Несомненно, прия-нарма-сакхи всегда остаются в сакхья-расе

0e012etl

(Опровержение факта, что сакхи могут пребывать в мадхурья-расе)
Шрипад Бхактиведанта Неми Махарадж

   Разногласия с проповедниками из Кришна-Баларам Мандира (с Сева-кунджи) продолжаются. Большинство преданных по всему миру подписали «Публичное заявление», и организаторы этой акции заявили, что не желают больше  высказываться по данному вопросу. Поэтому я отвечаю по собственной инициативе, получив вызывающий ответ БВ. Дамодара Махараджа. Я не пытаюсь убедить Дамодара Махараджа в чём-либо. Наоборот, данная статья обращена к тем, кто хочет сохранить веру в абсолютную правдивость и прямоту нашего Шрилы Гурудева по отношению ко всем нам, независимо от провокаций  группы из Кришна-Баларам Мандира.

*************

Краткое содержание:

   Подобно другим сакхам, прия-нарма-сакхи находятся в сакхья-расе. Их “сакхья-бхава” не является мадхурья-расой.

  Иногда прия-нарма-сакхи чувствуют, что в них пробуждается мадхурья-раса, но она, питает и усиливает их сакхья-расу, а иначе это настроение мадхурьи для них “не имеет смысла” (Ш.Рупа Госвами и Ш.Джива Госвами). Прия-нарма-сакхи никогда не находятся в мадхурья-расе.

   По мнению наших рупануга-ачарьев, такого понятия как прия-нарма-сакхи в мадхурья-расе попросту не существует.

   Следовательно, когда Шрила Гурудев, говоря о нашем Шриле Прабхупаде (Бхактиведанте Свами), использовал такие выражения как “гопи-бхава”, “мадхурья-раса”, “служанка” и так далее, он имел в виду, что Шрила Прабхупада является манджари, обладающей этими качествами. Другого толкования нет.

****************

Проповедники из Кришна Баларам Мандира утверждают, что Шрила Прабхупада не является ни манджари, ни “обычным” мальчиком-пастушком. Будучи прия-нарма-сакхой, он находится в мадхурья-расе и может служить Шримати Радхарани почти так же, как и манджари. В последнем письме Дамодар Махарадж утверждает, что Шрила Гурудев никогда не говорил, что Шрила Прабхупада является манджари и что когда Шрила Гурудев, рассказывая о Шриле Прабхупаде,  говорил о “мадхурья-расе”, “гопи-бхаве”,  “служанке” и т.д., он имел в виду, что Шрила Прабхупада является прия-нарма-сакхой, обладающим этими качествами.

Большинство преданных волнуют следующие два вопроса:

1) Действительно ли Шрила Гурудев скрыл от нас правду о сварупе Шрилы Прабхупады?

2)  Является ли Шрила Прабхупада манджари в мадхурья-расе, как мы это поняли со слов Шрилы Гурудева (и что в соответствии с мнением Дамодара Махараджа неправильно)?

На эти вопросы можно получить ответ, если прояснить для себя два момента:

1)  в какой расесакхья или мадхурья — находятся прия-нарма-сакхи?

2) имеют ли прия-нарма-сакхи доступ в мадхурья-расу до такой степени, что по отношению к ним с полным основанием можно применить такие понятия, как “мадхурья-раса”, “гопи-бхава” и “служанка”?

Обсуждение следует начинать с основных принципов шастр, в нашем случае, с утверждений Шрилы Рупы Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху»; комментариев Шрилы Дживы Госвами; вывода Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура (и конечно комментариев самого Шрилы Гурудева) в «Бхакти-расамрита-синдху-бинду»; «Нектара преданности» нашего дорогого Шрилы Прабхупады; объяснений Шрилы Бхактивиноды Тхакура из «Джайва-дхармы». В этих источниках содержится базовые принципы относительно природы прия-нарма-сакх и мадхурья-расы, а также принципы сочетания основных рас, а именно сакхья-расы и мадхурья-расы. С этого нам и следует начать своё обсуждение, делая это так, чтобы наши идеи и мнения соответствовали указанным ачарьями принципам. Мы не имеем права подгонять таковые под себя.

Приведём пример, как БВ. Дамодар Махарадж пытается подогнать принципы шастр под собственное мнение. Чтобы доказать, что Шрила Гурудев однозначно говорил, что Шрила Прабхупада является рупануга прия-нарма-сакхой Радхики (а не Чандравали), он цитирует следующий диалог: “… мы не можем служить Радхике без Рупы Манджари. Вы знаете, что Субал и Шридама являются прия-нарма-сакхами, и есть также Уджвала. Они привязаны к Шримати Радхике и радуются, когда Радхика и Кришна встречаются. Есть и другие мальчики-пастушки — прия-нарма-сакхи Чандравали. Те, кто… Но Прабхупада был очень, очень привязан к Шримати Радхике в духе рупануги. Он был рупанугой“.

Обратите внимание на два важных момента. Первый: данный аргумент является слабым и неубедительным. Второй, наиболее поразительный — Шрила Гурудев говорит совсем не о моём Гуру Махарадже (Ш. Бхактиведанте Свами)! Когда Шрила Гурудев (Ш. Нараяна Махарадж) произносит слово “Прабхупада”, он имеет в виду Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду, чьё имя упоминает в связи с днём его ухода. Только в конце своего выступления он кратко упоминает моего Гуру Махараджа, называя его как обычно «Свамиджи» и «Свами Махараджа-джи». (Кришна Баларам Мандир в этом моменте ссылается на кассету под названием “ШБССУ”, что определённо относится именно ко дню ухода Шрилы Сарасвати Прабхупады)  Удивительно то, что Дамодар Махарадж до сих пор приводит эту лекцию в качестве так называемого доказательства, несмотря на то, что оно уже было опровергнуто ранее в интернете.

Если бы логика Дамодара Махараджа была достаточно сильной, он бы наверняка доказал даже то, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада является прия-нарма-сакхой, хотя всем уже давно известно, что на самом деле он является Шри Наянамани Манджари. Этот наглядный пример ясно показывает слабость аргументов и анализа со стороны Дамодара Махараджа.

Однако, давайте вернёмся к главным вопросам:

Вопрос 1: Итак, в какой расе сакхья или мадхурья — находятся прия-нарма-сакхи?

Ответ на этот вопрос очень простой. Очевидно, что по своей сути прия-нарма-сакхи, подобно всем остальным сакхам (друзьям Кришны), находятся в сакхья-расе. В «Джайва-дхарме» Шрила Бхактивинода Тхакур утверждает, что прия-нарма-сакхи находятся в сакхья-расе[1][i] (**номер указывает на постраничную сноску, а буква — на сноску в конце статьи**). То же самое Бхактивинода Тхакур повторяет позже: “Увы! Субал испытывает такую удивительную сакхьябхаву к Кришне. Я тоже, подобно ему, буду совершать любовную севу Кришне в сакхья-расе[2]. Шрила Нароттама дас Тхакур поёт:

эи-баро каруна коро лалита вишакха

сакхйа-бхаве шридама-субала-ади сакха

 “О Лалита, о Вишакха! О Шридама, Субал и другие друзья Кришны находящиеся в сакхья-расе! Будьте милостивы ко мне!”[3]

Далее, если бы Субал — ведущий и главный среди прия-нарма-сакх — находился в мадхурья-расе, то, медитируя на него, можно было бы достичь мадхурья-расы. Однако, как утверждается во многих источниках, медитируя на пастушка Субала, преданный обретёт сакхья-бхаву (а не мадхурья-расу)[4].

Очевидно, что прия-нарма-сакхи непригодны для мадхурья-расы, так как она, естественно, предназначена только для представительниц женского пола[5][ii]. Более того, мадхурья-раса во Врадже проявляется исключительно в отношениях между Кришной и гопи[6][iii]. Шастры описывают три вида мадхурьярасы: мадхурья-раса Кубджи, мадхурья-раса цариц Двараки и мадхурья-расы гопи Вриндавана[7]. Созданный Дамодаром Махараджем вид мадхурья-расы имеющийся у прия-нарма-сакх нигде не упоминается.

Мадхурья-раса имеет следующие разновидности: любовное наслаждение; привязанность, предшествующая встрече (пурва-рага), ревнивый гнев (мана); разлука на большом расстоянии (праваса)[8]. Мальчики-пастушки не имеют с Кришной любовных свиданий, не испытывают к Нему ревнивого гнева (мана); не упоминается у сакха-бхакт предшествующей встречи в форме пурва-раги, потому что пастушки всегда могут свободно общаться с Кришной в отличие от гопи, которые могут встречаться с Ним только тайно; и конечно они не знают разлуки на расстоянии (в форме правасы). Другими словами, у настроения мальчиков-пастушков отсутствуют главные характеристики мадхурья-расы.

В ответ на эти доводы Дамодар Махарадж отмечает, что прия-нарма-сакхи отличаются от других сакхов. Он утверждает, что эти пастушки непосредственно вовлечены в игры Шри Кришны с гопи и, находясь в сакхья-расе, обладают очень специфическим настроением “сакхи-бхавы”. “Прия-нарма-сакхи во всех отношениях превосходят три другие вида сакхов. Они совершают самые сокровенные виды служения и обладают особой бхавой (сакхи-бхавой)…“[9]. В данном случае, учитывая эту ссылку, можно было бы предположить, что “сакхи-бхава” означает “мадхурья-раса”, но это не так.  Почему? «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» продолжает: “…Другими словами, они (прия-нарма-сакхи) совершают сокровенное служение для возлюбленных (преяси) Шри Кришны, помогают Кришне встречаться с ними и хотят доставить им удовольствие”[10]. Шрила Джива Госвами объясняет, что природа этого настроения заключается в “желании доставить удовольствие Кришне, помогая Его подружкам”[11].

Особая деятельность прия-нарма-сакх выражается в следующем: ”Прия-нарма-сакхи передают  враджакишори (девушкам) послания Кришны. Они поддерживают любовь враджа-кишори к Кришне. Когда враджа-кишори ссорятся с Ним, прия-нарма-сакхи принимают сторону Кришны, но в отсутствие кишори они искусно поддерживают ютхешвари (лидера группы гопи), которая дала им прибежище. Они также шепчут Кришне на ухо секретные послания. Таковы анубхавы, характерные для прия-нарма-сакх[12]. Другими словами, приянарма-сакхи поддерживают игры Кришны с гопи, действуя в качестве посланников и посредников.

Обычно сакхи помогают Кришне в Его [мальчишеских] развлечениях и играх. Однако прия-нарма-сакхи, чьё положение намного более сокровенно, помогают Кришне в Его [любовных] развлечениях и играх с гопи, однако нигде не упоминается о том, что они сами при этом уподобляются гопи. Напротив, Шрила Рупа Госвами утверждает, что “преданные, которые привязаны к сакхья-расе, считают, что она является наилучшей из всех рас[13].

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур утверждает: «Поэтому в “Бхагаватам“ описаны настроение и деятельность Субалы, Нанды и прочих, чтобы преданный мог мысленно совершать подобное служение, в своей сиддха-дехе»[14].  Это означает, что мы следуем действиям Субала, описанным в “Бхагаватам“, а не тем весьма необычным действиям, о которых говорит Дамодар Махарадж и которые нигде не упоминаются в шастрах.

Друг Субала сказал ему: “О Субал! Юные девушки Враджи, которые пьют нектар губ Кришны, самые удачливые из всех женщин”.

Шрила Джива Госвами комментирует эти слова: “Эти замечания касаются мадхура-расы, но в них отсутствует желание наслаждаться с Кришной подобным образом. Те, кто пребывает в сакхья-расе, вечно находятся в своей сакхья (мужской) форме“[15].

Итак, первый вопрос разрешён.

Вопрос 2: Могут  ли прия-нарма-сакхи войти в мадхурья-расу до такой степени, чтобы по отношению к ним с полным основанием были бы применимы такие понятия, как “мадхурья-раса”, “гопи-бхава” и “служанка”?

Дамодар Махарадж предлагает следующий сценарий: “Когда прия-нарма-сакхи погружаются в тадатмика-бхаву со Шримати Радхикой, они входят в мадхурья-расу, потому что Шримати Радхика — мадхурья-раса-широмани. Они ощущают вкус Её махабхавы. В этот момент прия-нарма-сакхи испытывают гопи-бхаву. Они полностью теряют своё настроение сакх и мужское отождествление и испытывают полную тадатмью с Радхикой, подобно манджари. Это тат-тад-бхава-иччхамайи, полностью отличающаяся от самбхога-майи со Шри Кришной!“

Очевидно, что тут рассматривается вопрос смешения или соединения рас. «Бхакти-расамрита-синдху», а соответственно, и «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», дают подробные наставления на этот счёт. Рассматривая, каким образом приянарма-сакхи могли бы трансцендентным образом преобразиться из присущей им сакхья-расы в мадхурья-расу, следует проанализировать два возможных случая: 1) соединение рас; 2) смешанная раса.

1). Иногда, например, когда прия-нарма-сакхи общаются с гопи, в их сакхья-расе в какой-то степени появляется мадхурья-раса. В этом случае неизменно присущее им настроение сакхья-расы всегда преобладает, а дополнительная  мадхурья-раса остаётся подчинённой, питая и усиливая основное настроение сакхья-расы, которое никогда не исчезает и никогда не становится подчинённым этой дополнительной расе[16][iv]. Это означает, что прия-нарма-сакхи остаются сакхами в сакхья-расе (т.е. сохраняют свою расу).

Дополнительная раса должна питать основную расу, а иначе её появление “бессмысленно” (выражение Ш. Рупы Госвами)[17][v]. Весь процесс обобщён в «Бхакти-расамрита-синдху-бинду»[18][vi]. Это означает, что мальчики-пастушки никогда не погружаются в мадхурья-расу настолько, чтобы забыть о вечно присущей им сакхья-расе. В действительности, когда бы мадхурья-раса ни проявилась в сакхья-расе, она увеличивает и усиливает сакхьярасу. И это имеет смысл, потому что словосочетание “стхайи-бхава” означает “постоянное, неизменное настроение”. «Бхакти-расамрита-синдху» объясняет, что у преданного всегда есть одно главное, постоянное настроение (мукхьястхайи-бхава):  “Одна бхава является для человека естественной, тогда как все остальные — дополнительными”[19].

(Может случиться так, что когда второстепенная (гауна) раса (например, такая как смех) соединяется с основной (мукхья), она может начать преобладать. Однако, этого никогда не происходит, когда основная раса соединяется с другой основной расой).

2). Сакхья-раса, которой обладают прия-нарма-сакхи, не соединяется с мадхурья-расой или любой другой расой[20]. Это кевала-сакхья-раса (термин кевала означает «чистая»). Мадхурья-раса также не соединяется ни с какой другой основной расой на постоянной основе[21]. Поэтому для прия-нарма-сакхов нет никакой возможности обладать мадхурья-расой как частью своей стхайи-бхавы, также как и гопи не могут обладать сакхья-расой, как частью своей стхайи-бхавы. Главное доказательство, приводимое в «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» и в «Джайва-дхарме», заключается в том, что прия-нарма-сакхи находятся в сакхья-расе, и их настроение не может стать таким же, как у манджари.

Дамодар Махарадж систематически избегает рассмотрения этого доказательства. Его идея, заключающаяся в том, что прия-нарма-сакхи находятся в мадхурья-расе, грубо попирает базовые принципы, которые были даны нашими рупануга-ачарьями. Чтобы обосновать свою идею, Дамодар Махарадж приводит определённое доказательство. Однако поскольку его основной тезис неверен, можно предвидеть, что и всё его доказательство, призванное подтвердить его (ошибочный) главный тезис, тоже ошибочно и неверно.

Процитируем понимание Дамодара Махараджа следующей строки из «Радха-кришна-ганнодеша-дипики» (Lb, 46):

двайор милана-наипунйо мадхуро бхава-бхавитах

«(Субал) умело устраивает встречи Божественной Четы и погружен в мадхурья-бхаву» , то есть, в “никунджа-йуно рати кели сидхйаи“.

Комментарий:  Это неверный перевод. Если бы этот текст говорил “он погружен в мадхурья-бхаву”, то эта фраза на санскрите была бы написана как “мадхура-бхава-бхавитах”. Но там написано “мадхуро бхавабхавитах”, что означает “он сладостен, очарователен и погружен в бхаву”.

Утверждение Дамодара Махараджа, что прия-нарма-сакхи могут принимать участие в сокровенных никунджа-играх, куда не имеют доступа даже гопи категории прия-нарма, кажется, по меньшей мере, очень странным.

Ещё одна цитата из текста Дамодара Махараджа: «Исключительное преимущество прия-нарма-сакхов — помогать Кришне в Его мадхура-лиле» («Джайва-дхарма», 5 издание, глава 29, стр. 621). Они не участвуют в мадхурья-лиле подобно найякам, но “помогают” как манджари

Комментарий: Надо отметить, что в мадхурья-лиле Кришне «помогает» множество разных личностей — Вринда-деви, Пурнамаси, лесные богини и попугаи (иногда даже змеи). Однако это вовсе не означает, что все они уподобляются манджари. Прия-нарма-сакхи помогают этим играм иным способом, не таким, каким это делают манджари. Близкие друзья Кришны выступают в роли посланников и посредников между Кришной и различными группами гопи[22]. Манджари заняты совершенно другой деятельностью.

Ещё одна цитата из текста Дамодара Махараджа: “Самые близкие друзья Кришны (прия-нарма-сакхи) до определённой степени способны к шрингара-расе” («Джайва-дхарма», глава 30, стр. 625).

Комментарий: Чтобы использовать это утверждение в качестве доказательства, нужно уточнить, до какой именно степени. “До некоторой степени“ на самом деле означает, что “они не очень способны“. В этом отрывке из «Джайва-дхармы» Госвами Махарадж обращается к Враджанатхе, который следует по стопам Субала. Госвами Махарадж даёт объяснение семи самым основным техническим моментам, а дальше говорит: “Я не стану рассказывать вам о мадхура-расе больше того, что вы уже услышали. Садхаки, склонные к мадхура-расе, должны изучать эту сокровенную науку, читая “Шри Уджджвала-ниламани“.

Очевидно, что Враджанатх не стремится прочитать “Уджджвала-ниламани“, что означает, что он не склонен к мадхурарасе. И далее мы читаем: “Однажды Виджая-кумар подумал: “Шри Гопал-гуру Госвами лишь вкратце описал нам природу мадхура-расы, я же хочу услышать более подробное изложение. Пусть Враджанатх остаётся погруженным в блаженство сакхья-бхавы.““ (Помните, Враджанатх следует по стопам Субалы!). После этого, Шри Гуру Госвами объясняет мадхурья-расу только Виджая Кумару, и Враджанатх более не упоминается. Это говорит о том, что Враджанатх как последователь Субала едва ли способен к мадхурьярасе.

Цитата из текста Дамодара Махараджа: “Шрингара-раса — это Его прия-нарма-сакха (дорогой друг), который полновластно и величественно правит во Врадже.” («Джайва-дхарма», глава 34, стр. 707).

Комментарий: Блестяще! Однако поэтическая метафора, что шрингара-раса — это прия-нарма-сакха Кришны (а иначе что это за  прия-нарма-сакха и почему мы никогда ничего не слышим о нём в играх?), не является прямым доказательством того, что Субал (к примеру) находится в шрингара-расе. Шрила Бхактивинода Тхакур, уже упомянув в “Джайва-дхарме“, что прия-нарма-сакхи находятся в сакхья-расе, не может сам себе сразу же противоречить[23][vii].

Цитата из текста Дамодара Махараджа: “Сакхья также делится на два типа: сиддха-сакхья и уннати-гарбха-сакхья. … В уннати-гарбха-сакхье присутствует росток ватсальи и канты (мадхурьи) бхав… По мере развития сакхья-расы, она станет либо ватсалья-, либо мадхурья-расой” (Ш.Бхактивинода Тхакур «Према-прадипа»).

Комментарий: Дамодар Махарадж не приводит из шастр ни одного объяснения (или определения) термина уннати-гарбхасакья или того, какое отношение этот термин имеет к прия-нарма-сакхам. В действительности, этот термин может относиться только к тем садхакам, которые развили вкус к сакхья-расе, но чья сварупа заключается либо в ватсалье, либо в мадхурье.

Цитата из Дамодара Махараджа: “Иногда Субал и некоторые другие мальчики-пастушки могут испытывать маха-бхаву… Это абхаса маха-бхавы.“

Комментарий: То, что прия-нарма-сакхи иногда испытывают маха-бхава абхасу, вовсе ещё не означает того, что они находятся в мадхурья-расе, в настроении манджари. Маха-бхава и мадхурья-раса — это не одно и то же. Царицы Двараки не имеют  маха-бхавы, но они находятся в мадхурья-расе.

Итак, мы оказались правы в своём предположении: доказательства Дамодара Махараджа по второму вопросы ложны и не подтверждают его главный ложный тезис. Очевидно, что понятие “прия-нарма-сакха в мадхурьярасе” относится к числу несуществующих или выдуманных. Этот вывод очень важен в происходящем обмене мнениями. Если, как считает Дамодар Махарадж, Шрила Прабхупада является прия-нарма-сакхой, то он находится в сакхья-расе (а не в мадхурья-расе). Если же Шрила Прабхупада находится в мадхурья-расе, то он может быть только манджари, потому что прия-нарма-сакхов в мадхурья-расе не существует. Наш Шрила Прабхупада либо сакха в сакхья-расе, либо манджари в мадхурья-расе. Согласно  Шри Рупе и Шри Санатане Госвами, Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру и Шриле Бхактивиноде Тхакуру, никаких других вариантов не существует. Несомненно, Шрила Гурудев полностью принимал их авторитет. Поэтому, когда он употреблял такие термины, как “мадхурья-раса“, “гопи-бхава“ и “служанка“ по отношению к Шриле Прабхупаде, он имел в виду только то, что Шрила Прабхупада является манджари в мадхурья-расе. Никакой другой альтернативы не существует, поскольку эти термины неприменимы ни к какому виду сакхов в сакхья-расе, а такого понятия как “прия-нарма-сакха в мадхурья-расе“ попросту не существует. Следовательно, Шрила Гурудев ничего от нас не скрыл, потому что скрывать было нечего.

В нашей следующей статье мы покажем, как Шрила Гурудева наслаждался и поддерживал положение Шрилы Прабхупады в роли манджари. Мы рассмотрим одно сильное доказательство (включая молитву на борту «Джаладуты») в пользу того, что Шрила Прабхупада был манджари. Мы также покажем, что в соответствии с учением Шрилы Гурудева только манджари могут быть рупанугами.


[1] «Дж.-д.», 679.

[2] «Дж.-д.», 819.

[3] «Прартхана»: «Хари! Хари! Кабе мора хоибе судина!» Стих 5.

[4] «Б.-р.с.», 1.2.306, NOD 16, «Дж.-д.», 535, 537.

[5] «Дж.-д», 530, 532.

[6] «Дж.-д», 610, 641, 669, 706, 752.

[7] «Дж.-д», 770-772.

[8] «Б.-р.-с.-б.», 232.

[9] «Б.-р.-с.-б.», p. 222.

[10] «Б.-р.-с.-б.», p. 222.

[11] «Б.-р.-с.-б.», 3.4.43

[12] «Б.-р.-с.-б.», 224

[13] «Б.-р.-с.» 3.3.136

[14] «Б.-р.-с.», 1.2.306, commentary

[15] «Б.-р.-с.», 4.8.26

[16] «Б.-р.-с.», 4.8.48,49

[17] «Б.-р.-с.», 4.8.51,52

[18] «Б.-р.-с.-б.», 259,260

[19] «Б.-р.-с.»,  2.4.250 и 2.4.252.

[20] «Б.-р.-с.»,  3.3.36-37.

[21] «Б.-р.-с.»,  2.5.21-2.5.26, «Б.-р.-с.-б.», 195.

[22] «Б.-р.-с.-б.»,  224.

[23] «Дж.-д», 679


[i] Существует пять категорий помощников — чета, вита, видусара, питха-мардда и прия-нарма-сакха. Среди них четы находятся в дасья-расе, питха-мардды — в вира-расе, а остальные — в сакхья-расе. Четы являются слугами, а остальные четыре вида помощников — друзьями [«Джайва-дхарма», 679].

[ii] Женские эмоции присутствуют только в двух расах — в ватсалье со стороны матери и в шрингара-расе, мадхурья-расе. И только те, кто обладает этой природой, заняты в служении Кришне в образе женщин [«Джайва-дхарма», 532].

[iii] На Голоке [во Вриндаване] в мадхурья-расе находятся только враджа-рамани [«Джайва-дхарма», 669].

[iv] «Однако, основная раса, которая проявляется в сердце определённого преданного благодаря могуществу его бесконечного предыдущего опыта, никуда не исчезает в отличие от вьябхичари-бхав или второстепенных рас» «Б.-р.-с.» (4.8.48).

«Когда имеет место сочетание рас, изначальная раса, являющаяся основной анга-расой, усиливаясь с помощью поддерживающих бхав, которые могут быть ей подобными или отличающимися (но не враждебными), остаётся независимой» «Б.-р.-с.» (4.8.49).

«Изначальная раса, проявившаяся для преданного как составляющая его природы, то есть для которой этот преданный является постоянной ашраей, остаётся преобладающей в этом преданном (анги), и остальные изначальные расы становятся для него ангами» «Б.-р.-с.» (4.8.50).

[v] «Более того, другие расы принимают роль анги только с целью усилить вкус. В противном случае их проявление бессмысленно» «Б.-р.-с.»  (4.8.51).

Комментарий Шрилы Дживы Госвами: «Другие расы принимают роль анга (вторичной) по отношению к главной расе только с целью усиления вкуса. Это объясняется в следующей строке: «Иначе их проявление бессмысленно».

«Бесполезные анга-расы подобны сладкому нектару, в который случайно попала трава. Вместе с этим нектаром человеку придётся проглотить и траву (и испытать чувство отвращения)» «Б.-р.-с.» (4.8.52).

[vi] «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», стр. 259, 260 [Здесь “анги“ означает главная раса, а “анга“ означает дополнительные расы, которые проявляются, чтобы усилить или питать главную расу]: «Анги-раса, одна из главных рас, распространяет себя посредством своих анга-рас и сияет независимо…. Преданные-ашрая в мукхья-расах, главенствующих в какой-то игре, всегда остаются ашраей для этой расы. Для таких преданных при любом смешении мукхья-рас их мукхья-раса всегда остается целой, тогда как остальные являются составляющими».

«Только когда анга-раса усиливает вкус анги-расы, она служит своей цели в качестве составляющей. В противном случае её смешение с анги-расой бессмысленно. В таком случае её присутствие в действительности становится препятствием в наслаждении вкусом расы, подобно травинке, случайно попавшей в чашу с нектаром».

[vii] Существует пять категорий помощников — чета, вита, видусара, питхамардда и приянармасакха. Среди них четы находятся в дасьярасе, питхамарды — в вирарасе, а остальные — в сакхьярасе. Четы являются слугами, а остальные четыре вида помощников — друзьями [«Джайва-дхарма», 679].

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...