Махат-санга

Махат-санга

Милость Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа

Интервью с Доял-хари Прабху

Кемерово. 16 июня, 2016г.

Ари Мардан дас: Доял-хари Прабху, Ваш духовный опыт общения с великими вайшнавами очень вдохновляет некоторых читателей сайта «Сат-сампрадая». Многие преданные из разных Гаудия-сообществ следят за тем, что происходит ныне в различных сангах. В поисках идеального общения находится большое количество людей. Поэтому, когда кто-то из старших преданных делится своими духовными впечатлениями, его с интересом слушают (читают).

Сейчас в мире всё чаще и чаще можно услышать о Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами Махарадже. О нём говорят снова и снова старшие вайшнавы линии нашего духовного учителя (Ш.Нараяны Госвами Махараджа). Даже в ИСККОН появились преданные, которые стали активно изучать хари-катху Шрилы Бхарати Махараджа! Он стал для них эталоном гуру. Благодаря его присутствию на планете, действительно можно понять, каким должен быть настоящий учитель.

Поскольку Вы часто посещаете святые места, наверняка Вы пересекались с этой личностью. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о нём. Мы с Вами были вместе на его лекциях в 2014 году в Джаганнатха Пури. По иронии судьбы, мы  так и не обсудили полученные впечатления от встреч с ним. Теперь я хотел бы обратиться к Вам с просьбой, всё же рассказать о нём, но уже посетителям сайта «Сат-сампрадая». Как произошла Ваша первая встреча с этим вайшнавом?

Доял-хари Прабху: Харибол! Я приветствую всех читателей сайта «Сат-сампрадая». Очень рад, что искренние души интересуются самым высоким общением, которое дарует нескончаемые блага дживам. Несомненно, только такое общение приводит к совершенству, и только благодаря нему мы сможем ощутить быстрый рост в бхакти.

Впервые я встретил Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Госвами Махараджа в Майяпур-дхаме. Это было сразу после ухода моего Шрилы Гурудева в нитья-лилу. Увидев Бхарати Махараджа, я решил не участвовать в Гауда-мандале парикраме, а всё время посвятить слушанию хари-катхи от этого возвышенного вайшнава. Шрила Гурудев говорил: «Чистые вайшнавы в нашей парампаре отличаются тем, что даже капля их милости может привести к рагануга-бхакти. Под руководством Шри Рупы Госвами вы будете служить Шри Шри Радхе Кришне, особенно Шримати Радхике» (Хило, Гавайи 21 января 2004).

В то время я жил в Коладвипе, поэтому каждый день ранним утром на самых первых лодках мне приходилось переправляться через Гангу в Майяпур. Но я очень радовался тому, что мог каждый день лицезреть Бхагавати-Гангу и молиться о её милости. Тогда Шрила Бхарати Махарадж проводил хари-катху дважды в день и иногда он выходил из своего бхаджанкутира посидеть на свежем воздухе. Таким образом, можно было получить его даршан и даже задать некоторые вопросы по сиддханте.

Однажды я спросил у Шрилы Бхарати Махараджа: «Когда нитья-сиддхи (парикары) приходят в этот материальный мир, то они с самого начала жизни уже знают, что они являются  таковыми?» Рядом со мной находились ещё некоторые преданные и они очень воодушевились, услышав этот вопрос. Шрила Бхарати Махарадж сказал, что каждый случай индивидуален. На каждого такого чистого вайшнава у Господа свой особый план, потому что они приходят в материальный мир для того, чтобы исполнить желания своего Прабху. Неожиданно Махарадж вдруг стал очень серьёзным и сказал: «На всё воля Господа. Всё происходит исключительно по его милости».

найам атма правачанена лабхйо

на медхайа на бахуна шрутена

йам эваиша вринуте тена лабйас

тасйаиша атма вивринуте танум свам

«Если человек хорошо объясняет шастры, наделён могучим интеллектом, логикой или даже если он много слушает о Господе, это ещё не значит, что Господь откроется ему (или откроет ему тайны). Обрести Всевышнего способен лишь тот, кого избрал Сам Господь. Такому человеку Господь являет Свой образ» («Катха-упанишад», 1.2.23).

Ари Мардан д.: Об этой истине очень часто забывают. Многие начинающие преданные думают, что садхана сама по себе даст всё и, в связи с ней, всё автоматически сработает. Якобы Господь явится к нам как миленький, сражённый или покорённый нашими усилиями. Но позже становится понятно, что, оказывается, нужна ещё и милость свыше. Даже сиддха-дживы зависят от неё.

Доял-хари Пр.: Да, к сожалению полноценное понимание подобных истин не приходит к нам сразу. Огромное вдохновение можно получить, изучая «Шримад-Бхагаватам» в анугатье, если шравана выполняется как сева, на регулярной основе:

йаха, бхагавата пада ваишнавера стхане

эканта ашрайа кара чаитанйа-чаране

«Изучай «Шримад-Бхагаватам» у стоп достигшего самоосознания уттама-вайшнава, целиком предавшись лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху» («Гаудия-кантха-хара», 2.28).

нашта-прайешу абхадрешу нитйам бхагавата-севайа

бхагавати уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики

«Постоянное слушание «Шримад-Бхагаватам» и служение преданному махабхагавате уничтожают всё неблагоприятное в сердце. Тогда преданное служение Бхагавану Шри Кришне, прославленному в трансцендентных молитвах, становится непоколебимым (найштики-бхакти)» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.18).

 

Ари Мардан д.: Эти стихи ведут нас к преданности стопам лучших среди вайшнавов! Их активно цитируют только те, кто искренне ведёт нас к совершенству. Эти шлоки объединяет то, что они концентрируют внимание на преданности маха-бхагавата-вайшнаву.

Доял-хари Пр.: Верно. Этот стих может вызвать огромное вдохновение в сердце, если его правильно понимать. Если искренне и постоянно молиться, то Господь обязательно поможет осуществить на практике встречу с таким вайшнавом.

Однажды один из севаков Шрилы Бхарати Махараджа поручил мне помыть его личную посуду после принятия им обеденного прасада. В тот момент у меня горели глаза, я весь трепетал, когда совершал это редкое служение. Я благодарил Господа за дарованную мне милость служения. Мне удавалось совершать это служение несколько дней подряд. Конечно, на личной тарелке Шрилы Бхарати Махараджа всегда оставались остатки его пищи, которые я аккуратно перекладывал в заранее приготовленный пакетик и прятал в свою сумку для парикрамы. Потом мы с жадностью и верой почитали маха-маха-прасад вместе с другими очень удачливыми преданными. Мы должны всегда хранить сильную веру в остатки пищи чистого вайшнава и относиться к махамаха-прасаду с величайшим почтением. «Чайтанья-чаритамрита» (Антья, 16.60) очень хорошо объясняет это:

бхакта пада дхули ара бхакта-пада-джала

бхакта-бхукта-авашеша-тина маха-бала

эи тина-сева хаите кришна-према хайа

пунах пунах сарва-шастре пхукарийа кайа

 

«Пыль со стоп чистого преданного, вода, которой омывали его стопы, остатки его пищи и слова из его уст (хари-катха) обладают неизмеримым могуществом. Если садхака оказывает всему этому почтение, в его сердце легко проявляется кришна-према. Все писания провозглашают эту истину вновь и вновь».

В один из дней Шрила Бхарати Махараджа был особенно милостив к преданным, которые пришли к нему, чтобы получить его даршан. Тогда было всего несколько преданных, которые находились возле его бхаджанкутира. Шрила Бхарати Махарадж сидел в своей комнате на кровати и каждый преданный мог войти к нему, предложить поклоны и получить из его рук маха-прасад. Войдя в комнату, я предложил ему поклоны и взял пыль с его лотосных стоп. Не вставая, я продолжал находиться подле него, сложив ладони, повторяя пранаму и молясь. В писаниях говорится, что мы должны быть максимально почтительны к уттамавайшнавам. Такое смиренное настроение принесёт нам огромное благо. Шрила Рупа Госвами в «Упадешамрите» объяснил как мы должны оказывать почтение трем уровням вайшнавов. Не следует относиться ко всем одинаково. Необходимо принять наставления «Упадешамриты», а не относиться к преданным на своё усмотрение, как велит обусловленное сознание.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж в книге «Золотой вулкан божественной любви» более глубоко объясняет по отношению к кому нужно выражать своё смирение: «Когда Махапрабху говорит, что надо быть смиреннее травинки, Он имеет в виду смирение перед преданными, а не перед сумасшедшими. Основная масса людей невежественна. Они безумны, а поэтому не знают, что хорошо — что плохо, поэтому их суждения ничего не стоят. Чтобы оценивать смирение, нужен определённый, очень высокий стандарт. Нас интересует критерий, выдвинутый чистыми преданными, а не суждения невежественных масс. Оценивать смирение, терпение, скромность должна совершенная безупречная личность, а не невежественные люди».

После того, как я сел возле Шрилы Махараджа, он начал похлопывать меня по голове руками, благословляя. В этот момент он стал очень быстро что-то произносить. Тогда мне даже показалось, что он «выбивает» из меня мои анартхи, потому что его ладони были очень тяжёлыми и в то же время очень нежными. Я был рад этому похлопыванию и ощутил в сердце прилив огромного вдохновения. В то же время, я почувствовал его беспричинную милость, которую он всегда проливает на приходящих к нему преданных. В действительности, это естественное проявление его мягкого, любящего, божественного сердца, которое сжимается от боли, видя страдания баддха-джив. Он всегда щедро дарует свою беспричинную милость всем обусловленным душам, не ожидая ничего взамен.

В шастрах говорится, что чистый преданный всегда счастлив и умиротворён, но когда он видит страдания обусловленных душ, его сердце сжимается от боли. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит об этом удивительном качестве маха-бхагаваты следующее («Гитавали», «Надия-годруме», стих 4):

 

кришнера самсара коро чхади аначар

дживе дойа, кришна-нама сарва-дхарма-сар

«Перестаньте грешить и живите согласно наставлениям Шри Кришны! Будьте сострадательны ко всем падшим душам и громко повторяйте святое имя Кришны! В этом состоит суть всех религий».

Что это значит? Это суть всех наставлений Вед, «Веданты», Упанишад, «Бхагавад-гиты», Пуран, шрути, смрити и Панчаратр. Как переводится словосочетание дживе-дойа? Это милость к обусловленным душам. Что это за милость? Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил природу джива-дойи. Он учил, что если вы успешны в том, чтобы помогать какой-либо обусловленной душе, если вы помогаете ей оставить её мирские устремления и обратиться к служению Шри Кришне, — это и будет высшей милостью ко всем обусловленным душам. Шрила Бхарати Махарадж обладает этим уникальным качеством джива-дойи во всей полноте!

Ари Мардан д.: Проявляя лилу преклонного возраста, Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж уже не посещает святые места так активно, как это было в прошлые годы. Некоторые преданные, приезжая на парикраму, рассматривают это как своего рода проблему для личного духовного развития. Они считают, что необходимо в любом случае посетить святые места, раз уж они приехали в Индию. Так они приходят к дилемме — посещать ли им святые места или же оставаться возле Махараджа и слушать хари-катху из уст маха-бхагавата-вайшнава?

Начинающим преданным трудно понять роль шабда-брахмана и они могут оценить лишь внешнее разнообразие святых мест, ради которых приехали в Индию. Они считают, что получив внешние впечатления от святых тиртх, они получат много милости, в которой нуждаются. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Доял-хари Пр.: Чтобы находиться со святым, необходимо иметь веру в него. Парамартхика-шраддха (духовная вера) не является чем-то материальным и абстрактным. Мы  не можем сами создать духовную веру искусственно. Например, я не могу просто взять и начать верить в ту или иную божественную личность. Мы должны получить милость от этой личности. Уровень нашей веры определяет то, насколько мы продвинуты в бхакти. Вера на стадии шраддхи, на стадии ништхи, и на стадии бхава-бхакти — всё это различные уровни духовной веры. То, чего бхава-бхакта достигает по милости Господа, недоступно пока неофитам. Подлинная вера тестируется степенью близости со святым вайшнавом:

 

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау

тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах

«Суть всех писаний открывается лишь великим душам, обладающим трансцендентной преданностью (парабхакти) Шри Бхагавану и точно такой же преданностью шри гуру».

Этот стих является барометром веры. И чем больше мы получаем милости от подлинных святых, тем выше уровень шраддхи в нашем сердце. Только по милости шри гуру и святых наша духовная вера будет возрастать. Садху — это проводники ко всем ангам бхакти и во все святые места. Без них нельзя попасть даже в брахмаджйоти. Если полностью извлечь из нашего сердца веру в садху, то автоматически мы превратимся в атеиста. Даже служение Шри Кришне не следует возносить выше служению садху! Не следует думать, что пренебрегая святым, мы что-то сможем обрести. Поэтому мы должны быть очень осторожны и избегать вайшнава-апарадх. Их мы должны избегать любой ценой. Оскорбляя святых преданных, мы утрачиваем свою духовную веру и лишаемся нашей благой удачи.

Обусловленная душа, которая имеет множество анартх в своём сердце, не может по-настоящему соприкоснуться с чем-либо духовным, атах шри-кршна-намади на бхавед грахйам индрийаих, будь это святая дхама или что-то ещё. Какая бы сева не вдохновляла нас, её следует выполнять под руководством шри гуру. Это значит, что действия должны быть согласованы с наставлениями свыше. Принцип анугатьи является фактически самым важным элементом в нашей духовной жизни. Мы должны учиться севе у совершенных (уттама) вайшнавов. Следует внимательно наблюдать, как святые служат Господу и учиться этому у них. Нам следует видеть каковы их приоритеты и перенимать их видение и настроение. Если мы приедем в дхаму и обойдём все святые места, пребывая там вне руководства истинных вайшнавов, то настоящие духовные заслуги не придут к нам, мы получим лишь незначительное сукрити.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж говорил, что во время парикрамы с вами должен быть хотя бы один уттама-вайшнав, тогда все участники паломничества получат подлинные духовные плоды. Это обусловлено тем, что уттама-вайшнавы всегда проливают бесконечные потоки милости по отношению к баддха-дживам. Эта милость не может быть осмыслена на нашем уровне. Даже если мы приедем к возвышенному вайшнаву, и он в это время физически будет находиться вне дхамы, то в этом случае мы всё равно окажемся в дхаме, потому что чистые преданные — это олицетворённые святые места. Не зря таких вайшнавов называют вайкунтхами.

бхавад-видха бхагаватас тиртха-бхутах свайам вибхо

тиртхи-курванти тиртхани свантах-стхена гадабхрита

 

Махарадж Юдхиштхира, обращаясь к Видуре, сказал: «Мой господин, такие маха-бхагаваты как ты, являются местами паломничества. Твоё сердце – святая тиртха, поэтому где бы ты не находился, это место становится святым» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.10).

Обратите внимание в этом стихе на слово бхагаватас. Оно указывает на уттама-адхикари! Мы должны слушать о духовной жизни и тайнах святых мест от таких садху. Святые несут в своём сердце лилы Господа, которые Он явил в Своих обителях. Если мы будем искренними, то непременно в нашем сердце появится желание посетить святые места. Однако дхама недоступна обычным смертным. Отправиться в дхаму — значит отправиться на встречу с великим вайшнавом*. Только  по милости великих святых, от которых мы услышали о славе святых мест, мы можем обрести правильное умонастроение, необходимое для даршана святых мест. Получив благословения шакти-авеша-аватары, мы сможем войти в дхаму. Тогда, посещая святые места, мы обязательно обретём их милость! Обрести высочайшее общение подлинных святых — значит получить милость самой дхамы. Об этом пишет Шрила Бхактивинода Тхакур в «Навадвипа дхама махатмье».

Большую часть времени в общении со Шрилой Бхарати Махараджем я провёл не посещая святые места, а находясь с ним в Калькутте. По великой удаче мне удавалось подолгу жить в храме и получать возвышенное общение двух самых выдающихся святых, присутствующих в данное время на планете: Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа и Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа. Я уже рассказал о своём общении со Шрилой Б.В.Тиртхой Махараджем ранее**, и хочу сказать, что общение со Шрилой Бхарати Махараджем для меня было не менее сладостным.

Ари Мардан д.: Некоторые проповедники, желая обосновать свою исключительность и уникальность, начинают говорить о вере и верности только своему гуру, они не обучают своих последователей и учеников почтению и служению великим душам, которые проповедовали и проповедуют в других Гаудия-вайшнавских организациях. Те, кто сейчас пытаются инициировать, порой говорят даже с некоторым пренебрежением: «Тот Матх — это другая линия», «Там не наши святые», «У нас есть наш Гурудев. Мы, конечно же, уважаем и других святых, но лучше держаться своей группы», «Наш учитель самый могущественный и не будет другого такого учителя», «Будьте верны нашим идеалам, в другом месте иное настроение». Подобные намёки, а порой и откровенно незавуалированные указания противоречат учению нашего Шрилы Гурудева (Ш.Нараяны Госвами Махараджа).

В Матхуре 27 февраля 1994 года наш Гурудев сказал: «Кришна-према принадлежит не этому миру, а Голока Вриндаване, и нисходит от Кришны к Брахме, от Брахмы к Нараде и Вьясадеве, от Вьясадевы к Шукадеве Госвами. Таким образом, она ниспадает, словно поток, который льётся и по сей день. Если где-то на пути течения поставить преграду, этот поток остановится. Поэтому МЫ ДОЛЖНЫ ПРИНИМАТЬ ВСЕХ наших гуру. Когда вы принимаете одного, но не принимаете другого, то это подобно логике половины курицы: «Я приму только то, что сказал и написал мой Гурудев, но не верю ни в какого другого ачарью. Я полагаюсь только на моего Гурудева — на то, что он написал и что сделал. Я верю в него, а не в гуру-парампару». Что произойдет в таком случае? Все будет испорчено. Прервётся связь, идущая от Кришны, и человек, который думает подобным образом, не получит истинного знания».

Доял-хари Пр.: Понимаю. По этому поводу я хотел бы рассказать о личном опыте, связанном с этим вопросом.

Почти каждый день преданные могли приходить в бхаджан-кутир Бхарати Махараджа и слушать хари-катху от него. В большинстве своём это были западные преданные, и поэтому Шрила Бхарати Махарадж проповедовал на английском языке. Он часто рассказывал о взаимоотношениях возвышенных учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады и прославлял их божественные качества. Слушая его катху, я думал: «Все близкие сокровенные спутники Сарасвати Тхакура в те времена находились в разных Матхах (организациях) и сам Ш.Бхарати Махарадж находится совсем в другом Матхе. Но Махарадж никогда не акцентировался на этих различиях». Почему так работало его сознание? Потому что для здравомыслящего человека, способного мыслить масштабами бесконечности, их попросту не существует. Важно понимать, что в том месте, где присутствует чистая и возвышенная преданность Шриману Махапрабху и Шри Шри Радхе Кришне, нужно искать гуру. Только такая личность будет способна дать и вам подобное мышление. Но если у так называемого гуру мышление как у лягушки, которая всё измеряет своим колодцем, то этот человек никогда не сможет нам помочь по-настоящему. Широта мышления характеризует великую личность. И важно также подчеркнуть, что эта широта должна пребывать в рамках той духовной традиции, которую принесли нам учителя бхагават-парампары. Не следует думать, что рамки Гаудия-сампрадаи ограничивают свободу выбора дживы. Запреты бывают разные. Есть те, что ведут в мир вечности, а есть те, что приводят к самсаре. Даже внутри религиозных групп есть запреты, удерживающие джив в круговороте рождения и смерти. Нам следует различать.

Мы должны немедленно отправиться к тому садху, который обладает маха-адхикарой, неважно в какой организации он будет находиться. Для нас главное, чтобы он был подлинным Гаудией, расика-вайшнавом, олицетворением высшего эталона преданности Божественной Чете. Чтобы получить его возвышенное общение и бхакти, следует держаться следующего наставления, во что бы то ни стало:

 

кришна-бхакти-раса-бхавита матих

крийатам йади куто пи лабхйате

татра лаулйам апи мулйам экалам

джанма-коти-сукритаир на лабхйате

 

«О, Добродетельный человек! Если где-либо найдешь того, кто обладает кришна-бхактир расой (особенно враджа-расой), не теряя ни минуты, поспеши получить у него этот дар. Единственная цена за него — жадное стремление. Без такого стремления этот дар недоступен, даже если совершать благие поступки на протяжении миллионов жизней» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.70).

Многие преданные, что практикуют под должным руководством, знают об этих истинах. На даршан к Махараджу приезжают из разных стран. Среди них много тех, кто не знает его родного языка. Вечерами Шрила Бхарати Махарадж давал хари-катху в алтарной на бенгали. Несмотря на это, некоторые преданные, которые не знали этого языка, всё равно приходили и очень внимательно слушали его. Преданные понимали, что только из уст маха-бхагавата-вайшнава проявляется трансцендентный звук (шабда-брахман). Такую хари-катху надо слушать сердцем, а не лишь материальными ушами.

Шрила Гурудев учил, что существует два вида звука. Первый трансцендентный, он исходит из духовного мира, с Голоки Вриндавана. Именно такой звук мы должны услышать из лотосных уст шри гуру во время посвящения. Как говорит Шрила Джива Госвами мантра, данная гуру — это сам шри гуру, а гуру ни кто иной как Господь Хари. Получив шабда-брахман от шри гуру, мы сможем сбросить оковы майи. Второй вид звука — это материальный звук (саманья). Поэтому мантры, полученные от гуру, который не находится на высшем трансцендентном уровне, — мёртвые, в них нет плодоносного семени, о котором говорит Шри Чайтанья Махапрабху в стихе: гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.151).

Ари Мардан д.: Вы затронули очень и очень важный момент. Говорили ли об этом ещё какие-то учителя в нашей линии? Я слышал множество лекций, но почти никто не говорит об этом.

Доял-хари Пр.: Этот крайне важный момент объясняет также Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж: «По внешнему виду гомеопатических гранул мы не можем определить, что в них за лекарство. Святое имя Кришны — важно кто даёт это имя. Его воля будет находиться внутри этого звука. Святое имя из уст подлинного садху и из уст обычного человека (который одел одежды садху) — это не одно и то же. Какая идея стоит за этим звуком? Откуда он произошёл? Из Вайкунтхи, из Голоки? В какой расе? Постепенно этот звук приведёт нас туда, на тот уровень откуда он пришёл к нам. Этот звук должен прийти из духовного мира, а не откуда-то с низшего, мирского уровня. Вот это крайне важно различать» («Сила божественного звука», 1981.02.28).

 

Ари Мардан д.: Потрясающая цитата! Мало кто знает, что существует градация чистого звука святого имени и что не каждая маха-мантра, полученная во время посвящения, способна привести к совершенству.

Как Вы определили, что Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж является вайшнавом очень высокого уровня?

Доял-хари Пр.: Есть один очень уважаемый в Гаудия Матхах вайшнав — его имя Шрила Шьям дас Бабаджи Махарадж. Он является одним из старших учеников Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами. Я всегда испытываю огромное вдохновение, общаясь с ним уже многие годы и слушая его чистую хари-катху. Я задал ему как-то вопрос: «Сейчас я общаюсь со Шрилой Б.В.Тиртхой Махараджем и со Шрилой Б.В.Бхарати Махараджем. Но так как я духовно слеп, я не вижу других возвышенных вайшнавов. Не могли бы вы для расширения моих возможностей чистого общения, милостиво указать на ту личность, у которой я мог бы получать такую же возвышенную шикшу

Бабаджи Махарадж ответил: «Тебе нет необходимости искать кого-то другого, продолжай общаться с этими двумя маха-бхагаватами. Я могу поставить «печать», что они вайшнавы самого высочайшего уровня (уттама-адхикари)». Есть и другие доказательства, которые я получил в этом отношении.

 

Ари Мардан д.: Некоторые говорят о том, что эти вайшнавы уже скоро уйдут в апракат-лилу и можно не успеть получить всего, ведь духовную науку не охватить, практикуя даже год за годом.

Доял-хари Пр.: Духовную науку можно не охватить даже практикуя сотни жизней, если на то не будет милости совершенного духовного учителя. Если мы не понимаем того, что к нам духовные блага во всей их полноте приходят ТОЛЬКО от совершенного садху, то это значит, что мы не понимаем гуру-таттвы. Вся наша бхагават-гуру-парампара состоит из могущественных парамахамс. Шрила Бхактивинода Тхакур общался со своим шикша-гуру Шрилой Джаганнатхой дасом Бабаджи Махараджем и пришёл с ним в Йогапих, когда Бабаджи Махараджу было около 140 лет! Тхакур Бхактивинода не думал о том, насколько Бабаджи Махарадж стар, а потому пригоден или непригоден к бхакти. В то время Бабаджи Махараджа приходилось носить в корзине, поскольку он даже не мог ходить самостоятельно.

Мы ни в коем случае не должны измерять трансцендентное тело маха-бхагаваты годами и думать: «Вот ему уже около 140 лет и общаться с ним или принять его как шикша-гуру или дикша-гуру не очень благоприятно, потому что он старый». Такого оскорбительного настроения надо тщательно избегать и как можно дальше держаться от тех людей, которые имеют это пагубное для духовной жизни настроение. Даже если они занимают положение инициирующих учителей, но разносят подобные глупости, следует понимать, что они бесполезны. На самом деле, так думать может только человек, вообще не понимающий сиддханту и лишённый сукрити. Мирское восприятие святого – грех. Избегая такого восприятия, следует знать, что трансцендентное тело сад-гуру сат-чит-ананда.

Шрила Рагхунатха дас Госвами и Шрила Бхактивинода Тхакур говорят, что изначальными хранителями этой махапремы являются только близкие спутники всемилостивого Шри Чайтаньи Махапрабху. Дас Госвами раскрыл самые сокровенные и возвышенные тайны рагатмика-бхакти, служения Божественной Чете Враджи. Он служил Шри Сварупа Дамодаре и другим нитья-сиддхам. Только маха-бхагаваты могут даровать это редчайшее, бесценное сокровище враджа-премы. И поэтому, чтобы обрести это возвышенное настроение, Шрила Бхактивинода Тхакур принял Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи Махараджа (Расика Манджари) своим шикша-гуру.

Будучи очень вдохновлённым Бабаджи Махараджем, в скором времени я отправился в Джаганнатха Пури, чтобы провести Ратха-ятру со Шрилой Б.В.Бхарати Махараджем. Когда старшие вайшнавы подтверждают маха-адхикару святых, тогда наша вера в садху будет подлинной. Вы помните этот фестиваль Радха-ятры в 2014 году? Вы тогда тоже там были.

Ари Мардан д.: Да, конечно. Тогда я впервые увидел прославленные Божества нашей традиции. Божества, которым поклонялся Сам Махапрабху!

Доял-хари Пр.: Да. Тогда Шрила Б.В.Бхарати Махарадж милостиво давал хари-катху дважды в день, даруя свой божественный даршан. Близился день начала Ратха-ятры. И вот, колесницы уже стоят, готовые двинуться вперёд, огромное множество людей уже собралось на Джаганнатха-роуд. В тот момент некоторые преданные пока ещё находились возле бхаджан-кутира Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа. Они желали находиться как можно ближе к святому. Без милости садху ничего не придёт. Очень важно, совершая любую духовную деятельность, быть в анугатье, тогда, если мы искренни, обязательно проявятся вечные, духовные плоды бхакти. Это ключевой фактор.

Как благословения, так и дикша должны исходить от шри гуру. Это идеальное требование***. Шрила Гурудев учил, что если даже мы повторяем маха-мантру, помним о Господе или поклоняемся Божествам, но при этом не получили посвящение от сад-гуру, то все результаты наших действий будут материальными. Почему? Потому что в обусловленном состоянии джива не может служить Господу напрямую, нужен посредник. Какова адхикара этого посредника? Любой возвышенный вайшнав (уттама-бхакта), который сам полностью осознал свои отношения с Господом и служит Ему сварупой. Поэтому, если мы хотим настоящего духовного блага, крайне важно находиться под руководством осознавшей себя души (садгуру). Шрила Рупа Госвами сказал, что это суть всех наставлений. Баджан нужно совершать под руководством расика-вайшнава, обладающего враджа-бхавой:

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-

смритйох крамена расана-манаси нийоджйа

тиштхан врадже тад-анураги джананугами

калам найед акхилам итй упадеша-сарам

«Живя во Вриндаване и считая себя последователем враджаваси (таких как шри гуру и Шесть Госвами), обладающих спонтанной любовью к Кришне, нужно постоянно занимать уста прославлением Господа, а ум медитацией на имена Кришны, Его образы, качества и игры. В этом заключается суть всех наставлений».

Так вот, возвращаясь к моменту нашего пребывания на Ратха-ятре. Это произошло практически одновременно. Неожиданно вбежал радостный преданный и возвестил всех о начале Ратха-ятры. Он восклицал: «Баладев пошёл! Баладев пошёл!» И в этот момент из своего баджан-кутира вышел Шрила Бхарати Махарадж. Было заметно, что все, кто там был рядом с ним, испытали огромную радость. Именно в тот момент я почувствовал, что началось что-то по-настоящему ценное, то, чего я ждал очень долгое время. Эмоции! Некоторые преданные не могли сдерживать свои чувства. Хотелось просто бежать с открытым сердцем навстречу этому грандиозному явлению: Баладев пошёл! Все сразу склонились в поклоне перед Шрилой Бхарати Махараджем. Было видно, что его глаза излучают нежность и заботу к преданным. Своим любящим взглядом Махарадж благословлял преданных на участие в Ратха-ятре. Так должна начинаться Ратха-ятра для каждого. Сначала милость и благословения, а потом уже даршан Божеств.

Я вспоминаю также ещё один момент, который имел место в 2014 году. Наступил важный день вьяса-пуджи Шрилы Б.В.Бхарати Махараджа. Многие преданные находились в особом, приподнятом настроении. Шёл очень хороший киртан. Все предлагали пушпанджали лотосным стопам Махараджа. Как обычно, сначала это делали старшие преданные, соблюдая при этом вайшнавский этикет. В тот момент я уже предвкушал те эмоции, которые я испытаю, предложив Махараджу пушпанджали. Пытаясь приблизиться, я вдруг заметил, что севаки Махараджа сели вокруг него полукольцом, тем самым полностью заблокировав подход к нему. Однако я был настроен очень решительно и меня это не остановило.

Я ничего не думал и не подсчитывал, какое благо я получу от этого или может быть вообще не получу ничего. Мой ум и разум полностью отключились, и я действовал на уровне сердца. В тот момент я просто очень сильно хотел как-то порадовать Махараджа, и не думал ни о каких последствиях. Поэтому, подойдя ближе, я руками раздвинул двух севаков Махараджа и предложил ему пушпанджали. Конечно, севаки Махараджа были возмущены моими неожиданными действиями, и поэтому что-то недовольно говорили, но я не обратил на это никакого внимания. Неожиданно я почувствовал, что процесс моего поклонения не закончен. Чего-то не хватает. Я решил коснуться головой лотосных стоп Махараджа. Для этого мне пришлось ещё больше подвинуть преданных, окруживших Махараджа. Я склонился, и цель была достигнута.

Недовольство севаков Махараджа очень сильно возросло. Всё это время я смотрел только на Махараджа. Его лицо выражало полное удовлетворение. Я уже хотел было отойти в сторону, но Махарадж милостиво позвал меня к себе. Он улыбался, его глаза сверкали, и он был очень счастлив. В руках он держал цветочную гирлянду, которую с большим одобрением одел на меня, при этом слегка хлопнув по плечу. В тот момент я испытал огромное, трансцендентное счастье в сердце. Я как будто попал в совершенно иное измерение. Тогда я думал, что нет никого счастливей меня во всех трёх мирах, потому что чистый преданный был доволен мной. Я сделал два шага назад и предложил ему шаштанга-пранам.

 

йасйа прасадад бхагават-прасадо

йасйапрасадан на гатих куто пи

Если Гурудев будет доволен мною, то и Господь будет доволен, если же нет, то мне нигде не найти спасения. Шрила Гурудев говорил: «Если шри гуру недоволен учеником, то даже если ученик удовлетворит весь мир, он ничего не добьётся и останется ни с чем». Сейчас я молюсь у лотосных стоп его божественной милости ом вишнупад аштоттара шата шри шримад Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, чтобы он был добр ко мне и пролил на меня божественный поток своей милости и простил меня за все мои оскорбления, которые я мог совершить, находясь у его лотосных стоп.

Гаур премананде!

Редакция: Аударья д.д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Обсуждение этой темы с Шрилой Бхарати Махараджем: http://sampradaya.ru/legacy/article1/bvbm_a/909-dva-darshana-shrily-bhakti-vigyany-bharati-gosvami-maharadzha.html

** http://sampradaya.ru/current/interview/5346-mahat-sanga-milost-shrily-bhakti-vallabhi-tirthi-maharadzha.html

   *** «Вы должны понять, что милость Кришны проявляется вначале как милость гуру. От истинного гуру, который является проявле­нием Кришны, неотличным от Него Самого (ашрая-виграха), мы получаем семя бхакти. Что такое семя бхакти? Это кришна-сева-васана, желание служить Кришне… Получить семя лианы бхакти можно ТОЛЬКО ОТ гурудева ВЫСШЕГО (уттама) уровня» (Ш.Нараяна Махарадж, «Шри Гуру – сама моя жизнь», стр. 47).