Интервью со Шрипад Неми Махараджем

Алтай, «Стик-Тревел», 7 сентября 2013г.

 

    После ухода нитья-лила правишты ом вишнупад аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа из мира пракат (проявленного мира) в его сообществе наступили тяжелые времена. Многие из его учеников, не сумев разглядеть в санньяси своих шикша-гуру, которые могли бы вести дальше, отошли до лучших времён в сторону. Другие нашли прибежище у санньяси, посвященных в неё Шрилой Гурудевом. А некоторые решили продолжать обучение у великих вайшнавов современности независимо от того, в какой гаудия-вайшнавской школе они пребывали.

 Шрила Нараяна Госвами Махарадж неоднократно говорил о важности возвышенного духовного общения для тех, кто совершенствуется на пути к Шри Кришне. В книге «Вершина преданности» он произносит следующие слова: «Пока гуру не достиг совершенства и не обрёл кришна-прему, он не может дать её другим» (стр. 11).

В книге «Шри Гуру – сама моя жизнь» («Гуру-девататма») (стр. 36) он говорит: «Не получив от истинного гуру семя бхакти и самбандха-гьяну, личные отношения с Кришной, невозможно соприкоснуться с шабда-брахмой, трансцендентным звуком, исходящим из духов­ной обители. Поэтому так важно принять сад-гуру и вручить себя ему».

В книге «Прогулки со святым» (стр. 144, англ. издание) он утверждает следующее: «Если гуру не знает сварупу своего ученика, он не гуру. Это означает, что он сам ещё не утвердился в шуддха-саттве. Как он может помочь своему ученику?»

    Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада утверждал подобное. В комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.71) он пишет: «Преданный среднего (мадхьяма) уровня не может развиваться, если он не общается с преданными высшего (уттама) уровня».

    Это означает, что как каништха-гуру, так и мадхьяма-гуру обязаны искать прибежища у стоп маха-бхагават ради дальнейшего очищения и обретения понимания своей нитьясварупы. Если они желают блага для самих себя, тогда они будут искать общения с великими вайшнавами. В таком случае этих учителей следует уважать и развивать с ними отношения, поскольку благодаря такому поведению, они доказывают, что радеют о благе своих учеников и самих себя. Однако, если не достигший совершенства преданный или гуру избегает общения с маха-бхагаватами, значит следует сторониться его, поскольку он не осознал в достаточной степени своего падшего положения и поэтому не спасёт тех, кто ему полностью предастся. Чаще всего таким человеком движут корыстные мотивы, а не дух гаудия-вайшнавизма. Если кто-то осознаёт в полной степени своё несовершенство, то он непременно будет искать любую возможность общения с уттама-адхикари.

    В декабре 2012 года мне удалось пообщаться со Шрипад Неми Махараджем через Интернет, когда он был в Англии. Мне было известно о том, что он посещал Шрилу Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махараджа. Я выразил ему почтение за то, что он не стоит на месте в духовной жизни и ищет милости самого высокого уровня. В ответ на это он мне ответил: «Я просто ищу такого общения, которое могло бы меня вдохновлять в преданном служении. Необходимо искать благоприятное общение для собственного развития».

    В связи с этим мы решили взять интервью у Шрипад Неми Махараджа, как только у нас появится для этого благоприятная возможность. Так родилась беседа, которая состоялась у нас на алтайском фестивале.

Ари Мардан дас

Дхаранидхара Прабху: Харе Кришна, Неми Махарадж! Мы хотим взять у Вас интервью для нашего веб-сайта sampradaya.ru.

    Мы знаем о том, что Вы посещали очень возвышенного вайшнава из нашей линии, который живёт в Шри Чайтанья Гаудия Матхе – Шрилу Бхакти Валлабху Тиртху Махараджа, а также его духовного брата – Шрилу Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махараджа. Пожалуйста, расскажите о Ваших взаимоотношениях с этими возвышенными душами.

Шрипад Б.Неми Махарадж: Я хочу рассказать предысторию.

    До того, как развить отношения с Шрилой Гурудевом (Шрилой Нараяной Госвами Махараджем), я пытался понять, как обрести возвышенное общение и насколько оно важно для меня. Прежде всего, я спросил у Шрилы Нараяны Госвами Махараджа: «Вы говорите, что необходимо общаться с возвышенными преданными. Кто эти преданные? Как их распознать?» Он ответил: «Ты помнишь, как ты встретился со своим Гуру Махараджем (Шрилой Бхактиведантой Свами)? Я ответил: «Да, конечно помню». Он снова спросил: «Ты почувствовал его необычное влияние на себя?» Я ответил: «Конечно». И тогда он сказал: «Если сейчас есть на планете такой же вайшнав, который создаёт подобное чувство у тебя в сердце, это и есть тот, кто тебе нужен».

    Я раньше думал, что должен искать влияния подобного тому, который дал мне Шрила Прабхупада, у его санньяси или Джи-Би-Си, но оказалось, что нет. И поэтому я сказал ему: «Я вижу только Вас. Вы тот человек, что влияет на меня подобно Шриле Прабхупаде».

    Только тогда я начал понимать все эти тонкости возвышенного общения. Это было в самом начале развития отношений с Шрилой Гурудевом. Чем больше я с ним общался, тем глубже понимал, что если я хочу понять учение моего Гуру Махараджа (Шрилы Бхактиведанты Свами), то обязан общаться с Шрилой Нараяной Махараджем.

Дхаранидхара Прабху: То есть своим вопросом Шрила Нараяна Госвами Махарадж помог Вам разобраться с чувствами внутри?

Шрипад Б.Неми Махарадж: Да, он подчёркивал необходимость связи с сад-гуру. Тогда я спросил у него: «Как распознать возвышенное общение?» Он ответил: «Если ты видишь тождество влияния одного сад-гуру с другим возвышенным преданным, то это и есть один из признаков[i]».

    Тогда я осознал, видя могущество Шрилы Нараяны Махараджа, что он и Бхактиведанта Свами пребывают на одном духовном уровне. Несмотря на это, с самой первой встречи с Шрилой Нараяной Махараджем, я обнаружил различие, а не единство. И это вызвало во мне сомнение[ii]. Я как бы немного заблудился вследствие непонимания и поэтому снова обратился к нему с вопросом: «С одной стороны я понимаю, что Вы с моим Гуру Махараджем едины, но в то же самое время вижу между Вами различия». И тогда он шутливо ответил: «Не совсем различны. Он Бхактиведанта Свами Махарадж, а я Свами Бхактиведанта Нараяна».

    Он очень и очень часто говорил нам всем о том, что возвышенное общение с великими вайшнавами крайне необходимо. Когда он был здесь, я стремился быть с ним. Я никогда не общался с Шрилой Бхакти Ракшак Шридхарой Махараджем, Шрилой Гоур Говиндой Махараджем – его я видел всего один раз. Со Шрилой Бхакти Прамод Пури Махараджем мог бы общаться, но, к сожалению не получилось. Так же и со Шрилой Бхакти Кумуд Шанта Махараджем не общался. Однако когда Шрила Гурудев ушёл из этого мира, я понял, что на основании того, что дал он нам всем, я должен с кем-то общаться. Надо. И я начал снова наблюдать.

    Один преданный рассказывал мне о том, что однажды, когда проповедовал наш Шрила Гурудев (Шрила Нараяна Махарадж), к нему пришёл Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж. Он рассказал хари-катху и после ушел. И тогда Шрила Гурудев сказал: «Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж очень похож на меня и поэтому Вы можете слушать его хари-катху». Сам я не слышал, чтобы он кому-то рекомендовал это.

Ари Мардан Прабху: Где это было?

Шрипад Б.Неми Махарадж: Я не знаю точно, в каком месте это было. Мне об этом рассказал один преданный, который был с ним в то время. Это было где-то в Индии. Там было несколько человек свидетелей.

    В то время Шрила Гурудев посетил Матх Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Махараджа, и там они встретились также с Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Махараджем. Дхир-Кришна Прабху из Шри Рупа-Санатана Гаудия Матха поведал мне, что он был одним из преданных, которые тогда сопровождали Шрилу Гурудева, и что после разговора с Бхарати Махараджем, выйдя наружу, Шрила Гурудев сказал им следующее: «Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махарадж достоин быть ачарьей» (Когда Дхир-Кришна Прабху говорил об этом подробно Шрипаду Неми Махараджу, то также добавил, что он почувствовал, что в этот момент Шрила Гурудев намекнул на то, что у Шрилы Бхакти Вигьян Бхарати Махараджа такое же настроение, как у Шрилы Гурудева. Об этом мне рассказывал Шрипад Неми Махарадж в 2012 году).

    Хотя я не знал Шрилу Бхакти Вигьян Бхарати Махараджа и прежде не общался с ним, тем не менее, я решил, что надо попробовать встретиться. В том году (это было до навадвипапарикрамы) я десять дней жил в Калькутте в их Гаудия Матхе. В это время я начал его слушать.

    Его здоровье тогда было чуть лучше, чем сейчас. Каждое утро он давал даршан для западных преданных. Он был прекрасен, всех очаровывал своей хари-катхой! Он не очень хорошо говорит на английском, но на своём языке он рассказывает очень привлекательно. Когда он рассказывает катху на бенгали, это выглядит неимоверно сильно, очень мощно. Однако в то же время он очень нежен ко всем преданным.

    В это время его посетила небольшая группа из санги Гурудева. Это было до парикрамы. Он фактически игнорировал меня. Иногда смотрел, но не так, чтобы я почувствовал у него какую-то заинтересованность во мне. Это меня не очень радовало. Мы общались с ним каждое утро. Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж был там. Я не могу сказать, что я часто с ним общался, но, тем не менее, я видел, как он каждое утро там появлялся и совершал туласипарикраму. Вечером он приходил встречаться с преданными. Все могли получить прасад от него. Он был очень нежен ко мне.

    Когда мы посетили Маяпур, в конце парикрамы, мы снова зашли в их Матх. Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж был там. Он сидел в обществе многих вайшнавов. Они окружили его. Хотя я был там, он не обращал на меня внимания. Тогда я решил уйти, чтобы уступить место тем, кто желал бы сидеть с ним близко. Когда я вернулся назад через некоторое время, неожиданно он обратил на меня внимание. Он обратился ко мне и стал говорить так, что это очень удивило меня. Я почувствовал, что это было как электрический разряд, который прошёл у меня по телу. Удивительно, удивительный опыт!

    На следующий день нашего пребывания в Калькуттском Шри Чайтанья Гаудия Матхе появился один преданный, он, кажется, приехал из Германии. Обычно Бхарати Махарадж, когда рассказывал хари-катху, смотрел на него.

Дхаранидхара Прабху: А-а-а! Это Мадан Гопал Прабху из Словении!

Шрипад Б.Неми Махарадж: Наверное. Так вот, в этот день Бхарати Махарадж рассказывал сиддханту, обращаясь к нему. Однако на следующий день, когда мы к нему пришли, он рассказывал хари-катху мне, только глядя на меня. Я погрузился совсем в иной мир. Очень удивительно! Когда чувствуешь, как возвышенный вайшнав обращает на тебя свое внимание, это порождает удивительный опыт, очень удивительный опыт!

    Я очень хотел как можно больше общаться с ним, но, к сожалению, мне нужно было уезжать проповедовать. И тогда я принял решение, что в следующую картику я буду с ним. В следующий раз, когда я прилетел в Индию, то сразу из Дели отправился с Чандигарх.

    Конечно, их метод соблюдать картика-врату отличается от того, как установлено в нашей санге. Мы уже привыкли к другим стандартам. В это время он не давал даршаны для западных преданных. Он просто сидел и читал журнал, а преданные сидели вокруг него и повторяли джапу. Иногда он шутил с ними или давал им какие-то небольшие рекомендации. Каждый день понемногу он что-то рассказывал нам. А вечером он рассказывал хари-катху. В то время он рассказывал историю о спасении слона Гаджендры, гаджендра-мокшу из «Шримад-Бхагаватам».

Ари Мардан Прабху: Да, да, мы публиковали эту катху на нашем сайте несколько месяцев назад.

Шрипад Б.Неми Махарадж: А утром они проводят очень хороший нагара-санкиртан. В течение всего месяца Карттика, они проходят по городу с киртаной. А Шрилу Махараджа медленно везут в открытой машине.

Ари Мардан Прабху: Шрилу Бхакти Вигьян Бхарати Махараджа?

Шрипад Б.Неми Махарадж: Да! Удивительно! Люди подходили к участникам нагара-санкиртаны с лампадами, гирляндами, сладостями. Сначала они предлагают Божествам, потом, пройдя чуть дальше, они предлагают людям прасад. Всё очень красиво, как в сказке на самом деле. У них был хороший киртан! Очень хороший киртан! Мне он очень понравился.

    Бхагават Махарадж был там, большой Бхагават Махарадж. Мы жили вместе в одной комнате. Шрила Бхарати Махарадж знает его и очень любит, потому что он знает его с тех пор, когда он был ещё брахмачари. А это было уже очень давно. Это было во времена Шрилы Прабхупады (Бхактиведанты Свами). Бхарати Махарадж помнит его ещё с тех времён, поэтому он очень привязан к нему.

    После этого мы поехали в Пуну. Каждый день мы проводили утреннюю программу. Бхакти Вигьян Бхарати сидел на кровати так, чтобы из своей комнаты он мог видеть алтарь. Однажды мы совершали туласипарикраму и пели ей славу. Он вдруг позвал меня и сказал: «Джайа джайа пурнамаси абхира-нагари – этот вариант последовательности слов в киртане неправильный». Я заметил, что у них в Матхе поют: джайа пурнамаси джайа абхира-нагари.

    Он объяснил, что абхира-нагари означает героиня. Абхира[iii] — это не самый высокий подкласс вайшьев. А Шримати Радхика и все гопи они абхира, но Паурнамаси она очень возвышенная. Она брахмани. Поэтому джайа пурнамаси джайа абхира-нагари.

Дхаранидхара Прабху: Понятно, значит нужно разделять!

Шрипад Б.Неми Махарадж: Да, да.

Дхаранидхара Прабху: Когда у нас, среди не очень опытных преданных обсуждался этот вопрос, то мы решили, что нет ничего страшного, если одни поют так, а другие эдак.

Шрипад Б.Неми Махарадж: Нет, нет. Бхарати Махарадж объяснил и показал в их песеннике, где было неправильно написано. Это было очень сладостное обсуждение. Шрила Бхарати Махарадж знает многое, сейчас он переводит «Шри Чайтанья-чаритамриту» на хинди.

Ари Мардан Прабху: Пишет ли он какие-то комментарии к ней при переводе?

Шрипад Б.Неми Махарадж: Нет, только перевод делает.

    Каждый вечер, примерно в четыре часа или полпятого, он прогуливается. Сейчас он не настолько сильный, его здоровье не очень. Иногда рядом с ним кто-то идёт с креслом. Примерно через двести метров он садится в него. Тогда сразу вокруг него собираются преданные.

    Если кто-то покупает билет, то он просит показать ему его. Он знает все рейсы и время отправления поездов. Очень подробно помнит, куда и когда выходит тот или иной поезд и куда и во сколько он приходит. Так подробно-подробно (смеётся). Каждый раз, когда кто-то покупает билет или кто-то говорит про кого-то, что он приедет послезавтра, он сразу реагирует и спрашивает: «На каком поезде?» Когда мы приехали, он сразу сказал: «Ваш поезд опоздал!»

    Однажды он рассказал, про Шрилу Бхактивиноду Тхакура и Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. В то время было большое собрание пандитов. Они бросили вызов Шриле Бхактивиноде Тхакуру, который по причине слабого здоровья не мог поехать туда, чтобы ответить на вызов. А Бимал Прасад (прежнее имя Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады до принятия санньясы) в то время был молодым. Он сказал отцу: «Я поеду туда вместо тебя». Бхактивинода Тхакур так обрадовался, что его сын сможет вместо него ответить на вызов брахманов, и стал вот так гладить его (гладит Ари Мардана Прабху по голове и плечу). Вот так же и Бхарати Махарадж гладил меня. Бхактивинода Тхакур давал сыну все благословения и гладил его. И Бхарати Махарадж гладил меня так же. Я был просто в блаженстве. Так приятно получать благословения от святого. Они порой так поступают с нами.

    Его шакти входит в тебя, когда внимательно слушаешь его хари-катху. Он очень дружелюбный и мягкий. Он высокого роста! Большой, очень! Там была одна женщина, и я сказал ей: «Мне кажется, что раньше он был очень сильным физически». Она отреагировала: «Да и также очень красивым».

    Бхарати Махарадж рассказал, что раньше у них была одна комната, в которой хранилось очень много риса. Много мешков, каждый не меньше пятидесяти килограммов. Преданные чуть не плакали, когда нужно было ремонтировать помещение, потому что для этого нужно было перенести все мешки в сторону. Они не знали, кто сможет это сделать. А Бхарати Махарадж сказал: «Не переживайте, я всё сделаю». И после обеда, когда все спали, он один всё перетаскал.

Ари Мардан Прабху: Из одного помещения в другое?

Шрипад Б.Неми Махарадж: Да, да, каждый мешок по пятьдесят килограммов. Он рассказывал эту историю, а потом сказал нам: «А сейчас я без палки никуда выйти не могу».

    Он такой заботливый! Каждый день он спрашивал у своего слуги: «А сколько чапати сегодня съел Неми Махарадж?» (смеётся). Он часто смотрит на преданных, когда они принимают прасад. Ему нравится смотреть, как все вкушают.

Ари Мардан Прабху: Это подобно тому, как Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур поёт в своей «Гурв-аштаке»:

чатур-видха-шри-бхагават-прасада-
свадв-анна-триптан хари-бхакта-сангхан
критваива триптим бхаджатах садаива

«Гуру всегда рад смотреть на то, как его ученики вкушают пищу четырёх видов».

Шрипад Б.Неми Махарадж: Да, да.

Кстати, кажется, я видел тут на фестивале одну молодую девушку, она была там с нами в Чандигархе!

С Бхакти Валлабха Тиртхой Махараджем я не так много общался. Я получал его даршан. Помню, мы пересеклись с ним в Малайзии. Он подошёл ко мне и спросил меня: «Кто Вы и откуда?». Я ответил ему: «Я ученик Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, а санньясу я получил от Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа». Он сказал: «О! Замечательно!»

Дхаранидхара Прабху: Махарадж, что Вы думаете по поводу разницы в настроениях? Многих преданных останавливают, когда они идут к Шриле Бхакти Вигьян Бхарати Махараджу и говорят: «Ну ведь у него иное настроение, не такое, как у нашего Шрилы Гурудева».

Шрипад Б.Неми Махарадж: Разве настроение моего Гуру Махараджа (Бхактиведанты Свами) одинаковое с Шрилой Нараяной Махараджем? Нет. На самом деле есть большая разница между их настроениями. Например, в том, как они говорили, о чём они говорили. Но какова суть или смысл их миссии?!

Ари Мардан Прабху: Главное адхикара!

Шрипад Б.Неми Махарадж: Да, способ представлять истину у Шрилы Бхакти Вигьян Бхарати Махараджа несколько иной. Его подход не так похож на подход Шрилы Гурудева. Однажды, мы как обычно пели утренние бхаджаны. Одна из наших преданных пела бхаджан «Радха-Кришна прана мора». Мы пели, а другие почему-то не пели и молчали. Они ничего не сказали. И тогда, когда она запела последний стих, то все их преданные вдруг стали петь его. Тогда я понял, что у них есть такое наставление от старших. Но со временем Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж начал говорить о гопи и подобных темах. Однажды он совсем неожиданно начал говорить о Шриле Рагхунатхе дас Госвами, о настроении разлуки из «Вилапа-кусуманджали». Я помню, как он спросил: «Какую мелодию Шри Кришна играет на флейте? Звуки флейты выражают только имя Шримати Радхики».

Он (Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж) — там (показывает пальцем вверх), в той группе. Он, конечно, не так открыто говорит, как наш Шрила Гурудев, но он знает и иногда говорит.

Не только метод подачи сиддханты или возвышенных тем может отличаться, но также и наставления. Например, кто-то может говорить о том, что нельзя читать десятую Песнь «Бхагаватам».

Дхаранидхара Прабху: То есть у них не рекомендуют читать эту Песню?

Шрипад Б.Неми Махарадж: Иногда запрещают.

Дхаранидхара Прабху: Они как-то комментируют то, что Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада написал книгу «Источник Вечного Наслаждения» или «Кришна», как её по-другому называют?

Шрипад Б.Неми Махарадж: Мы можем рассмотреть это как-нибудь в следующий раз. Это очень непростая тема.

Дхаранидхара Прабху: Хорошо. Спасибо большое, Неми Махарадж, за Ваше общение.

Шрипад Б.Неми Махарадж: Харе Кришна!

Транскрипция: Ари Мардан д.

Редакция: Ари Мардан д., Дхаранидхара д., Шамали д.д.

Сноски: Дхаранидхара д.

Из лекции Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, прочитанной в Матхуре, Шри Кешаваджи Гаудия Матхе, в 1991г.: «…Сваджатия, по большому счету, — это те, кто обладают радха-севика-абхиманом. Вот они-то в полном смысле сваджатия-снигдха-асия. Мы будем общаться с преданными, но, прежде всего, мы должны видеть, что эти преданные превосходят нас по уровню, и также, что наше и их настроение (асия) близко. Оно не может быть идентично, но должно быть одного типа. Мое настроение и настроение Рупы Госвами не будет абсолютно идентично, но оно должно быть одного типа. Таков смысл понятия сваджатия: он — океан того настроения, к которому я стремлюсь. Мой Гурудев — океан того настроения, и общение с ним приведёт меня к бхава-садхане, к према-садхане, а затем и к васту-сиддхи…» (Комментарий на «Вилапа-кусуманджали», стих 20).