wori2tt0

Подношение

В честь 95-летия со дня божественного явления

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Обусловленная душа не может самостоятельно прославить чистого преданного. Но если нам посчастливится услышать прославления в его адрес из уст другого чистого преданного, тогда до некоторой степени мы сможем понять его внутреннюю природу. Помню, когда я был в ИСККОН, все прославляли Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа за то, что он распространил Сознание Кришны по всему миру за очень короткое время, и никто другой не смог сделать это также успешно. Но наш Шрила Гурудев в книге «Мой шикша-гуру и дорогой друг» прославил Шрилу Свами Махараджа совсем иначе. По его мнению истинная слава Шрилы Свами Махараджа заключается в том, что он вечный житель Враджа, особенно Гирираджа Говардхана. Вот почему в свои последние дни он так сильно хотел посетить это место и просил своих учеников отвезти его туда, но они не поняли его сокровенного желания. К счастью, по милости нашего Шрилы Гурудева мы так много узнали о Свами Махарадже и о других ачарьях нашей гуру-варги.

В своей скромной попытке прославить моего Шрилу Гурудева я тоже попытаюсь вспомнить что-то, о чём мне довелось услышать из уст вайшнавов. Как я уже упомянул выше, преданные прославляют своего духовного учителя прежде всего как самого достойного среди вайшнавов. В принципе, каждый искренний ученик должен иметь подобную веру в сат-гуру, о чем пишет Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме». Однако, если в попытке прославить гуру мы не выражаем должного почтения другим учителям бхагават-гуру-парампары, стараясь возвысить своего духовного учителя над другими ачарьями, он не будет доволен таким подношением. Поэтому, я думаю, было бы уместнее всего прославить нашего Шрилу Гурудева, сказав, что на все сто процентов он является частью нашей гуру-парампары, её идеальным представителем. То послание, которое Шри Чайтанья Махапрабху даровал душам века Кали и которое бережно передается от одного ачарьи нашей гуру-парампары к другому, в полной мере живёт в сердце Шрилы Гурудева. Поэтому его проповедь столь могущественна и привлекает так много людей по всему миру. Я считаю, в этом заключается высшая слава моего духовного учителя.

Шри Чайтанья Махапрабху дал Шестерым Госвами четыре указания:

1) открывать места игр Шри Кришны,

2) устанавливать повсюду Божества Кришны,

3) писать книги по бхакти и

4) устанавливать принципы вайшнавского этикета.

Можно видеть, что жизнь Шрилы Гурудева в полной мере была посвящена этим четырём принципам и потому он достоин такого же прославления, как и Шесть Госвами Вриндавана.

1) Фактически он заново открывал места игр Кришны, слава которых была частично утрачена (или покрыта) из-за неверной сиддханты. Например, раньше в Гокуле местные брахманы утверждали, что Кришна родился в Матхуре. Но Шрила Гурудев, основываясь на шастрах, переубедил их, и теперь они с не меньшим энтузиазмом сообщают всем паломникам, что Кришна родился именно в Гокуле. Также Шрила Гурудев отстоял концепцию паракия-вады, заново утвердив славу Бхандирвана. Раньше все местные брахманы были убеждены, что Радха и Кришна — супруги и Их свадьба произошла именно в этом месте. Но Шрила Гурудев опять же смог переубедить их, доказав, что здесь имела место гандхарва-виваха, шуточная свадьба, поэтому настроение паракии в отношениях Радхи и Кришны не было потревожено.

Шрила Гурудев также реконструировал и поддерживал много мест во Врадже, например, Уддхава-кьяри, Тер-кадамба, Брахма-кунду и другие. За выдающиеся заслуги в служении дхаме в 2003 году наиболее известные представители Враджа присвоили Шриле Гурудеву звание Юга-ачарьи. Многие из нас помнят эту грандиозную церемонию, которая прошла в Унча-гаоне во время картики.

2) Шрила Гурудев устанавливал Божества Шри Гауранги Махапрабху, Шри Шри Радха-Винода-бихари джи, Шри Шри Радха-Говинда джи и другие по всему миру, куда бы он ни приезжал с проповедью. Также он возродил поклонение Божеству Вринда Деви во Вриндаване и явил сокровенную таттву о духовной форме Гирираджа Говардхана, которому сейчас покланяются в некоторых наших Матхах как Гирирани Махарани.

3) Он написал или перевёл с бенгали на хинди множество книг, ко многим из них составил комментарии, а также вдохновлял своих учеников переводить их на все языки мира. Его литературное наследие и поныне вдохновляет многих преданных, в том числе тех, кто не входит в сообщество, созданное им. Среди книг, изданных под его руководством: «Арчана-дипика», «Бхагавад-гита», «Бхаджана-рахасья», «Бхакти-таттва-вивека», «Брахма-самхита», «Чайтанья-шикшамрита», «Гаудия-катхахара», «Гаура-ганодеша-дипика», «Гита-говинда», «Навадвипа-дхама-махатмья», «Радха-Кришна-ганодеша-дипика», «Рай-рамананда-самвад», «Уджжвала-ниламани», «Вайшнава-сиддханта-мала», «Враджа-мандала-парикрама» и многие другие.

4) Своим идеальным примером он учил всех вайшнавскому этикету. Он постоянно говорил своим ученикам, чтобы они никогда не критиковали других, и всегда оказывали огромное почтение возвышенным вайшнавам, независимо от того, к каким Матхам или миссиям они принадлежат. Так он всем давал понять, что вайшнавы — члены одной семьи, семьи Шри Чайтаньи Махапрабху.

* * *

Несмотря на то, что все ачарьи нашей линии суть одно, в то же время каждый из них обладает какими-то особыми качествами. Бриллиант так привлекателен потому, что у него много граней и каждая сверкает на солнце каким-то особым образом. Поэтому, если не прославить индивидуальные черты Шрилы Гурудева, прославление будет неполным.

Много раз мы убеждались в том, насколько его проповедь была смелой и открытой. Мне кажется, что в нём в полной мере проявился принцип: быть твёрже ударов молнии и мягче лепестков лотоса. Все помнят, насколько он был нетерпимым ко всему, что противоречит бхакти. Самый яркий тому пример — его пять статей, которые затем вошли в книгу «Прабандха-панчакам», написанные в ответ на философию бабаджи на Радха-кунде. Местные бабаджи очень разгневались тогда на Шрилу Гурудева, но побоялись вступить с ним в открытый диспут в ответ на его предложение.

Можно вспомнить другие примеры бескомпромиссности его проповеди, однако для меня более важно другое его качество, а именно то, насколько мягко и сострадательно его сердце. Именно это даёт мне надежду, что я смогу освободиться от влияния иллюзорной энергии и обрести лотосные стопы Шри Шри Радхи-Кришны.

В его пранама-мантре есть слова «аударья» и «мадхурья» — сострадание и сладость. Оба эти качества в высшей степени проявлены как в самом Шриле Гурудеве, так и в его хари-катхе. Некоторые из тех, кто не является его учениками, с непониманием относились к тому, как открыто он обсуждал на публике возвышенные темы. Но эта ситуация требует особого разъяснения. Ачарья такого уровня, как Шрила Гурудев, способен видеть сердца своих слушателей и выбирает такие темы, которые соответствуют духовному уровню аудитории. Однако, если он говорит на возвышенные темы, это не значит, что в зале собрались одни лишь продвинутые бхакты. Шрила Гурудев обладал способностью рассказывать о Кришне таким образом, чтобы все присутствующие получали благо, независимо от их духовного уровня. Часто он говорил во время лекции: «Я рассказываю вам такие возвышенные вещи, но меня здесь могут понять от силы два – четыре человека». Это значит, что в аудитории присутствует лишь несколько преданных, которые по-настоящему продвинуты в бхакти. Именно они получат от такой хари-катхи наибольшую пользу в виде глубоких самскар, впечатлений в сердце. Но все остальные слушатели также обретут благо в виде сукрити или духовных самскар в зависимости от их духовного уровня. Потом это сукрити принесёт плод в виде очередной порции хари-катхи, самскары усилятся, и у преданного появится больше вкуса слушать повествования об играх Радхи и Кришны, а его самбандха будет неуклонно расти. Также Гурудев много раз объяснял: «Если я не буду обсуждать эти возвышенные темы, очень скоро они забудутся и будут навсегда потеряны в этом мире». Его смело можно назвать прайоджана-ачарьей, хранителем знания о конечной цели нашей духовной практики. Мало кто говорил на эти темы также смело и открыто, как Шрила Гурудев. Для тех же, кто пока не достиг высот бхакти, его хари-катха — это хороший задел на будущее, стимул к духовному развитию.

Я попытался рассказать, как качества аударья и мадхурья проявлялись в его хари-катхе. Теперь мне хочется что-то сказать о том, как эти качества проявлялись в нем самом. Одним из качеств истинного садху является то, что ему ничего не нужно в этом мире. Это очень редкие личности и общение с ними оставляет неизгладимое впечатление. Совсем другой опыт получаешь от общения с так называемыми садху, или псевдо-садху. Общаясь с ними, быстро начинаешь замечать, как они стараются быть с тобой очень сладкими, вкрадчиво и дотошно пытаются навязать тебе свое общение, заботу о твоих делах насущных. Сначала это может сбить с толку и вызвать даже восхищение: «О, какой, однако, хороший человек!» Но потом начинаешь чувствовать: «Тут что-то не то. Ему что-то надо от меня». И порой им нужны даже не деньги, ибо Кришна легко дает их, когда встаешь на путь бхакти, сохраняя в сердце посторонние желания. Что же им нужно? Как правило, им нужно твое внимание, твоя готовность разделить их внутренние взгляды и убеждения (порой, очень сокровенные, эзотерические). Нужно твое уважение. В конечном счете, им нужно твое сердце. Как мы должны к ним относиться? Шрила Гурудев снова и снова говорил нам: «Никого не критикуйте». Да, внешне мы можем оказывать им почтение, возможно, даже кланяться, если того требует их статус, но мы не поддерживаем с ними доверительных отношений, соблюдая внутреннюю дистанцию.

Я упомянул о двух категориях личностей: садху и псевдо-садху. Что же касается истинного духовного учителя — это совершенно особый случай, который не вписывается ни в какие рамки этого мира. С одной стороны, ему ничего от нас не надо, ибо у него уже и так все есть. В его сердце живут Шри Шри Радха-Кришна. Весь Врадж находится в его сердце вместе с его вечными обитателями, а также все другие дхамы. В материальном мире нет абсолютно ничего, что могло бы представлять для чистого преданного хоть какую-то ценность. Никакие богатства этого мира не могут привлечь его. Гуру абсолютно равнодушен к этому. Любые наши материальные качества, способности, трудовые навыки и совершенства не имеют для него никакого значения. Вот почему, по большому счёту, мы ничего не в состоянии ему предложить. Но в то же время Шриле Гурудеву нужно от нас очень многое. И мы не в состоянии дать ему это сразу, как бы нам того не хотелось. Но он очень жаждет заполучить это, только внешне не подает виду. Что же ему от нас нужно? То же самое, что нужно молодым девушкам Враджа, когда они приходят на берег Кусум-саровары, чтобы набрать букет очаровательных цветов, из которых они сплетут благоухающую гирлянду и предложат ее Шри Шри Радхе-Кришне. И весь этот материальный мир подобен небольшой лужайке на берегу Кусум-саровары. Время от времени сюда нисходят из духовного мира такие личности, как наш Гурудев, чтобы набрать букет из цветов — наших сердец, сплести прекрасную гирлянду и предложить её лотосным стопам Божественной Четы. Шрила Гурудев тоже хочет похитить наше сердце. Похоже, что сердце — самая большая ценность в этом мире. А Шрила Гурудев, словно искусный вор, очень легко может устроить так, чтобы мы сами отдали ему своё сердце. Однажды на лекции он признался: «Кришна — самый лучший обманщик. И я тоже знаю некоторые приёмы». Своей сладостной хари-катхой, своим мягким общением, идеальным характером и безукоризненным поведением он легко завладевал нашими сердцами. На это способен лишь тот, в чьем сердце живет Кришна. А, как известно, Кришна —  самый искусный похититель сердец.

Принцип бхеда-абхеда — одновременного единства и различия — в полной мере можно применить и к Шриле Гурудеву. Наряду с тем, что он хочет от нас так много, его ни в коем случае нельзя упрекнуть в посягательстве на чужую собственность. Как такое возможно? Иллюстрацией тому служит еще один пример. Однажды ученик во время даршана очень настойчиво уговаривал Гурудева, чтобы тот явил ему свою милость и забрал его сердце. Гурудев строго посмотрел на него и заявил: «Мне не нужно твое грязное сердце!» Наступила неловкая пауза. Потом Гурудев заулыбался и сказал: «лучше я дам тебе свое сердце». Так что же на самом деле хочет от нас Гурудев? Он хочет, чтобы мы оставили свою независимость, глубоко в сердце приняли процесс, который он нам дал, и который детально разработан предыдущими ачарьями. Тогда наше сердце сможет постепенно очиститься от грязи и впитать то настроение, которое живет в сердце Гурудева. Иными словами, Гурудев хочет забрать у нас все анартхи и наполнить наше сердце нектаром повествований об играх Господа. Именно это означает — отдать сердце своему духовному учителю. Как же можно упустить такую счастливую возможность? Однажды он сказал на лекции: «То, что я вам даю, стоит дороже, чем миллион долларов. Но я даю вам это бесплатно. У нас нет входных билетов на наши классы. Попытайтесь оценить это».

Чем же вызвана такая беспрецедентная щедрость? Только тем, что Шрила Гурудев чувствует огромную боль, видя наши страдания в материальном мире и страстно желает нам помочь. Он делает это в духе служения своему Гурудеву и всей гуру-варге, потому что их переполняет то же самое чувство сострадания. Из «Чайтанья-чаритамриты» и «Чайтанья-бхагаваты» мы знаем, как Шри Нитьянанда Прабху, повинуясь указу Махапрабху, проповедовал славу святого имени. Он стучался в каждый дом, прося всех повторять святое имя. Но если дверь перед Ним захлопывалась, Он впрыгивал в окно. Он буквально обезумел от того настроения аударьи, которое пришло к Нему из сердца самой милостивой аватары, Шри Чайтаньи Махапрабху. И настроение нашего Шрилы Гурудева такое же, оно ничем не отличается от настроения акханда-гуру-таттвы, Шри Нитьянанды Прабху и всей нашей гуру-варги.

Я хотел бы привести несколько примеров, как это настроение аударьи проявлялось в поступках Шрилы Гурудева. Однажды преданные собрались в Матхуре, в Кешаваджи Гаудия Матхе, чтобы слушать хари-катху из лотосных уст Шрилы Гурудева. Но Гурудев куда-то уехал. Более двухсот преданных ждали его, пели киртаны. Прошло два или три часа, пока Гурудев не вернулся. Стало известно, что Гурудев присутствовал на чьей-то свадьбе. Возможно, у кого-то закрались сомнения: «Как это так? Тут собралось столько преданных, а Гурудев поехал на свадьбу обычных материалистов!» Гурудев почувствовал это настроение, витавшее в зале и сказал: «Вы уже пришли ко мне. Но эти люди пока еще не пришли, поэтому я сам поехал к ним, пользуясь такой возможностью»… Помню другой случай. Когда Шрила Гурудев приезжал к нам в Москву на фестиваль, его часто встречал Ашутоша дас и привозил на своей машине к себе на квартиру. Однажды Ашутоша дас предложил Шриле Гурудеву: «Давайте, я покажу вам Москву». И Шрила Гурудев охотно согласился. Они долго катались по Москве, где-то по пути они остановились и вышли из машины. Неподалеку сидел нищий и Шрила Гурудев дал ему небольшое пожертвование. Это была довольно трогательная сцена. Можно было видеть, как Гурудев использует любую возможность даровать свою милость, чтобы дать окружающим хоть какой-то шанс послужить чистому преданному, даже просто выразив ему благодарность за пожертвованную копеечку. Фактически, не мы служим Гурудеву, а Гурудев служит нам, когда, например, уступает чьим-то настоятельным просьбам сделать ему массаж. Шрила Бхактисиддханта Махарадж писал, что преданный должен быть готов пролить литры своей крови, чтобы хотя бы одного человека привести на путь бхакти. Вот почему Шрила Гурудев, оставлял свой бхаджан во Вриндаване и прилетал за тысячи километров, чтобы служить обусловленным душам в надежде, что кто-то из них встанет на духовный путь.

Шриле Гурудеву всегда очень больно видеть, когда кто-то оставляет духовную практику. Я слышал историю, что в Навадвипе, в Девананда Гаудия Матхе, у Шрилы Гурудева был слуга еще до того, как к нему пришел Навин Кришна Брахмачари, ныне Шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж. Когда тот слуга оставил Шрилу Гурудева и ушёл в майю, Гурудев буквально плакал из-за сострадания к этой неудачливой дживе. Не многим из нас доводилось видеть слезы сострадания в глазах Гурудева, но, поверьте, он постоянно плачет по нас. Однажды, много лет назад, в Матхе в Навадвипе хотели выгнать одного санньяси, чье поведение не соответствовало его статусу. Но Шрила Гурудев был категорически против. Он даже сказал, что оставит Гаудия Веданта Самити, если они сделают это. Настолько он был решителен, чтобы спасти этого неудачливого преданного. Он так объяснил свое настроение: «Сотни жизней эта джива шла к тому, чтобы обрести садху-сангу. Но теперь вы выгоняете его из храма, и это может означать конец всей его духовной практики». Если кто-то оставляет духовный путь, это ещё один рубец на сердце Гурудева. Надо всегда помнить об этом и стараться не причинять ему боль.

* * *

Его божественный уход — ещё один яркий пример необычайного милосердия и сострадания. Однажды, много лет назад, в день ухода Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Махараджа, Шрила Гурудев сказал, что он тоже уйдёт в этот день. В 2010 году, во время картики, все преданные с ужасом ждали этой даты. Всё говорило о том, что его воля непременно исполнится. Но к вечеру того дня состояние Шрилы Гурудева заметно улучшилось и он сказал: «Я хотел уйти, но я вижу, сколько боли это вызовет у моих учеников. Поэтому я решил остаться с вами». Все были так счастливы. Шрила Гурудев переживал, что его уход может помешать проведению Враджа-мандала-парикрамы, и потому готов был даже нарушить своё обещание. Но вместе с тем Шрила Гурудев не нарушил его. Прошло немного времени и он ушёл в апракат-лилу в день явления Шрилы Ваманы Махараджа, показав всем, насколько Шрила Вамана Махарадж дорог ему. Всё время, пока они были вместе, они были как одна душа в двух телах.

Многие преданные часто спрашивали Шрилу Гурудева о том, кто будет следующим ачарьей и по каким признакам его можно будет узнать. Однажды мой духовный брат тоже обратился к Гурудеву с подобным вопросом. На что Гурудев дал очень простой и в то же время исчерпывающий ответ: «Вы его легко сможете узнать. Он всех объединит». Многие помнят, как каждый год во время джулан-ятры Шрила Гурудев собирал в Рупа-Санатана Гаудия Матхе видных вайшнавов и великих пандитов со всего Вриндавана, и в течение трёх дней все вместе прославляли Шрилу Рупу Госвами. Это лучший пример того, как силой своей бхакти Шрила Гурудев объединял всех нас. И сейчас, когда Шрила Гурудев ушёл в апракат-лилу, я молю о том, чтобы услышать прославления в его адрес из уст того, кто находится на одном с ним уровне, и в чьём сердце живёт такое же настроение. Это в миллионы раз полезнее, чем моя жалкая попытка прославить своего духовного учителя.

В заключение можно вспомнить одно высказывание из шастр. Если гуру уходит из этого мира, ученику нет более смысла поддерживать жизнь в теле. Точно также, когда умирает муж, целомудренная жена, которая всю жизнь верой и правдой служила ему, уже не знает, зачем ей жить дальше. Поэтому в прежние времена вдова без страха входила в погребальный костер мужа, совершая обряд Сати. Впрочем, в наши дни эта традиция не столь популярна. К счастью, шри гуру — это необычная личность. Ученик может служить не только его телу, но и его миссии, его наставлениям. Однако, если мы до конца не поняли, в чём миссия нашего Гурудева и не следуем строго всем его наставлениям, наша жизнь становится совершенно бесполезной. Что же делать? Извечный вопрос…

йогйата-вичаре, кичху нахи паи,
томара каруна сара
каруна на хойле, кандийа кандийа,
прана на ракхибо ара

«Заглядывая себе в сердце, я не нахожу там никаких хороших качеств, поэтому, кроме твоей милости, мне не на что более надеяться. Если ты не прольёшь свою милость, я буду плакать день и ночь, пока жизнь не оставит меня» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Шаранагати», «Гурудев! Крипа бинду дийа», стих 4).

Гоур-премананде!

Кришна дас