!» – комментирует этот стих Шрила Санатана Госвами.

Ещё пример результата бодрствования (слова Нрисимха-дэва, полностью приведённые ниже):

«…Из-за ссоры ты также не спал всю ночь. С блудницей произошло всё то же самое, что и с тобой: в ночном бдении её тело очистилось…»

Ночное бдение (точнее, суточное) в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы само по себе благотворно, ибо очищает от грехов.

Помимо трёхдневных Экадаши-врат, я провожу по тем же правилам трёхдневные враты дней явления Шри Вишну-таттвы — Джанмаштами, Гаура-пурнимы, Баладэва-пурнимы, Нитьянанда-трайодаши, Рама-навами, Нрисимха-чатурдаши, Адвайта-саптами, а также Шива-ратри. Каковы благословения этих врат? Нрисимха-дэв говорит Прахладе Махараджу:

«В предыдущей кальпе ты был брахманом по имени Васудэва. Ты оставил изучение Писаний и привязался к проститутке. В том рождении у тебя не было никаких благочестивых заслуг, кроме соблюдения Моей враты – столь страстно ты жаждал общения с этой блудницей. Но благодаря выполнению Моей враты в тебе возникла великая преданность Мне» (14.421,422).

Прахлада Махарадж удивился и спросил Нрисимха-дэва:

«Каким образом, привязанный к блуднице, я смог выполнить этот обет?» (14.423)

Шри Нрисимха ответил:

«Увлечённый этой женщиной, ты пил хмельные напитки, постоянно грешил и даже стал жить в её доме. Однажды в этом доме между вами произошла грандиозная ссора! Потрясённый этой ссорой, ты не мог ничего есть в тот день, и этим, не подозревая того, выполнил лучший из всех обетов – Мою врату! Из-за ссоры ты также не спал всю ночь. С блудницей произошло всё то же самое, что и с тобой: в ночном бдении её тело очистилось. Так неосознанно силой Моей враты вы оба обрели огромный запас благочестия!» (14.429-433).

«Даже та блудница стала дорога Мне, и она насладилась счастьем всех трёх миров! Для скверных, распущенных девиц проявлена эта врата; она же породила в тебе величайшую преданность Мне, о Прахлад! Та блудница родилась апсарой на Сварге и, насытив свою страсть множеством божественных наслаждений, вошла, как и ты, в Меня» (14.437-439).

Из этого свидетельства Шри Нрисимха-дэва следует, что за счёт одного единственного в жизни суточного нирджала и бодрствования, проведённых нечаянно в Нрисимха-чатурдаши, два отпетых грешника обрели фантастическую преданность Господу и запас сукрити, позволивший им отправиться на Вайкунтху. Одному из них этого запаса сукрити и преданности хватило, чтобы спустя кальпу, принять участие в играх Нрисимха-дэва как Прахлада Махараджа. Подобные благословения даёт каждый из дней явления Шри Вишну-таттвы, проведённых по правилам Экадаши-враты. Но эти благословения, сложенные с благословениями Экадаши-враты, ещё не всё моё богатство. Добавьте к ним заслуги пятисуточного нирджала Панчаратрика-враты месяца Пурушоттама и Картики (Бхишма-панчакам) и то, что все перечисленные выше обеты, способные очищать от всех грехов даже каждый в отдельности, посвящаются Хари-наме и проводятся во Вриндаване, и вы согласитесь, что у меня нет никаких шансов порадовать Садху Махараджа своим пребыванием в аду, составив ему там компанию. Написание статьи «Ищите сову в зеркале», если и обернётся для меня чем-нибудь неприятным, то только милостью выполнять и впредь подобное служение.

Я писал её не из желания с кем-то ссориться, а побуждаемый совестью. Это нечто эфемерное для прагматиков КБМ Сева-кунджи, выселивших саму Шри Паурнамаси дэви из Её небольшого уютного храма, традиционного для маленьких храмов Вриндавана. До того, как они взяли этот храм под свою опеку, он был главной частью храмового дворика, и в его средней прокоштхе располагалась она, Шри Йога-майа, занимая центральное и наиболее почётное место. Маленькая комнатка служительницы ютилась около выхода на улицу. Взявшись возвести новый храм, они использовали его территорию для своей трёхэтажной дхармашалы, обнаружив причину своего энтузиазма в заботе о Йога-майе, а у ворот соорудили сторожевую будку, подобную тем, что устанавливают для сторожей авто-стоянок, куда и поместили божество Шри Паурнамаси дэви. Так Йога-майа была выдворена со своего почётного места и поселена на месте лачуги Её искренней преданной, служившей Ей до конца своих дней… Этот вульгарный практицизм в служении Йога-майи никого не смущает в этой группе, но то, что я описал это, наверняка вызывает их протест, как и статья «Ищите сову в зеркале». В благородном молчании встречали они оскорбительные интерпретации слов Шрилы Гурудэва, вольные толкования его намерений и проповеди, но стоило это описать, как они тут же всколыхнулись всем своим негодующим стадом, потому что их лидера — Мадхусудана Махараджа — уличили в том, что он всё это делает!

Статья «Ищите сову в зеркале» защищает славу и чистоту учения Шрилы Гурудэва и парампары и препятствует реализации программы тотального уничтожения их наследия и миссии, представленной в пяти пунктах ущерба, который наносят преданным санги Шрилы Гурудэва и учению нашей гуру-варги идеологи Шри Кришна-Баларама-ашрама. Она разоблачает мифы Мадхусудана Махараджа и распускает его демагогические кружева, в которых могут запутаться и запутались уже некоторые преданные. Она является своевременным служением, выполненным для удовольствия Шри Шри Гуру-Гауранги Гандхарвики-Гиридхари Радхи-Винода-бихариджи — не для удовольствия Мадхусудана Махараджа и его приверженцев, но для их блага, если бы они были заинтересованы видеть свои заблуждения. Но они не обнаруживают такой заинтересованности — отстаивают имидж «непогрешимых». Поэтому их неудовлетворённость свидетельствует о хорошем качестве статьи и её достоинствах: в их Заявлении нет ни одного аргумента, опровергающего её принципиальные положения и выводы; есть только мнения — мнение об авторе статьи (какой он плохой) и мнение об их духовных вождях (какие они хорошие). Статья, конечно же, имеет несовершенства — «Как огонь всегда сопровождается дымом, так и любая деятельность имеет свои недостатки…» («Бхагавад-гита», 18. 48). Но Шрила Гурудэв и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, объясняя этот стих, рекомендуют выполнять свою сва-дхарму (обязанности, соответствующие индивидуальной природе) ради очищения собственного бытия и не обращать внимание на связанные с этим несовершенства. Поэтому, написав её, я только очистился!

А вот автор «русскоязычного» Заявления, Садху Махарадж, оставивший спасательный круг милости Шрилы Гурудэва и повесивший себе на шею булыжники преданности Мадхусудане Махараджу и «первой леди», может оказаться на дне ответственности океана самсары за свою проповедь — за очень-очень многое. Но я приведу только те, имеющие к нему отношение, действия, мера ответственности за которые предусмотрена шастрами и связана с пренебрежительным отношением к Экадаши. Я думаю, это будет интересно не только Садху Махараджу.

1) Он отговаривает соблюдать нирджал в Экадаши тех, кто это делает, и этим совершает действие, предусмотренные следующим стихом «Хари-бхакти-виласы»:

«И те, кто соблазняет: “Ешьте! Ешьте!” в Хари-васар Экадаши]; и те, кто призывает: “Убейте корову! Убейте брахмана! Убейте женщину!”; и те, кто подстрекает: “Пейте вино!” – все они идут падения одной дорогой общей вниз [в ад]» (12.28-29).

2) Он принимает в Экадаши пищу (незернобобовую), обретая этим такие последствия:

«Если вайшнав по небрежности ест [что бы то ни было – бхунджита] в Экадаши, всё его поклонение Вишну – впустую! Он достигает лишь темнейших из адов» (12.32).

«О Махадэви [говорит Господь Шива Уме]! Раскалённое докрасна железо ввергнут слуги Ямараджа в уста тех, кто ест что бы то ни было [используется слово бхунджанти, подразумевающее любую еду — йе бхунджанти харер динэ] в день Хари [в Экадаши]!» (12.22).

3) Он спит в Экадаши. Последствия этого описаны так:

«Ямарадж предрекает тяжкие страдания ада тому, кто не совершает бдение ради Господа (13.65)…   Ямадуты, став на грудь, вырвут ему глаза (13.66)… Огонь Кали выжжет глаза тем, кто не совершает бдения ради Кришны Джанарданы (13.67)… Всеми величайшими грехами покроются глаза тех, кто не бодрствует ради Господа (13.68)… Кто отказывается с пением и танцем бодрствовать для Господа, тот шесть тысяч юг будет жариться в аду Раурава (13.63)… Предки и потомки того, кто в наступивший день Вишну [в Экадаши] не проводит ночь в бдении, падут (13.82)… Тот, кто в своём смертном уме насмехается над танцующими [для Господа] во время бдения, отправится в ад на целую кальпу! (13.64)»…

Наказание за эти три вида преступлений Садху Махараджа, игнорирующего установленные Кришной в шастрах принципы соблюдения Экадаши, могут вызвать протест широкой общественности, а Садху Махарадж — ощутить плечо массовой поддержки: «Такие   “преступления” совершает подавляющее большинство преданных! Неужели все они отправятся в ад?»

А что? Кто-то боится, что у Ямараджа места на всех не хватит? Или кто-то думает, что попадать в низшие формы жизни и адские условия существования могут только персонажи «Шримад-Бхагаватам», такие, как Бхарата Махарадж и Аджамила?

19. Даршан Кришны

Нирджал и бодрствование в Экадаши — это антиподы двух главных принципов материального существования: желания наслаждаться и желания избавиться от страданий. Страдание здесь — это разлука чувств с объектами чувственных наслаждений, а счастье — их встреча. Однако высшее, чистое, изначальное страдание — это разлука с Кришной. Мы заглушаем боль этой разлуки с Кришной чувственными удовольствиями, а нирджал и бодрствование в Экадаши возвращают её, приближая нас к Кришне, к нашей истинной природе и соответствующим этой природе взаимоотношениям с Ним. Ни одна гопи не променяют боль разлуки с Кришной на наслаждение пищей и сном! Гопи очень строго соблюдают Экадаши! Почему? Потому что Мадхава-титхи — это Сам Кришна Муралидхара Шьямасундар, а не Его экспансия! А Экадаши-титхи — это день встречи с Ним, отмеченный в нашем календаре, или время назначенного Кришной свидания; это день, когда Он даёт Свой личный даршан всем живым существам, в какой бы материальной форме и в каком бы месте они ни находились!

Видимо, все помнят историю, рассказанную Шрилой Гурудэвом в «Сокровенных истинах Бхагаватам» о золотых мурти Ситы, которые по благословению Господа Рамачандры родились во Врадже в телах гопи. В «Гарга-самхите» говорится, что, родившись и живя во Врадже, они не могли получить даршан Кришны — им доставалось увидеть только пыль, поднятую коровами, которых Кришна гнал на пастбище. Это продолжалось до тех пор, пока по совету Шримати Радхики они не начали соблюдать Экадаши. Только после этого Кришна удовлетворил их желание и дал им Свой даршан. Значит, без строгого соблюдения Экадаши получить даршан Кришны — даже во Врадже! — невозможно!

Почему же мы так сопротивляемся тому, чтобы воспользоваться милостью Шри Экадаши-дэви и получить этот даршан Кришны? Неужели только из-за аскезы нирджала и бодрствования? Нет, не только из-за аскезы: есть ещё магнит чувственных удовольствий! Еда и сон в Экадаши таят в себе четыре вида наслаждений, с которыми мы не желаем расстаться: наслаждение пищей, наслаждение сном, наслаждение запрещённым действием и наслаждение присвоенным себе положением Бога — исключительным правом Бхагавана принимать пищу в Экадаши, потому что прерогатива принимать пищу в Экадаши принадлежит только Кришне! В этом четвёртом виде наслаждений находит своё счастье изначальное желание баддха-дживы занять положение Верховного Наслаждающегося, Ади Пуруши!

Однако за прокат чего бы то ни было нужно платить! Стоимость проката этого права Бхагавана и получаемого от него счастья описана в приведённых выше стихах.

20. Лекарство от всех болезней

Шри Гопал Бхатта Госвами и Шри Санатана Госвами — наши ачарьи. Они включили эти стихи в безупречно составленную ими по указанию Шри Чайтаньи Махапрабху «Хари-бхакти-виласу», которую Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада назвал «смрити ради премы». Мы можем сомневаться в этой шастре, потому что неспособны выполнять её предписания, но према достанется тому, кто ей следует:

«Кришна становится Экадаши-титхи. Он хочет освободить из этого мира тех, кто соблюдает Экадаши. Он хочет привести их к их служению на Голоке!… Если кто-то следует Экадаши, бхакти придёт к нему. В противоположность этому, если кто-то пренебрегает Экадаши, он никогда не достигнет столь редкого положения» (Шрила Гурудэв, Brisbane, Australia, 23.02.2002).

Кришна хочет привести к служению на Голоке тех, кто соблюдает Экадаши, говорит Шрила Гурудэв! «Следовать» или «соблюдать» Экадаши — это выполнять правила Экадаши-враты, описанные в шастрах, а «пренебрегать» Экадаши — это пренебрегать этими правилами. Шри Чайтанья Махапрабху даёт указание Шриле Санатане Госвами:

«Ты должен уделить особое внимание описанию поста в Экадаши. Ты должен описать также и то, что грозит человеку, который не соблюдает Экадаши. Каждый должен очень тщательно следовать этим правилам! Пренебрежение ими означает пренебрежение преданным служением!» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24. 340, 342).

Сам Кришна Шьямасундар говорит об этом:

«В Экадаши каждый должен придерживаться правил и предписаний, ибо Экадаши разрушают все грехи и возносят в духовную обитель! Тот, кто строго соблюдает Экадаши, становится очень дорог Мне и всячески почитаем Мной!» («Бхавишья-уттара-пурана»).

В «Према-виварте» Господь Чайтанья упрощает процесс, сводя его к главным действиям: не есть, не пить, не спать, воспевать, слушать, памятовать Имя, образ, качества и развлечения Шри Радхи-Кришны. «Только вкусом Святого Имени утоляют свою жажду в Экадаши благочестивые вайшнавы», — говорит Он и, проводя суточные экадашные санкиртаны, даёт пример того, что Он ожидает в этот день от Своих бхакт.

21. Цепная реакция анартх

Почему я так настойчиво говорю о необходимости строгого соблюдения Экадаши? Какое отношение это имеет к обсуждаемой нами теме? Самое непосредственное, как мы это уже видели, и значительно большее, чем мы ожидаем. Во-первых, без строгого соблюдение Экадаши мы не сможем реализовать первый стих «Упадешамриты» и останемся го-дасами, рабами чувств и прислужниками майи. Во-вторых, человек может рассуждать о бхакти и успешно проповедовать, но сон и принятие любой незернобобовой пищи или воды в Экадаши вызывает цепную реакцию его собственных анартх, подобную ядерной, приводящую к неимоверному возрастанию их активности и мощи! Происходит сильнейшее осквернение сознания, исключающее возможность прогрессировать в бхакти — только говорить! Этот процесс связан с колебаниями чувственной активности Кришны, пребывающего во Врадже, которые находят своё отражение в экадашных циклах. Пики этой активности, проявляющие Мадхава-титхи и выпадающие на экадаши или двадаши, вызывают усиление чувств всех живых существ и духовного, и материального мира. Но обитатели духовного мира имеют любовь к Бхагавану, поэтому они ощущают прилив премы и погружаются в праздник затребованного чувствами Кришны служения Ему. А что имеют обитатели материального мира? Гнев, вожделение, жадность, зависть, гордость, иллюзию, анартхи, апарадхи… Вот это и увеличивается многократно, хотя они воздерживаются от зернобобовых, потому что вода, пища и сон являются катализаторами цепной реакции всего этого комплекта. Поэтому Кришна говорит:

«В Экадаши, воздерживаясь от дневного сна, не принимая ни воды, ни пищи, надлежит всю ночь радостно воспевать славу Господу и играть на музыкальных инструментах, чтобы доставить Ему удовольствие» («Бхавишья-уттара-пурана», Утпанна-экадаши).

22. Маха-апарадха

Кроме того, пренебрежение экадашным постом, как его описывают шастры, является нама-апарадхой. С чем это связано, помимо пренебрежения приказом Бхагавана? С тем, что это пренебрежение причиняет Бхагавану боль. Шри Вишну говорит:

«Если в дни, когда Я ложусь спать [Шаяна-экадаши], переворачиваюсь на другой бок [Паршва-экадаши] и пробуждаюсь [Уттхана-экадаши], кто-то вкушает плоды, корнеплоды или пьёт только воду – он пронзает Мне сердце стрелами!» («Хари-бхакти-виласа», 12.103).

Комментируя этот стих, Шри Санатана Госвами пишет:

«Смысл этого стиха в том, что если кто-то ест в эти дни фрукты, корнеплоды или пьёт только воду, он пронзает сердце Бхагавана острыми стрелами, то есть совершает маха-апарадху!» (12.103, ком.).

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Шри Рагавартма-чандрике» (1.14) расширяет диапазон: он говорит, что пренебрежение постом в любой из Экадаши — это нама-апарадха.

Как видите, воздержание от зернобобовых — это чей-то реверанс в сторону Кали Махараджа: при такой практике мы не можем не пережить судьбу персонажей «Шримад-Бхагаватам», одни из которых оказываются в низших формах жизни, а другие — в аду:

«Если в дни, когда Я ложусь спать [Шаяна-экадаши], переворачиваюсь на другой бок [Паршва-экадаши] и пробуждаюсь [Уттхана-экадаши], какой-то вайшнав, имеющий духовное посвящение и занятый преданным служением Мне, ест зерновую пищу или только корнеплоды или плоды – за это оскорбление он никогда не увидит от Меня никакого прощения! Я низвергну его в темнейшие из адов вплоть до полного разрушения мира!» («Хари-бхакти-виласа», 12.101-102).

А что прикажете делать Бхагавану, если мы на словах не понимаем, что наше воздержание от зернобобовых причиняет Ему боль? Нам придётся пережить её в каком-то из темнейшем из адов, чтобы прочувствовать, что это такое, а поняв, продолжить практику садхана-бхакти, но уже на более совершенном уровне — по крайней мере, не устраивая Бхагавану пыток.

23. Уникальная, независящая от умонастроения

Есть ещё одна особая ценность строгого соблюдения Экадаши как практики, результат которой принципиально не зависит от нашей квалификации. Мы установили, что без реализации первого стиха «Упадешамриты» процесс шуддха-бхакти невозможен — чувства и ум не позволят действовать ради Кришны — поэтому всё, что бы мы ни делали (кроме соблюдения Экадаши), будет имитацией садхана-бхакти или садхана-бхакти-абхасом, а сами мы — го-дасами. В таком положении можно находиться бесконечно долго из-за цепной реакции собственных анартх и нама-апарадхи, обретаемых воздержанием от зернобобовых в Экадаши. Но строгое соблюдение Экадаши, во-первых, аннулирует оба негативных результата воздержания от зернобобовых, а во-вторых, является единственной практикой бхакти, свободной от последствий оскорбительного умонастроения: если выполняется нирджал и бодрствование, врата засчитывается, и человек обретает милость Шри Экадаши-дэви и Кришны в полном объёме, независимо от характера своих мыслей; позитивное умонастроение — шраванам-киртанам-смаранам — увеличивает положительный результат.

24. Когда мы станем го-свами, появятся подлинные садху…

У нас самые лучшие проповедники, потому что они прошли обучение у Шрилы Гурудэва, служили ему и находились под его руководством. Проходить обучение и не служить гуру или служить, оставаясь себе на уме, как это делали псевдо-Махараджи Кришна-Баларама-ашрама, не сделает ученика учеником, то есть тадатмья с гуру, а без тадатмьи не может быть вечных взаимоотношений и постижения сокровенных истин, хранящихся в сердце Шрилы Гурудэва. Мы убедились в этом, и на примере храма, ставшего оплотом апасиддханты,  можно сделать вывод, что миру не нужны проповедники — они несут огромную опасность! Миру нужны садху, подлинные вайшнавские святые! Они могут проповедовать, могут не проповедовать, но и в том, и в другом случае они — источник непреходящего блага для всего мира! Поэтому мы часто слышим и говорим о важности садху-санги. Но, чтобы дать садху-сангу, одного понимания её ценности недостаточно — нужно быть садху! Го-дасы, как бы ни старались, садху не станут — они служители майи! Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада говорит:

«Только те, кто полностью победил шесть побуждений тела, ума и речи, достойны носить титул «Госвами»; они — истинные слуги Кришны!» («Шри Упадешамрита», 1, Анувритти).

Садху не может не быть слугой Кришны, значит, прежде, чем стать садху, нужно реализовать первый стих «Упадешамриты» и стать госвами, истинным слугой Кришны. Без этого можно проповедовать, поклоняться божествам, переводить шастры, вести собрания вайшнавов, но оставаться при этом го-дасами, в силу чего наслаждаться мнением своих учеников и поклонников, признающих нас маха-бхагаватами.

И опять, и снова, и в очередной раз: реализация первого стиха «Шри Упадешамриты» не может состояться без практики нирджала и бодрствования в Экадаши — это ещё одна грань ценности этой практики. Хотя целью строгого соблюдения Экадаши является Кришна-према, попутно обретается и контроль чувств. За счёт чего? Во-первых, за счёт самой практики  контроля чувств. Во-вторых, нирджал и бодрствование — это служение, затребованное самой матерью бхакти, Шри Экадаши-дэви, которая, будучи удовлетворённой выполнением её заказа, может кивнуть своей во всём независимой дочери — Бхакти-дэви — в сторону тех, на кого та может обратить внимание, когда захочет пролить на кого-нибудь свою милость, войдя в сердце. В этом случае, реализация первого стиха «Упадешамриты» наступает автоматически. В-третьих, нирджал и бодрствование затребованы самим Кришной, который обещает:

«Если человек строго соблюдает Экадаши, Я убью всех его врагов и дарую ему высшую обитель!»… («Бхавишья-уттара-пурана», Утпанна-экадаши).

Враги — это гнев, вожделение, жадность, зависть, иллюзия, гордость и подобные им чувства, в том числе, побуждения речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий. Кришна обещает убить их, значит, это может произойти даже раньше, чем Бхакти-дэви войдёт в сердце. Но и Бхакти-дэви может не заставить себя долго ждать, потому что мы осуществляем эту практику, посвящая её шраванам-киртанам-смаранам.

Итак, реализация первого стиха «Упадешамриты» — это первостепенная задача.

Вторая первостепенная задача — это восстановление «status quo» этого стиха. Он гласит:

«Мудрый человек, способный контролировать речь, ум, гнев, язык, желудок и гениталии может давать наставления всему миру».

Восстановить «status quo» этого стиха — это значит признать, что он даёт лицензию на проповедь, а не право принимать учеников и посвящать их в мантру, как можно иногда слышать. Почему на проповедь? Потому что шишьят означает «давать наставления, учить», а «посвящать в мантру» — это дикша. Кроме того, для посвящения в мантру перечисленных в этом стихе качеств недостаточно — в добавление к ним, нужно быть вайшнавом, то есть мадхьяма— или уттама-адхикари, и быть квалифицированным в передаче мантр. Итак, этот стих — это лицензия на проповедь. Шри Рупа Госвами ввёл эту лицензию, чтобы человек, неспособный контролировать речь, ум, гнев, язык, желудок и гениталии, не нанёс вред миссии Шри Чайтаньи Махапрабху, искажая таттва-сиддханту гаудийа-вайшнавов и принципы их духовной жизни своим недостойным поведением из-за 1) неуправляемых и стремящихся к наслаждению чувств, 2) склонности ума к новым идеям, 3) желания производить впечатление на окружающих и 4) неспособности исполнять свой долг. Примером такого вреда является искажение Экадашитаттвы (сведение её к воздержанию от зернобобовых), попытки внести «Хари-бхакти-виласу» в список неавторитетных шастр, а также 5 пунктов ущерба, который наносит деятельность «первой леди» и Мадхусудана Махараджа.

Чтобы защитить таттва-сиддханту от искажений, Шрила Рупа Госвами начинает «Шри Упадешамриту» с утверждения, что только мудрый человек, способный контролировать речь, язык, желудок, гениталии, ум и гнев, может давать наставления всему миру. Поэтому, не реализовав первый стих «Упадешамриты», никто не должен приступать к проповеди. Таков стандарт, установленный Шри Рупой Госвами для проповедников, и экзамен, который каждый должен сдать, чтобы иметь право проповедовать. Подчеркнём: речь идёт о перманентном контроле чувств, а не о контроле чувств на время сдачи экзамена. Контроль чувств должен быть и днём, и ночью, и в будни, и в выходные дни, изо дня в день, из месяца в месяц и из года в год — всю жизнь! Не должно быть такого интервала времени, когда бы он приостановился или был потерян. Если к этой способности добавить качество мудрости, это и будет реализацией первого стиха «Шри Упадешамриты».

Наш ученический долг перед Шрилой Гурудэвом — всеми силами защищать его наследие от спекулятивного новаторства и идей Кали Махараджа, возникающих в умах тех, кто не реализовал первый стих «Шри Упадешамриты». Но мы будем неспособны на это, не реализовав сами этот стих, то есть не став подлинными госвами. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что это должно состояться ещё в грихастха-ашраме («Упадешамрита», 1, Пийуша-варшини-вритти), значит, это касается нас всех, а не только Махараджей, как и сказал об этом Шрила Гурудэв в «Гопинатх-бхаване». Мир, конечно же, нуждается в проповедниках, но в проповедниках-садху! А подлинные садху могут проявиться лишь из подлинных госвами. А стать подлинными госвами мы должны ещё в грихастха-ашраме, который пополняет общество новыми членами. Дети, рождающиеся в семье подлинных госвамигрихастх, воспитываются в духе своих родителей и, вырастая, также становятся подлинными госвами. Они могут остаться брахмачари или стать грихастхами, но реализация первого стиха «Упадешамриты» останется при них. Встретив Шрилу Гурудэва, они, точно также, как и их родители, очень быстро под его руководством станут чистыми вайшнавами и подлинными садху. Таким образом, реализация первого стиха «Упадешамриты» — это  стратегическая задача грихастх, определённая им Шрилой Бхактивинодой Тхакуром на благо всего человечества: «Те, кто победил 6 страстей [то есть стал госвами, хозяином своих чувств и истинным слугой Кришны], могут завоевать весь мир!» — говорит он о торжестве Намасанкиртаны и миссии Господа Чайтаньи, проповедуемыми подлинными садху. Станет или нет тот или иной Махарадж подлинным садху мы не знаем — пример Кришна-Баларама-ашрама не вселяет такую уверенность. Но если грихастхи станут госвами, то подлинные садху непременно появятся.

Все наши Махараджи, прошедшие обучение у Шрилы Гурудэва, чистосердечно служившие ему и продолжающие служить, являются потенциальными садху, но Шрила Гурудэв сказал, что они, как и все мы, должны реализовать первый стих «Упадешамриты», то есть стать госвами. Если это реализовано, они — садху! Если нет, то этой реализации ждёт от них весь мир, потому что мир нуждается в садху-санге, а единственный садху, которого мы знали, вошёл в нитья-лилу

«Шрила Гурудэв вошёл в нитья-лилу, но неувядающие гирлянды его божественных наставлений остались в этом мире. Они – его полная личная экспансия, украшающая ученика, исполняющего их. Его слова – сокровище, ценность которого познаётся в процессе следования им. Соблюдение их есть подлинная садху-санга:

«Садху-санга – это не сидеть возле меня, а исполнять то, что я говорю!» – такое определение садху-санге дал сам Шрила Гурудэв.

Такова садху-санга с лучшим из садху, которую никто не заменит. Но это привилегия только любящих – «кто любит меня, соблюдёт слово моё»… Других же увлекут поиски садху»… (эссе «Кто любит меня, соблюдёт слово моё…»).

Индийские Махараджи нашей санги обладают двумя уникальными преимуществами: 1) сокровищем благоприятного для бхакти рождения в индийских вайшнавских семьях и 2) сокровищем продолжительной близкой и доступной садху-санги со Шрилой Гурудэвом. Они — наши учителя и хранители бхакти, и ближайшие из приблизившихся к Шриле Гурудэву и подлинным садху… Когда, следуя их руководству и примеру, мы, вдохновлённые ими, устремимся реализовать первый стих «Упадешамриты» и приказ Шрилы Гурудэва стать подлинными го-свами, человечество обретёт в их лице подлинных садху — таких, как Шрила Гурудэв — которые в садхусанге будут давать этому миру шуддха-бхакти.

25. Забыть Герострата!

Историки сообщают, что в Древней Греции на Средиземноморском побережье Малой Азии был очень красивый город Эфес, прославившийся на весь мир великолепным храмом богини Артемиды. Храм Артемиды Эфесской был настолько совершенен, что признавался одним из семи чудес света древнего мира.

В середине четвёртого века до н.э. в этом городе жил, ничем выдающимся не проявляя себя, молодой человек по имени Герострат. Он хотел прославиться, но не имел для этого никаких способностей: ни качеств, ни талантов — только желание! И ему пришла в голову невообразимая идея: можно прославить себя, создав нечто удивительное, потрясающее весь мир! Но ещё большую славу может обрести тот, кто это, нечто удивительное и потрясающее весь мир, уничтожит!

В одну из летних ночей 356 года до н.э. храм Артемиды Эфесской охватил пожар. Под пытками Герострат признался, что сделал это, чтобы его имя вошло в историю. Суд, приговоривший Герострата к смертной казни, принял особое постановление: забыть Герострата и нигде не произносить его имя! Такова официальная версия этой истории, основанная на трудах Феопомпа.

Подобно Герострату, Мадхусудан Махарадж и «первая леди» не создали ничего своего позитивного, что могло бы их прославить, поэтому они ищут славу в разрушении миссии Шрилы Гурудэва, которая известна на весь мир и является одним из подлинных чудес света! Мы не должны помогать им в этом «увековечивании их славы» тем, что изучаем их апасиддханту, вспоминаем о них, произносим их имена или читаем их Заявления — нужно отправить этих новоявленных Геростратов в «спам», забыть о их существовании, вычеркнуть из списка живых! Погоняемые духами, они будут навязывать своё общение, потому что для духов все дискуссии на заданную Кали Махараджем тему — пир! Но для нас это — пир во время чумы! Мы должны сосредоточиться на возвышенных темах, которые нам открыл Шрила Гурудэв, и на сокровенном служении его лотосным стопам! Гуру-дрохиизм — это хроническое, не поддающееся лечению заболевание вечных обитателей самсары, которые счастливы видеть чей-то отклик на свои провокации и вести не имеющие заверения бессмысленные дискуссии, потому что это единственное счастье, которое им оставляет их заболевание. Памятование о них более, чем неблагоприятно, и чревато опасностью родиться среди них. Поэтому нужно сделать в отношении них то, что не удалось сделать истории в отношении Герострата — нужно забыть этих Геростратов!

Харе Кришна!

Несостоявшийся слуга (дасабхас)

Шри Видагдхи Мадхавы

и Его Божественной милости

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджа.

15.10.15, Вриндаван.