Раса-лила катха. Для кого и когда. Часть 2

Раса-лила катха. Для кого и когда

 Часть 2

Не забывайте о последовательности

(Бхакти-крама-патх)

(Из журнала учеников «Враджа-према» №2)

 

Кто не научился следовать наставлениям Шри Кришны в «Бхагавад-гите», не сможет по-настоящему понять и следовать «Бхагаватам», тем более 10-й Песне. Тот, кто не научился следовать первым стихам «Упадешамриты», не сможет понять должным образом последние её стихи о служении Шримати Радхарани и Шри Радха-кунде. Некоторые люди, положившись исключительно на свой ум, считают, что поскольку их гуру — расика-вайшнав, то и они автоматически становятся «расика-вайшнавами», и им позволено в два-три прыжка перескочить широкое и тернистое поле духовной садханы и начать с той стадии, где заканчивают лучшие из возвышенных чистых вайшнавов.

Находятся такие люди, которые говорят: «Ах, давайте обсуждать только расу, только лилы Радха-Кришны! Зачем нам что-то ещё? Они не имеют знания таттва-сиддханты и не хотят получить его. Такое отношение нельзя назвать иначе как сентиментальным подражательством и сахаджией. Почему они считают, что в одночасье вдруг стали «раганугами»? Если отец является врачом, это не означает, что его сын автоматически становится врачом. Да, у сына врача больше возможностей, чем у других, стать врачом, но это не значит, что он может пренебречь процессом обучения. Закончив школу, он должен начать учиться в медицинском институте с первого курса и, полностью пройдя пятилетний теоретический курс, стать профессионалом на практике. Если же он примется «лечить» кого-то, не пройдя полный курс обучения у авторитетных профессоров медицины, он и бедных пациентов искалечит, и себя сделает посмешищем в глазах тех, кто что-то понимает в медицине. В духовной сфере последствия будут ещё более серьёзными.

И еще одна аналогия из повседневной жизни. Человек, заявляющий друзьям, будто у него есть 1000 рублей в кармане, должен быть способным показать им хотя бы 50 руб., иначе его сочтут обманщиком. Тот, кто утверждает (или думает), что он уже рагануга-бхакта, должен продемонстрировать хорошее знание и понимание таттва-сиддханты, поскольку предполагается, что он уже освоил эти предварительные уровни. А если он «плавает» в таттва-сиддханте и ему недостаёт садачара, правильного поведения и образа жизни вайшнава, это означает, что ему ещё очень далеко до настоящей раса-таттвы и раса-катхи. Простая арифметика: 2+5=7, а 0 + 0 или 1 + 0,5 никак не равно 7.

Вообще, кто такие сахаджии? Что, это понятие относится только к тем недобросовестным людям, которые сто-двести лет назад наводнили Бенгалию своей апасиддхантой, опорочили доброе имя вайшнавизма, и с которыми приходилось отчаянно сражаться Шриле Бхактивиноде Тхакуру? Нет, сахаджии — не только они. Сахаджии есть и среди нас, в наше время. Сахаджии — это все, кто легковесно воспринимают божественные лилы Шри Радха-Кришны (сахадж = «легко»), не следуют правилам и предписаниям бхакти-садханы и считают себя великими рагануга-бхактами.

Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Сарасвати Госвами Прабхупада видели, что люди утрачивают понимание таттва-сиддханты Гаудия-вайшнавов, и поэтому слишком дёшево воспринимают эзотерическую сторону бхакти (рагануги). Попытки практиковать рага-марг зачастую сопровождались аморальным образом жизни. Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Сарасвати Тхакур понимали, что таковы последствия преждевременного памятования о сокровенных играх Радха-Кришны. Будучи чистыми последователями Махапрабху и Шести Госвами, они, естественно, не отрицали необходимость рагануга-бхакти для Гаудия-вайшнавов, но они отрицали неправильный подход к её практике (в частности, преждевременное или неавторитетное сиддха-пранали, незрелые обсуждения сокровенных лил Радха-Кришны и т.д.).

Когда недостойные люди дают выход своей аморальности, прикрываясь понятием «рагануга-бхакти», это принижает в глазах людей значимость возвышенного послания Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Рупы. Состояние Гаудия-сампрадаи во времена Шрилы Бхактивиноды является свидетельством негативных последствий неавторитетного или неосторожного обращения с рагануга-бхакти. Духовные реформы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати были направлены именно на переосмысление практики рага-марга в таких обстоятельствах, на очищение моральных качеств тех, кто хочет стать последователем Шри Чайтаньи, и на обучение их реальному процессу бхакти-садханы.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати подчёркивал необходимость развивать в духовной жизни святые качества, следуя примеру Самого Махапрабху и Его спутников. В этом тактика Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура чем-то подобна проповеди Шриле Дживы Госвами, который внешне проповедовал превосходство свакия-бхавы над паракия-бхавой, видя у некоторых людей того времени тенденцию к сахаджии. Оставаясь верным последователем Шри Рупы Госвами, он, конечно же, считал поклонение в паракия-бхаве высшим, но ради того, чтобы защитить сокровище Гаудия-сампрадаи, Джива Госвами в то время вынужден быть говорить определённым образом.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, заметив в вайшнавской среде тенденции к наслаждению хари-катхой и кришна-лилой, в противоположность служению Им, тоже избрал определённый метод проповеди. Он напомнил людям, что вначале необходимо обрести твёрдую шраддху (веру), шаранагати и научиться следовать видхи, правилам и предписаниям преданного служения. Без этого попытки обсуждать раса-катху окажутся пагубными. Именно поэтому иногда кажется, что мнение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура отличается от мнения, скажем, Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура по вопросу рагануга-бхакти. Там, где Шрила Вишванатхи Чакраварти, возможно, более либерален, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур может показаться скорее консервативным, но в этом он следует Шриле Дживе Госвами. По существу, различий нет, иначе Шрила Сарасвати Тхакур не включил бы Шрилу Вишванатху Чакраварти в бхагаватапарампару. Он полностью следовал и его заключениям также, но в проповеди представлял их определённым образом ради блага своих последователей. Как говорит Шрила Гурудев, ему вначале пришлось «вырубать джунгли сахаджии, майявады и атеизма».

Шрила Б.Р.Шридхар Госвами Махарадж пишет: «Гуру Махарадж (Шрила Сарасвати Тхакур) не проповедовал ничего, кроме этой мадхура-расы, но проповедовал с величайшей осторожностью. Пожалуй, девяносто процентов своей энергии он направил на то, чтобы указать, чем мадхура-раса не является и устранить последствия неверного понимания. Ему пришлось потратить по его собственным словам, «литры и литры крови», чтобы разъяснить, чем мадхура-раса не является [Этому вопросу Шрила Сарасвати Госвами Прабхупада посвятил прежде всего «Пракрита-раса-шата-душини»].

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур выступил в роли реформатора Гаудия-вайшнавизма в то время, когда понятия «лаульям» и «рагануга-бхакти» стали восприниматься людьми поверхностно. Его строгий подход к практике рагануга-бхакти был проявлением воли Самого Кришны, поскольку такие вайшнавы являются Его вечными дорогими слугами. Йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата — «когда религия приходит в упадок и процветает бездуховность, Я Сам нисхожу в этот мир» («Б.-г.», 4.7).

Позицию Шрилы Дживы Госвами и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады можно определить как «вначале марана (смерть материального эго), потом смарана», то есть вначале нужно избавиться от анартх и материального эго, и тогда придёт способность настоящего памятования ашта-калия-лилы. Успех практики такой смараны для начинающих преданных представляется сомнительным, именно поэтому отдаётся приоритет практике шраваны и киртаны. В этом Шрила Сарасвати Тхакур, опять-таки, следует Шриле Дживе Госвами. Кришна-лила, кульминация бхакти, не является продуктом нашей умственной деятельности. Она пробуждается в сердце, которое стало чистым благодаря нама-бхаджану. Сиддха-деха начинает постепенно проявляться только с уровня асакти, то есть после анартха-нивритти и ништхи (избавления от материальных, греховных желаний и обретения твёрдой веры). Шрила Бхактивинода Тхакур в «Бхаджана-рахасье» пишет, что у того, кто пытается медитировать на сиддха-деху, не достигнув необходимого адхикара, замутняется разум. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур также говорит в «Бхакти-сара-прадаршини», что для того, чтобы практиковать рагануга-бхакти, нужно подняться как минимум до уровня ништхи.

* * *

Комментируя «Упадешамриту», Шрила Гурудев дал ученикам важные наставления (4 июля 2000 г.; Уэльс): «Есть люди, которые получили инициацию у истинного квалифицированного гуру, но это была не настоящая дикша (видвадрудхи-дикша, когда ученик принимает наставления гуру и шастр в своём сердце), а лишь формальная дикша (анустаник). Такой ученик думает: «Церемония агни-хотры состоялась, и Гурудев дал мне священный шнур», а женщины думают: «О, Гурудев дал мне духовное имя!» Такие преданные обычно носят большую тилаку, большую шикху и большие кантхималы на шее, но настоящей дикши у них не было. Божественное знание (дивья-гьяна) не пришло к такому ученику, и его дурные греховные привычки не ушли из его жизни полностью. Таких преданных больше, чем настоящих. И большинство из нас относится к этой категории.

Некоторые могут быть выше этого уровня, но большинство действительно относится к этой категории. У них нет истинных взаимоотношений с Кришной, у них нет таттва-гьяны о кришна-таттве, джива-таттве или майа-таттве. Они не знают, кто такой Кришна, не знают философских истин (таттва-сиддханту) о Кришне, не знают, что такое преданность, что такое раса. Они ничего этого не знают. Они могут сидеть и шевелить губами и языком, изображая повторение мантры, но сами не знают толком, что делают в это время. Или когда такой преданный повторяет дикша-мантры, например гуру-гаятри, где в это время находится его ум? Минут через десять он ловит себя на мысли: «Ой, что же я сейчас делаю?» Он понимает, что либо задремал, либо пребывал в медитации на что-то другое. Потом он возвращается к повторению гаятри-мантры, но опять его ум витает в облаках. Через полчаса он снова ловит себя на мысли: «Ой, что же я делаю-то?» В его сознании постоянно происходит такая борьба. Подобных преданных большинство. Скорее всего, мы принадлежим к этой категории. Когда какие-то мирские мысли приходят таким преданным на ум, например, о работе или о чём-то подобном, они становятся очень внимательными и сосредоточенными. Их ум активно занят размышлениями о компьютерах. Но когда дело доходит до Харе Кришна маха-мантры, до гуру-мантры и других мантр, они не могут отдать свою энергию этому процессу. Когда к ним приезжают чистые преданные, они в какой-то степени вдохновляются, но после отъезда вайшнавов это вдохновение покидает их. Таких преданных больше, чем настоящих.

Даже у тех, кто уровнем повыше, всё равно чего-то не хватает. Они не могут следовать тринад апи суничена тарор апи сахишнуна / аманина манадена киртанийа сада харих. Они не могут следовать даже наставлениям Шрилы Рупы Госвами в «Упадешамрите»:

вачо вегам манасах кродха-вегам

джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сарвам апимам притхивим са шишйат

 

Я полагаю, что очень многие преданные не понимают смысл этого стиха и даже не задумываются над ним. Можете себе представить, что это за преданные. Шри Чайтанья Махапрабху сказал Шриле Санатане Госвами в Варанаси: «Ты должен быть бхадра». Бхадра означает «тот, кто выглядит чисто и опрятно». В то время у Шрилы Санатаны Госвами были длинные волосы и длинная борода, а одет он был в весьма грязные одежды. …Махапрабху дал Санатане наставление немедленно пойти на Гангу, побриться, хорошо вымыться и поставить тилак. Санатана тотчас же сделал это и после этого выглядел как вайшнав. Мы можем увидеть здесь очень многих преданных, которые не ставят тилак и отращивают длинные волосы. Они носят всего один ряд кантхи-мал, которые даже не касаются их шеи [т.е. они прячут их на груди, бояться, что кантхималы кто-то заметит]. Это значит, что у них нет интереса к принципам преданного служения. Они, конечно, приходят на лекции, поэтому можно сказать, что какой-то интерес есть, но они не желают следовать всем необходимым правилам.

… Если преданный не уважает вайшнавский этикет и не следует ему, как он обретёт возвышенную враджа-прему? Враджа-према даётся не так легко. В Писаниях сказано, что даже одного святого имени достаточно, чтобы достичь совершенства. Мы же воспеваем так много имён, но ничего не ощущаем, никакого результата. Поэтому-то необходимо следовать всем этим правилам. Сначала должен быть вайшнавский этикет, и следовать ему довольно просто. Как мы знаем, Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху, Шрила Рупа Госвами и все спутники Господа были парамахамсами, но тем не менее все они следовали вайшнавскому этикету. Так почему же мы не должны следовать? Просто носить кантхи-малы и чётки еще не достаточно. Сперва должно быть следование этикету, и это называется вайшнава-садачар.

Наш Шрила Рупа Госвами, Джива Госвами, Санатана Госвами и другие ачарьи установили определённые правила и предписания для тех, кто не может по-настоящему cовершать бхакти-садхану. Для кого созданы тюрьмы? Для тех, кто не подчиняется закону, для тех, кто причиняет другим беспокойства. У нас нет вкуса к бхакти. Как этот вкус может прийти? Он придёт, если мы будем следовать правилам и предписаниям, которые дали нам Рупа Госвами, Санатана Госвами, Шри Чайтанья Махапрабху. Но если мы пренебрегаем всем этим, отказываемся следовать этикету вайшнавов, как можно надеяться достичь враджа-премы? Наоборот, в этом случае мы будем наказаны. И для тех, кто следует этикету, даётся указание: вачо вегам манасах кродха-вегам.

Если вы хотите стать специалистом в какой-то области, вы должны следовать существующим правилам и предписаниям для этого: каждый день сидеть над учебниками, делать домашние задания, которые даёт ваш учитель или профессор. Нужно ежедневно посещать занятия, и не только посещать их, но ещё и внимательно слушать лекции и проявлять в учёбе усердие. Вачо вегам — умение управлять своим языком. Язык очень трудно поддается контролю. Он без костей и может как угодно закручиваться в ту и в эту сторону, может становиться длинным или коротким. В нём нет костей, и поэтому он неуправляем. Никто не может контролировать свой язык. Наверное, легче управлять ветром, чем своим языком. И этот язык создаёт для нас самые разные проблемы

…Старайтесь контролировать свой язык. Если вы хотите жить в мире и спокойствии, совершая бхаджан, не ссорьтесь со своими женами и мужьями, сыновьями и дочерьми, с другими преданными. Я замечаю, что так много проблем возникает лишь из-за необузданного языка. С сегодняшнего дня вы должны пообещать: «Я не буду ссориться со своей женой (или мужем), с детьми, с Гурудевом, с другими преданными». Если вы управляете своим языком, гнев также будет под контролем. А без этого вы не сможете сдерживать свой гнев.

Кроме того, язык постоянно желает наслаждаться вкусной пищей. Если вы не сдерживаете его, у вас будет усиливаться вожделение. Ваш желудок будет испорчен, и очень скоро вы превратитесь в дряхлого и бесполезного старика. Шрила Рупа Госвами в следующем стихе объясняет, как контролировать шесть побуждений: атйахарах прайасаш ча праджалпо нийамаграхах. Не ешьте слишком роскошную пищу. Не погружайтесь слишком в деятельность пяти чувств, иначе это тоже будет атйахара …Не пытайтесь стать знатоком астрологии, не читайте другие книги, кроме книг о бхакти. Не ходите к хиромантам, которые говорят вам: «Вот это линия твоей жизни, вот это линия твоего финансового благополучия, вот это линия твоего сына и дочери…» Всегда старайтесь вовлекать все свои чувства в кришна-бхакти, в развитие сознания Кришны. Учитесь тому, как удовлетворить своего Гурудева. Этого будет достаточно …Не нужно стараться достичь совершенства в мирских вещах. Старайтесь достичь совершенства в бхакти, старайтесь развивать повторение чистого святого имени …Не занимайтесь праджалпой. Не говорите о глупостях. Говорите только о том, что благоприятно для бхакти. Вы можете говорить о Кришне и о кришна-бхакти, но не нужно критиковать тех, кто подобен Камсе и Джарасандхе.

…Нужно всё время помнить: «Я должен повторять святое имя». Сколько? Один лакх (сто тысяч имён, 64 круга). Если вы не можете этого, то хотя бы пятьдесят тысяч имён (32 круга), не меньше. Если вы не можете делать это, то так или иначе старайтесь повторять по 25 кругов в день. А если вы не способны даже на это, — все что остаётся немедленно пойти и бросится в океан [Это метафора, которая говорит о важности джапы. Не следует принимать это буквально]. Может быть, в следующей жизни вы будете способны повторять святое имя. Если вы не можете в этой жизни повторять даже такое количество кругов, то несомненно вам нужно пойти и броситься в Тихий или Атлантический Океан. Если вы хотите быть преданным, старайтесь следовать всем этим предписаниям.

Если вы повторяете наму, а в это время ваш Гурудев или другой возвышенный преданный даёт лекцию, что вы должны делать? Продолжать повторение джапы и закончить свои круги или же пойти и слушать харикатху Гурудева? Что вы должны делать? Вы должны пойти слушать хари-катху. Благодаря этому слушанию ваше повторение святого имени будет очень качественным, а также вы сможете повторить все свои круги. Вы сможете повторять много кругов.

…Если вы хотите развить своё сознание Кришны, обрести вкус к наме и играм Кришны, вы должны следовать третьему стиху: утсахан нишчайад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат. Когда приходят проблемы, мы опускаем руки и думаем: «Я повторяю так много кругов — больше шестнадцати, и всё равно приходит столько проблем. Больше не буду, брошу я это повторение». Не думайте так. Утсахат. Утсахат означает «с энтузиазмом». Если есть энтузиазм, то вы сможете повторять даже больше одного лакха.

Нишчайат означает убеждённость или вера в то, что рано или поздно «я обязательно обрету кришна-прему. Я должен обрести её!» Если вы хотите кришна-премы, с великой решимостью совершайте шравану киртану вишну смарану пада-севану, и особенно садху-санга, нама-киртан, бхагавата-шраван, матхураваса и шри мурти шраддхайа сева. Прежде всего делайте это. А уж потом вы можете делать что-то для своего поддержания. Святое имя всё устроит для вас …Следуйте этикету, который установили для нас Госвами.

…Дадати пратигрихнати гухйам акхйати приччхати. Всегда оставайтесь вместе с вайшнавами. Всегда. Старайтесь почитать их в соответствии с их уровнем — каништха, мадхьяма или уттама. Если у вас нет вкуса, повторяйте святое имя снова и снова. Это лекарство, это диета, и это всё и вся. Не критикуйте вайшнавов. Никогда-никогда. Иначе вы совершите оскорбление, и ваш росток бхакти будет вырван с корнем. Затем: тан-нама-рупа-чаритади сукиртанану-смритйох крамена расана-манаси нийоджйа. Немедленно, сейчас же начните следовать этому. Пребывайте во Вриндаване, всегда следуя руководству расика-вайшнавов, таттва-гья-вайшнавов и гуру. Всегда следите за тем, чтобы язык непрестанно воспевал «Хе Кришна! Каруна-синдхо! Дина-бандхо! Джагат-пате! Гопеша! Гопика-канта! Радха-Канта! Намо ‘сту те!» Непрестанно воспевайте имена Радха-Рамана, Радха-Расабихари и Радха-Канта. Шри Чайтанья Махапрабху дал нам самую возвышенную мантру, маха-мантру Харе Кришна. В ней есть все имена и все расы. Сейчас вы не в состоянии понять этого, но однажды, если станете продвинутыми вайшнавами, понимание придёт к вам. Какие имена вы должны воспевать? Самые прекрасные и возвышенные — Радха-Рамана, Радха-Расабихари и др. Языком всегда воспевайте, умом постоянно помните о сладостных играх Радха-Дамодары, Радха-Расабихари и Радха-Раманы. Такова суть всех наставлений шастр.

Если вы получили дикша-посвящение — не пренебрегайте тем процессом повторения гаятри-мантр, который вам дал гуру. Помните о Божестве мантры, старайтесь предаться Ему, молитесь Ему и стремитесь к атма-ниведанам. Старайтесь полностью понять все мантры, которые он вам дал».

* * *

Однажды в Бомбее некий ученик Гурудева, врач по профессии, образованный человек, задал ему вопрос по «Вилапа-кусуманджали» Рагхунатхи даса Госвами. Гурудев сказал ему: «А ты знаешь «Упадешамриту»? Процитируй и объясни первые стихи». Тот не смог ничего толком сказать, и Гурудев, очень недовольный, заметил ему: «Не задавай вопросов по «Вилапа-кусуманджали».

* * *

В лекции «Как управлять чувствами» (21.01.01, Мурвилламба, Австралия) Шрила Гурудев говорит: «Иногда начинающий преданный может казаться очень хорошим, простым и честным человеком. Но порой, если что-то происходит против его желания, он становится как сумасшедший, и в это время, если кто-то появляется перед ним, он готов броситься на него с кулаками. Иногда преданного охватывает гнев, и это губительно для него. Мы не должны терять контроль над собой. Если человек то смиренный, то гневливый, о чем это говорит? Не следует быть таким. Нужно всегда оставаться смиренным и исполненным терпения.

…Как мы можем следовать первым двум шлокам «Упадешамриты»? Только следуя третьей шлоке, утсахан нишчайад дхаирйат … Вы должны знать это. …Если вы не следуете всем этим принципам, это означает, что вы не следуете моим наставлениям и не следуете указаниям Шрилы Рупы Госвами. А это значит, что вы не следуете по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и не движетесь к Радха-Кришне. Поэтому вы должны соблюдать эти правила. [Утсаха]…Вы знаете о Говинде, слуге Махапрабху? Как он служил, вы знаете? Он всегда проявлял энтузиазм в служении, всегда. Мы должны следовать по его стопам.

…Всегда занимайте свой ум чтением, изучением и повторением таких книг, как «Бхагаватам» и «Шри Чайтанья-чаритамрита». Слушайте обо всём этом и полностью займите этим свои чувства. Нет необходимости отдельно контролировать чувства. Все чувства будут под контролем автоматически. Это самый лёгкий способ. Я никогда не пытался как-то отдельно контролировать чувства, но всегда старался занимать их воспеванием и памятованием. Вы тоже сможете делать это. Так человек избавится даже от очень сильного вожделения.

Нишчайад дхарйат тат тат карма правартанат. Всегда занимайте свой ум. Если вы где-то работаете, для того чтобы поддерживать себя, и во время работы вам не удаётся повторять на чётках — ничего страшного. Повторяйте святое имя в уме, потому что если вы не делаете этого, в ваш ум будут залезать всякие глупости и дурные мысли. Зачем вам это? Почему бы вместо этого не повторять святое имя? Не пренебрегайте этим принципом. Никогда не говорите неавторитетных вещей — того, что не говорил Гурудев и что не подтверждается в линии амнайа-парампара — в словах Ведических Писаний, полученных через ученическую преемственность».

* * *

Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил о последовательности в серьёзном духовном образовании, которое необходимо обязательно учитывать приближаясь в высоким стандартам раганугабхакти: «Бхагавад-гита» — это азбука духовного знания. И это «выпускной экзамен школы». А «Бхагаватам» — это университет. Когда вы закончите этот «университет», вы сможете по-настоящему понимать «Бхагаватам». А после окончания «университета» вы сможете учиться в «аспирантуре», и это — «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Лекция по «Б.-г.», 25.06.74).

* * *

Из «Джайва-дхармы» (гл.22): «Когда преданный достигает уровня чистого непрерывного бхакти, все его греховные реакции уничтожаются, поэтому очевидно, что тот, кто постоянно занимается греховной деятельностью, ещё не развил в себе такое чистое бхакти. Постоянно и сознательно грешить, одновременно практикуя бхакти-йогу, — это намапарадха, которая полностью искореняет росток бхакти. Бхакты должны держаться подальше от таких оскорблений».

* * *

Шрила Гурудев (01.02.2000, Австралия): «Если в сердце у вас остаются сомнения, лицемерие, двуличие и другие дурные качества, вся ваша садху-санга не принесёт плода. Вы должны быть сатьям (человеком, у которого в сердце нет оскорбительного отношения)».

* * *

Шрила Гурудев (14.01.2000 Мурвилламба, Австралия): «Те, кому повезло, пришли в эту преемственность. Хотя пришли ещё не совсем. Вы ещё не научились контролировать свой ум. Гурудев дал вам семя премы апракрита-премы, трансцендентной любви и преданности. Он дал это семя, но мы не удовлетворены, мы хотим, чтобы оно сразу превратилось в дерево и принесло плоды. Однако требуется время — нужно следовать процессу. Постарайтесь понять, что нам дал Гурудев».

Конец 2 части