Питри-шраддха Обряд поминовения предков. Раздел 2. Ари Мардан дас.

Питри-шраддха

Обряд поминовения предков

Раздел 2

Превосходство бхакти над кармической дхармой

В «Бхагавад-гите» 8.28 сказано:

 

ведешу йагьешу тапахсу чаива

данешу йат пунйа-пхалам прадиштам

 атйети тат сарвам идам видитва

йоги парам стханам упаити чадйам


Перевод Шрилы Прабхупады: «Человек, вступивший на путь преданного служения, не лишается благ, которых достигают изучением Вед, подвижничеством, жертвоприношениями, раздачей милостыни, философскими изысканиями и благочестивой кармической деятельностью. Просто служа Господу, он обретает плоды всех этих видов деятельности и в конце жизни попадает в вечную обитель Господа».

 

Перевод этого стиха Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа: «Бхакти-йог обретает гораздо больше, нежели те, кто изучает Веды или совершает ягью, тапасью, дану, карму и прочее. Узнав то, о чём Я тебе поведал, он достигает высшей, духовной обители».

 

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупад в связи с этим пишет в комментарии: «У метода сознания Кришны есть особое преимущество: преданно служа Господу, человек может подняться сразу над всеми ритуалами, предписанными для разных укладов и этапов жизни».

 

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж пишет в комментарии на этот стих: «Шрила Бхактивинода Тхакур приводит такие слова Кришны: «Пойдя путём бхакти-йоги, ты не лишишься благ, приносимых остальными путями. Ты обретешь всё, что люди получают, совершая ягью, тапасью, дану, развивая то или иное знание и изучая Веды, однако кроме этого ты вступишь в Моё вечное и в высшей степени трансцендентное царство».

 

прабхура агьйайа, бхаи, маги эи бхикша

боло кришна, бхаджо кришна, коро кришна шикша


Он взывает: «Братья! Все, у кого есть вера! От имени Господа Гауранги Я прошу вас лишь об одном: повторяйте имя Кришны, служите и поклоняйтесь Кришне, следуйте Его наставлениям!»

апарадха-шунйа хо’йе лохо кришна-нам

кришна мата, кришна пита,кришна дхана-пран

«Повторяйте святое имя Кришны без оскорблений. Кришна — ваша мать, Кришна — ваш отец, Кришна — сама ваша жизнь!»

ачарйам мам виджанийан наваманйета кархичит

на мартйа-буддхйасуйета сарва-дева майо гурух


Кришна сказал: «Знай, ачарья неотличен от Меня. Он не простой смертный, ибо он представитель всех полубогов».

сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо  мокшайишйами ма шучах


«Оставь всевозможные религии и просто предайся Мне. Я спасу тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

 

В «Бхагавад-гите» 11.54 Кришна утверждает:

 

бхактйа тв ананйайа шакйа  ахам эвам-видхо ‘рджуна


«О Арджуна, только преданным служением, не имеющим примесей кармы и гьяны можно постичь Меня».

тавад рагадайах стенас тават кара-грихам грихам
 таван мохо ‘нгхри-нигадо йават кришна на те джанах

«Мой дорогой Господь Кришна, для тех, кто не является Твоими преданными, материальные привязанности навсегда останутся ворами, дома — тюрьмами, а любовь и забота о членах своей семьи — кандалами» («Ш.Бхагаватам» 10.14.36).

деварши-бхутапта-нринам питринам
на кинкаро найам рини ча раджан
сарватмана йах шаранам шаранйам
гато мукундам парихритйа картам


«Любой, кто отказался от всех мирских связей и укрылся под сенью лотосных стоп Господа, который дарует освобождение и является единственным надежным прибежищем, перестает быть должником или слугой кого бы то ни было, включая полубогов, предков, мудрецов, других живых существ, своих родственников и соотечественников» («Ш.Бхагаватам» 11.5.41).

Те пять видов долга, что были перечислены в самом начале обсуждаемой темы из «Махабхараты», могут быть определены в пользу только одного Господа, поскольку Он – всё (васудевах сарвам ити), а поэтому является представителем всех джив, питов и полубогов. Именно поэтому, мы не видим в перечне 64-ёх анг бхакти указаний на совершение питришраддхи. Однако, не поклоняясь им, мы, тем не менее, должны их почитать как слуг Господа. Это единственно верное понимание их положения согласно их сварупе, а не временно занимаемому положению, даже если их изначальное предназначение не осознано ими. Такой целеустремлённый потомок-бхакта предав забвению все свои временные обязанности обучает на тонком уровне даже тех предков, которые забыли о своей дживера-сварупе. Он даёт им то, что они не смогли реализовать в своей обусловленной жизни посвященной бхукти – наслаждениям тела.

 

Настоящий вайшнав живёт чистой верой. Выше питри-шраддхи стоит бхакти-шраддха понимание которой выражено в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.62) Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами:

 

шраддха-шабде вишваса кахе судридха нишчайа
кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа


«Шраддха это  — непоколебимая убеждённость в том, что совершая только шуддхабхакти джива достигнет всех плодов и всех видов совершенства».

вайшнавера пада-дхули, тахе мора снана-кели,
тарпан мора вайшнавера нама


«Я освящаю своё тело пылью с лотосных стоп вайшнавов, утопая в волнах экстатического восторга. Я произношу их имена, — и мои подношения предкам совершаются сами собой».

Вывод двух разделов

В связи с вышеприведёнными ссылками становится ясно, что чистый преданный, совершающий бхакти непрестанно и стремящийся только к одному – удовлетворению Кришны (кришна-анукул), может быть свободен от выполнения всех обрядов, что имеют узкую направленность в связи с обусловленным сознанием. Такое сознание подразумевает:

 

1) Осознание себя членом мирской семьи, как части тела отца или матери.

2) Восприятия себя как тела.

3) Восприятие предков так, как они чаще всего видят себя. Они думают о себе как о теле. А некоторые считают себя не связанными с Богом, либо связанными с Ним частично.

4) Желание блага только предкам своего узкого круга. Всех остальных умирающих он не почитает и не заботится об их вечном или временном благе.

 

Как быть тем, кто ещё не стал шуддха-вайшнавом,

 но уже (или ещё) и не является почитателем мирской дхармы?


«Шримад-Бхагаватам» (11.20.27-30) говорит:

 

джата-шраддхомат-катхасу  нирвиннах сарва-кармасу

веда духкхатмакан каман  паритйаге ‘пй анишварах

тато бхаджета мам притах шраддхалур дридха-нишчайах

джушаманаш ча тан каман  духкходаркамш ча гархайан

проктена бхакти-йогена  бхаджатомасакринмунех

кома хридайа нашйанти  сарве майи хриди стхите

бхидйате хридайа-грантхиш  чхидйанте сарва-самишйах

кшийанте часйа кармани майи дриште ‘кхилатмани


Всевышний сказал: «Тот, кто развивает веру в Мои имена, качества и лилы, кто оставил привязанность к мирским и ведическим действиям и ритуалам, а также к их плодам, кто рассматривает материальное чувственное наслаждение как источник страданий, хотя всё ещё неспособен отказаться от него — такой исполненный веры преданный твёрдо убеждён в том, что все его нужды будут удовлетворены просто исполнением преданного служения. Поэтому хотя он и продолжает услаждать свои чувства, что, как ему известно, ведет к страданиям, он проклинает это наслаждение, снова и снова поклоняясь Мне. Когда такой человек, занятый самоосознанием, преданно служит Мне, как Я это описал, Я проявляюсь в его сердце и Сам уничтожаю осквернение похотью. Если человек впустит Меня в своё сердце, то недостатки уже не смогут оставаться в нём надолго, все кармические узлы развяжутся, сомнения уйдут, а его стремление к корыстной деятельности прекратится».

 

го-коти-данам грахане кхагасйа прайага-гангодата-калпа-васах

йагьайутам меру-суварна-данам говинда-кирттер на самам шатамшаих


«Дарение миллионов коров в солнечное затмение, жизнь в течении кальпы в Праяге, у Ганги и т.п., совершение десяти тысяч жертвоприношений и дарение золотой горы не равны даже двум сотым частицам слабейшей попытки воспевать бесконечную славу Господа Говинды».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Когда появляется великий святой, чистый преданный слуга Господа (уттама-адхикари), возвышаются сто поколений потомков и предков его семьи. Когда появляется преданный среднего уровня (мадхьяма-адхикари), возвышаются четырнадцать поколений его потомков и предков. А если появляется каништха, то возвышаются его потомки и предки в трёх поколениях» («Враджа-према» №3, стр. 21).

Окончательный вывод


Есть три вида деятельности описанной в «Бхагавад-гите» 4.17:

  1. карма (регламентированная карма-шастрами деятельность),
  2. викарма (запрещённая шастрами деятельность),
  3. акарма (рекомендованная бхакти-шастрами духовная деятельность).

 Акарма выше всего, и лучше совершать карму, чем викарму — грех. Поэтому если преданный не активен в духовной жизни, а также в благочестивой деятельности (карме), то ему следует обязательно исполнять обряд шраддхи, чтобы у него не было времени на совершение неправедных поступков. И даже в этом случае человеку рекомендуется совершать ритуал почитания предков в согласии с указаниями вайшнавов, а не мирян. Следование предписанным кармическим действиям, человек сможет подняться над животной формой активности. Однако нет ничего лучше преданного служения Шри Кришне.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...