&nbsp

кришна-бхакти-раса-бхавита-матих
крийатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукритаир на лабхйате

«Чистое преданное служение Кришне невозможно обрести, совершая благочестивые поступки, пусть даже миллионы рождений подряд. Приобрести его можно только одной ценой — глубоким желанием. Где бы оно ни было доступно, следует приобрести его без промедления» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.70. Из «Падьявали»).

Кришна-бхакти-раса-бхавита — это настроение любви к Шри Кришне. Его можно обрести только одной ценой — развив страстное желание обрести её. Это страстное желание называется лобха. Если кто-то не развил это страстное желание, то никогда, даже через миллионы жизней, совершая вайдхи-бхакти, преданный не обретёт этой премы. Даже если садхак будет совершать десять миллионов жизней вайдхи-бхакти каждый день, строго следуя всем правилам и предписаниям, он никогда не обретёт этого. Шрила Рай Рамананда говорит джанма-коти-сукритаир на лабхйате. Джанма означает рождение, коти — многие миллионы, сукритаир означает бхактисукрити, которое обретает преданный, совершая вайдхи-бхакти, на лабхйате означает «никогда не достигнет этого». Вайдхи-бхакти никогда не приведёт к рага-бхакти, потому что это два разных пути, они основаны на двух совершенно разных видах шраддхи.

Шрила Бхактивинода Тхакур описывает в «Джайва-дхарме» два вида шраддхи, которые в своём развитии приводят к разным видам ништхи, ручи, асакти, бхавы и премы. Один путь ведёт на Вайкунтху, другой во Врадж, сокровенную часть Голоки Вриндавана. Одна из двух видов шраддхи — это вайдхи-вишваса-майи, а другая — бхагават-мадхурйа-лобха-майи-шраддха. Лобха, которая развивается в сердце при слушании враджа-лилы из уст враджа-расика-вайшнава, — это как раз и является той шраддхой, которая ведёт в лилы Радхи и Кришны. Лаласа — жажда, о которой мы только что сказали, и о которой упомянул Шри Рамананда Рай, представляет из себя страстное стремление к божественным мадхурьялилам Вриндавана, к обретению настроения враджаваси. Это как раз и является началом, серединой и концом пути рагануга-бхакти. Бхагават-мадхурйа-лобха-майи-шраддха ,проявляясь в ништхе, ручи, асакти, вызревает в бхаву и прему. Она приводит к той цели, к которой стремятся Гаудии.

Лобху и мадхурьямайишраддху можно развить благодаря радха-мадхава-шуддха-према вичарйа. Чистая любовь Радха-Мадхавы должна стать предметом нашего слушания и обсуждения. Если мы не думаем об этом и нас не привлекает красота взаимоотношений Божественной Четы, красота Их любви, то как мы можем развить лобху? Само собой это никогда не придёт! Каким образом можно получить то, чего ты не хочешь? Это очень простой принцип. Я могу получить лишь то, чего страстно желаю, что является предметом моих ежедневных молитв и просьб, о чём я постоянно думаю день и ночь, к чему я стремлюсь годами. Наконец, когда в моём бхаджане желание становится сильным, Шри Радха и Кришна через моего Гурудева дают мне исполнение этого желания.

Если в сердце нет лобхи, то каким образом просто механически исполняя свой долг каждый день, я смогу обрести это настроение? Никогда. Оттого и говорится, что лобха является единственным и самым главным условием обретения любви к Враджендра-нандане. Лобху или лаулью можно обрести, общаясь с теми, в ком она живёт, проявляясь очень интенсивно. Заразившись этим настроением от такого вайшнава, я смогу получить адхикару для раганугабхакти.

Шрила Рупа Госвами говорит, что такое садху-санга:

шримад-бхагаватартханам асвадо расикаих саха
саджатийашайе снигдхе садхау сангах свато варе

«Познать смысл «Шримад-Бхагаватам» садхака сможет только в общении с расика-вайшнавом (тем, чей ум и сердце пропитаны духовными вкусами), который духовно более зрел (свато варе), обладает схожим настроением в служении Господу (саджатийа-ашайе) и относится к нему с любовью (снигдхе)» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.90).

Он говорит, что для того, чтобы общение можно было назвать садху-сангой ,должны быть исполнены три условия. Первое — это саджатийа-ашайе. Эти слова означают, что вайшнав, с которым я стремлюсь общаться, должен находиться в том же настроении, которое я стремлюсь обрести. Если моё сердце захвачено сакхья-расой, тогда я должен найти возвышенного вайшнава в сакхья-расе, который утвердился в этом настроении и является сакхой из духовного мира. Он приходит, чтобы научить этому настроению.

Если я стремлюсь к ватсалья-расе, то должен найти вайшнава, совершающего служение в настроении ватсалья-расы. Если я стремлюсь к развитию мадхурья-расы, то должен найти вайшнава в этой расе, чтобы его настроение захватило моё сердце. Если меня в целом захватывает настроение враджа-бхакти, настроение Вриндавана, то я должен найти вайшнава, который даст настроение враджа-бхакти. Меня не будет полностью удовлетворять пребывание под руководством вайшнава, который не имеет должного настроения враджа-бхакти, а имеет вайдхи-бхакти или, предположим, имеет враджа-бхакти, но не в зрелой форме, как у каништха-гуру или у гуру, занимающего промежуточное положение (мадхьяма).

Свато варе означает, что вайшнав должен быть духовно выше меня, — тогда это садху-санга. Если вайшнав обрёл больше того настроения, к которому стремлюсь я, он может помочь мне в моей духовной жизни. Если я общаюсь с равными или с теми, кто ниже меня — это никакая не садху-санга. Я им могу дать садху-сангу, так как у меня есть что-то, чего нет у них. Они могут принять эту садху-сангу от меня, но лично я нуждаюсь в более высоком общении, чтобы расти дальше.

Есть также третье условие — снигдха. Это означает, что я не должен быть равнодушен к вайшнаву, а он не должен быть равнодушен ко мне. Другими словами он должен быть сердечно расположен ко мне, он должен любить меня, проявлять заинтересованность в моей духовной жизни. Когда эти три условия соблюдены, то такое общение можно называть садху-сангой, и эта садху-санга очень могущественна. Особенно, если это общение с возвышенным садху:

садху-санга садху-санга — сарва-шастре кайа

лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

«Все богооткровенные писания утверждают, что даже мгновение общения с чистым преданным дарует наивысшее духовное совершенство» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.54).

Даже одно мгновение подлинной садху-санги может привести к совершенству. Как в истории с Гопа Кумаром. На одну секунду его гуру прикоснулся к голове героя «Брихад-Бхагаватамриты». Так Гопа Кумар обрёл все совершенства! Вот почему необходимо искать общение с великими (уттама) вайшнавами, которые переполнены блаженством чистой любви и которые могут дать её нам. Это очень редкие души, их всегда мало. До тех пор, пока мы не найдём их, не нужно успокаиваться. Нужно снова и снова продолжать свой поиск. Главное, необходимо понять, что всё в нашей жизни приходит через общение с ныне пребывающими на планете вайшнавами, а не лишь самостоятельными усилиями в бхаджане и усилиями в изучении книг, потому что наш путь это авароха-патх, а не ароха-патх. Когда вы сосредоточены лишь на собственных усилиях, это показывает, как вы карабкаетесь вверх. Это восходящий путь — арохапатх. Если же вы ищете милости свыше, ищете прямого общения с великими вайшнавами — это нисходящий путь, аварохапатх. Мы спасаемся благодаря нисхождению святого, а не благодаря своей садхане. К нам приходит всё по милости свыше, как откровение, когда старшие удовлетворены нашей искренностью и нашим духом служения им.

Существует ещё одно важное условие, которое обязательно необходимо соблюсти. Нужно находиться под руководством враджа-расика-вайшнава. Если кто-то самостоятельно будет пытаться следовать тем указаниям, которые описаны в этом бхаджане, и размышлять о любви Радха-Мадхавы и обсуждать в кругу своих знакомых Их любовь, то можно стать сахаджией. Когда преданный не имеет должного духовного руководства и ясных критериев, что духовно, а что материально, что является подлинным откровением, а что является игрой воображения, что является сева-вритти — духом служения Божественной Чете, а что является скрытым наслаждением красивыми историями,  проявляется сахаджия. Не имея ясных критериев, которые может дать сад-гуру врадажа-расика-вайшнав, неофит обязательно будет обречён на то, чтобы плыть в озере своего собственного ума, и его якобы духовные эмоции будут просто вымышленными. Так проявляется мирской сентиментализм в духовной жизни.

В сахаджии чувства пребывают на уровне материального ума, возникают чувства и эмоции, рождённые невежеством и имитацией. Они асат, они не имеют отношения к духовной реальности. Истинный рагануга-бхаджан отличается от сахаджии именно тем, что преданный всегда живёт в анугатье. Он следует по стопам махаджан, находится под руководством осознавшей себя души, которая являет сат-настроения. Истинный вайшнав точно может нам сказать, где мы находимся и что мы делаем. Без общения со знающими преданными у нас не будет ясного критерия. Мы слепы, поэтому просим:

 

ом аджнана-тимирандхасйа гйананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

 

О, Гурудев, пожалуйста, будь милостив, и факелом знания, скальпелем трансцендентной дивья-гьяны убери бельмо с моих проклятых глаз, милостиво срежь катаракту невежества, которая мешает узреть подлинную красоту трансцендентного мира Радхи и Кришны. Без милости духовного целителя мы останемся слепы. Когда человек слеп, он нуждается в поводыре, который проведёт его через опасную дорогу над пропастью и приведёт его в сияющий и цветущий оазис. Без такого проводника мы можем упасть в пропасть в любое мгновение. Вот почему важно находиться под руководством истинной осознавшей себя души. Многие преданные, не имея правильного руководства, пытаются самостоятельно достичь этих сияющих вершин. Они читают книги, которые Шрила Нараяна Махарадж запрещает читать даже своим ученикам, которые уже много лет практикуют под его руководством. Такие книги как «Шри Кришна Бхаванамрита Махакавья», «Говинда-лиламрита» предназначены для уже освобождённых душ — парамахамс.

Однажды одна ученица Гурудева спросила у него разрешения читать «Говинда-лиламриту», он сказал ей: «Если ты будешь их читать, это разрушит твою духовную жизнь». Если преданный не имеет достаточной духовной зрелости и его лобха ещё не достаточно развита, то имея преувеличенное представление о своём реальном духовном вкусе, он может начать путаться, изучая темы, которые во много раз превосходят его способности переварить их. Тогда он разрушит свою духовную жизнь, потому что будет воспринимать сокровенные отношения Божественной Четы как эротические взаимоотношения юношей и девушек в материальном мире. Это ещё одна причина, по которой мы всегда должны находиться под руководством сад-гуру, который скажет: «Это читай, а это не читай. Это делай, а это не делай. Этот путь он очень сложен и опасен».

Говорится, что этот путь подобен лезвию бритвы («Катха-упанишад», 1.3.14):

уттиштхата джаграта прапйа варан-нибодхата

кшурасйа дхара нишита дуратйайа

дургам патхастаткавайо ваданти

 

Если не находиться под руководством эксперта в бхакти, можно упасть. Эти трансцендентные описания враджа-премы и радха-кришна-лилы подобны чистейшему нектару, но для поражённых авидьей обусловленных душ этот нектар нужно давать дозировано. В соответствии с индивидуальным уровнем каждый может переварить только то, на что способен. Для одного определенная дозировка будет лекарством, для другого смертельным ядом. Дозировка должна быть прописана в соответствии с заболеванием и его стадией. Это может определить только очень искусный врач. Это сад-гуру, он видит нас насквозь. От него невозможно скрыть ничего, потому что он не является рядовым садхаком, который планомерно совершает свой бхаджан, стараясь совершать его лучше и лучше, постепенно поднимаясь на всё более высокий уровень при этом, продолжая оставаться обусловленной душой, не достигнувшей полного освобождения. Сад-гуру вечно освобожденный. В отличие от многих практикующих, которые являются обусловленными душами, сад-гуру является подобным антарьями (Параматме). Истинный гуру неотличен от антарьями, и является проявлением Параматмы. Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами пишет:

шикша-гуруке та’ джани кришнера сварупа

антарйами, бхакта-шрештха, эи дуи рупа

 

Кришна из-за сострадания к дживам этого мира проявляет Себя в двух формах как антарьями — Сверхдуша в сердце и вторая — бхакта-шрештха  величайший преданный, который неотличен от гуру в сердце. Мы не способны ясно слышать голос Параматмы. Об этом говорит Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами в другой шлоке:

дживе сакшат нахи тате гуру чаиттйа-рупе

шикша-гуру хайа кришна-маханта-сварупе

«Обусловленная душа не может узреть Сверхдушу (чайтья-гуру), и потому Господь предстаёт её взору в облике чистого преданного (шикша-гуру). Такой возвышенный духовный учитель – не кто иной, как Сам Кришна» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.58).

По этой причине внутренний гуру (Бог) предстаёт снаружи как величайший вайшнав. Сад-гуру неотличен от Параматмы. Параматма знает самые сокровенные чувства и желания, о которых мы даже сами можем не догадываться. Точно так же и сад-гуру знает о нас всё. Я видел много раз, как Шрила Нараяна Махарадж в разных ситуациях говорил очень точно, кто и о чём думает и кто что делает, даже если они находились за многие километры от него. Всякий раз, когда я был свидетелем этих ситуаций, это вызывало во мне шок, так как понимаешь, что ты перед Шрилой Нараяной Махараджем весь как на ладони, и невозможно спрятаться никуда. Поэтому говорится, что к сад-гуру нужно приходить с открытым сердцем, нельзя ничего от него скрывать. Если мы хотим обмануть сад-гуру, то мы окажемся обмануты сами. Если ученик имеет такую связь с сад-гуру, то он может находиться за миллионы километров от него, но всё рано Гурудев будет знать всё, что делает его ученик. Всё служение, которое он совершает, всю любовь, которую он выражает, подлинный учитель будет принимать лично. Все молитвы, которые возносит шишья, учитель будет принимать лично.

Однажды был такой изумительный случай, когда Шрила Нараяна Махарадж приехал в Англию. У него в Англии есть одна ученица. Она очень застенчивая и робкая девушка настолько, что боялась с ним даже разговаривать. При этом у неё был очень глубокий внутренний бхаджан, очень большая преданность своему Гурудеву.

Когда Гурудев приезжал, его как всегда встречали преданные в аэропорту Лондона. Он выходил к ним, все подбегали, толпа учеников окружала его. Все надевали на него прекрасные цветочные гирлянды. Он благословлял всех, говорил тёплые слова, а эта скромная преданная пряталась за спинами других преданных. Каждый рвался вперёд, чтобы поговорить с Гурудевом, а она оставалась сзади и думала: «Как было бы хорошо, если Гурудев не заметит меня и не начнёт говорить со мной». Я забыл сказать про её садхану. Она каждый день садилась пред своим алтарём и пела бхаджаны для Гурудева. Она обычно пела подряд час, второй, третий и всё своё сердце и всю свою преданность она отдавала лотосным стопам Гурудева. Она никому об этом не говорила. И вот в очередной раз Гурудев приехал и все с любовью встречали его. Вдруг он начал всех раздвигать и пошёл через толпу прямо в то место, где она пряталась за спинами. Когда он подошёл к ней вплотную, то наклонился к ней и сказал: «Твой сладостный голосок каждый день доносится до меня, я слышу твоё пение. Спасибо тебе большое, ты очень красиво поёшь». После этого он положил ей свою руку на голову и у неё потекли слёзы из глаз.

Так как она поняла, что связь с Гурудевом, которую она чувствовала в своём сердце, когда пела ему бхаджаны — это реальность. Она чувствовала, что он принимает её подношения, что он действительно знает её. Но никто Гурудеву о ней никогда до этого случая не говорил. Он находился от неё за много тысяч километров! И в то же самое время он рядом, в сердце. Гурудев всё слышит, видит, он знает всё. Это ещё одна причина, почему мы должны находиться под руководством такого великого вайшнава, который знает нашу природу, знает как нас вести по этому пути. Знает как очистить наше сердце от многочисленных анартх и знает то, каким образом нужно понемногу дать нам этот редкостный удивительный чистый дар Шри Чайтаньи Махапрабху. Далее Шрила Бхактивинода Тхакур поёт:

дже дхорило радха-пада парама джатане
 се паило кришна-пада амулйа-ратане

 

«Тот, кто хранит в сердце лотосные стопы Шримати Радхики и поклоняется им, непременно обретёт бесценное сокровище лотосных стоп Кришны» (4). 

Те, кто устанавливают лотосные стопы Шримати Радхарани в своих сердцах, поклоняются им с великой заботой, обретают бесценный драгоценный камень лотосных стоп Шри Кришны, так как Кришна является слугой Шримати Радхарани. Весь мир служит Кришне, а Кришна служит Шримати Радхарани. Об этом есть много песен и шлок. Мудрые преданные, обращаясь к Кришне с молитвой, молят Его о том, чтобы Он занял их в служении Шримати Радхарани. Иной садханы у нас нет.

Гоур-премананде!

Харибол!

Транскрипция: Камала д.д.

Редакция: Аударья д.д.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Вишрамбхена-гуру-сева проявляется в жизни ученика только тогда, когда он становится обладателем качеств сат-шишьи — подлинного ученика, мадхьяма-адхикари.

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...