«Радхика-чарана-падма»

«Радхика-чарана-падма»
 — Кто не желает поклоняться стопам Шримати Радхики —

 «Гитавали», Шри Радхаштака, песня 1
 Шрила Бхактивинода Тхакур

Комментарий Ш.Бхактиведанты Радханти Махараджа

Часть 2. Гуру-крипа

(Окончание)

Ш.Б.Радханти Махарадж: Если кто-то не служил лотосным стопам таких враджа-расикавайшнавов, кутах шйама-синдхо расасйавагахах, как он может надеяться обрести нектар кришна-премы в своём сердце? Высокие настроения для новичка невозможно понять из книг. Шлоки Шрилы Рагхунатхи даса Госвами и Шрилы Бхактивиноды Тхакура являются очень ясным доказательством того, что гопи-прему( и на самом деле любую прему) невозможно развить самостоятельными усилиями, изучая книги и читая о том, как гопи проявляют свою любовь к Кришне. Это приходит по милости свыше, как откровение. Можно изучить все шастры, всю Раса-панча-дхьяю, «Удджвала-ниламани», «Брихад-бхагаватамриту», «Шри Кришна Бхаванамрита Махакавью», «Говинда-лиламриту». Тщательно, даже наизусть выучить. Но никогда даже малейшего оттенка гопи-премы не войдёт в сердце, если не будет на то милости враджа-расика вайшнава, который сам погружён всем сердцем в это настроение. С другой стороны, если кто-то даже не знает всех этих книг, если он неграмотен и не может даже написать правильно своё имя, если он всем сердцем сможет предаться враджа-расикавайшнаву, то всё совершенство любви к Богу в настроении гопи-премы войдёт к нему в сердце по благословению его гурудева. Милость Гурудева очень могущественна.

Милость духовного учителя называется гуру-крипа. По милости вайшнава, если он доволен нами, нашей искренностью, самоотверженностью в служении ему, то своим благословением он даст всё то, в чём мы нуждаемся. Насколько мы придаёмся расикагуру, в той степени нам откроются очень удивительные духовные реализации. Это приходит как откровение. Всё в рагануга-бхакти обретается по милости шуддха-вайшнава.

йасйа прасадад бхагават-прасадо

йасйапрасадан на гатих куто ’пи

дхйайам стувамс тасйа йашас три-сандхйам

ванде гурох шри чаранаравиндам

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева! Только по его милости можно обрести милость Кришны. Лишённые его милости, живые существа не могут развиваться и получить освобождение. Поэтому, сосредоточенно размышляя о величии шри гурудева, я трижды в день прославляю его в различных ставах и стути» («Гурв-аштака», 7).

Если гуру подлинный (уттама), то его ученик обязательно будет меняться. Сердце, жизнь, бхаджан ученика начинают преображаться после того, как он принимает прибежище у стоп сад-гуру. Поэтому Гурудев даёт ему свою шакти, свою защиту и своё вдохновение. Если мы связаны с гуру в сердце, то он даст нам всё то, что происходит в его сердце. Точно также, как гопи-манджари чувствуют всё то, что происходит в сердце их Свамини Шримати Радхарани. Благодаря этой связи, экстаз любви гопи-манджари проявляется интенсивнее, чем у других гопи, положение которых в иерархии выше, так как они являются очень близкими подругами Шримати Радхарани.

Ари Мардан д.: Это удивительно! Подруги Радхарани могут сами встречаться с Кришной и чувствовать Его любовь. Казалось бы, что может быть выше этого?!

Ш.Б.Радханти Махарадж: Тем не менее, даже гопи не могут испытать того, что могут чувствовать гопи-манджари, потому что они беспредельно преданы Ей. В некотором смысле, они не знают ничего кроме Шримати Радхарани и Её бхав. Точно так же сат-шишья, истинный ученик, который предан всем своим сердцем лотосным стопам Гурудева, начинает чувствовать и обретать то, что испытывает в сердце его гурудев. Это называется санкрамет — отражение. Когда в служении сат-гуру наше сердце соединяется с сердцем гурудева, — это называется тадатма. При наличии тадатмьи, мы начинаем делить одно сердце на двоих. В этот момент с гурудевом устанавливаются очень близкие отношения, это называться вишрамбхена-гуру-сева*. При таких отношениях гурудев уже не воспринимается учеником великим господином (джанме джанме прабху сеи), которому он (ученик) должен на расстоянии служить и кланяться. На этой стадии между учеником и гуру устанавливаются близкие дружеские отношения.

При идеальных отношениях гуру и ученик бесконечно влюблены друг в друга, и тогда всё, что происходит в сердце гурудева, отражается естественным образом (санкрамет) в сердце его возлюбленного ученика. С этого момента духовный прогресс шишьи становится очень стремительным. Шри гуру открывает всё, чего не хватает ученику, и ученик всем сердцем «прикипает» к гурудеву, достигая сильной привязанности к объекту своего поклонения, — ишта-девате Шри Чайтанье Махапрабху. Почему? Потому что гурудев безумно влюблён в Гаура-аватару. Когда преданность Шри Чайтанье Махапрабху достигает зрелости, тогда можно осознать шрикришначаитанйарадхакришнанахианйа. Таким путём ученик обретает даршан Шри Радхи и Кришны.

Когда преданность ученика достигает стадии асакти, гурудев милостиво помогает открыть ученику экадаша-бхавы, раскрывает нитья-сиддха-деху и нитья-сиддха-наму. Учитель даёт шишье вечное имя, форму, служение и тогда ученик начинает совершать безупречное преданное служение Радхе и Кришне под руководством этого гуру. На этой стадии ученик начинает видеть вечный облик духовного учителя — гопи-манджари-сварупу и воспринимает гурудева как гуру-рупа-сакхи, духовного наставника в образе служанки Шри Радхики.

 

Ари Мардан д.: Но если ученик не находится рядом с таким гуру? Ведь не могут же все десятки тысяч инициированных учеников постоянно быть со своим учителем.

Ш.Б.Радханти Махарадж: Повторяя гуру-гаятри-мантру, мы молимся о том, чтобы гурудев явил нам наш вечный облик в сердце и чтобы мы могли увидеть его вечную форму гопи-манджари. Когда наша преданность гурудеву достигает зрелости, то мы начинаем видеть эту форму в своём сердце. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани» описывает этот эпизод так (15.51-51):

сварасики упасана ха-ибе удайа

лилочита питхе кришне даршана карайа

санге санге гуру-крипа сиддха-сварупете

лилайа правеше бхакта сакхира сангете

 

В этом стихе сказано, что с этого момента ученик начинает по-настоящему осознавать милость своего гурудева, так как именно с этого момента гурудев берёт шишью за руку и приводит в ближайшее окружение Лалита-сакхи, занимая непосредственно служением Шри Рупе Манджари и через неё Радхе и Кришне. С этого момента начинается настоящая духовная жизнь.

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что тот, кто не смог поклоняться с великой заботой лотосным стопам Шримати Радхарани, которая является обителью всех благ; тот, кто не принял прибежища у Вриндавана-дхамы, которая украшена Её прекрасными лотосными стопами; тот, кто в этой жизни не общался с преданными Шримати Радхарани и не служил садху, чьи настроения очень глубоки и серьёзны, чьи сердца и разум сосредоточены на служении Шримати Радхарани; такой человек никогда не сможет испытать блаженство омовения в океане шьяма-расы. Если мы не служим лотосным стопам Шримати Радхарани, Вриндавана-дхаме, Её вечным спутницам, которые приходят в этот мир как возвышенные духовные учителя, тогда мы не сможем обрести кришна-прему.

Кришна-према — это достояние Шримати Радхарани, она находиться в Её сердце, потому что Радхика является олицетворением энергии блаженства — хладини-шакти Бхагавана. Шри Радха является Самой совершенной служанкой Шри Кришны. Любой, кто имеет какую-то преданность в сердце, получает её лишь от Шримати Радхарани. Царство бхакти находиться в сердце Шримати Радхарани. Весь её облик сотворён из хладини-шакти.

Например, в этом мире мы можем видеть различные изделия из шоколада, с какой стороны не укуси — везде сладко. Точно также Шримати Радхарани. От кончиков ногтей до кончиков волос. Даже Её одежда — чистая према самого высшего уровня. Она вся состоит из любви к Шри Кришне. Настоящая духовная вера, которая называется парамартхика-шраддха — это лишь одна капля тела Шримати Радхарани. Когда она проникает в сердце, весь материальный мир меркнет в глазах преданного. Этот тип веры может дать только нитья-сиддха, враджа-расика-вайшнав, который приходит с целью даровать нам капельку трансцендентного тела Шримати Радхарани.

В момент посвящения сат-гуру вкладывает в наше сердце семя бхакти-лата-биджы, гуру сажает его в сердце учеников, и тогда у нас появляется шанс обрести возвышенную шраддху. Мы не можем непосредственно поклоняться Шримати Радхарани вследствие того, что у нас нет с Ней связи (самбандхи). Мы никогда не видели Её, и у нас нет с Ней подлинных взаимоотношений. В таком случае, мы должны принять прибежище у Её вечной служанки, которая послана Шримати Радхарани для того, чтобы мы могли установить связь со Шримати Радхарани через её близкую подругу.

Сердце Шримати Радхарани исполнено величайшего сострадания. Как-то Радха и Кришна шли по берегу Ямуны и увидели молодого слона, который залез в Ямуну, чтобы искупаться там. Играючи на воде, он начал погружаться всё глубже и глубже. У Ямуны в некоторых местах очень сильное течение, и она начала постепенно сносить его, унося от берега. Чем больше она уносила его, тем глубже он погружался под воду и постепенно слон осознал, что его положение становится опасным. Он попытался выбраться из пучин, но ему это никак не удавалось. Он совсем выбился из сил, пытаясь противостоять течению. Тогда он понял, что тонет, но поскольку у слонов есть длинный хобот он начал дышать через него, крича от ужаса. Он активно пытался выбраться на берег, но Ямуна всё глубже и глубже погружала его, затягивая на дно. Так, на поверхности воды остался лишь кончик хобота.

Случайно, этот момент увидела Шримати Радхарани. Она гуляла по берегу Ямуны и стала свидетельницей этой ситуации. У Неё в руках был прекрасный лотос, который является Её вечным атрибутом. Из сострадания к слону, она бросила его ему. Лотос обвил хобот слона и потащил его на берег Ямуны. Так слон был спасён. Однако, от соприкосновения с лотосом тело слона неожиданно исчезло, как бы растворилось, и вместо слона появилась прекрасная юная гопи, которая стала служить лотосным стопам Божественной Четы.

Лотос — это никто иной как шри-гуру. Когда Шримати Радхарани видит страдания живых существ в этом мире, Она посылает Своего близкого представителя. Её сердце тает от сострадания к дживам и это растаявшее сердце Радхи и Кришны обретает форму шри-радха-кришна-крипа-мурти. Это форма сострадания Радхи и Кришны, которая приходит в этот мир, чтобы спасать падшие обусловленные души, и это форма называется сад-гуру. Так рассказывал об этом наш возлюбленный Шрила Гурудев. Через эту форму Радха и Кришна занимаются спасением падших и несчастных душ в этом мире. Они поднимают и очищают от ила и грязи те души, которые в водовороте самсары совсем потеряли себя.

Очистив сердце баддха-джив, сделав их благоухающими как цветы, наш Гурудев преподносит их лотосным стопам Радхи и Кришны. Шримати Радхарани, отправляя Свою служанку в этот мир, чтобы спасти нас с вами, даёт в руку Своей представительнице горсть семян. Каждое из этих семечек бхакти-лата-биджа. В каждом из них находиться радха-кришна-према. Обычный гуру не может дать такого семени, поскольку их нужно получить из рук Самой Радхи. Шрила Гурудев в момент духовного посвящения кладёт бхакти-лата-биджу в наше сердце. Постепенно, благодаря поливу живительной водой шраваны и киртаны, из этого семени вырастает красивая лиана преданности — бхакти-лата. Гурудев заботливо помогает нам избавиться от всех сорняков и нечистот. Он защищает нашу лиану преданности. Гурудев даёт нам даже силу, благодаря которой мы поливаем лиану преданности. Она становится всё сильней и выше. Так она пронзает оболочки материальной вселенной.