Питри-шраддха Обряд поминовения предков. Раздел 1. Ари Мардан дас.

Питри-шраддха

Обряд поминовения предков

Раздел 1

Долг

В словосочетании питри-шраддха, которым в шастрах определяют традицию поминовения усопших предков, термин шрадха у вайшнавов означает  — вера, привязанность, благодарность. Если человек не будет верить в то, что он может принести благо умершим, совершая ритуал шраддхи, то это не принесёт блага последним. Также как и духовная жизнь, совершаемая без веры, подобна карме, которая обеспечит дживе дальнейшее пребывание в самсаре. Так об этом сказано в «Бхагавад-гите» 9.3. Поэтому необходимо иметь веру, как средство связи со сверхъестественным. Обряд поминовения без веры не является шраддхой, даже если выполнять все действия ритуала правильно.

  В «Махабхарате» сказано, что человек имеет пять видов долга:

  • 1) Перед людьми
  • 2) Перед предками,
  • 3) Перед полубогами
  • 4) Перед другими дживами
  • 5) Перед Абсолютной Истиной

Если все пять видов долга так необходимы, то их нужно отдавать не колеблясь, иначе это приведёт человека к адскому существованию. Долг перед предками лежит перед каждым человеком и поэтому он должен оставить после себя потомков, а также совершать обряд шраддхи. Именно так выражается долг перед питами. Слово пита, переводится с санскрита как предок.

Совершать обряды может только тот, кто является брахманом. Брахманы делятся на категории, согласно роду своих занятий и способностям. Составитель «Дхарма-шастры» Атри Махашая (364-374) перечисляет их согласно иерархии:

дево мунир двиджо раджа  вайшйах шудро нишадаках

пашур млеччхо ‘пи чандало  випра даиш-видхах смритах

сандхйам снанам джапам хамам  девата-нитйа-пуджанам

атитхим ваишвадевам ча  дева-брахмана учйате

шоке патре пхале муле  вана-васе сада рангах

нирато рахах шраддхе  са випро мунир учйате

ведантам патхате нитйам  сарва-сангам паритйаджет

санкхйа-йога-вичара-стхах са випро двиджаучйате

астрахаташ ча дханванах  самграме сарва-саммукхе

арамбхе нирджита ена  са випрах кшатра учйате

криши-карма-рато йаш ча  гавам ча пратипалаках

ваниджйа-вйавасайаш ча  са випро вайшйа учйате

лакша-лавана-саммишра-кусумбха-кшира-сарпишам

викрета мадху-мамсанам  са випрах шудра учйате

чаураш ча таскараш чаива  сучако дамшакас татха

матсйа-мамсе сада лубдхо  випро нишада учйате

брахма-таттвам на джанати  брахма-сутрена гарвитах

тенаива са ча папена  випрах пашур удахритах

вапи-купа-тадаганам  арамасйа сарахсу ча

нихшанкам родхакаш чаива  са випро млеччха учйате

крийа-хинаш чамуркхаш ча  сарва-дхарма-виварджитах

нирдайах сарва-бхутешу  випраш чандала учйате

 

«Писания говорят о десяти видах брахманов — девы, муни, двиджи, раджи, вайшьи, шудры, нишады, пашу, млеччхи и чандалы. Дева-брахмана регулярно принимает омовение, повторяет джапу, совершает огненные жертвоприношения, ежедневно поклоняется богам, совершает обряды сандхья, с почётом встречает гостей и поклоняется божеству огня. Муни-брахмана живёт в лесу, питается только шпинатом, листьями, плодами и кореньями и регулярно совершает обряды шраддхи. Двиджа-випра удаляется от всякого общения и всё своё время посвящает изучению «Веданты» и практике сандхья-йоги. Кшатрия-випра не таясь нападает на противников, угрожающих ему оружием, и поражает их оружием сам.

Вайшья-випра любит обрабатывать землю, разводить коров и других животных, либо заниматься торговлей. Шудра-випра торгует олифой, солью, эфирным маслом, молоком, мёдом или мясом. Нишада-брахмана занимается воровством и грабежом, даёт дурные советы, предаёт, жалит резкими словами и жаден до рыбы и мяса. Пашу-випра (пашу – животное) называется так за свой грех, который состоит в том, что он, пребывая в неведении об Абсолютной Истине, гордо называет себя святым брахманом. Млеччха-випра не даёт ближним использовать пруды, колодцы, озера или сады. Чандала-брахмана не знаком с делами благочестия, глуп, противится дхарме и безжалостен ко всем живым существам».

  Исходя из этой ссылки, можно видеть, что дева-брахман, который не совершает обрядов шраддхи, стоит выше муни-брахмана, который обязательно совершает обряды шраддхи. Это означает, что не совершение этого ритуала допустимо для его уровня. Но те, что находятся ниже уровня муни-брахмана и при этом не соблюдают обрядов шраддхи, недопустимым образом пренебрегают ими.

Если шраддха так необходима для тех, кто не поднялся до уровня дева-брахмана, то, как он должен совершаться? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал в своей книге «Брахман и вайшнав» (Глава «О поведении», стр. 215): «Образованные люди, желающие действовать в этой жизни  благочестиво, совершают жертвоприношение шраддха, чтобы выразить благодарность предкам и спасти их от жизни в теле привидений. Хотя обычное человеческое общество, общество неблагодарных, относится к этому обряду очень серьёзно, в духовной жизни он имеет совершенно иной вид и смысл. Духовное сообщество служит своим почтенным предкам, с верой  предлагая  им шри-маха-прасад.  Это  полностью отличается от материалистического метода совершения шраддхи. Вера вайшнавов совершенно несопоставима с верой корыстных тружеников, ибо в противном случае она стала бы препятствием в их духовной жизни. Преданные должны во всей полноте следовать методу ваишнава-шраддхи, описанному в «Хари-бхакти-виласе».

Почтенные предки, упомянутые Сиддхантой Сарасвати, подразделяются на две категории:

1)   Родители (первые гуру баддха-дживы).

2)   Духовные учителя (истинные гуру).

Тот, кто поднимается над обусловленностью материальной природой, начинает почитать духовное родство выше телесного и постепенно дух принадлежности к духовной семье замещает чувства телесных связей. Когда джива обретает освобождение от гун материальной природы, она полностью отрешается от мирских взаимоотношений и больше не чувствует себя обусловленной родовым настроением, который покоится на временном понимании себя как физического тела, ума или разума.

Существует два вида шраддхи, смарташраддха и ваишнавашраддха. Смарта-шраддху также называют прета-шраддха, а ваишнава-шраддху иногда называют саттвата-шраддхой. Смарта-шраддха это поминовение усопших людей, что не жили вайшнавским образом жизни. Они могут после смерти, в следствии своей привязанности к объектам чувственного наслаждения или нелепой смерти стать привидениями, претами. Что касается ваишнава-шраддхи, то она совершается для тех, кто жил духовной жизнью. Даже те, кто практиковали бхакти-абхас, будучи каништха-адхикари, могут освободиться от всех грехов, как это было явлено в истории с Аджамилой.

Поэтому по отношению к ним не уместно проводить смарта-шраддху. Их нужно чтить как преданных. Что касается тех душ, что стали уттамаадхикари или были нитья-сиддхами, то они даже без нашего проведения шраддхи будут всегда пребывать в самом лучшем положении, так как Сам Господь заботиться о них, идеальным образом. Однако для нас, чтобы выразить чувство благодарности ушедшим великим учителям парампары, необходимо совершать вираха-махотсаву, ваишнава-шраддху, которая сопровождается исполнением тех ритуалов, что издревле приняты преданными школы бхагават и описаны в священном тексте «Саткрия-сара-дипика». Совершенно иные принципы установлены для шраддхи, которая совершается для уттама-вайшнава. Это обусловлено тем, что шуддха-бхакты не отличны от Самого Бхагавана. В то же время, если использовать некоторые элементы вайшнава-шраддхи для обычных умерших людей, то это даст им большое благо, даже больше, чем они могли бы получить от совершения по отношению к ним прета-шраддхи. Именно по этой причине вайшнавы пренебрегают прета-шраддхой фактически полностью.

Разные люди, совершающие шраддху даже в Индии, совершают множество ошибок во время этого ритуала, не зная как нужно принести подлинное благо умершему человеку. Истинные садху могут их поправить, поскольку святые живут в строгости соблюдая законы шастр, зная их наилучшим образом. Для того, чтобы не совершать ошибок можно обратиться к известной книге Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа «Ачарья Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами. Его жизнь и учение». В ней (стр. 128-131) описывается церемония шраддхи, которая проводилась в Кальянпуре. Один из организаторов этого обряда допустил ряд серьёзных ошибок, которые были подмечены Шрилой Бхакти Прагьяной Кешавой Махараджем, совершенным знатоком шастр. Он видел, что жрец не знает предписаний для шраддхи, которые изложены в «Хари-бхакти-виласе». Что именно написано в ней? Это необходимо знать для того, чтобы проводить шраддху правильно. Шрила Санатана Госвами, автор этого средневекового трактата упомянул именно те важные принципы вайшнавской шраддхи, которые должны присутствовать во время этого обряда. Преданные, которые обращаются к этому обряду, должны их знать. Ниже будут перечислены стихи из «Хари-бхакти-виласы», что уточняют нюансы этого ритуала. Санскритские шлоки этого трактата намеренно мною не приводятся, из-за большого объёма цитат.

Хари-бхакти-виласа

Виласа 2 цитирует «Вишну-ямалу» (149-178). В ней сказано, что гуру проверяет кандидата в ученики, в отношении того насколько он следует 104-ём священным принципам. Из которых 18-ое правило для неофита гласит: «Следует предлагать подношения предкам». Правило 90-ое гласит: «Запрещено совершать церемонию шраддха без жреца-вайшнава».

В Виласе 4 (278-279) цитируется «Вараха Пурана». В ней Санат Кумар говорит: «О брахман, если человек совершает церемонию шраддха после украшения своего тела символами Господа, эта деятельность становится также прославлена, как совершение церемонии шраддха в Гае, хотя она может совершаться не полностью или с недостатками».

Таким образом, видно, что обряд шраддха приветствуется в бхакти-шастрах и регламентируется ими. Сам Господь рекомендует совершать это действие. Однако, ни смотря на это есть также и другие рекомендации, которые внешне могут выглядеть противоречиво, хотя между ними есть гармония. Существуют действия высшего порядка для тех, кто устремлён к парамартхе – совершенству достигаемому через преданное служение Кришне. Оно превосходит все существующие виды деятельности, включая шраддху.