Махат-санга. Милость Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа

Махат-санга

Милость Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа

Интервью с Доял-хари Прабху

14 мая, 2016г.

Ари Мардан д.: Харе Кришна, дорогой Прабхуджи. Мы с Вами уже знакомы почти десять лет, поскольку являемся  духовными братьями. У нас с Вами один отец – Шрила Гурудев. Я хотел бы взять у Вас небольшое интервью, главной целью которого можно было бы обозначить тему садху-санги. Я хочу спросить Вас именно о подлинной садху-санге, а не о её теневых формах — абхасе.

Для того, чтобы читатели сайта имели хотя бы некоторое представление о Вас, я прошу  ответить на такие вопросы: «Как давно Вы встретились с сознанием Кришны? В каком году Вам удалось познакомиться с Гаудия-вайшнавской традицией?»

Доял-хари Пр.: Я встретился с преданными и с книгами Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады в 2001 году.

 Ари Мардан д.: Поскольку мы с Вами получили милость Господа, которая пришла к нам в образе Шрилы Гурудева (Шрилы Нараяны Госвами Махараджа), то резонно было бы сегодня поговорить о важности развития отношений именно с сад-гуру — истинным духовным учителем. Мы видели, что ряд очень искренних преданных после божественного ухода Шрилы Бхактиведанты Свами устремились к общению с другими великими вайшнавами, которые знали близко Шрилу Прабхупаду. Этими вайшнавами были Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, Шрила Нараяна Махарадж и Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж. Наблюдая за тем, как старшие преданные показывают в своей жизни пример поиска самого высокого общения, я снова и снова задумываюсь о том, как важно всегда искать уттама-адхикаригуру. Мы памятуем об указаниях Шрилы Бхактиведанты Свами, которые он дал в комментарии на «Нектар наставлений». Шрила Прабхупада указывает, что необходимо всегда искать общество шри гуру: «По словам Шрилы Рупы Госвами, общение с маха-бхагаватой (совершенным вайшнавом) и служение ему – это то, к чему должен стремиться КАЖДЫЙ преданный» (Комм. на Текст 5, стр. 47).

Каким образом Вам удалось реализовать это замечательное указание Шрилы Бхактиведанты Свами? Как строилась Ваша жизнь после того, как наш Гурудев ушёл в апракат-лилу Бхагавана?

Доял-хари Пр.: Харе Кришна! Я с радостью поделюсь с Вами своим пониманием этой темы и расскажу о своём опыте. Этот вопрос очень важен для всех без исключения, как заметил Шрила Прабхупада. От уровня гуру будет зависеть и полнота милости Господа, успех в садхане, сила энтузиазма и многое другое.

Вскоре после ухода моего Шрилы Гурудева Нитья-лила-правишта Ом Вишнупад Аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, по благой удаче, я встретил на своём жизненном пути Ом Вишнупада Аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Валлабху Тиртху Госвами Махараджа. Несколько раз в своей жизни я получал даршан Шрилы Б.В.Тиртхи Махараджа. Это было, в основном, в Майяпур-дхаме. Но в первый раз я приехал на встречу с ним в Калькутту.

Когда я впервые увидел его, Шрила Б.В.Тиртха Махарадж направлялся, чтобы совершить своё ежедневное поклонение Туласи Дэви. Я тут же предложил ему дандават-пранам. Шрила Б.В.Тиртха Махарадж подошёл ко мне. Когда я поднялся и посмотрел на него, он начал улыбаться и разговаривать со мной, подробно разъясняя, что именно он намеревается сейчас сделать. Он сказал, что идёт совершать своё ежедневное поклонение Туласи Деви. В тот момент я просто был готов провалиться сквозь землю, потому что он милостиво уделил мне столько внимания! Тогда меня поразило его глубочайшее смирение. Он был совершенно прост и в нём полностью отсутствовал абхиман ачарьи. Это была моя первая близкая встреча с ним, и она оставила очень глубокий след в моём сердце. С того момента я стал всегда искать возвышенного общения со Шрилой Б.В.Тиртхой Махараджем.

Благодаря живому общению с моим Шрилой Гурудевом и также шастрия-садху-санге, я получил ясное представление о величии подлинной святой санги. В сердце я всегда стремился исключительно к ней. В «Шримад-Бхагаватам» (3.25.24) Шри Капиладев сказал своей матери:

та эте садхавах садхви

сарва-санга-виварджитах

сангас тешв атха те прартхйах

санга-доша-хара хи те

«О добродетельная женщина, я перечислил тебе качества великих преданных, свободных от всех материальных привязанностей. Ты должна стремиться к общению с этими святыми людьми, ибо только привязанность к ним поможет тебе избавиться от пагубного влияния материальных привязанностей». В комментарии к этому стиху Бхактиведанта Свами Прабхупада написал: «Общаясь с такими людьми, мы постепенно достигнем духовного совершенства, ибо, слушая их речи и следуя их указаниям, мы сможем разорвать все узы, которые связывают нас с материальным миром».

В комментарии к «Бхагаватам» 3.25.27 Бхактиведанта Свами Прабхупада усиливает нашу решимость общаться с совершенными душами: «Поэтому Господь Чайтанья одобрил этот метод и рекомендовал нам слушать повествования об играх Господа в изложении чистых преданных. При этом не имеет значения, какое положение в обществе занимают слушатели (т.е. не важно, в какой они находятся организации). Тот, кто внимательно и смиренно слушает рассказы осознавшей себя души о деяниях Господа, сможет покорить Верховного Господа, которого нельзя покорить никакими другими способами. Без слушания чистых преданных или общения с ними невозможно осознать свою духовную природу. Это самая важная составная часть процесса самоосознания».

Как правило, я получал общение Шрилы Б.В.Тиртхи Махараджа в Калькутте, но иногда во время фестивалей, которые проводились в священный месяц картика или Гаура-пурнимы, я встречался с ним в Майяпуре.

Шрила Тиртха Махарадж всегда был очень милостив ко мне. Мне не понятно, почему он обратил внимание на такого обычного человека как я. Почти всегда, когда мы с ним встречались, он либо разговаривал со мной, либо благословлял на духовную жизнь, либо просто с любовью похлопывал или гладил меня по голове. В Калькутте такую милость я мог получать два раза в день во время его запланированных даршанов. Благодаря этому моя медитация на Шрилу Тиртху Махараджа с каждым днём увеличивалась и мои тёплые чувства и привязанность к нему усиливались. Это очевидно, подобного невозможно достичь с помощью каких-то собственных усилий или чего-то ещё. Такое становится возможным только по беспричинной милости самого Шрилы Тиртхи Махараджа.

Каждое движение и действие Махараджа были пронизаны необычайным смирением. Я отмечал это его качество в нём снова и снова. Его просто невозможно не заметить. Всё время, когда я наблюдал за ним, я всегда думал: «О Боже, насколько он смиренен!» Шрила Тиртха Махарадж воистину является олицетворением вайшнавского смирения.

 

Ари Мардан д.: Наш Шрила Гурудев говорил: «Смирение – это према». Насколько сильно смирение преданного, настолько он велик в кришна-преме!

Доял-хари Пр.: Шрила Тиртха Махарадж никогда не обосабливался, несмотря даже на свою значимость и уважение, которое к нему выражали во многих вайшнавских организациях. Его смирение приводило его к лотосным стопам самых выдающихся вайшнавов. Он всегда искал их милости и благословений.

Однажды в сентябре 2011 года он вместе с преданными, сопровождавшими его, приехал к Шриле Бхакти Кумуд Санте Госвами Махараджу, чтобы получить его даршан и благословения. Он принёс Шриле Санте Махараджу поклоны, цветы и гирлянду. Шрила Тиртха Махарадж искренне молился ему: «Пожалуйста, даруйте мне защиту. Пожалуйста, даруйте мне защиту. Его руку он поместил себе на голову и держал её. Уже многие годы, являя лилу болезни и не реагируя на внешний мир, Шрила Санта Госвами Махарадж неожиданно в ответ приоткрыл глаза и даровал свои благословения взглядом.

Шрила Тиртха Махарадж является полностью осознавшей себя душой и может благословить весь мир на обретение  према-бхакти. Однако, несмотря на это, он сам всегда ищет садху-сангу и считает себя учеником всех чистых вайшнавов. Таково возвышенное сознание чистого преданного:

кришна-бхакти-джанма-мула хайа садху-санга

кришна-према джанме тенхо пунах мукхйа анга

 

«Садху-санга — коренная причина кришна-бхакти. Садху-санга поливает лиану кришна-бхакти водой шраваны и киртаны пока эта лиана не принесёт плод в виде кришна-приемы. Даже с пробуждением кришна-премы в сердце преданного, садху-санга остаётся для него самой важной ангой бхакти».

Ари Мардан д.: Мы часто видим, что тот, кто обрёл положение гуру, почему-то не проявляет признак, который описан в конце этого стиха. К сожалению, это разочаровывает. Если бы преданные хотя бы понимали этот стих из «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья, 22.83) должным образом, они смогли бы открыть глаза на происходящее и увидеть кто есть кто. Но из-за отсутствия знания и понимания признаков истинного гуру, они готовы принять таковым любого, кто просто люб их обусловленному сердцу. Если человек не принимает указания шастр, он рано или поздно будет очень разочарован. Удивительно то, что порой целые группы и организации вайшнавов остаются вне махат-санги, только потому, что их гуру не идут за милостью к могущественным учителям нашей сампрадаи.

Доял-хари Пр.: Да, это прискорбно. Никогда не следует уподобляться им. Всегда нужно быть ориентированными на пример тех, кто действительно смиренен.

Однажды в Майяпур-дхаме во время Гаура-пурнимы я был свидетелем одной очень трогательной истории. В этом месте появлялся маленький мальчик трёх-пяти лет, который всякий раз, когда видел Шрилу Тиртху Махараджа,  сразу предлагал ему свои поклоны. В один день Шрила Тиртха Махарадж подошёл к этому мальчику, наклонился к нему и заключил его маленькое личико между своими лотосными ладонями. Махарадж посмотрел на него с огромной любовью. Их лица находились совсем рядом, они смотрели друг другу пристально в глаза. Я был совсем рядом с ними, в нескольких метрах от них и видел выражение лица Шрилы Тиртхи Махараджа. Его глаза излучали настоящую божественную любовь. Он смотрел на мальчика с необычайной, неземной нежностью, обнимая лицо маленького вайшнава. Тогда я подумал с изумлением, что это вовсе не похоже на ту любовь, с которой родители смотрят на своих детей в этом материальном мире. Я увидел самую настоящую божественную любовь, которая избавляет душу из оков этого материального мира. Тогда в моей памяти сразу всплыл стих из «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья, 22.54):

садху-санга садху-санга сарва-шастре кайа

лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

«Все богооткровенные писания утверждают, что даже одно мгновение общения с чистым преданным дарует наивысшее духовное совершенство». Шрила Гурудев сказал по этому поводу: «Все шастры говорят о необходимости садху-санги, и в особенности — гуру-санги. Без этого невозможно достичь кришна-бхакти. Садху-санга — это вершина бхаджана. Нужно думать: «Если я не смогу слушать хари-катху в садху-санге, моё сердце иссохнет, и жизнь станет невыносимой»» (Лекция по «Брихад-бхагаватамрите», 09.09.91, Матхура).

В 2013 году в Калькутте очень успешно прошла Вьяса-пуджа Махараджа. Тогда я также принимал участие в ней. После окончания Вьяса-пуджи, когда большинство преданных разъехались, Шрила Б.В.Тиртха Махарадж милостиво возобновил свои даршаны. На них Махарадж спрашивал меня о моих дальнейших планах. Я ответил ему, что скоро уезжаю во Вриндаван. Когда Шрила Тиртха Махарадж услышал слово «Вриндаван», Его глаза тут же округлились и он величественно произнёс: «О, Вриндаван». Я никогда не забуду выражение его лица в тот момент. Я и молюсь о том, чтобы оно навсегда осталось в моём сердце. Тогда я попросил его благословения на то, чтобы я мог жить во Вриндаване, пребывая в правильном умонастроении, и он милостиво дал их мне.

Шрила Тиртха Махарадж всегда был милостив и добр ко мне. Я даже не знаю почему. Тогда я ещё не знал, что это была моя последняя личная беседа с Махараджем, потому что вскоре после этого Махарадж начал являть свою лилу болезни. Через несколько месяцев я приехал в Гувахати (Ассам), чтобы провести со Шрилой Тиртхой Махараджем картика-врату. К тому времени Махарадж уже был погружен в своё внутреннее божественное сознание. Однако несмотря на это, он продолжал проливать милость на преданных, даруя им свой даршан и вдохновляя всех на вайшнава-севу. Тогда в Гувахати приехало очень много преданных со всей Индии и всего мира для того чтобы увидеть Его Божественную Милость Шрилу Бхакти Валлабха Тиртху Госвами Махараджа.

Даже теперь, когда Шрила Б.В.Тиртха Махарадж пребывает в своём внутреннем божественном сознании (самадхи) и постоянно находится в своём бхаджан-кутире в Калькутте, я регулярно приезжаю к нему, живу рядом с ним какое-то время, получая его даршан и вдохновение на духовную жизнь. Я всегда памятую один стих Шрилы Джагадананды Пандита («Према-виварта», 6.13):

садху-санге кришна — нама эи матра чаи

самсара джините ара кона васту наи

«В этом мире нет ничего более важного, чем садху-санга и кришна-нама. Поэтому моё единственное желание — повторять кришна-наму в общении с садху. Это дарует освобождение из самсары, круговорота рождений и смертей». В этом стихе речь идет исключительно о том садху, который всегда повторяет шуддха-наму. Только такой садху способен даровать подлинное бхакти.

брахманда бхрамите кона бхагйаван

джива гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

 

Благодаря накопленному за многие, многие, многие жизни сукрити, джива встречает на своём пути уттама-вайшнавов. Это особое сукрити называется бхакти-унмукхи-сукрити. Этот вид сукрити мы сможем обрести, соприкасаясь так или иначе с уттама-вайшнавами. Но кто такие уттама-вайшнавы? Чтобы понять это, необходимо обрести точно такое же понимание этой таттвы, какое имеет Шрила Нароттама дас Тхакур (Гаурангера дути-пада «Прартхана», Савара-гаура-махима, песня 39. стих 3):

гаурангера санги гане, нитья-сиддха кори мане

се джайа враджендра-сута паша

«Тому, кто понимает, что все ближайшие спутники Гауранги — нитья-сиддхи, вечно освобожденные души, открывается доступ в духовную обитель Враджендра-суты (сына царя Враджа)».

Уттама-вайшнавы — это представители Самого Господа и только исключительно по их божественной милости можно навсегда покинуть материальный мир. Вскоре удачливая джива принимает одного из них своим духовным учителем. Это и есть сад-гуру. Не следует путать его с теми, кто таковыми не является, даже если они занимают положение инициирующих учителей, не имея для спасения баддхаджив уттамаадхикары.

Мы никогда не должны думать, что можем сами выбрать сад-гуру в качестве своего духовного учителя. Это невозможно, поскольку Сам Господь приходит к нам в этом образе (сакшад-дхари-гуру). Шастры подтверждают это. Когда удачливая джива уже вот-вот готова освободиться из материального плена, то Сам Господь приходит к ней в качестве истинного духовного учителя, чтобы даровать ей Свою милость:

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир

уктас татха бхавйата эва садбхи

 

Обусловленная душа ни при каких обстоятельствах не может занимать положение сад-гуру или исполнять должным образом его обязанности. Непонимающие сиддханты неофиты часто приписывают исключительную божественность тем, кто ею не обладает. Ученики, стремящиеся к поклонению, без вайшнава-вивеки ставят на алтарь в один ряд с совершенными вайшнавами сияющей бхагават-парампары тех садхаков, которые не достигли бхактисиддхи. Ещё хуже подобное поклонение каништха-адхикари-учителям. Оно возмутительно! Не понимая традиции, неофиты обращаются к людям, не достигшим бхакти-самадхи, используя слова Ом Вишнупад, Шри Шримад, Аштоттарашата, не получив на то санкций от совершенных вайшнавов бхагават-парампары. Это прискорбно, когда мы видим как людей, не имеющих высшей святости, приравнивают к подлинным святым*.

Ари Мардан д.: Получив возможность общения с Шрилой Бхакти Валлабхой Тиртхой Госвами Махараджем, Вы наверняка смогли сравнить его подход к бхакти и подход нашего Шрилы Гурудева.

Доял-хари Пр.: По милости Шрилы Гурудева и Кришны я смог встретиться со Шрилой Б.В. Тиртхой Махараджем и общаться с ним. Я никогда не видел внутренних различий между Шрилой Гурудевом и другими возвышенными вайшнавами, с которыми мне довелось общаться, потому что они едины в своём желании служить лотосным стопам Шрилы Рупы Госвами и Шри Чайтаньи Махапрабху. Все рупануга-гуру – акханда.

Сейчас я молюсь у лотосных стоп великого ачарьи Ом Вишнупада Аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа о том, чтобы моя вера в Шрилу Гурудева, а также в других чистых преданных Господа бесконечно увеличивалась, чтобы желание служить им и следовать их наставлениям возрастало. Чтобы таким образом я мог развивать к ним свою привязанность. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж сказал: «Только пыль с лотосных стоп истинных (уттама) вайшнавов должна быть нашим стремлением. Мы должны хотеть ТОЛЬКО этого. И это истинный путь, ведущий в царство Бога».

 

Ари Мардан д.: Почему так вышло, что даже те, кто общались с нашим возлюбленным Шрилой Гурудевом, после его божественного ухода в апракат-лилу так и не смогли понять, что им нужно продолжать искать возвышенную садху-сангу? Ведь они должны были бы получить необходимый опыт, пребывая возле маха-бхагаваты, но одни предпочли, не имея истинной гуру-адхикары увлечься поиском учеников, а другие потерялись в потоке предложений на посвящение и на «дружбу» от многочисленных новоявленных гуру.

Доял-хари Пр.: Если кто-то лишь физически присутствовал рядом с трансцендентным телом Шрилы Гурудева, это не значит, что он общался с ним. В шастрах приводится такой пример. На теле чистого преданного может находиться множество мелких живых существ, например таких как комары или мухи, но это не значит что все они имеют подлинное общение с чистым преданным. По-настоящему общаться с Гурудевом — значит обрести непоколебимую веру (ништху) в него:

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау

тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах

«Суть всех писаний открывается лишь великим душам, обладающим трансцендентной преданностью (парабхакти) Шри Бхагавану и точно такой же преданностью шри гуру». Подобным образом, нам необходимо осознать и перенять внутреннее настроение шри гуру и исправно следовать его наставлениям. Это подтверждает слова Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады: «… Следуйте наставлениям, это именно то, что необходимо. Следуйте наставлениям! Где бы вы не жили, это не имеет значения, следуйте наставлениям, тогда вы будете в безопасности. Где бы вы ни были, это не важно, где вы находитесь. Например, я видел моего Гуру Махараджа в общей сложности не более десяти дней в своей жизни, но я следовал его наставлениям. Я был грихастхой. Я никогда не жил в Матхе. Многие духовные братья советовали: «Он должен быть назначен ответственным за храм в Бомбее», «он должен то», «должен это… » Но Гуру Махарадж сказал: «Лучше пусть он сейчас живёт вне храма. Это сейчас хорошо для него, а со временем он сделает всё, что необходимо»».

Также о первостепенной важности следования наставлениям учителя говорит Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакур в статье «Шри Гуру-бхакти»: «Ученик не обретёт милости шри гурудева, если не будет со всем тщанием и неуклонно следовать его указаниям.

Одним своим желанием Гурудев, высочайший из бхагават, может передать сердцу своего ученика духовную силу и превратить его в парама-бхагавату. Разумеется, шри гурудев не пожелает награждать такой силой недостойного. Но ученик, который с великим рвением исполняет наставления шри гуру, становится вскоре достойным принять драгоценный дар его милости. Лишь тогда ученик осознает, что такое истинная гуру-крипа».

Не обладая чистотой сердца, преданный не обретает должной самбандхи с гуру, а потому он будет метаться, не разбирая, в поисках шикши. Однако, когда милостью шри гурудева, ученик преодолевает океан анартх и вступает в царство ништхи и ручи, тогда он сможет почувствовать сильный поток милости шри гуру и самбандху к нему. В таком положении для ученика не будет никого дороже шри гурудева! Сердце ученика постепенно наполняется чувством маматы, чувством обладания Гурудевом и вместе с этим в сердце ученика постепенно усиливается влечение к бхаджану. С ростом влечения усиливается и мамата, а затем приходит ни с чем не сравнимая дасья-раса, чувство служения гурудеву. С этого момента ученик вручает всего себя стопам учителя.

Шрила Гурудев в своей хари-катхе всегда просил своих учеников и последователей искать общества чистых преданных (уттама-вайшнавов) и общаться с ними. Я уже цитировал слова Шрилы Гурудева и других ачарьев о крайней необходимости общения с уттама-вайшнавами. Это наставление золотой нитью пронизывает все вайшнава-шастры («Ш.-Б.», 3.25.25):

сатам прасанган мама вирйа-самвидо

бхаванти хрит-карна-расайанах катхах

тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани

шраддха ратир бхактир анукрамишйати

 

«Повествование и обсуждение Моих героических деяний в кругу чистых преданных приносит наслаждение слуху и сердцу. Получая знания таким образом, можно быстро избавиться от невежества и постепенно обрести шраддху (на уровне садхана-бхакти,) рати (на уровне бхава-бхакти) и, в конечном итоге, премабхакти».

Преданный мадхьяма не может должным образом духовно развиваться не общаясь с уттамавайшнавами. Наш драгоценный парам-гурудев Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж говорит об этом в своей статье «Шастрия садху-санга»: «Разумные люди, всегда ищущие истину и путь к высшему благу, НЕ МОГУТ ПРОЖИТЬ без общения с садху и шастрами. Они решительно отвергают асат-сангу и всем сердцем принимают сат-сангу (высочайшее общение), это их садачар-принцип, ведущий к истине. Вот почему они ВСЕГДА стремятся быть в санге бхакта-бхагаваты. В то время когда (живой) садху-санги нет, они находятся в общении с шастрами. Разумное существо или джива [пребывая в чистом состоянии сознания], не может сколько-нибудь долго прожить без такого общения. Если у человека нет постоянной садху-санги как внутри, так и вовне, он вынужден будет общаться с материалистами».

Кто искренне пытается следовать наставлениям Гурудева и других ачарьев, тот непременно окажется в обществе уттама-вайшнавов и будет слушать их хари-катху. Даже если кто-то уже занимает положение гуру и имеет собственных учеников, то такой гуру, если будет искренен, сам придёт к уттама-вайшнаву и приведёт с собой всех своих учеников. Он даже не станет давать им дикшу, а смиренно попросит об этом уттама-вайшнава, поскольку не считает учеников своей собственностью, а просто искренне желает этим преданным высшего духовного блага. Шрила Гурудев говорил, что таким образом будет действовать мадхьяма-гуру, если он находится в аунугатье**. Пока человек не получил посвящение от преданного-маха-бхагаваты, у него нет истинной дикши .

Но если кто-то тем или иным образом, прямо или косвенно препятствует преданным обращаться к уттама-вайшнаву (истинному последователю Шрилы Рупы Госвами), неважно в каком Матхе этот человек (или гуру) находится, то он является оскорбителем лотосных стоп святых, совершает вайшнава-апарадху.

И ачарьи и шастры учат нас всегда искать общества великих вайшнавов. В «Шримад-Бхагаватам» Нарада говорит (1.5.29):

тасйаивам ме ‘нурактасйа прашритасйа хатаинасах

шраддхадханасйа баласйа дантасйанучарасйа ча

 

«Я был очень привязан к этим мудрецам. Я вёл себя смиренно, и служение им уничтожило все мои грехи. В глубине сердца я непоколебимо верил в них. Обуздав чувства, я телом и умом строго следовал их указаниям».

В комментарии на этот стих Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет: «Здесь перечислены качества вероятного кандидата, обладая которыми, он может рассчитывать подняться до уровня кристально чистого преданного. Такой кандидат ВСЕГДА должен искать общения с чистыми преданными.

…И только общение с чистыми преданными может избавить человека от всех грехов, накопленных им за время мирского общения. Преданный-неофит должен верно служить чистому преданному, быть очень послушным и строго следовать его наставлениям. Таковы признаки преданного, решившего уже в этой жизни добиться успеха».

Ари Мардан д.: Что Вас толкнуло к пониманию того, что Вы должны связать свою жизнь не просто с каким-то гуру, а именно с уттама-гуру? Я помню, как мы с Вами общались на берегу маха-тиртхи – Индийского океана два года назад и обсуждали, как нам с Вами не ошибиться в выборе шикша-гуру, у которого мы могли бы обучаться дальше, двигаясь к совершенству.

Доял-хари Пр.: В «Бхагавад-гите» (15.15) Господь Кришна говорит, что Он является для души источником знания, памяти и забвения. Всё зависит от сознания души. Если душа стремится господствовать над материальной природой, то Господь находящийся рядом в форме Параматмы, устраивает это. Впоследствии такая душа полностью забывает о Боге. Но если душа стремится к служению Господу и хочет выйти из под влияния майи, Господь наделяет такую душу памятью и определённым знанием. Как правило начинающий преданный не имеет ясного представления о славе и величии махат-санги. Каништха-адхикари имеет некоторую склонность к поклонению Господу в храме, но он не имеет склонности к служению чистым вайшнавам, потому что он не может должным образом распознать вайшнава и не понимает насколько вайшнав велик и могущественен.

Господь в форме Параматмы, видя как душа постепенно предаётся Ему, наставляет изнутри и приходит извне как истинный духовный учитель. Поэтому на начальном этапе очень важно иметь искреннее желание предания Господу. Мы должны молиться: «О, Господь Кришна, я твой вечный слуга, но я забыл о своей сущности и многие миллионы жизни стремился к Господству над майей. Сейчас я уже не хочу этого. Я предаюсь Тебе, о Господь, пожалуйста, прими меня».

Но откуда может прийти дух шаранагати? Как правило из шастрия-садху-санги, из общения с шаранагата-вайшнавами и ежедневного выполнения различных анг бхакти. Мы можем быть искренни настолько, насколько нам позволяет наше бхактисукрити. Разве Дхрува Махарадж искал Гуру? Нет. Он очень решительно хотел обрести лотосные стопы Господа Нараяны, и Господь Нараяна, видя его непоколебимую решимость, отправил к нему Своего истинного представителя Нараду Муни. Таков процесс. По милости Господа мы обретаем сад-гуру, а уже потом по милости сад-гуру мы обретаем Бхагавана. Именно наша благая удача (сукрити) приводит нас к уттамавайшнаву. Общаясь с гуру более низкого уровня, мы не будем чувствовать удовлетворения. На этом уровне нас может привлечь только уттама-вайшнав.

Шрила Гоур Говинда Махарадж говорил, что когда он встретил своего гуру Шрилу Прабхупаду, то он почувствовал в сердце особое привлечение. Это происходит так, потому что такие встречи устраивает Сам Господь. Если джива приходит к гуру-каништхе и получает от него посвящение, то это тоже не является случайностью. Мы обретаем то общение, которого заслуживаем. Как говорят: «Птицы одного полёта… ». Но даже такое не очень эффективное общение не проходит бесследно. Постепенно такая джива может увеличить своё сукрити и уже в следующих жизнях сделать правильный выбор.

Поскольку вопрос обращён ко мне, я отвечу на него. С самого начала я имел достаточно сильное влечение к ежедневному выполнению навадхи-бхакти (шравана, киртана, смарана….) Особенно к шастрия-садху-санге. Благодаря этому, я смог развить определённое шаранагати в сердце. Я всегда имел веру в уттама-вайшнавов. Когда я приехал в Навадвипа-дхаму и встретил там Шрилу Гурудева, Господь неожиданно для меня так устроил, что я получил от него харинаму и дикшу в один день. Хотя я сам не планировал этого. Я не собирался получать посвящение в тот момент от кого бы то ни было. Но по милости Господа посвящение должно было состояться, и поэтому произошло. Даже травинка не шелохнётся  не будь на то воли Господа.

Ари Мардан дас: То есть, Вы хотите сказать, что нечто внутри (сукрити, самскары, искренность, стремление к Истине) притянулось к тому, что снаружи (садгуру) автоматически?

Доял-хари Пр.: Да. Именно эти вещи являются ключевыми факторами встречи. Именно то, что вы перечислили, плюс, как всегда, милость Бхагавана. Говорится, что тот, кто оказался у лотосных стоп сад-гуру,  обрёл милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Потому что все сад-гуру в нашей бхагават-парампаре являются вечными спутниками Шри Чайтаньи Махапрабху (гаура-прия-джанами). Так склонимся же в великом почтении к лотосным стопам этой великой аватары Господа Кришны, пришедшей в эту особую дханья калиюгу, чтобы даровать освобождение всем  живым существам, которые с Ним соприкасаются.

Гаура-премананде!

Ари Мардан д.: Спасибо большое за ответы. Я надеюсь, что мы продолжим наше общение и обсудим другие беспокоящие преданных вопросы.

Доял-хари Пр: Спасибо!

Ари Мардан д.: Харе Кришна.

Доял-хари Пр.: Харе Кришна.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*  «В гуру-парампаре (панчаратрика-парампаре) может находиться неквалифицированная личность. Прабхупада (Ш.Бхактисиддханта Сарасвати) утвердил превосходящую бхагавад-парампару, потому что в гуру-парампаре могут быть неквалифицированные личности. В бхагавад-парампаре присутствуют только чистые вайшнавы. Прабхупада принял бхагават-парампару, а не гуру-парампару. Наш Гуру Махарадж объяснил это глубоко и полностью. … Ложный гуру может прийти в гуру-парампару после истинного гуру. Он может быть слабее, не быть на должном духовном уровне» (Ш.Нараяна Махарадж. Джаганнатха Пури. Лето. 2001 г.).

** Хари-катха Шрилы Нараяны Госвами Махараджа «Если Гуру не достиг совершенства»:

 http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/2569-esli-guru-ne-dostig-sovershenstva-shrila-bhaktivedanta-narayana-gosvami-maharadzh.html

Полный сборник видео-даршанов Ш.Б.Валлабхи Тиртхи Махараджа:  http://sampradaya.ru/bvtm_v/

Аудио-лекции Ш.Б.Валлабхи Тиртхи Махараджа:  http://sampradaya.ru/bvtm_h/

Похожие записи

Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско)
Шрила Прабхупада. обсуждение спектакля Господа Чайтаньи (5-6 апреля 1967, Сан-Франциско) обсуждение спектакля ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского центра ядерных исследований (5 июня 1974, Женева)
Шрила Прабхупада. Беседа в комнате с Робертом Гоуираном, физиком-ядерщиком из Европейского ...
Шрила Прабхупада ::: Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с Джорджем Харрисоном, Джоном Ленноном и Йоко Оной (11 сентября 1969, Лондон)
Шрила Прабхупада. Беседа Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады с ...