&nbsp

табе йайа тад-упари ‘голока-вриндавана’
‘кришна-чарана’-калпа-врикше каре арохана

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.154)

Пустившая корни в сердце человека и орошаемая водой шраваны и киртаны, лиана бхакти поднимается всё выше и выше. Так она постепенно находит прибежище под сенью древа желаний лотосных стоп Кришны. Однако до Вриндавана нужно пройти ещё немало других мест. Когда преданный стенает, пребывая на стадии ништхи, все нечистоты уходят из его сердца (уровень брахмалоки). Потом лиана растёт дальше, проходит реку Вираджа, Махеша-дхаму и Вайкунтху. Когда она проходит Вайкунтху, это означает, что в сердце преданного не остаётся привязанности к айшварье – настроению благоговения и почтения к Кришне, и тогда бхакта привязывается только к мадхурье — сладостному аспекту Шри Кришны. Теперь лиана ученика растёт ещё выше и, наконец, достигает Двараки, потом Матхуры. Если преданный в своём бхаджане находится под руководством врадажа-расика-вайшнава и сосредотачивается ещё более на мадхурья-расе, тогда он минует Матхуру и Двараку, потому что в этих местах нет чистого рагануга-бхакти. Она там смешана с вайдхи-бхакти. Другими словами жители Матхуры и Двараки привязаны к Кришне как к близкому им человеку, но при этом они осознают Его божественное происхождение. Соответственно их рага-бхакти не является чистым проявлением близкой и сокровенной любви к Нему.

Преданный, который не находится под руководством вражда-расика-вайшнава, пришедшего из духовного мира, никогда не сможет достичь беспримесной мадхурьи, поскольку полностью освободить наше сердце от айшварьи может только вражда-расика-вайшнав, который может милостиво вложить уникальное, ни на что не похожее редкое настроение в наше сердце. В связи с этим Шрила Джива Госвами объясняет, что если преданный поклоняется Радхе и Кришне в настроении айшварьи, то после оставления тела он достигает обители, которая называется Голока. То есть Голока Вриндавана состоит из разных обителей. Граница этой обители называется Голока, и там тоже живут Радха и Кришна. Это мир айшварьи Кришны, там царит богатство и великолепие, которое превосходит богатство и великолепие даже Вайкунтхи. Там живые существа поклоняются Радхе и Кришне в настроении благоговения и почтения. Если преданный пребывает в настроении, когда айшварья смешана с мадхурьей наполовину, то он становится одной из цариц Двараки. Если настроение мадхурьи ещё более преобладает над айшварьей, тогда бхакта становится одним из вечных спутников Кришны в Матхуре. Тот, кто находится и обучается под руководством вражда-расика-вайшнава, развивает беспримесное настроение гопи-премы. Только такой преданный приходит во Врадж и становится одной из вечных спутниц Шримати Радхарани.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что всё зависит от того, под чьим руководством мы находимся. Чем выше настроение нашего шикша-гуру — проводника в духовный мир, тем совершенней наша стадия любви к Богу. Если нам выпала великая удача и наш гурудев является непосредственной служанкой Шримати Радхарани, который не знает никаких других настроений (точнее знает, но не живёт ими), тогда наша лиана преданности пройдёт сквозь оболочки Двараки и Матхуры и достигнет Вриндавана. Там лиана нашего бхакти обнимет лотосные стопы Радхи и Кришны и принесёт очень сладостный плод любви к Ним. Гурудев берёт этот плод и даёт его нам: «Вкуси, почувствуй». Даже находясь в этом бренном мире, мы можем насладиться сладостью божественной любви Радхи и Кришны. Вот в чём смысл этой первой шлоки.

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что если эти условия не исполнены, то такой преданный никогда не сможет омыться в океане шьяма-расы, так как любовь к Шри Кришне является исключительным достоянием Шримати Радхарани. Её можно получить только по милости царицы Враджи и Её близких спутниц. Далее Шрила Бхактивинода Тхакур говорит:

радхика уджджвала-расера ачарйа
 радха-мадхава-шуддха-према вичарйа

«Шримати Радхика — ачарья в искусстве супружеской любви (удджвала-расы). Надо всегда слушать, говорить и размышлять о чистой любви Радхи и Мадхавы» (3).

Если мы не служим Шримати Радхарани через Её вечного представителя (нитья-сиддха-гуру), тогда мы не сможем обрести радха-премы и не только радха-премы, а любой премы, так как здесь говорится, что Шримати Радхарани является ачарьей удджвала-расы. Помните, я говорил вам о том, что принёс Шри Чайтанья Махапрабху? Он даровал уннатоджвала-расу, и в шлоке говорится, что Он радхика уджджвала-расера ачарйа. Радхарани — ачарья удджвала-расы. Мы можем обрести этот дар Шримана Махапрабху уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам только по милости Вришабхану-нандини. Только если ачарья будет доволен нами, он прольёт на нас милость. Поэтому чистая любовь между Радхой и Мадхавой должна стать объектом обсуждения и предметом нашего размышления.

Эта фраза рассеивает ещё одно часто встречающееся заблуждение о том, что любовь радха-кришна-према проявится сама собой в сердце, если мы будем повторять шестнадцать кругов, следовать четырём регулирующим принципам и выполнять какое-то небольшое практическое преданное служение.

Ари Мардан д.: (смеётся): Я слышал об этом.

Ш.Б.Радханти Махарадж: Нет! Само собой в духовной жизни ничего не приходит. Здесь ясно говорится, что самбандха с Божественной Четой развивается постепенно в сердце садхаки при условии радха-мадхава-шуддха-према вичарйа. Самбандха возникает, когда преданный осознанно и глубоко размышляет над сокровенной любовью Радха-Мадхавы, и этот высший идеал отношений Божественной Четы постепенно захватывает ум преданного всё сильнее и сильнее. Садхак начинает осмысленно тянуться к нему и весь свой бхаджан он посвящает достижению именно этой сокровенной цели. Если этого нет в практике преданного, то само это не придёт. Мы должны осознанно погрузиться в настроения вечных спутников Бога, нам следует очароваться отношениями Божественной Четы. Мы обязаны забыть материальный мир со всеми его приманками и соблазнами, будучи очарованными красотой любви Радха-Мадхавы. Если мы не будем размышлять над этой любовью и обсуждать её в кругу старших преданных и гурудева, то каким образом у нас проявиться лобха, страстное желание обрести эту любовь? Шрила Рай Рамананда говорит: