Радха-таттва

Радха-таттва

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Матхура, 17 сентября, 1999г.

Сегодня — канун дня Радхаштами. Мы обсудим радха-таттву. Но прежде, чем я начну, я хотел бы сказать, что основой бхакти является нама-санкиртанасовместное воспевание святого имени. Наши ачарьи уделяли особое внимание этому служению, и вы все находитесь здесь со мной благодаря этому совместному воспеванию святых имён Бога — нама-санкиртане. Как проповедовал Свамиджи (Ш.Бхактиведанта Свами), и как пригласил Вас сюда? Когда я впервые приехал в Матх, я лично ходил от дома к дому, проповедуя — рассказывал «Бхагаватам» в одном доме, воспевал святое имя — киртан в другом. Брахмачари должен ходить для сбора бхикши на двадаши, а грихастха должен давать бхикшу на двадаши. Мы все должны быть очень милосердными друг к другу. Всё, что мы делаем, все наши действия должны быть направлены на то, чтобы доставить удовольствие Kришне, гуру и вайшнавам. Санкиртана — это часть бхакти.

Вы все являетесь результатом нама-санкиртаны. В беседе Рая Рамананды и Чайтаньи Махапрабху, Рай Рамананда начал говорить сначала о варнашрама-дхарме, и только потом подошёл к такой сокровенной теме, как гопи-таттва. Тогда Махапрабху спросил: «Есть ли что-нибудь выше этого?» Рай Рамананда сказал: «Никто во всей вселенной не может задать этот вопрос: есть ли что-нибудь выше этого? Только Kришна может спросить об этом». Тогда Махапрабху стал спрашивать о кришна-таттве, радха-таттве, према-таттве и раса-таттве. Рай Рамананда сказал: «Я ничего не знаю. То, что я говорю, происходит только благодаря вдохновению идущему от Тебя!»

Должно быть основание, фундамент, чтобы понять и принять хари-катху. Многие гьяни, тапасви, и другие учёные слушали хари-катху, но они не смогли понять и принять её, потому что у них не было платформы (предыдущего сукрити). Например, когда Шукадева Госвами рассказывал «Шримад-Бхагаватам», к нему пришло очень много учёных мудрецов. Но сколько из них имели квалификацию, чтобы понять его? Слушая хари-катху миллионы жизней, у нас развивается сукрити, и только потом очень медленно начинают уходить такие анартхи, как кама (вожделение), кродха (гнев) и моха (иллюзия). Раджа-гуна (страсть) и тама-гуна (невежество), уже перестают властвовать над человеком.

Шукадева Госвами не чувствовал ни голода, ни жары. Его сердце было полностью погружено в кришна-катху. После постоянного слушания появляется основа бхакти, которая разрушает наши анартхи, и после этого в нашем сердце уже проявляется Кришна.

тада раджас-тамо-бхавах
кама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхам
стхитам саттве прасидати


«Как только в сердце навечно воцаряется бхакти или любовное служение, все последствия влияния гун страсти и невежества исчезают из нашего сердца. Тогда преданный достигает совершенства, и становится полностью счастлив» («Ш.-Б.», 1.2.19).

Росток бхакти очень мягкий и нежный. Как он может пребывать в сердце, которое находится во власти таких демонов, как кама, кродха и моха? Если вы не продвигаетесь, если вы стоите на месте в вашей духовной жизни, то это значит, что вы делаете что-то неправильно. Все вышеупомянутые анартхи не дают вам духовно расти. Так что же является решением этой проблемы? Непрерывное слушание хари-катхи поможет анартхам исчезнуть. Если вы всё ещё стоите на месте и у вас нет духовного роста, пойдите и попросите помощи у гуру или вайшнавов. Сначала появится таттва-гьяна, и затем у вас сама собой разовьётся любовь к лотосным стопам Кришны. Если её нет, то это означает, что в прошлом вы совершили слишком много апарадх. Тогда према Kришны и Радхи будет похожа на прему Лайлы и Маджну (индийская версия Ромео и Джульетты). Постепенно, вы также станете Лайлой и Маджну.

Если Вы не стремитесь обрести прему в общении с вайшнавами, вы будете получать общение с призраками и духами! Если вы не достигните этого, находясь в Mатхуре и Вриндаване, получите это в Kаши! Вриндаван настолько могущественен, что можно получить бхакти, оставшись там даже на одну ночь. К сожалению, мы не получаем бхакти, хотя спим во Вриндаване очень много ночей. Это потому, что у нас нет устойчивого фундамента или основы, она ещё не проявлена.

нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхагавати наиштхики

«Благодаря регулярному слушанию «Шримад-Бхагаватам» и посвящению себя служению чистому преданному, всё, что является неблагоприятным в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда появляется бхакти — бескорыстное любовное служение Богу, воспеваемое в трансцендентных гимнах» («Ш.-Б.», 1.2.18).

Махапрабху спросил о кришна-таттве, и Рай Рамананда ответил:

сач-чид-ананда-тану враджендра-нандана
сарваишварйа-сарвашакти-сарвараса-пурна

 

«Kришна всемогущ, и является океаном блаженства. Он — сваям аватари (полное воплощение) и причина всех причин» («Ч.-ч», Мадхья, 8.136).

вриндаване апракрита навина мадана
кама-гайатри кама-бидже йанра упасана

 

«Kришна — это вечно юный и трансцендентный бог любви Купидон в духовном Вриндаване. Ему поклоняются посредством кама-гаятри, содержащую в себе биджу клим» («Ч.-ч.», Мадхья, 8.138).

Гуруджи даёт кама-гятри, которая постепенно даст вам возможность осознать ваше духовное тело — сиддха-деху. Гуруджи даёт знание об ашта-калия-лиле. Даже тогда, когда вы не совершаете бхаджан должным образом, Гуруджи (по беспричинной милости) даёт всё что он может вам дать. То, что дал вам Гуруджи, может проявиться в Вашем сердце только тогда, когда вы должным образом читаете кама-биджу и гаятри-мантру.

Кришна настолько прекрасен, что все мужчины, женщины, движущиеся и неподвижные объекты этого мира, не говоря уже о Самом Кришне, привлекаются Им. У Него очень сладостный облик. Как только Махапрабху услышал это, Он сразу ощутил такой экстаз, что стал похож на безумца. А что происходит с нами? Если в наших сердцах царят гнев, жадность, алчность и желание мести, то как хари-катха сможет войти в наше сердце? Гурудеввоплощение милости Бога, бхагават-крипа.

Кришна никогда не является лично к нам и не даёт нам Свои наставления. Гуру наоборот, простирает свои руки, чтобы охватить тех преданных, которые сбегают от Кришны. Поэтому гуру даже более милостив, чем Сам Кришна. Разве мы знаем, что происходило в сердце и душе Кришны, когда Он убивал Kaмсу, или танцевал расу с гопи? Кто это может знать? Только тот, кто находится на том же уровне, что и Кришна (т.е. маха-бхагавата-вайшнав).

Шримати Радхика, это пара-шакти или хладини-шакти Кришны. Кришна является самодостаточным и исполненным блаженства, и только Радхика является той шакти, которая поддерживает Самого Кришну. Это — особенность Её сварупы. Самвит-шакти даёт вечность, сандхини-шакти даёт знание, и только хладини-шакти может дать ананду — полное блаженство. Её сварупа, духовный облик и природа — это комбинация трёх шакти: сандхини, самвит и хладини. Шримати Радхика походит на чинтамани — философский камень, исполняющий все желания. Потому что чинтамани даёт всё, что вы желаете, точно так же и Шримати Радхика выполняет все желания Кришны. Чинта означает «думать» или «желать», мани — это драгоценный камень.

Шримати Радхика — это драгоценный камень, который исполняет любые желания Кришны.

премера парама-сара махабхава джани
сеи махабхава-рупа радха-тхакурани

«Махабхава — это апогей, или вершина любви к Богу, трансцендентный экстаз, а Шримати Радхика — это воплощение этого экстаза» («Ч.-ч.», Мадхья, 8.160).

сеи махабхава хайа чинтамани-сара
кришна-ванча пума каре эи карйа танра

 

«Смысл духовной жизни Шримати Радхики — высший экстаз любви к Кришне. Её главное служение и забота — это исполнение всех желаний Кришны» («Ч.-ч.», Мадхья, 8.164).

Кришна привлекает все объекты вселенной, но кто привлекает Его? Шриматиджи. Если Радхики нет рядом, то кто может дать блаженство Кришне? Это нелегко понять. Это не смогут понять те, у кого нет никакой санги (общения с вайшнавами) и те, кто не может выполнять должным образом садхану — духовную практику.

Когда мы вначале пришли в храм, то мы жили в маленькой комнате по пятнадцать человек. Моё служение заключалось в том, что я мыл посуду и чистил фонари. Ш.Вамана Махарадж — мыл храм шваброй и стирал одежду. Раньше я был отличным полицейским, но я служил с любовью. Я сегодня могу вам рассказывать о радха-таттве только потому, что мой Гурудев (Ш.Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж) дал мне благословение после того, как увидел моё служение ему.

Блаженство, которое чувствуют дживы — отражение божественной шакти, тогда какое блаженство может ощутить атма — душа? Свет исходит от солнца, но это — лучи солнца, которые приносят свет нам. Без лучей мы даже не будем знать, что солнце существует. Шриматиджи — это шакти, которая походит на лучи солнца.

Теперь возникает вопрос: если Шримати Радхика — источник всего блаженства Нанда-нанданы, то что вызывает Его желание танцевать с гопи танец раса? Ответ: так как Шримати Радхика является подобной чинтамани и всегда дарит блаженство Кришне, Она проявляется как кайя-вьюха-рупа. Не кайя-вьюха, а кайя-вьюха-рупа. Её экспансии также иногда называют кайя-вьюхой, но фактически они только походят на кайя-вьюху. Фактически между ними двумя есть большое различие. Когда Кришна выделил из себя 16 108 форм экспансий, чтобы жениться на Своих невестах в Двараке, эти формы были кайя-вьюха, потому что формы, качества, особенности всех Его экспансий были теми же самыми. С другой стороны, экспансии Шримати имеют различия во внешности, качествах и настроении: дхира- и адхира-бхавы (настроения строптивости и покорности). Каждая гопи — это воплощение особенной бхавы (настроения или эмоции) Шриматиджи, так же, как цветы, фрукты и листики, хотя и едины с деревом, в это же время имеют также и свои индивидуальные формы. Таким образом, Радхика принимает большое разнообразие форм, чтобы одарить Кришну блаженством.

Кришна, Радха и гопи не могут описать или рассказать этого. Даже Махапрабху не может. Это могут только те дживы, которые являются татастха, нейтральными. Только благодаря нашим ачарьям, таким как Ш.Рупа Госвами и Ш.Локанатха Госвами, которые имеют доступ в эти лилы, мы сможем узнать и правильно понять их. В танце раса присутствует множество экспансий Кришны, но на самом деле Он движется в процессе танца настолько быстро, что создаётся впечатление, что проявляются отдельные Его экспансии.

Радха, Кришна и Махапрабху настолько прекрасны, что Они не нуждаются ни в чём, чтобы усилить Свою красоту. Если Махапрабху испачкается, Он становится ещё прекраснее. Красота Кришны уникальна и абсолютна. Если Его волосы взъерошены, Он становится ещё прекраснее, если Он покрыт пылью, Он становится ещё прекраснее. В действительности Он украшает Свои украшения. Не они Его, а Он их. Даже если Он — без украшений, даже если Он без одежды, Он становиться ещё прекраснее. Точно так же Шриматиджи не нуждается в драгоценностях и косметике, чтобы быть привлекательной. Именно Её красота привлекает Кришну. Чтобы понравиться Кришне, Она носит украшения. Её главные драгоценности — это Её бхавы, эмоции. Все Её драгоценности неотделимы от Неё (т.е. часть Её сварупы). Потому что все Они сотворены Её махабхавой — экстазом любви к Кришне. Она носит шестнадцать видов украшений и косметики — синдур, уптан, бинди, кункуму и т.д..

В Индии женщины совершают омовение три раза в день. Шриматиджи тоже принимает три омовения в день:

карунйамрита-дхарайа снана пратхама
тарунйамрита-дхарайа снана мадхйама

 

«Шримати Радхарани принимает Свое первое омовение в нектарном ливне сострадания, а второе омовение — в нектаре юности» («Ч.-ч.», Мадхья, 8.167).

Радхика принимает Своё первое омовение рано утром. Оно называется каруньямрита. На самом деле, Она не совершает омовение в воде, она омывается в снехе Кришны для Неё. Что такое снеха? Эта та любовь, которая всегда возрастает несмотря на возникающие проблемы и препятствия. В состоянии снехи сердце тает и становится нежным, тает от любви. Кришна любит Радхику именно так, и Она купается в Его любви.

Она купается в трёх видах возраста. Первое омовение символизирует возраст, когда тело девочки начинает проявлять признаки развития при переходе от детства к юности. Начинает развиваться серьёзное отношение. Особая паста называемая уптан (эквивалент ароматизированного мыла), которую Шриматиджи наносит до принятия омовения, смешана с эссенциями красивых цветов, таких как ароматный агуру, кункума и т.д. Фактически, праная (любовь) сакхи (подруг) к Шриматиджи составляют саму суть уптана. После первого омовения, Шриматиджи становится уджжвала, Её золотой цвет лица и тела начинает сиять ещё больше. Это называют вайя-сандхи (смесью детства и юности, предподростковый период).

После второго омовения проявляется юность с присущей ей застенчивостью. Вначале (в детстве) юность не была проявлена, не было никакой необходимости волноваться о присутствии верхней одежды. Но теперь требуются три вида одежды. Одна для головы, другая для груди, и ещё одна для самой сокровенной области тела, чтобы скрыть всё это от Кришны. Цвет юбки Шримати Радхарани красный, который является цветом анураги (символом воплощения Её любви к Нему). Лахангу (юбку) называют также шьяма-патта, что означает анурага, любовь Шьямы. Застенчивость Шримати проявлена в трёх местах — на Её голове, в Её глазах и на Её груди. Лаванйамрита, третье омовение состоит из блеска совершенной и свежей красоты Её юности. Когда Кришна видит Шриматиджи, Его питамбар (тюрбан) и вамши (флейта) падают, и Он также падает в обморок.

Вы должны медитировать на всё это. В этом мире нет иного счастья. Чтобы постичь все эти истины, надо совершать полноценную садхану (духовную практику).

    Перевод: Сурати д.д. 

Редакция: Вамшивадан д. Ари Мардан д.