Общие классификации каништха-адхикари. Ари Мардан Прабху

Общие классификации каништха-адхикари

    

Каништха-бхакт называют каништха-садху, каништха-бхагавата, вайшнава-абхас, вайшнава-прая, пракрита-бхакта, пракрита-сахаджия.

Наблюдая за развитием различных преданных во всевозможных группах, становится видна тенденция у всех начинающих преданных разобраться в том, на каком уровне духовного развития они находятся. Самосознание является частью сознания Кришны. Без него невозможно совершать правильные поступки и двигаться в правильном направлении. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, однажды сказал: «Если ты не знаешь кто ты, то не сможешь совершить правильного поступка». 

Желание быть лучше, которое люди приносят из мирского общества с собой в духовное сообщество, приводит неофитов к тому, что они часто начинают думать о себе как об очень возвышенных душах. Иногда такие преданные наоборот занижают оценку своим действиям и мышлению. И то и другое может привести либо к сахаджии, либо к опущению рук, а соответственно — к полной бездеятельности. Плох преданный или нет, в любом случае необходимо стремиться к трём задачам на этом этапе:

    1) Принимать себя без лицемерия и зависти к другим, принимать себя таковым, каким ты являешься на     самом деле.

    2) Действовать всегда с энтузиазмом и стараться не терять его, поддерживая любой ценой.

    3) Как можно быстрее перестать быть каништха-адхикари.

В писаниях вайшнавов можно прочитать много о природе каништха-адхикари и его тенденциях. Например, о положении неофита рассказано в работе Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура – «Мадхурья-кадамбини». Описывая девять ступеней бхакти, этот знаменитый расика-вайшнав посвящает в этой книге вторую и третью главы начинающим преданным. Шрила Бхактивинода Тхакур также описывает положение неофита в «Шри Бхаджана-рахасье», в первой и второй главах.

Выявляя признаки начинающего преданного из вышеописанных книг, читатель сможет сопоставить свои способности с теми, которые присущи каништха-адхикари на ступенях шраддхи, садху-санги, бхаджанакрийи и анартха-нивритти. Процесс познания себя, как души, также требует ясного понимания степени того предания Богу, на которую ты способен, пребывая в гунах материальной природы. И хотя подлинное служение Богу может совершаться только духовными чувствами (апракрита индрия), тем не менее, исходя из неспособности каништха-адхикари совершать подобную севу, он обязан прилагать усилия в бхакти согласно своим нынешним способностям. Понять свою временную свабхаву, значит — получить возможность действия в согласии со своей адхикарой.

Для того, чтобы осознать в общих чертах классификации каништха-адхикари, нужно минимум изучить беглые версии таковых. В этой статье предлагается к рассмотрению две версии систематизации каништхаадхикары. Они были поведаны в разное время, разными духовными учителями сампрадаи.

Прежде чем обсуждать эти классификации, следует понять, по каким основным критериям можно оценивать положение того или иного преданного в иерархии по отношению друг к другу.

В «Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, в разделе, который называется «Санатана-шикша», Шри Чайтанья Махапрабху определил основных три критерия, по которым того или иного преданного относят к той или иной категории:

1. Сила веры.

2. Умение владеть логикой шастр.

3. Знание истин шастр.

шраддхаван джана хайа бхакти-адхикари
‘уттама’, ‘мадхйама’, ‘каништха’ — шраддха-анусари

«Преданный, обладающий верой, — подходящий кандидат на то, чтобы с любовью служить Господу. Преданного относят к высшей, средней или низшей категории в зависимости от глубины его веры» (Мадхья, 22.64).

шacmpe йуктау ча нипунах сарватха дридха-нишчайах
праудха-шраддхо ‘дхикари йах са бхактав уттамо матах

«Того, кто хорошо владеет логикой и глубоко понимает богооткровенные писания и к тому же обладает твёрдой убеждённостью и безграничной, но не слепой верой, следует считать человеком, достигшим совершенства в преданном служении» (Мадхья, 22.66).

шастра-йукти нахи джане дридха, шраддхаван
‘мадхйама-адхикарй’ сеи маха-бхагйаван

«Того, кто не искушен в логике священных писаний, но обладает твёрдой верой, считают преданным второй категории. Такого человека нужно считать очень удачливым» (Мадхья, 22.67).

йахара комала шраддха, се ‘каништха’ джана
краме краме тенхо бхакта ха-ибе ‘уттама’

«Того, чья вера ещё слаба и податлива, называют преданным — неофитом. Но, идя путем бхакти, он постепенно достигнет уровня преданного первой категории» (Мадхья, 22.69).

йо бхавет комала-шраддхах
са каништхо нигадйате

«Того, чья вера ещё не очень сильна, кто только вступил на путь бхакти, следует считать преданным — неофитом» (Мадхья, 22.70).

Первая версия классификации каништха-адхикары

 

Рассматривая детально эти уровни стремящихся к чистой преданности Богу можно упомянуть о том, что они могут быть разделены более детально на подуровни. Эти подуровни были описаны антаранга-парикарами Шри Чайтаньи Махапрабху — Госвами Вриндавана. Они разделили три уровня преданности на девять частей. Описанные ниже девять подуровней могут быть примерно соотносимы согласно известным девяти ступеням бхакти, которые детально расписаны в «Мадхурья-кадамбини» Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром:

1. Каништха-каништха (шраддха – первая половина садху-санги).

2. Каништха-мадхьяма (садху-сангабхаджана-крийа).

3. Каништха-уттама (анартха-нивритти — первая половина ништхи).

4. Мадхьяма-каништха (вторая половина ништхи – начальные проявления ручи).

5. Мадхьяма-мадхьяма (зрелое ручи – начальный уровень асакти).

6. Мадхьяма-уттама (асакти).

7. Уттама-каништха (бхава).

8. Уттама-мадхьяма (зрелый уровень бхавы — начальный уровень премы).

9. Уттама-уттама (зрелая према).

 

Рассматривая более тщательно признаки трёх типов каништха-адхикари, можно перейти к изучению их общих категорий. Однако, следует заметить, что точное определение адхикары дело не простое. В некоторых случаях у преданных находящихся на низших ступенях, могут появиться признаки, которые можно видеть у преданных более высокого уровня и, тем не менее, это не делает каништха-адхикари чистыми вайшнавами. Например, каништха-адхикари может знать шастры так же хорошо как мадхьямабхакта и в то же самое время не быть стабильным (аништхита-бхакти) в служении Богу и вайшнавам. Или наоборот, каништха-бхакта может быть очень постоянным в преданном служении годами и даже казаться отрешённым от всего материального как мадхьяма-бхакта. Однако, он может не знать хорошо шастр и поэтому не быть свободным от такой анартхи как таттвабхрама (незнание основополагающих философских истин Вед или даша-мула-таттвы вайшнавов). 

Внешняя активность человека в служении, ещё не подразумевает того, что он совершает свои усилия на основании глубокого понимания таттва-сиддханты. Как бы то ни было, самая главная лакшана (признак) преданного – это вайшнавата – преданность Богу. Эта преданность (абхидхея), всегда должна основываться на соответствующем уровне учёности (самбандхагьяне). Без знания основополагающих принципов бхакти-шастр, преданность человека не может быть чистой. Именно поэтому, когда гаудии говорят об абхидхее, они всегда подразумевают, что она базируется на самбандхе и именно поэтому может привести к прайоджане (цели).

Другая проблема, которая встаёт перед совершающим вайшнава-парикшу (исследование) – это то, что способности того или иного адхикари могут не находиться в стабильном положении. Это обусловлено живостью души. Она всегда активна и поэтому с ней (в её сознании) всегда что-то происходит. Например, каништха-адхикари может почти полностью показывать качества чистого преданного, но только в течение какого-то небольшого отрезка времени. На его нестабильность сильно влияют гуны материальной природы. Именно они приводят к дестабилизации неофитов. Иногда они кажутся очень продвинутыми в своём усердном служении, а иногда ведут себя как некультурные и необразованные люди. Это не признаки авадхуты (человека, не интересующегося общественным мнением). Это признаки присутствия в сердце трёх гун материальной природы. Авадхута не нуждается в организации и является личностью полностью свободной от временных обязанностей. Авадхута не полагается даже на милость каких-либо людей и их пожертвования, поскольку полностью находится на попечении Бога.

Также у каништха-адхикари сохраняется тенденция осознанно или неосознанно совершать апарадхи. Из-за совершаемых оскорблений, можно пасть с достигнутого положения в бхакти в любой момент. Наказание за осознанные оскорбления может быть укрыто тем преданным, который может оцениваться нами как претендент на чистую преданность. Потеряв внутренний энтузиазм в бхакти, такой человек может продолжать совершать своё служение через силу, например, движимый желанием поддерживать собственный положительный статус, которого он достиг в сообществе верующих людей ранее. Так или иначе, не зная о том, что происходит в душе того или иного адхикари, мы можем легко ошибиться в оценке его подлинного положения. Внешняя оценка деятельности любого преданного не даст должной ясности в понимании его действительного уровня. Оценка сердца другого преданного – это более сложная задача, чем попытка понять самого себя. Как говорится: чужая душа – потёмки.

 Вторая версия


Каништха-адхикару можно разделить на несколько типов, более чем на три, описанных выше. Согласно «Даша-мула-таттве», Главе 10, Шрила Бхактивинода Тхакур разделил всех каништха-адхикари на две категории:

1. Те, чья вера смешана с чуждыми для бхакти настроениями.

2. Те, чья вера полностью лишена каких-либо временных примесей.

1.   Бхакти смешано с греховной деятельностью,

а) где грех является остаточным явлением, а бхакти рассматривается как конечная цель и средство преодоления склонности грешить.

б) Где бхакти является средством, которое позволит улучшить положение дживы в материальном мире, для того, чтобы она могла снова погрузиться в запрещённые шастрами наслаждения.

2.  Бхакти смешано с кармой (желанием чувственных наслаждений, которые санкционированы карма-кандой), 

а) где наслаждения рассматриваются, как ещё одно вторичное жизненное устремление, но бхакти является для человека – конечной и главной целью существования. 

б) Где бхакти является средством для достижения регулируемого карма-кандой чувственного наслаждения, рассматриваемого как цель жизни.

3.  Бхакти смешано с гьяной (желанием освобождения от страданий или существования в материальной вселенной), 

а) где освобождение рассматривается как нечто необходимое и благоприятное для чистоты сознания, но бхакти является конечной целью жизни. 

б) Где бхакти является средством для обретения мукти, а мукти преследуется как высшее совершенство.

4.  Бхакти смешано с йогой (т.е. элементами аштанга-йоги, где в сердце появляются желания развития сверхъестественных сиддх), 

а) где сиддхи рассматриваются человеком как ещё одна важная, но не главная цель в жизни, но бхакти принимается как конечная цель собственного существования. 

б) Где бхакти является средством для обретения всевозможных сиддх, ради корыстного манипулирования материальными элементами или живыми существами.

Во всех четырёх случаях разновидность б) является худшей версией, чем а), так как цель жизни, которую принимает для себя джива, не соответствует желаниям Бога. Желание Всевышнего Господа выражается в том, что бы все дживы приняли пара-дхарму – бхакти, как высшее совершенство. Об этом ясно сказано в «Бхагавад-гите»: по отношению к карми (мирянам) в 3.9; по отношению к гьяни в 7.19; по отношению к йогам в 6.47; по отношению ко всем без исключения в 18.66.

Дальнейшее описание

 

Те преданные, которые сознательно или неосознанно культивируют чуждые для шуддха-бхакти желания, будут развиваться очень медленно, так как не следуют рекомендуемым правилам развития чистой преданности, которые описал Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.11 – анйабхилашита шунийам… в первых двух строках этой шлоки. Таких преданных, согласно мнению Шрилы Бхактивиноды Тхакура не называют вайшнавами, а называют соответственно — карми, гьяни, или йоги в соответствии с той целью, к которой они стремятся как к смыслу жизни. Даже если эти каништха-адхикари поставили в своей жизни высокую и чистую цель, но отодвигают её как нечто незначительное, активно желая того, что претит шуддха-бхакти, их также объективно следует считать карми, гьяни и тому подобное в соответствии с тем, что их увлекает больше всего. 

Отодвигать высокую цель – бескорыстное бхакти можно по следующим причинам:

1)   потому что она кажется слишком высокой;

2)   потому что сам акт достижения её может оказаться неприятным для чувств тела, которые привыкли к мирским усладам;

3)   потому что нет вкуса к совершению анг бхакти;

4)   потому что развита привычка (автоматизм) к мирскому существованию;

5)   потому что ложное эго (аханкара) требует самоутверждения и подпитки во внешнем мире;

6)   потому что человек не желает тратить много времени на севу, ссылаясь на некую занятость в миру;

7)   потому что человек не привык к жертвенности и не развил духа отречения;

8)   потому что не хватает решительности и целомудрия, которое порождает её;

9)   потому что не хватает глубокого осознания важности, приоритетности и весомости шуддха-бхакти;

10) потому что человек привык считать, что материальные проблемы, которые возникают у него в жизни, следует решать обязательным образом, что следует полагаться только (или преимущественно) на собственные силы. Человек также предпочитает думать о том, что прежде нужно избавиться от проблем и страданий в этом мире, создав полный комфорт для тела, а потом уже служить Господу;

11)  потому что нет должного общения с целеустремлёнными вайшнавами;

12) потому что человек может быть подавлен плачевным состоянием духовных общин или недостойным поведением лидеров таковых;

13)  потому что человек совершает слишком много вайшнава-, гуру-, и нама-апарадх;

14)  потому что человек развил множество дурных привычек, которые пожирают время его жизни;

15)  потому что слабая воля и лень удерживают в тама-гуне;

16)  потому что человек не развил чувства единства с идеалом, проявленным в лице сад-гуру, шастр и парампары;

17)  потому что мало бхакти-унмукха-сукрити и соответственно веры (шраддхи);

18)  потому что в сердце присутствует сектантский дух;

19)  потому что человек привык потреблять, а не давать, пользоваться, а не самозабвенно служить;

20)  потому что признавать в себе недостатки и искоренять в себе анартхи – больно и не комфортно;

21)  потому что в сердце присутствует страх потери чего-либо материального и страх погружения в настроение чистой, бескорыстной преданности.

 

Вторая категория начинающих преданных, которые не желают смешивать бхакти с чем-либо, имеет два подразделения:

1. те, кто идёт по пути рагануга-марга – спонтанного преданного служения развивая мадхурья-бхаву,

2. те, кто идёт по пути видхи-марга – регулируемого шастрами и указаниями сад-гуру преданного служения, развивая айшварья-бхаву.

Гаудия-вайшнавы, двигаясь по стопам Шри Рупы Госвами и Шри Рагхунатхи даса Госвами, стремятся к развитию мадхурья-бхавы. На начальном этапе такие каништха-адхикари следуют практике раганугаправритти. Практикуя регулируемое преданное служение похожее на ваидхи-бхакти, они стремятся совершать его так, чтобы их усилия были благоприятными для развития спонтанного преданного служения, раганугабхакти.

Те преданные, которые не смешивают свои усилия служить Богу с чуждыми для шуддха-бхакти и временными настроениями, будут развиваться очень быстро. У них есть шанс достичь совершенства за одну жизнь, но при условии, что они будут искренне развиваться под руководством сат-гуру. Если будучи таковым, он старается служить Богу двадцать четыре часа в сутки, то это обычно достигается, когда преданный вступает на зрелую стадию бхаджана-крии в девяти ступенях бхакти.

Даже если начинающий преданный искренен, но его искренность базируется на непонимании важности посвящения у маха-бхагаваты (уттама-адхикари гуру) его духовное развитие будет замедлено. Что касается тех каништха-адхикари, которые вообще не склонны к регулярному общению с носителями истины, их развитие может затянуться на многие десятки жизней. Они начнут по-настоящему прогрессировать только тогда, когда сердцем примут прибежище у настоящего духовного учителя – сад-гуру.

Истинный каништха-бхакта – это каништха-уттама.

Ари Мардан дас

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...